0

Идентификация пользователей мессенджеров по номеру телефона

В России заработали новые правила идентификации в мессенджерах. С воскресенья, 5 мая, каждый их пользователь с новым сотовым номером обязан пройти процедуру подтверждения личности, которую обязаны проводить операторы связи и владельцы любых средств передачи мгновенных сообщений. Разбираемся, что это за новые правила и как они будут работать.

1 Что за документ вступил в силу 5 мая?

Постановление конкретизировало статью 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Статья впервые ввела термин «информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями» (то есть мессенджер) и предложила идентифицировать пользователей с помощью номера мобильного телефона. Правительство своим постановлением установило правила, по которым должна происходить идентификация.

На основании положений этой статьи, например, предпринималась попытка блокирования Telegram как не выполняющего требование "представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений".

2 Почему новые правила важны для пользователей?

Это новый порядок регистрации новых пользователей в онлайн-мессенджерах – и перерегистрации старых. С сегодняшнего дня любой "организатор сервиса мгновенных сообщений" обязан удостовериться сам и помочь сотовому оператору ("оператору подвижной радиотелефонной связи") убедиться, что сообщения отправляет конкретный человек. Анонимные сообщения в любых мессенджерах и подобных приложениях запрещаются.

Уже сейчас практически любое средство доставки сообщений по факту просит при регистрации указывать номер сотового – который в России обязаны выдавать исключительно по паспорту. Популярные приложения с функцией мессенджера, которые не требуют вводить при регистрации телефон: Facebook Messenger, Skype, Google Hanghouts, Signal, Line. Без номера мобильного можно использовать, например, WhatsApp и ICQ, если вы были зарегистрированы в этих сервисах раньше.

Если вы меняете сотового оператора – и старый, и новый теперь обязаны уведомить владельца мессенджера. И тот, в свою очередь, предложит вам идентифицироваться заново.

Регистрация в мессенджере теперь может занять 20 минут – именно столько времени новые правила дают операторам, чтобы они успели поделиться друг с другом информацией о вас.

Между каждым оператором связи и каждым "оператором мессенджера" должен быть заключен соответствующий договор.

3 Как эти правила будут работать?

На первый взгляд мало что изменится – устанавливая новый мессенджер, вы будете регистрироваться, вводя номер телефона – если программа того потребует. Однако теперь формально возможна ситуация, когда вы, установив на новый смартфон, например, приложение "Одноклассники", столкнетесь с невозможностью посылать с его помощью сообщения. Значит, ваш номер отсутствует в базе данных оператора или ответ от него идет дольше положенных 20 минут. В обоих случаях идентификация пользователя считается незавершённой, и мессенджер обязан отказать пользователю в предоставлении услуг.

Авторы новых правил говорили о том, что теперь сотовые операторы смогут сами, за пользователя, вводить идентификационный код в нужное поле для регистрации – то есть почти всем пользователям не придется самим вводить код, присланный, например, эсэмэской.

Читайте также:  Вода из воздуха своими руками видео

4 Кто придумал новые правила?

Считается, что исходный федеральный закон разработан при участии Медиакоммуникационного союза – организации, объединяющей медиахолдинги и сотовых операторов. В создании закона и постановления правительства принимали участие специалисты Минкомсвязи и Роскомнадзора.

«Мессенджер — это зона приватного общения, где вас могут найти незнакомые люди и вступить в диалог. В ходе такого общения для каждого из нас важно понимать, кто на самом деле общается с нами «на другом конце линии», – объяснял в прошлом году необходимость принятия новых правил глава Роскомнадзора Александр Жаров.

"Очевидно, эта история продвинута правоохранительными органами, – высказывал свое мнение "Фонтанке" директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. – Они хотят хоть как-то начать соотносить переписку с конкретными людьми".

5 Кто принял и одобрил новые правила?

Правительство РФ 6 ноября 2018 года, документ подписан главой кабинета министров Дмитрием Медведевым. Поправки в федеральный закон приняты Госдумой 21 июля 2017 года, одобрены Советом Федерации 25 июля и 29 июля того же года подписаны президентом Владимиром Путиным. Поправки внесли депутаты Марина Мукабенова («Единая Россия»), Олег Николаев («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ).

6 Как на правила реагируют те, кто должен их выполнять?

Все четыре крупных российских сотовых оператора под брендами "Билайн", "Мегафон", МТС и "Теле 2" заявили, что готовы исполнять требования новых правил. Медиахолдинг "Мейл.ру" ("ВКонтакте", "Одноклассники") также выступал с подобным заявлением.

Правила касаются в первую очередь сервисов, включенных в "Реестр организаторов распространения информации в интернете". В нем на данный момент отсутствуют Facebook, WhatsApp и Viber.

Facebook, который владеет WhatsApp, Instagram и Facebook mеssenger, еще в 2014 году дал российским властям обещание зарегистрироваться в РФ в качестве организатора распространения информации. Пока обещание не выполнено.

7 Будет ли выполнять эти правила Telegram?

Telegram, как известно, присутствует в "Реестре организаторов распространения информации в интернете". И мессенджер с самого начала требовал для регистрации номер телефона. Но это мало чем поможет российским властям, на включении в реестр сотрудничество закончилось. Формально сервис и так уже заблокирован в России. Однако это не помешает наказать его заодно и штрафом, если он откажется помогать сотовым операторам идентифицировать пользователей.

8 Что будет, если правила не выполнять?

За неисполнение постановления правительства юрлица, "организующие работу мессенджеров", равно как и сотового оператора, должны быть наказаны штрафом в 1 млн рублей. Для частных лиц штрафы начинаются от 3 тысяч рублей. Норма в Кодексе об административных нарушениях начала работать с 1 января 2018 года.

Помимо штрафа, Роскомнадзор имеет право принять решение блокировать работу мессенджера-нарушителя.

Эксперты предсказывали всплеск незаконной продажи сим-карт, в том числе зарубежных операторов. Пользователь с иностранной симкой априори останется неузнанным. «Поскольку нет никаких оснований российскому оператору получить от иностранного оператора и передать персональные данные иностранного абонента третьему лицу», – считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Читайте также:  Дистрибутивы 1с официальный сайт

9 Что делать?

В первую очередь понимать: если вы пользуетесь российским мессенджером или мессенджером, сотрудничающим с российскими властями, вы больше не аноним.

Правительство утвердило новые Правила проверки пользователей мессенджеров. Постановление опубликовано на портале правовой информации.

В соответствии с документом, сотовые операторы должны будут вносить в свои базы данных сведения о том, в каких мессенджерах общаются их клиенты. Информацию операторы получат от организаторов сервисов (владельцев мессенджеров).

Нужно всё это, по словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, пишут "Известия", для создания безопасной коммуникационной среды для граждан.

Сегодня регистрация в мессенджере предельно проста – достаточно скачать на смартфон приложение и авторизоваться, то есть, ввести код, полученный в SMS.

В соответствии с новыми правилами, администраторы мессенджеров проверят, совпадают ли данные абонента, который регистрируется в мессенджере и сведения сотовой компании о владельце номера. Если в течение 20 минут оператор подтвердит регистрационные данные, идентификация будет пройдена. Если оператор сообщил, что данные не совпадают или ответил более чем через 20 минут, сервис отклонит запрос на регистрацию.

В случае успешной регистрации, мобильный оператор должен пометить, какие мессенджеры использует абонент и внести в базы уникальный код идентификации пользователя, который присвоит абоненту мессенджер.

Зачем это нужно? По словам Александра Жарова – для создания безопасной коммуникационной среды как для граждан, так и для государства в целом. Нынче же, по словам руководителя надзорного ведомства, "возможность анонимной коммуникации в мессенджерах затрудняет деятельность правоохранительных органов при расследовании преступлений".

За неисполнение новых Правил для владельцев сервисов мгновенных сообщений предусмотрена административная ответственность.

Надо сказать, эксперты сомневаются в том, что новое постановление сработает – владельцев иностранных мессенджеров не особенно волнует перспектива административной ответственности, а потому они вполне могут сохранить существующие правила регистрации.

Эксперт в вопросах телекоммуникаций, директор компании "Ордерком" Дмитрий Галушко так прокомментировал ситуацию:

"Проблема идентификации правоохранительными органами оконечного пользователя останется. Учитывая рынок левых сим-карт, гражданин может использовать при регистрации любой доступный мобильный номер, в том числе зарегистрированный на другого человека, или на юридическое лицо.

Кроме того, Закон не имеет Обратной силы, то есть Правила не распространяются на Отношения, возникшие до даты вступления их в действие."

Проект новых Правил принят без замечаний. И это подтверждает – "Роскомнадзор" решил продолжить "погоню за мессенджерами". Документ вступит в законную силу через 180 дней после опубликования. Полгода паузы даются для того, чтобы все стороны – владельцы мессенджеров, операторы связи и сами абоненты, подготовились к жизни по новым Правилам.

В воскресенье, 5 мая, должна была начаться обязательная идентификация пользователей мессенджеров по номеру телефона. По утвержденным правительством правилам в ходе этой процедуры мессенджер должен направить уведомление о регистрации нового пользователя сотовому оператору, а тот в течение 20 минут дать мессенджеру ответ – есть ли номер этого пользователя в его базе или нет. Если номера в базе не оказывается или ответ от оператора не приходит, мессенджер обязан отказать в приеме и передаче сообщений. Если прошедший проверку пользователь впоследствии изменит сведения о себе или поменяет номер телефона, то ему нужно будет пройти процедуру заново.

Читайте также:  Звук через дисплей порт

Как убедился корреспондент «Ведомостей», процедура идентификации в популярных мессенджерах пока не претерпела изменений. Для эксперимента были куплены сим-карты «Мегафона», «Вымпелкома», МТС и Tele2, причем три из них – с рук без предъявления паспорта. С каждой сим-карты была проведена регистрация в пяти мессенджерах: WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и «ТамТам». Как и раньше, мессенджер просит ввести номер телефона, высылает на него код активации и регистрирует нового пользователя. Причем ни один из мессенджеров ни разу не отказал в регистрации – в том числе при использовании карт, приобретенных неофициально.

Собеседник «Ведомостей» в одной из сотовых компаний утверждает, что пользователь и не должен замечать процедуру – ему следует только дождаться ее завершения. При этом по закону «Об информации» идентифицировать нужно только пользователей зарубежных мессенджеров, включенных в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, – среди таких мессенджеров Telegram, доступ к которому ограничивает надзорное ведомство, китайский WeChat и швейцарский Threema, отмечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Соответственно, например, на WhatsApp и Viber, которых нет в реестре, эти требования не распространяются, объясняет эксперт.

Представители «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и Tele2 заявили, что технически готовы исполнять требования законодательства. «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») разработал техническое решение, которое должно обеспечивать идентификацию, но достаточно ли его, можно понять лишь в ходе взаимодействия с мессенджерами, говорит представитель оператора Лилия Галяутдинова. Взаимодействует ли с ними сейчас «Вымпелком», она не комментирует.

Tele2 также готов исполнять нормативные требования, но от мессенджеров пока не поступало запросов на идентификацию пользователей, разводит руками представитель оператора Дарья Колесникова. Об этом же говорят сотрудники двух других сотовых компаний.

Для исполнения правил идентификации пользователей операторам не хватает подзаконных актов, которые будут регулировать такие аспекты взаимодействия с мессенджерами, как, например, передача им данных о номерах – ведь это персональные данные абонентов, отмечает собеседник «Ведомостей» в одном из операторов сотовой большой четверки.

Правила идентификации описывают общий порядок взаимодействия операторов и мессенджеров, но не говорят о том, как участники процесса должны обмениваться данными своих пользователей и защищать их, согласен Казарян. Также непонятно, должны ли мессенджеры и операторы обмениваться данными бесплатно или на возмездной основе, по каким тарифам они должны в таком случае рассчитываться друг с другом, рассуждает он.

Представитель Viber отказался от комментариев. Представители WhatsApp, Telegram, Microsoft (владеет Skype), WeChat и Threema не ответили на запросы «Ведомостей». В Роскомнадзоре также не ответили на вопрос, планирует ли ведомство следить за исполнением новых правил.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *