0

Бегущий по лезвию 2049 смысл фильма философия

Содержание

«Бегущий по лезвию 2049» — фильм жанра фантастики всемирно известного Дени Вильнёва . Является сиквелом к«Бегущего по лезвию» 1982 года. Относительно недавняя картина уже успела собрать немалое количество противоречивых отзывов сто стороны зрителей. Посыл и смысл фильма невероятно глубоки и сложны, может, поэтому фильм так противоречив?

О чём фильм Бегущий по лезвию 2049

Действия происходят на Земле будущего 2049 года. Общество состоит из людей и репликантов. Обычные люди относятся к репликантам с подозрением и неприязнью. Новая модель репликантов, главный герой, Кей является тем самым «бегущим по лезвию», или полицейским. Его работа заключается в выслеживании и поимке репликантов-девиантов, нарушающих порядок. Живёт он с искусственным интеллектом, являющимся голограммой без материального тела.

На одной из миссий Кей после поимки преступника находит на его участке останки репликантки, сумевшей родить ребёнка. Эта находка доказывает, что репликанты способны размножаться естественным путём. Чтобы не развязывать войну, начальница Кея приказывает ему найти родившегося от этой женщины ребёнка и убить его. Глава корпорации, Уоллес, так же заинтересован в поике этого чуда, так как оно может ему помочь создать новых модифицированных репликантов.

Героя всё время преследует воспоминания о деревянной игрушке лошадки. Может сначала показаться, что это фрагменты из его детства. Но Кей знает о своей репликантской сущности, поэтому понимает, что на самом деле эти воспоминания фальшивые и ненастоящие. Кей отправляется в приют, где, судя по документам, жил тот самый рождённый мальчик после. Документы на месте обнаружить не удалось, но среди руин и обломков он сумел найти ту самую фигурку лошадки из своих снов. Кей обращается к разработчице воспоминаний, и она подтверждает истинность фрагментов из его сновидений; Кей убеждается, что он и есть то самое чудо.

Кей отправляется на поиски своего отца, Рика Декарда. Подчинённые Уоллеса находят их, похищают Декарда, ранят Кея и оставляют его умирать. Его спасают члены движения за свободу репликантов. По итогу, Декард и Кей спасаются и отправляются к создательнице воспоминаний после того, как Кей узнает, что погибшая женщина родила девочку и что его воспоминания не уникальны. Фильм заканчивается сценой, где Кей лежит на покрытых снегом ступеньках, тяжело раненный и уставший.

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

Смысл концовки

Конец остаётся открытым: Декард прилетает к совей предположительной дочери, а Кей истекает кровью на ступеньках. Это даёт возможность зрителям задуматься о продолжении истории. Неизвестно, останется ли Кей в живых, велика вероятность, что нет. Он предан всеми, брошен, оставлен, но всё же он чувствует себя свободным от этого искусственного мира, частью которого он сам является. Возможно, через несколько лет мы дождёмся новой истории об этих героях.

Внимание! Спойлеры!

«Бегущий по лезвию 2049» — редкостный фильм: запоздалое продолжение, которое не уступает по зрелищности оригинальному фильму. В особенности это касается его окончания, которое столь же значительно и глубокомысленно, как и классика Ридли Скотта восемьдесят второго года.

Фильм рассказывает о Кее, репликанте-полицейском нового поколения, который преследует Нексуса 8, хранящего важный секрет о живорождении репликантов. Кей путешествует, чтобы решить этот вопрос и найти ребенка, появившегося на свет от матери-репликанта. Он прибывает в засыпанный мусором Сан-Диего и пустынный Лас-Вегас, где начинает (ошибочно) подозревать, что он является тем самым ребенком. По пути он объединяется с героем оригинального фильма Декардом и, обнаружив самоотверженное сопротивление репликантов, он жертвует собой, чтобы воссоединить бывшего Бегущего по лезвию с его настоящей дочерью.

Это фильм крупного визуального и тематического масштаба, который редко увидишь, весь сюжет его гораздо более извилист и сложен, чем может показаться. Давайте глубоко погрузимся в анализ того, что происходит в в картине, и чем все это заканчивается.

Для тех, кому лень читать длинную статью, мы записали это разъясняющее видео:

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Что случилось с Декардом и Рэйчел после событий первого фильма?

В конце оригинального фильма «Бегущий по лезвию» Рик Декард сбежал с репликантом Рэйчел. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в сельскую местность, но финал канонического фильма оставил их судьбу двусмысленной. В продолжении мы постепенно узнаем, что с ними случилось.

Читайте также:  Войти в аккаунт опера

После того, как они убежали, на пару охотились, потому что они были связаны с подпольной группой, куда также входили Саппер Мортон и одноглазая Фрейза. Вероятно они были замешаны в инциденте с Блэкаутом — катастрофическим событием, когда восстание репликантов нарушило энергообеспечение Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив следы искусственного происхождения репликантов.

У пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под искусственным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря медику. К этому времени, однако, Декард уже ушел (в соответствии с планом по обеспечению безопасности ребенка). Сразу же выяснилось, что само существование ребенка изменило бы всю дискуссию о правах репликантов. Серьезной целью становится сокрытие девочки в пустынном Лас-Вегасе после Блэкаута.

Как могла Рэйчел родить будучи репликантом?

Самый большой вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел могла иметь ребенка, если она была репликантом. Это преднамеренно не уточняется в фильме. В то время как в оригинальном сценарии фильма восемьдесят второго года репликанты создавались в виде автоматов с гайками и болтами, в законченном фильме они уже обладали плотью и кровью, с размытыми различиями между человеком и машиной.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

Из промо-материалов можно сделать вывод, что Тайрелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Нексус 8, предположительно с естественной продолжительностью жизни и, очевидно, он разработал для нее репродуктивную систему. Неясно, есть ли подобная система у других репликантов, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что Рэйчел была единственной.

Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тайрелла и Блэкаутом.

Кем был ребенок Рэйчел и Декарда?

После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, поэтому подполье скрывало ее в «приюте», на фабрике в Сан-Диего, где она могла сойти за настоящего человека. На фабрике случился инцидент с деревянной лошадкой. Девочку преследовали хулиганы, и она прятала деревянную лошадку с со своей датой рождения в неиспользуемой печи.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

После этого ее приемные родители пытались увезти ее в другое место, но из-за иммунного дефицита (вероятного связанного с ее происхождением) ей было отказано в поездке, и ее содержали в карантине в пригороде Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна неопределенность в фильме, но, возможно, она была размещена там в целях защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами искусственного интеллекта в качестве специалиста в корпорации Уоллеса.

Чего хочет Уоллес?

Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049: Рик Декард — репликант?

Его цель проста: власть. Говорят, что Александр Великий заплакал, когда узнал, что звезды являются мирами, которые он не может захватить. Уоллес, чье здание уже выше некогда гигантского здания Тайрелла, хочет сделать именно это. И путь к этому — репликанты. Он явно рассматривает их как рабов, как одноразовую, рабочую силу. Это заложено в Лав — репликанте, которая ни разу не воспротивилась быть послушным прихвостнем. «Я лучшая», — говорит она.

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться. Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

Чего хотят повстанцы?

Другая большая сила, присутствующая в этом мире, — это то, что мы будем называть Сопротивлением. Это подпольная группа репликантов, борющихся за свободу от человеческого общества. Это целенаправленное восстание рабов, стремящихся свергнуть Уоллеса.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса?

Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.

К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.

Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход все же существует. Это подводит нас к главному герою.

Какова цель путешествия Кея?

В начале истории, Кей является, примерным репликантом. Он работает в Департаменте полиции Лос-Анджелеса , имеет много предрассудков, но продолжает свою работу — отличные оценки по тестам, хорошая характеристика, устроенный быт. Только когда неотвязное подозрение, что он сын Декарда входит в его ум, и Кей начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает трещать по швам. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет: он просто репликант, который был сконструирован (хотя есть вероятность, что это часть более крупного заговора) с воспоминаниями настоящей дочери Декарда.

Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — пасхалки

Ее «смерть» — разрушение ее портативного «дома» производит шокирующее впечатление. Она любит Kея. В самом деле, ее любовь — это то, что дает ему силы жить. Их любовь — это то, что не может существовать в реальности, и все же он чувствует это. Он считает Джо живой.

Читайте также:  Как вернуть систему в первоначальное состояние

Его последующая смерть, очевидно, трагична, но она приносит мир в его душу. Кей сделал хорошее дело и заканчивает свой путь — то, что само по себе является доказательством смысла жизни. Последние моменты его жизни происходят под мелодию знакового трека оригинала «Tears in Rain», который звучит по-новому.

Кей — это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

Рик Декард — репликант?

Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.

Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена. Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор.

Концовка делает Декарда человеком

В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу. В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.

Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.

Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.

Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.

Бегущий по лезвию 2049 — смысл фильма

Картина «Бегущий по лезвию 2049» посвящена двух важнейшим идеям — вере и любви, которые, объединяясь, становятся ключом к жизни. Таким образом сиквел дает ответ на вопрос, заданный в оригинальном фильме: что отличает человека от репликанта.

Линия Кея заканчивается трагически, но финал истории Декарда полон оптимизма. Его любовь к Рэйчел все-таки стала поворотным моментом в сложных отношениях людей и репликантов.

В 1982 году «Бегущий по лезвию» спрашивал, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что быть человеком — значит жить, любить и верить.

«Бегущий по лезвию 2049» снят с явной претензией на культовость и «Оскаров». А значит, в нем изначально заложен мощный фундамент из библейских идей и философских концепций (сейчас иначе никак). Немного поднапрягшись, мы нашли два основных уровня метаотсылок: ветхозаветную и картезианскую. При этом речь не о конспирологической игре и поиске глубокого смысла там, где его нет. В действительности, отсылки в обоих «Бегущих» достаточно прозрачны, если не сказать, прямолинейны.

Осторожно, текст полон спойлеров! Если вы не смотрели фильмы, то рискуете испортить себе все удовольствие от просмотра.

Ветхозаветные мотивы
Рахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

Читайте также:  Блоггер в инстаграм сколько стоит

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках Роя Батти (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

«Мыслю, следовательно существую»
Реферат на тему «Что значит быть человеком»

Кроме библейских мотивов, Скотт и Вильнев создали отдельную мифологию на основе философии Нового Времени. Начнем с того, что главного героя первой части зовут Рик Декард, что является явной отсылкой ко французскому философу 17 века Рене Декарту. Даже если ее не было в книге, в кино это стало одной из важнейших частей паззла, из которого складывается общая картина.

Для того чтобы убедиться в том, что похожесть имен — не просто созвучие, достаточно посмотреть фрагмент, в котором двое бежавших репликантов, Рой Батти и Прис, допрашивают Джей Ф. Себастиана. Прис произносит фразу: «мыслю, следовательно существую», как раз принадлежащую Рене Декарту.

Декарт известен благодаря своему подходу к познанию, который в честь него назвали «картезианством» (Cartesius — латинизированная версия его имени). Он был апологетом рационализма и, соответственно, противником эмпиризма. Философ был убежден в том, что знание, полученное от органов чувств, — слишком ненадежная штука (тут же приходят на ум поддельные воспоминания репликантов).

Оппоненты Декарта (к примеру, Бэкон и Локк) утверждали, что и на разум в чистом виде уповать бессмысленно. Тем более, сам он в итоге все равно сводится к обработке информации, полученной от органов чувств.

Этот спор, который начался еще в 17 веке, отразился и на философии «Бегущего по лезвию». Многим зрителям, судя по всему, показалось не совсем ясным, почему вопрос репродукции репликантов стоит так остро. Если они хотят воспроизводиться независимо от людей, то почему бы им просто не захватить заводы по производству и не начать штамповать себя самостоятельно? Зачем вся эта почти религиозная тяга к деторождению?

Как сказал Райан Гослинг в одном из интервью, «Бегущий по лезвию 2049» — это кино о том, что значит быть человеком. Собственно говоря, все до единого значимые герои фильма пытаются ответить на этот вопрос. Но каждый делает это принципиально по-разному.

Для злодея Уоллеса, которого играет Лето, а также для андроидов-повстанцев предельную, даже мистическую значимость имеет именно эмпирика. Восставшие верят в то, что факт рождения и связанный с ним персональный опыт «настоящей» жизни уравняют их в правах с людьми и даже возвысят над старыми хозяевами. Они будут уже не вещами, сделанными на заводе, как гаджеты, а плодом воли родителей, любви и, если угодно, судьбы. Уоллес кажется более меркантильным, но и он впадает в мистицизм, сравнивая пустой и безжизненный космос с утробой. И то и другое, по его мнению, должно быть заселено его «ангелами».

Здесь уместно будет вспомнить об идеях подзабытого но вернувшегося из забвения (как и киберпанк) философа Жюльена де Ламетри. Его вызвавший фурор в 18 веке труд «Человек-машина» довольно точно описывает проблему подлинности людей. Если нечто ведет себя как человек, выглядит как человек и является полнейшей копией человека, то человек ли это? Рефлескируя над «Бегущим по лезвию», Ламетри ответил бы «да», чем порадовал бы репликантов с пробудившимся самосознанием.

Совершенно иной подход к тому, что значит быть человеком дает тезка Рене Декарта. Рэйчел для него — такая же личность, как и люди, даже несмотря на то, что ее опыт «поддельный» и записан извне. Он не видит принципиальной разницы, для него важнее не опыт, а те мысли и чувства, к которым репликант пришел, основываясь на нем. Вопрос о том, считать ли самого Декарда андроидом, остается открытым (хотя обе части слишком изобилуют намеками на то, что он тоже искусственен). Главная мысль, которую несет в себе этот персонаж, — происхождение настолько не имеет значения, что мы вообще можем одновременно считать его и человеком, и андроидом, или вообще игнорировать эту дилемму.

Однако Рик Декард вносит свои коррективы в позицию Декарта. Если тот говорил: «мыслю, следовательно существую», то охотник на репликантов скорее утверждает: «рефлексирую из-за своего травматического опыта, следовательно существую». Ему, для того чтобы воспринимать себя как человека, необходимо страдание — иначе он не чувствует себя живым.

Джо идет наперекор и эмпирическому подходу и рационалистическому. Он — олицетворение принципиально иной идеи: человек — это тот, кто способен на сострадание и альтруизм. Это настолько банальная и изжеванная за тысячи лет истина, что можно восхититься тем, как Вильнев сумел подать ее так, чтобы у зрителя не свело скулы от назидательности образа. Герою Гослинга становится наплевать на изначальный опыт (он, в конце концов, узнает, что тот ложен). Ему наплевать на дальнейшие рефлексии — они закончились тогда, когда умерла его возлюбленная, и выяснилось, что новая правда тоже была частью обмана. Он просто поступил по совести и спокойно, по-самурайски, лег умирать.

Другие герои тоже пытаются ответить на вопрос о том, что значит быть людьми. Начальница Джо, полицейский босс «Мадам», явно считает, что быть человеком — значит неукоснительно следовать долгу ради общего блага. Подручная Уоллеса, вечно готовая к убийству Лав, вообще парадоксальным образом воплощает сострадание: она сопереживает убитым, буквально льет по ним слезы, но не ослушивается приказа, поскольку у нее нет свободы воли.

Для лидера повстанцев, Фрейзы, быть равным человеку — значит сражаться и бороться за равенство. Для соседей Джо, ужасающего вида маргиналов, быть человеком — значит иметь естественное право считать себя лучше по определению, даже валяясь пьяным и обблеваным в подъезде.

Итого у нас есть три по-киберпанковски безнадежных варианта ответа на вопрос о том, что значит быть человеком: иметь человеческий опыт, иметь человеческий разум и иметь человечность, то есть эмпатию. Первый приводит к заблуждениям и фанатизму, второй к страданиям и фатализму, третий к гибели. Так себе выбор.

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

Бегущий по лезвию 2049 смысл фильма философия

Содержание

«Бегущий по лезвию 2049» — фильм жанра фантастики всемирно известного Дени Вильнёва . Является сиквелом к«Бегущего по лезвию» 1982 года. Относительно недавняя картина уже успела собрать немалое количество противоречивых отзывов сто стороны зрителей. Посыл и смысл фильма невероятно глубоки и сложны, может, поэтому фильм так противоречив?

О чём фильм Бегущий по лезвию 2049

Действия происходят на Земле будущего 2049 года. Общество состоит из людей и репликантов. Обычные люди относятся к репликантам с подозрением и неприязнью. Новая модель репликантов, главный герой, Кей является тем самым «бегущим по лезвию», или полицейским. Его работа заключается в выслеживании и поимке репликантов-девиантов, нарушающих порядок. Живёт он с искусственным интеллектом, являющимся голограммой без материального тела.

На одной из миссий Кей после поимки преступника находит на его участке останки репликантки, сумевшей родить ребёнка. Эта находка доказывает, что репликанты способны размножаться естественным путём. Чтобы не развязывать войну, начальница Кея приказывает ему найти родившегося от этой женщины ребёнка и убить его. Глава корпорации, Уоллес, так же заинтересован в поике этого чуда, так как оно может ему помочь создать новых модифицированных репликантов.

Героя всё время преследует воспоминания о деревянной игрушке лошадки. Может сначала показаться, что это фрагменты из его детства. Но Кей знает о своей репликантской сущности, поэтому понимает, что на самом деле эти воспоминания фальшивые и ненастоящие. Кей отправляется в приют, где, судя по документам, жил тот самый рождённый мальчик после. Документы на месте обнаружить не удалось, но среди руин и обломков он сумел найти ту самую фигурку лошадки из своих снов. Кей обращается к разработчице воспоминаний, и она подтверждает истинность фрагментов из его сновидений; Кей убеждается, что он и есть то самое чудо.

Кей отправляется на поиски своего отца, Рика Декарда. Подчинённые Уоллеса находят их, похищают Декарда, ранят Кея и оставляют его умирать. Его спасают члены движения за свободу репликантов. По итогу, Декард и Кей спасаются и отправляются к создательнице воспоминаний после того, как Кей узнает, что погибшая женщина родила девочку и что его воспоминания не уникальны. Фильм заканчивается сценой, где Кей лежит на покрытых снегом ступеньках, тяжело раненный и уставший.

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

Смысл концовки

Конец остаётся открытым: Декард прилетает к совей предположительной дочери, а Кей истекает кровью на ступеньках. Это даёт возможность зрителям задуматься о продолжении истории. Неизвестно, останется ли Кей в живых, велика вероятность, что нет. Он предан всеми, брошен, оставлен, но всё же он чувствует себя свободным от этого искусственного мира, частью которого он сам является. Возможно, через несколько лет мы дождёмся новой истории об этих героях.

Внимание! Спойлеры!

«Бегущий по лезвию 2049» — редкостный фильм: запоздалое продолжение, которое не уступает по зрелищности оригинальному фильму. В особенности это касается его окончания, которое столь же значительно и глубокомысленно, как и классика Ридли Скотта восемьдесят второго года.

Фильм рассказывает о Кее, репликанте-полицейском нового поколения, который преследует Нексуса 8, хранящего важный секрет о живорождении репликантов. Кей путешествует, чтобы решить этот вопрос и найти ребенка, появившегося на свет от матери-репликанта. Он прибывает в засыпанный мусором Сан-Диего и пустынный Лас-Вегас, где начинает (ошибочно) подозревать, что он является тем самым ребенком. По пути он объединяется с героем оригинального фильма Декардом и, обнаружив самоотверженное сопротивление репликантов, он жертвует собой, чтобы воссоединить бывшего Бегущего по лезвию с его настоящей дочерью.

Это фильм крупного визуального и тематического масштаба, который редко увидишь, весь сюжет его гораздо более извилист и сложен, чем может показаться. Давайте глубоко погрузимся в анализ того, что происходит в в картине, и чем все это заканчивается.

Для тех, кому лень читать длинную статью, мы записали это разъясняющее видео:

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Что случилось с Декардом и Рэйчел после событий первого фильма?

В конце оригинального фильма «Бегущий по лезвию» Рик Декард сбежал с репликантом Рэйчел. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в сельскую местность, но финал канонического фильма оставил их судьбу двусмысленной. В продолжении мы постепенно узнаем, что с ними случилось.

Читайте также:  Как включить scroll lock на ноутбуке

После того, как они убежали, на пару охотились, потому что они были связаны с подпольной группой, куда также входили Саппер Мортон и одноглазая Фрейза. Вероятно они были замешаны в инциденте с Блэкаутом — катастрофическим событием, когда восстание репликантов нарушило энергообеспечение Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив следы искусственного происхождения репликантов.

У пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под искусственным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря медику. К этому времени, однако, Декард уже ушел (в соответствии с планом по обеспечению безопасности ребенка). Сразу же выяснилось, что само существование ребенка изменило бы всю дискуссию о правах репликантов. Серьезной целью становится сокрытие девочки в пустынном Лас-Вегасе после Блэкаута.

Как могла Рэйчел родить будучи репликантом?

Самый большой вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел могла иметь ребенка, если она была репликантом. Это преднамеренно не уточняется в фильме. В то время как в оригинальном сценарии фильма восемьдесят второго года репликанты создавались в виде автоматов с гайками и болтами, в законченном фильме они уже обладали плотью и кровью, с размытыми различиями между человеком и машиной.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

Из промо-материалов можно сделать вывод, что Тайрелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Нексус 8, предположительно с естественной продолжительностью жизни и, очевидно, он разработал для нее репродуктивную систему. Неясно, есть ли подобная система у других репликантов, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что Рэйчел была единственной.

Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тайрелла и Блэкаутом.

Кем был ребенок Рэйчел и Декарда?

После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, поэтому подполье скрывало ее в «приюте», на фабрике в Сан-Диего, где она могла сойти за настоящего человека. На фабрике случился инцидент с деревянной лошадкой. Девочку преследовали хулиганы, и она прятала деревянную лошадку с со своей датой рождения в неиспользуемой печи.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта

После этого ее приемные родители пытались увезти ее в другое место, но из-за иммунного дефицита (вероятного связанного с ее происхождением) ей было отказано в поездке, и ее содержали в карантине в пригороде Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна неопределенность в фильме, но, возможно, она была размещена там в целях защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами искусственного интеллекта в качестве специалиста в корпорации Уоллеса.

Чего хочет Уоллес?

Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049: Рик Декард — репликант?

Его цель проста: власть. Говорят, что Александр Великий заплакал, когда узнал, что звезды являются мирами, которые он не может захватить. Уоллес, чье здание уже выше некогда гигантского здания Тайрелла, хочет сделать именно это. И путь к этому — репликанты. Он явно рассматривает их как рабов, как одноразовую, рабочую силу. Это заложено в Лав — репликанте, которая ни разу не воспротивилась быть послушным прихвостнем. «Я лучшая», — говорит она.

Что мешает Уоллесу?

Главная проблема Уоллеса на пути к его мечте — нехватка рабочей силы. Он просто не может увеличить производство в связи с его большими запросами. Здесь возникает тема детей. Если живорождение репликантов действительно возможно, то Уоллес имеет средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о конструкции Рэйчел утеряны, а ее смерть остается загадкой, он не имеет возможности усовершенствовать свои изделия, дав им возможность самостоятельно размножаться. Кей случайно обнаруживает потенциальное решение проблемы Уоллеса. Сначала Кей исследует кости репликанта, а затем отправляется на поиски Декарда. Даже если Рик не знает, что случилось с ребенком, расследование может привести Уоллеса к ребенку, поэтому за поисками внимательно следит Лав.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.

Чего хотят повстанцы?

Другая большая сила, присутствующая в этом мире, — это то, что мы будем называть Сопротивлением. Это подпольная группа репликантов, борющихся за свободу от человеческого общества. Это целенаправленное восстание рабов, стремящихся свергнуть Уоллеса.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке

Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.

Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.

Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса?

Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.

К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.

Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход все же существует. Это подводит нас к главному герою.

Какова цель путешествия Кея?

В начале истории, Кей является, примерным репликантом. Он работает в Департаменте полиции Лос-Анджелеса , имеет много предрассудков, но продолжает свою работу — отличные оценки по тестам, хорошая характеристика, устроенный быт. Только когда неотвязное подозрение, что он сын Декарда входит в его ум, и Кей начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает трещать по швам. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет: он просто репликант, который был сконструирован (хотя есть вероятность, что это часть более крупного заговора) с воспоминаниями настоящей дочери Декарда.

Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — пасхалки

Ее «смерть» — разрушение ее портативного «дома» производит шокирующее впечатление. Она любит Kея. В самом деле, ее любовь — это то, что дает ему силы жить. Их любовь — это то, что не может существовать в реальности, и все же он чувствует это. Он считает Джо живой.

Читайте также:  Как вернуть систему в первоначальное состояние

Его последующая смерть, очевидно, трагична, но она приносит мир в его душу. Кей сделал хорошее дело и заканчивает свой путь — то, что само по себе является доказательством смысла жизни. Последние моменты его жизни происходят под мелодию знакового трека оригинала «Tears in Rain», который звучит по-новому.

Кей — это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

Рик Декард — репликант?

Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.

Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена. Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор.

Концовка делает Декарда человеком

В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу. В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.

Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.

Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.

Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.

Бегущий по лезвию 2049 — смысл фильма

Картина «Бегущий по лезвию 2049» посвящена двух важнейшим идеям — вере и любви, которые, объединяясь, становятся ключом к жизни. Таким образом сиквел дает ответ на вопрос, заданный в оригинальном фильме: что отличает человека от репликанта.

Линия Кея заканчивается трагически, но финал истории Декарда полон оптимизма. Его любовь к Рэйчел все-таки стала поворотным моментом в сложных отношениях людей и репликантов.

В 1982 году «Бегущий по лезвию» спрашивал, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что быть человеком — значит жить, любить и верить.

«Бегущий по лезвию 2049» снят с явной претензией на культовость и «Оскаров». А значит, в нем изначально заложен мощный фундамент из библейских идей и философских концепций (сейчас иначе никак). Немного поднапрягшись, мы нашли два основных уровня метаотсылок: ветхозаветную и картезианскую. При этом речь не о конспирологической игре и поиске глубокого смысла там, где его нет. В действительности, отсылки в обоих «Бегущих» достаточно прозрачны, если не сказать, прямолинейны.

Осторожно, текст полон спойлеров! Если вы не смотрели фильмы, то рискуете испортить себе все удовольствие от просмотра.

Ветхозаветные мотивы
Рахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

Читайте также:  Исчез значок переключения языка

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках Роя Батти (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

«Мыслю, следовательно существую»
Реферат на тему «Что значит быть человеком»

Кроме библейских мотивов, Скотт и Вильнев создали отдельную мифологию на основе философии Нового Времени. Начнем с того, что главного героя первой части зовут Рик Декард, что является явной отсылкой ко французскому философу 17 века Рене Декарту. Даже если ее не было в книге, в кино это стало одной из важнейших частей паззла, из которого складывается общая картина.

Для того чтобы убедиться в том, что похожесть имен — не просто созвучие, достаточно посмотреть фрагмент, в котором двое бежавших репликантов, Рой Батти и Прис, допрашивают Джей Ф. Себастиана. Прис произносит фразу: «мыслю, следовательно существую», как раз принадлежащую Рене Декарту.

Декарт известен благодаря своему подходу к познанию, который в честь него назвали «картезианством» (Cartesius — латинизированная версия его имени). Он был апологетом рационализма и, соответственно, противником эмпиризма. Философ был убежден в том, что знание, полученное от органов чувств, — слишком ненадежная штука (тут же приходят на ум поддельные воспоминания репликантов).

Оппоненты Декарта (к примеру, Бэкон и Локк) утверждали, что и на разум в чистом виде уповать бессмысленно. Тем более, сам он в итоге все равно сводится к обработке информации, полученной от органов чувств.

Этот спор, который начался еще в 17 веке, отразился и на философии «Бегущего по лезвию». Многим зрителям, судя по всему, показалось не совсем ясным, почему вопрос репродукции репликантов стоит так остро. Если они хотят воспроизводиться независимо от людей, то почему бы им просто не захватить заводы по производству и не начать штамповать себя самостоятельно? Зачем вся эта почти религиозная тяга к деторождению?

Как сказал Райан Гослинг в одном из интервью, «Бегущий по лезвию 2049» — это кино о том, что значит быть человеком. Собственно говоря, все до единого значимые герои фильма пытаются ответить на этот вопрос. Но каждый делает это принципиально по-разному.

Для злодея Уоллеса, которого играет Лето, а также для андроидов-повстанцев предельную, даже мистическую значимость имеет именно эмпирика. Восставшие верят в то, что факт рождения и связанный с ним персональный опыт «настоящей» жизни уравняют их в правах с людьми и даже возвысят над старыми хозяевами. Они будут уже не вещами, сделанными на заводе, как гаджеты, а плодом воли родителей, любви и, если угодно, судьбы. Уоллес кажется более меркантильным, но и он впадает в мистицизм, сравнивая пустой и безжизненный космос с утробой. И то и другое, по его мнению, должно быть заселено его «ангелами».

Здесь уместно будет вспомнить об идеях подзабытого но вернувшегося из забвения (как и киберпанк) философа Жюльена де Ламетри. Его вызвавший фурор в 18 веке труд «Человек-машина» довольно точно описывает проблему подлинности людей. Если нечто ведет себя как человек, выглядит как человек и является полнейшей копией человека, то человек ли это? Рефлескируя над «Бегущим по лезвию», Ламетри ответил бы «да», чем порадовал бы репликантов с пробудившимся самосознанием.

Совершенно иной подход к тому, что значит быть человеком дает тезка Рене Декарта. Рэйчел для него — такая же личность, как и люди, даже несмотря на то, что ее опыт «поддельный» и записан извне. Он не видит принципиальной разницы, для него важнее не опыт, а те мысли и чувства, к которым репликант пришел, основываясь на нем. Вопрос о том, считать ли самого Декарда андроидом, остается открытым (хотя обе части слишком изобилуют намеками на то, что он тоже искусственен). Главная мысль, которую несет в себе этот персонаж, — происхождение настолько не имеет значения, что мы вообще можем одновременно считать его и человеком, и андроидом, или вообще игнорировать эту дилемму.

Однако Рик Декард вносит свои коррективы в позицию Декарта. Если тот говорил: «мыслю, следовательно существую», то охотник на репликантов скорее утверждает: «рефлексирую из-за своего травматического опыта, следовательно существую». Ему, для того чтобы воспринимать себя как человека, необходимо страдание — иначе он не чувствует себя живым.

Джо идет наперекор и эмпирическому подходу и рационалистическому. Он — олицетворение принципиально иной идеи: человек — это тот, кто способен на сострадание и альтруизм. Это настолько банальная и изжеванная за тысячи лет истина, что можно восхититься тем, как Вильнев сумел подать ее так, чтобы у зрителя не свело скулы от назидательности образа. Герою Гослинга становится наплевать на изначальный опыт (он, в конце концов, узнает, что тот ложен). Ему наплевать на дальнейшие рефлексии — они закончились тогда, когда умерла его возлюбленная, и выяснилось, что новая правда тоже была частью обмана. Он просто поступил по совести и спокойно, по-самурайски, лег умирать.

Другие герои тоже пытаются ответить на вопрос о том, что значит быть людьми. Начальница Джо, полицейский босс «Мадам», явно считает, что быть человеком — значит неукоснительно следовать долгу ради общего блага. Подручная Уоллеса, вечно готовая к убийству Лав, вообще парадоксальным образом воплощает сострадание: она сопереживает убитым, буквально льет по ним слезы, но не ослушивается приказа, поскольку у нее нет свободы воли.

Для лидера повстанцев, Фрейзы, быть равным человеку — значит сражаться и бороться за равенство. Для соседей Джо, ужасающего вида маргиналов, быть человеком — значит иметь естественное право считать себя лучше по определению, даже валяясь пьяным и обблеваным в подъезде.

Итого у нас есть три по-киберпанковски безнадежных варианта ответа на вопрос о том, что значит быть человеком: иметь человеческий опыт, иметь человеческий разум и иметь человечность, то есть эмпатию. Первый приводит к заблуждениям и фанатизму, второй к страданиям и фатализму, третий к гибели. Так себе выбор.

«Бегущий по лезвию 2049» содержит два основных религиозно-философских подтекста:

Один — взятая из Ветхого Завета история о жертвенной «овечке» Рахиль и порожденном ей первом поколении колен израилевых. Другой — картезианская идея «мыслю, следовательно существую», которая развилась в целый клубок размышлений о том, что значит быть человеком. Достаточно ли для этого человеческого опыта, человеческого разума и человеческого самопожертвования, или здесь недостает какого-то еще элемента? Начальница Джо, «Мадам», утверждает, что у него, в отличие от человека, нет души. Впрочем, она сама не верит в ее существование даже у людей. Души в мире киберпанка не может быть ни у кого.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *