0

И все таки у нас много осталось

Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), после – довательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНІf OTBETOB № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2)Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. (3). если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. (4)Пo параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Эффект микролинзирования позволяет восстановить массу гравитационной линзы, если у близкой звезды есть планета. Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно наблюдать

эффект микролинзирования: виден рост блеска более далёкой звезды, так как ближайшая работает как гравитационная линза.

на одной линии и более близкая работает как гравитационная линза, собирая свет более далёкой звезды.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте про пуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако поэтому это

потому что хотя

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗВЕЗДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) пред – ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная з. 3. первой величины(ярчайшая, а также

перен. знач.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Верить в свою звезду (перен. знач.: в своё назначение, в свою счастливую судьбу). Восходящая з. (также перен. знач.: человеке — новая знаменитость). Звёзд с неба не хватает кто-нибудь (перен. знач.: о заурядном, ничем не примечательном человеке).

О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость. 3. Экрана Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности. Пятиконечная, шестиконечная з. Кремлёвские звёзды. В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах. Генеральские звёзды. И (уменьш.) звёsдочка. Лейтенантские звёздочки. прил. звёздный, – ая, – ое (к 1 и 3 знач.). Звёздная карта. Животное. Морская звезда.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

HEBEPHO выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

сОгнутый началА(петь) слИвовый цепОчка дОсуг

В одном из приведённых ниже предложений HEBEPHO употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. За пишите подобранное слово.

К пятидесятилетию писатель получил БЛАFОДАРНОЕ письмо от министерства культуры.

Целых два года при ВОСПОМИНАНИИ о той встрече сердце начинало щемить. ГОРДЕЛИВЫЙ вид не всегда говорит о большом уме.

На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.

Около огромного дома со СВОДЧАТЫМИ воротами разбили походный шатёр царя.

Пояснение. письмо не может быть благодарственным Ответ: бяагодарственное

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ботинок пара чулок

много макаронов кварталы новостроек

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,

в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между

Используя языковые средства выразительности,

подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении

предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

речь наполняется яркими красками.

Аспирант сделал доклад на конференции учёных по возвращению из экспедиции. Двадцать один дом построены за последний год в посёлке Прошлым летом мы побывали на озере Иссык-куле. Всё кругом внезапно побагровело: не только деревья и травы, а также земля и озеро. Каждое новое лицо занимало свойственное ему место, приезжавшее на воды. Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое отражение. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Пламя, вспыхивая, изредка отбрасывало красноватое отражение.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик..сновение великолепный разб..рающийся безотл..гательный заг..релый

Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

об..ективный, ин..екция пр..образился, пр..уныл ра..двинуть, ни..падающий з..глушить, под..спел р..ссыпать, р..зыскной

Пояснение: преобразился, приуныл

Раздвинуть, ниспадающий Заглушить, подоспел Рассыпать, розыскнои

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

фасол..вый выдёрг..вая выкруч..вать обезжир..вать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. (3 л. ед. ч.)

Маш..т Брызж..т Внемл..т

Определите предложение, в которыми НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ничего (НЕ)МОГЛО быть смешней его лица. Цветы пахнут лишь (HE)KOTOPOE время.

(НЕ)ДОЧИТАННАЯ книга похожа на неоконченный путь. Беспомощность ходит в пape с (НЕ)РАДИВОСТЬЮ. (НЕ)ЛАЮЩИЙ пёс похлёбки лишится.

Пояснение. НЕ с глаголами пишется раздельно Ответ: не могло

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (OT)TOFO, с какого носителя информации перепечатывать.

Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТО – МУ выгодна для тебя во всех отношениях.

В её чёрных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

ЧТО(БЫ) подтвердить свою правоту, надо было объяснить, как у самки дельфина возникла привычка генерировать (ВО)ВРЕМЯ эксперимента определённые звуки.

Укажите все цифры, на месте которых пишется HH.

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, не – жда(З)о началась атака неприятеля.

Пояснение. туманный от слова туман(Н в корне слова) Барабанная от слова барабан(Н в корне слова) Нежданно – наречие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

После разговора с ректором Щуров ощущал во всём своём существе если не удовольствие то некоторую лёгкость. Странные формы пещерных отложений напоминают фигуры каких-то велика

HOB ИЛИ КОGTИ ГИГбНТСКИХ ЯЩe]ЭOB.

В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создаёт замысловатые картины.

Перед отправкой на фронт брат хотел повидать Катю и выговориться за полгода Сочинять танцы было моей давней мечтой и я с удовольствием взялся за постановочную работу.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Горький запах (1) ещё не кошенной (2) степи к вечеру усилился и (3) утратив полу денную удушливую остроту (4) стал при этом мягче.

Пояснение. «утратив полуденную удушливую ocтpoтy» – деепричастный оборот Ответ: 34

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте ко – торой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Правда (1) с годами мои стихи делались менее нарядными: из них постепенно на чала выветриваться экзотика. Но (2) честно говоря (3) детские и юношеские годы ни

Читайте также:  Звуковые форматы и их характеристика

когда без неё не обходятся. В общем (4) я ничуть не жалею о своём детском увлечении

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Почти вплотную к воде подступал лес (1) вокруг (2) которого (3) вообще не было никаких признаков жилья.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Молодой Чехов обладал чувством стиля (1) и (2) если бы речь шла о музыке (3) можно было бы сказать (4) что у него был абсолютный слух.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Русский язык в Интернете — это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Ho при том это всё равно русский язык.

(З)Начнём с самого простого с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко

проявилась в так называемом языке падонков п истории со словом превед. (б)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту — быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чугь, а сильно.

(10)Ha самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный

человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (1З)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (1б)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в

том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и шu только с буквой ьі, потому что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.

(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков — аццкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо — выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил.

(23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)Пo существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, — пиши иначе.

(25)Ho здесь-то и кроется опасность! (2б)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так,

очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!»,

потому что сделаны почти все возможные ошибки.

(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания

«правильного прототипа» они станут совершенно обычными,

нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно. (З1)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека

по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (З2)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно

превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (З4)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде.

(35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) — российский лингвист, профессор.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. В Интернете на поток поставлена порча грамматической системы русского языка. Только очень грамотные люди могут по-настоящему писать неправильно. Большое количество орфографических ошибок тормозит процесс чтения. При проведении реформ орфографии и графики страдают прежде всего грамотные люди. Русской орфографии невозможно научиться.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Предложения 29 и 30 подтверждают суждение, высказанное в предложении 28 текста. В предложениях 18—20 представлено повествование. Предложения 12—16 содержат рассуждение.
Предложение 35 содержит элемент описания. Предложения 28, 29 содержат элемент описания.

Из предложений 4—22 выпишите слово со значением «Преобразование, изменение чего-нибудь».

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК OTBETOB № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Проблема русского языка в эпоху цифровых технологий волнует многих. Вот и

М. Кронгауз, известный лингвист, не остаётся в стороне. В своей статье он живо реагирует на современные процессы, идущие в русском языке, используя такое синтаксическое средство выразительности, как (А) (предложения 1, 25), и

тропы — (Б) («обычное, нейтральное» в предложении 30), (В)

(«зубрёжка», «срывался»). При аргументации своих тезисов автор

применяет синтаксический приём (Г) (например, предложение 26)».

разговорная лексика
контекстные синонимы
эпитеты
восклицательные предложения
фразеологизмы метафора
инверсия
вводные слова
парцелля ция

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.

2) Чтобы в споре легче было убедить оппонента, надо, чтобы тезис был короче и проще, что позволяет избежать запутанности и неопределённости.

3) Составные тезисы могут внести в спор запутанность и неопределённость, так как они намечают несколько мыслей, которые приведут к разногласию.

4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, выстраивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.

5) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

поэтому вопреки этому во-первых да и

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

1) Определённое место на земной поверхности. П. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).

2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п.

3) Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или буквой. П. договора. Перечислить основные п. доклада. П. обвинения.

Читайте также:  Дистиллятор воды rawmid dream classic ddc 01

4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. П.

разногласий. Разойтись по трём п.

5) Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в истории. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

кАшлянуть фОрзац ломОть икОнопись Иксы

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.

Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ПРИБЫТИИ на практику по ОБЕИМ сторонам ТРЁМСТАМИ рублями по ОКОНЧАНИИ школы

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

2) неправильное построение предложений с производным предлогом

В) Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

4) Неправильное построение предложений с двойными союзами.

Д) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

5) о шибка, связанная с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7) допущена ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

д. лина бл. стательный опт. мизм словосоч…тание приг…реть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

ра. буженный, бе…граничный не. валенные, бе…дельник пр. купить, пр…красный

под…зревать, н…писать пр…кратить, пр..чудливый

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И

устойч…вый буш. вать ткан. вый выгор. в эмал…вый

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И

снег та…т добыва. мая нефть заправ. шь машину колебл. мый ветром приемл. мые условия

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

1) Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

2) Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

3) Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

4) Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

5) В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

14. Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-

стилистические особе(3)ости речи крестьян.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н.Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились

в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах .

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.

(9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.

Читайте также:  Значение символов в смс сообщениях

(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать. »

(28)И снова. (29)И снова. (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».

(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.

(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом! (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.

(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.

2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.

3) Рокот моря или водопада, звуки горных обвалов, шелест листвы, журчание ручья, пение птиц — всё это песня родственных нам, но таинственных сил .

4) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создаёт таинственные и величественные звуки.

5) Шум делает человека духовно глухим, приглушает его восприятие.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 17-21 содержится рассуждение и описание

2) В предложениях 17-21 содержится повествование, описание, рассуждение

3) В предложениях 9-10 содержится повествование

4) В предложениях 30-32 содержится рассуждение

5) В предложениях 17-21 содержится повествование

22. Из предложения десятого (10) выпишите устаревшее разговорное слово

23. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера 24, начиная с первой клеточки , без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как (А) _____( дерзкий парень в предложении 42). Противопоставляя (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого синтаксического средства, как (Б) ________, и такого тропа, как (В) _____ (предложение 41). (Г) _____ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму»

1) риторический вопрос

2) ряды однородных членов

8) сравнительный оборот

3) лексический повтор

9) риторическое восклицание

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

В её черных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

Ответ: ___________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-

стилистические особе(3)ости речи крестьян.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н.Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились

в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10584 – | 7334 – или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *