0

Йозеп и каспар реальная история

Класс
Klass
Жанр психологическая драма
Режиссёр Ильмар Рааг
Продюсер Герда Кордеметс
Ильмар Рааг
Рийна Силдос
Автор
сценария
Ильмар Рааг
В главных
ролях
Валло Кирс
Пярт Уусберг
Лаури Педайя
Оператор Кристьян-Яак Нууди
Композитор Мартин Калласвеэ
Пауль Оя
Тимо Стейнер
Кинокомпания Amrion
Eesti Televisioon
Длительность 99 мин
Бюджет 100 тыс. €
Страна Эстония
Язык эстонский
Год 2007
IMDb ID 0988108
Официальный сайт

«Класс» (эст. Klass ) — драматический фильм эстонского режиссёра Ильмара Раага. Премьера в Эстонии состоялась 16 марта 2007 года в Кока-Кола-Плаза. В июне фильм был представлен на 42-м международном кинофестивале в Карловых Варах, получив два приза.

По словам самого режиссёра, сюжет фильма был навеян событиями в американской школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года, когда два подростка застрелили в своей школе 13 человек, а затем покончили с собой. Фильм разделён на семь частей — семь дней жизни главных героев в этой школе. Фильмы рекомендовали к просмотру эстонским школьникам, и если весь класс с учителем приходил на сеанс, им делали большую скидку [1] .

В октябре 2008 года режиссёром было объявлено о решении снять продолжение картины в виде двенадцатисерийного телесериала под названием «Класс: Жизнь после» (эст. Klass — Elu pärast ) [2] . Позднее количество серий было решено сократить до семи и 29 октября 2010 состоялась кинопремьера телесериала, а 6 ноября — премьера на Эстонском телевидении [3] . Сериал шёл раз в неделю и закончился 25 декабря.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Действие происходит с 19 по 26 октября 2006 года в одном из районов Таллина. В начале фильма звучит своеобразный эпиграф: «Что такое «честь»? Думаю, в нашем языке нет такого слова. Мы обычно говорим «дерьмо» или «отстой». Мы не употребляем слова «честь».

Сюжет начинается с игры в баскетбол на уроке физкультуры. Во время одного из пасов мяч попадает в руки к Йозепу — изгою в классе. Он кидает мяч в кольцо, но промахивается, что вызывает агрессию у Андерса — заводилы и хулигана из этого же класса.

После игры Йозеп подвергается многочисленным насмешкам и побоям со стороны Андерса и его друзей, но не отвечает на них. Затем Андерс с друзьями раздевают Йозепа догола и заталкивают его в женскую раздевалку, удерживая дверь, чтобы Йозеп не смог выйти.

В расправе участвует и Каспар — один из друзей Андерса. Однако внезапно он замечает в женской раздевалке свою девушку Тею, которая отрицательно относится к действиям парней. В итоге, не желая ссориться с Теей, Каспар отталкивает остальных и освобождает Йозепа. Андерс не доволен этим и вечером того же дня на вечеринке у одной из одноклассниц он пытается в грубой форме поговорить с Каспаром. В итоге между юношами завязывается драка, а Каспар постепенно начинает переходить на сторону Йозепа.

На следующий день Каспар пересаживается за парту к Йозепу, поскольку его стул Андерс с друзьями измазали краской, а единственное свободное место было рядом с изгоем класса. Затем Пауль (хитрый парень, лучший ученик класса и один из приятелей Андерса) крадёт у Йозепа тетрадь, за что отправляется к директору. Пауль лжёт последнему, говоря, что над Йозепом издевается только Каспар. Урок сорван. Андерс заявляет, что из-за Йозепа пострадал весь класс и заставляет его каждый последующий день извиняться за это. Каспар пытается вступиться за одноклассника, но его усилия оказываются тщетными.

Оказавшись по одну сторону баррикад, Каспар и Йозеп начинают понемногу сближаться. Когда Андерс в очередной раз решает поиздеваться над Йозепом, Каспар встаёт на его защиту, а после того, как приятели Андерса отбирают у Йозепа одну из его кроссовок и разрезают её ножом, Каспар отдаёт Йозепу свои ботинки для физкультуры, чтобы тот смог дойти до дома. Тея удивлена поведением Каспара, но юноша говорит ей, что для него это вопрос чести и он не намерен больше участвовать в издевательствах над Йозепом.

Вскоре жизнь молодых людей становится совсем невыносимой. Каспар ссорится с Теей. Побои и издевательства продолжаются каждый день (как правило, больше достаётся Йозепу). В один из дней Йозеп говорит Каспару, что готов терпеть унижения до окончания школы (благо молодые люди учатся в выпускном классе), а затем планирует уехать получать высшее образование в Голландию. Йозеп просит своего товарища по несчастью больше не заступаться за него. Каспар отказывается.

Вскоре Андерс и его друзья решают отомстить Йозепу и Каспару, выставив их гомосексуалами. Они посвящают в планы остальных одноклассников, большинство из которых одобряют эту идею. В итоге молодые люди обманом заманивают Йозепа и Каспар на пляж, где Андерс, угрожая Каспару ножом, пытается склонить его к оральному сексу с Йозепом. Засняв всё происходящее на камеру, компания удаляется.

Понимая, что дело зашло слишком далеко, Каспар и Йозеп решают отомстить Андерсу и всем, кто был причастен к их издевательству, устроив массовый расстрел. Ночью Йозеп крадёт у своего отца-военного два пистолета и обрезанную винтовку. Утром у входа в школу он инструктирует Каспара, а затем парни направляются в школьную столовую, попутно попросив шокированного вахтёра позвонить в полицию.

У входа в столовую они встречают одну из одноклассниц, отрешённую неформалку Керли, но решают не трогать её, поскольку Керли не принимала участия в издевательствах. Дойдя до центра столовой, Йозеп и Каспар открывают огонь. Они расстреливают четверых одноклассников и ранят ещё двоих. Начинается паника. Дав волю вспышке ярости, Йозеп стреляет в Тею, тем самым ранив её, а Каспар попадает в девочку из 8-го класса. Андерс, также находившийся в столовой, пытается убежать, но Йозеп сначала ранит его, а затем расстреливает, истратив почти всю обойму.

Когда все, кто мог, покидают столовую, Каспар приходит в себя и не даёт Йозепу добить раненую Тею. Тем временем, к школе прибывает полиция. Услышав звуки сирены, парни решают застрелиться. Они становятся друг напротив друга, подносят оружие каждый к своему виску и начинают считать до трёх. В итоге Йозеп стреляет себе в голову, а Каспар так и остаётся стоять с пистолетом у виска. На него смотрит едва живая Тея. За кадром звучит голос Каспара: «Я не умру вам назло».

В ролях [ править | править код ]

  • Валло Кирс — Каспар Кордес
  • Пярт Уусберг — Йозеп Раак
  • Лаури Педайя — Андерс Алликмяэ
  • Паула Солвак — Тея Тоодес
  • Микк Мяги — Пауль Мяги
  • Риина Риес — Риина Паюметс
  • Йонас Паас — Тоомас Синиярве
  • Трийн Тенсо — Керли
  • Вирго Эрнитс — Тиит Ваер
  • Карл Сакритс — Олав Нееме
  • Кади Метсла — Кати Касс
  • Саара Кадак — Лиизи
  • Лайне Мяги — классная руководительница Лайне
  • Маргус Прангель — Маргус Раак, отец Йозепа
  • Тиина Ребане — Лиина Раак, мать Йозепа
  • Лейла Сяялик — Лиидия, бабушка Каспара
  • Кайе Михкельсон — директор Урве
  • Мерле Яагер — учитель истории

Создание [ править | править код ]

Фильм был снят за 14 дней, бюджет составил 100 тыс. евро [1] . Режиссёр подбирал актёров на республиканском фестивале школьных театров, проходившем в городе Курессааре на острове Сааремаа. В роли случайно раненной Каспаром восьмиклассницы снялась подруга актёра Лаури Педайя, исполнившего роль Андерса [4] .

Ильмар Рааг отмечал, что сцена на пляже не входила в первоначальный сценарий фильма и была дописана после обсуждения сценария с актёрами [5] , которые согласились с тем, что публичное сексуальное насилие может быть поводом к последующей мести. В интервью изданию «Виру Проспект» Рааг также упоминает о подобном преступлении на пляже в Пярну [6] .

Читайте также:  Включение вентилятора от датчика температуры схема

Сцена расстрела снималась в столовой Ласнамяэской русской гимназии [7] .

Автором песни, звучащей в финале, является исполнитель роли Йозепа — Пярт Уусберг [1] .

Вырезанные сцены [ править | править код ]

Одна из вырезанных сцен происходила сразу после ситуации на пляже. Начинается дождь, но Каспар по-прежнему стоит на песке на коленях. Йозеп дотрагивается до плеча Каспара, но тот грубо отталкивает одноклассника. Тогда Йозеп начинает бить Каспара ногами с криком: «Я не просил тебя защищать меня от Андерса! Я сам мог со всем справиться!», после чего собирается уходить. Каспар спрашивает у Йозепа, куда он идёт. Тот отвечает: «Я собираюсь застрелить их». Каспар спрашивает, где он достанет оружие. Йозеп отвечает, что оно есть у его отца. Каспар говорит: «Ты сядешь в тюрьму». Йозеп отвечает: «Поэтому я собираюсь покончить с собой». Сцена завершается вопросом Каспара о том, какое именно решение принял Йозеп.

Вероятнее всего эпизод не вошёл в фильм из-за того, что заранее раскрывал некоторые детали финала, который при наличии этой сцены становился не таким неожиданным. Тем не менее кадры из этого эпизода присутствуют в 7 серии телесериала «Класс: Жизнь после» (2010) в сцене, где Каспар рассказывает о произошедшем своему адвокату.

Награды [ править | править код ]

Картина была выдвинута от Эстонии на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм» [8] .

  • 2007 — два приза Варшавского кинофестиваля: приз FIPRESCI и специальная награда жюри Warsaw Competition (Ильмар Рааг)
  • 2007 — два приза кинофестиваля в Карловых Варах: специальное упоминание East of West Award и Label Europa Cinemas (Ильмар Рааг)

Массовое убийство в школе «Колумбина» — события, произошедшие 20 апреля 1999 года в школе «Колумбина» (Колумбина, округ Джефферсон, Колорадо, США) . Двое учащихся, Эрик Харрис и Дилан Клеболд, открыли огонь из автоматического оружия (пистолет-пулемёт TEC-9) и дробовиков по другим школьникам и учителям. Погибло 13 человек и 24 было ранено. Оба стрелявших совершили самоубийство.

Трагедия получила большой резонанс в США и вызвала бурные споры о необходимости ужесточения контроля над огнестрельным оружием в стране. После трагедии в результате обыска салона BMW 89, которая принадлежала Клеболду (позднее её выставили на аукцион) , и домов подозреваемых были обнаружены дневники юных убийц (в 2006 году было получено разрешение на их публикацию) и фильм, который Эрик и Дилан сняли про себя (для того, чтобы не вызвать попыток подражания его засекретили, однако в Zero Hour. Massacre at Columbine high показаны небольшие его отрывки) .

По этой трагедии сняты по меньшей мере четыре фильма: «Слон» , «Боулинг для Колумбины» , «Класс» , а также одна из серий документального сериала Zero Hour (Massacre at Columbine high). Также по мотивам этой трагедии написана песня Nightwish The Kinslayer.

страна слоган «Я не умру вам назло…» режиссер Ильмар Рааг сценарий Ильмар Рааг, Валло Кирс, Пярт Уусберг, . продюсер Ильмар Рааг, Рийна Сильдос, Каспар Кальяс, . оператор Кристьян-Яак Нууди композитор Мартин Калласвее, Пауль Ойя, Тимо Стейнер художник Ева-Мария Грамаковски, Агне Талу монтаж Тамбет Тасуя жанр драма , . слова бюджет сборы в России зрители премьера (мир) премьера (РФ) релиз на DVD возраст зрителям, достигшим 16 лет время 99 мин. / 01:39

В главных ролях:

показать всех »

  • Фильм был снят за 14 дней.
  • Автором песни, звучащей в финале, является исполнитель роли Йозепа — Пярт Уусберг.
  • Эстонским школьникам этот фильм рекомендовали к просмотру, и если весь класс с учителем приходил на сеанс, им делали большую скидку.
  • Многие моменты придуманы актерами, ими же добавлены сленговые выражения.
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • Сюжет фильма был навеян событиями в американской школе «Колумбайн» (Columbine), когда два подростка застрелили в своей школе 13 человек, покончив затем жизнь самоубийством.
  • Сцена расстрела снималась в столовой Ласнамяэской русской гимназии.
  • еще 3 факта
Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
по жанру, сюжету, создателям и т.д.

*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.

  • Все: 470
  • Положительные:366
  • Отрицательные:34
  • Процент:87.6%
  • Нейтральные:70

сортировать: по рейтингу по дате по имени пользователя

Я буду жить вам назло

Своим: «Ты что, урод?» Теа запустила в голове Каспара защитный механизм. В самом деле, что они делают? Гнобят парня за то, что он не такой, как все. Гнобят все вместе, разом, пытаясь выжить его из своей среды, как организм, отторгающий инородное тело. Но ведь так нечестно. Нечестно. И он, Каспар, не урод и у него эта штука, которая зовётся Честь, имеется. Страшнее то, что чести нет у всех остальных.

А вокруг никто и не догадывается, какой нарыв зреет внутри гниющего организма внешне спокойного и уравновешенного класса. Симптомы есть, но за формальными процедурами педагоги прибегают к ошибочным средствам, а неосторожные родители только подливают масла в огонь.

Теперь их двое: Каспар и терпила-Йозеп. Есть кому прикрыть спину товарища. Однако жить в осаде и быть против всех дело неблагодарное, тем более, что «эти» средствами не гнушаются. Ведь как скрыть свою мерзость? Надо извалять в грязи своего противника. Как скрыть свою низость? Надо опустить своего врага. Ниже. Ниже. Чтобы пал.

Неимоверно жизненная история, основанная на реальном случае из жизни, пропущенном через сердца исполнителей главных ролей этого фильма, своим активным участием добавивших сценарию большей достоверности и правдивых черт. Ведь неформальные отношения внутри школьных групп явление обычное и систематическое, известное всем по своему личному опыту.

«Школьная история» от Ильмара Раага школьная лишь по месту действия. Но по сути своей это обращение к проблемам более широкого плана. Ведь неформальные внутригрупповые отношения складываются во всех замкнутых коллективах, в армейских подразделениях, в пенитенциарных заведениях — везде, где нет стержня формализованных связей, бал правит закон джунглей.

И там, где формализованные отношения перестают сдерживать дикую силу, за поруганную честь приходится воздавать неформальными средствами. Тут просто нет выбора.

Очень грамотно сделанное кино, где хорошо продуманный сценарий, эффективно реализован на экране выверенной постановкой режиссёра и отменной работой оператора, вместе обеспечивших картине чёткий ритм и динамичное развитие действия, которое, накладываясь на крепкий саунд, проникает внутрь, растекаясь по переулкам сознания, бередя мысли и плодя переживания.

Жёстко, предельно жёстко и прямо. А только так и надо. В лоб. Так и бьёт. Класс.

Ты скучаешь по школе?

Начались титры Пошла тихая и душевная музыка Ступор. Мои глаза застыли, не моргают. Я не понимал, что увидел на экране и что этому пришел конец. С противным и гнусным осадком на сердце и с огромным комом в горле, в моей голове начинают мелькать кошмарные кадры из того, что мне пришлось увидеть

Вопросы не дают покоя, который мне очень нужен сейчас, после 90 минут ада, в который я попал вместе с главными героями этого фильма Словно сам был там, словно видел то, что происходило прямо тут, в месте, в котором смеются и играют маленькие дети. В месте, которое все потом до конца своих дней вспоминают с улыбкой и жалеют о том, что это время уже прошло. Место, в котором все твое детство, все твои первые шаги и успехи.

Читайте также:  Звездные войны войны клонов отзывы

«Класс» — фильм, в котором показана темная и гнилая сторона детских школьных отношений. В нем показано попустительское отношение многих учителей, закрывающих глаза на огромные проблемы, существующие внутри детского коллектива. В нем показана боль. Боль, которую чувствуют отверженные большинством люди. Показаны молодые и глупые детские сердца и души, которые еще не узнав жизни портят жизнь другим, менее слабым и менее жестоким чем они людям.

Каждый удар, который наносится главному неудачнику фильма Йозепу со стороны глупых и бездушных одноклассников, которые делают все свои поступки абсолютно не думая о последствиях, а только ради своего лидерства и самоутверждения . Каждый удар испытал и я.

Сердце каждый раз сжималось с такой силой, что в буквальном смысле хотелось взять что-нибудь в руку и пойти туда. Пойти ответить, пойти заступиться, пойти уничтожить маленьких убийц Когда на пути всего класса встает Каспер и становиться на сторону Йозепа, небольшое облегчение сменяется предвкушением войны. Войны уже не против одного, а против двух

Я думаю почти у всех в классе были белые вороны и серые мышки. Вспомните на секунду их. Что в них было такого? Что в них отталкивало всех остальных? Неброская внешность и одежда? Или может необщительность, скромность, тихий и писклявый голос? Но чем они были виноваты, что их обходили стороной и вечно дразнили, оставляя им место только на « камчатке»?

Конечно, мы были маленькими. Нас не интересовало, откуда этот человек, кто его родители. Какую веру они проповедуют, и какими методами человек воспитывается. Мы смотрим на него с ограничением времени. Пролетел день, а он все стоит и что-то пишет на задней парте, не проявляя интереса или просто боявшись остальных Прошла неделя, а он все тихо стоит в углу класса и смотрит на облака через запотевшее окно

Так подойди, узнай человека поближе. Попроси его рассказать о себе, поделиться проблемами. Человеку в коллективе самое главное ощущать, что он не один

Роль учителя так же теряет свою значимость как в фильме, так уже и в настоящей жизни. Не отставать от плана, добиваться культуры на уроке, вбить в ум каждого учащегося знания. Вот оно то главное, что учитель реализует в своей работе. Но отношения в группе разбираются не так, как этого хотелось бы.

Методов работы на сплочение коллектива очень мало, и местами они не эффектны. « Вася, зачем ты отобрал у Мити тетрадку?» — спросит учительница. Тетрадку Вася вернет, но вот Митю не оставит. Закрывать на это глаза и ждать чего-то чрезвычайного категорически нельзя.

По ящику недавно шла программа о нашем российском образовании и о принципах его организации. Когда показали статистику, я просто был в шоке. «70% выпускников каждой школы имеют заболевания и в первую очередь психические». Я конечно, надеюсь, что эти цифры врут, но не здоровых детей действительно с каждым годом все больше и больше. Родители во всем обвиняют школу и учителей. Учителя во всем упрекают и обвиняют родителей и их стиль воспитания. Кто прав а кто виноват?*

Возвращаясь к самому фильму, хотелось бы дать парочку советов любителям умного кино. Прежде чем смотреть этот фильм, нужно задуматься и поставить перед собой вопрос: «Нужно мне это, или нет?» Действительно, в фильме очень большое изобилие насилия, издевательств, оскорблений, моральных унижений.

Так что если вы не уверенны, вы очень нервный и переживающий человек, который увидев страшную ситуацию и этот фильм в частности сразу побежит в школу, и забрав своего ребенка, будет продолжать обучать его экстерном, то просто выкиньте этот фильм из головы, не зацикливайтесь и не смотрите. Меньше знаешь- крепче спишь.

Если же вы человек, который никогда не закрывает глаза на проблемы, которые творятся вокруг него да и в современном обществе в целом и умеете держать себя и свои эмоции, то отправляйтесь туда Туда, где вам станет страшно и жутко. Где дети не ангелы, а сущие дьяволы с глупыми глазами. Туда, где словно нет, и не было бога, где нет прощенья и нет любви

Есть только война. Война между сволочами и обыкновенными детьми. Тут не любят а ненавидят. Тут не смеются, а лишь только плачут от душевной и физической боли, которой пропитан весь фильм. После фильма ощутите одновременно такие чувства, как гордость и стыд. Гордостьза этот фильм, а стыд за то, что в нем показано.

Вывод: Редкий случай преподнесения фильма с такой эффектной реалистичностью. Мастерская режиссура, отличная игра актерского состава, невероятно сильный сценарий и блестящее его воплощение на экране

«Что ты вытворяешь?» — для Каспара эти пренебрежительные слова из уст бывшей девушки по имени Теа прозвучали очень неожиданно, хотя бы потому, что еще два дня назад именно ее трогательно мягкое лицо сподвигло парня на благородные поступки. «Это дело чести!» — не задумываясь, ответил Каспар, упоминая, как на днях проявил никем непонятный героизм, когда заступился за дрожащего от страха Йозепа.

Последний — даром что по школьным меркам неудачник, так еще и нелюдимый, замкнутый, немного странный парень, который постоянно путается в словах и только за одно это градом получает ногами по селезенке. Каждый день, тяжело вздыхая и примериваясь к необходимым условиям своего неприкаянного существования, Йозеп не дает окружающим веру в себя. Проблемы у него нарастают, как снежный ком, а им все не видно и не видно конца. Разочарованный отец пытается внушить сыну уверенность в собственных силах, руководство школы хочет повлиять на одноклассников, а Каспар просто встал и сказал — класс, может, лучше не надо? Но стало только хуже — и нерешенный конфликт, в результате, вылился во что-то жутко нехорошее и просто безумное. После чего почти никто не сумел подняться на ноги

Этот прямой и бескомпромиссный отчет о жестоких законах волчьей стаи в обычных средних школах — один из самых радикальных фильмов года, который уже успел стать культовым в сети (он там гуляет с русскими субтитрами) и со временем наверняка превратится в новую икону «картин о школьном насилии». Снятый маленькой и крайне недружелюбной страной под названием Эстония, худ. фильм Ильмара Раага «Класс», что называется, не для слабонервных. Никакого гламура, никакого фестивального напыления, никакого мэйнстрима — все по-настоящему. Если ненавидят, то только до пролитой красной слюны. Если наблюдают, то с таким ледяным равнодушием, словно не человека втаптывают в асфальт, а какого-то таракана.

Лучше всех, конечно, про общество и изгоев говорил Ларс Фон Триер в картине Томаса Винтерберга «Дорогая Венди».

Если ты живёшь в страхе, ты не сможешь стать тем, кем ты хочешь быть.
Если ты пытаешься стать кем ты хочешь быть, забыв про страх, ты не такой как все.
Если ты не такой как все, ты не нужен обществу.
Если ты будешь стремиться выделить для себя цель, отличную от цели общества, будь уверен — общество тебя растопчет.

Выдержанный в рамках полудокументалистики и разбавленный модным клиповыми вставками, «Класс» в иллюстрации этих мыслей предельно жесток и крайне убедителен, а изучаемое им под микроскопом ущербное общество совершенно правдоподобно в деталях — словом, Ван Сэнт со своим «Слоном» может удавиться. И дело даже не в том, что в качестве кинематографической основы тут заложены реальные события; и не в том, что здесь есть один provocateur-эпизод, который шокирует и сшибает с ног, как знаменитая сцена изнасилования Моники Белуччи из фильма «Необратимость». Что в действительности производит впечатление, так это с какой прозрачностью и поразительной точностью сделано это эстонское кино: сценарий, который режиссер написал вместе с молодыми актерами, настолько живой, а ключевые роли сыграны с такой душераздирающей отдачей, что все полтора часа зритель рискует просидеть с плотно сжатыми кулаками.

Читайте также:  Доступ к роутеру huawei

В заключение возьму на себя смелость предположить, что Ильмар Рааг не просто снял кино про современное насилие среди молодежи, а изобразил коллективное лицо поколения — пухлогубое, смазливое и внешне привлекательное — в целом, портрет одаренного и умного человека, но латентного садиста. И если разношерстная группа из 20 смазливых палачей смогла довести двух простых парней до точки, то, что сделает миллион таких же живописных мордашек с этим человечеством? Правда: подумать даже боязно.

P. S. Фильм выбран для номинации на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».

Добро пожаловать в реальный мир

Вчера в немецком колледже вновь звучали выстрелы, слышались крики ужаса и мольба о помощи — бывший ученик вернулся, чтобы устроить свой маленький Армагеддон. Итогом этих событий стали громкие заголовки газет и телепередач, негодование общественности, а также тот факт, что 15 человек в тот вечер так и не вернулись домой. Это было вчера, 11 марта 2009 года. За день до этого мною вторично была пересмотрена эстонская картина «Класс», в свете всех этих событий, картина весьма актуальная. Думаю, многие слышали о существовании этого фильма, однако всё же напомню в чём заключалась его сюжетная канва.

Обычная школа, обычный класс. Сперва Йозеп был один. Он не был против всех, однако все как-то сразу стали против него. Стая, против одиночки, такое нередко встречается по жизни, причём одиночка не мог постоять за себя, даже не пытался. Война тогда ещё не была начата, силы были не равны. А потом их стало Двое — Йозеп и Каспар. И Толпа восстала против Двоих и объявила им войну. Так долго продолжаться не могло и в ответ Двое объявили войну Толпе. Наверное, так проще всего можно рассказать о сюжете этой ленты, опуская все детали, поступки второстепенных персонажей. Это даёт представление о фильме, однако не позволяет судить о его идее, всё становится слишком просто и плоско. Ответ на вопрос, кто прав, а кто виноват не найден, да и сам вопрос задавать как-то не этично в данном случае. Однако можно всё-таки попытаться и взглянуть на жуткий и, увы, вполне реальный конец данной истории с точки зрения поступков персонажей и вынести каждому свой приговор.

Стадное чувство прививают нам с самого детства. Нормы и правила с одной стороны помогают лучше понять этот мир, а с другой — всё время вгоняют в рамки. И в итоге, нам легче быть как все, не иметь своего мнения, подражать, поддакивать, а ещё чаще — бездействовать. Класс — это не все 20 человек, класс — это единицы, лидеры, те, за кем последуют остальные. А те, кто чем-то отличается, те, кто имеют своё мнение, кто встаёт в оппозицию, те будут жестоко наказаны. Но что делать, если такого человека нет, если в классе царит молчаливое единодушие и нет такого «неугодного» человека? Тогда надо его придумать, выбрать мальчика для битья, того, кто слаб, кто не ответит ударом на удар, словом на слово. Таким вот «козлом отпущения» и стал Йозеп. А Каспар, заступившийся, неожиданно восставший против класса, быть может, сам того не желая, оказал ему в чём-то медвежью услугу. Говорят, что детская жестокость самая изощрённая и отвратительная, наверное, так оно и есть. Но так ли бы всё закончилось, если бы не вмешательство взрослых?

Учителя и родители

Учителей, по совместительству являющихся тонкими психологами — единицы. Какую же ошибку совершила эта не глупая с виду женщина, когда наказала весь класс, возвысив над ними Йозепа и сделав его в их глазах стукачом! История с той самой злополучной тетрадкой и поведение учительницы подвело черту под простыми, однако далеко не безобидными насмешками, и подтолкнуло ребят к более агрессивным действиям. Тех, кого защищают преподаватели и начальство, никогда не любят.

Родители. Тут всё намного сложнее. Из-за страха перед отцом мальчик боялся рассказать дома о том, что происходит. Он не хотел выглядеть слабым, прекрасно зная характер своего отца. Он мучился в школе, но, возвращаясь домой, он не испытывал должного облегчения. Дом должен быть самым спокойным местом на земле, местом, куда хочется вернуться, несмотря ни на что, местом, в котором ты ощущаешь понимание. Нельзя обвинить родителей в том, что они пошли самым лёгким путём — позвонили в школу и пожаловались. Это первое, что приходит в голову. И тогда Йозеп стал вдвойне стукачом, слабаком и ябедой. Дальше пасть некуда. И никого не волнует, что он не просил об этом звонке, никого не волнуют пустые угрозы учителей и возможный разговор с родителями. Ведь они уже почти что взрослые и им никто не указ. Тем более если эти самые взрослые толком ничего не предпринимают, обходясь лишь пустыми угрозами, от которых каждый раз становилось только хуже, ситуация всё больше усугублялась, пока не дошла до точки. Жирной кровавой точки.

Был ли во всей этой ситуации иной выход? Наверное, глупый вопрос, конечно же был. Выбор есть всегда и выход есть всегда. То, что насилие порождает насилие — всем известно. Слова «терпение» и «прощение» в нашем мире уже не столь популярны. Впрочем, создателям картины удалось всё показать с такой точки зрения, что мне, словно оказавшейся на месте этих парнишек, совсем не хотелось никого прощать. Гнев, злость — подобные эмоции вырывались наружу, хотелось дать им выход. Не знаю, хорошо это или плохо, но картина «Класс» — это взгляд на произошедшее глазами жертв, ставших преступниками. И что самое страшное, к переступившим черту парнишкам ты испытываешь порой бОльшую симпатию, нежели к тем, кто формально так и остались законопослушными детьми.

Зачастую, когда картина затрагивает столь злободневные проблемы современного общества, мы большое внимание уделяем её содержанию, совершенно забывая о форме. Данная картина является первой, да и пожалуй единственной эстонской работой, увиденной мною в жизни. И надо сказать она меня ничуть не разочаровала. Если сравнивать с вышедшим ранее «Слоном» Гаса Ван Сента, то лично для меня сравнения будут не в пользу последнего. Холодность и некая отчуждённость «Слона», при просмотре которого вы являетесь лишь сторонним наблюдателем, не даёт возможности прочувствовать происходящее. В этой картине всё иначе — она намного динамичнее, ярче, происходящее сопровождается подходящей музыкой. Молодые актёры выглядят вполне достойно, им веришь. Сама съёмка, работа оператора — свежо, красиво, реалистично. Это кино чувствуешь, в него погружаешься, несмотря на наличие моментов, когда больше хочется отвернуться и убежать. С технической точки зрения у меня нет никаких претензий — отличная работа.

О концовке фильма:

Так хочется, чтобы она была иной, чтобы все получили по заслугам, но другим способом, чтобы жизнь расставила всё по своим местам, сама, без вмешательства ребят. Но Добро пожаловать в реальный мир!

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *