0

История радиовещания в россии

Издательство

Приднестровского

Университета

УДК

ББК

Р

Ю.В. Ткаченко, ст. преп.

С.Л. Распопова, доц., канд. филол. наук

С.В. Олейников, доц., канд. полит. наук

Основырадиожурналистики: Учебное пособие. / – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. –

В учебном пособии рассматриваются основы радиожурналистики. В нем представлены типологические характеристики радио, классификация радиостанций, выразительные средства радиожурналистики. Книга рассказывает об истории развития радиовещания и предлагает практические рекомендации для радиоведущих. После каждой главы есть перечень вопросов и заданий по теме.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».

УДК

ББК

Р

Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Ткаченко Ю.В., 2016

Оглавление

Радио в системе СМИ………………………………………………..

История развития радиовещания…………………………………

Классификация радиостанций…………………………………….

Выразительные возможности радиожурналистики……………………

Мастерство радиоведущего..………………………………………..

Радио в системе СМИ

Специфика радиовещания. Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее огромным потенциалом в информировании и развлечении. Ни газеты, ни телевидение, ни даже Интернет не предоставляют аудитории таких широких возможностей для самовыражения и непосредственного участия в создании медиа-продукта, не оказывают такого значимого влияния на развитие воображения слушателей, как радио. И в то же время именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии решений, формировании собственного мнения и обозначения собственной позиции, так как в ряду других СМИ не имеет столь мощного орудия для манипулирования как видеоряд.

Радио, пожалуй, единственное СМИ, более того, единственный информационный ресурс, который не является хронофагом, то есть пожирателем времени. Только радио не останавливает наше движение по жизни и не выдергивает из намеченных планов. Только радио позволяет концентрироваться на своих приоритетных делах, получая при этом полный набор полезной информации, любимой музыки, интересных радиопостановок и веселых шуток. Другие средства массовой информации в этом смысле более затратны – они безжалостно тратят наше время, требуя к себе внимания и сосредоточения. Радио время экономит. Более того, позволяет его наполнить новыми красками.

Популяризация произведений культуры, в частности, музыки и литературы – одна из миссий радиовещания. Палитра музыкальных жанров и направлений, встречающихся в радиоэфире, поистине безгранична. А количество радиоспектаклей, инсценировок, радиосериалов, радиофильмов, радиосказок, литературных и поэтических программ вообще не поддается исчислению. В фонотеках российских и зарубежных радиостанций есть радиоверсии произведений классиков и современных авторов, постановки для детей и взрослых. Радиотеатр – направление радиоискусства, которое сегодня не очень востребовано, но, тем не менее, продолжает развиваться и радовать слушателей новыми радиошедеврами.

Уникальность радио – в его мобильности. Недаром львиная доля аудитории многих радиостанций – это автомобилисты и их пассажиры. Получать информацию, находясь за рулем, можно только посредством радио, другие СМИ в силу своей специфики не дают такой возможности. Одной из тенденций последнего времени стало расширение спектра радиостанций именно для автолюбителей.

В системе современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Оно обладает такими ресурсами, которые дают возможность даже без подготовки выходить в эфир в момент совершения события. Этот факт позволяет использовать радиовещание для освещения наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений во всех сферах жизни. В этом смысле радио опережает и прессу, и телевидение, и Интернет.

Акустическая природа радио. Радио – это звучащая картина мира.В отличие от телевидения, где образы «подаются» потребителю информации в готовом виде, радио позволяет слушателю самому генерировать образный ряд. Как и книга, радио способствует развитию воображения, оказывает позитивное влияние на процессы ассоциативного мышления. Особыми возможностями для развития фантазии обладает радиотеатр. Звучащие образы в воображении слушателя преобразуются в зрительные и наполняются особым эмоциональным содержанием.

Как отмечает исследователь радиожурналистики А. Шерель, «радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акустичностьрадио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания».[1]

К слову сказать, ограничения в современных реалиях весьма условные. Новые технические возможности позволяют радио становиться не только аудиальным, но и визуальным средством массовой информации. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие визуальные материалы. У слушателей-зрителей радио появляются новые возможности в получении информации.

Особые ресурсы радио обусловлены его технологической спецификой. Оно обладает возможностью широкого распространения звукового сигнала, что позволяет достигать высочайшего уровня оперативности. А коммуникативная природа современного радиовещания, его диалогическая сущность вовлекают слушателя в радийное действо, делают его активным участником происходящего в студии.

Функции радиовещания. Понимание функциональной направленности радиопрограммы позволяет более грамотно структурировать информацию, работать с аудиторией, выстраивать формат радиостанции.

В учебнике «Радиожурналистика» многочисленные функции[2] радиовещания сгруппированы следующим образом.

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, функция общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Одна и та же программа может выполнять несколько функций одновременно. Следует отметить, что сегодня приоритетными для радио становятся рекреативная, рекламная и информационная функции. Обилие музыкальных станций и разнообразие музыкальных форматов демонстрирует отношение современной аудитории к радио, прежде всего, как развлекательному средству массовой информации. В свою очередь радиостанции реализуют преимущественно свои рекламные бизнес-цели. Просветительские, эстетические и социальные функции в этом смысле отходят на второй план.

Можно выделить основные характеристики радиовещания:

• возможность аудирования – восприятия на слух, отсутствие видеоряда;

• возможность получать информацию в фоновом режиме;

• активизация воображения слушателей;

• возможность прямого эфира, интерактивность;

• разнообразие форматов, широкий спектр программ;

• условно бесплатное получение информации.

Контрольные вопросы:

1. Специфика радиовещания.

2. Акустическая природа радио.

3. Основные характеристики радиовещания.

4. Функции радиовещания.

Практические задания:

1. Проанализировать возможности взаимодействия радио и других СМИ.

2. Изучить каждую из функций радио, привести примеры программ.

3. Написать эссе на тему «Радио как средство массовой информации».

История развития радиовещания

Радио как СМИ и как средство связи. В книге «История мировой журналистики» так описывается начальный этап развития радиовещания: «Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль. Дальнейшее применение усовершенствованных электронно-вакуумных ламп в радиотехнике неизмеримо повысило информационные и выразительные ресурсы радио, способствовало пробуждению интереса широкой общественности к возможностям радиовещания. Во многих странах мира зародилось движение радиолюбителей».[3]

Читайте также:  Где взять установочный диск windows 10

Развитие радиовещания в мире. Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций. В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была чрезвычайно редкой, а форма и содержание передач отличались пестротой. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные читки, драматические постановки, беседы, граммофонные записи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио питтсбургская RDKA передавала в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания.[4]

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.[5]

Развитие радиовещания в России. Великое открытие А.С. Попова, сделанное в 1895 г., определило дальнейшее развитие средств связи и произвело настоящую революцию в деле передачи сообщений на расстояния. Со времени первого практического применения радио прошло не так много времени, когда человечество поняло, что оно, радио, является мощным орудием, как в военной отрасли, так и в сфере воздействия на широкие массы населения не только в социальном, но и в идеологическом и политическом аспектах. Советское правительство с первых шагов своей деятельности поставило радио в разряд важнейших средств не только информации, но и пропаганды. Радио с удивительной быстротой завоевало популярность у населения. Информация о происходивших в стране и за границей событиях по радио доходила до людей намного раньше, чем сообщения в других СМИ, например, в газетах. Таким образом, информационные сводки того времени можно представить себе как звучащую летопись истории.[6]

Становление радиопрограмм. Первые попытки организовать распространение “газеты без бумаги и без расстояний” в России предпринимаются в первые годы Советской власти – в 1917-18 гг. Значительную роль для становления радиовещания в стране сыграли работы коллективов Нижегородской радиолаборатории под руководством М. А. Бонч-Бруевича и инженеров Казанской базы радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в Нижнем Новгороде в 1919г., а затем, с 1920г. – в Москве, Казани и др. С 1921 г. на главных площадях Москвы и некоторых других городов размещаются громкоговорящие радиотелефонные установки, через которые время от времени передаются сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства.[7]

С 12 октября 1924 г. начинаются ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А. С. Попова, расположенной в Москве. Для активизации радиодела в том же году было создано Общество друзей радио и акционерное общество “ Радио для всех”, вскоре переименованное в а/о “Радиопередача”, просуществовавшее до 1928 г. 1924-1927 гг. – период, когда происходит становление основных жанров радиожурналистики. Так, первая радиогазета выходит 23 ноября 1924 г. Вскоре появляются первый радиожурнал, первые репортажи, утренняя гимнастика и другие виды программ.[8]

Радио тоталитарного государства. В течение 1920-х годов происходит стремительный рост объема радиовещания. Радио постепенно становится ведущим средством массовой коммуникации. Этому способствует создание в 1931 г. Всесоюзного комитета по радиовещанию. В тот же период радиовещание начинает активно использовать звукозапись. Это, в свою очередь, приводит к постепенному переходу от доминирования чисто словесных, вербальных элементов в радиовещании к увеличению доли элементов невербальных, прежде всего, музыкальных. Объем музыкального вещания неуклонно растет.[9]

Радиовещание в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой отечественной войны телевизионное вещание прекращается, однако радиовещание не прерывается ни на один день (в отличие от многих других стран) и играет выдающуюся роль в консолидации сил для победы. Особое значение радио имело в период блокады Ленинграда для жителей города, где оно оповещало о налетах и артобстрелах, информировало о ходе военных действий, но в то же время транслировало передачи гуманитарного характера, которые оказывали гражданам сильную моральную поддержку. Вещание активно велось и на оккупированные захватчиками территории, и в частности, предназначалось партизанам. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, “Последние известия” о событиях в стране и за рубежом, “Письма с фронта”, часто инструкции о том, как обращаться с теми или иными видами оружия, а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки.[10]

Радио в послевоенный период. После войны активно продолжается процесс радиофикации, и к 1948 г. она была практически завершена как в городах, так и в сельской местности. В том же году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание со средним объемом 45 часов в сутки. В конце 1940-х годов в технологию радиовещания начинает активно внедряться магнитофонная запись. Этот момент можно считать поворотным в истории радио, поскольку именно магнитофонная запись порождает широкое поле для звукового экспериментирования, развития линии шумовых эффектов, наложения записей и т.п. Создаются предпосылки для формирования нового, многокомпонентного, синтетического “языка радио”. С конца 1940-х годов подавляющее большинство радиопередач идет в записи.[11]

Читайте также:  Гаснет котел аогв 11 жуковский причины

Радио в «перестроечный период». Наиболее радикальные изменения в телевизионном и радиовещании в России происходят с начала 1990-х годов. Сфера радио и телевидения находится в стадии быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пестрого телерадиоландшафта. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России стали петербургская “Радио Балтика” и московская “Европа Плюс”, созданные в 1990 г. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода – “Европа Плюс”, “Радио Максимум”, “Радио России – Ностальжи”, “Открытое радио 2х2”, “Радио – 7” и др. Наибольшую аудиторию имела “Европа Плюс”, распространявшаяся в 24 городах России. В этот период возникают медиахолдинги – группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейший медиахолдинг данного периода – “Мост-Медиа”, объединивший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового ТВ “НТВ+”, радиостанцию “Эхо Москвы” и ряд печатных периодических изданий.[12]

Тенденции развития радио. Важнейшей тенденцией развития современного радиовещания можно, пожалуй, назвать конвергенцию СМИ. Прогресс в технологической сфере приводит к масштабной трансформации в области создания информационного контента и изменению способов получения информации, к исчезновению четких границ между традиционными и инновационными СМИ, к сближению и, подчас, слиянию различных по своей природе медиа. Все типы информационного содержания (текст, графика, аудио, видео, фото) в различных сочетаниях друг с другом создают единый медийный продукт, доступный на просторах Интернета. Это сопровождается появлением новых интерактивных форм общения с аудиторией. В целом этот процесс получил название конвергенция СМИ. Современные радиостанции одними из первых средств массовой информации увидели для себя в конвергенции массу преимуществ и активно пользуются ее плодами.

Использование мультимедийного контента – это своего рода отказ радиостанции от собственной акустической идентичности, что неизбежно приводит к изменению способов контакта с аудиторией и потере некоторых уникальных особенностей именно радийного аудиального взаимодействия со слушателем. С другой стороны, мультимедизация радио – это расширение круга возможностей, в том числе, по привлечению нового сегмента аудитории, вообще не слушающей радио в традиционном эфирном варианте.

Визуальность часто называется ведущей характеристикой мультимедийности. Таким образом, можно говорить о том, что радио приобретает «картинку», устраняя тем самым свой главный «недостаток». Современный слушатель может не только послушать, но и посмотреть радио. Недаром некоторые станции позиционируют себя уже не как радийные, а как мультимедийные СМИ.

Основные тенденции развития современного радиовещания:

День рождения радио отмечается в нашей стране 7 мая. В этот день в 1895 году российский физик Александр Попов осуществил первый в мире сеанс радиосвязи с помощью созданного им радиоприемника. Прошло всего 120 лет – и мы уже не представляем свою жизнь без радио и его продолжений: телевидения, мобильной связи, Интернета, то есть видов связи, основанных на передаче физического (электрического или электромагнитного) сигнала. Попробуем кратко проследить эволюцию технической мысли: от мечты человечества до ее современной реализации.

Сигнальные огни и воздушные змеи

Необходимость передавать информацию на большие расстояния возникла у человечества еще на заре первобытной цивилизации. Поначалу для этого использовали дым костра или отраженный солнечный свет, сигнальные огни или голубиную почту. Этими способами люди обходились на протяжении тысячелетий, вплоть до изобретения флажковой сигнализации (в конце XVIII века) и телеграфа (в 1832 году). Однако со временем передаваемая информация становилась все более сложной, что привело к созданию новых систем.

Британская голубиная почта

Слово «радио» в переводе с латинского radiare означает «излучать, испускать лучи». Основой радио являются электромагнитные волны. Сегодня это известно каждому школьнику, но человечество догадалось об их существовании лишь в конце XVII века – и то смутно. Потребовалось еще два столетия, чтобы английский ученый Майкл Фарадей в конце 1830-х годов, наконец, уверенно заявил об обнаружении электромагнитных волн. Еще через 30 лет другой ученый из Великобритании Джеймс Максвелл закончил построение теории электромагнитного поля, которая и нашла свое применение в физике.

Примерно в это же время американский дантист Малон Лумис (Mahlon Loomis) заявил о том, что открыл способ беспроволочной связи. Сигнал передавался при помощи двух воздушных змеев, к которым были прикреплены электрические провода. Один из них был антенной радиопередатчика, второй – антенной радиоприемника. При размыкании от земли цепи одного провода отклонялась стрелка гальванометра и в цепи другого провода. По утверждениям изобретателя, сигнал передавался на расстояние более 22 км. В 1872 году Лумис получил первый в мире патент на беспроводную связь. Но, к сожалению, документ не содержит детального описания устройств, использованных изобретателем. Чертежи его аппаратов также не сохранились.

В 1880–1890 годы практически одновременно ряд ученых провели успешные эксперименты по использованию электромагнитных волн, применив при этом усовершенствованные элементы. Вот почему сегодня сразу несколько стран претендуют на звание изобретателя радио.

В Германии первооткрывателем способов передачи и приема электромагнитных волн считают Генриха Герца. Он сделал это в 1888 году. Кстати, сами волны длительное время назывались «волнами Герца» (Hertzian Waves).

Усиливающий передатчик Тесла

В США уверены, что заслуга изобретения радио принадлежит Николе Тесле, запатентовавшему в 1893 году передатчик, а в 1895-м – приемник. Кстати, в 1943 году его приоритет перед Маркони был признан в судебном порядке. Это связано с тем, что аппарат Маркони и Попова позволял осуществлять только сигнальную функцию, используя в том числе азбуку Морзе. А устройство Теслы могло преобразовывать радиосигнал в акустический звук. Такую конструкцию имеют и все современные радиоустройства, в основе которых лежит колебательный контур.

Читайте также:  Бюджетный автомобиль для города
Гульельмо Маркони

И все же большинство стран считает создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) итальянского инженера Гульельмо Маркони. Он добился этого в 1895 году. Российский физик Александр Попов отстал от него всего на один месяц.

Радио в России

7 мая 1895 года Александр Степанович выступил на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге с лекцией «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», на которой, воспроизводя опыты Лоджа c электромагнитными сигналами, продемонстрировал прибор, схожий в общих чертах с тем, который ранее использовался Лоджем. Попов внес в конструкцию усовершенствования: в его радиоприемнике молоточек, встряхивавший когерер (трубку Бранли), работал не от часового механизма, а от радиоимпульса.

Первое радио Попова

Современники Попова признавали, что его конструкция представляла собой прибор, который впоследствии был использован для беспроводной телеграфии. Сам Попов приспособил прибор для улавливания атмосферных электромагнитных волн и назвал его «грозоотметчик».

Устройство Попова отличалось чувствительностью и надежностью. В первых опытах по радиосвязи, проведенных в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приемник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м.

В апреле 1896 года опять же на заседании Русского физико-химического общества Попов, используя вибратор Герца и приемник собственной конструкции, передал на расстояние 250 м радиограмму: «Генрих Герц». Таким образом, можно считать, что именно Попов первым сумел продемонстрировать возможность передавать радиосигнал, который нес в себе определенную информацию.

Первые радиостанции в России были заказаны царем у французской компании «Дюкрет». Консультантом при выполнении этих работ был Попов.

К 1917 году радио уже стало средством массовой информации. А вскоре Российское телеграфное агентство стало рассылать информацию подписчикам за установленную плату.

В 1918 году появилась радиостанция «Вестник РОСТА», а с 1921 года стала возможна передача музыки и голосового вещания. В эфире Советского Союза зазвучали стихи призывного характера, сатирические рассказы, а в 1923-м был дан первый радиоконцерт.

Во время Великой Отечественной войны в эфир выходили передачи «Письма с фронта», «На фронт» и сводки от Советского информационного бюро, а 24 июня 1945 года была проведена трансляция Парада Победы на Красной площади.

В 1945 году 7 мая в СССР широко праздновалось 50-летие со дня изобретения радио. В связи с этим правительство страны приняло решение считать эту дату ежегодным Днем радио.

Уже не просто радио

Сегодня День радио – это профессиональный праздник не только тех, кто занимается передачей информации. Непосредственное отношение к нему имеют и те, кто занимается защитой информации, создает устройства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системы навигации и прочее сложнейшее радиоэлектронное оборудование. Перечислить все невозможно, расскажем лишь о трех, самых новых разработках.

В 2014 году для российского YotaPhone была создана система защиты информации при помощи технологии ViPNet. Благодаря этому устройству, смартфон становится недоступен для взлома не только обычным злоумышленникам, но и профессиональным организациям и даже, возможно, спецслужбам других стран.

Из-за массовой компьютеризации и повсеместного внедрения сетевых технологий огромную актуальность приобретают разработки в области кибербезопасности. Под угрозой кибертерроризма находятся сегодня сведения, составляющие государственную тайну, и высокотехнологичные промышленные объекты, глобальные транспортные узлы и пропускные терминалы, системы электронных платежей и интеллектуальные устройства автоматизации. Разработками в сфере кибербезопасности активно занимаются специалисты КРЭТ. Недавно они отправили на экспертизу в Минкомсвязи России новейшие образцы отечественных средств защиты информации (СЗИ). А в 2015 году намерены приступить к организации технологической линейки по их созданию.

И наконец, новый комплекс средств коротковолновой связи для высших звеньев управления Сухопутных войск «Антей», серийное производство которого началось в феврале 2015 года. Он обеспечивает передачу данных на расстояние до 4 тыс. км (полевой радиоцентр) и до 8 тыс. км (стационарные радиоцентры) даже в сложной помеховой обстановке. «Антей» создан специалистами Объединенной приборостроительной корпорации. Подобных разработок в отечественной радиопромышленности не было около 30 лет.

События, связанные с этим

Как российскому стартапу построить глобальный бизнес по всему миру

Радиоэлектронная борьба в годы Великой Отечественной войны

История радиовещания — описывает события, связанные с историей радиовещания Предыстория Основная статья: Хронология радио 1877 Эдисон создал фонограф, изучением волн занимается Герц. 1895 Попов выступил с докладом о передаче звуков, грозоотметчик. 1896,… … Википедия

История Екатеринбурга — Основная статья: Екатеринбург История Екатеринбурга началась в период промышленного освоения Урала в начале XVIII века. В это время на Среднем Урале, богатом природными ресурсами, активно строятся чугунолитейные, медеплавильные и… … Википедия

История телевизионного технического центра Останкино — Телевизионный технический центр Останкино им. 50 летия Октября телевизионный и радиовещательный центр в Москве. на котором создаются программы Центрального телевидения. Объединяет телевизионные комплексы в районе Останкина, на улице Шаболовке и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

История почты и почтовых марок Молдавии — Республика Молдова молд … Википедия

История Улан-Удэ — На месте основания Удинского острога установлен памятный крест История Улан Удэ. Общепринятой датой основания ясачного зимовья считается 1666 год. В некоторых источниках датой основания считается октябрь 1665 года, до ледостава Селенги … Википедия

История Венесуэлы — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Региональные радиостанции России — История регионального радиовещания в России началась в начале 90 х годов 20 го века. Тогда появилось множество ярких местных радиостанций, отвечающих запросу узкоориентированной аудитории отдельных суъбектов РФ. Содержание 1 Региональные… … Википедия

Академия Федеральной службы безопасности России — (Академия ФСБ) Год основания 1992 Ректор генерал полковник В. В. Остроухов … Википедия

Связь в России — Гиперболоидная Шуховская башня … Википедия

Связь России — Гиперболоидная Шуховская башня Огромные расстояния, присущие российским государствам разного времени, послужили почвой для образования богатейшей культуры пользования средствами связи и развития одного из самых своеобразных телекоммуникационных… … Википедия

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *