0

Известные музыканты 19 века русские

Мировую классическую музыку нельзя представить без произведений композиторов из России.

Эта страна с ее культурой и талантами всегда являлась одним из главных «двигателей» искусства и развития.

Композиторы из России объединили народную музыку с зарубежным искусством. Им удалось скомбинировать русский дух и европейскую форму.

В данной статье представлен перечень самых известных композиторов из России, которые внесли наибольший вклад в мировое культурное развитие.

10. Александр Скрябин


Александр Скрябин – очень значимый музыкант в мировой культуре, русский пианист и популярный композитор. Появился на свет в 1872 году, ушел из жизни в 1915 году.

Его творчество отличалось глубокой поэтичностью и самобытностью. Оно считалось новаторским даже для начала XX века.

Период с 1903 по 1908 годы стал самым плодотворными в жизни композитора. Именно тогда были созданы «Сатаническая», «Трагическая» фортепианные поэмы, «Поэма экстаза», Третья симфония и многие другие его произведения.

«Прометей» – еще один шедевр композитора. Именно в этом творении он отступил от общепринятой тональной системы.

Гармонический язык Скрябина оказался полностью обновленным. Творчество композитора очень сильно повлияло на симфоническую и фортепьянную музыку XX века.

9. Микаэл Таривердиев


Микаэл Таривердиев появился на свет в 1931 году и ушел из жизни в 1996 году. Это народный артист РСФСР, российский и советский композитор.

Таривердиев создавал концерты, симфонию, камерные вокальные циклы, оперы, балеты, романсы. Этот композитор писал музыку к ряду спектаклей и большому количеству кинофильмов («Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим).

Родина Таривердиева – Тбилиси. Происхождение Сато Акоповой, матери композитора, было благородным, но в годы Гражданской войны она начала увлекаться идеями большевиков. Ее супругом стал красный командир конного полка.

Микаэл стал единственным сыном Сато. Желая дать ему лучшее образование, она отвела его в музыкальную школу. Потом Микаэл попал в музыкальное училище.

Музыкант еще в юности написал два одноактных балета. Потом Таривердиев переехал в Москву и поступил в институт Гнесиных. Там круг его интересов определился окончательно: музыка к кинокартинам, камерные вокальные и оперные произведения.

8. Исаак Дунаевский


Советский дирижер и композитор Исаак Дунаевский появился на свет в 1900 году и ушел из жизни в 1955 году.

Народный артист РСФСР, создатель известных советских песен, музыки к кинокартинам, 4 балетов и 11 оперетт.

Будущий композитор появился на свет в еврейской семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет: мальчик поражал чистотой голоса, легко воспроизводил сложные мелодии.

Дунаевский учился в музыкальной школе, но его основной специальностью стала юридическая. Однако потом молодой человек все же выбрал музыку.

Он работал в оркестре харьковского драмтеатра, а потом написал музыку для одной из постановок. Через некоторое время Дунаевский переехал в Москву, и там его талант раскрылся в полной мере.

7. Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

6. Сергей Рахманинов


Сергей Рахманинов создал собственный стиль, отличавшийся неповторимостью и уникальностью. Он объединил традиции Петербургской и Московской композиторских школ. Композитор появился на свет в 1873 году и умер в 1943 году.

Этот гениальный музыкант и потомственный русский дворянин стал символизировать русскую музыку во всем мире. Когда композитор оканчивал Московскую консерваторию, экзамен у него принимал Чайковский.

За одноактную оперу, созданную в качестве дипломной работы, он поставил юному Рахманинову пятерку с несколькими плюсами. Потом эта опера была рекомендована к постановке в Большом театре.

Московская публика очень быстро полюбила начинающего композитора. Потом Рахманинова настиг внутренний и творческий кризис, но он смог его преодолеть и снова завоевал статус известного российского музыканта.

Композитор много дирижировал, писал, давал концерты в Канаде, Америке и европейских странах. После революции 1917 года Рахманинов уехал из России вместе с семьей.

5. Дмитрий Шостакович


Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

4. Николай Римский-Корсаков


Николай Римский-Корсаков появился на свет в 1844 году и ушел из жизни в 1908 году. Это русский музыкант, общественный деятель, преподаватель, музыкальный критик, дирижер.

Этот композитор создавал симфонии, оперы, духовную, вокальную музыку, кантаты, инструментальные концерты.

Римский-Корсаков появился на свет в старинной дворянской семье. Он работал во флоте, плавал в Южную и Северную Америку, однако его не оставляла тяга к музыкальной сфере.

Когда Римский-Корсаков вернулся в Россию, он занялся созданием музыкальных произведений и завоевал репутацию композитора.

3. Петр Чайковский


Композитор Петр Чайковский появился на свет в 1840 году и ушел из жизни в 1893 году. Он был также музыкальным критиком, преподавателем, дирижером.

Читайте также:  Еще издалека сергей увидел группу ребят

В творчестве этого великого русского композитора соединено большое количество жанров. Можно сказать, что он был психологом, потому что с помощью творчества анализировал противоречивые и сложные явления жизни.

Чайковский много путешествовал, работал как гастролирующий дирижер в Европе и России.

2. Модест Мусоргский


Модест Мусоргский создавал произведения в разных жанрах: хоры, оркестровые пьесы, песни, романсы, оперы. Этот русский композитор появился на свет в 1839 году и ушел из жизни в 1881 году.

Русские национальные черты нашли в его творчестве очень яркое и оригинальное выражение. Последние годы жизни Мусоргского были омрачены пристрастием к алкоголю и «нервной лихорадкой».

1. Михаил Глинка


Творчество этого знаменитого композитора очень сильно повлияло на многих известных музыкантов: например, на Чайковского, Римского-Корсакова, Мусорского. Михаил Глинка родился в 1804 году и умер в 1857 году.

Его музыкальные произведения подтверждали могучий подъем национальной культуры. Этот композитор уделял большое внимание фольклору, в своих операх он открыл мир народной сказки, былинного эпоса.

Глинка активно путешествовал, жил в нескольких европейских странах.

Творчество русских композиторов конца 19-го – первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 – 1915)

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке – как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) – чтобы они. ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать. Иду сказать им, что горевать – не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов

А.Н.Скрябин "Прометей"

7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 – 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, – и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение – поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения – Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Читайте также:  Гугл сервис фреймворк что это

Цитата С.В.Рахманинова:
"Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
"Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность."
"Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия – это музыка, главная основа всей музыки. Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, – главная жизненная цель композитора. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран."

Цитата о С.В.Рахманинове:
"Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото – в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман
"Музыка Рахманинова – это Океан. Его волны – музыкальные – начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают. что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание." А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский – один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным – серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский – космополит, вынуждено сменив несколько стран – Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода – "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского – "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта – "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета – каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это – в ее скрытой природе"

Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский – истинно русский композитор. Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного. " Д.Шостакович

Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
– Вы не родственник композитора? – спросил он у шофера.
– Разве есть композитор с такой фамилией? – удивился шофер. – Впервые слышу. Впрочем, Стравинский – фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой – моя фамилия Россини.

И.Ф.Стравинский. Сюита "Жар-птица"

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой – он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам – острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Читайте также:  Будет ли узо работать без заземления

Цитата С.С.Прокофьева:
"Может ли художник стоять в стороне от жизни. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"
"Я – проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

Цитата о С.С.Прокофьеве: ". все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы – доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

С.С.Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом – так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник – "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи."

Д.Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская"

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту stream@team.culture.ru. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *