0

Интерактивная доска вред для глаз

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (471,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

За последние годы в школах стали широко использовать интерактивные доски на всех ступенях обучения. Общепризнано, что применение интерактивных досок в ходе педагогического процесса значительно расширяет иллюстративный материал, позволяет предложить учащимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, можно обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, Польза в преподавании предметов с использованием интерактивных досок неоценима. Доска на уроке очень помогает, но как это влияет на наше здоровье – об этом нам никто не рассказывает, а если и говорят, то ничего страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить радиоактивный фон в классах и состояние здоровья школьников при работе доски).

Цель моего исследования: выявить влияние интерактивной доски на здоровье школьников и оценить при каких условиях оно минимально.

Задачи:

  • Оценить пользу применения интерактивной доски на различных уроках.
  • Изучить документацию (САНПИН) о правилах применения интерактивной доски в школе.
  • Пронаблюдать и провести опрос о влияние интерактивной доски на организм школьников.
  • Произвести измерения освещенности уровня электромагнитного поля в классе при использовании интерактивной доски.
  • Сделать выводы и предложить рекомендации о использовании интерактивной доски в школе.

Гипотеза: Интерактивная доска оказывает влияние на здоровье школьников.

Я использовала исследовательно-познавательный метод: изучала научную литературу, проводила исследования; составляла графики, сравнивала показатели приборов, полученные при измерениях, анализировала результаты медицинских осмотров учащихся моего класса за последние два года, делала выводы. При проведении исследований с дозиметром были получены данные, позволяющие установить зависимость между площадью доски и количеством излучаемой ею радиацией возникающими при ее работе. Сделанные мною выводы подтверждают безопасность работы с современным школьным оборудованием.

Интерактивная доска и САНПИН

Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.

Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года.

Классы Длительность просмотра (мин.)
1-2 7-15
3-4 15-20
5-7 20-25
8-11 25-30

Влияние интерактивной доски на продуктивность урока

В ходе нашего исследования 88,6% респондентов указали, что использование на уроке интерактивной доски повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности.

Исследования влияния интерактивной доки на здоровье школьников

  1. Увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату. Учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием новой доски.
  2. Головные боли, ощущение тяжести в голове – отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на периодический характер их возникновения. 18,3% учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления.
  3. Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
  4. Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного экрана.
  5. Изменение психоэмоционального состояния (ощущение дискомфорта) после уроков с использованием интерактивной доски отметили 32,9% учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»). Боли и ощущение мельканий перед глазами, нечеткое изображение при восприятии удаленных предметов, головные боли – явления, характерные для состояния сниженной работоспособности, – 15,2% учителей связывают с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски на уроках

По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее время использования доски составляло у них менее 15 минут от продолжительности урока; у 26,3% учителей – от 25 до 30 минут. Использование интерактивной доски в течение всего урока отметили всего 11,1% респондентов.

Исследовательская часть

Исследование радиационного фона в классах:

Для исследования радиационного фона я использовала дозиметр . Первым исследованием было измерение радиоактивного фона в классах. Суть исследования заключается в следующем: я брала дозиметр, оставляя его на некоторое время на определенных расстояниях, после чего могла видеть изменения данных дозиметра.

Расстояние до доски, м 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,14 0,13 0,13 0,14 0,14 0,13

Расстояние до доски, м 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,14 0,14 0,13 0,12 0,12 0,13

Расстояние до доски, м 1 2 3 4 5
Радиационный фон, МкР/ч 0,15 0,14 0,14 0,15 0,14 0,13

Выводы

Таким образом, предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивной доски в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой – способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны учащихся. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней учащихся – в пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного утомления (половина опрошенных). Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.

Полученные данные по радиационному фону имеют среднее значение, который получен при исследовании общего радиационного фона в школе и равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в результате исследований радиационного фона в классах) соответствуют разрешенным нормам.

Таким образом, радиационный фон в классах, где расположены интерактивные доски не значителен, поэтому не может нанести вред здоровью учащихся.

Степень тяжести нарушения зрения не изменилась: все нарушения зрения легкой степени. Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта антибликовым составом серо-белого цвета, который не раздражает глаза. Так же доски имеют большие размеры, что вынуждает переводить взор в разные части доски. Таким образом, работают разные группы мышц глаз, и глаза не устают.

Подводя итог своей исследовательской работе, я могу сказать о том, что интерактивные доски прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему усвоению знаний, на основе наблюдений за интерактивными досками можно изучать разделы физики. Я думаю, что интерактивные доски – это шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники, она не оказывает существенного влияния на здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем на смену обычным доскам придут интерактивные.

Читайте также:  Для чего разрабатывался стандарт firewire

Список используемой литературы

  1. Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
  2. С.А.Тихомирова «Физика в школе».
  3. Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное использование интерактивных досок».
  4. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

ВЛИЯНИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ ОТ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Введение

Актуальность исследования. Мы живем в мире инновационных технологий и плановых полетов в открытый космос. Современные технологии уже давно стали неотъемлемой составляющей нашей жизни, в том числе образовательного процесса в школе. Использование компьютеров, видеопроекторов, интерактивных досок и других мультимедийных средств на уроках стало незаменимым и даже обыденным.

Такое средство мультимедиа как интерактивная доска полностью заменяет обычные меловые доски, диапроекторы, телевизоры в процессе обучения.

Общепризнано, что применение интерактивных досок в ходе педагогического процесса значительно расширяет возможности учебного процесса, позволяет предложить учащимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении. Польза в преподавании предметов с использованием интерактивных досок неоценима.

Однако не утихают споры о вреде интерактивных досок. Многие ученики и их родители считают, что интерактивные доски опасны для здоровья и против их использования на уроках. В первую очередь вредное влияние связывают с излучением, справедливо полагая, что поскольку интерактивная доска это техническое средство, то должно быть и электромагнитное излучение. Так ли уж опасна интерактивная доска? Действительно ли она влияет на здоровье и может стать причиной расстройств и заболеваний?

Гипотеза исследования. Излучение интерактивной доски не оказывает негативного влияния на здоровье учащихся, если следовать требованиям к ее использованию.

Цель данной работы – исследовать излучение интерактивной доски и оценить при каких условиях его действие на здоровье учащихся минимально.

Объект исследования: интерактивная доска.

Предмет исследования: излучение интерактивной доски.

В ходе выполнения данного исследование необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретический материал по данной теме исследования;

провести анкетирование учащихся 10-11-х классов;

провести эксперимент по измерению радиационного фона в классе при использовании интерактивной доски;

провести эксперимент по оценке действия магнитного поля в классе при использовании интерактивной доски;

сделать выводы из полученных данных и предложить рекомендации по использованию интерактивной доски в школе.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, анкетирование, наблюдение, фотографирование, физический эксперимент, сравнение, вычисление.

Научная новизна. У многих учащихся даже после окончания школы складывается впечатление, что физика является каким-то абстрактным учебным предметом, не имеющим к их повседневной жизни никакого отношения. Результаты данной исследовательской работы помогут школьникам понять, что успешное изучение физики позволит более эффективно применять знания в конкретных ситуациях.

Теоретическая значимость. Представленные результаты исследований показывают необходимость детального изучения физических явлений и эффективного применения полученных знаний в жизни.

Практическая значимость. Результаты исследования показывают, что сама по себе интерактивная доска совершеннобезопасна для здоровья и жизни как учителя так и ученика. Опасность представляет то, как мы ей пользуемся. В принципе, то же самое справедливо для практически любого предмета.

Глава 1. Теоретическая часть исследования

1.1. Виды интерактивных досок

Интерактивные доски задумывались первоначально не для нужд образования, производители ориентировались на их офисное использование. Но позже производителям стало ясно, что интерактивная доска будет полезна не только в офисах, но и в школах. Их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся и экономии учебного времени.

Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Доски бывают двух типов: прямой и обратной проекции. В случае прямой проекции, проектор находится перед доской, а обратной – за доской.

Доски прямой проекции – самые простые и дешевые, чтобы тени, блики и световые пятна не искажали и не перекрывали изображение, с такими досками рекомендуется использовать короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, которые могут располагаться в непосредственной близости от доски.

Для работы с интерактивной доской обратной проекции проектор располагают позади доски, так что появление тени от пользователя на проецируемом изображении исключается, а свет от проектора не мешает при работе с изображением. Недостатком таких систем является их громоздкость, большая цена и неудобство монтажа. Систему с электронной доской обратной проекции невозможно закрепить на стене, как систему с интерактивной доской прямой проекции. [1]

Большинство интерактивных досок, используемых в школе – доски с прямой проекцией.

Существуют активные и пассивные интерактивные доски. Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. В ее поверхность вмонтированы датчики, которые определяют положение стилуса при работе. Пассивная электронная доска, в отличие от активной, не содержит в своей поверхности никаких датчиков. Все технологии распознавания сосредоточены непосредственно в стилусе. На пассивной интерактивной доске можно работать без подключения доски проводами к розетке, компьютеру или проектору. [1]

Следует сказать, что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения стилуса на поверхности. Сейчас существуют: сенсорная, резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

Все эти технологии можно разделить на 2 условные подгруппы: доски, для которых нужен специальный ”маркер” (электромагнитная и лазерная технологии) или же доски, которыми можно управлять как специальным маркером, так и любым другим предметом (резистивная, ультразвуковая и инфракрасная технологии).

Каждая из них имеет свои преимущества: основными для одной – это быстрота и легкость управления без дополнительных приспособлений, на другой же проще делать построения и все операции, связанные с точностью определения прикосновения. Кроме того, доски, созданные с применением электромагнитной и резистивной технологий должны подключаться к компьютеру и источнику питания проводами. [2]

1.2. Особенности электромагнитного излучения

Интерактивная доска вместе с проектором и компьютером является источником практически всех видов электромагнитного излучения.

Электромагнитные излучения представляют собою распространяющиеся в пространстве с конечной скоростью взаимосвязанные переменные электрические и магнитные поля. [3]

Электрические поля возникают за счет разницы напряжений: чем больше электрическое напряжение, тем более сильным будет возникающее поле. Магнитные поля возникают там, где проходит электрический ток: чем сильнее ток, тем сильнее магнитное поле. Электрическое поле есть даже при отсутствии электрического тока. Если имеется электрический ток, то сила магнитного поля будет меняться в зависимости от расхода электроэнергии, а сила электрического поля остается при этом постоянной. [4]

Электромагнитные поля, порождаемые в процессе распространения волн, охватывают большие пространства вокруг своих источников, затухая по мере увеличения расстояния. [5]

В зависимости от длины волны (частоты колебания) и источников излучения различают рентгеновское излучение, гамма-излучение, инфракрасное излучение, свет, ультрафиолетовое излучение, радиоизлучение. [2] Принципиального различия между отдельными видами излучениями нет. Все они представляют собой электромагнитные волны, порождаемые ускоренно движущимися заряженными частицами. Однако излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом.

Читайте также:  Вафли в форме гробиков

Электромагнитные волны являются всепроникающими, способными распространяться со скоростью света и не обнаруживаются органами чувств. Органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля в рассматриваемом диапазоне частот, человек не может сам контролировать уровень излучения и оценить грозящую опасность. [3]

Справедливости ради отметим, что электромагнитное излучение далеко не всегда бывает искусственным и вредным. Главный его источник – Солнце, и благодаря его лучам возможна жизнь на Земле. Степень вредного воздействия электромагнитного излучения на человека зависит от интенсивности излучения, частоты и времени действия. [5]

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Анкетирование учащихся 10-11-х классов

Цель исследования: выяснить, на каких уроках и как часто используется интерактивная доска; выяснить, считают ли учащиеся излучение интерактивной доски опасной для здоровья.

Методика исследования. Для проведения этого исследования были составлены анкеты для учащихся и проведен среди них опрос.

В анкетировании приняли участие 50 обучающихся 10-11-х классов

Школьникам предлагалось ответить на 6 вопросов.

Результаты анкетирования занесены в таблицу 1 и представлены на диаграммах 1-6 (приложение 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся 10-11-х классов.

«Вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока», – рекламируется проект МЭШ на сайте правительства Москвы. С тех пор как в столице начали внедрять Московскую электронную школу, в классах обычные доски начали заменять на компьютеры. По мнению новаторов, «интерактивные панели» расширяют возможности подачи материала и делают уроки интереснее. Однако многие родители обеспокоены – дети жалуются на усталость глаз и теряют зрение. Что не так с электронными досками – разбирался «МИР 24».

«От досок болят глаза и голова»

«У меня трое детей, все были со стопроцентным зрением. Я строго ограничиваю всю электронику дома до одного часа в день. Но за прошлый год все трое начали жаловаться на резь в глазах, головную боль, головокружение. Я только и делаю, что к окулисту с ними записываюсь, – рассказывает Татьяна Трофимова. – И в нашем случае никаких нагрузок на глаза, кроме электронных досок, не добавилось – это точно. Я серьезно подумываю искать для них другую школу, без интерактивных досок. Но, во-первых, они очень любят свою школу. А во-вторых, сейчас досками в нашем районе не оснащены, похоже, только маленькие, негосударственные школы. Получается, что за отсутствие досок нужно еще и платить! В прошлом году всем классом ходили к директору, чтобы он повлиял на учителей и вынудил их соблюдать СанПиНы. По нормам дети должны работать с этими досками по 20 минут, не более. Но они вообще не выключаются. К тому же они мерцают. Я просто на родительском собрании посидела в классе, где была включена доска, и пришла домой с больной головой и раздражением глаз. Это притом, что в силу профессии я иногда провожу перед монитором компьютера по 12 часов в день. У моих сыновей после школы все время красные глаза, хотя до появления этих досок ничего подобного не было. Директор ничего не предпринял».

«У моего ребенка глаза и голова от них болят, – говорит Любовь Воронцова. – Я однозначно против этих досок, но их же уже поставили, и учителей заставили переучиваться. Кто же теперь позволит их снять, даже если родители все об этом попросят!»

«Кто-то проводил исследования о воздействии интерактивных досок на организм ребенка, на его психику? – задается вопросом участница интернет-сообщества «Родительский комитет России» Алеся Краснова. – А есть ли у этих досок санитарно-эпидемиологическое заключение об их безопасности? Мне не встречалось. Сама сидела на уроке у ребенка, очень устали глаза от доски. По СанПиНу на уроке в начальной школе такая доска должна использоваться не более 5 минут, а после необходимо провести гимнастику для глаз. На практике доска все время включена (попросту это не удобно – включать и выключать ее на пять минут) и никаких физкультминуток».

«У нас в школе отменные доски, все четко, мерцания не заметны невооруженным глазом. Мой ребенок носит очки и с первого класса работает с этими досками на уроках, жалоб на усталость и боль в глазах ни разу не было. Наверное, важную роль играет качество электронных досок, которые закупают для школ», – считает другой участник родительской группы Александр. «Видела электронную доску хорошего качества и так себе. Тут и понятно, где сэкономили на детях. Доски хорошего качества не мерцают, картинки ясные и яркие», – подтверждает Роза Танаканян. «Меня не устраивает качество изображения, оно очень бледное. Даже мне со здоровыми глазами ничего там не видно. А мой ребенок носит очки и с первой парты тоже ничего не видит», – отмечает Наталья Королева.

Фото: Imago/TASS

Постепенное внедрение МЭШ в столице началось в 2017 году, когда во всех школах ввели единый электронный журнал и дневник. К концу 2018-го школы оборудовали «инфраструктурой проекта»: в классах появились точки Wi-Fi, обычные доски без обсуждения с учителями и родительским комитетом заменили на моноблоки («интерактивные панели»). Жалоб вроде приведенных выше можно услышать бесчисленное множество: родители пишут петиции, ходят к директорам, но редко добиваются возвращения меловой доски. Качество же поступающей в школы техники, судя по отзывам, разнится. Некоторые родители из регионов, куда тоже дошла МЭШ, утверждают, что на доски скидывались «всем классом». В розничной продаже стоимость интерактивной доски для школы начинается от 20 тысяч рублей и доходит до полумиллиона.

Мнение офтальмолога

«Все исследования, которые провели по поводу нововведений в школьном обучающем процессе, в основном ангажированы самими производителями, – говорит доктор медицинских наук, известный в медицинской среде детский офтальмолог Игорь Азнаурян. – Независимых исследований о влиянии интерактивных досок на зрение ребенка, да и даже на качество учебного процесса, не проводилось. Поэтому говорить с точки зрения доказательного исследования я не могу. Что касается моих личных мыслей на этот счет, интерактивная доска ничем не хуже меловой, даже лучше, поскольку обычные доски могут сильно бликовать, мел иногда плохо пишет и так далее».

По словам медика, главная проблема зрения современных школьников – близорукость. «Как и во всех странах мира, которые начали внедрять компьютерные технологии в обучающий процесс, у нас тоже скакнула заболеваемость по близорукости. Близорукость не такое страшное заболевание, сегодня она замечательно лечится, но можно говорить о широким распространении заболеваемости. От этого никогда не уйти, если дети постоянно имеют дело с гаджетами», – отмечает профессор.

«Нужно пересмотреть все стандарты по школе, начиная с освещаемости и заканчивая исследованиями, как должен проходить обучающий процесс с использованием тех достижений технологий, которые существуют в наше время. Пока этого не делается, родителям совет: пусть дети используют телефоны как телефоны, а не как средство остальных видов коммуникации. Второе – вместо телефонов для любых целей лучше использовать большие стационарные экраны, например, ноутбуки. Сидеть долго перед экраном нельзя – можно один час в день поиграть в игрушки, и все. Если вы воспользуетесь этими советами, я уверен, что вероятность заболевания близорукостью снизится. Особенно это касается семей, где имеется наследственная предрасположенность, где мама или папа близорукие».

На сайте мэрии в разделе о МЭШ на вопрос: «Не вредят ли гаджеты здоровью детей» – отвечают, что «техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПиН. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе». Помимо того, предоставляется экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области от 20.03.2018. Документ касается двух моделей ПК (моноблоков) производства Irbis Hong Kong Limited. В заключении указывается, что по результатам экспертизы модели соответствуют «требованиям главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 (раздел 7) и могут применяться в качестве компьютерной техники, в том числе в школьных учреждениях при условии выполнения требований безопасности в соответствии с технической документацией».

Читайте также:  Детский браслет gps трекер

Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?

В 2016 году Минздрав и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова выпустили учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий». «Достаточно часто можно слышать жалобы учителей и учащихся на зрительной дискомфорт, головные боли после работы с интерактивной доской, – пишут авторы. – Как правило, это связано с плохим качеством самой доски, но чаще с неправильным размещением интерактивного оборудования, отсутствием грамотного представления о том, какие требования необходимо соблюдать при подготовке экранной информации». Далее на 22 страницах подробно описываются правила использования электронных досок, технические характеристики экранов и проекторов, требования к оформлению презентаций. Причем указывается, что при нарушении каких-либо условий, например, если в классе установлен неподходящий проектор или даже учитель использует в презентациях не те цвета, техническое новшество действительно приведет к головным болям, ухудшению зрения детей и учителей.

Так, расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 240 сантиметров, экран должен быть матовым. «Восприятие информации со светящегося экрана всегда более утомительно, чем с меловой доски хорошего качества», – констатируется в пособии. Затем авторы рекомендуют учителям выводить на экран минимальное количество текста и поменьше анимационных эффектов: «Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть как можно меньше. Неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, – ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза или появится головная боль».

Самым оптимальным вариантом фона авторы называют белый цвет: «Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причѐм обязательно сочетаемых друг с другом. Кроме того, стоит избегать размещения текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено. Рисунки не должны прерывать текст».

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

По данным авторов, в России нарушения зрения у детей относятся к числу наиболее важных медикосоциальных проблем современного общества: «по данным обращаемости за медицинской помощью по РФ это 10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту». Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД показывают, что у школьников выявлено стремительное увеличение от 1-го к 11-му классу распространенности миопии (близорукости) слабой степени. Причем темп прироста этого показателя у девочек вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрия и более. Причиной называется резкое увеличение объема зрительно-напряженной работы, связанной с применением электронных средств отображения, как в школе, так и дома.

Как долго может быть включена доска

Нормы, касающиеся того, сколько времени может быть включена электронная доска на уроке в школе, 15.01.2016 опубликовал Роспотребнадзор. Речь идет об изменениях в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 класса – не более 20 минут, для учащихся 3-4 класса – не более 25 минут, для учащихся 5-6 класса – не более 30 минут, для учащихся 7-11 класса – 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Специалисты признают, что и чтение с экрана планшета значительно сильнее напрягает глаза, чем бумажный учебник. Выходом из положения называют соблюдение гигиенических регламентов работы с инструментами МЭШ, чередование работы перед экраном с перерывами для отдыха глаз, физкультминутки.

20 февраля 2019 года стало известно, что Минпросвещения проведет в регионах научные исследования в сфере дошкольного и школьного образования в рамках реализации четырех проектов, в том числе «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» и «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования».

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *