0

Из чего состоит штатив

Содержание

Штатив – это специализированная опора, предназначенная для фиксации в заданном положении различных оптических приборов. Его используют для установки фотокамер, видеокамер, осветительного, измерительного и геодезического оборудования. Применение штатива исключает вибрацию закрепленной техники, что улучшает качество ее работы.

Как устроен штатив
Классическая конструкция штатива представляет собой треногу. Рассматривая ее конструкцию сверху вниз, можно отметить главные детали:
  • Головка с крепежной площадкой.
  • Центральная штанга.
  • 3 ноги.
  • Распорки с фиксаторами.

Устанавливаемое на штатив оборудование закрепляется на его головке. На ней имеется специальная крепежная площадка, обычно с выступающим винтом, который и вкручивается в корпус фотоаппарата, теодолита или камеры. Сама голова устанавливается на центральной штанге, представляющей собой длинную трубку.

Наличие штанги дает возможность регулировать высоту поднятия головки. При этом сама голова в зависимости от конструкции может поворачиваться в нескольких положениях. С ее помощью устанавливается наклон оборудования по горизонтали и вертикали.

В качестве опор штатива используется 3 ножки. Наличие трех опорных точек полностью исключает покачивание устанавливаемого оборудования даже при расположении треноги на рельефную поверхность. Чтобы ноги не складывались больше заданного положения, их удерживают распорки. Они придают конструкции жесткость. Также в треногах имеется система фиксаторов. Они позволяют регулировать высоту центральной штанги и ног.

Обычно ножки штатива заканчиваются резиновыми упорами. Такое оборудование предназначено для установки на пол в студии, асфальт или грунт. Если штатив используется только в полевых условиях, к примеру, при геодезической съемке, то ноги должны иметь заостренные наконечники.

Виды штативов
В зависимости от конструкции штативы разделяют на три группы:
  1. Моноподы.
  2. Триподы.
  3. Мини.
Монопод

Это подставка с одной опорной ногой. Она не может обеспечить абсолютную надежность закрепления устанавливаемой аппаратуры, поэтому при ее применении многое зависит от профессионализма оператора. Монопод расшатывается под воздействием ветра или других факторов. Он применяется преимущественно только с видео аппаратурой. При использовании совместно с фотоаппаратами позволяет лишь слегка улучшить выдержку.

Главным преимуществом монопода является его мобильность. Он достаточно легкий, при этом позволяет делать съемку более качественной. На монопод часто ставят видеокамеру и микрофон для приближения к снимаемому объекту под труднодоступным ракурсом. При этом сам оператор в это время может находиться на одном месте, меняя положение съемочной техники дистанционно.

Профессиональные фотографы и видеооператоры для уменьшения вибрации устанавливают монопод в пол. При этом наклоняются всем телом, расставив ноги, и упираются в штатив. В результате получается три точки опоры.

Трипод

Это классическая тренога с тремя складными точками опоры. Благодаря этому она обеспечивает самую надежную фиксацию установленного оборудования. Тренога используется профессиональными фотографами, применяется для крепления лазерного уровня, теодолитов и прочего геодезического инструмента. Благодаря использованию трипода, можно закрепить оптический прибор или измерительный инструмент в заданном положении, опираясь при этом практически в любую поверхность. В зависимости от применяемых наконечников на ногах, треногу можно располагать на песке, каменистой почве или просто на ровном полу фотостудии.

Мини-штатив

Это маленькое устройство, обычно применяемое с фотоаппаратами. Оно отличается мобильностью. Миниатюрные штативы позволяют фиксировать фотокамеру в заданном положении. Поскольку они очень короткие, то устанавливаются на различные возвышения. Их можно поставить на стол, лавку, крышу автомобиля, различные ограждения.

Также к мини устройствам можно отнести штативы струбцины. Они еще более легкие, но очень узкоспециализированные. Такие фиксаторы представляют собой основание в виде струбцины с винтовым креплением для различного оптического оборудования. Струбцина закрепляется на устойчивых поверхностях, после чего на нее ставится необходимая техника. Ее можно подцепить к ветке дерева, спинке лавки, забору и т.д.

Материалы изготовления и их особенности
Штативы изготавливают из различных материалов, что в конечном счете влияет на их эксплуатационные качества. Чаще всего применяется:
  • Сталь.
  • Алюминий.
  • Пластик.
  • Дерево.
  • Углепластик.

Стальные штативы самые дешевые. Они весьма надежны, но имеют недостаток – большой вес. Их применяют для студийной предметной фотосъемки, к примеру, товаров для интернет-магазинов. В этом случае фотоаппарат устанавливается в одном положении, поэтому совершенно нет никакой разницы тяжелый штатив или легкий. Также стальные треноги подойдут для крепления телескопа.

Более популярными являются алюминиевые штативы. Они прочные и легкие, при этом обеспечивают такую же устойчивость. Их используют профессиональные фотографы делающие выездные фотосессии. На них также устанавливают лазерные уровни. Алюминий обладает достаточной устойчивостью к механическому воздействию, он не боится коррозии и не нуждается в покраске.

Пластиковые штативы относятся к дешевому сегменту. Их недостаток заключается в низкой механической прочности. Они быстро царапаются, могут ломаться при деформации ножек. Такое оборудование можно использовать для установки фотокамер, но оно малопригодно для измерительной техники.

Деревянные штативы относятся к оборудованию премиум-сегмента. Казалось бы, дерево уступает металлу и пластику, но в определенных случаях оно многократно их превосходит. Деревянные треноги используются для установки точного геодезического оборудования, такого как оптические нивелиры, электронные тахеометры и антенны GPS приемников. Они изготовляются из древесины хвойных пород с прямым расположением волокон. Благодаря этому готовые штативы обладают устойчивостью к тепловому воздействию и вибрациям. Они не меняют свои параметры под влиянием высоких и низких температур. Это особенно важно, если требуется провести точное измерение. Чтобы предотвратить разбухание дерева от влаги, треноги защищают фиберглассовым покрытием.

Углепластиковые треноги самые дорогие. Они обладают только преимуществами. Такие штативы нормально переносят резкие колебания температуры и воздействия влаги. Они достаточно крепкие чтобы не сломаться во время транспортировки, а главное весят очень мало. Их легко переносить, они не деформируются под тяжелым оборудованием. Углепластиковые треноги выбирают для мобильности. При этом их покупка для установки телескопа совершенно нецелесообразна, поскольку такое оборудование используется в одном месте и не перемещается.

Критерии выбора штатива
Покупая штатив нужно ориентироваться по целому ряду критериев, соответствие которым позволит выполнять дальнейшую работу с комфортом. В первую очередь нужно руководствоваться такими параметрами:
  • Рабочая высота.
  • Вес и габариты в сложенном состоянии.
  • Рабочая нагрузка.
  • Типы головы и резьбы.

Рабочая высота один из важнейших параметров. Она определяется расстоянием от крепежной площадки до поверхности, на которую устанавливается трипод. В технических характеристиках каждого устройства треноги или монопода указывается показатель минимальной и максимальной рабочей высоты. В большинстве случаев верхняя предельная высота не должна превышать рост человека, который пользуется штативом. Это обусловлено сложностью установки и настройки оборудования на высокой треноге.

Также важным параметром является вес и габариты штатива в сложенном состоянии. Нужно руководствоваться способом переноски. Если планируется передвигаться пешком, то потребуется легкая тренога. Для перевозки в авто она может быть тяжелой. Чем компактней штатив в сложенном состоянии, тем легче его транспортировать.

Очень важным параметром является рабочая нагрузка, на которую рассчитана тренога. Не рекомендовано устанавливать на нее более тяжелое оборудование, чем рекомендовано производителем. При перегрузке страдает в первую очередь фиксатор положения ножек и центральная штанга. Если устанавливать на обыкновенный трипод видеокамеру или телескоп весом 100 кг, то сломается механизм складывания.

Одним из важнейших параметров является тип головы и используемой на ней резьбы. Что касается резьбы, то она может быть 1/4” и 3/8”. Первая встречается часто. Она обычно применяется для установки легких фотокамер. Более мощной является резьба 3/8”. Она используется для закрепления тяжелого оборудования. Это может быть камера с профессиональным длиннофокусным объективом и т.д.

Читайте также:  Видеорегистратор зеркало тренд вижен

Что касается головок, то они могут быть обычные шаровые или с 3D регулировкой. В первом случае оборудование фиксируется в зависимости от поворота шара. Он позволяет проводить регулировку в разных направлениях, но это сопровождается определенными сложностями. Если оборудование тяжелое, то недостаточно зажатая специальным винтом головка будет сдвигаться и сбивать настройки. Шаровая головка подходит только для легких фотоаппаратов. 3D голова имеет несколько зажимов, каждый из которых отвечает за свое отдельное направление. При ее использовании можно вращать оборудование с миллиметровой точностью.

Штати́в (нем. Stativ ), трипод (от греч. τρί — три + πόδι — нога), тренога — передвижная опора для оптических приборов, осветительного оборудования и некоторых типов оружия, которая служит для точного наведения и удержания тяжёлых устройств. Наибольшее распространение получили в кинематографе, телевидении и фотографии. Также используются для установки теодолитов, зрительных труб и телескопов.

Студийные телевизионные и киносъёмочные штативы колончатого типа называются Пьедестал [1] . Как правило, пьедесталы оснащаются гидравлическим подъёмником телескопического типа, а в некоторых случаях приводом для перемещения по полу студии [2] . Лёгкие телевизионные штативы могут дополнительно оснащаться съёмными обрезиненными колёсами [3] .

Содержание

Назначение [ править | править код ]

Штативы предназначаются для точной фиксации оптических приборов и съёмочных камер относительно пола или другой поверхности [4] . Некоторые типы штативов предназначены для уменьшения отдачи вооружения или удержания тяжелого оборудования. Так, некоторые типы передвижных кинопроекторов (например, отечественный «КН-20») устанавливались на штатив в виде треноги. Треножник позволяет обеспечить наилучшую жёсткость при раскладной конструкции, удобной для транспортировки. Несмотря на многообразие конструкций, подавляющее большинство штативов обладают тремя опорами, обеспечивающими наилучшую устойчивость, однозначно определяя положение относительно плоскости. При этом опорами могут быть три отдельные «ноги» или три колеса стационарного штатива с плоским основанием типа пьедестал [Прим. 1] . При фотографировании использование штатива для установки камеры, прежде всего, позволяет осуществлять длительные выдержки, недоступные при съёмке с рук [5] . Кроме того, при использовании длиннофокусной оптики, особенно чувствительной к тряске, применение штатива позволяет повысить резкость снимков без дополнительной стабилизации, предотвращая последствия тремора в виде «шевеленки». Современные цифровые технологии панорамной фотографии в большинстве случаев требуют съёмки со штатива с точным перемещением фотоаппарата, обеспечивающим перекрытие соседних снимков по горизонтали и вертикали. Для этого существуют специальные конструкции панорамных штативных головок, поворачивающих камеру вокруг нодальной точки объектива. Это устраняет сдвиг оптической оси, неизбежный при обычном панорамировании. Некоторые киносъёмочные штативные головки также обеспечивают поворот камеры вокруг центра масс.

При съёмке движущегося изображения кроме фиксации точки съёмки, штатив предотвращает неприемлемую на экране тряску и обеспечивает плавное панорамирование [Прим. 2] . Некоторые типы профессиональной киносъёмочной аппаратуры или телекамер обладают такой массой, что её использование возможно только на штативе, рассчитанном на тяжелую камеру. Соответствующий класс оборудования так и называется: штативная камера. Длительная съёмка даже аппаратом, пригодным для работы с рук, весьма утомительна и требует установки на штатив, обеспечивающий, кроме всего прочего, точное кадрирование. Специальные конструкции штативов используются для вакуумного крепления камер к гладким поверхностям, таким как капот и крыша автомобиля, стекло, кафель и т. д [6] . Для тех же целей может использоваться штатив типа струбцина, пригодный только для лёгких камер. Ещё одна разновидность штатива — «гориллапод» — предназначена для закрепления камер на различных трубчатых конструкциях и оснащается ногами, состоящими из шариков, соединённых шаровыми шарнирами [7] . Обрезиненная поверхность элементов, способных изгибаться в любых направлениях, позволяет закреплять штатив на многих опорах: оградах, трубах, рамах и т. п.

Кроме перечисленных технических аспектов штатив может использоваться для съёмки автопортрета или любительских групповых снимков с участием фотографа. В отдельных случаях штатив необходим при макросъёмке. Штативы также используются для установки осветительного оборудования на съёмочной площадке.

Конструкция [ править | править код ]

Штативы для камер состоят из основания и устанавливаемой на него штативной головки. Лёгкие штативы зачастую оснащаются головкой несъёмной конструкции, тогда как большинство штативов, предназначенных для профессиональных целей, имеют сменную головку. Простейшие штативы и штативы для осветительного оборудования вообще не имеют головки.

Основание чаще всего представляет собой классическую треногу с регулируемой длиной ног или набор нерегулируемых треног [8] . В некоторых случаях используются нерегулируемые треноги для съёмки с очень низких точек («лягушки»). Тренога позволяет регулировать положение камеры по высоте и изменять его наклон. Ноги таких штативов имеют двух- или трёхсекционную телескопическую конструкцию, позволяющую регулировать её длину [1] . Каждая нога состоит из одной или нескольких металлических труб или профилей, скреплённых поперечными кронштейнами. Тяжёлые штативы могут иметь вместо треноги телескопическую колонну с регулируемой высотой. Такие штативы имеют литое металлическое основание с тремя колёсами для передвижения. На время съёмки основание чаще всего фиксируется на трёх встроенных домкратах [8] .

Универсальные штативы, пригодные для лёгких видеокамер и фотоаппаратов, имеют комбинированную конструкцию, состоящую из треножника и выдвижной центральной колонны, чаще всего с червячным механизмом. Такое устройство позволяет изменять высоту не только изменением длины ног, но и более оперативным способом при помощи регулировки вылета колонны. Для повышения жёсткости большинство штативов имеют поперечные растяжки, ограничивающие угол поворота ног. Такие растяжки могут шарнирно соединять ноги с центральной колонной, если она есть, или с центральным шарниром, позволяющим складывать растяжки одновременно с ногами. Некоторые фотоштативы оснащаются независимой фиксацией ног без центральных растяжек, что позволяет отклонять ноги на разный угол, повышая универсальность при фотосъёмке. Центральная колонна таких фотоштативов выполняется съёмной и может занимать любое положение относительно треноги [5] . При перевёрнутом положении центральной колонны камера оказывается между ног штатива. Такая конструкция позволяет располагать камеру в любом положении относительно объекта съёмки, что особенно важно при предметной и макросъёмке.

Особую конструкцию имеют штативы для подводной съёмки. От обычных штативов они отличаются отсутствием резьбовых и пружинящих соединений, на которых при длительном пребывании в морской воде образуются наросты соли, приводящие к заклиниванию [9] . К штативам для осветительного оборудования предъявляются менее жёсткие требования по точности и надёжности фиксации, поскольку незначительные перемещения осветительных приборов не влияют на качество получаемого изображения. Главная характеристика таких штативов заключается в их грузоподъёмности и устойчивости, в связи с чем они обладают упрощённой конструкцией с регулировкой только по высоте.

Для установки на разные типы поверхности ноги штатива могут оснащаться разными наконечниками. В обычных условиях наилучшая устойчивость обеспечивается при установке на заострённые шипы, не подверженные деформации. Однако, в некоторых случаях шипы неприемлемы, поскольку могут повреждать пол или дорогостоящие покрытия, а также скользить. Для предохранения используются обрезиненные наконечники, как правило, входящие в комплектацию, а чаще всего, надеваемые поверх шипов [2] . Ноги некоторых штативов оснащаются плоскими площадками, и могут быть наиболее универсальной опорой.

Классификация штативов [ править | править код ]

По грузоподъёмности [ править | править код ]

Это главная характеристика штатива и штативной головки. По допустимой массе устанавливаемого оборудования штативы делятся на лёгкие, средние и тяжёлые [8] . Лёгкими считаются штативы, пригодные для удержания камер с массой не превышающей 10 килограммов. Все штативы, предназначенные для фотоаппаратов, зрительных труб и бытовых видеокамер, относятся к категории лёгких. Средними считаются штативы с грузоподъёмностью от 10 до 40 кг. Тяжелые штативы предназначены для работы в студии с камерами до 200 кг.

От грузоподъёмности штатива зависит и его собственная масса. Чем больший вес может удерживаться штативом, тем более тяжёлым оказывается сам штатив, требуя вместо простой переноски в качестве вспомогательного оборудования, перевозку специальным транспортом.

По материалу ног [ править | править код ]

Первоначально для изготовления ног штативов использовалась, главным образом, древесина, как наиболее доступный и лёгкий материал [10] . Все остальные части изготавливались из стали или латуни, наиболее пригодных для шарнирных соединений и каркаса. В конце 1980-х годов ещё можно было встретить даже тяжёлые штативы с ногами из ценных пород дерева. С появлением материалов с более высокой удельной прочностью от дерева стали отказываться в пользу лёгких алюминиевых или магниевых сплавов, обеспечивающих отличную прочность при небольшой массе. В некоторых современных штативах используются углеволоконные материалы, позволяющие существенно облегчить конструкцию [2] . Дешёвые штативы для любительской съёмки часто изготавливают из прочных сортов пластмассы, удешевляя конструкцию, не рассчитанную на частое использование и длительный ресурс.

Читайте также:  Если прошивка не получилась что делать

По принципу фиксации секций ног [ править | править код ]

  • Эксцентриковый зажим применяется в подавляющем большинстве современных штативов [11] . В профессиональных штативах изготавливаются полностью из металла и имеют регулировочный винт;
  • Цанговый зажим. Преимущества: оперативность регулировки и простота конструкции. Недостатки: неустойчивость и ненадёжность соединения. Нашёл применение в недорогих штативах;
  • Соединение винтом, проходящим через поперечные отверстия секций. Несколько отверстий, расположенных в ряд, позволяют дискретно менять высоту секций. Фиксирующий винт крепится гайкой-барашком. Применяется в некоторых типах студийных штативов. Достоинство: прочность соединения. Недостаток: неоперативность и невозможность плавного изменения размеров;

По наличию поперечных растяжек [ править | править код ]

Наличие поперечных растяжек, повышает жёсткость конструкции. Растяжки бывают среднего и нижнего расположения [10] . Последние обеспечивают наибольшую жёсткость и применяются в большинстве телевизионных штативов, однако неудобны при использовании на лестницах или других ступенчатых поверхностях. Некоторые типы штативов позволяют менять расположение растяжек с нижнего на среднее. Отсутствие поперечных растяжек требует фиксатора или ограничителя отклонения ног, чтобы предотвратить их «разъезжание», но повышает удобство установки штатива на неровных поверхностях.

Поздравляю всех фотолюбителей с Новым 2016 годом!

Штатив

Штатив — коротко и ясно

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод ("три ноги"), а по русски просто тренога:) Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

. Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика 🙂

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

— тренога (самое распространённое)
— монопод (одноопорный телескопический стержень)
— струбцина (для жесткого крепления к различным предметам.)

и масса разновидностей.

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность. Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. "Ноги" представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших "по рангу" и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8" применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно 🙂 Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4" и 3/8"), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:) Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии 🙂 Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:) Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят 🙂 В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться 🙂 Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски 🙂 Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
"Ноги" штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга. Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо! Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило 🙂 Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив.

Штативная головка

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! 🙂 Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта "голова" позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от "3D" — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для "ровного горизонта" при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4" или 3/8". С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

. Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки. Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти "меры предосторожности" необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу.

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:) Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим "приоритет выдержки" и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим.

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу. Проверяем работу замков, винтов.

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *