0

Как взлететь на самолете

Содержание

Мой первый полёт на самолёте случился, когда мне было 4 месяца. Думаю, тогда все пассажиры прокляли моих родителей, потому что я орала как мангуст.

Первый самостоятельный перелёт был в 15 лет. Я чувствовала себя так же, как когда впервые намазала на себя всю мамину косметичку, — невероятно крутой.

Сейчас мне 25 и после 40 перелётов я перестала вести счёт и выпендриваться тем, что я часто путешествую.

В первый раз летать одному очень страшно. В аэропорту всё непонятно: какие-то проверки, это нельзя, то нельзя, обувь сними — надень. Безумие.

Поэтому решила рассказать о перелётах тем, кто ещё ни разу не летал. Читайте статью внимательно и задавайте вопросы в комментариях — на всё отвечу.

Что нужно сделать перед полётом

Главное

Помните, что говорил Дуглас Адамса из «Автостопом по Галактике»? Важная вещь, которую путешественник должен помнить, пробираясь сквозь время и пространство или просто в Кливленд — не паниковать.

Всегда можно что-то забыть, не успеть на стыковку рейсов, потерять чемодан. Но паника никогда не помогает. Сохраняйте спокойствие и к концу дня у вас будет отличная история.

Документы

  • Умоляю, проверьте срок действия загранпаспорта! В некоторые страны нельзя въехать, если ваш паспорт заканчивается в течение 6 месяцев. Почему авиакомпании не заботятся об этом и не проверяют паспорт при покупке билета? Я не знаю. С этой загадкой справится только Индиана Джонс. Но знаю точно, что можно добавить паспортные данные в наше приложение и оно предупредит, когда срок действия паспорта будет близок к истечению.
  • Отправьте копию вашего паспорта себе на почту. А ещё лучше на почту нескольким друзьям / родственникам. Мне этот совет помог 4 раза.
  • Проверьте, нужна ли вам виза. Нельзя просто купить билет и полететь. Виза в страны Европы делается неделю, если вы в Москве или Санкт-Петербурге. В других городах дольше. Визу в США вообще лучше делать сильно заранее. Иногда в визе могут отказать. Читайте наш раздел про визы .
  • Отчаянно рекомендую купить туристическую страховку. И распечатать + записать где-то номер. Понимаю, что с вами никогда ничего не случается. Но сделайте это, чтобы я была спокойна. Пожалуйста.
  • Распечатывать все билеты мира не нужно. В аэропорту понадобится только паспорт. Но на всякий случай можно распечатать обратный билет, чтобы показать его на паспортном контроле по прилёте. У меня спросили лишь однажды — в аэропорту Пхукета.

Документы для ребёнка

  • Паспорт (внутренний или заграничный — зависит от ситуации).
  • Свидетельство о рождении.
  • Согласие на выезд, если ребёнок летит без родителей.

Сборы

Очень бы хотелось пропеть песенку, чтобы из леса прибежали бурундуки и оленята и собрали за меня чемодан. Но я не диснеевская принцесса, поэтому всегда кряхчу над сумками самостоятельно.

Что нужно знать о сборах?

  • Ручная кладь — это рюкзак, небольшая сумка или чемодан, который можно взять с собой в самолёт и утрамбовать на полку над сиденьем. У авиакомпаний разные ограничения по размеру и весу ручной клади. Например, у многих лоукостеров ручная кладь ограничивается ладошками — всё, что помещается, можно брать.
  • Зарегистрированный багаж — большая сумка, которую вы сдаёте в аэропорту на стойке регистрации. Есть билеты без багажа, они обычно дешевле. Есть билеты, которые включают багаж. Всё это должно выясняться при покупке билета, но и в уже купленном обычно есть вся информация про то, сколько сумок и каким весом вы можете сдать в багаж.
  • Если ваш багаж не будет соответствовать ограничениям авиакомпании, то вас попросят заплатить. Так однажды я отдала 9 тысяч рублей. Конечно, если вы лишь слегка превысили лимит, то персонал авиакомпании может проигнорировать эту шалость. И такое у меня тоже было. Но лучше не рисковать. Или быть готовыми отдать деньги за свою смелость.
  • Если есть возможность, летайте с ручной кладью. Особенно когда летите впервые. Вам не придётся по прилёте искать сначала нужную багажную ленту, а потом свой чемодан среди других сумок. То, что вы положите в свою ручную кладь, зависит от вас и пункта назначения. Чтобы путешествовать налегке, собирайте одежду на неделю (даже если вы собираетесь путешествовать дольше) и стирайте в прачках на месте. А ещё нужно учесть один момент: следите, чтобы ваши баночки с жидкостями не превышали 100 мл. К кремам это тоже относится. Кроме того, взгляните на список запрещённых к перевозке предметов на сайте вашей авиакомпании. Он включает в себя некоторые повседневные предметы, такие как ножницы и спички.

И не кладите пауэрбанк в багаж! Только в ручную кладь.

Как зарегистрироваться, выбрать место и получить посадочный талон

Онлайн-регистрация сэкономит время и уменьшит стресс в аэропорту.

  • Авиакомпания обычно отправляет вам электронное письмо со ссылкой для регистрации.
  • Если авиакомпания не отправляет вам это письмо, зайдите на их сайт и зарегистрируйтесь там.
  • Когда вы регистрируетесь онлайн и планируете путешествовать только с ручной кладью, это означает, что вам не придётся стоять в очереди в аэропорту, чтобы сдать багаж. Обычно эта процедура отжирает минут сорок. Иногда часа полтора.
  • Во время регистрации вы можете выбрать место. Иногда это бесплатно, но в последнее время многие авиакомпании стали просить отдельную плату. Если вы не выберете место, его выберут за вас.
  • Я люблю сидеть у прохода, потому что сильно стесняюсь будить попутчиков, приходится терпеть. А ещё в проход иногда можно вытянуть ноги. Но есть минус — другие обычно не стесняются дёргать вас каждые 20 минут.
  • Многие любят сидеть у окна: во время полёта можно облокотиться на стену и уснуть. Ну и красивый вид, конечно же.
  • В серединке сидеть вообще неудобно. Но если полёт короткий, то вполне терпимо.
  • После завершения онлайн-регистрации вы получите свой посадочный талон по электронной почте. Это документ, который вам нужно предъявить в аэропорту. В нём вся информация.
  • Некоторые авиакомпании и аэропорты допускают цифровые посадочные талоны. То есть вам не нужно распечатывать документ, сохраните его на телефоне.
  • В некоторых случаях нужно получить бумажный посадочный талон в аэропорту. Напомню, если вы летите без багажа, то на стойку идти не нужно. Просто распечатайте в специальном автомате. Как их узнать? Визуально напоминают банкоматы.

Что делать, если не получилось зарегистрироваться онлайн?

  1. Не паниковать.
  2. Приехать в аэропорт за 2,5 часа до вылета.
  3. Найти на табло свой номер рейса и выяснить, на какую стойку регистрации нужно идти.
  4. Дойти до стойки регистрации, отдать тёте или дяде свой паспорт.
  5. Вас зарегистрируют и дадут посадочный.

Что делать, если зарегистрировались онлайн, но у вас есть багаж?

То же самое. См. список выше.

Про еду

Если летите лоукостером — вас не покормят. Рейс длится меньше двух часов? Еду не ждите (иногда дают плохой бутерброд). В остальных случаях вас покормят. Но не думаю, что вам это понравится.

Так что советую взять еду с собой. Но при этом она (еда) не должна быть жидкой и сильно ароматной. Бургеры, котлеты, пельмени, йогурты — нельзя. Орешки, фрукты, печенье — ваш выбор.

На рейсах некоторых авиакомпаний можно купить еду на борту. Обычно это не очень дорого.

Также есть опция кошерного, халяльного или веганского / вегитаринского питания. Заказывать такой специальный обед лучше заранее. И обычно он вкуснее, чем то, что дают всем остальным. Но раз на раз не приходится — однажды я заказала веганский обед и мне принесли одно яблоко, хотя перелет длился 5 часов.

Развлечения: первый полёт может быть скучным, если не подготовиться

Для коротких перелётов, где нет экранов с фильмами, музыкой и играми, есть несколько вариантов:

  1. Купить премиум аккаунт на Youtube и заранее сохранить в приложении все ролики.
  2. Скачать фильмы / сериал на ноутбук.
  3. Взять с собой интересную книгу.

Иностранная валюта

Всё зависит от того, в какую страну вы летите, поэтому проведите небольшое онлайн-исследование, чтобы выяснить, как минимизировать денежные потери.

Полезно будет почитать вот эту статью .

Организовать трансфер из аэропорта в пункт назначения

  • Узнайте заранее, как добираться до отеля из аэропорта по прилёте.
  • Почти во всех странах Европы вы найдёте автобусную остановку или поезд. В Азии будет немного сложнее. Достаточно загуглить «как добраться до центра ___ из аэропорта ____».
  • Можно вызвать трансфер через Kiwitaxi.
  • На крайний случай закажите такси через Uber (аналог во многих странах Азии — Grab).
Читайте также:  Ауе правила и понятия

Это все доступные варианты. На другие не соглашайтесь.

Что надеть на рейс

  • Что-нибудь свободное и не беспокойтесь о том, как вы выглядите. Всем плевать. Помните: вы будете долго сидеть в довольно узком месте, так что одевайтесь как можно комфортнее.
  • Иногда в самолёте холодно. На некоторых рейсах вам дадут плед, но на всякий случай возьмите с собой толстовку. Если у неё большой капюшон — идеально.

Перед вашим первым рейсом: весь этот контролинг

Если вы летите без багажа и зарегистрировались онлайн — приезжайте за полтора часа до вылета. Если у вас есть багаж и / или вы не зарегистрировались, то за 2 с половиной часа.

Вот вы в аэропорту. Возможно, вам страшно. Далее по шагам.

Шаг 1: вход в аэропорт

В российских аэропортах на входе придётся «прокатить» свою сумку через сканер. Следуйте за толпой и повторяйте за людьми.

Шаг 2: посадочный

Далее ваши действия зависят от нескольких переменных.

  • Если вы зарегистрировались онлайн, летите без багажа, у вас есть электронный посадочный на телефоне (в нём номер выхода на посадку и номер вашего места в самолёте) и вы летите из Москвы, то переходите к шагу № 3.
  • Если вы зарегистрировались онлайн, летите без багажа, но электронных посадочных в вашем аэропорту нет, то вам нужно распечатать посадочный в автомате. Если автомат не нашли — идите на стойку регистрации. Номер нужной стойки смотрите на табло, он будет напротив вашего рейса. Дайте сотруднику паспорт и за 2 минуты получите свой посадочный. Учтите, что к стойке регистрации может быть большая очередь.
  • Если нужно сдать багаж и / или зарегистрироваться — ищите на табло номер вашей стойки регистрации и идите на неё. Если пришли по адресу, то на экране за сотрудником аэропорта будет ваш номер рейса и логотип авиакомпании, которой вы летите. Если у вас есть багаж — после его регистрации вам прилепят наклеечку на посадочный. Ни в коем случае не теряйте её! По ней можно опознать свой багаж.

  • Flight — номер рейса.
  • Seat — номер кресла на борту самолёта.
  • Boarding time — время посадки. То есть к этому времени вы должны быть у своего гейта.
  • Gate / Гейт / Выход — через него вы выйдете на посадку.

Шаг 3: терминал

Узнайте, из какого терминала вы вылетаете — обычно эту информацию пишут на посадочном. Но если найти не удалось, то это можно сделать, посмотрев на табло или спросив на стойке информации / стойке регистрации.

Узнали? Направляйтесь к нему.

Шаг 4: предполётный досмотр

Учтите, что если вы, пройдя этот шаг, решите выйти из аэропорта покурить, то обратно вас уже не пустят.

Теперь «ворота безопасности » . Во всех аэропортах они выглядят по-разному. Но кое-что их всё-таки объединяет — там всегда есть лента со сканером, пугающая рамка или «капсула » размером с человеческий рост и множество пластиковых лоточков.

Увидите лотки — берите и складывайте в них всё содержимое карманов, ремень, и верхнюю одежду. Если с собой есть ноутбук или планшет — вытащите его из сумки и положите в отдельный лоток. И не наваливайте кучу вещей — равномерно распределите их по лоткам. Сумку кладите на ленту. Кстати, иногда вас могут попросить снять обувь — сделайте это и не ворчите.

Как только вы снимете и положите всё, что нужно в лотках на ленту — идите через ворота / капсулу. Но дождитесь, пока предыдущий человек спокойно пройдёт, не торопитесь и не дышите в затылок другим пассажирам.

Как проходить через ворота — вам подскажет сотрудник. Возможно, если у вас что-то запищит, вас осмотрят дополнительно на месте. Не пугайтесь и не сердитесь.

После проверки подойдите к ленте и заберите свои вещи. Не пытайтесь складывать ноутбук / надевать ремень или часы сразу у ленты. Отойдите в сторону и не мешайте остальным. Иногда сотрудники аэропорта просят открыть сумку — это нормально и случается редко. Не переживайте. Если вы не принесли ничего, что не должны брать с собой на рейс, у вас всё будет хорошо.

Имейте в виду, что сотрудники службы безопасности уничтожат любые имеющиеся у вас жидкости или кремы, которые не соответствуют правилам (я писала выше — один бутылёчек не должен превышать 100 мл). Если вам зачем-то нужны огромные бандуры с шампунем — складывайте в багаж. В ручную кладь такое нельзя. Даже если в большом бутыльке осталось совсем чуть-чуть.

Если вы не принесли ничего, что нельзя брать с собой на рейс (список этих вещей можно узнать на сайте авиакомпании), у вас всё будет хорошо. Но однажды меня попросили открыть сумку из-за пачки шоколада, которая почему-то выглядела подозрительно в их рентгеновском аппарате.

Воду тоже отберут. Это нормально. Не переживайте, в самолёте вода бесплатная. Её всегда можно попросить у стюардессы.

Шаг 5: для вылетов за границу

Если вы летите за границу, то вам нужно пройти пограничный контроль. Сам по себе он длится полторы минуты, но в очереди можно запросто простоять дольше.

У вас проверят паспорт и посадочный. Возможно, зададут пару вопросов — отвечайте честно и не переживайте, это формальность.

Но есть ситуации, при которых вас могут не выпустить за границу. Подробно в этой статье .

Шаг 6: зона вылета

Это там, где Дьюти-фри и дорогой кофе.

  • Первым делом подойдите к табло и убедитесь, что посадка на ваш рейс ещё не началась и выход (Gate) не изменился.
  • Если всё хорошо, то можно погулять по магазинам. Но не забывайте смотреть на табло время от времени.
  • Если посадка началась — идите к нужному гейту.
  • Если вы заблудились и опоздали на посадку — подойдите к сотруднику аэропорта и сообщите о проблеме. Вам помогут.

Шаг 7: посадка на самолёт

  • Убедитесь, что пришли к нужному гейту. У каждого выхода есть своё табло, на нём должен быть показан ваш номер рейса, лого авиакомпании и иногда город, в который вы летите.
  • Не бегите вперёд всех, видите очередь — не поддавайтесь. Дождитесь, пока она не начнёт двигаться. Тогда вставайте.
  • Покажите сотруднику паспорт и посадочный. Если он бумажный, то у вас оторвут половинку. А вторую отдадут обратно. Если летите с багажом, проверьте, чтобы наклейка с информацией осталась у вас.
  • Идите за остальными. Иногда вы по длинному коридору заходите сразу в самолёт. Иногда нужно идти на автобус, который привезёт вас к самолёту.
  • В самолёте стюардесса в последний раз проверит ваш посадочный талон, а затем вы сможете найти своё место.

Первый раз в самолёте: чего ожидать

  1. Найдите своё место и уберите сумку и верхнюю одежду на полку над своим креслом. Не занимайте всё пространство — оно рассчитано на трёх пассажиров. Если свободного места нет — попросите стюардессу помочь вам.
  2. Сразу достаньте все нужные в полёте вещи и положите их в кармашек кресла перед вами.
  3. Не толпитесь в проходе, займите своё место и переведите телефон в авиарежим. Если у вас такого нет — выключите телефон.
  4. Перед взлётом вам проведут технику безопасности. Не пугайтесь, но слушайте внимательно.
  5. Пристегните ремень, когда вас попросят.
  6. Во время взлёта наклонитесь вперёд и упритесь головой в сидение перед вами — так легче перенести нагрузку. Да, ощущения необычные и иногда пугающие. Это продлится всего несколько минут, пока самолёт будет набирать высоту. Потом всё будет хорошо, вы даже не поймёте, что летите.
  7. Если рейс долгий, то в середине полёта вас начнут кормить. Сначала предложат напитки, потом еду. Воду вы можете просить в неограниченных количествах и в любой момент полёта.
  8. Не пытайтесь курить в туалете. Даже электронные сигареты.
  9. Иногда во время полёта самолёт может потряхивать. Это воздушная яма. Пристегните ремень (вам об этом сообщат) и не переживайте. Ничего плохого не произойдёт. Тряска никогда не длится долго.
  10. Посадка должна проходить гладко, и если вы чувствуете несколько ударов о землю — это нормально. Если вы плохо себя чувствуете, вызовите бортпроводника (кнопка над вами), он обучен справляться с такими ситуациями.

Приземлились — что дальше

Три важных правила

  1. Не хлопайте при посадке, даже если люди вокруг это делают.
  2. Не вставайте с места, пока лампочка с изображением ремня безопасности не перестанет гореть. Да, некоторые начинают доставать свои сумки с полок сразу, как только самолёт касается земли. Это отстой и так делать нельзя.
  3. Даже когда самолёт перестал двигаться, а лампочка погасла, нет смысла вставать с места и толпиться в проходе. Вы не выйдете раньше, чем пассажиры, сидящие впереди. Дождитесь, пока люди не начнут свободно продвигаться к выходу. Да, многие пассажиры толпятся в надежде не пойми чего. Не делайте так.

Если летите стыковочным рейсом

Лучше вообще не выбирать такие рейсы, потому что это очень странная экономия. Почему? Рассказываю в этой статье . Опыта у меня много, точно скажу «оно вам не надо».

Когда вы покупаете билет со стыковкой, это означает, что у вас будет 2 перелёта в одну сторону по одному билету. В нашем поиске такие билеты выглядят вот так:

Когда вы выйдете из самолёта, вам нужно будет пройти в транзитную зону. Там для вас уже не будет никаких новинок.

Читайте также:  Зрение водителя таблица рабкина

Если первый самолёт задержался и вы опоздали на второй — авиакомпания посадит вас на следующий рейс бесплатно.

По прилёте (аэропорт)

Шаг 1

  1. Если прилетели в город России, сразу смотрите Шаг № 2.
  2. Если прилетели за границу — идите на паспортный контроль. Нужно будет показать пограничнику паспорт с визой.
  3. Если летите в страну, где виза не требуется, вам дадут иммиграционную карточку (Таиланд, Малайзия и др.), её нужно будет заполнить в самолёте.
  4. В некоторых странах нужен просто паспорт (Беларусь, Грузия и пр.).
  5. Вам могут задать несколько вопросов — отвечайте честно и не волнуйтесь.
  6. Затем поставят штамп. Поздравляю, вы в другой стране!

Шаг 2

Если прилетели с багажом — идите по указателям к багажным лентам и посмотрите на табло, какая именно лента соответствует вашему рейсу.

Если вы налегке, то поздравляю, мы с вами справились! Можно выходить из аэропорта навстречу новым приключениям.

Сразу скажу что не мое. Найдено на просторах интернета. Понравилось. Решил запилить сюда.

Рекомендуемый тип самолета — небольшой двухмоторный самолет типа Л-410 или ЯК-40. Метод может быть применен и к другим типам самолетов.

1. При планировании полета рекомендую взять с собой GPS-навигатор, и снять им координаты начала и конца взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта приземления. Приборчик облегчит поиск аэропорта и заход на посадку. На борту есть и штатные навигационные приборы — "привода", но вы не умеете ими пользоваться, поэтому придется лететь по навигатору. Если заранее снять координаты начала и конца ВПП не смогли, настройте рацию на частоту "контроль" аэропорта приземления и попросите продиктовать вам эти координаты. Также на борту можно поискать атлас карт со схемами заходов на посадку всех ближайших аэродромов. На картах должны быть координаты.

2. Садимся в кабину в левое кресло — в нем обычно сидит командир воздушного судна.

3. Перед нами штурвал и огромное количество непонятных приборов и органов управления. На самом деле все приборы подписаны на русском языке.

4. Сверху над головой огромное количество тумблеров. Включаем их все вверх, затем выключаем явно не обязательные — например, освещение салона, вентилятор и т.п.

5. У правой руки находим два рычага РУД — рычаги управления двигателем. Проверяем, что они установлены в режим малого газа — почти до конца на себя.

6. Предполагаем, что самолет заправлен некоторым количеством топлива, которого может быть хватит на запланированный полет. Также предполагаем, что самолет был правильно припаркован и находится на "ручном тормозе" (который на самом деле обычно управляется ногой).

7. Ищем (обычно под маленькими стеклянными крышечками) две кнопки запуска двигателей. Сначала нажимаем одну, ждем, когда двигатель раскрутится и запустится. Затем жмем вторую.

8. Под ногами видим две педали. При движении по взлетно-посадочной полосе этими педалями нужно рулить влево-вправо. Как на танке — правая педаль тормозит правую стойку шасси. Левая — левую стойку. Какую стойку затормозить педалью — в ту сторону самолет при разбеге и начнет доворачивать.

9. Штурвал, похожий на руль автомобиля, отклоняется вперед и назад, а также крутится как руль влево-вправо. При движении на Земле штурвал не используется и должен находиться в нейтральном отпущенном положении.

10. Перед взлетом нужно найти рычаг управления закрылками — так называемой механизацией крыла (всё подписано!) При необходимости (если долго не можете найти нужный орган управления — поищите книжечку РЛЭ — руководство по летной эксплуатации самолета — она всегда должна быть где-то на борту). Закрылки установите на угол, близкий к максимальному. Примерно 30-40 градусов.

11. Самолет взлетает на скорости примерно 195-215 километров в час, а садится на скорости примерно 185-195 километров в час. При меньшей скорости самолет попадет в полный срыв потока и упадет. Поэтому в течении всего полета нужно четко следить за скоростью. Желательно в правое кресло посадить друга, который бы в течении взлета и посадки непрерывно произносил фразу: "Скорость 210 высота 35…скорость 215 высота 25…" Это вам поможет не отвлекаться на приборы скорости и высоты, и при этом сосредоточиться на органах управления самолетом.

12. Перед взлетом нужно обнулить прибор-высотомер. Дело в том, что высотомер работает на принципе замера атмосферного давления, которое уменьшается с ростом высоты. Так как давление само по себе может изменяться в течении суток, нужно перед взлетом установить текущее атмосферное давление на высоте аэродрома, и проверить, чтобы высотомер показывал ноль метров высоты.

13. Заранее установите радиостанцию на частоту "круга" — для связи с диспетчером того аэропорта, куда вы планируете улететь. Это нужно, чтобы перед посадкой запросить атмосферное давление (для корректировки высотомера под аэропорт приземления), да и в случае необходимости чтобы вам по рации опытный пилот давал подсказки на приземлении, если у вас возникнут трудности.

14. Теперь всё готово к взлёту. Закрепите GPS-навигатор, чтобы он не упал в полете, пристегните ремни, наденьте наушники.

15. Взлетать (и садиться) нужно обязательно против ветра. Поэтому определите, с какой стороны относительно ВПП дует ветер. Пусть ветер будет немного боковой, главное выберите один из двух торцов ВПП, чтобы при взлете ветер дул вам в лицо, а не в спину.

16. РУДы подайте вперед на треть или половину хода, ногой снимите самолет с "ручного" тормоза. Самолет покатится по рулежной полосе. Если скорость мала — подайте РУДы чуть вперед. если скорость великовата — РУДы подайте назад и обеими педальками одновременно притормозите катящийся по полосе самолет. Для поворота налево нажмите левую педальку и отпустите правую. Для поворота направо — нажмите правую педальку и отпустите левую. Выкатывайтесь в начало ВПП и останавливайтесь, нажав на обе педальки одновременно и убрав РУДы на минимум газа (назад).

17. Не беспокойтесь. Взлет не так страшен — страшнее будет посадка.

18. Осмотритесь — свободна ли ВПП.

19. Взлёт: РУДы максимально вперед, двигатели заревут, отпускайте обе педали — покатились. Слегка подруливайте педалями, чтобы при разбеге оставаться по центру ВПП.

20. Следите за скоростью. Как только она превысит 200-210 километров в час, плавно потяните штурвал на себя и ждите отрыва от земли. ВАЖНО! Так как самолет упадет на землю на скорости 185 километров в час, нужно при взлете не допустить снижения скорости ниже 200! Когда вы тянете штурвал на себя, нос самолета задирается вверх, и крылья тормозят, самолет снижает скорость. Двигатели при этом разгоняют самолет. Важно не слишком сильно тянуть штурвал на себя, чтобы тяги двигателей хватало на увеличение скорости. Если скорость начала падать — приотпустите штурвал в нейтральное положение (чуть вперед). Если скорость растет — для набора высоты чуть подтяните штурвал на себя. Балансируйте штурвалом, чтобы и скорость не падала ниже 200. и высота росла при этом. Ваш помощник (второй пилот) всё это время будет вслух непрерывно произносить вам текущие скорость и высоту.

21. Помните, что взлет вы выполнили с выпущенными закрылками. На выпущенных закрылках можно лететь только с небольшой скоростью. Если вы разгонитесь слишком сильно — закрылки сломаются. Закрылки при взлете и посадке помогают лететь с минимальной скоростью, и при этом не допустить полного срыва потока и сваливания самолета в плоский штопор. Если на закрылках самолет летит еще не сваливаясь на скорости 185-200 км/ч, то без закрылок он может свалиться на скорости 210-230 км/ч. Поэтому сразу после взлета, пока закрылки выпущены, не превышайте скорости 260-270 км/ч. Если скорость доросла до 260 км/ч, посильнее потяните штурвал на себя — вы будете быстрее набирать высоту, но скорость при этом снизится, и закрылки не сломаются. Если вы уже набрали метров 500, можете немного уменьшить угол выпуска закрылков — примерно до 15-20 градусов. После уменьшения угла закрылков можно разограться уже до 300 километров в час. После чего можно совсем убрать закрылки и продолжить разгоняться. Но я рекомендую так и лететь на небольшом угле закрылков градусов 10-15, не разгоняясь больше 340 и не снижая скорость меньше 290 километров в час — чтобы у вас было больше времени на обдумывание ваших действий.

22. После набора высоты, отпустите штурвал в нейтральное положение. Чтобы самолет не слишком разгонялся, уберите немного газа потянув РУДы назад — примерно в положение 85% от максимального хода РУДов вперед. Если скорость великовата — потяните РУДы немного назад, если скорость падает до минимальной границы диапазона (290-340 км/ч) — подайте РУДы немного вперед.

23. Также у Вас есть ИНТЕРЦЕПТОРЫ — воздушные тормоза. Управляются они педальками. Обе педальки вместе нажали — из верхней части крыла вылезут закрылки, которые слегка начнут тормозить самолет об воздух, скорость начнет падать.

24. Теперь Вам нужно развернуться в направление полета к аэропорту назначения. Смотрите на Ваш GPS-навигатор. Чтобы самолет повернул, нужно действовать одновременно двумя органами управления: Например, для поворота направо нужно одновременно слегка нажать правую педальку и слегка повернуть штурвал как руль автомобиля вправо. Поворачивая штурвал вправо как руль, Вы накрениваете самолет вправо — правое крыло опускается, левое — поднимается. Но самолет еще не особо стремится повернуть вправо — нужно дополнительно нажать на правую педальку — на правом крыле выйдет воздушный тормоз, а на левом — нет. Самолет начнет поворачивать вправо: правое крыло начнет замедляться, левое — обгонять. Нельзя действовать только поворотом руля (штурвала) без педальки, а также нельзя нажимать только на одну педальку без одновременного поворота штурвала в ту же сторону. Потому что при нажатии только на одну педальку самолет начнет поворачивать вправо и опрокинется на левый бок, вы полетите кверх ногами (о воздушной аэробатике и высшем пилотаже на самолете я расскажу в слудующем мастер-классе, не здесь). Если вы только повернете штурвал вправо как руль без педальки — самолет накренится вправо и может свалиться на крыло — ведь проекция крыла на землю будет уменьшаться, и самолет начнет падать! Только одновременный поворот руля и нажатие педальки позволят развернуть самолет в нужную сторону.

Читайте также:  Беспроводные наушники для телефона aliexpress

25. При развороте постоянно следите за скоростью — во время разворота она обычно падает. Поэтому, если при развороте скорость приближается к минимальной из интервала (290-340 км/ч), увеличьте газ перемещением РУДов вперед. При росте скорости уменьшите газ перемещением РУДов назад. В повороте старайтесь не тянуть штурвал на себя и не отдавать от себя — поворачивайте в нейтральном положении. Есть и дополнительные методы поворота — без педалей (поворот штурвала вправо как руль и одновременное затягивание штурвала на себя), но в краткий курс управления самолетом дополнительные методы не входят.

26. Заранее перед подлетом к аэропорту назначения определите ориентацию ВПП относительно вас. Вам нужно подлететь к ВПП с торца. При этом, обязательно против ветра. Свяжитесь по рации с аэропортом и запросите у диспетчера погоду — направление ветра. Обычно все частоты диспетчеров всех окружающих аэропортов есть в специальной книжечке, которая находится на борту. Поищите ее и настройте рацию на диспетчера "Контроль", "Подлет", или "Круг". В Вашей ситуации пофиг с каким диспетчером вы свяжетесь — другого шанса на посадку всё равно не будет. Выясните направление ветра. Учтите, что в авиации ветер дует в противоположную сторону — если вам скажут ветер Северный, на самом деле ветер будет южным. Мы граждане привыкли ветер называть северным, если он дует с севера, а в авиации ветер называется северным, если дует с юга на север! Узнайте направление ветра в градусах и определите по навигатору, с какого торца ВПП вам нужно заходить на посадку, чтобы ветер дул в лицо, а не в спину. Выберите точку с того конца ВПП, с какого будете садиться, на расстоянии километров 100, летите в эту точку. В ней разворачивайтесь в направление аэропорта. У вас в запасе будет минут 15-20 подлета (с вашей скоростью), за это время вы, руководствуясь навигатором, должны выровнять ваш самолет, чтобы он летел строго в торец ВПП прямо по оси расположения ВПП. При необходимости доворачивайте влево-вправо, выравниваясь по оси ВПП и летя строго в ее торец.

27. Запросите диспетчера по рации об атмосферном давлении в аэропорту посадки, и на высотомере выставьте давление аэропорта посадки — чтобы высотомер показывал правильную высоту над ВПП аэропорта посадки. Этот пункт забыли сделать польские пилоты во время авиакатастрофы президентского самолета. Не забудьте вы!

28. Перед снижением нужно одновременно снизить скорость и довыпустить закрылки (механизацию крыла) до уровня 35-45 градусов. Переместите РУДы немного назад, скорость начнет плавно падать, и по мере ее падения потихоньку выпускайте закрылки, чтобы к скорости 240-260 км/час закрылки были выпущены на угол около 40 градусов. Если при этом скорость падает ниже — добавляйте газ перемещая РУДы вперед. Если скорость не падает, убавляйте газ перемещая РУДы назад.

29. Теперь всё готово к посадке. Снижение. Чуть уменьшите тягу двигателей. Скорость начнет падать, и самолет потихоньку начнет снижаться. Чуть (аккуратно!) оттолкните штурвал от себя — снижение усилится, но скорость при этом начнет расти. Слегка поджимая обе педальки вместе, аккуратно притормаживайте растущую в снижении скорость воздушными тормозами. Если скорость растет сильно — еще уменьшите тягу двигателей чуть потянув РУДы назад. В кабине есть приборчик, показывающий скорость снижения — в метрах в секунду. Найдите его и держите значение в пределах 2-7 метров в секунду. Если скорость снижения выше 7 м/с — переместите штурвал на себя и готовьтесь добавлять падающую скорость, чтобы она не упала ниже 240 км/ч. Добавлять падающую скорость можно отпустив обе педали тормоза, а если это не помогает — чуть увеличив газ перемещением РУДов вперед. Если скорость снижения ниже 2 м/с, чуть сильнее оттолкните штурвал от себя и готовьтесь снижать растущую скорость. Снизить растущую скорость можно поджав обе педальки тормоза, а если это не помогает — переместите РУДы назад, чтобы снизить тягу двигателей. Снижайтесь до высоты 80 метров, на которой прекратите снижение. Чтобы прекратить снижение, нужно отпустить штурвал в нейтральное положение, отпустить педали воздушных тормозов, и небольшим добавлением газа РУДами добиться полета без снижения и без набора высоты, и при этом не выйти на пределы скоростей 240-260 км/час. Если снижение продолжается, чуть потяните штурвал на себя, и РУДами регулируйте скорость. Если начался набор высоты — чуть оттолкните штурвал от себя и регулируйте скорость РУДами, а также притормаживайте интерцепторами — воздушными тормозами (педальками). И так и летите до того, как глазами увидите ВПП. Высоту 80-100 м поддерживайте штурвалом вперед-назад, при этом скорость поддерживайте РУДами и педальками.

30. Пока приближаетесь к ВПП, осмотрите РУДы. На них должен быть рычаг реверса. Он выглядит как откидывающийся от РУДа сзади рычажок, на нем должна быть надпись Реверс. Сразу после касания ВПП вам потребуется ввести в действие реверс, обдумайте как вы это будете делать. При касании нужно полностью убрать газ быстро потянув РУДы назад, затем вытащить с РУДа назад-вверх рычажок реверса, и прямо за рычажок реверса, поднятый вверх, снова быстро толкнуть РУДы вместе с поднятым рычажком реверса вперед на максимум. Но это будет только после касания шасси. Кстати, шасси после взлета мы не убирали — специально чтобы при посадке не отвлекаться на них. Мы специально не убирали до конца закрылки и не разгоняли самолет выше 340 км/ч. На бОльших скоростях шасси тоже могут сломаться. Мы летели потихоньку с выпущенными шасси, и теперь всё готово к посадке.

31. Вы увидели вдали торец (начало) ВПП за несколько километров. Вам нужно приступить к снижению до минимума, чтобы сразу в начале полосы коснуться ее и приземлиться. Уже нужно снизиться до высоты 20 метров, чтобы не перелететь ВПП. Больше опасности перелететь, чем недолететь. Важно на бреющем полете не задеть деревья перед торцом ВПП. Чуть уменьшите тягу РУДами, чуть отклоните штурвал от себя (не обязательно — самолет и без штурвала может приопустить нос и пойти на снижение как только вы снизите газ РУДами) чуть придавите педальки, тормозя самолет, чтобы не превысить скорость 240 км/час. На этой стадии снижения (на глиссаде) вам нужно одновременно снижать скорость самолета еще сильнее — до 200 км/час, но не ниже. Второй пилот (ваш друг) постоянно должен произносить скорость- высоту, а также третий параметр — скорость снижения! Скорость снижения на глиссаде должна быть не более 1-3 метров в секунду. Снижайтесь до высоты 20 метров, а непосредственно перед торцом — и до 10, 5 метров… В самом начале полосы высота должна быть 3 метра, скорость 190-200 км/ч. Убирайте РУДы в положение 20-30% от их хода, подтяните штурвал на себя — самолет сделает подушку (замедлится скорость снижения), также начнет снижаться скорость, самолет встретит полосу на скорости 180-185 км/час. Сразу после касания задвиньте РУДы назад до отказа, выдергивайте вверх рычаг реверса, и прямо за него вместе с ним снова РУДы вперед до отказа. Реверс начнет тормозить самолет. А Вы помогайте тормозить двумя педальками одновременно. Если самолет начнет уходить с центра полосы — теми же педальками рулите — для подруливания направо — отпустите левую педальку и подожмите правую. для подруливания налево отпустите правую педальку и подожмите левую. Для торможения нажмите обе педальки одновременно. После снижения скорости убирайте РУДы назад до отказа, продолжайте сбрасывать остаточную скорость педальками до полной остановки.

32. Поставьте самолет на ручной тормоз специальной педалькой чуть выше основных педалей.

33. Ожидайте подъезда полиции, которая уже выехала Вас арестовывать.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Если вы хотите безопасно (и законно) управлять самолетом, вам необходимо получить летное свидетельство пилота. Но если вы думаете, что однажды окажетесь в чрезвычайной ситуации, или вам просто любопытно, как все работает, умение управлять самолетом может оказаться очень кстати. Эта задача не из простых, а полное руководство займет несколько сотен страниц. Эта статья поможет вам понять, с чем вы столкнетесь во время первых тренировочных полетов.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *