0

Из чего состоит синтезатор

В этой статье речь будет идти не деталях, из которых сделаны синтезаторы. Здесь будет рассматриваться устройство ОС синтезатора, а конкретнее той ее части, которая отвечает за звукообразование.

Еще со времен аналоговых синтезаторов сохранилась специфическая терминология, касающаяся состава этих устройств.

Аналоговые синтезаторы состоят из нескольких модулей, каждый из которых выполняет одну из трех задач: создание звука, его изменение и управление работой других блоков.

Современные синтезаторы больше напоминают специализированные компьютеры, в которых звук производится и изменяется посредством большого количества арифметических действий, происходящих в процессоре. Однако понятие «модули» характерно и для них, правда, подразумевает оно не реальные физические блоки, а группы цифр в операционной системе синтезатора.

Во-первых, модули это звуковые генераторы или осцилляторы.

В аналоговых моделях такие генераторы снабжены органами управления формой волны и высотой тона. От формы волны зависит тембр звука или его гармонический состав.

Управление генераторами может происходить и с помощью клавиатуры. Нажатие той или иной клавиши определяет получение звука той или иной высоты. В обычном монофоническом аналоговом синтезаторе имеются в наличии два подобных генератора и один специализированный генератор шума.

В некоторых случаях существует возможность управления одним генератором другого, при котором получаются волны с более сложной формой и, как следствие, разнообразные тембры.

В устройствах, в основе которых лежит принцип воспроизведения семплов, генераторы способны вырабатывать большое количество сложных форм волны, которые представляют собой предварительно записанные образцы звучания реальных инструментов, содержащиеся в постоянной памяти синтезатора.

Во-вторых, модули – это фильтры.

Задача фильтров состоит в фильтрации или удалении части созданных генератором гармоник. В большинстве случаев задействуется low-pass фильтр или фильтр низких частот, который обрезает высокие частоты, превышающие установленную точку (частота среза фильтра). Существуют также и наоборот high-pass фильтры, то есть фильтры высоких частот.

Некоторые фильтры учитывают еще один важный параметр – резонанс. Он выделяет точку среза, поднимая уровень частот вокруг нее.

В-третьих, модули – это генераторы огибающей, которые управляют блоком усилителя.

Последний сам по себе не выделяется никакими особенными параметрами. При участии генератора огибающей определяется величина изменения звука с течением времени.

Существуют разные генераторы огибающей, но самым распространенным является тип ADSR, где Attack, Decay, Sustain и Release переводится соответственно как атака, спад, продолжительность звучания и затухание. Генераторы огибающей могут также осуществлять контроль над фильтрами и самими звуковыми генераторами.

Ну и, в-четвертых, остаётся генератор низкой частоты.

Генератор низкой частоты подобно генераторам огибающей предназначен для создания постоянно изменяющихся звуков.

От обычного генератора его отличает то, что он производит сигналы, находящиеся за пределами восприятия частот. Предназначены они для модуляции звуков. В большинстве случаев с помощью этого генератора создаются такие эффекты как тремоло или вибрато. Параметрами генератора низкой частоты являются частота вырабатываемого сигнала и форма волны.

Принципы звукообразования

1. Воспроизведение семплов

Синтезаторы, базирующиеся на принципе воспроизведения семплов, используют цифровые записи реальных инструментов, которые хранятся в их постоянной памяти. То есть, в задачи их генераторов входит не вырабатывание формы волны, а простое воспроизведение уже готовых семплов.

Использование этого принципа гарантирует более точное имитирование реальных инструментов. Последующее изменение звуков происходит практически так же, как и в аналоговых синтезаторах: при участии фильтров, генераторов огибающей, генератора низкой частоты и пр.

Широкое распространение этого принципа выявило существование определенных проблем, ему присущих. Для точного воспроизведения реального поведения инструмента следует сделать просто огромное количество семплов, которые практически мгновенно заполнят всю оперативную память.

2. Физическое моделирование

В синтезаторах такого типа операционная модель не воспроизводит предварительно записанные семплы, а создает модель поведения какого-то реального существующего инструмента. Ориентируясь на действие исполнителя, процессор синтезатора определяет звук, который издал бы имитируемый инструмент в данном случае, и воспроизводит его.

Преимущества этого метода заключаются:

  • В более качественном имитировании звуков реальных инструментов и их поведения
  • В возможности создания новых звуков, не имеющих аналогов в природе
  • В отсутствии потребности в большом количестве оперативной памяти

С другой стороны, физическое моделирование имеет и свои недостатки. Процесс создания модели требует наличия огромного количества вычислительной мощности и, следовательно, мощного процессора.

Надеемся, что сведения, почерпнутые в этой статье, окажут вам посильную помощь в процессе создания своих собственных пресетов высокого качества как в аппаратных, так и в программных синтезаторах.

Синтезатор внешне напоминает пианино, однако в сравнении со своим клавишным двойником этот инструмент довольно молод – ему не более 100 лет. Компактное устройство, генерирующее различные звуки на основе электрических сигналов, стало по-настоящему гениальным творением, открывшим новую веху в развитии музыки.

Что такое синтезатор в музыке? Это электронный клавишный инструмент, который генерирует и преобразует звуковые волны, таким образом создавая огромное количество звуков разного тембра и высоты. Его возможности не сводятся к одному воспроизведению сигналов – синтезатор много что умеет и поэтому столь популярен в среде музыкантов. Сидя за электронным «пианино», вы можете как просто играть любимые композиции, так и сочинять новые мелодии, редактировать их, как пожелаете; приправлять оригинальными эффектами, сохранять и перебрасывать на пк.

Виды синтезаторов

Цифровой синтезатор – при игре «использует» заранее записанные оцифрованные звуки (семплы). Преимущества данного вида – доступен по цене, удобен в освоении «с нуля», оснащён функцией автоаккомпанемента и обучающими программами для новичков.

Аналоговый синтезатор – при игре звук рождается в реальной электроцепи в режиме текущего времени. В чём плюсы аналогового варианта? Более тёплое, глубокое звучание аккордов. Зачастую, именно его предлагают как альтернативу для обучения пианино. Однако нельзя категорично утверждать, что он может «петь» красивее цифровых – разница звучания принципиально важна, как правило, для музыкантов-ретроградов. Влюблённые в винтаж, они с особым удовольствием слушают, как звучит инструмент с аналоговым механизмом и полновесной клавиатурой.

По назначению синтезаторы делятся на следующие категории:

  • Детские – имеют 32-49 клавиш уменьшенного размера, приспособленных для рук ребёнка. Их роль – познакомить показать малышам, как работает клавишный инструмент, как сыграть первые гаммы;
  • Любительские – модели для домашнего музицирования. Оснащены большим количеством дополнительных настроек, содержат солидную коллекцию встроенных тембров и стилей. Данные модели также включают обучающие программы, в доступной форме объясняющих начинающим всё, что нужно знать о синтезаторе;
  • Полупрофессиональные – электроклавишные, при создании которых пристальное внимание уделялось звукозаписывающему и редактирующему компонентам. Данные модели идеальны для людей, серьёзно занимающихся музыкой в студиях или дома;
  • Профессиональные или «рабочие станции» – самые дорогие и мощные синтезаторы, способные выполнять огромное количество задач. На них можно сыграть самую капризную «классику» в переполненном концертном зале, не переживая за акустику – молоточковые взвешенные клавиши обеспечат высокое качество звучания.
Читайте также:  Игровой монитор цена качество

Часто задаваемые вопросы: краткий ликбез для начинающего клавишника

Начиная с 50-х годов 19 века учёные экспериментировали с взаимодействием электричества и звука, их опыт лёг в основу работы известного американского изобретателя Тадеуша Кэхилла. В 1987 году он создал первый музыкальный электроинструмент, который, впрочем, не стал востребованным из-за своей небывалой громоздкости – прапрадед современных синтезаторов весил почти две сотни тонн и предназначался для использования на телефонных станциях.

В 1920 году русский физик Лев Термен разработал электронный музыкальный инструмент и назвал его «терменвокс», затем эту идею подхватили другие учёные. Дизайн синтезатора постепенно совершенствовался, и в 60-70х годах электроклавиши стали доступны рядовым покупателям.

Количество клавиш в разных моделях синтезаторов варьируется от 24 до 88. Чем длиннее клавиатура инструмента, тем шире его звуковой диапазон – соответственно, тем больше возможностей открывается для исполнителя. Синтезатор поддерживает определённое число октав (одна октава – это расстояние в 12 клавиш между двумя одинаковыми нотами). Вот какие разновидности сейчас можно приобрести:

  • Двух – и трёхоктавные (24 и 36 клавиш)
  • Четырёхоктавные (49 клавиш)
  • Пятиоктавные (61 клавиша)
  • Шестиоктавные (76 клавиш)
  • Семиоктавные (88 клавиш)

От того, сколько октав поддерживает электронный инструмент, зависит его цена. Если вы собираетесь серьезно заниматься музыкой с учителем клавишных, не стоит обращать внимание на модель, у которой меньше 60 клавиш. Зачем нужен малооктавный синтезатор, который ограничивает пианиста в выборе нужных звуков и не вполне удобен для энергичной игры двумя руками? Оставьте изделия в 2-3 октавы детям в качестве игрушек, а сами при выборе отталкивайтесь от пятиоктавных моделей. Часто начинающие задаются вопросом: сколько нужно клавиш для обучения? Можно стартовать с 61, но идеальный вариант «на вырост» – 76 клавиш. Самые дорогие профессиональные синтезаторы имеют 88 клавиш и стоят на одном уровне с фортепиано.

Арпеджиатор – функция, с помощью которой инструментом создаётся и автоматически исполняется ритмическая последовательность звуков, входящих в аккорды.

Сустейн – продолжительность звучания взятой ноты. Одноимённая кнопка “sustain” имеется и на корпусе синтезатора. Нажав её, вы программируете инструмент на придание сыгранным ноткам небольшого мягкого послезвучия или эффекта легато.

Секвенсор представляет собой встроенное в синтезатор мини-устройство, предназначенное для записи и воспроизведения звуковых файлов.

Тёмные клавиши нужны для исполнения «полутонов» – промежуточных звуков между двумя соседствующими нотами. Так, чёрная клавиша, расположенная между «до» и «ре» при нажатии издаст звук выше чем «до» и вместе с тем ниже, чем «ре».

Используя меню настроек, вы можете настроить «электронные клавиши» так, что они будут воссоздавать звучание любого понравившегося вам музыкального инструмента. Всё, что вам понадобится – выбрать нужный тембр (нажать кнопку voice и просмотреть все предложенные варианты синтезаторных «голосов»).

Хорус – это встроенный акустический эффект, имитирующий хоровое звучание заданных инструментов. Используется для придания музыке большей выразительности.

Это мягкие, едва слышные звуки фона, их ещё называют клавишными подкладами.

Полифония – это количество звуков, которые клавишный электроинструмент может одновременно синтезировать. Чем солиднее аппарат, тем внушительнее полифония.

Желательно это сделать. Метроном отбивает ударами короткие временные промежутки, что позволяет острее чувствовать изменение темпа мелодии.

Паттерн – последовательность оцифрованных звуков-семплов, составляющих стиль автоаккомпанемента.

Есть некоторые универсальные принципы правильного расставления пальцев при игре. Например, короткими пальцами (большим и мизинцем) не следует нажимать на «далеко» расположенные чёрные клавиши, для тёмных подойдут указательный, средний и безымянный пальцы. Ими же рекомендуется исполнять такие украшающие элементы, как трель и мордент. Данные нехитрые правила удобны для большинства пианистов, однако это не значит, что один выбранный вариант аппликатурной прописи в нотах будет удобен всем. Желательно обратиться к профессионалу, который подберёт для вас аппликатуру с учётом строения руки и уровня владения инструментом.

Нет, мы не собираемся рассказывать вам из каких радиодеталей сделаны синтезаторы и откуда там проистекает ток. Мы поговорим об устройстве операционной системы инструментов, точнее, той ее части, которая имеет отношение непосредственно к звукообразованию. Эти знания необходимы тем, кто хочет создать собственные звуковые программы (пэтчи) или слегка подредактировать готовые для соответствия конкретному музыкальному произведению.

Современные синтезаторы (а также рабочие станции и звуковые модули) поступают к вам с сотнями уже готовых пэтчей, созданных профессиональными дизайнерами звуков. Однако, как бы они не были хороши, кроме вас их используют еще несколько тысяч человек во всем мире (несколько лет назад, когда наиболее распространенными MIDI инструментами в нашей стране были Korg M 1 и E-mu Proteus, некоторые их звуки можно было услышать в каждой второй песне и каждой первой рекламе). А ваша уникальная музыка несомненно требует ваших уникальных звуков. Можно, конечно, купить несколько готовых библиотек звуков или даже нанять собственного дизайнера, если это вам по карману. Но если вы будете программировать звуки самостоятельно, это будет лучшей гарантией их исключительности и точного соответствия музыкальному материалу.

Несмотря на внешнюю сложность и разнообразие устройства, большинство синтезаторов имеют много общих черт, причем позаимствованных у инструментов раннего периода – аналоговых синтезаторов. С них мы и начнем разбираться в тонкостях устройства этих инструментов.

Первые синтезаторные системы называются модульными, так как состоят из нескольких модулей или блоков, выполняющих три основные задачи: они или создают звук, или изменяют его или управляют работой других блоков. Эти блоки соединяются при помощи кабелей – вот почему в некоторых современных инструментах звуковая программа называется "patch" (англ. "соединение"). Для создания нового звука исполнителю приходилось производить все соединения и изменять параметры блоков; не было никакого способа сохранить предыдущие находки, кроме как записать соединения и параметры на бумаге и затем восстановить их вручную. Кстати, модульные системы стоили десятки тысяч долларов.

Читайте также:  Включение вентилятора от датчика температуры схема

Через некоторое время производители синтезаторов обнаружили, что некоторые модули и способы их соединения используются чаще других. Собрав все это вместе и добавив клавиатуру для управления, они создали действительно распространенные аналоговые синтезаторы, например, Minimoog. Кроме хорошего, плотного звука, эти инструменты имели и много недостатков, например, нестабильность строя. Поэтому постепенно аналоговые части заменялись на цифровые (более стабильные). Затем были добавлены микропроцессор, управляющий всеми параметрами, и память для сохранения и последующего автоматического восстановления параметров (а значит и звуков). С увеличением числа параметров стало ясно, что прежний способ управления (каждому параметру – свой регулятор на передней панели) становится невозможным, так как инструменты становились слишком громоздкими. Ручки и кнопки сильно сократили, но добавили дисплей. Вы выбираете на дисплее определенный параметр и крутите ручку для его изменения. Затем выбираете другой параметр и опять крутите ту же ручку (или двигаете тот же слайдер), но уже изменяя новый параметр. Дальнейшее развитие постепенно привело к тому, что синтезаторы стали превращаться в специализированные компьютеры, где звук производился и изменялся путем большого количества арифметических действий в микропроцессоре. Тем не менее, основная терминология сохранилась, только теперь модули существуют не в виде реальных блоков, а как группа цифр в операционной системе инструмента.

Генераторы
Итак, из каких модулей состоят синтезаторы? Прежде всего это звуковые генераторы или осцилляторы (oscillator) – блоки, непосредственно производящие исходные звуки. На аналоговых синтезаторах они имеют органы управления формой волны (синусоидальная, пилообразная и т. д.) и высотой тона (обычно грубо, октавами, и точно). Форма волны определяет тембр звука или его гармонический состав. Клавиатура синтезатора также управляет генераторами, так что нажимая разные клавиши вы получаете звуки разной высоты. Обычно монофонический аналоговый синтезатор имеет два подобных генератора плюс специализированный генератор шума. Иногда вы можете модулировать (управлять) один генератор другим, получая более сложные формы волны и, соответственно, разнообразные тембры. Кстати, именно на принципе модуляции одного генератора другим и устроены синтезаторы фирмы Yamaha серии DX. Yamaha называет этот принцип FM (frequency modulation – частотная модуляция).

На синтезаторах, устроенных по принципу воспроизведения семплов (sample playback), вместо нескольких простых форм волны генераторы могут вырабатывать большое число сложных форм. Эти формы обычно являются предварительно записанными образцами звучания реальных инструментов, хранящимися в постоянной памяти инструмента.

Фильтры
Блок фильтров предназначен для фильтрации (удивительно!) или удаления части гармоник, созданных генератором. Чаще всего применяется пропускающий фильтр низкой частоты (low-pass filter), который пропускает низкие частоты и убирает высокие, начиная с определенной точки, называемой частота среза фильтра (filter cut-off frequency). Также бывают пропускающие фильтры высокой частоты (high-pass) и полосы частот (band-pass). Еще существуют заграждающие фильтры всех типов, действующие противоположным способом. Заграждающий фильтр полосы частот называется иногда "band-stop", "band-reject" или "notch". Фильтр не убирает гармоники после частоты среза полностью; скорее, он постепенно ослабляет их в соответствии с крутизной спада (slope или roll-off). Крутизна фильтра (в отличии от крутизны представителей человеческого рода) измеряется в децибелах на октаву. Чаще всего используются фильтры типа 12 дБ/окт (Moog) и 24 дБ/окт (Oberheim). Это значит, что громкость гармоник октавой выше, чем частота среза, уменьшается на 12 или 24 дБ.

Еще один важный параметр (если он есть) фильтра – резонанс. Он поднимает уровень частот вокруг точки среза, тем самым выделяя ее. На некоторых синтезаторах, увеличивая резонанс можно добиться эффекта самовозбуждения фильтра, превратив его в генератор.

Несколько слов об использовании фильтров. Так как они работают убирая гармоники (обертона), лучше всего использовать фильтры на гармонически богатых звуках. Так, например, звук синусоидальной формы волны практически не содержит гармоник, а пилообразный звук содержит их все. И еще. Если изменять частоту среза фильтра, особенно резонансного, непосредственно в момент звучания (вручную или при помощи модулятора), то получится плавающий эффект, приводящий в восторг всех исполнителей техно.

Генераторы огибающей
После блока фильтров следует блок усилителя, никакими особенными параметрами не отличающийся. Однако он обычно управляется генератором огибающей (envelope generator), требующим отдельного разговора.

Генератор огибающей определяет изменение звука с течением времени. Например звук барабана начинается с максимальной громкости и быстро затухает. А "раздувание" у духовых инструментов начинается с тихого звука, постепенно увеличивающегося по громкости. Генераторы огибающей бывают разные, но самый распространенный тип – ADSR (attack, decay, sustain, release – атака, спад, поддержка, затухание). Если параметры атаки, спада и затухания измеряются в единицах времени, то поддержка – это уровень. Параметр атаки определяет, как быстро после нажатия клавиши звук достигает максимальной громкости. Спад устанавливает, сколько времени после этого понадобится звуку, что измениться до уровня, установленного параметром поддержки, на котором он и останется пока не будет отпущена клавиша. И, наконец, параметр затухания определяет, через сколько после отпускания клавиши звук достигнет нулевой громкости. Существуют и более сложные виды огибающих, с большим количеством стадий и с отдельными параметрами для скорости и уровня.

Генераторы огибающей могут контролировать не только блок усиления, но и фильтры (то есть тембральное изменение звука с течением времени) или сами звуковые генераторы (в таком случае изменяется высота тона, например, для создания эффекта сирены).

Генератор низкой частоты
Генераторы огибающей позволяют создавать постоянно изменяющиеся звуки, делая их более интересными. Для этого же предназначен и генератор низкой частоты (LFO – low frequency oscillator). Он похож на обычный генератор, только производит сигналы вне пределов слышимых частот, предназначенные для модуляции звуков. Чаще всего этот генератор используется для создания тремоло или вибрато, в зависимости от того, управляет ли он усилителем (громкостью) или генератором (высотой тона). Параметры генератора низкой частоты включают собственно частоту вырабатываемого сигнала (определяет скорость эффекта) и форму волны (определяет тип эффекта). Если выбрать случайную (random) форму волны, то можно получить интересный эффект, напоминающий монолог сумасшедшего робота.

Соединения
Хотя классические аналоговые синтезаторы уменьшили варианты модуляционного управления разных блоков друг другом (по сравнению с модульными системами), многие современные цифровые инструменты предлагают достаточно развитые возможности в этом плане. Кроме того, они позволяют музыканту управлять самими источниками модуляции. Например, повернув колесо модуляции вы можете направить сигнал с генератора низкой частоты на усилитель, произведя тем самым тремоло, одновременно управляя частотой сигнала (и, соответственно, скоростью тремоло) при помощи послекасания.

Читайте также:  Игры наподобие need for speed

Воспроизведение семплов
Мы уже упоминали, что в синтезаторах, устроенных по принципу воспроизведения семплов (sample playback), используются цифровые записи реальных инструментов, находящиеся в постоянной памяти подобных устройств. Таким образом, их генераторы не вырабатывают форму волны, а просто воспроизводят готовые записи. Это позволяет намного более точно имитировать реальные инструменты. Дальнейшее изменение звуков в общем ничем не отличается от аналоговых синтезаторов: вы имеете фильтры, генераторы огибающих, генератор низкой частоты и все такое прочее.

На вопрос, чем же отличается подобный синтезатор от семплера, еще пару лет назад мы бы ответили так: синтезатор не семплирует сам и не имеет оперативной памяти для загрузки готовых семплов или сохранения измененных внутренних. Семплер, в свою очередь, обычно ограничен в синтезаторных возможностях формирования звука. Так как его звуки находятся в оперативной памяти, они исчезают при выключении питания и их необходимо загружать вновь. Однако в последнее время происходит естественное сближение и даже слияние этих устройств. Синтезаторы приобретают оперативную память, в которую можно загружать новые семплы, а семплеры часто имеют развитые синтезаторные способы формирования звука, а иногда и специальную перезаписываемую постоянную память (flash ROM), в которую можно загружать данные, как и в оперативную, но эти данные сохраняются при выключении питания. Такой инструмент, как Kurzweil K 2000 S, является просто объединенным синтезатором-семплером со всеми возможностями обоих типов устройств.

Широкое распространение принципа воспроизведения семплов показало, что и в этом случае существуют некоторые проблемы. Реальные инструменты способны производить звуки, сильно различающиеся по тембру, характеристикам огибающей и т. д. Если вы возьмете обычный рояль, то он производит разные звуки в зависимости от нажатой клавиши, силы ее нажатия и даже от того, какие еще клавиши нажаты в данный момент. Чтобы точно воспроизвести реальное поведение инструмента, необходимо сделать множество семплов, которые заполнят имеющуюся оперативную память со скоростью звука (каламбур такой). И хотя в некоторые современные инструменты можно установить 64 и даже 128 Мбайт памяти, это не каждому по карману, подготовка звука займет громадное время и все равно имитация не будет абсолютно точной. Последнее тем более верно, если говорить о реальных инструментах, способных изменять звук непосредственно во время его звучания. Практика показывает, что современные синтезаторы разных фирм, устроенные по принципу воспроизведения семплов, имеют довольно похожее и уже достаточно надоевшее звучание. Пришло время попробовать что-то новенькое.

Физическое моделирование
Синтезаторы, устроенные по принципу физического моделирования, появились в продаже не так давно, но уже произвели много шума. Основная идея их устройства такова: вместо воспроизведения предварительно записанных семплов операционная система синтезатора создает модель поведения реального инструмента. В зависимости от действий исполнителя (нажатие клавиши, поворот колеса модуляции и т. д.) процессор синтезатора вычисляет, какой звук издал бы имитируемый инструмент при данных обстоятельствах и воспроизводит его. Таким образом можно не только имитировать реальные инструменты, но и создавать новые, не существующие в природе.

Физическое моделирование позволяет решить многие проблемы современных синтезаторов. Подобные устройства не только лучше имитируют звуки реальных инструментов, но и их поведение, то есть изменение звука в зависимости от действий исполнителя. Необходимо заметить, что овладение синтезаторами такого рода требует не меньше времени, чем овладение акустическими инструментами. Кроме того, эти синтезаторы не требуют большого количества оперативной памяти.

Но решая одни проблемы, физическое моделирование одновременно создает другие. Для создания модели требуется огромная вычислительная мощность. Поэтому в подобные инструменты устанавливаются мощные (и, следовательно, дорогие) процессоры. Как и любая технология в начале своего коммерческого развития, физическое моделирование довольно дорого. Чтобы снизить цену производители выпускают инструменты с незначительной по нынешним меркам полифонией и мультитембральностью. С развитием технологии вообще и мощности процессоров в частности цены будут снижаться, а возможности увеличиваться.

Заменит ли принцип физического моделирования принцип воспроизведения семплов? В синтезаторах скорее всего да. Однако собственно семплеры несомненно останутся, только будут в меньшей степени использоваться для имитации реальных инструментов.

Ресинтезис
Этот тип звукообразования пока не получил своего коммерческого воплощения, однако ходят слухи, что несколько очень крупных синтезаторных фирм производят определенные разработки в этой области. Основная идея такова: практически любой звук является сочетанием синусоидальных волн разной высоты и громкости. Имея достаточное количество генераторов подобных волн вы можете произвести любой звук.

Однако как выяснить, из каких именно волн состоит тот или иной звук и, более того, как они изменяются во времени? Для этого существует способ под названием "преобразование Фурье". С его помощью можно проанализировать звук и разложить его на отдельные составляющие. Затем можно воспроизвести эти составляющие при помощи многочисленных генераторов и, таким образом, восстановить (или ресинтезировать) звук.

В чем преимущество подобного метода? Во-первых, объем данных, необходимых для ресинтезирования звука, в 10 раз меньше, чем при семплировании. Значит нужно меньше оперативной памяти. Во-вторых, ресинтезирование позволяет гораздо более глубокие возможности редактирования звуков и их воспроизведения, например, морфинг. Причем в отличии от звукового модуля Morpheus фирмы E-mu, где происходят плавные изменения между двумя способами фильтрации, в случае ресинтезиса это действительно постепенное превращение одного звука в другой.

Трудно сказать, почему пока не появилось инструментов, устроенных по принципу ресинтезирования звука. Хотя для качественного воспроизведения необходимо большое количество генераторов, вряд ли это составляет большую проблему при современной технологии. Для создания, например, 32-голосного синтезатора (ресинтезатора?) с 32-мя гармониками для каждого голоса необходимо 1024 генератора. А выпущенный 13 лет назад инструмент DX 7 фирмы Yamaha имел 96 генераторов. Видимо инструменты, создающие звуки путем их ресинтезирования, должны появиться в ближайшем будущем.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *