0

Игровой тест три слова

страница 4/4
Дата 14.02.2016
Размер 236 Kb.
Тип Методическое пособие
    Навигация по данной странице:

  • Игровой тест «Три слова»
  • ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.

В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

– Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу – 5 баллов.

– Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

– Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

– Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

– Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.
Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Игровой тест «Три слова»

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.

ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН

ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

3 балла – банальная фраза.

2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.

1 балл – бессмысленное сочетание слов.

Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла.

“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.

“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.

Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.

Как развита фантазия у вашего ребенка.
Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)

  1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)
  2. Часто ли он грустит? (1, 2)
  3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)
  4. Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)
  5. Размашистый ли у него почерк? (1, 0)
  6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)
  7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)
  8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)
  9. Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)
  10. Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)
  11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)
  12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.
Литература

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
  2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.
  3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.
  4. Одаренные дети. – М., 1991.
  5. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
  7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
  8. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.

Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ.

Слова для работы:

ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН

РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК

ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ

Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями.

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.

4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова.

3 балла – банальная фраза.

2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет.

1 балл – бессмысленное сочетание слов.

Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла.

“Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла.

“Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла.

Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста.

Как развита фантазия у вашего ребенка.

Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)

1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)

2. Часто ли он грустит? (1, 2)

3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)

4. Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)

5. Размашистый ли у него почерк? (1, 0)

6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)

7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)

8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)

9. Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)

10. Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)

11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)

12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16 очков:У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9-12 очков:Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 очков:Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

Литература

1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.

3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.

4. Одаренные дети. – М., 1991.

5. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

8. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8452 – | 7341 – или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества»

Нижнегорского района Республики Крым

Арифов Мустафа Ислямович

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Нижнегорск, 2016 г.

Методическая разработка предназначена для руководителей творческих объединений, студий учебных заведений дополнительного образования и общеобразовательных учебных заведений. – пгт. Нижнегорский:

Данное пособие познакомит вас с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения младших школьников и подростков на базе активизации фантазии. Использование предлагаемых игровых тестов, позволит лучше развить воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Описанные приемы, органично включающиеся в учебный процесс, способствуют развитию познавательных способностей учащегося.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

– построение образа конечного результата его деятельности;

– создание программы поведения в ситуации неопределенности;

– создании образов, заменяющих деятельность;

– создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Известный психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение – одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо».

Первый период развития воображения иллюстрирует кривая I -М, а рассудочную деятельность R – X . Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая Х-О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М-Н). Чем меньше падение кривой М-Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М- N ), то мы говорим об одаренности или гениальности.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

Далее предлагается ряд заданий, позволяющих потренировать у детей процесс воображения в комплексе с мышлением.

Тест «Составление изображений объектов»

Этот тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление. Он рассчитан на все возрастные группы: дошкольника, младшего школьника, подростка.

Попросите учащегося нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур.

Объекты для рисования: солнце, лицо, клоун, дом, кошка, дождь, радость.

Каждую из фигур можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Оценка результатов проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли все заданные объекты

2. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект)

3. Уникальность изображения

4. Использование в изображении всех предложенных фигур

Каждый пункт можно оценить в пятибалльной системе и посчитать общее число баллов.

Для оценки воспользуйтесь следующими правилами.

За каждое изображение, которое учащийся обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное, – 4 балла, наконец за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации ставится 5 баллов.

Пример выполнения данного теста учащимся.

Тест «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

Этот тест и его модификации широко используются психологами в диагностике многих психических феноменов: ассоциативного и абстрактного мышления, воображения, причинно-следственных зависимостей в прошлом опыте. Его используют для всех возрастных групп. Для младших школьников используется вариант с картинками

(образный или рисуночный), а для подростков – словесный (вербальный).

Вербальный вариант теста: подростку предлагается два ряда пословиц. Его задача выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. Можно модифицировать задание и предложить выбрать пословицы, противоположные по смыслу.

Материалы для работы:

КУЙ ЖЕЛЕЗО ПОКА ГОРЯЧО За деревьями не видно леса

Большое дело не бывает без потерь

Ржавое железо не блестит

Одного поля ягоды

Делай все вовремя

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН Теперь обувь шьют и без шила

Трудно и дереву одиноким расти

О книге не суди по переплету

Чистое золото ценится дорого

Из угольного мешка не выходит белой пыли

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ Не по виду суди, а по делам гляди

Как аукнется, так и откликнется

Не сделавши дела – не хвались

Сытый голодного не разумеет

ЧТО ПОСЕЕШЬ ТО И ПОЖНЕШЬ Не дивись на человека, дивись на его дело

Не говори гоп, пока не перескочишь

Что даешь, то и имеешь

Пример выполнения работы:

ЧТО ПОСЕЕШЬ ТО И ПОЖНЕШЬ Как аукнется так и откликнется

Что даешь, то и имеешь

Из угольного мешка не выходит белой пыли

Стимульный материал вербального ряда пословиц можно разнообразить, добавляя пословицы, как в левый, так и в правый ряд.

Игровой тест «Три слова»

Тест оценивает воссоздающее и творческое воображение. Кроме этого, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.

Предложите учащемуся три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы:

Дом Клоун Дворец

Мечта Слон Путешествие

Озеро Дети Сюрприз

Чем больше фраз предложит учащийся, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями:

5 баллов – остроумная, оригинальная фраза

4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова

3 балла – банальная фраза

2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет

1 балл – бессмысленное сочетание слов

Пример выполнения данного теста: «Бабушка пришла во дворец и увидела там клоуна. Клоун споткнулся о ногу бабушки и упал. Клоун рассмешил бабушку. Бабушка стала работать во дворце клоуном» (Приведенный материал получен от учащейся 8-летнего возраста).

«Всю жизнь слон мечтал о путешествиях. В один прекрасный день он решился, взял отпуск и уехал. С тех пор все слоны каждый год отправляются в отпуск, впрочем, как и люди» (приведенный материал получен от учащегося 14 лет).

Игра «Круги на воде»

Эта игра со словами модифицирована из упражнения, предложенного в своей педагогической практике Дж. Родари. Она направлена на развитие воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Она подходит для детей любого возраста.

Когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Также и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

1. Предложите учащемуся подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву. Например: «Ц» цветок, цвет, цапля, цирк, цепочка, царица, цикада.

2. Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов начинающихся на любой слог, например «ли» лимон, ливень, лиана, лицо, липа, листва, ликование.

3. Расставьте буквы слова в столбик и предложите учащемуся написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы:

Далее предложите учащемуся написать возле этих букв слова, образующие законченное предложение, например:

Ц – целый Ц – царица

В – вечер В – Василиса

Е – Елена Е – ела

Т – тихо Т – только

О – осматривала О – одних

К – комнату (картины) К – карасей

Чем больше предложений придумают дети, и чем смешнее они будут, тем лучше.

Игра «Укрась слово»

Эта игра, как и ряд других, предлагаемых ниже игр, заимствована из сборника под редакцией В.В. Петрусинского «Игры; обучение, тренинг, досуг» и модифицирована с учетом задачи развития воображения и возраста детей.

Игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность учащегося. Ограничений в возрасте игроков не имеется.

Основной задачей игры является подбор за 1(2) минуты к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает тот, кто набрал больше прилагательных.

День счастливый, солнечный, пасмурный, ненастный, удачный, морозный, долгожданный,

праздничный, трудный, памятный.

Стихотворение красивое, лиричное, интересное, известное,

любимое, классическое, большое и т. д.

Фантазия обеспечивает создание чего-то нового, а мышление подвергает это новое критическому анализу. Таким образом, ребенок может не только демонстрировать достаточно оригинальные результаты в предлагаемых заданиях, но и сопровождать их определенной критической оценкой, уметь объяснить свою логику. Предлагаемые выше приемы могут иметь различные варианты, позволяющие в больше степени приблизить их к определенным целям. Например, во втором задании можно предложить учащемуся сравнить одни пословицы с другими и найти их общий нравственный смысл об определенной нравственной категории (выбери все пословицы о добре, смелости, дружбе и т.д.)

Можно изменить предлагаемые в первом задании объекты для рисования, или слова для фраз в третьем, связав их с учебной темой или воспитательной целью.

Свои выводы о развитии воображении у вашего ученика вы можете подкрепить проверкой по тесту, который выполняют родители (можно использовать на родительском собрании).

Тест: «Как развита фантазия у вашего ребенка?»

1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием 2 1

2. Часто ли он грустит? 1 2

3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли

к вымышленным подробностям для украшения? 1 0

4. Проявляет ли он инициативу в учебе? 2 1

5. Размашистый ли у него почерк? 1 0

6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный

7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? 0 1

8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы или стихи? 1 0

9. Он пишет длинные сочинения по литературе? 2 1

10. Ему снятся необыкновенные сны? 1 0

11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только

по описанию? 1 0

12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма

или прочитанной книги? 1 0

Посчитайте полученные очки. Если ребенок набрал:

14-16 очков: у него богатая фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо интереснее и принесет много радости и ему и окружающим его людям.

9-12 очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правдина Н. Психология позитивного мышления. – М.: ООО Издательство

Астрель, 2007. – 192 с.: ил.

2. Струкова А.М. Словесные игры. – М.: Агентство Фаир, 1998.-192 с.: ил.

3. Сахарный А.В. К тайнам мысли и слова. – СПб: Питер Пресс, 1983. – 196 с.

4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль Академия развития, 1997. – 240 с.

5. Ошо. О детях: Пер. с англ.. – М.: ООО Издательство София, 2007. – 256 с.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *