0

Информирование в риторике это

Информационная речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."[6, 19] Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией. Так, в "Международной энциклопедии коммуникации" (International Encyclopedia of Communication, 1989) во вступительной статье говорится: “Основная задача этой новой дисциплины — теории коммуникации — состоит в том, чтобы проследить все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений." Мы не будем сводить коммуникацию только к передаче информации, т. к. не только эту цель могут реализовывать в общении коммуниканты. Но необходимо помнить, что информационная речь распространена очень широко и насчитывает наибольшее количество жанров.

Иногда под информационной речью понимают любые манипуляции с информацией: "Информативные — цель которых — различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение."[111, 91] Однако если понимать цель речи как установку на определенную реакцию слушателей, то с такой трактовкой нельзя согласиться. Предъявление информации и подтверждение (и то только как первичный жанр — типа "Да, мы получили посланные вами книги"), действительно, соответствуют целевой установке информационной речи. Запрос информации осуществляется с помощью вопроса (первичный жанр) илиречи-запроса (вторичный жанр), которые являются видами призывающей к действию речи, задача которой — побудить собеседника к сообщению информации, высказыванию совета, предложения и т. п. Опровержение — жанр убеждающей речи, задача которой изменение сложившегося взгляда на предмет или явление. Сюда же должна быть отнесена и речь-подтверждение (вторичный жанр), задача которой — доказательство правильности предлагаемого тезиса.

Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения. (Курсивом выделяются первичные жанры.)

Таким образом, цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей —доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.

В конкретных ситуациях цель сообщения информации реализуется в различных задачах, что предполагает разновидности информационной речи — ее жанры: сообщение информации о себе — представление, сообщение информации о предмете или явлении — объяснение, о способах выполнения действия — инструкция, о событиях или фактах — сообщение и т. д.

Цель второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки зрения. В этом случае оратор не имеет выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого человека (это может быть только в сверхзадаче), а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства. Причем первичные жанры в основном и сводятся к выражению либо своей положительной оценки (согласие, разрешение, одобрение), либо отрицательной оценки (отказ, обвинение, осуждение, предупреждение). Важно обратить внимание, что в отличие от вторичного жанра обвинительной речи первичное обвинение не ставит целью убеждение аудитории, а лишь констатирует наличие некоторого антиобщественного явления. Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий. Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед. Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.

Интересной разновидностью информационной речи этого вида является провокационная речь. "Провокационная речь — это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации — или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о «выпытывании» информации)."[29, 60] Иными словами, в этом случае оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или событию или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата некоторой информации, которую тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить. "Очевидно, что не всякой информацией человек хочет делиться. В этом случае провокационная речь приобретает особые черты: ее основой становится коварство, желание переиграть собеседника."[29, 65–66] Ср. пример из цитированного пособия: "Ты не сможешь выиграть этот матч." — "Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме." Как видно из этого примера, провокационная речь (первая реплика) имеет вид первичного жанра (хотя на самом деле она продумывается заранее).

Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

Читайте также:  Виктор шин компьютерная помощь отзывы

Интерес для информационной речи — настолько важная категория, что о ней следует сказать особо. "Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности."[50, 325] Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей. Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные иинициативные (см. § 8). Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей, поскольку именно это явится условием творческого переосмысления информации. Если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается. Чем меньше связи между сегодняшними интересами аудитории и темой предполагаемой речи, тем более объемным и доказательным должно быть вступление с обоснованием полезности именно этих сведений для слушателей: "В последнее время в нашем городе тараканы стали поистине стихийным бедствием. Они плодятся с необыкновенной скоростью и появились даже в тех домах, где их раньше никогда не было. Все предлагаемые в продаже средства борьбы с тараканами неэффективны, однако их передозировка может приводить к отравлению людей, и в последнее время количество случаев таких отравлений увеличивается. Очевидно, и вы столкнулись уже с этой проблемой. Поэтому я хочу рассказать вам об услугах по борьбе с тараканами и другими насекомыми, предлагаемых нашей санэпидстанцией…." Таким образом, при разработке информационной речи, обязательно необходимо задавать себе вопрос: почему аудитория должна выслушать эту информацию, зачем ей это надо. Причем ответ не может звучать так: "из любознательности", "для общего развития", а должен обосновывать практическую пользу речи.

Единственный жанр, который не нацелен прямо на непосредственную связь с сегодняшними интересами слушателей — это научно-популярная лекция. Только в нем возможна постановка «вечных» проблем, рассуждение об общих вопросах. Однако и здесь должно быть вступление, которое бы указывало на актуальность и важность рассматриваемой проблемы. Отличие от других жанров состоит в том, что в этом случае речь идет не о личной (или групповой) актуальности для слушателей, а о важности этой проблемы для общества, государства, человечества. Ср., например, как автор научно-популярной лекции (Задание № 49) подводит слушателей к осознанию важности проблемы: поскольку земляне говорят на разных языках, им очень трудно понять друг друга, что и позволяет ему вызвать интерес к теме. Интерес требуется для активизации интеллектуальной деятельности людей, а это, как правило, и есть сверхзадача лекции. Настоящая, хорошо прочитанная лекцияобязательно заставляет людей думать, она стимулирует размышления, т. е. осуществляет "интеллектуальный штурм".

В этом жанре оратор может для разжигания чистой любознательности слушателей при формулировании проблемы обращаться к парадоксам, «завлекательным» трюкам и т. п. Ср., например: "Как зародыш из почти незаметного и видного только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов?" (П. Сопер) В других информационных жанрах (тем более в деловой речи) такие приемы, как правило, неэффективны.

Здесь нелишне заметить, что практически все учебники по риторике при рассмотрении информационной речи обращаются именно к жанру научно-популярнойлекции и игнорируют все другие. Поэтому в качестве тем для выступления предлагаются, например, такие: "Жизнь в средневековом замке", "Как работает сталелитейный завод", "Увлекательный рассказ о восточном ковре", "Экскурсия в радиостудию", "Что такое мировой банк", "Принципы реконструкции реактивного самолета", "Жизнь среди эскимосов" и т. д. (П. Сопер) Для всех других жанров подобные темы невозможны в принципе (ср.: представление, отчет, свидетельство, инструктаж, предложение, консультация, комментарий и т. п.). Но и в рамках научно-популярной лекции предложенные темы не могут не вызвать нареканий: они так далеки от непосредственных интересов студентов-гуманитариев университета (к которым предполагается обращаться), что потребуются необыкновенные ухищрения, чтобы заинтересовать аудиторию. В реальной практике и для научно-популярной лекции лучше выбирать темы более близкие к интересам слушателей.

Основной принцип построения информационной речи — последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. Например, если задача выступления — рассказать туристам о Волгограде, то необходимо сначала изобрести тезис речи, а потом разработать последовательное и непротиворечивое его рассмотрение. Например, тезис: "Волгоград — город со славной и боевой историей". Тогда сначала рассказываем о создании города и его роли в обороне южных рубежей России, потом о его роли в крестьянских восстаниях, затем о событиях Гражданской войны, и наконец, о Сталинградской битве, то есть выбираем исторический принцип. В любом случае ощущение поступательного движения речи должно быть очевидным для аудитории. Именно поэтому построение подробного плана-конспекта для информационной речи важно как ни для какой другой. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса. (ср.: доклад дежурного по УВД об оперативной обстановке в городе за последние сутки; отчет дирекции перед акционерами предприятия; консультация специалиста для жильцов, желающих установить телефон, о правилах телефонизации дома и т. п.).

Читайте также:  Видеокарта asus nvidia geforce gtx 1080

Конечно, это лишь общие принципы информационной речи. Само же содержание и способы его предъявления (построение речи) весьма специфичны в конкретных жанрах, поэтому рассмотрим несколько характерных информационных жанров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. Dialogue No 1 (318 words)
  2. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Собственность – имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.
  3. Введение
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. Введение
  6. ВЫВЕСКА. АФИША. ПЛАКАТ 2 страница
  7. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ – УПОРЯДОЧЕННОСТИ
  8. Общие сведения об управленческой информации
  9. Педагогическая деятельность как область затруднений
  10. Педагогическая деятельность как область затруднений
  11. Педагогическая деятельность как область затруднений

ТЕМА 3. ЦЕЛИ И ВИДЫ РЕЧИ

Информирующая (информационная) речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета." Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.

Среди информационных речей выделяются две смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.

Таким образом, цель первой разновидности информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности.

Основные жанры речи:

· представление – сообщение информации о себе,

· объяснение – сообщение информации о предмете или явлении,

· сообщение – информирование о событиях или фактах,

· инструкция – сообщение о способах выполнения действия.

Цель второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки зрения. В этом случае оратор не имеет выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого человека, а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства.

Жанрами в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий.

Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед.

Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.

Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

Интерес для информационной речи — настолько важная категория, что о ней следует сказать особо. "Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей.

Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные и инициативные. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей

Основной принцип построения информационной речи — последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.

Пример информирующей речи.

В природе существует явление, которое называется «цунами». Сущность его в следующем: в некоторых районах океана, особенно вблизи океанических впадин и в областях сейсмической активности, иногда наблюдаются сдвиги и сбросы в океаническое ложе. В результате на поверхности океана возникают громадные волны. Они подходят к берегам и при выходе на мелководье растут в высоту и, вторгаясь на сушу, сметают или, вернее, смывают все на своем пути. Из исторических хроник Японии мы знаем, что волны цунами при подходе к берегу достигали 40–45 м, а Крашенинников, например, называет цифру 60 м. В результате таких катастроф погибали десятки тысяч люде. Но теперь искусственно мы можем вызвать волны высотой до двух и более тысяч метров, т. е. буквально создать на океане водяные горы, движущиеся на сушу. Так как эти волны обладают большой длиной и громадным запасом энергии, то они способны пройти равнинные страны из конца в конец. Понятно, что ничего живого после прохождения такой волны уже не останется. Техника образования искусственного цунами довольно проста: в ложе океана или, скажем, на дне глубоководной части Восточно-Китайского моря прокладываются параллельно друг другу и берегу тоннели, в них устанавливаются элементарные термоядерные устройства и подрываются — только и всего. Если одновременно произвести взрывы вблизи Китая, Индии, Индонезии, Африки и со стороны Арктики у берегов России, то мы сможем вычеркнуть из списка живых до 5 миллиардов человек. (Г. Бирюлин)

Читайте также:  Блатные фамилии для парней

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 15606 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Риторика – это третий уровень (ступень) языковой компетентности (лингвистика, стилистка, риторика, поэтика). Риторика в классическом понятии – искусство красноречия. В современном понятии – искусство управления человеческим поведением посредством устного или письменного слова путем подготовки и представления текстов или устного обсуждения проблемы. В риторике разработан огромный арсенал средств, используемый для усиления воздействия на слушателя:

– средства яркости и выразительности речи.

Фигуры мысли:

1) Фигуры, уточняющие позицию говорящего («я вынужден», «я вам докажу»).

2) Фигуры, уточняющие смысл предметов с точки зрения сходства, различия, типических, стабильных свойств (фигуры сравнения).

3) Фигуры, уточняющие отношение к предмету (фигура восклицания, фигура задержки).

4) Фигуры, уточняющие контакт со слушателями (Обращение в виде мольбы, свободоречия, отвлечения. Использование вопросов: риторические, с подсказкой, с сомнением, совещательные).

Средства яркости и выразительности речи.

  1. Метафора. Должны быть оригинальными, вызывать эмоциональный отклик, помогать глубже понять суть явления. Но изобилие метафор отвлекает внимание;
  2. Аллегория. Иносказательное изображение понятия (басни, притчи, сказки);
  3. Сравнение;
  4. Эпитеты – худож. определения. Цель – более ярко характеризовать свойства объекта;
  5. Антитеза – противопоставление;
  6. Инверсия – изменение порядка слов, чтобы иначе расставить акценты;
  7. Повторы;
  8. Вопросно-ответный ход;
  9. Цитирование. Цитата – письменная речь, необходимо определить как она звучит и умело вставить цитату в речь разговорную. Нельзя исказить смысл, нельзя произвольно изменять текст, необходимо знать автора;
  10. Пословицы и поговорки;
  11. Крылатые слова – меткие образные выражения;
  12. Фразеологизмы языка (белая ворона, сесть в лужу).

Техника слушания

Неумение слушать – главная причина неэффективного общения.

Причины неэффективного слушания:

1) одновременный разговор, когда каждый занят своей речью;

2) слушать – не значит просто ничего не говорить;

3) заняты своими переживаниями;

4) не хотим слушать, считая тему неинтересной;

5) считаем, что не услышим ничего нового;

6) эмоционально реагируем на реплики в наш адрес;

7) не умеем слушать активно;

8) склонны к суждениям, оценкам и тем самым переключаемся на другой процесс.

Приемы слушания выбираются в зависимости от складывающейся ситуации.

Пассивное (нерефлексивное) слушаниеприменяется, когда партнер по общению находится в состоянии эмоционального возбуждения. Суть слушания – дать человеку выговориться и успокоиться, затем перейти к активному диалогу. Обратная связь обеспечивается невербальными знаками либо минимальными вопросами и ответами.

Приемы нерефлексивного слушания: внимательное молчание, минимизация ответов, ограничение числа вопросов.

Активное (рефлексивное) слушаниеприменяется в деловых переговорах, когда партнер по общению равен или сильнее, а также в конфликтных ситуациях. Позволяет нейтрализовать уловки. Позволяет вам получить недостающую информацию.

В процессе активного слушания выделяют два процесса – поддержку и уяснение. Цель процесса поддержки – дать партнеру свободно выражать свою позицию. Цель процесса уяснения – правильно понять собеседника.

Приемы рефлексивного слушания: уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Эмпатическое слушание – это рефлексивное слушание, направленное на понимание чувств говорящего, сопереживание ему. Используется прием отражения чувств.

Советы для эффективного слушания:

1) научитесь молчать;

2) поддержите говорящего;

3) покажите собеседнику, что готовы его выслушать;

4) устраните отвлекающие факторы;

5) внимайте говорящему;

6) будьте терпеливы, не перебивайте;

7) сохраняйте самообладание;

9) задавайте вопросы.

Аргументация при обсуждении вопросов в ходе деловой беседы

Аргументация – деятельность, связанная с доказательством, обоснованием, утверждением, опровержением или критикой.

Причины аргументации:

1) различие в терминологии;

2) различие в идеалах, ценностях, мировоззрениях, что приводит к различию в отношении к обсуждаемой реальности;

3) различие во взглядах на процесс обсуждения (использование отдельных приемов);

4) существование проблемы и потребности в нахождении путей её решения.

Тезис – утверждение, истинность которого требуется установить. Тезис должен формулироваться четко и однозначно и лаконично, должен быть неизменным в процессе аргументации.

Аргументы – основания для доказательства тезиса. Истинность аргумента безусловна. Аргументы должны формулироваться четко и недвусмысленно в терминах того же языка, на котором сформулирован тезис; не должны изменяться в ходе доказательства.

Приемы аргументации:

1) разрешенные (риторические) – одобряемые общественным мнением, соответствующие принятым нормам деловой этики;

2) запрещенные (спекулятивные) – не соответствующие нормам деловой этики;

3) уловки, посредством которых оказывается давление на одну из сторон.

Правила ведения аргументации:

1) оперировать простыми, точными, убедительными понятиями;

2) приспособить свой темп аргументации к особенностям темперамента собеседника;

3) вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику – признавать правоту, оперировать понятными аргументами, избегать пустых фраз;

4) приспособить аргументы к личности собеседника – говорить на языке собеседника;

5) избегать формулировок, затрудняющих понимание;

6) наглядно излагать доказательства (использовать схемы, слайды, рисунки);

7) не доказывать очевидного – оно аксиоматично или тривиально;

8) не выказывать особого напора – это может быть воспринято как попытка унизить;

9) сначала приводятся сильные аргументы, затем средние и самые сильные. Слабые аргументы не используются.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 96 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *