0

Импортозамещение в программном обеспечении

    On 18.04.2016 0 Комментарии 223-ФЗ, Импортозамещение, Статьи, ФАС

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках – импортозамещение программного обеспечения. Теперь из теории она перешла в практическую плоскость. В связи с этим необходимо разобраться в правилах закупки ПО заказчиками и работы поставщиков в новых условиях.

Закон 188-ФЗ

1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 188-ФЗ, повышающий приоритет российских разработчиков при участии в госзакупках. Если у иностранного программного обеспечения есть аналог российского производства, занесенный в специальный реестр, заказчику придется купить именно его.

Законом определены такие критерии для российского ПО:

  • программное обеспечение должно находиться в свободной продаже и сведения о нем не должны являться государственной тайной;
  • исключительным правом на него должны обладать: Российская Федерация или ее субъект, российская организация или граждане России, российская коммерческая или некоммерческая организация, муниципальное образование (в которой больше 50% принадлежит Российской федерации, организациям РФ или гражданам РФ);
  • организация-правообладатель должна контролироваться гражданином (или гражданами) РФ;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не могут быть более 30% всех платежей за ПО;

Из данного ограничения возможны исключения, то есть заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, прописав аргументы в закупочной документации – к примеру, если в ПО нет нужных функций.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Постановление № 1236 от 16.11.2015

В данном документе содержатся:

  • правила образования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок аргументации невозможности закупки продукта у российского разработчика.

Начал наполняться реестр российcкого ПО

С 20 февраля 2016 года госзаказчики больше не могут работать по принципу «нет реестра – нет ограничений», так как с этой даты реестр начал наполняться: в нем уже содержатся около 400 продуктов (подано заявок ещё на 600 продуктов), в том числе аналог известного «Microsoft Office» – программа от российского разработчика «Новые облачные технологии» под названием «Мой офис». Также, в данном реестре содержатся такие популярные приложения, как «1С», Касперский, ABBYY, Dr. Web, «Гарант» и «Барс».

Хитрости заказчиков

Как и при других закупках, заказчики не имеют права написать, что им необходима какая-либо конкретная программа или определенный разработчик – они описывают устраивающие их технических характеристики. В связи с этим, заказчик не сможет отклонить российскую программу, которая подходит под необходимые параметры, в том числе и если она ухудшит производительность программ, работающих на основании того же ПО или самого компьютера. Чтобы избежать этого, потребуется действительно весомое свидетельство отсутствия аналога того же класса в реестре российских программ.

Некоторые заказчики, чтобы обосновать закупку импортного ПО, прибегают к таким хитростям:

  • Приводят аргументы в пользу невозможности закупки российского ПО – например ссылаются на второстепенный функционал, которого нет в российском аналоге.
  • Используют свое право на закупку иностранного ПО для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО».
  • Объявляют на закупку компьютеров (а не программного обеспечения). А на закупаемых компьютерах должны быть предустановлены определенные программы (не российского производства). Закупка дополняется формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».

Многие организации еще не проводили закупок программного обеспечения по новым правилам, и подозревают, что переход на отечественные аналоги будет трудным.

К примеру, технические особенности серверов (а это в 99,9% импортные сервера) не позволят работать с антивирусами российского производства и придется прописывать в закупке для каких целей понадобится антивирус.

Участники рынка госзакупок согласны с тем, что на первом месте должны быть интересы именно заказчика, несмотря на необходимость соблюдать закон, ведь то, насколько устраивает его программа и какой будет эффективность работы программы на имеющемся оборудовании – решать заказчику.

Продавцам программного обеспечения

Вам следует начать заключать лицензионные договоры с новыми производителями и дистрибьюторами, так как наличие российского софта станет серьезным преимуществом.

При необходимости в закупках можно подать три запроса на разъяснения. В случае отсутствия результата можно направить жалобу в региональное отделение ФАС.

Возможные действия заказчика в ответ на ваш запрос о закупке иностранного ПО:

  • отмена закупки.
  • добавление обоснования закупки;
  • внесение изменения в техническое задание с учетом запросов разъяснений участников (при этом обязательно будет продлен срок подачи заявок);

Если вы производитель-правообладатель

Попасть в реестр – очень важно. Пусть процедура достаточно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, но это того стоит. Так что, чем раньше будет подано заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Читайте также:  В какой программе можно создать базу данных

Чего еще можно ждать?

Вполне вероятно, что подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, которые закупают ПО в больших объемах. К примеру, в 2015 году госкомпаниями было закуплено в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганами.

В то же время обсуждается участие программного обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) в российских госзакупках.

Иностранные производители находятся в процессе адаптации своих продуктов к новым правилам, например, возможно создавать совместные разработки с российскими производителями или переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, начавшая совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Реестр Минкомсвязи российского ПО

На нашем сайте Вы можете увидеть весь реестр российского ПО.

Актуальность реестра – 22 апреля 2016 г.

Всего – 500 программных продуктов.

Используйте строку поиска и сортировку по столбцам.

Компания Softline обладает компетенциями и опытом по работе с российскими программными продуктами и оборудованием и предлагает помощь в исполнении законодательных требований.

Политика импортозамещения, проводимая Правительством РФ, направлена, в первую очередь, на развитие ИТ-отрасли и обеспечение технологической независимости России. С 2015 по 2018 год разрабатывался и принимался ряд нормативных актов, регулирующих импортозамещение программного обеспечения в органах государственной власти и местного самоуправления России.

Основополагающими документами в области политики импортозамещения являются Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015, Приказы Минкомсвязи №334 от 29.06.2017 и №335 от 04.07.2018 в Приложениях к которым утвержден порядок и методические рекомендации по переходу на использование отечественного ПО и для федеральных и региональных органов власти соответственно.

Согласно планам перехода на отечественное ПО до 2020 года на российский рынок не должно импортироваться более 50% бизнес-приложений и антивирусного ПО, количество импортных серверных операционных систем и СУБД должно сократиться до 60% и 70% соответственно. Доля клиентских и мобильных операционных систем, средств управления облачной инфраструктурой и виртуализацией и пользовательского офисного программного обеспечения не должна составлять более 3/4 от используемых в организации. Для офисного программного обеспечения целевой показатель составляет от 75% до 100% в зависимости от категории.

Softline обладает технологической экспертизой в области отечественного ПО, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и предлагает комплексный подход к реализации проектов перехода на импортонезависимые решения.

Отечественные компании – наши партнеры:

Мы предлагаем:

  • Обследование существующей ИТ-инфраструктуры, разработку рекомендаций и подготовку плана перехода.
  • Помощь при выборе и оценке российских решений.
  • Поставку, внедрение, миграцию, интеграцию.
  • Тестирование опытную эксплуатацию ПО и оборудования.
  • Техническую поддержку и ИТ-аутсорсинг.
  • Обучение администраторов и пользователей.

АРМ госслужащего

АРМ госслужащего – автоматизированное рабочее место для служащих в государственных учреждениях.

Корпоративное лицензирование отечественного ПО

Корпоративное лицензионное соглашение Softline Enterprise Agreement – это новый подход к использованию ПО российского производства.

Оценка совместимости прикладного программного обеспеченияинформационных систем

Специалисты Softline предлагают комплексную услугу – оценку совместимости прикладного ПО/ИС.

Обучение по импортонезависимым решениям для госструктур

Учебный центр Softline обеспечит развитие компетенций сотрудников и подготовит профессионалов в области бизнеса и ИТ.

С 1 января 2016 года должна была заработать программа импортозамещения в госсекторе, по которой закупки программного обеспечения государственными и муниципальными структурами должны проходить у отечественных разработчиков, занесенных в реестр, а иностранный софт использоваться только при отсутствии российских аналогов. Норма прописана в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года №1236 “Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Информационная технологическая независимость России

Определим основные проблемы внедрения отечественного ПО в интересах органов государственной власти. Прежде всего, помимо потребительских качеств, остро стоит вопрос о надежности и безопасности используемых зарубежных продуктов.

Информационная технологическая безопасность и независимость России, как важнейшая составляющая суверенитета нашей Родины, складывается из двух частей. Во-первых – это отечественное производство современных электронных компонентов и компьютерных комплектующих, позволяющее выпускать конкурентоспособное отечественное компьютерное оборудование на собственной элементной базе, в том числе: 1) общего применения, включая и компьютерное; 2) мобильное; 3) телекоммуникационное.

Во-вторых – отечественное программное обеспечение общего назначения (ОПО) для использования в органах государственной власти и управления, государственных учреждениях и организациях, воинских частях, на оборонных предприятиях. Как известно, программное обеспечение делится на закрытое (проприетарное) и свободное. Сегодня 99% всего используемого ОПО в России является закрытым (как правило, корпорации Microsoft).

Импортозамещение в данном случае идет по двум направлениям: полное импортозамещение в ведомственных и государственных информационных системах и частичное импортозамещение отдельных элементов систем, в частности, импортозамещение офисного программного обеспечения.

Положительные сдвиги

К положительным сдвигампо созданию надежной нормативной базы для импортозамещения в области ИТ можно отнести создание Единого реестра отечественного программного обеспечения. Согласно принятому в июне прошлого года закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в стране создан и действует с начала года Единый реестр российского ПО.

Читайте также:  Как восстановить поврежденное фото на андроиде

Изменения в правилах госзакупок вынуждают госзаказчиков обратиться лицом к российскому ПО, прежде всего включенному в Реестр. Необходимо отметить, что по-настоящему промышленных, тиражных российских программных продуктов, тем более таких, которые можно по формальным признакам разместить в Реестре, все-таки реально мало. К тому же у нас в стране распространена еще и заказная разработка ПО, которая к Реестру отношения не имеет, а доля такого рода ПО среди лотов госзакупок немалая. Для такого рода ПО критерии импортозамещения еще предстоит сформулировать.

В качестве примера существующих объективных трудностей в решении проблем импортозамещения, с которыми сталкиваются представители действующих на этом поле бизнес-структур, приведу пример компании Свемел. Следует признать, что ЗАО МВП «Свемел», являясь активным участником взаимодействия с органами государственной власти, столкнулось со следующей проблемой импортозамещения программного обеспечения у своих заказчиков:

– невозможностью полностью в короткие сроки произвести замену программного обеспечения в информационных системах заказчика.

– необходимость поддержания работоспособности уже действующих на основе импортного ПО систем;

– необходимость подбора соответствующего сертифицированного ПО, которое должно корректно взаимодействовать друг с другом;

– отсутствие необходимого для Заказчика ПО в Реестре.

Таким образом, по-видимому только при полной «раскрутке» Реестра появится возможность эффективного совмещения ПО различного назначения.

Становится очевидным, что подход к разработке ПО нужно менять, начиная со стадии финансирования. Приоритеты в разработке должны задавать заказчики, т. е. формироваться они должны рыночными механизмами. Заказчик, с одной стороны, должен четко формулировать свои бизнес-требования к будущему продукту, контролировать их выполнение по ходу разработки, но при этом гарантировать покупку продукта после завершения разработки. Разработчик, имея такие гарантии, получает стимул выполнить предъявленные заказчиком бизнес-требования.

ИБ и ПО. Поскольку политика импортозамещения во многом обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности, важно определить приоритеты в разработке отечественного ПО и с этой позиции: ПО какого класса и для каких отраслей следует создавать в первую очередь.

Очевидно, вытеснить с национального рынка всех иностранных разработчиков ПО не получится, в том числе из-за конкуренции, которая российских разработчиков многому учит, да и не все ПО можно в одночасье заменить на отечественное. К тому же у нас нет задачи обособиться от мира. Технологии развиваются глобально, глубоко интегрируются во все страны и регионы. Нам нужно развиваться с учетом именно этих тенденций, при этом аккуратно и вменяемо защищая себя.

Компанией Свемел уже более 20 лет ведется разработка отечественных защищенных ОС на основе использования технологии «тонкий клиент». В условиях действия западных санкций компания полностью сосредоточилась на собственных архитектурных и программных решениях, уже достаточно себя зарекомендовавших в реальных приложениях в органах государственной власти. Эти технологии успешно функционируют в загранучреждениях МИДа, стоят на вооружении ряда пограничных округов, имеют серьезные перспективы использования в интересах МВД и Минобороны. Продукты из линейки Циркон активно используются и в высших учебных заведениях, например, в Академии ФСБ России.

ЗАО МВП «Свемел» предоставляет заказчикам свой подход к импортозамещению ПО в ИС.

Обладая линейкой продуктов «Циркон», компания имеет возможность обеспечить импортозамещение ПО в ИС заказчика как комплексно, так и поэлементно.

Комплексное импортозамещение

Комплексное импортозамещение основано на объединении программных продуктов линейки Циркон в интеграционную платформу, которая способна стать основой ИС заказчика, быть настроенной под потребности его ИС, и взаимодействовать с программными продуктами других отечественных разработчиков, так как имеет достаточно универсальные основные характеристики. В случае возникновения необходимости доработки элементов платформы под стык с другими программными продуктами, техническая служба компании имеет достаточный опыт доработок и способна решить эту задачу.

Особенность интеграционной платформы «Циркон» состоит в том, что все её элементы являются программным обеспечением отечественного производства.

«Циркон» — отечественная интеграционная платформа для построения высоконадежных и масштабируемых информационных систем, эффективно защищенных от внутреннего и внешнего нарушителя.

Российская интеграционная платформа «Циркон» предназначена для построения автоматизированных систем в защищенном исполнении (АСЗИ) и базируется на использовании доверенного программного обеспечения, включающего:

— операционные системы «Циркон 36С» и «Циркон 36К»;

— программное обеспечение терминального доступа «Циркон 36Т»;
— программный комплекс «Циркон-СУБД»;
— программный комплекс «Сервер приложений «Циркон-J»;
— программный комплекс «Циркон-WEB»;
— программный комплекс «Циркон-офис»;
— программный комплекс «Циркон-резерв».
Платформа «Циркон», реализующая принципы доверенной среды, является защищенной интеграционной платформой для консолидации существующих бизнес-приложений, прикладных комплексов задач и сервисов в единое защищенное информационное пространство.

В состав платформы вошли все необходимые программные компоненты и апробированные технические решения для модернизации существующих систем и создания новых АСЗИ различного масштаба, в том числе и территориально-распределенных.

Интеграционная платформа «Циркон» позволяет:

1. Создавать многоконтурные АСЗИ, в которых с каждого терминала, включая и расположенные в выделенных помещениях, можно получить защищенный доступ к необходимым информационным ресурсам как внутреннего контура (контуров) сети в котором обрабатывается информация ограниченного доступа, так и открытой сети.

Читайте также:  Интел кор 2 дуо 6300

2. Создание АСЗИ, в которых на основе механизмов виртуализации и мандатного разграничения доступа, обеспечивается гарантированная изолированность операционных систем и приложений, исследование которых на недекларированные возможности невозможно или сильно затруднено.

3. Создание АСЗИ, в которых на основе механизмов виртуализации и мандатного разграничения доступа, обеспечивается работа с одного терминала одновременно с несколькими контурами (серверами, виртуальными машинами) через различные окна рабочего стола терминала.

Поэлементное импортозамещение

Поэлементное импортозамещение реализуется путем замены импортных программных продуктов различных классов (офисное ПО, базовое ПО, системы управления базами данных и т.д.) на соответствующие программные продукты из линейки Циркон. Несколько слов о программных продуктах линейки «Циркон», предлагаемых кампанией СВЕМЕЛ для реализации поэлементного импортозамещения в настоящее время:

Операционная система "Циркон 36С"

Особенности реализации ОС «Циркон 36С»

Ø Реализация многоконтурного режима .

Встроенные механизмы виртуализации и мандатного разграничения доступа ОС «Циркон 36 C » позволяют обеспечить работу на одном терминале одновременно с несколькими контурами через различные окна виртуального рабочего стола терминала.

Ø Механизмы безопасности ОС «Циркон 36С».

Ø Дополнительные механизмы безопасности ос «Циркон 36С»

Ø Отечественные аппаратные компоненты платформы «Циркон»

Программный комплекс «Циркон-Офис» – это программный комплекс для обеспечения работы с офисными приложениями. Комплекс поддерживает все необходимые форматы офисных приложений и совместим с широко распространенным MS Office.

В пакет ПК «Циркон-Офис» входят такие компоненты, как:

· Write – позволяет создавать, редактировать тексты и рисунки в письмах, документах, отчетах или веб-страницах;

· Base – управление базами данных;

· Calc – управление и анализ информации в электронных таблицах, выполнение вычислений;

· Draw – создание и редактирование иллюстраций, рисунков, логотипов и блок-схем;

· Impress – программа для создания и редактирования презентаций для встреч, слайд-шоу и веб-страниц, обладающая интуитивно понятным интерфейсом;

· Math – утилита, предназначенная для создания и редактирования уравнений и научных формул.

ПК "Циркон-Офис" реализован на ПО с открытым исходным кодом – LibreOffice 4.3.3.2.

Все компоненты ПК «Циркон-Офис» хорошо сочетаются и дополняют друг друга, предоставляя пользователю все необходимое для ежедневной работы с документами, ввода, систематизации и анализа данных, маркетинга, подготовки презентаций и обучения.

Циркон СУБД

• Программный комплекс "Циркон-СУБД" – это программный комплекс, обеспечивающий хранение и доступ к данным в форме реляционных таблиц. Ориентирован на решение задач, связанных с транзакционной обработкой структурированной информации.

• ПК «Циркон-СУБД» предназначен для решения следующих задач:

· хранения и предоставления доступа к объектам баз данных (таблицам, представлениям, хранимым процедурам и т.д.);

· обеспечения возможности добавление в базу данных новых записей, удаление устаревших и редактирование существующих;

· обеспечения выполнения запросов пользователя на получение интересующих данных;

· разграничения прав доступа пользователей к объектам баз данных на основе правил разграничения доступа;

· обеспечения резервного копирования и восстановления баз данных.

• Комплекс реализован на ПО с открытым исходным кодом и сертифицируется как СЗИ.

Циркон WEB

Ø Программный комплекс "Циркон- WEB" – это быстрый и безопасный WEB-браузер, основанный на ПО с открытым исходным кодом.

Ø Основные возможности ПК «Циркон-WEB» :

· высокая скорость работы;

· расширенная функциональность благодаря

· поддержка приложений и расширений.

Циркон J

• Программный комплекс «Сервер приложений «Циркон-J» – это программный комплекс, обеспечивающий разработку и исполнение Java-приложений.

• Комплекс реализован на ПО с открытым исходным кодом и представляет собой Java EE сервер приложений.

• В состав ПК «Сервер приложений «Циркон-J» входит Java Development Kit – комплект разработчика приложений на языке Java, включающий в себя компилятор Java (javac), стандартные библиотеки классов Java, примеры, документацию, различные утилиты и исполнительную систему Java (JRE), а также быстрый и надежный web-сервер.

Циркон резерв

Программный комплекс «Циркон-резерв» – это программный комплекс управления резервным копированием, восстановлением и проверкой целостности данных серверов системы.

Программный комплекс состоит из следующих компонентов:

· клиент-серверное приложение для резервного копирования, архивирования и восстановления информации. Имеет широкие возможности для управления хранилищами данных, поиску и восстановлению потерянных или поврежденных файлов;

· утилита синхронизации файлов, основанная на алгоритме rsync, обеспечивающем при синхронизации передачу по защищенному SSH-соединению только отличий файлов;

· графический web-интерфейс для управления сервером резервного копирования через браузер.

ПК «Циркон-резерв» реализован на ПО с открытым исходным кодом.

Следует отметить, что все указанные продукты линейки Циркон включены в Реестр отечественного ПО и в полной мере соответствуют требованиям законодательства для использования в органах государственной власти.

Компания Свемел, имея многолетний опыт создания и внедрения в ОГВ защищенных ОС на основе собственных разработок, готова и дальше принимать деятельное участие в решении поставленных Правительством РФ задач по эффективному импортозамещению программного обеспечения в органах государственной власти.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *