0

К какой расе относятся японцы

Главное меню

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Японцы: общие сведения
Этнография – Народы Восточной Азии

Японцы (самоназвание — нихондзин) — основное население Японского архипелага, протянувшегося вдоль восточного побережья азиатского материка от 30 до 45° с. ш.

Общая численность населения Японии уже достигает 100 млн человек* Население страны растет довольно быстро: среднегодовой прирост за последние годы был равен 1 млн человек. Японцы составляют более 99% всего населения страны; кроме них, здесь проживает около 600 тыс. корейцев, около 45 тыс. китайцев, 20 тыс. айнов и очень небольшое число представителей других, преимущественно европейских народов.

Несмотря на поощряемую правительством эмиграцию, число японцев за границей невелико, менее миллиона. Больше всего японцев проживает в Бразилии — около 250 тыс. человек, вдвое меньше в Перу, много японцев живет также в США (в том числе больше всего на Гавайях), Канаде и Австралии. До второй мировой войны большое число японцев проживало в странах Юго-Восточной Азии; после войны они должны были почти полностью покинуть эти страны, однако в последние годы их число здесь снова возрастает.

Общая площадь Японского архипелага равна приблизительно 372 тыс. км 2 . Территорию Японии составляют четыре крупных острова (Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо) и множество прилегающих к ним мелких островов.

Средняя плотность населения Японии 255 человек на 1 км 2 , но распределено население неравномерно — оно сосредоточено главным образом в центральной части страны (район Токио—Осака) и на небольших равнинах Южной Японии, где плотность достигает 600 и более человек на 1 км 2 . На Севере же, о. Хоккайдо, на 1 км 2 приходится лишь 20— 30 человек, да и в Центральной и Южной Японии обширные горные, поросшие лесом пространства очень слабо заселены.

Японские острова составляют часть вулканической цепи, опоясывающей западное побережье Тихого океана. В Японии 165 вулканов, из них 54 действующих. Ежегодно происходит около полутора тысяч землетрясений; чаще всего это слабые толчки, но бывают и землетрясения значительной разрушительной силы. Так, землетрясение в 1923 г. и вызванные им пожары почти полностью уничтожили город Иокогаму и сильно разрушили Токио.

Нередко за землетрясением следует сейсмическая приливная волна (цунами), затопляющая значительные части низменностей.

Япония — горная страна. Высочайший горный пик — Фудзи — имеет высоту 3776 м. Равнины и низменности, расположенные по большей части у морского побережья, занимают только одну пятую часть территории страны, но в них сосредоточено большинство населения. Крупными равнинами являются Канто, Ноби, Кинай, Исикари.

Реки в Японии преимущественно горные. В результате аллювиальных наносов на равнинах Японии, как и в некоторых других районах Восточной и Юго-Восточной Азии, русла рек и водоемы часто приподняты над окружающими их возделанными полями, что и используется для самотечного орошения. Иногда дороги пересекают реки не по мостам, а по особым тоннелям под их руслом.

Лишь некоторые реки судоходны на коротком отрезке нижнего течения, но зато используются они очень интенсивно. Однако главное хозяйственное значение японских рек состоит в их больших гидроэнергетических ресурсах, которые эксплуатируются тем более тщательно, что другими источниками энергии Япония небогата.

Япония в общем бедна полезными ископаемыми. Залежи каменного угля имеются на всех крупных островах, кроме Сикоку, но он повсюду очень низкого качества. Очень невелики запасы нефти. Из рудных богатств в Японии относительно много меди, но все же далеко недостаточно для обеспечения потребностей страны. Железо в средние века выплавлялось из железистых песков, но для современной промышленности это сырье не годится, и Япония ввозит большую часть необходимого ей металлургического сырья. Не лучше дело обстоит и со всеми остальными металлами. Из нерудных ископаемых Япония богата серой.

По климату Япония насчитывает множество небольших, существенно отличающихся районов. На севере — умеренно холодная климатическая зона, на юге — субтропическая, с мягким климатом и длительным вегетационным периодом. Большое влияние на климат оказывают муссоны, дующие летом с моря, а зимой с материка. Зимние муссоны приносят с собой значительное количество осадков, которых особенно много выпадает на западном побережье архипелага. На о. Хоккайдо климат умеренно холодный. Здесь лето достаточно теплое и влажное, а зимой земля покрывается толстым снежным покровом, по которому ходят на лыжах. На центральных равнинах острова январские морозы доходят до —25°.

В центральной части о. Хонсю зима мягкая, почти бесснежная. Температура редко опускается ниже нуля. Светит яркое солнце, и лишь иногда с моря дует сырой, пронизывающий ветер, приносящий с собой туман и дожди. Лето в этом районе дождливое и жаркое. В июне начинается цую — пять недель непрерывных проливных дождей. Реки выходят из берегов, многие дороги становятся непроезжими. В эти недели буйно растут травы и деревья, наливается рис на полях. В разгаре душного и влажного лета температура доходит до +40°. Зато осень бывает ясная, теплая и сухая. В конце лета и начале осени, как и другие страны муссонного климата, Япония, особенно Южная, подвержена сильным ураганам — тайфунам, наносящим большой ущерб созревающему в это время рису.

Растительность Японии очень богата и разнообразна. Свыше половины всего пространства страны покрыто лесами. Здесь встречаются и влажные тропические и субтропические леса с вечнозелеными деревьями, и хвойные леса в горах, и лиственные леса умеренного пояса на севере. Широко распространены также плодовые деревья и кустарники, которые нередко ценятся не столько за свои плоды, сколько за цветы (слива и вишня).

Цветочные растения также разнообразны, хотя нередко лишены аромата. Некоторые из них, например хризантема, приобрели значение национальной эмблемы.

Животный мир Японии вследствие островной изоляции беднее, чем на материке, и формы его измельчены. Из хищников здесь водятся медведи, волки, лисы, енотовидная собака, из копытных — олени и свиньи. Очень мало грызунов, и совершенно нет диких кошек. Зато Япония очень богата различными птицами и рыбами; разнообразна и фауна насекомых.

Наличие роскошной растительности и живописное чередование горных, долинных и приморских ландшафтов в связи с островным и горным характером страны делают Японию одним из важных центров международного туризма.

Хотя в настоящее время большое число японских археологов признает наличие в Японии палеолитических памятников, бесспорных доказательств их принадлежности к палеолиту еще нет. Памятники, которые трактуются иногда как верхнепалеолитические, могут рассматриваться и как мезолитические и даже ранненеолитические. Что же касается ‘ памятников, сопоставляемых с нижним палеолитом, то такое сопоставление в принципе должно повлечь за собой целый ряд сложных вопросов — о проникновении древнейшего человека (еще питекантропа) в Японию до ее отделения от материка, о его последующей изоляции и дальнейшей судьбе.

Однако эти вопросы скорее относятся к проблемам антропогенеза, а не этнической истории; проблемы же этнической истории в любом случае могут подниматься лишь начиная с момента заселения Японских островов пришедшими извне людьми, не только принадлежавшими к современному виду, но и как-то сопоставимыми с ныне существующими расовыми этническо-лингвистическими категориями.

В целом можно сказать, что древнейшие культуры Японии имеют не палеолитический, а скорее мезолитический и ранненеолитический облик. Эти ранненеолитические культуры могут быть отнесены к VI— IV тысячелетиям до н. э. или даже раньше, а позднейшие неолитические культуры сосуществовали на севере Японии рядом с культурой бронзового и железного веков в течение всей первой половины I тысячелетия н. э.

Археологические памятники свидетельствуют о том, что основными занятиями древнейших жителей были собирательство, рыбная ловля и охота. Кроме даров моря — моллюсков, раков и водорослей, — древние жители собирали плоды и орехи, различные травы, молодые побеги бамбука, выкапывали съедобные корни. Охотились на оленя и диких свиней, кости которых обычно находят на стоянках. Основным охотничьим оружием служил лук. Археологами найдены также керамические сосуды, полированные орудия из камня, наконечники стрел. Население жило оседло, в поселках, состоявших из землянок, а позже в наземных домах. На местах древних стоянок в большом количестве встречаются глиняные статуэтки, позволяющие судить об одежде, татуировке и даже некоторых физических признаках изготовлявших их людей, например о наличии у них развитой бороды.

Судя по антропологическому типу древнейшего населения Японских островов, имеется несомненная прямая генетическая связь между ним и современными айнами. Однако скорее всего неолитическое население островов по своему этническому составу не было вполне однородным и в разное время в него вливались различные племена не только айнского, но и иного, очевидно аустронезийского (малайско-полинезийского), происхождения. Потомками этих племен явились кумасо, или хаято, жившие на юге о. Кюсю до VIII в. н. э., а затем ассимилированные японцами.

Время и пути проникновения на Японские острова их наиболее вероятных первых обитателей — древних айнов — еще не выяснены окончательно.

Айны очень резко отличаются от соседних народов своими весьма своеобразными чертами. Прежде всего бросается в глаза своеобразие физического типа айнов. Для него характерны такие соматические признаки, как чрезвычайно сильно развитый третичный волосяной покров, волнистые волосы на голове, пухлые (прохейличные) губы, широкий и мясистый нос, частое отсутствие эпикантуса, несмотря на давнее смешение с соседними монголоидными народами, и другие черты, прямо противоположные характерным чертам монголоидов. Различия прослеживаются и в антропометрических показателях, и в группах крови.

Язык айнов также не проявляет никакого сходства с языками их ближайших соседей; более того, все предпринятые до сих пор ^попытки сопоставить айнский язык с другими языками мира окончились неудачей. Немало очень своеобразных черт и в культуре айнов.

Все эти особенности айнов долгое время были загадкой для исследователей. Делались попытки представить айнов как остаток европеоидного населения, некогда якобы занимавшего весь север Азии, а затем вытесненного монголоидами. До сих пор в зарубежной литературе имеет хождение концепция о европеоидности нйнов и их связях с древнейшим, доисторическим населением Сибири. Однако европеоидное население, действительно существовавшее в Центральной Азии и Сибири, никогда не доходило, как мы теперь твердо знаем, до берегов Тихого океана. Все попытки найти следы пребывания айнов в континентальных районах Северной Азии успеха не имели.

Благодаря трудам ряда советских этнографов и антропологов (в первую очередь JI. Я. Штернберга, М. Г. Левина и др.), в настоящее время можно считать доказанным, что основные специфические черты как культурных особенностей айнов, так и их антропологического типа связаны по своему происхождению не с северными, а, наоборот, с самыми южными районами Азии. Физический тип айнов наиболее близко примыкает к австралоидной ветви экваториальной расы, представители которой заселяли приморские и островные районы Юго-Восточной Азии, откуда были, за небольшими исключениями, вытеснены затем монголоидными народами. Об этом говорят такие признаки айнов, как широкий нос, толстые губы, развитый третичный волосяной покров, сравнительно темная кожа.

Кроме того, и на археологическом материале, относящемся к неолиту Японии, и на связанной с последним многими чертами преемственности современной культуре айнов прослеживаются черты сходства с культурой народов Юго-Восточной Азии. Некоторые из них, как например наличие у айнов ткацкого станка индонезийского типа, ряда индонезийских заимствований в языке, могут быть объяснены культурным влиянием племен индонезийского происхождения, живших по соседству с айнами на юге Японских островов еще в неолитическую эпоху. Но много других черт параллелизма, как сходство, проявляющееся в обрядах, орнаменте, в таких элементах одежды, как набедренная повязка, и многих других моментах, скорее всего было принесено самими айнами из их южной прародины. Продвижение с юга на север австралоидных предков современных айнов, а позже шедших вслед за ними народов южномонголоидного облика могло происходить не только по цепи островов, образуемой Филиппинами, Тайванем и Рюкю, но и по юго-восточному побережью Китая, а для южных монголоидов даже, может быть, из Микронезии через Тихий океан, причем ни один из указанных маршрутов не исключает полностью другого.

Происходившее по указанным различным маршрутам заселение Японии людьми, стоявшими на неолитическом уровне культуры, как айнами, так и южными монголоидами, шло постепенно и не сопровождалось резкими хозяйственными и этническими сдвигами, так как все эти племена не отличались существенно по уровню развития и характеру своей культуры одно от другого. В неолите Японии нельзя найти резких граней, переломных моментов; скорее он представляет картину непрерывного развития, и основные черты каждой его стадии не привнесены извне, а существовали в зачатке на предыдущих стадиях. Вместе с тем на основе имеющихся фактов невозможно продемонстрировать северные связи японского неолита.

Более плодотворным представляется предположение о связях ранних культур Японии с такими мезолитическими культурами Юго-Восточной Азии, как хоабинь- ская и баксонская, но и это на нынешнем уровне наших знаний в данной области не более чем предположение. Во всяком случае допустима гипотеза, что именно в Юго-Восточной Азии, на стыке Индокитая и Индонезии, еще в мезолитическое время могла сложиться известная общность предков айнов, говоривших на древнейших айнских языках, которые достигли Японских островов, скорее всего по цепи островов Филиппин, Тайваня и Рюкю.

Страна сыновей Ямато известна не только выдающимися техническими достижениями, но и своеобразной и древней культурой.
Достаточно сказать, что в Японии уже были известны многочисленные социальные и технические достижения человечества, в те времена, когда в остальном мире порядки были куда примитивнее.
В самой Азии, японцы считаются несколько особенным народом, в положительном и отрицательном ключе, который осознает собственную исключительность и не стремится к слиянию с окружающими народами. Эдакая вещь в себе.

А откуда, собственно, взялись японцы?

Япония, несмотря на древность своего государства, была сравнительно поздно заселена её нынешним населением.
Уже во вполне исторические времена, китайские хроники фиксируют переселение некоего народа Ва с корейского полуострова на нынешние острова Японии.
Нужно заметить, что это был не быстрый и не мирный процесс!
По группам и по родам, самый древний из которых " род Тэн" японские племена, говорившие на языке алтайской группы и антропологически близкие к корейцам, перебирались на архипелаг.
Япония же была заселена, достаточно плотно: на юге обитали племена австронезийского типа, близкие современным жителям Индонезии и Юго-восточной Азии.
А весь север был заселен племенами айнов – огромной загадкой для историков.

Айны обладают внешностью, сочетающей признаки всех основных рас: светлый цвет кожи и крупное сложение от европеоидов, широкие нос и скулы от монголоидов, крайне сильный рост бороды и усов от австралоидов.
Вероятно, если отбросить фрик-гипотезы о том, что айны-древнеие европеоиды, они остатки человечества еще до разделения человечества на разные расы.
И благодаря изоляции уцелевшие в Японии в первозданном виде!

Первое государство в Японии, называлось Ямато и было основано еще до победы над многочисленными аборигенами.
Однако и айны не были первыми жителями Японии, им предшествовала эпоха Дзёмон, где основным населением было протоайнское население впрочем к самим айнам весьма близкое. Поэтому заселения Японии напоминало заселение Британии, где одна сильная культура завоевывала другую, попутно истребляя и смешивая население.
Несмотря на политику жесткого истребления айнов, японцам не удалось ассимилировать их и вывести культурное влияние полностью.
Айны продолжали составлять большинство населения страны, активно смешивались с японцами, подарили японцам множество географических названий и гидронимов, а также такие явления как институт самураев и гейш.
С эпохи Ямато начинается борьба японцев с айнами, занявшая почти 1500 лет.
Сначала японцы уступали айнам в военном плане, однако со временем перехватили инициативу и стали доминировать.
Айны едва ли не каждые сто лет поднимали восстания, к которым иногда присоединялись и японские крестьяне, но коренного перелома это не приносило и земли Японии неуклонно расширялись.
В конечном счете, сопротивление айнов было полностью подавлено, а для его купирования впредь, японцы ввели жесточайшие правила, которые мелочно регламентировали каждый шаг жизни айнов, была введена необходимость отчетов "старшим в поселении" из числа японцев, соблюдение ритуалов, которые унижали достоинство айнов, а также регулярные переселения молодых айнов по стране, чтобы оторвать их от родной культуры.

Айны были сломлены и побеждены, уцелев лишь на крайнем севере страны и на Сахалине.

Но нужно отметить, что айны оказали существенное влияние нае антропологию и культуру Японии, а что касается самураев, то большинство их родов имело айнское происхождение.

Айны обусловили различия внешности и культуре, которые очевидны между японцами, китайцами и корейцами.
В современных японцах причудливо слиты монголоидное происхождение от японских племен Ва, айнские и австралоидные влияния от коренных народов Японии.
Японцы, несмотря на моноэтничность имеют довольно сильно смешанное происхождение.
Это можно легко заметить и на современных жителях Японии, некоторая их часть, обычно имеющая южное происхождение или из низших сословий более похожи на тайцев или жителей южного Китая, другая же часть Японцев имеет черты кажущиеся нам евро-монголоидными, напоминающими скорее казахов или башкир, чем, к примеру, жителей Китая.
Это выходцы с северной части Японии, потомки правящих классов и самураев, которые в 90% случаем имеют айнские корни, но этот факт не афишируют.
Принадлежность к айнам за 1500 лет геноцида, стала скорее ругательным и неблагоприятным фактором, который стараются скрыть.
Таким образом, в лице японцев мы имеем дело с удивительной смесью невообразимо древнего населения Азии, времен до разделения человеческих рас, и вполне современными южными монголоидами.

Слово «японцы» может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество – «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов ) или политическую – «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» – это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства – Япония, в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Японский язык является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки ( хирагана и катакана ), а также около 4 тысяч заимствованных китайских иероглифов. Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире – классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, бушидо, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (икебана), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры – это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Японцы ( Яматойцы, Рюкюйцы, Айны ) – около 99%. Остальные ( китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) – около 1%.

В период существования Японской империи ( 1867 – 1945 ) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей – человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *