0

Ауе что это значит в тюрьме

Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

На блатном жаргоне

В российском уголовном мире аббревиатура АУЕ означает «арестантский уклад един». Первоначальный вариант расшифровывался как «Арестантское уголовное единство». Сам термин в среде арестантов являлся камерным приветствием в малявах (письмах).

Арестант – справедливый и уважаемый всеми заключенный, придерживающийся воровских законов и традиций. Говорить, что арестант порядочный, – неправильно, ибо непорядочных арестантов просто не бывает. Получается, что право на АУЕ имеют только авторитетные сидельцы, и по воровским понятиям с любого другого человека, не принадлежащего к категории арестанта, но использующего и рекламирующего АУЕ, могут спросить. Однако сейчас в России все меньше «черных зон», где правят воры в законе, и на уровне камер и отрядов все традиции забываются и трактуются по-своему.

Настоящих авторитетов, способных внести ясность и правильно растолковать воровские законы, крайне мало. Зато много откровенных бандитов, которые идут на сотрудничество с тюремной и лагерной администрацией, навязывая свою новую субкультуру, лишь прикрывая её воровскими традициями.

Кто стоит за АУЕ?

За этим явлением стоят бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения – ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище – рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам – смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» – на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ , укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он – «чмо и безмозглый лентяй».

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании – тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это – в считанные годы.

На автомобильных номерах

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ . Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Но счастье длится недолго: брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркотики; каждый деревенский сержант захочет самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер покупает обычный человек, то его могут тормознуть и настоящие бандиты, предлагая кинуть пару тысяч в общак. У нормального же авторитета, придерживающегося воровских традиций, к номерам АУЕ возникает презрение. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить, поскольку её владелец расценивается как самозванец.

Читайте также:  Градус алкоголя в квасе

АУЕ (также используется вариант А. У. Е. [1] ) — «арестантский уклад един» (или «арестантское уркаганское единство») — название и девиз предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних (подростков, юношей и девушек) [2] [3] [4] . Это молодёжное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия [2] , требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем.

Содержание

История

2011 год

Полицейские выявили банду, которая действовала в посёлке Приисковый Нерчинского района Забайкальского края. В банду входили почти два десятка человек, один раз они напали на товарную контору. Налётчики жестоко избили сторожа, но в помещении сработала сигнализация, и им пришлось убежать. Сторож сумел опознать одного из преступников, а оперативники вычислили остальных участников банды. Оказалось, что в неё входили подростки и юноши из благополучных семей в возрасте от 15 до 22 лет. Члены банды навязывали воровские идеи в своей школе и в начальных классах. По утверждениям газеты, в каждом классе у них были «смотрящие», собиравшие с одноклассников дань в «общак». Часть средств из «общака», по данным полиции, члены банды переправляли в колонию, расположенную на территории посёлка [5] .

2013 год

В Чите начались массовые беспорядки в ПТУ № 6 (ПТУ № 14) [6] . Некоторыми СМИ было объявлено даже о наличии заложников [7] . Около сотни полицейских приняли участие в операции, 30 подростков (в том числе 2 девочки) было задержано, зданиям и мебели нанесён ущерб на 1 миллион рублей [8] [9] . По заявлениям местных СМИ, власти связали беспорядки с влиянием АУЕ [10] [11] [12] [13] [14] .

В селе Малый Куналей во время парада на День Победы полицейские и публика были закиданы камнями, когда демонстрация проходила мимо местного приюта. Три парня из приюта, которые кидали камни, целясь именно в полицейских, были задержаны (двое из них имели ранее приводы в полицию, а один уже был под следствием). По сообщению местного телеканала от 27 мая 2013 года, трое полицейских пострадали [15] .

2014 год

В Чите, по рассказу майора полиции Тараса Яковенко, из временного полицейского участка «Арахлейское» [16] [17] во время задержания «cалонника… , он стал кричать: „АУЕ! Ворам свободу!“ Тут же прибежали около десяти человек, попытались напасть на меня и напарника. Мне пришлось стрелять в воздух, чтобы нападавшие успокоились, и вызывать ОМОН» [18] . В результате были задержаны 8 молодых людей 1991—1993 годов рождения, именующие себя АУЕ. Полицейские написали рапорт о нападении на них при исполнении служебных обязанностей [16] .

В городе Шилке два выпускника детдома на 400 воспитанников в октябре и ноябре 2014 года совершили самоубийства и ещё 2 — неудачные попытки самоубийства. Правозащитники связали эту серию смертей с вымогательством у сирот их социальных пособий учащимися с криминальным прошлым, членов АУЕ. В ноябре полиция после погони задержала автомобиль «смотрящего» за лицеем, выпускника детдома. У «смотрящего» был обнаружен счёт в банке с деньгами, полученными от поборов в детдоме. За рулём автомобиля был бывший заключённый, отсидевший за убийство. Он быстро сбежал, а авто и полицейских окружили восемь подростков. Они порезали себе вены на руках стёклами и забрызгали кровью машину ГИБДД [5] [19] .

О росте банд АУЕ впервые сообщила прокуратура Забайкальского края в лице начальника по надзору за исполнением Законов о несовершеннолетних и молодёжи Евгения Синельникова, в частности, в заявлении прокуратуры упоминался сбор и вымогательство денег на «общак». [20]

В Казани, в районе поселка Юдино, по утверждению «Новой газеты», 16-летние члены АУЕ вместе с совершеннолетними уголовниками требовали деньги с одного парня. Он пришёл на встречу с ними вместе со своим отцом, бандиты убили и его, и отца, взяли у них ключи от квартиры, зашли в эту квартиру, убили в ней мать, после чего обокрали квартиру. Позже следствие связало эту банду с двумя предыдущими убийствами таксистов в городе [19] .

2015 год

В городе Улан-Удэ, в Советском районе, 12-летнего мальчика регулярно избивали 13—14-летние члены банды АУЕ — они требовали взноса в «общак» для тех, кто отбывает срок в тюрьме, по 5—100 рублей в день. Мальчик был полностью беззащитен и близок к суициду. Местная соцслужба и активисты спасли мальчика перед попыткой самоубийства и завели дело в местной полиции. [21] [22]

В городе Борзе в многопрофильном лицее произошли два самоубийства учащихся в мае 2015 года, связанных с АУЕ [19] .

В декабре в официальном документе Совета при Президенте Российской Федерации говорилось, что «в Забайкальском крае выявлено многолетнее широкое распространение криминальной субкультуры „АУЕ“, участники которой занимаются вербовкой детей в криминалитет и поборами с детей в учебных заведениях». Правоохранительным органам было предписано «принять неотложные исчерпывающие меры по искоренению криминальной субкультуры „АУЕ“ и привлечению к ответственности её участников и покровителей» [23] .

2016 год

В Чите, в районе КСК, полиция задержала двух 17-летних парней, совершивших убийство своего 17-летнего одноклассника из вечерней школы и его матери, так как они решили, что она знала, с кем её сын собирался встретиться перед смертью. В полиции убийцы признались, что относятся к АУЕ, но не смогли дать дополнительной информации по данной преступной организации [24] [25] .

В Бурятии бандиты за кражу банана посадили в мешок мальчика, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и избили. По сообщениям местных СМИ, девочкам, которые защищали другого мальчика, наливали горячий суп в руки и заставляли есть, детям прижигали руки утюгами и подвешивали их вниз головой [26] .

В городе Хилок Забайкальского края в ночь на 2 февраля толпа малолетних бандитов напала на полицейский участок с камнями и металлическими палками [27] . Несколько подростков из местного детского дома-интерната (или воспитательного центра для трудных подростков) решили силой освободить своего сообщника из полицейского участка, куда он попал, будучи задержанным за пьянство и нападение на полицейского при исполнении. Полицейские отбили штурм, но участок был повреждён — все окна разбиты, вывески оторваны, полицейские машины на стоянке повреждены [28] [29] [30] .

В посёлке городского типа Новопавловке Забайкальского края родители учинили расправу над малолетними преступниками, контролировавшими местную школу № 17, из АУЕ — избили их. Причиной самосуда была дань, которой бандиты обложили учеников школы: от 100 до 250 рублей в месяц с каждого. С одного из детей за просроченный платёж сорвали куртку в мороз −40 °С [31] . По словам жительницы Новопавловки, собранные деньги малолетние вымогатели передавали взрослым преступникам [27] . В ответ на расправу АУЕ объявило войну активистам среди родителей, угрожая поджечь их дома. Несколько домов загорелись, но были вовремя потушены. Полицейский участок в посёлке, где сидел задержанный взрослый уголовник, связанный с АУЕ и запугивающий всю деревню — Алексей Ланичев, известный под кличками «Мементо» и «Моментик» — был подвергнут штурму бандитами АУЕ в попытке освободить задержанного [22] .

Корреспондент The Moscow Times Оливер Керрол посетил посёлок и другие неспокойные поселения Забайкальского края; некоторые из его местных собеседников утверждали, что около 40 % подростков Новопавловки состоят в АУЕ [27] [32] [33] [34] .

Проникновение в кадетское заведение

В декабре 2016 года сообщалось о деятельности бандитов АУЕ в Усольском гвардейском кадетском училище/корпусе в город Усолье-Сибирское Иркутской области [35] . Один из кадетов сбежал из корпуса из-за избиений, издевательств и вымогательства. Будучи близок к суициду, он обратился прямо в городе к учителю из корпуса за помощью. Вместе они пришли в полицию и подали заявление, но, согласно тексту статьи в «КП», руководство кадетского корпуса отрицало всю историю, затормозило расследование, а учитель был уволен [36] . По утверждению журналиста Галины Солониной, из 113 сотрудников кадетского корпуса 17 человек (4 воспитателей, 13 из персонала) имели судимости, причём у большинства из них было по два и более преступления. Например, один из воспитателей обвинялся в краже и истязаниях, один — в нарушении ПДД, повлекшем серьёзные последствия и в подделке документов, а двое — в угрозе убийством. Кочегар был на скамье подсудимых шесть раз и в общей сложности отсидел более 20 лет за кражи, хулиганство, истязания и два изнасилования. Всех этих бывших зэков устроил на работу директор корпуса Игорь Пименов, который до этого долго работал директором исправительного учреждения [37] .

Читайте также:  Вторая линия при звонке

2017 год

В августе 2017 года в Свердловской области, по сообщениям представителя СК Александра Шульги, за участие в массовых беспорядках в Рефтинском спецучилище были осуждены пять молодых людей (их возраст не назван). Они получили от 2 до 2,5 лет лишения свободы условно за свои деяния в августе 2016 года. Рефтинское училище закрытого типа, по утверждению прессы, ещё в августе 2016 года столкнулось с массовым побегом, организованным из-за невыполнения администрацией требований подростков насчёт использования только индивидуальной посуды в столовой. Перед побегом от 34 до 50 (по разным оценкам) воспитанников имуществу училища был нанесён ущерб на сумму более 250 тысяч рублей, а к воспитателям училища было применено насилие [38] .

Согласно интервью Лента.ру, конфликт начался из-за того, что «смотрящие и их приближённые не могут есть из одной посуды с опущенными» [39] . Это дело было расследовано следователями по особо важным делам в июне 2017 года, утверждено прокуратурой и передано в Свердловский областной суд [40] . Впоследствии участники массовых беспорядков были осуждены [41] [42] .

На Лента.ру также была опубликована аналитика по объединению разрозненных детских преступных компаний в организованные жестокие банды и другим тенденциям в молодёжной преступной среде [43] .

2018 год

24 августа 2018 года компания из 15 подростков в течение двух часов ходили и избивали прохожих на улицах Санкт-Петербурга. Жертвами банды стали 16 человек. Возбуждены два уголовных дела по статьям «Побои» и «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» [44] .

Реакция властей

В июне 2016 года ответственный секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Я. В. Лантратова сообщила газете «Известия» о том, что молодёжное криминализированное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях [27] [45] .

На заседании в Госдуме РФ в июне 2017 представитель МВД Евгений Дубов сказал, что «никакой организации нет». В ответ старший помощник председателя Следственного комитета Игорь Комиссаров резко сказал: [46]

Я говорю, знаете, тут такое ЧП случилось, ребёнка малолетнего изнасиловали здесь в интернате. Мне говорят: вы знаете, у нас в каждой школе есть в Забайкальском крае столы для опущенных. Вот это всё подтвердилось. То, что в каждой школе есть общак. Почему вы об этом не знаете?

В ноябре 2017 депутат Госдумы Антон Беляков внёс законопроект о запрете пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни [47] [48] .

Информация о деятельности банд АУЕ и методике их действий

Члены преступных объединений, относящих себя к АУЕ, обычно устанавливают в учебных заведениях свои порядки — вымогательствами и угрозами собирают с детей деньги в воровской общак, а отказывающихся сдавать деньги делают «опущенными», устанавливают отдельные парты для таких опущенных, особо обозначают их посуду и одежду, применяя разные способы запугивания, вплоть до избиений и сексуальных преступлений. По некоторым данным, скрытыми кураторами из взрослых криминальных группировок назначаются смотрящие из числа местных подростков [2] . Члены АУЕ создают сообщества в социальных сетях, на которые подписываются сотни тысяч человек [2] .

Основное свойство банд АУЕ заключается в несовершеннолетнем возрасте её членов. По мнению экспертов, это придаёт им ощущение безнаказанности и неуязвимости. Более того, эта неподсудность из-за возраста используется ими как средство запугивания и как защита при задержании полицией, на суде, особенно если взрослые избили их, пусть даже в целях самообороны [49] .

Кодекс АУЕ запрещает любое взаимодействие и помощь полиции, другим властным структурам. В любом районе действия банда АУЕ прежде всего старается вербовать детей и собирать с них «налог», строить параллельную структуру власти и порядка на основе понятий взрослых криминальных структур [50] . Идея такого «налога», сборов на «общак» в некотором роде издевательски копирует систему социального страхования, пенсионную систему: деньги, собранные с детей сейчас, идут тем, кто сейчас в тюрьме, и потом, в будущем, те члены АУЕ, что сдавали деньги сейчас, будут получать деньги от других (более молодых адептов АУЕ), находясь при этом в тюрьме (члены АУЕ верят, что они окажутся в тюрьме когда-нибудь). [ источник не указан 789 дней ]

АУЕ в интернете

В социальной сети «ВКонтакте» были созданы несколько сообществ с общим количеством участников около 200 тысяч [51] . Тематика сообщений в этих сообществах — одурманивание воровской романтикой, пропаганда и романтизация криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения [27] .

В 2017 году некоторые российские [52] и украинские [53] интернет-магазины продавали продукцию с символикой АУЕ.

В августе 2018 года стало известно [54] , что двух жителей Екатеринбурга арестовали по делу об «экстремистском сообществе АУЕ» во «ВКонтакте». Их обвиняют по статьям УК РФ 280 («О призывах к экстремизму через интернет») и 282.1 («Организация экстремистского сообщества»). Арестованные утверждают, что не связаны с криминальным сообществом и просто заняли пустующую нишу для извлечения прибыли.

Суждения о возникновении АУЕ

Некоторыми специалистами [ неопределённость ] принято считать, что до конца 2000-х годов, это сообщество имело влияние только внутри колоний [27] . В конце 2000-х годов оно начало распространять своё влияние в проблемных деревнях, посёлках и районах, действуя в школах, интернатах, детских домах и спецучилищах [2] .

Суждения о преемственности АУЕ с 1950-х годов

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права РГПУ имени А. И. Герцена С. Ф. Милюков считает, что в 1950—1960-е годы в СССР, несмотря на отсутствие самой аббревиатуры АУЕ, «значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим „воровским“ обычаям», что нашло отражение в преемственности понятий, которые «переходили от класса к классу, от поколения к поколению». Милюков отмечает, что если раньше всё «насаждалось бывалыми зэками», то в эпоху свободного доступа к Интернету «распространять законы АУЕ стало ещё проще». Он приходит к выводу о том, что очень мало известно «о том, что происходит сегодня в так называемых детских колониях, или колониях для несовершеннолетних», откуда «АУЕ тоже идёт, и идёт очень насыщенным потоком». И причина этого кроется в том, что «просто специально это явление никто не исследует» [55] .

Суждения о циклах подростковой преступности

Другие специалисты, например доктор юридических наук Владимир Овчинский, с 1980-х наблюдающий молодёжные группировки в России, высказывали мнения о существовании 20-летних циклов возрастания молодёжной преступности, вызванной периодичностью ослабления законодательства и распространения «воровской романтики» [56] .

Одной из первых молодёжных банд в Советском Союзе стала «Тяп-Ляп» из Казани. В ней состояли молодые люди и подростки, проживавшие в районе казанского завода «Теплоконтроль». Деятельность банды «Тяп-Ляп» и других аналогичных группировок позволила криминологам говорить о «казанском феномене» [57] . 14 апреля 1980 года суд приговорил лидера «Тяп-Ляп» Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Место «Тяп-Ляп» заняла группировка «Хади Такташ» в Казани в 1982 году и продержалась до 1990-х [58] . [ неавторитетный источник? ]

Суждение об альтернативном образе жизни и криминальном жизненном пути

Кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовно-исполнительного права ВЮИ ФСИН России В. В. Тулегенов отмечал, что в представлении членов АУЕ «есть мир законопослушный — неправильный, а есть правильный мир — криминальный», который они «пытаются насадить» и встречают противодействие со стороны власти. Он указывал, что «совершая преступления, они не думают, что причинили кому-то вред, они считают, что всё это во благо» и таким образом «они оправдывают своё поведение, свой образ жизни, наделяют определённым смыслом своё существование». При этом смысл жизни участников АУЕ «заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают — я не работаю, … нормальный человек создаёт семью — я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом». По словам В. В. Тулегенова, сам он впервые столкнулся с аббревиатурой АУЕ «десять лет назад, когда работал в Центральном федеральном округе» и «сейчас этот термин распространён уже и в Забайкалье, и на Дальнем Востоке». Он отмечает, что «дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры — плодотворная почва для распространения идей АУЕ» [55] .

Читайте также:  Где в экселе специальная вставка

Суждение о двойственности движения — реальные банды и виртуальные группы в интернете

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Д. В. Громов отмечал, что «слышал о таком движении в Краснодарском крае», как АУЕ, «лет восемь назад», «а прошлым летом о нём заговорили благодаря выступлению Яны Лантратовой». Громов указывал, что данное «явление имеет два уровня». В первом случае речь идёт о неблагополучных населённых пунктах, которые нередко близко расположены к местам заключения и здесь, по его мнению, «могли формироваться и структуры по типу АУЕ».

Под вторым уровнем Громов понимает «процессы, происходящие в интернете», которые слабо связаны с реальным обществом и представляют собой «определённый интернет-фольклор», который, по его мнению, можно отождествить «с детскими страшилками: где-то есть страшные „группы смерти“, фашисты, а сейчас вот появился и мем АУЕ», что совершенно не означает, что знающие о нём подростки и дети «имеют хоть какое-то отношение к криминалу». В качестве примера Громов приводит имевшую место в 2000-х годах волну интереса среди пользователей «Живого журнала» к субкультуре гопников, хотя «среди посетителей ЖЖ-сообществ, посвящённых гопникам, была исключительно образованная городская молодёжь».

Громов приходит к выводу о том, что в обязательном порядке следует «различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру» и считает, что Лантратова «фактически сделала рекламу этому движению», раз на её доклад обратил внимание Президент России [55] .

Для нормального человека расшифровка АУЕ несколько иная – абсолютно унылый евнух. Именно евнух или скопец – слуга в гареме идиотов. Малолетки из этого сообщества, достигая своей мечты попасть на зону, нередко становятся обычными прислужниками у авторитетов, но это еще в лучшем случае. Частенько из молодых бархатных «бродяг» делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали.

Деревенский «бродяга» из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки, и отпинавший слабака, упивается собственным величием. Где-то в глубине души он догадывается, что он чмо и безмозглый лентяй, но уголовная романтика делает свое дело.

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют ребята, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки сильно досаждают нормальным людям. Они занимаются сбытом краденного, часто заставляют совершать преступления малолеток, зная, что уголовная ответственность последним не грозит.

Виновато в порождении всей этой системы исключительно государство. Во-первых, в России весьма низкий уровень жизни – в поселках молодежь дуреет, у нее нет почвы для самовыражения, поэтому и создает банды АУЕ. Работы нет, гнить, как и их родители в нищете, дети не хотят. Во-вторых, везде кричат про «духовность», но при этом по Первому каналу и НТВ, например, показывают фильмы, воспевающие, криминальную романтику, и идеализирующие бесславных ублюдков-бандюганов, опять же транслируют концерты памяти Круга. Блатные песни остаются самыми популярными, свободно крутятся в любой маршрутке.

В-третьих, реформа полиции по факту ничего не дала. Есть хорошие полицейские, но остались в органах еще и откровенные отбросы, которые выбивают показания, ругаются матом, берут взятки. У школьника начинает формироваться извращённое, неправильное мнение, будто «мусора» все плохие, а уголовники – хорошие.

В-четвертых, молодежь неправильно мотивируют. Через новости, патриотические программы и прочие мероприятия В России в юные, сырые, неокрепшие мозги, в основном, закладывается культ силы. А следовало бы мотивировать подростков на труд, успех, учебу, умственное развитие.

Корни у расшифровки АУЕ растут из уголовщины, ведь сам термин является камерным приветствием. Заходит человек в «хату» и изрекает «АУЕ!», то есть, как бы показывает, что он свой, вор, гомосексуалист (именно "АУЕ" называются люди, вступающие в сексуальную связь с «петухами»), конь в загоне и прочая. Попытки создания и утверждения уголовного братства вытекают из главного мотива – получше прожить на зоне. Построив иерархическое сообщество уголовников, авторитетам перепадают разные блага, плюс спокойная жизнь и самоуважение. Нередко выгодна такая система и сотрудникам администрации колонии – меньше, по их мнению, работать можно.

Сейчас в России все меньше «черных зон», то есть, где правят уголовники, но на уровне камеры все традиции все-таки сохраняются. Есть и «петухи», и авторитеты, и общак, человека могут "опустить", а то и вовсе убить.

Но, как водится, авторитетов на всю зону несколько, а обычных уголовников – много. Поэтому молодой арестант, исповедующий принципы АУЕ, обычно должен исполнять в камере какие-то функции. Например, передавать «малявы» по ниткам у окна камеры, проносить в собственном анусе мобильные телефоны, варить наркозелье паханам и тому подобное.

В общем и целом на зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто подставляют, могут обыграть в карты, а нередко, и "опустить". Гораздо легче простым мужиком шить фуфайки, чем пытаться играть в игры матерых уголовников.

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ. Смешнее всего смотрятся такие номера на «девятках» и «четырках» из провинции. Но дорогих машин с номерами АУЕ побаиваются, а БМВ или Мерседес с АУЕ 777 вызывают жуткий трепет у уголовного быдла – как же, едет вор в законе. Эта расшифровка даже еще более популярна, чем ВОР.

Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Можно эффектно постоять с такой машиной у подъезда или казино, перекидывая фенечки.

Но подобное "счастье" непостоянно и длится недолго – брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркоту, каждый деревенский сержант будет пытаться самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер купил обычный человек, то его могут остановить и настоящие уголовники, попросив кинуть пару тысяч в общак.

Ну и, соответственно, у нормального человека, который на свою машину заработал, а не наворовал, к номерам АУЕ возникает справедливое презрение и отвращение. Еще больше ненавидят эту гопоту люди, которые от нее пострадали. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и вовсе спалить.

Когда государство задумается над тем, что значит АУЕ, какие последствия может принести это течение, может оказаться слишком поздно. Сейчас пока банды АУЕ винят в избиениях, вымогательствах, воровстве, но через некоторое время, если не будут приняты меры, люди услышат об убийствах, совершаемых группировками АУЕ, кроме того, банды школьников подрастут, и в условиях усугубляющегося кризиса, немногочисленные группы отморозков превратятся в организованные криминальные банды, бригады. Мы получим ровно те 90-е, от которых так старались избавиться все это время.

Учитывая слабую надежду на то, что власти вряд ли будут принимать активные меры с целью недопущения грустного сценария (дескать, после нас хоть потоп), поднимать шум следует волонтерам. Высмеивать «опасных поциков», беседовать с ними, предавать огласке их преступления. В школах борьба с АУЕ должна вестись профилактически, на предварительном уровне, пока это сообщество еще не зародилось и не распространило широко свои метастазы.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

Ауе что это значит в тюрьме

Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

На блатном жаргоне

В российском уголовном мире аббревиатура АУЕ означает «арестантский уклад един». Первоначальный вариант расшифровывался как «Арестантское уголовное единство». Сам термин в среде арестантов являлся камерным приветствием в малявах (письмах).

Арестант – справедливый и уважаемый всеми заключенный, придерживающийся воровских законов и традиций. Говорить, что арестант порядочный, – неправильно, ибо непорядочных арестантов просто не бывает. Получается, что право на АУЕ имеют только авторитетные сидельцы, и по воровским понятиям с любого другого человека, не принадлежащего к категории арестанта, но использующего и рекламирующего АУЕ, могут спросить. Однако сейчас в России все меньше «черных зон», где правят воры в законе, и на уровне камер и отрядов все традиции забываются и трактуются по-своему.

Настоящих авторитетов, способных внести ясность и правильно растолковать воровские законы, крайне мало. Зато много откровенных бандитов, которые идут на сотрудничество с тюремной и лагерной администрацией, навязывая свою новую субкультуру, лишь прикрывая её воровскими традициями.

Кто стоит за АУЕ?

За этим явлением стоят бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения – ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище – рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам – смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» – на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ , укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он – «чмо и безмозглый лентяй».

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании – тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это – в считанные годы.

На автомобильных номерах

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ . Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Но счастье длится недолго: брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркотики; каждый деревенский сержант захочет самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер покупает обычный человек, то его могут тормознуть и настоящие бандиты, предлагая кинуть пару тысяч в общак. У нормального же авторитета, придерживающегося воровских традиций, к номерам АУЕ возникает презрение. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить, поскольку её владелец расценивается как самозванец.

Читайте также:  Градус алкоголя в квасе

АУЕ (также используется вариант А. У. Е. [1] ) — «арестантский уклад един» (или «арестантское уркаганское единство») — название и девиз предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних (подростков, юношей и девушек) [2] [3] [4] . Это молодёжное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия [2] , требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем.

Содержание

История

2011 год

Полицейские выявили банду, которая действовала в посёлке Приисковый Нерчинского района Забайкальского края. В банду входили почти два десятка человек, один раз они напали на товарную контору. Налётчики жестоко избили сторожа, но в помещении сработала сигнализация, и им пришлось убежать. Сторож сумел опознать одного из преступников, а оперативники вычислили остальных участников банды. Оказалось, что в неё входили подростки и юноши из благополучных семей в возрасте от 15 до 22 лет. Члены банды навязывали воровские идеи в своей школе и в начальных классах. По утверждениям газеты, в каждом классе у них были «смотрящие», собиравшие с одноклассников дань в «общак». Часть средств из «общака», по данным полиции, члены банды переправляли в колонию, расположенную на территории посёлка [5] .

2013 год

В Чите начались массовые беспорядки в ПТУ № 6 (ПТУ № 14) [6] . Некоторыми СМИ было объявлено даже о наличии заложников [7] . Около сотни полицейских приняли участие в операции, 30 подростков (в том числе 2 девочки) было задержано, зданиям и мебели нанесён ущерб на 1 миллион рублей [8] [9] . По заявлениям местных СМИ, власти связали беспорядки с влиянием АУЕ [10] [11] [12] [13] [14] .

В селе Малый Куналей во время парада на День Победы полицейские и публика были закиданы камнями, когда демонстрация проходила мимо местного приюта. Три парня из приюта, которые кидали камни, целясь именно в полицейских, были задержаны (двое из них имели ранее приводы в полицию, а один уже был под следствием). По сообщению местного телеканала от 27 мая 2013 года, трое полицейских пострадали [15] .

2014 год

В Чите, по рассказу майора полиции Тараса Яковенко, из временного полицейского участка «Арахлейское» [16] [17] во время задержания «cалонника… , он стал кричать: „АУЕ! Ворам свободу!“ Тут же прибежали около десяти человек, попытались напасть на меня и напарника. Мне пришлось стрелять в воздух, чтобы нападавшие успокоились, и вызывать ОМОН» [18] . В результате были задержаны 8 молодых людей 1991—1993 годов рождения, именующие себя АУЕ. Полицейские написали рапорт о нападении на них при исполнении служебных обязанностей [16] .

В городе Шилке два выпускника детдома на 400 воспитанников в октябре и ноябре 2014 года совершили самоубийства и ещё 2 — неудачные попытки самоубийства. Правозащитники связали эту серию смертей с вымогательством у сирот их социальных пособий учащимися с криминальным прошлым, членов АУЕ. В ноябре полиция после погони задержала автомобиль «смотрящего» за лицеем, выпускника детдома. У «смотрящего» был обнаружен счёт в банке с деньгами, полученными от поборов в детдоме. За рулём автомобиля был бывший заключённый, отсидевший за убийство. Он быстро сбежал, а авто и полицейских окружили восемь подростков. Они порезали себе вены на руках стёклами и забрызгали кровью машину ГИБДД [5] [19] .

О росте банд АУЕ впервые сообщила прокуратура Забайкальского края в лице начальника по надзору за исполнением Законов о несовершеннолетних и молодёжи Евгения Синельникова, в частности, в заявлении прокуратуры упоминался сбор и вымогательство денег на «общак». [20]

В Казани, в районе поселка Юдино, по утверждению «Новой газеты», 16-летние члены АУЕ вместе с совершеннолетними уголовниками требовали деньги с одного парня. Он пришёл на встречу с ними вместе со своим отцом, бандиты убили и его, и отца, взяли у них ключи от квартиры, зашли в эту квартиру, убили в ней мать, после чего обокрали квартиру. Позже следствие связало эту банду с двумя предыдущими убийствами таксистов в городе [19] .

2015 год

В городе Улан-Удэ, в Советском районе, 12-летнего мальчика регулярно избивали 13—14-летние члены банды АУЕ — они требовали взноса в «общак» для тех, кто отбывает срок в тюрьме, по 5—100 рублей в день. Мальчик был полностью беззащитен и близок к суициду. Местная соцслужба и активисты спасли мальчика перед попыткой самоубийства и завели дело в местной полиции. [21] [22]

В городе Борзе в многопрофильном лицее произошли два самоубийства учащихся в мае 2015 года, связанных с АУЕ [19] .

В декабре в официальном документе Совета при Президенте Российской Федерации говорилось, что «в Забайкальском крае выявлено многолетнее широкое распространение криминальной субкультуры „АУЕ“, участники которой занимаются вербовкой детей в криминалитет и поборами с детей в учебных заведениях». Правоохранительным органам было предписано «принять неотложные исчерпывающие меры по искоренению криминальной субкультуры „АУЕ“ и привлечению к ответственности её участников и покровителей» [23] .

2016 год

В Чите, в районе КСК, полиция задержала двух 17-летних парней, совершивших убийство своего 17-летнего одноклассника из вечерней школы и его матери, так как они решили, что она знала, с кем её сын собирался встретиться перед смертью. В полиции убийцы признались, что относятся к АУЕ, но не смогли дать дополнительной информации по данной преступной организации [24] [25] .

В Бурятии бандиты за кражу банана посадили в мешок мальчика, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и избили. По сообщениям местных СМИ, девочкам, которые защищали другого мальчика, наливали горячий суп в руки и заставляли есть, детям прижигали руки утюгами и подвешивали их вниз головой [26] .

В городе Хилок Забайкальского края в ночь на 2 февраля толпа малолетних бандитов напала на полицейский участок с камнями и металлическими палками [27] . Несколько подростков из местного детского дома-интерната (или воспитательного центра для трудных подростков) решили силой освободить своего сообщника из полицейского участка, куда он попал, будучи задержанным за пьянство и нападение на полицейского при исполнении. Полицейские отбили штурм, но участок был повреждён — все окна разбиты, вывески оторваны, полицейские машины на стоянке повреждены [28] [29] [30] .

В посёлке городского типа Новопавловке Забайкальского края родители учинили расправу над малолетними преступниками, контролировавшими местную школу № 17, из АУЕ — избили их. Причиной самосуда была дань, которой бандиты обложили учеников школы: от 100 до 250 рублей в месяц с каждого. С одного из детей за просроченный платёж сорвали куртку в мороз −40 °С [31] . По словам жительницы Новопавловки, собранные деньги малолетние вымогатели передавали взрослым преступникам [27] . В ответ на расправу АУЕ объявило войну активистам среди родителей, угрожая поджечь их дома. Несколько домов загорелись, но были вовремя потушены. Полицейский участок в посёлке, где сидел задержанный взрослый уголовник, связанный с АУЕ и запугивающий всю деревню — Алексей Ланичев, известный под кличками «Мементо» и «Моментик» — был подвергнут штурму бандитами АУЕ в попытке освободить задержанного [22] .

Корреспондент The Moscow Times Оливер Керрол посетил посёлок и другие неспокойные поселения Забайкальского края; некоторые из его местных собеседников утверждали, что около 40 % подростков Новопавловки состоят в АУЕ [27] [32] [33] [34] .

Проникновение в кадетское заведение

В декабре 2016 года сообщалось о деятельности бандитов АУЕ в Усольском гвардейском кадетском училище/корпусе в город Усолье-Сибирское Иркутской области [35] . Один из кадетов сбежал из корпуса из-за избиений, издевательств и вымогательства. Будучи близок к суициду, он обратился прямо в городе к учителю из корпуса за помощью. Вместе они пришли в полицию и подали заявление, но, согласно тексту статьи в «КП», руководство кадетского корпуса отрицало всю историю, затормозило расследование, а учитель был уволен [36] . По утверждению журналиста Галины Солониной, из 113 сотрудников кадетского корпуса 17 человек (4 воспитателей, 13 из персонала) имели судимости, причём у большинства из них было по два и более преступления. Например, один из воспитателей обвинялся в краже и истязаниях, один — в нарушении ПДД, повлекшем серьёзные последствия и в подделке документов, а двое — в угрозе убийством. Кочегар был на скамье подсудимых шесть раз и в общей сложности отсидел более 20 лет за кражи, хулиганство, истязания и два изнасилования. Всех этих бывших зэков устроил на работу директор корпуса Игорь Пименов, который до этого долго работал директором исправительного учреждения [37] .

Читайте также:  Веб приложение с нуля

2017 год

В августе 2017 года в Свердловской области, по сообщениям представителя СК Александра Шульги, за участие в массовых беспорядках в Рефтинском спецучилище были осуждены пять молодых людей (их возраст не назван). Они получили от 2 до 2,5 лет лишения свободы условно за свои деяния в августе 2016 года. Рефтинское училище закрытого типа, по утверждению прессы, ещё в августе 2016 года столкнулось с массовым побегом, организованным из-за невыполнения администрацией требований подростков насчёт использования только индивидуальной посуды в столовой. Перед побегом от 34 до 50 (по разным оценкам) воспитанников имуществу училища был нанесён ущерб на сумму более 250 тысяч рублей, а к воспитателям училища было применено насилие [38] .

Согласно интервью Лента.ру, конфликт начался из-за того, что «смотрящие и их приближённые не могут есть из одной посуды с опущенными» [39] . Это дело было расследовано следователями по особо важным делам в июне 2017 года, утверждено прокуратурой и передано в Свердловский областной суд [40] . Впоследствии участники массовых беспорядков были осуждены [41] [42] .

На Лента.ру также была опубликована аналитика по объединению разрозненных детских преступных компаний в организованные жестокие банды и другим тенденциям в молодёжной преступной среде [43] .

2018 год

24 августа 2018 года компания из 15 подростков в течение двух часов ходили и избивали прохожих на улицах Санкт-Петербурга. Жертвами банды стали 16 человек. Возбуждены два уголовных дела по статьям «Побои» и «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» [44] .

Реакция властей

В июне 2016 года ответственный секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Я. В. Лантратова сообщила газете «Известия» о том, что молодёжное криминализированное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях [27] [45] .

На заседании в Госдуме РФ в июне 2017 представитель МВД Евгений Дубов сказал, что «никакой организации нет». В ответ старший помощник председателя Следственного комитета Игорь Комиссаров резко сказал: [46]

Я говорю, знаете, тут такое ЧП случилось, ребёнка малолетнего изнасиловали здесь в интернате. Мне говорят: вы знаете, у нас в каждой школе есть в Забайкальском крае столы для опущенных. Вот это всё подтвердилось. То, что в каждой школе есть общак. Почему вы об этом не знаете?

В ноябре 2017 депутат Госдумы Антон Беляков внёс законопроект о запрете пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни [47] [48] .

Информация о деятельности банд АУЕ и методике их действий

Члены преступных объединений, относящих себя к АУЕ, обычно устанавливают в учебных заведениях свои порядки — вымогательствами и угрозами собирают с детей деньги в воровской общак, а отказывающихся сдавать деньги делают «опущенными», устанавливают отдельные парты для таких опущенных, особо обозначают их посуду и одежду, применяя разные способы запугивания, вплоть до избиений и сексуальных преступлений. По некоторым данным, скрытыми кураторами из взрослых криминальных группировок назначаются смотрящие из числа местных подростков [2] . Члены АУЕ создают сообщества в социальных сетях, на которые подписываются сотни тысяч человек [2] .

Основное свойство банд АУЕ заключается в несовершеннолетнем возрасте её членов. По мнению экспертов, это придаёт им ощущение безнаказанности и неуязвимости. Более того, эта неподсудность из-за возраста используется ими как средство запугивания и как защита при задержании полицией, на суде, особенно если взрослые избили их, пусть даже в целях самообороны [49] .

Кодекс АУЕ запрещает любое взаимодействие и помощь полиции, другим властным структурам. В любом районе действия банда АУЕ прежде всего старается вербовать детей и собирать с них «налог», строить параллельную структуру власти и порядка на основе понятий взрослых криминальных структур [50] . Идея такого «налога», сборов на «общак» в некотором роде издевательски копирует систему социального страхования, пенсионную систему: деньги, собранные с детей сейчас, идут тем, кто сейчас в тюрьме, и потом, в будущем, те члены АУЕ, что сдавали деньги сейчас, будут получать деньги от других (более молодых адептов АУЕ), находясь при этом в тюрьме (члены АУЕ верят, что они окажутся в тюрьме когда-нибудь). [ источник не указан 789 дней ]

АУЕ в интернете

В социальной сети «ВКонтакте» были созданы несколько сообществ с общим количеством участников около 200 тысяч [51] . Тематика сообщений в этих сообществах — одурманивание воровской романтикой, пропаганда и романтизация криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения [27] .

В 2017 году некоторые российские [52] и украинские [53] интернет-магазины продавали продукцию с символикой АУЕ.

В августе 2018 года стало известно [54] , что двух жителей Екатеринбурга арестовали по делу об «экстремистском сообществе АУЕ» во «ВКонтакте». Их обвиняют по статьям УК РФ 280 («О призывах к экстремизму через интернет») и 282.1 («Организация экстремистского сообщества»). Арестованные утверждают, что не связаны с криминальным сообществом и просто заняли пустующую нишу для извлечения прибыли.

Суждения о возникновении АУЕ

Некоторыми специалистами [ неопределённость ] принято считать, что до конца 2000-х годов, это сообщество имело влияние только внутри колоний [27] . В конце 2000-х годов оно начало распространять своё влияние в проблемных деревнях, посёлках и районах, действуя в школах, интернатах, детских домах и спецучилищах [2] .

Суждения о преемственности АУЕ с 1950-х годов

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права РГПУ имени А. И. Герцена С. Ф. Милюков считает, что в 1950—1960-е годы в СССР, несмотря на отсутствие самой аббревиатуры АУЕ, «значительная часть подростков и детей преклонялась и подчинялась этим „воровским“ обычаям», что нашло отражение в преемственности понятий, которые «переходили от класса к классу, от поколения к поколению». Милюков отмечает, что если раньше всё «насаждалось бывалыми зэками», то в эпоху свободного доступа к Интернету «распространять законы АУЕ стало ещё проще». Он приходит к выводу о том, что очень мало известно «о том, что происходит сегодня в так называемых детских колониях, или колониях для несовершеннолетних», откуда «АУЕ тоже идёт, и идёт очень насыщенным потоком». И причина этого кроется в том, что «просто специально это явление никто не исследует» [55] .

Суждения о циклах подростковой преступности

Другие специалисты, например доктор юридических наук Владимир Овчинский, с 1980-х наблюдающий молодёжные группировки в России, высказывали мнения о существовании 20-летних циклов возрастания молодёжной преступности, вызванной периодичностью ослабления законодательства и распространения «воровской романтики» [56] .

Одной из первых молодёжных банд в Советском Союзе стала «Тяп-Ляп» из Казани. В ней состояли молодые люди и подростки, проживавшие в районе казанского завода «Теплоконтроль». Деятельность банды «Тяп-Ляп» и других аналогичных группировок позволила криминологам говорить о «казанском феномене» [57] . 14 апреля 1980 года суд приговорил лидера «Тяп-Ляп» Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Место «Тяп-Ляп» заняла группировка «Хади Такташ» в Казани в 1982 году и продержалась до 1990-х [58] . [ неавторитетный источник? ]

Суждение об альтернативном образе жизни и криминальном жизненном пути

Кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовно-исполнительного права ВЮИ ФСИН России В. В. Тулегенов отмечал, что в представлении членов АУЕ «есть мир законопослушный — неправильный, а есть правильный мир — криминальный», который они «пытаются насадить» и встречают противодействие со стороны власти. Он указывал, что «совершая преступления, они не думают, что причинили кому-то вред, они считают, что всё это во благо» и таким образом «они оправдывают своё поведение, свой образ жизни, наделяют определённым смыслом своё существование». При этом смысл жизни участников АУЕ «заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают — я не работаю, … нормальный человек создаёт семью — я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом». По словам В. В. Тулегенова, сам он впервые столкнулся с аббревиатурой АУЕ «десять лет назад, когда работал в Центральном федеральном округе» и «сейчас этот термин распространён уже и в Забайкалье, и на Дальнем Востоке». Он отмечает, что «дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры — плодотворная почва для распространения идей АУЕ» [55] .

Читайте также:  Браузер сам открывает сайты

Суждение о двойственности движения — реальные банды и виртуальные группы в интернете

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Д. В. Громов отмечал, что «слышал о таком движении в Краснодарском крае», как АУЕ, «лет восемь назад», «а прошлым летом о нём заговорили благодаря выступлению Яны Лантратовой». Громов указывал, что данное «явление имеет два уровня». В первом случае речь идёт о неблагополучных населённых пунктах, которые нередко близко расположены к местам заключения и здесь, по его мнению, «могли формироваться и структуры по типу АУЕ».

Под вторым уровнем Громов понимает «процессы, происходящие в интернете», которые слабо связаны с реальным обществом и представляют собой «определённый интернет-фольклор», который, по его мнению, можно отождествить «с детскими страшилками: где-то есть страшные „группы смерти“, фашисты, а сейчас вот появился и мем АУЕ», что совершенно не означает, что знающие о нём подростки и дети «имеют хоть какое-то отношение к криминалу». В качестве примера Громов приводит имевшую место в 2000-х годах волну интереса среди пользователей «Живого журнала» к субкультуре гопников, хотя «среди посетителей ЖЖ-сообществ, посвящённых гопникам, была исключительно образованная городская молодёжь».

Громов приходит к выводу о том, что в обязательном порядке следует «различать реальные социальные проблемы и виртуальную игру» и считает, что Лантратова «фактически сделала рекламу этому движению», раз на её доклад обратил внимание Президент России [55] .

Для нормального человека расшифровка АУЕ несколько иная – абсолютно унылый евнух. Именно евнух или скопец – слуга в гареме идиотов. Малолетки из этого сообщества, достигая своей мечты попасть на зону, нередко становятся обычными прислужниками у авторитетов, но это еще в лучшем случае. Частенько из молодых бархатных «бродяг» делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали.

Деревенский «бродяга» из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки, и отпинавший слабака, упивается собственным величием. Где-то в глубине души он догадывается, что он чмо и безмозглый лентяй, но уголовная романтика делает свое дело.

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют ребята, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки сильно досаждают нормальным людям. Они занимаются сбытом краденного, часто заставляют совершать преступления малолеток, зная, что уголовная ответственность последним не грозит.

Виновато в порождении всей этой системы исключительно государство. Во-первых, в России весьма низкий уровень жизни – в поселках молодежь дуреет, у нее нет почвы для самовыражения, поэтому и создает банды АУЕ. Работы нет, гнить, как и их родители в нищете, дети не хотят. Во-вторых, везде кричат про «духовность», но при этом по Первому каналу и НТВ, например, показывают фильмы, воспевающие, криминальную романтику, и идеализирующие бесславных ублюдков-бандюганов, опять же транслируют концерты памяти Круга. Блатные песни остаются самыми популярными, свободно крутятся в любой маршрутке.

В-третьих, реформа полиции по факту ничего не дала. Есть хорошие полицейские, но остались в органах еще и откровенные отбросы, которые выбивают показания, ругаются матом, берут взятки. У школьника начинает формироваться извращённое, неправильное мнение, будто «мусора» все плохие, а уголовники – хорошие.

В-четвертых, молодежь неправильно мотивируют. Через новости, патриотические программы и прочие мероприятия В России в юные, сырые, неокрепшие мозги, в основном, закладывается культ силы. А следовало бы мотивировать подростков на труд, успех, учебу, умственное развитие.

Корни у расшифровки АУЕ растут из уголовщины, ведь сам термин является камерным приветствием. Заходит человек в «хату» и изрекает «АУЕ!», то есть, как бы показывает, что он свой, вор, гомосексуалист (именно "АУЕ" называются люди, вступающие в сексуальную связь с «петухами»), конь в загоне и прочая. Попытки создания и утверждения уголовного братства вытекают из главного мотива – получше прожить на зоне. Построив иерархическое сообщество уголовников, авторитетам перепадают разные блага, плюс спокойная жизнь и самоуважение. Нередко выгодна такая система и сотрудникам администрации колонии – меньше, по их мнению, работать можно.

Сейчас в России все меньше «черных зон», то есть, где правят уголовники, но на уровне камеры все традиции все-таки сохраняются. Есть и «петухи», и авторитеты, и общак, человека могут "опустить", а то и вовсе убить.

Но, как водится, авторитетов на всю зону несколько, а обычных уголовников – много. Поэтому молодой арестант, исповедующий принципы АУЕ, обычно должен исполнять в камере какие-то функции. Например, передавать «малявы» по ниткам у окна камеры, проносить в собственном анусе мобильные телефоны, варить наркозелье паханам и тому подобное.

В общем и целом на зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто подставляют, могут обыграть в карты, а нередко, и "опустить". Гораздо легче простым мужиком шить фуфайки, чем пытаться играть в игры матерых уголовников.

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ. Смешнее всего смотрятся такие номера на «девятках» и «четырках» из провинции. Но дорогих машин с номерами АУЕ побаиваются, а БМВ или Мерседес с АУЕ 777 вызывают жуткий трепет у уголовного быдла – как же, едет вор в законе. Эта расшифровка даже еще более популярна, чем ВОР.

Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Можно эффектно постоять с такой машиной у подъезда или казино, перекидывая фенечки.

Но подобное "счастье" непостоянно и длится недолго – брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркоту, каждый деревенский сержант будет пытаться самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер купил обычный человек, то его могут остановить и настоящие уголовники, попросив кинуть пару тысяч в общак.

Ну и, соответственно, у нормального человека, который на свою машину заработал, а не наворовал, к номерам АУЕ возникает справедливое презрение и отвращение. Еще больше ненавидят эту гопоту люди, которые от нее пострадали. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и вовсе спалить.

Когда государство задумается над тем, что значит АУЕ, какие последствия может принести это течение, может оказаться слишком поздно. Сейчас пока банды АУЕ винят в избиениях, вымогательствах, воровстве, но через некоторое время, если не будут приняты меры, люди услышат об убийствах, совершаемых группировками АУЕ, кроме того, банды школьников подрастут, и в условиях усугубляющегося кризиса, немногочисленные группы отморозков превратятся в организованные криминальные банды, бригады. Мы получим ровно те 90-е, от которых так старались избавиться все это время.

Учитывая слабую надежду на то, что власти вряд ли будут принимать активные меры с целью недопущения грустного сценария (дескать, после нас хоть потоп), поднимать шум следует волонтерам. Высмеивать «опасных поциков», беседовать с ними, предавать огласке их преступления. В школах борьба с АУЕ должна вестись профилактически, на предварительном уровне, пока это сообщество еще не зародилось и не распространило широко свои метастазы.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *