0

Как воевали на войне

Роль казачества в Великой Отечественной войне часто рассматривается, как история предателей, воевавших на стороне немцев. Предатели-казаки действительно были: атаман Петр Краснов со своим племянником Семеном Красновым, атаман Шкуро, прославившийся зверствами еще в Гражданскую.

Но предателей были единицы, а сотни тысяч казаков воевали с гитлеровцами, как и подобает воевать казакам – не щадя живота своего. Они не рассматривали Отчизну как пространство, принадлежавшее исключительно большевикам. Перед лицом фашизма они предпочли идти защищать страну, свою станицу и своих родных.

Перед войной

Перед войной власти СССР предприняли шаги к восстановлению отношений с казачеством. Военный историк, Евгений Иванович Салов, в статье «Казаки против вермахта» указывает, что в 1936 году постановлением ЦИК СССР были сняты ограничения для поступления казаков на службу в армию. А осенью 1939-го были ограничены гонения на Русскую православную церковь, многие священники были отпущены из заключения. Если нацисты рассчитывали на массовую поддержку казачества в тылу СССР, то они просчитались. Советский военный журналист Иван Фотиевич Стаднюк в «Исповеди сталиниста» о днях накануне войны на западной границе СССР писал так: «Казаки без приказа и совета второй день шашки точат».

Первыми приняли удар

В бой с гитлеровцами казаки вступили уже 22 июня 1941 года. Стаднюк вспоминает, что еще 19 июня по просьбе командира 87-го пограничного отряда из Шестой Кубано-Терской кавалерийской дивизии на границу были высланы два эскадрона с двумя танковыми взводами. 22 июня уже в 3:00 Шестая кавалерийская дивизия были поднята по тревоге и выдвинулась к границе СССР. Через час казаки вступили в бой с немцами. В бой под Ломками вступила и казачья дивизия генерала Михаила Петровича Константинова: первый удар на себя приняли 94-й Кубанский казачий полк, его поддержали 48-й Кубанский, 152-й Ростовский и Терский казачьи кавалерийские полки. Шестой корпус дрался буквально до последней капли крови; казаки полностью полегли в окружении у границы. Но это никого не остановило: к 1 августа в Краснодарском крае в казачье ополчение добровольцами вступили 177 655 человек.

В боях с захватчиками казаки покрыли себя неувядаемой славой: Четвертый Кубанский казачий корпус в 1942 году стал Гвардейским и за время войны был награжден орденами Красного Знамени, Суворова, Ленина и Кутузова. Входившие в него казачьи дивизии получили почетные названия за взятие городов: Слуцкая, Барановичская, Новобургская. В том же 1942 году Гвардейским стал еще один казачий корпус – Пятый Донской, в 1945 году названный Будапешстским. Кавалерийские казачьи дивизии, входившие в состав Донского корпуса, получили почетные наименования Корсунской и Волхованской.

Во время войны казаки принимали участие во всех крупных сражениях: защищали Москву, бились за Сталинград, погибали в Курском сражении, шли в атаку в наступлении под Смоленском, принимали участие в Корсунь-Шевченковской операции, освобождали Крым, Украину, Восточную Пруссию, в апреле 1945 года – дрались за Берлин, а после победы на фашисткой Германией приняли участие в войне с японцами. Больше 100 тыс. казаков были награждены орденами за подвиги, 267 человек стали Героями Советского Союза, а 30 – полными кавалерами ордена Славы.

Части специального назначения

Особо отличилась 9-я Краснодарская пластунская дивизия, созданная по инициативе Краснодарского краевого комитета ВКП(б). В эту дивизию отбирали бойцов только из казаков Кубани. Военные историки отмечали высочайшую боеспособность кубанцев, что позволило использовать их как войска спецназначения, причем на использование их требовалось разрешение Ставки Сталина.

Гитлеровцы прозвали кубанских казаков «сталинскими головорезами», так как там, где проходили кубанцы, живой силы противника не оставалось. За подвиги казаки пластунской дивизии получили 13 986 орденов и медалей, а сама дивизия – шесть адресов с благодарностями от Сталина.

Отец и сын Недорубовы

Одним из примеров семейной верности казачьим традициям историк Салов называет казаков, отца и сына Недорубовых. Константин Иосифович Недорубов — полный Георгиевский кавалер I Мировой войны, воевавший за белых и за красных, побывавший в плену у тех и у других, отсидевший три года за то, что позволил казакам разобрать на еду оставшееся после посева зерно, мобилизации не подлежал; ему было уже 52 года. Но он добровольцем явился в райком партии и потребовал, чтобы ему дали возможность умереть за Родину.

Осенью 1941 года он попал в кавалерийскую казачью дивизию ополчения и был выбран командиром эскадрона. Вместе с отцом на фронт ушел и его 17-летний сын, Николай, – об этом пишет автор Н. Королева в статье «Три войны донского казака». Отец и сын Недорубовы принимали участие в битве под станицей Кущевской, где казаки буквально обескровили 101-ю пехотную дивизию немцев и два полка эсэсовцев.

Недорубовы совершили подвиг: закидав гранатами гитлеровцев, подняли эскадрон в атаку, а в бою пулеметным огнем с тачанки уничтожили 75 немцев. Как отмечает в работе «Советская конница в Великой Отечественной» историк казачества Геннадий Леонидович Воскобойников, под станицей Кущевская 12 км линии фронта были покрыты трупами гитлеровцев. В 1943 году Недорубов-старший стал Героем Советского Союза, а его сын, гвардии лейтенант Николай Недорубов, получил орден Красного Знамени. Недорубов старший прошел всю Украину, Молдавию, Югославию, Венгрию, Румынию и был комиссован только после тяжелого ранения в 1944 году.

Вместе с рядовыми казаками тяготы войны несли и военачальники – выходцы из казачьих родов: маршал Борис Михайлович Шапошников, генерал Сергей Матвеевич Штеменко, замученный в немецких лагерях генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, генерал-полковник Ока Иванович Городовиков и многие другие. Из 18 казачьих корпусов до конца войны дошли семь, а опыт использования соединений казачьей кавалерии и танков был признан весьма удачным.

страна слоган — режиссер Виктор Трегубович сценарий Виктор Трегубович, Виктор Курочкин директор фильма Владимир Беспрозванный оператор Евгений Мезенцев композитор Георгий Портнов художник Семен Малкин, Георгий Кропачев, Сергей Головин монтаж Е. Садовская жанр военный, драма , . слова премьера (мир) релиз на DVD возраст зрителям, достигшим 12 лет время 90 мин. / 01:30

В главных ролях:

показать всех »

  • Фильм снят по одноимённой повести Виктора Курочкина.
  • Картина снималась недалеко от советско-чехословацкой границы, и в ней принимали участие войска Прикарпатского военного округа. Как вспоминает оператор Евгений Мезенцев, в одну из ночей под окнами гостиницы, где разместилась съемочная группа, долго грохотали танки. А наутро все узнали о вторжении советских войск в Чехословакию. При этом радиостанция Би-би-си сообщила о том, что под видом съемок фильма «На войне, как на войне» СССР сосредоточил на границе с Чехословакией крупные танковые соединения.
  • В фильме показана самоходка СУ-100 с несколько изменённым внешним видом (на правом борту закреплён металлический ящик непонятного назначения). В действительности СУ-100 впервые приняли участие в боях в Венгрии в январе 1945 г.
  • В сцене начала первой атаки танков на деревню через поле участвует танк предположительно Т-54 или Т-55.
  • В сцене самоходки на марше можно увидеть ГАЗ-69, который начали производить уже после войны.
  • Немецкие солдаты вооружены автоматами АК.
  • Фильм посвящён павшим и выжившим воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко.
  • В съёмках принимали участие войска Прикарпатского военного округа.
  • В фильме звучит песня Георгия Портнова на слова Вольта Суслова «Увела солдат война» в исполнении Виля Давидовича Окуня с ансамблем «Дружба».
  • После премьеры кинофильма стала популярна песня «По полю танки грохотали» (её поет экипаж Малешкина на отдыхе в крестьянской хате).
  • В фильме звучит модернизированный вариант блатной песни «Гоп со смыком» (эпизод встречи самоходки и танка).
  • Режиссёр В. Трегубович снял в эпизодической роли и автора сценария Виктора Курочкина. Он играет роль старика, читающего молитву в хате с покойником, куда самоходчики явились на постой.
  • еще 9 фактов
Читайте также:  Жизнь дэвида гейла смысл концовки
Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
по жанру, сюжету, создателям и т.д.

*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.

Почти забытый фильм

Этот фильм редко демонстрируют по телевидению, что, наверное, понятно — он не яркий, не героический, не пафосный. У него нет такого «шлейфа» как у «Баллады о солдате», например. Но мне он кажется самым честным и правдивым. И это настоящее «мужское» кино. Авторы не «подставляют» немцам женщин или детей (безотказный слёзовыжимательный приём), очень трезво показывают соотношение сил и соотношение потерь Сдержанно и с достоинством рассказана военная история экипажа самоходки. Если у нас убитых оказалось больше, чем у немцев, то это точно не потому, что солдаты были трусами.

Кино и литература — что лучше?

Прочитав единственную рецензию на этот замечательный фильм, мне тоже захотелось высказаться.

В самом деле, кино весьма удачное и на удивление достоверное (с позиций невоевавшего человека, потому что не знаю, что сказал бы ветеран). Интересно сопоставить его с повестью В. Курочкина, по которой он снят. Что-то лучше в фильме, что-то в повести.

Действие повести происходит зимой, в фильме знойное лето. В книге самоходчики пользуются частично бронированной СУ-85, в фильме — СУ-100. Вообще, изображение Советской Армии в повести заметно критичней: самоходчики выбираются из установки не в силу потери гусеницы, а просто с перепугу (въехав задним ходом в хату, они наполнили все внутреннее пространство саманной пылью, которую приняли за дым — поэтому самоходка еще какое-то время ездит по селу сама по себе — механик второпях не заглушил мотор). Вдобавок «орлы полковника Дея» дважды попадают ей снарядами в борт (хорошо, что экипаж выбрался).

Опущена в фильме первая атака на село, которое танкисты Дея обстреливают и атакуют почти 40 танками, лишь потом выясняя, что немцы уже отошли — то есть «разведка (как обычно) доложила точно».

Тем не менее, повесть не производит такого цельного впечатления, как фильм — и тут мы вспоминаем старую истину — художественная правда не документальна, а убедительность картины невоевавшего Трегубовича, пожалуй, превосходит повесть фронтовика Курочкина.

Настоящее кино без лжи и пропаганды

Хотя советские фильмы я и продолжаю смотреть, очень часто, когда на экран вываливается навязчивая слащавая пропаганда, тут же все удаляю на веки вечные. А фильмов таких в то время наснимали много. И продолжают их снимать. Начинал смотреть «На войне как на войне» с большой долей скепсиса. Знал, что автор книги Виктор Курочкин, что веселый Кононов в главной роли — тоже знал, а песню про танкистов, что дополнят утренний пейзаж, — ее все знают.

Фильм абсолютно не разочаровал, что просто-таки удивительно. Картину раскрасили, что очень важно для меня, ненавижу черно-белое кино. Кононов очень на месте, как будто родился на этой роли, они даже с автором книги чем-то похожи. Виктор Курочкин, который написал «На войне как на войне», конечно, его главная заслуга в том, что фильм и сейчас прекрасно смотрится. Фильм о чем угодно, кроме навязчивой темы о героизме наших героических воинов в героическое время. При этом тема такая, что невольно прослезиться можно.

Каждый актер на своем месте, в оригинальном значении, что важно, ибо отличаются они от книжных образов. Но так они еще очаровательнее. И звучание дополнительное, что придал режиссер фильму, кое-где подправил, кое-где перенес эпизод. В общем, молодец. Очаровательный экипаж танка (самоходки) Виктор Павлов, Олег Борисов, Федор Одиноков во главе с Кононовым. И песню ту, про танкистов, сами поют. В общем, здесь настоящий патриотизм, настоящие люди и нормальный здоровый взгляд на войну.

Война, она не только о событиях, но и то что остаётся за кадром

Я смотрела очень много разных фильмов. С батальными сценами и не только. Такие фильмы, как этот, я называю эмоциональными. Да, здесь нет каких-то сцен взрывов, здесь нет горы трупов, но здесь есть душа, сердце. А это, гораздо важнее, всякого действа.

Многие хотят видеть именно боевую сторону, но таких фильмов тысячи, а ведь было и то, что оставалось за рамками фронта. За этим были письма из дома, за этим стояли планы на будущее. Ради этого жили. Не ради победы, не ради медали, а ради будущего. Ведь что такое победа? Марш победителей? Развивающиеся флаги? Для этих молодых людей, всё это ничего не значит, они уже победили свои страхи. Сразу вспоминаю момент, когда командир сам полез в танк за гранатой без чеки. Ведь мог бы струсить, послать солдата, остаться в стороне, но он сам пошёл и сделал, то что от него требовалось. Это и есть смелость, это и есть храбрость, а не то, сколько фрицев тот или иной положил. Хочешь жить, побежишь и застрелишь, а в бытовых ситуациях героизм редок.

А сколько таких парней полегло, вот как тот юноша из Подмышек, неизвестная деревенька, да и скорее всего, там и войны-то нет, а всё равно не испугался, пойти на задание, хоть и в первый раз. Сколько в мире таких сражений, безызвестных, не отмеченных на страницах истории, а ведь это было, только об этом не помнят. И никто не винит, тех женщин, кто не смог сохранить верность своему супругу, как и тех мужчин, кто после войны, оставался в новых семьях. Потому, что каждому нужна поддержка и опора, мужчины умирали, повестки приносились ежечасно. Эти люди просто заслужили своё счастье, пусть и неправильное, пусть осуждают, но счастье.

Единственное, что мне не хватило, так это завершённости, это как кусок из жизни, вслед за этим, будет ещё много битв и не все вернутся домой, но всё-таки. Лично для меня, идёт на втором месте, после «А у нас была тишина»

Этот фильм может потягаться в правдивости с кинохроникой. Всё настолько живо и естественно ! Даже, если это художественный вымысел, лично у меня ни на секунду не возникает сомнений в том, что на войне всё было именно так.

Одежда поношенная и затёртая, даже у офицерского состава. Техника помятая, в пыли, краска выгорела на солнце. Редко увидишь лицо не перемазанное машинным маслом или сажей. Ничего не происходит просто так, чёткие причинно-следственные связи. Всё деланно со знанием дела и чувством меры, а это большая редкость! Настоящая жизнь! Без лишнего драматизма и прикрас. Не в чем и не кого упрекнуть. Превосходный результат общих усилий, от сценариста до гримёра. Настоящий мастер-класс!

Читайте также:  Как восстановить профиль в гугл плей

Михаил Кононов безупречен в роли молодого лейтенанта Малешкина. Впрочем, не припомню роли с которой он не справился. Но особенно ему удавались простые люди без затей и неопытные, встающие на крыло специалисты.

Тем, кто сегодня работает в кино, здесь есть чему поучиться!

Всем, кто любит хорошее кино, рекомендую.

P. S. 9, а не 10 только потому, что есть фильмы, которые мне нравятся больше.

Это удивительный фильм. Простой, без пафоса. Умели тогда снимать о серьёзном, о трагическом — с юмором.

Кадры с движущегося танка На большом экране. Это нужно смотреть на большом экране. Легко сказать Мне повезло: я видела. Со студийной копии, в очень хорошем зале и в присутствии автора. Тогда он был ещё жив.

Но больше всего мне запомнился кадр, когда герои сидят в хате и поют «Нас извлекут из-под обломков». Красивая песня, душевно поют, но дело не в этом — какая там поразительная чистота кадра. Банка с цветами на окне, лицо девушки в платке, пятна света на побелённой стене. И простые, чистые голоса, поющие о той судьбе, которая, возможно, ждёт их всех. Ради таких кадров стоит смотреть кино.

Мастер снимал. (с) Евгений Мезенцев

Чем прекрасны советские военные фильмы? Тем, что они прежде всего — про людей. Не про взрывы, стрельбу и китайскую пиротехнику (а зачастую просто плохонький фотошоп) как большинство современных поделок. Не про карикатурную кровавую гэбню, «победу вопреки» и так называемые разоблачения сталинизма, нет. Они — про взаимоотношения разных по характеру, привычкам, складу ума советских людей, вынужденных вместе преодолевать тяготы и лишения войны. Про товарищество и боевое братство. Про то что несмотря на все невзгоды, солдаты не теряют присутствия духа, радуются в минуты затишья и верят в победу. А в минуты опасности они проявляют лучшие качества, и вчерашний пацан — вроде бы серый и незаметный в мирной жизни, открывает внутри себя нечто такое, о чем и сам не подозревал.

Чем еще хороши военные фильмы СССР? Тем что люди, фильмы эти создававшие, знали о войне не понаслышке. Очень многие режиссеры, актеры и сценаристы испытали на себе и то, насколько высока температура в танке, и какова боль физическая от ранения осколком в брюшную полость, и какова боль моральная, когда ППШ товарища справа неожиданно замолкает, а сам он лежит, обратив взор в бесконечность неба, под которым — полыхающий ад войны. Помнили они также и светлые эпизоды: и моменты смеха — ведь даже на войне человек не перестает быть человеком, и грустные песни под гитару после ста грамм, и споры, и разговоры обо всем на свете Всё это авторы бережно переносили на кинопленку. В самую что ни на есть вечность. Фильм — словно бы путешествие в танке вместе с героями фильма. Наблюдая за бредущими мимо боевой машины колоннами солдат, догорающими на обочинах подбитыми «Тиграми», бескрайними полями Родины, слушая разговоры, теряешь чувство что смотришь кино. Что персонажи — это актеры, произносящие заученные диалоги, что бредущие солдаты — массовка, а разрушенные дома — декорации.

Вполне возможно что автор литературного первоисточника, будучи танкистом во время ВОВ, диалоги не придумывал, а слышал их собственными ушами. Что ситуации, происходившие с героями фильма наблюдал воочию. Что тот или иной персонаж списан с реального человека. Вот она, самая настоящая аутентичность. Фильм — словно фрагмент реальности, эпизод из жизни — и не одного человека, а целого поколения людей, мастерски воплощенный в виде художественного фильма.

Это не строки из учебника или монографии по истории Великой Отечественной. Так начинается одно из лучших советских произведений, ей посвящённых, — повесть Виктора Александровича Курочкина «На войне как на войне». Впервые опубликованная в 1965 году, повесть стремительно обрела широкую популярность, а три года спустя была экранизирована. При этом мало кто из читателей и зрителей подозревал, насколько точно события в произведении соответствуют автобиографии автора и реальным событиям, случившимся в 1943 году.

Утром 24 декабря 1943 года части 3-й гвардейской танковой армии вошли в прорыв и уже к 14:00 обогнали наступавшие стрелковые дивизии. В наши дни там, около села Ставище, пролегает широкая автомобильная трасса Е40. А в сорок третьем году танки 6-го гвардейского танкового корпуса генерал-майора А. Панфилова грызли гусеницами снежную целину, изрытую воронками. Вместе с корпусом шёл на запад 1893-й самоходно-артиллерийский полк подполковника Ф. Басова — 16 противотанковых САУ СУ-85. Одной из этих самоходок командовал молодой лейтенант Виктор Курочкин. Несколькими десятилетиями позже писатель Курочкин превратит самого себя в лейтенанта Малешкина — героя военной повести.

Основным противником корпуса Панфилова стала эсэсовская танковая дивизия Leibstandarte SS Adolf Hitler (LAH). В ноябре противник спешно перебросил её на Восточный фронт из солнечной Италии. К середине декабря «Лейбштандарт» успел изрядно «сточиться» во время немецкого контрнаступления под Фастовом. Поэтому основные надежды по выбиванию русских танков командование дивизии связывало с «Тиграми».

Командование ваффен-СС давно мечтало обзавестись собственными тяжелотанковыми батальонами. Летом 1943 года, находясь в Италии, «Лейбштандарт» получил 27 «Тигров» для формирования 101-го батальона. Но советское наступление сломало немецкие планы, и танки убыли на восток в составе «тяжёлой» 13-й роты танкового полка дивизии.

Опыта в обороне эсэсовцам было не занимать. Как отмечалось в документах, «для прикрытия своего отхода [противник] оставил танки и самоходные пушки, противотанковую артиллерию и перекатами оказывал сопротивление, создавая упорные узлы сопротивления в населённых пунктах и водных рубежах». Основной задачей «Лейбштандарта» было не допустить выхода советских войск на шоссе и железную дорогу Житомир — Бердичев.

Но на дворе был декабрь 1943-го, так что советские командиры уже хорошо знали, как бороться с немцами, засевшими в сёлах.

«Ночью село Высокая Печь ничем не отличалось от других сёл. Только сейчас Саня увидел, как Высокую Печь расколошматили. Погоревших хат было не много, лишь кое-где чернели пятна пожарищ. Большинство хат было расстреляно. Саня безошибочно определял, где хату поцеловал снаряд, а где шарнула мина. От снарядов в стенах чернели сквозные дыры. Мина накрывала хату сверху. В крышах зияли провалы и торчали расщепленные жерди. Попадались хаты без углов, без стен, или вообще на месте дома лежала бесформенная куча глины и соломы. На самой окраине села крошечная, как скворечник, хатёнка уткнулась окнами в снег».

В. Курочкин, «На войне как на войне».

В художественной литературе подвиги героев, как правило, преувеличены. Курочкин сделал ровно наоборот: его повесть менее героична, чем реальный боевой путь писателя. На самом деле 1893-й самоходно-артиллерийский полк не стоял в резерве, а уже 25 декабря вместе с 53-й гвардейской танковой бригадой вёл бой за деревню Озеряны. Эту деревню и находящуюся за ней Приворотье взяли в тот же день. Немцы откатывались назад — на следующий день 3-я батарея, приданная 52-й гвардейской танковой бригаде, уже штурмовала хутор Выдумку в двух десятках километров западнее.

Читайте также:  Игры для души на пк

27 декабря самоходчики вместе с танкистами 53-й бригады подошли к деревне Харитоновке. Немцы пытались превратить её в мощный опорный пункт, но советский обходной манёвр заставил их покинуть деревню. 53-я танковая бригада доложила об уничтожении трёх вражеских танков и двух самоходок при собственных потерях в две машины.

Однако бой за следующий рубеж обещал быть значительно сложнее…

«Прощаясь, комбат сказал, что завтра одну из батарей придадут танковому полку Дея.

— Пока неизвестно, — ответил комбат.

— Не завидую этим ребятам,— сказал Пашка.

— Почему? — удивился Саня.— Все говорят, что Дей — самый боевой командир в корпусе.

— Ещё говорят, что в бою он не щадит ни себя, ни своих солдат.

Комбат вздохнул и ничего не сказал.

Лиловым утром четвёртая батарея лейтенанта Беззубцева отбыла в распоряжение 193-го отдельного танкового полка».

В. Курочкин, «На войне как на войне».

193-й отдельный тяжёлый танковый полк существовал в реальности. Правда, воевал он гораздо севернее, в Белоруссии, и его боевой путь никогда не пересекался с 1893-м самоходно-артиллерийским полком.

Кого Курочкин использовал в качестве прототипа Героя Советского Союза полковника Дея? На роль его реальных прототипов больше всего подходят командир 51-й гвардейской танковой бригады Михаил Степанович Новохатько и комбриг 53-й — Василий Сергеевич Архипов. Оба командира к моменту описываемых событий уже были Героями Советского Союза. Но в свой главный бой Курочкин с ними не ходил, его самоходку придали 52-й бригаде корпуса.

Советские документы говорят:

«22.12.43 г. в 23.00 бригада согласно боевого приказа 6 ГККТК изменила район боевых действий и к 7.00 ч. 29.12.43 г. сосредоточилась в районе юго-вост. окраина Стар. Курильни, имея задачу быть готовой к наступлению в направлении: Антополь Боярка, Раскопана Могила, захватить Старый Солотвин и прочно его удерживать.

29.12.43 г. бригада выступила на Антополь-Боярка где встретила сильное огневое сопротивление противника, завязался сильный бой в результате которого бригада к 19.00 овладела Антополь-Боярка.

Продолжая выполнять поставленную задачу бригада выступила на Лиховцы и в течение дня вела сильный бой по овладению С.Солотвин, но успеха не имела.

После бригада отошла в лес, имея в своем составе 4 исправных танка.

Ущерб нанесенный противнику:

Сожжено 2 танка типа «Тигр», 2 самоходных орудия, 5 автомашин, до 85 солдат и офицеров противника.

Сгорело 7 танков «Т-34», подбито 4 танка «Т-34», убито 18 человек, ранено 63 человека».

В немецких документах эти бои выглядят даже более эпичными. В «Лейбштандарте» к вечеру 28 декабря 1943 года числилось боеспособными 4 «Тигра», 8 «Пантер», 17 Pz. IV, 15 САУ «Штуг» и 4 САУ «Мардер». Численность вполне сравнима с наступавшим 6-м гвардейским танковым корпусом, который тем же вечером насчитывал:

52-я гвардейская танковая бригада — 12 танков, 3 самоходки;

51-я гвардейская танковая бригада — 6 танков, 3 самоходки;

53-я гвардейская танковая бригада — 28 танков.

Плюс приданные части:

1442 САП — 5 САУ СУ-85;

1893 САП — 14 САУ СУ-85.

Бой с «Тиграми» в Антополь-Боярке

По немецким данным, 29 декабря на рассвете деревню Анатоль-Боярку атаковали 30–40 Т-34. Находившаяся в селе рота «Штугов» под командованием гауптмана Хенке уничтожила 12 из них (За этот бой Хенке впоследствии получил Рыцарский крест). Но русские танки всё не кончались, и тогда на помощь самоходкам Хенке отправили все четыре «Тигра». За предыдущие дни «тигриные асы» изрядно подрастили свои счета. Настолько, что в штабе «Лейбштандарта» запросто мог бы возникнуть вопрос: а могут ли русские наступать после таких потерь? Но поле боя всё время оставалось за Красной армией, проверить цифры было невозможно, так что, в полном соответствии с анекдотом, «джентльменам верили на слово». В Антополь-Боярку «Тигры» прибыли как раз вовремя, чтобы записать на свой счёт ещё восемь советских танков.

В повести Курочкин писал:

«В бой вступили внезапно, с ходу за село Антополь-Боярка. Село раскинулось на снегу серым огромным треугольником.

Полк двигался походной колонной, и когда колонна вышла из леса, боевое охранение уже скрылось в селе за крайними хатами. Раздался треск, как будто переломили сухую палку. И в центре треугольника заклубился смолистый дым. Взлетела красная ракета, и танки стали стремительно разворачиваться».

В книге и фильме ярко и очень подробно рассказывалось, как самоходка лейтенанта Малешкина, прикрываясь дымом от горевших «тридцатьчетвёрок», прорвалась в село и вступила в бой с двумя «Тиграми». Документы, посвящённые реальному бою, описывают события более кратко и без литературных «украшательств».

Из наградного листа на командира СУ-85 лейтенанта В.А.Курочкина:

«Т. Курочкин умело и бесстрашно руководит своим экипажем. В бою с немецкими захватчиками за освобождение нас.пункта Антополь-Боярка принял бой с двумя немецкими «Тиграми». Умелым маневром зайдя с фланга уничтожил один немецкий танк типа «Тигр» с его расчетом и до взвода живой силы противника. Своим умением руководить экипажем в бою удержал достигнутый рубеж и сохранил свою машину не смотря на сильный огонь противника. За все время боев в проводимой операции машина лейтенанта Курочкина не имела вынужденных остановок и поломок.

Достоин правительственной награды орден «Красное Знамя».

Командир 1893-его Фастовского самоходного арт.полка подполковник Басов

29 декабря «тигриная» рота «Лейбштандарта» списала два из четырёх своих танков: машину унтершарфюрера Г. Кунце (тяжело ранен) и Г. Стаака (ранен).

«— Комбат, доложите в свой штаб, чтобы Малешкина представили к Герою, а экипаж — к орденам. — И, уловив в глазах комбата удивление, еще жёстче проскрипел: — Да, именно к Герою. Если б не Малешкин, бог знает, чем бы все это кончилось;

Полковник Дей резко повернулся и пошел своей прыгающей, птичьей походкой.

…Саня бессмысленно улыбался и ничего не понимал. Прибежали Чегничка с Зиминым. Они набросились на Саню, обнимали, мяли, называли молодчиной и прочими приятными словами. И Малешкину казалось, что это необычайно удивительный и легкий сон. Он никак не мог представить себе все это реальностью. Так же как не мог понять, как он стал героем. Ведь он не думал о героизме, когда бежал впереди самоходки, когда стрелял по фашистским танкам. Просто так надо было делать».

В. Курочкин, «На войне как на войне».

Скорее всего, так было и на самом деле. Молодой лейтенант Курочкин, не верящий в своё счастье — около двух подбитых «Тигров», один из которых — точно его добыча! И, действительно, за такое можно было представлять к званию Героя. Можно даже предположить, что командир этого не сделал из опасения, что столь высокую награду могут «завернуть». «Красное Знамя» было более реалистичным. Однако «батя» ошибся: лейтенанту Курочкину вручили орден Отечественной войны II степени.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *