0

Для чего нужны студийные мониторы

Содержание

Студийный монитор — акустическая система (громкоговоритель в акустическом оформлении) небольшой мощности с идеально гладкой АЧХ, используемый в профессиональной звукозаписи в студии для контроля баланса инструментов, качества исполнения (во время записи), качества сводимого сигнала.

Созданы, чтобы максимально честно отображать звучание записанного материала. Стоит добавить, что студийные мониторы не выбирают по красоте звучания — прежде всего, мониторы должны выявлять максимальное количество особенностей и дефектов записи. Студийные аудиомониторы также можно назвать «идеальной» акустической системой. Учитывая идеально чёткое и ровное звучание студийных мониторов, их можно применять для написания и прослушивания любых типов и жанров музыки, то есть они должны быть универсальны.

Словосочетанием «студийный монитор» также может сокращённо называться студийный видеомонитор, применяющийся для контроля качества изображения или одновременно звука и изображения в условиях студийного видеомонтажа.

Требования [ править | править код ]

Основными показателями качества студийного монитора являются: линейность АЧХ и ФЧХ, ширина диапазона передаваемых частот, мощность. Наиважнейшее требование к студийному монитору — это воспроизводить звук как он есть, с максимальной точностью, без всякой окраски и искажений. Хорошее звучание студийного монитора заключается не в окраске звука, а в максимально честной передаче звука без «приукрашиваний».

Разновидности [ править | править код ]

Согласно студийному стандарту существуют три разновидности мониторинга: ближнее, среднее и дальнее поле. Ближнее поле — мониторы мощностью не выше 100 Вт, диаметр динамика до 8 дюймов. Располагаются на расстоянии до 1,5 метров от звукорежиссёра. Среднее и дальнее поле — используются в профессиональных студиях, студийные мониторы располагаются на значительном расстоянии и обладают большей мощностью.

Именно студийные мониторы ближнего поля распространены в домашних и полупрофессиональных студиях. Их цена невысока, мощность позволяет работать не мешая соседям, зато качество звуковой передачи высоко. Студийные мониторы бывают активными (со встроенным усилителем мощности), и пассивными (используется внешний усилитель). Одни звукорежиссёры считают, что в корпусе колонки кроме дерева и динамика ничего быть не должно, другие предпочитают два в одном. Качество звука активных студийных мониторов может не отличаться от пассивных, но обычно повыше (благодаря активному делению частот, согласованию производителем связки динамик-усилитель и отсутствию длинных акустических кабелей).

Диаметр динамика влияет на диапазон низких частот, которые он может передавать. Также важен частотный диапазон студийного монитора, он должен быть в среднем от 51 Гц до 22 кГц. Стоит обращать внимание на линейность частотной характеристики (АЧХ), чем она ровнее — тем лучше.

Некоторые люди умудряются покупать студийные мониторы за несколько тысяч долларов и ставить их в маленькую комнату с гулкими стенами, мебелью и гремящим трамваем за окном. Для супер качественных мониторов обязательно должно быть специально оборудованное помещение и специально рассчитанный под конкретное помещение акустический дизайн. В домашних условиях или в бюджетных студиях такие деньги лучше потратить на что нибудь другое. Опять же сводить материал через компьютерные колонки тоже не самый лучший вариант. Т.е. разумный компромисс и оптимальное соотношение цена/качество – неплохой залог успеха.

Выбираем студийные мониторы правильно.

Выбор студийных мониторов — важный момент при проектировании домашней студии. Несмотря на акустику самого помещения, именно мониторы формируют конечное звучание студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов, которые выбирают оборудование для своей студии звукозаписи, редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание при выборе.

Музыка в наушниках звучит отлично — их конструкция изолирует нас от внешнего мира. Мы слышим звук без влияния окружающей среды: нет никаких рефлексий и призвуков помещения, левый канал отчетливо слышен строго в левом ухе, правый — в правом.

В отличие от наушников, мониторы предлагают другой опыт: на сигнал влияют особенности окружения, сигналы с двух сторон смешиваются между собой, уши слышат оба канала сразу. К тому же разные мониторы дают разную картину звука. Неправильный выбор системы мониторинга (без учета особенностей самой студии) приведет к тому, что вы не сможете добиться лучших результатов во время работы.

Такие изменения в звучании напоминают нам, что музыку слушают через самые разные устройства, поэтому полагаться только на наушники при сведении не стоит. Чтобы ответить на вопрос, как выбрать студийные мониторы, и понять, какую модель стоит купить в свою студию, нужно разобраться в терминах и нескольких важных вещах.

Строение студийных мониторов

Все внутренности студийного монитора находятся в корпусе — кабинете. Кабинеты изготавливают из разных материалов: в зависимости от модели, это может быть дерево, пластик, ДСП или даже металл.

Студийные мониторы обычно оснащаются двумя независимыми драйверами или динамиками (спикерами). Динамики располагаются друг над другом, а системы с двумя спикерами называют двусторонними (англ. two-way).

Читайте также:  Игры по сети с другом в браузере

Верхний спикер именуется твитером (англ. tweeter, пищалка). Твитер воспроизводит высокие частоты — все звуки, которые располагаются выше 2 кГц звучат отсюда. Пищалки изготавливаются из различных материалов, и обычно имеют форму купола или конуса.

Второй спикер называют вуфером (англ. woofer, НЧ-динамик) — это более крупный динамик, расположенный под твитером. Он отвечает за воспроизведение низких и средних частот — все звуки до 2 кГц звучат через него.

Некоторые модели студийных мониторов оснащаются третьим динамиком, отвечающим за средние частоты. Такие системы называют трехсторонними (англ. three-way) — каждый спикер здесь отвечает строго за свой диапазон частот: верх, середину и низ.

За динамиками установлен электромагнит, приводящий их в движение. Вибрация приводит окружающие магниты и динамики молекулы воздуха в движение, что создает звуковую волну — тот самый аудиосигнал, который мы слышим. Такое устройство позволяет спикерам воспроизвести любые, даже самые сложные звуковые сигналы.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы бывают нескольких видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение не строгое: мониторы всегда относятся сразу к нескольким видам. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные

Прежде чем поступивший на монитор звуковой сигнал пройдет через динамики, его нужно усилить. Сделать это можно двумя способами: пассивным и активным. В зависимости от используемого метода усиления, студийные мониторы делят на активные и пассивные.

Пассивные студийные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, который обработает входной сигнал до того, как он попадет в монитор. Пройдя через усилитель, звуковой сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовер-сетью или просто кроссовером.

Эта сеть работает в качестве фильтра, разделяющего входной сигнал на несколько отдельных сигналов разной частоты. Так, в системах с двумя динамиками сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких (средние частоты частично отправляются в твитер, частично в вуфер).

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления — все необходимые для этого компоненты уже установлены внутри кабинета. В моделях с двумя динамиками устанавливаются два усилителя для каждого спикера (такие системы называют би-амп), в моделях с тремя динамиками — три (такие системы называют три-амп).

В би-амп мониторах поступающий сигнал делится на два диапазона, каждый из которых усиливается независимо. В свою очередь в три-амп системах происходит деление и усиление трех сигналов разных диапазонов.

Именно в особенностях работы с сигналом и кроется отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают по динамиками уже усиленный сигнал, активные мониторы делят исходный сырой сигнал, а затем независимо усиливают его перед отправкой в динамики.

Считается, что независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине системы би-амп и три-амп зачастую звучат лучше одноусилительных сингл-амп систем в рамках одной ценовой категории.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают именно активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Это не значит, что пассивные системы не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет разницы, какие студийные мониторы купить. Никто не станет говорить, что вы ошиблись с выбором взяв пассивную или активную систему — главное, чтобы со звуком все было отлично.

Не стоит забывать, что на выбор студийных мониторов значительное влияние оказывает бюджет. Как уже отмечалось, пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого далеко не всегда укладывается в бюджет. Согласитесь, купить пару мониторов за 20 000 рублей, чтобы затем выяснить, что им нужен усилитель за еще 20 000 рублей совсем не круто.

Перед началом работы с пассивными мониторами нужно откалибровать усилитель так, чтобы он выдавал максимально качественное звучание через динамики. Какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы приведет к тому, что вы получите сильно искаженное звучание.

В условиях ограниченности бюджета и пространства домашней студии, а также недостаточного опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, вам не понадобится дополнительное оборудование для начала работы: достали из коробки, подключили и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы выдавать максимально достойный звук.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов сильно зависит от расстояния от точки прослушивания — места, на котором звукорежиссер слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство современных моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов которые стоит учесть перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Мониторы ближнего поля обычно оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливается довольно близко к слушателю (на расстоянии 60-90 см). При таком расположении уши получают более точную картину звука, с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близкое расположение к слушателю минимизирует отражения звуковых волн, что пригодится при более тонкой работе: к примеру, выявлению мелких проблем в миксе наподобие щелчков или куликов.

Читайте также:  В какой программе создать презентацию со слайдами

В сравнении с моделями дальнего поля, студийные мониторы ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и звучат ближе к потребительским акустическим системам. Работая с ними, вы получаете аккуратно картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через обычные потребительские наушники, динамики стереосистем или автомобильную акустику.

Мониторы дальнего поля оснащаются более крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от слушателя (около 3 м). Обычно их крепят на стену за студийном столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля позволяют услышать, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Появление дополнительного низа делает саунд мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отраженного от стен аудиосигнала. Комната начинает активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует более продуманного акустического оформления комнаты с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей, басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях квартир мы ограничены в студийном пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их покупка неразрывно связана с тратами на акустической оформление помещения.

В таких условиях лучший выбор для домашней студии — это мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а и профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет (те же Yamaha NS-10, вышедшие в 1980-х, до сих пор считаются настоящим стандартом в индустрии).

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинетах некоторых моделей студийных мониторов имеются специальные отверстия, которые называются портами. Наличие портов говорит о том, что в мониторе установлен фазоинвертор, расширяющий звучание системы в низкочастотном диапазоне. Студийные мониторы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперед и назад, при этом при обратном движении в кабинете создается дополнительное давление воздуха. Лишний воздух может негативно сказываться на звуке, поэтому для его рассеивания и снижения давления кабинеты оснащают отверстиями-портами, которые связаны с встроенным фазоинвертером.

Зарубежом мониторы с фазоинвертором принято называть «Ported Monitors», без него — «UnPorted Monitors». Иногда производители и продавцы вместо указания «Ported» в описании модели пишут о наличии у монитора системы «Bass Reflex System».

Фазоинвертор, представляющий собой специальную трубу, выполняет еще одну задачу — заставляет воздух внутри кабинета резонировать на частотах близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Такой резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, позволяя им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. Не стоит также забывать, что дешевые открытые системы могут слишком сильно резонировать в портах, отчего звучание точно не станет лучше.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы зависит от двух вещей: личных предпочтений музыканта и особенностей помещения. С первым все довольно просто: нравится более широкий низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный бас — покупайте закрытые.

С особенностями помещения сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят рядом со стеной, выходящий из порта сигнал будет отражаться от стен и создавать неприятный резонанс, искажающий картину звука. Избежать резонанса можно, если расположить рабочее место и мониторы подальше от стен, но в квартирных условиях это не всегда возможно.

Решить проблему возникновения резонанса не меняя планировки студии можно несколькими методами:

  • Помещением звукопоглощающей панели за каждым монитором. Не обязательно покупать такую панель, ее можно сделать самому;
  • Покупкой открытой системы с портами на фронтальной стенке (например, ADAM A7X);
  • Покупкой качественной пары закрытых мониторов.

Расположение студийных мониторов

Расположение студийных мониторов оказывает большое влияние на итоговое звучание студии. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука.

Первое и самое главное правило — мониторы должны располагаться на высоте головы/ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, так что с этим проблем возникнуть не должно.

Мониторы ближнего поля должны быть установлены на специальных звукопоглощающих подставках на столе, или на стойках за столом. Установка мониторов на стол без подставки приведет к резонансу стола вместе с монитором, который усилит или ослабит определенные частоты, что сильно изменит реальную картину звука.

Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устранят их совсем. Поэтому, если позволяет место, мониторы лучше устанавливать на специальных стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.

Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии как между собой, так и от точки прослушивания. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовать незримый равносторонний треугольник, при этом каждый монитор следует направить в сторону точки прослушивания.

Проектировать рабочее место в студии нужно напротив прямой стены, а не в углу комнаты — это минимизирует появление неприятных призвуков. В идеале, это должна быть одна из коротких стен помещения.

Читайте также:  Заказ товаров по интернету

Точка прослушивания должна располагаться по центру комнаты, при этом расстояние от точки до стены должно в идеале составлять ⅓ от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стене, то сигнал из мониторов будет отражаться от стен слишком рано и усиливать низкие частоты, а это исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придется идти на компромиссы. Тем не менее максимальное соблюдение этих правил обеспечит корректное воспроизведение частот по всему спектр, а также правильную стереокартину звука.

Больше информации о расположении мониторов и акустическому оформлению помещения можно узнать из этого видео:

Лучшие студийные мониторы для домашней студии звукозаписи в разных ценовых сегментах

Для домашней студии звукозаписи лучшим выбором станет пара активных студийных мониторов ближнего поля. Это может быть открытая или закрытая модель — здесь все зависит от ваших предпочтений.

Студийные мониторы для домашней студии можно условно (очень условно!) поделить на три ценовые категории:

  1. Бюджетные (до $200);
  2. Средней цены (в районе $200-300);
  3. Дорогие (больше $300).

В сравнении с бюджетным моделями, более дорогие студийные мониторы предлагают лучшую детализацию и аккуратность звучания, и более широкий динамический диапазон.

Лучшие студийные мониторы в бюджетном сегменте

Ждать нереальной точности и детализации в бюджетном сегменте не стоит. Тем не менее даже недорогие мониторы обеспечат лучшее качество звука и аккуратность передачи в сравнении с обычной потребительской акустикой.

Среди основных плюсов для тех, кто стеснен в средствах — бюджетные мониторы, в отличие от более дорогих моделей, зачастую продаются парами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Из-за постоянно изменяющегося курса доллара, рублевая стоимость некоторых мониторов, о которых речь пойдет ниже, не подпадает под условно обозначенные нами ценовые категории.

M-Audio AV42

Стоимость: около $125
Стоимость в рублях: около 12 500 ₽ (пара)
Где купить: POP-MUSIC.RU

Бюджетная модель, которая станет отличным выбором в качестве первой системы мониторинга начинающего музыканта. О звучании сказать особо нечего — оно просто нормальное. Регуляторов подстройки звука нет, но это компенсируется качественной сборкой и ценой сразу за пару.

JBL 305P MKII

Стоимость: около $150
Стоимость в рублях: около 13 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Для своей цены JBL 305P MKII звучат достойно — картина ровная, без задранных или слишком слабых верхов, середины и низа. Детализация, аккуратность и точность также на уровне. Свою цену эти мониторы оправдывают на все 100% и будут лучшим выбором для тех, кто стеснен в средствах.

Лучшие студийные мониторы в среднем ценовом сегменте

Идеальное соотношение цены и качества. В сравнении с обычной акустикой или бюджетными моделями, качество звука и точность передачи у мониторов средней цены существенно выше. Деталей в звуке больше, диапазон частот шире, а само звучание — чище.

Yamaha HS5

Стоимость: около $200
Стоимость в рублях: около 12 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Yamaha HS5 — одни из самых популярных активных мониторов на рынке. Кому-то в звуке HS5 может не хватить низа, но в целом эти претензии не оправданы — общее качество звука здесь одно из лучших на рынке.

KRK Rokit 6 G3

Стоимость: около $220-230
Стоимость в рублях: около 16 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Такие модели как KRK Rokit 6 G3 обычно именуют крепкий середняк, и в этом нет ничего плохого. Мониторы предлагают качественную сборку, 6-дюймовый динамик и приятное звучание. Кому-то низкие частоты покажутся слабоватыми, а высокие задраными, но это не большая проблема — подстроить звук под свою студию можно регуляторами верха и низа на корпусе.

Лучшие студийные мониторы в верхнем ценовом сегменте

Когда мы выбираем студийные мониторы верхнего ценового сегмента, то здесь нет предела цены — все ограничивается только бюджетом. Дорогие модели оснащаются лучшими по качеству компонентами, а также предлагают высочайшую детализацию и аккуратность звучания.

Yamaha HS7

Стоимость: около $300
Стоимость в рублях: около 17 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Нейтральное звучание без приукрашивания, идеально выверенное количество низких частот и адекватная цена сделали Yamaha HS7 полноправным представителем списка «Лучшие студийные мониторы». Из минусов можно выделить только порты на задней стенке, из-за которых оптимально расположить мониторы в небольшой комнате будет сложно.

Yamaha HS8

Стоимость: около $350
Стоимость в рублях: около 20 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Честный, ровный и точный звук, в котором не к чему придраться, делают HS8 лучшими студийными мониторами для любого стиля музыки. Лучшего варианта в высшем ценовом сегменте вы вряд ли найдете, поэтому тем, кто готов потратить около 40 000-60 000 рублей на систему мониторинга, стоит остановить свой выбор на Yamaha HS8.

Какие бы студийные мониторы вы не выбрали, они должны идеально вписываться в вашу студию. Помните, что не существует такого понятия как «лучшие студийные мониторы» — здесь все очень условно и зависит от множества факторов. Выбирайте то, что впишется в ваш бюджет, понравится вам по звучанию и подойдет вашей студии.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *