0

В секции занималось только шесть студентов

Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в Р. п., а также сочетанием слов большинство, меньшинство, множество, несколько в Р. п.:

В кружке занима…тся пять учеников; Большинство делегатов уже прибыл…

1. Форма ЕД. Ч. предпочитается, если:

1) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей; Выросло пять кленов;

2) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек;

3) в составе подлежащего употреблено существительное со значением меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло несколько недель, До барьера осталось пять шагов;

4) в составе подлежащего составное числительное, оканчивающееся на один: Двадцать один ученик участво­вал в турпоходе;

5) в составе подлежащего составное числительное, обозначающее большое количество. Чем большее количество указывается, тем легче осмыслить это количество как одно целое: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали.

6)в составе подлежащего слова со значением ограничения только, лишь, всего: В кружок записалось всего пять человек.

7) в составе сказуемого глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие: На столе было три телефона.

2. Сказуемое во МН. Ч. обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если:

1) речь идет об определенном, известном субъекте: Нас провожали двое юношей, с которыми мы познакомились вчера;

2) в составе подлежащего числительные два, три, четыре: Три дома на вечерзовут (А. С. Пушкин); За коляскойбежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали оче­реди на отправление два состава;

3) если сказуемое именное: Большинство приехавших были ветераны; Большинство дверейбыли низки для его роста (Л. Андреев);

4) подлежащее имеет согласованное определение: Остальные пятеро студентов приехали позже;

5) есть однородные члены в составе подлежащего и сказуемого: Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы; Несколько ребят уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу;

6) подлежащее отделено от сказуемого другими словами: Десять студентов из числа участников олимпиады получили награды.

3. В некоторых случаях форма ед. или мн. числа выполняет смыслоразличительную функцию: 1) количество показы­вается как одно целое, имеется в виду совместное действие: Пять солдат отправилось в разведку (группой) и 2) подчеркивается раздельное совершение действия: Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием).

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащих, выраженных одушевленными существительными, например: Че­рез полчаса восемь вооруженных человеквошли в дом трактирщи­ка (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лоша­дей (он же). То же при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский).

4. При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько, а также при подлежащем, выраженном сочетанием слова часть с неодушевленным существительнымв Р. п. ска­зуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Мно­го книг стояло на полках. Ср. у писателей: Уже много каретпроехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвыуцелело (А. С. Пуш­кин); Сколько еще сказок и воспоминанийосталось в ее памяти. (М. Горький).

Реже в этих случаях употребляется форма множествен­ного числа сказуемого: Много огней и раньше и послеманили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глазсмот­рели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холод­ным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький).

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в Р. п.», сказуемое может иметь форму ед. и мн. ч.: Часть артистов выступила / выступили.

5. Брат с сестрой уехал в деревню или Брат с сестрой уехали в деревню?

Оба варианта правильны. Но это не значит, что они равнозначны. В предложении Брат с сестрой уехали в деревню основным действующим лицом (подлежащим) является брат, а сестра была сопутствующим лицом (грамматически выступает в роли дополнения). Ср.: И графиня со своими девушкамипошла за ширмами оканчивать свой туалет (А. С. Пушкин); Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Н. Толстой); После завтрака Сонечка вместе с Анисьей занималась переборкой ста­рых вещей. Н. Толстой).

В предложении Брат с сестрой уехали в деревню оба лица равно­правны в своих действиях, в роли подлежащего выступает сочетание брат с сестрой. Ср.: Вечером Раевский с сыном осторожно подошли к сво­ему дому (Н. Островский); Через пять минут на опустевшей площади возлеамбаров остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов).

6. Выберите форму числа сказуемого.

1. Множество рук стуч..т во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. 2. В секции занима..тся только десять человек. 3. Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержал.. точку зрения докладчика. 4. Четыре телефона зазвонил.. одновременно. 5. Первые шесть дней прошл.. незаметно. 6. Большинство уцелевших был.. изможденные и больные. 7. В стране выпуска..тся свыше 350 миллионов экземпляров газет и журналов. 8. На ремонт ушл.. семь банок краски. 9. Сколько студентовприсутствовал.. на семинаре?

1. Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. 2. В секции занимается только десять человек. 3. Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика. 4. Четыре телефона зазвонили одновременно. 5. Первые шесть дней прошли незаметно. 6. Большинство уцелевших были изможденные и больные. 7. В стране выпускается свыше 350 миллионов экземпляров газет и журналов. 8. На ремонт ушло семь банок краски. 9. Сколько студентовприсутствовало на семинаре?

Читайте также:  Доклад о жестком диске

7. Исправьте ошибки, если они есть.

1. На лекцию пришли только 15 человек. 2. Не менее двадцати человек посетили в это день выставку. 3. Часть жильцов переехали к родственникам. 3. Немало студентов приняли участие в научной конференции. 4. Большая часть отзывов были положительными. 5. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко показывает позицию правительства.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 990 . Нарушение авторских прав

Упражнение 174. Просклоняйте числительные.

1785, 957, 300, 40, полтора, обе, двое.

Упражнение175. Прочитайте числительные, употребляя их в нужном падеже.

1. В этом месяце железнодорожники перевезли более 11 800 тонн грузов. 2. Действие романа протекает на протяжении 400 лет. 3. В 1999 году инфляция приостановилась. 4. В 2005 году погода удивила всех: сплошные аномалии. 5. В митинге участвовало более 5 тысяч горожан.

Упражнение 176. Подчеркните нормативный вариант.

1. Для участия в соревнованиях намечено пригласить (двадцать один спортсмен, двадцать одного спортсмена).

2. В работу научного кружка вовлечено около (полтора десятка, полутора десятков) студентов.

3. Аптека находится совсем близко, в (полтораста шагов, полутораста шагах) отсюда.

4. В каждой группе занималось по (шесть, шести) человек.

5. На счетах хранилось по (миллиард, миллиарду) рублей.

6. Каждый ученик должен получить по (десять, десяти) учебников.

7. В каждом ряду по (пятьдесят, пятидесяти) мест.

8. Интересную книгу мы готовы читать по (несколько, нескольку) раз.

9. Эти события датируются (тысячей двухсотым, тысяча двухсотым) годом.

10. С тех пор прошло более (два десятилетия, двух десятилетий).

11. Ярко горели два (крайние, крайних) окна.

12. У (обоих, тех и у других) часов сломалась пружина.

Стилистическое использование глагола.

Упражнение 177. Образуйте форму повелительного наклонения следующих глаголов:

1. Ехать, лечь, ложиться, махать, напоить, чистить, пойти, лазить, накрыть, лазать.

2. Класть, положить, высыпать, выстроить, завлечь, брать, взять, дать, давать, прийти.

Упражнение 178. От приведенных глаголов образуйте (если возможно) формы 1-го лица единственного числа.

1. Затмить, блестеть, ваксить, жать (руку), жать (пшеницу), капать, жаждать, брести, уступить, смутить.

2. Галдеть, дудеть, басить, дерзить, победить, чудить, очутиться, убедить, разъяснить.

Упражнение 179. Раскройте скобки, выбирая один из предложенных глаголов. При наличии вариантов объясните свой выбор.

А)

1. Этот спортсмен хорошо (бежит – бегает) на короткие дистанции.

2. На этот раз, поднимаясь в горы, тяжелые вещи мы (везли – возили) на
лошадях.

3. В темноте трудно было угадать, куда (ведет – водит) нас наш проводник.

4. Опытный шофер превосходно (ведет – водит) машину.

5. Этот молодой человек хорошо (едет – ездит) на мотоцикле.

6. Каждый год во время каникул я (ехал – ездил) к своим родным.

7. Улитка (ползет – ползает) непостижимо медленно.

8. (Идите – ходите) быстрее, чтобы не опоздать на поезд.

Б)

1. Мяч низко (летит – летает) над сеткой и попадает прямо в руки
волейболиста.

2. На работу я обычно (еду – езжу) автобусом.

3. Кто-то неслышно (подошел – подходил) к двери.

4. Два года назад к нам (приехали – приезжали) родственники из Петербурга.

5. Какие-то люди (шли – ходили) по аллеям парка.

6. Высоко в небе, подгоняемые ветром, быстро (плывут – плавают) белые
облака.

7. Уже издалека было видно, что из трубы (шел – ходил) дым.

8. Весь день мальчишки (бежали – бегали) по двору и (гнали – гоняли) мяч.

Упражнение 180. Раскройте скобки, вместо инфинитива выберите подходящую глагольную форму; укажите возможные синонимические варианты, дайте их стилистическую оценку.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. И. Мы были довольны тем, что (избежать) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 14. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

Тема 4.4. Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании.

Упражнение 181. Укажите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.

1. Оценка знаний абитуриентов должна быть гибче, чем сейчас. 2. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми по отношению к детям. 3. Писатель показывает, как человек с самыми человеческими задатками теряет их. 4. Решение этой проблемы является наиболее важнейшей задачей. 5. Наши наблюдения показали, что все это требует наиболее серьезного подхода к делу. 6. Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 7.Пушкин сыграл очень выдающуюся роль в развитии русской литературы. 8. Моя сестра была бойчее меня. 9. Герой Шолохова не согласный с новой жизнью. 10. Герой повести всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Упражнение 182. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм прилагательных.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

2. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

3. Есть основания предполагать, что и ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

Читайте также:  Значение роботов в жизни человека

4. В истории фигурного катания эта пара сыграла выдающуюся роль.

5. Разработка этого месторождения сейчас является наиболее важнейшей задачей.

6. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочным и легким.

7. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

8. Манера чтения этого актера неудачная, несовременная.

9. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.

10. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.

Упражнение 183. В каких предложениях допущены ошибки, связанные с неудачным употреблением местоимений?

  1. Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец, собралась и отправилась в Ригу.
  2. Она спокойно обходилась без книг, без которых иные не мыслят своего
    существования.
  3. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.
  4. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!
  5. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать.
  6. – Что же я буду делать без ее! – сказал он с горечью. – Ради ее я был готов на все.
  7. Несмотря на разницу в возрасте, сестра казалась моложе него.
  8. Нину Ивановну невозможно представить без какого-либо занятия.
  9. Навстречу ему шло двое рабочих, один из их спросил: «Вас видел кто-нибудь на берегу озера?».
  10. Научный руководитель предложил студентам составить список своих работ.
  11. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
  12. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

Упражнение 184. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Устраните ошибки.

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем в отснятых по ним восемнадцати фильмах сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 6. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 7. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они подлежат уничтожению. 8. Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из них покончить (Из ученических сочинений).

Упражнение 185. Прочитайте примеры. Укажите ошибки в выборе и употреблении числительных, существительных и исправьте их.

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 2. Спутник вращался вокруг Земли 93 суток. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате. 4. В холле трое продолжают спорить, подойдем к этим троим абитуриентам. 5. Пароход опаздывал на пару часов, но двое женщин не уходили с причала, 6. Доходы в двух тысячи первом году не превысили 10,4 триллиона. 7. Учительницу надо поздравить с 8 Мартом. 8. К первому апрелю мы готовим веселую программу для вечера.

Упражнение 186. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением числительных.

1. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.

2. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания.

3. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.

4. Для урока труда нужно купить 34 ножниц.

5. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней.

6. 274 суток провели американцы на дрейфующей льдине.

7. У обоих ворот поломался замок.

8. Заключен контракт на поставку товара общей стоимостью тысячу
восемьсот долларов.

9. В тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году в Минске открылась первая линия метро протяженностью 8,6 километров.

10. В исторических свидетельствах Минск впервые упоминается более
девятьсот лет тому назад.

11. Расходы исчисляются далеко не одой тысячей рублей.

12. Несколько лет назад он мог бы приехать в город всего лишь с тысячей
рублями.

13. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не
превышает триста тысяч рублей.

14. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина па первое место вышла спортсменка с результатом 125.55 баллов.

Упражнение187. Исправьте предложения, укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредотачивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Поступавшие с мест сведения систематически использовывались для составления общих сводок. 10. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 11. Легкий морозец приятно щипет лицо и руки. 12. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диетический стол.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 70 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю. 4. К 1 апрелю тысяча девятьсот восемьдесят восьмому году Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 7.Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 9. У обоих часов сломалась пружина. 10. Декан вызвал к себе двадцать трех студентов, чтобы выяснить, почему большая половина из них выполняет курсовые работы с отставанием от графика. 11. При доигрывании партии выяснилось, что было три и более вариантов ее продолжения. 12. Летаргический сон продолжался 34 суток. 13. До начала весенних экзаменов осталось всего полтора учебного месяца. 14. Среди 21 студентов группы было 5 отличников. 15. В 24 секциях спортивного общества занимается около 4,6 тысяч молодёжи. 16. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четыреста восемьдесят пятью книгами. 17. В смене работает 56 швей; семеро из них выполняют две нормы в день. 18. За последний месяц в молодежные строительные бригады включилось 243 юношей и девушек. 19. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 20. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 21. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 22. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 23. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 24. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 25. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 26. Время существования в космосе второго спутника — 93 суток. 27. Неизвестный отстреливался с обоих рук, бросил бомбу, но был сражен подскочившим на мотоцикле начальником уголовного розыска Трепаловым. 28. По сравнению с тысяча сто сорока шестью трудными в орфографическом отношении словами, включенными в сборник диктантов, остальные представляются легкими. 29. Брошюра издана двадцать одна тысячным тиражом. 30. Кто читал роман, знает, что он сложен и многопланов, а время действия его протекает на протяжении 40 лет. 31. При задании пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда — почти половину объема его производства на личных пасеках жителей района. 32. Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 33. В 1995 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая. 34. Отдел сбыта в этот день погрузил и отправил два вагона и девять тонн молочных смесей «Малыш» и «Малютка». 35. Она ждала его полтора года и три месяца, а потом вышла замуж. 36. В семье старого якута было (3; сын); все (3) прекрасные охотники. 37. Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (3) приедет мать. 38. При барине неотлучно находились (2; слуга). 39. Их (4), все они ученицы балетной школы. 40. Так и обманули злого волка (3; поросёнок). 41. Метель не утихала в течение (3) суток. 42. Семинарские занятия вели (2; доцент). 43. Вторая мировая война началась в (1939) году. 44. (Пол-половину) школьного двора занимает площадка для игр; по (обоим-обеим) сторонам посажены деревья. 45. Все (17) с половиной километровое расстояние мы прошли за 4,5 (часов – часа). 46. (Пройдет – пройдут) еще пара месяцев, и начнется долгожданная весна. 47. (Последнюю полсотню метров – последние полсотни метров) спринтеры пробежали с молниеносной быстротой. 48. Издательство выпускает (дву- – двух-) и (тре- – трёх-) язычные словари. 49. Год приблизительно равен 365 и ¼ (суткам – суток). 50. В начале учебного года ученикам было дано по (10 тетрадей), по (5 цветных карандашей), по (6 ластиков). 51. Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг). 52. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 53. Разность между (87) и (58) составляет двадцать девять. 54. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 55. Вес искусственного спутника Земли был равен (1327 кг). 56. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба-обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 57. В эту суровую зиму стае волков пришлось по (много-многу) дней бродить в поисках пищи. 58. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 59. На дорогу у нас ушло (полтора-полторы) суток. 60. В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов. 61. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей). 62. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 63. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю всех своих (24 однокурсника). 64. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 65. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 66. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие (22 саней) и (три розвальни). 67. Больная мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (4; сирота).

Читайте также:  Высокоскоростной жесткий диск для компьютера

Форма творительного падежа числительного 898

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

В секции занималось только шесть студентов

Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в Р. п., а также сочетанием слов большинство, меньшинство, множество, несколько в Р. п.:

В кружке занима…тся пять учеников; Большинство делегатов уже прибыл…

1. Форма ЕД. Ч. предпочитается, если:

1) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей; Выросло пять кленов;

2) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек;

3) в составе подлежащего употреблено существительное со значением меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло несколько недель, До барьера осталось пять шагов;

4) в составе подлежащего составное числительное, оканчивающееся на один: Двадцать один ученик участво­вал в турпоходе;

5) в составе подлежащего составное числительное, обозначающее большое количество. Чем большее количество указывается, тем легче осмыслить это количество как одно целое: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали.

6)в составе подлежащего слова со значением ограничения только, лишь, всего: В кружок записалось всего пять человек.

7) в составе сказуемого глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие: На столе было три телефона.

2. Сказуемое во МН. Ч. обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если:

1) речь идет об определенном, известном субъекте: Нас провожали двое юношей, с которыми мы познакомились вчера;

2) в составе подлежащего числительные два, три, четыре: Три дома на вечерзовут (А. С. Пушкин); За коляскойбежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали оче­реди на отправление два состава;

3) если сказуемое именное: Большинство приехавших были ветераны; Большинство дверейбыли низки для его роста (Л. Андреев);

4) подлежащее имеет согласованное определение: Остальные пятеро студентов приехали позже;

5) есть однородные члены в составе подлежащего и сказуемого: Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы; Несколько ребят уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу;

6) подлежащее отделено от сказуемого другими словами: Десять студентов из числа участников олимпиады получили награды.

3. В некоторых случаях форма ед. или мн. числа выполняет смыслоразличительную функцию: 1) количество показы­вается как одно целое, имеется в виду совместное действие: Пять солдат отправилось в разведку (группой) и 2) подчеркивается раздельное совершение действия: Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием).

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащих, выраженных одушевленными существительными, например: Че­рез полчаса восемь вооруженных человеквошли в дом трактирщи­ка (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лоша­дей (он же). То же при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский).

4. При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько, а также при подлежащем, выраженном сочетанием слова часть с неодушевленным существительнымв Р. п. ска­зуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Мно­го книг стояло на полках. Ср. у писателей: Уже много каретпроехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвыуцелело (А. С. Пуш­кин); Сколько еще сказок и воспоминанийосталось в ее памяти. (М. Горький).

Реже в этих случаях употребляется форма множествен­ного числа сказуемого: Много огней и раньше и послеманили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глазсмот­рели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холод­ным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький).

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в Р. п.», сказуемое может иметь форму ед. и мн. ч.: Часть артистов выступила / выступили.

5. Брат с сестрой уехал в деревню или Брат с сестрой уехали в деревню?

Оба варианта правильны. Но это не значит, что они равнозначны. В предложении Брат с сестрой уехали в деревню основным действующим лицом (подлежащим) является брат, а сестра была сопутствующим лицом (грамматически выступает в роли дополнения). Ср.: И графиня со своими девушкамипошла за ширмами оканчивать свой туалет (А. С. Пушкин); Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Н. Толстой); После завтрака Сонечка вместе с Анисьей занималась переборкой ста­рых вещей. Н. Толстой).

В предложении Брат с сестрой уехали в деревню оба лица равно­правны в своих действиях, в роли подлежащего выступает сочетание брат с сестрой. Ср.: Вечером Раевский с сыном осторожно подошли к сво­ему дому (Н. Островский); Через пять минут на опустевшей площади возлеамбаров остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов).

6. Выберите форму числа сказуемого.

1. Множество рук стуч..т во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. 2. В секции занима..тся только десять человек. 3. Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержал.. точку зрения докладчика. 4. Четыре телефона зазвонил.. одновременно. 5. Первые шесть дней прошл.. незаметно. 6. Большинство уцелевших был.. изможденные и больные. 7. В стране выпуска..тся свыше 350 миллионов экземпляров газет и журналов. 8. На ремонт ушл.. семь банок краски. 9. Сколько студентовприсутствовал.. на семинаре?

1. Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. 2. В секции занимается только десять человек. 3. Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика. 4. Четыре телефона зазвонили одновременно. 5. Первые шесть дней прошли незаметно. 6. Большинство уцелевших были изможденные и больные. 7. В стране выпускается свыше 350 миллионов экземпляров газет и журналов. 8. На ремонт ушло семь банок краски. 9. Сколько студентовприсутствовало на семинаре?

Читайте также:  Доклад о жестком диске

7. Исправьте ошибки, если они есть.

1. На лекцию пришли только 15 человек. 2. Не менее двадцати человек посетили в это день выставку. 3. Часть жильцов переехали к родственникам. 3. Немало студентов приняли участие в научной конференции. 4. Большая часть отзывов были положительными. 5. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко показывает позицию правительства.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 990 . Нарушение авторских прав

Упражнение 174. Просклоняйте числительные.

1785, 957, 300, 40, полтора, обе, двое.

Упражнение175. Прочитайте числительные, употребляя их в нужном падеже.

1. В этом месяце железнодорожники перевезли более 11 800 тонн грузов. 2. Действие романа протекает на протяжении 400 лет. 3. В 1999 году инфляция приостановилась. 4. В 2005 году погода удивила всех: сплошные аномалии. 5. В митинге участвовало более 5 тысяч горожан.

Упражнение 176. Подчеркните нормативный вариант.

1. Для участия в соревнованиях намечено пригласить (двадцать один спортсмен, двадцать одного спортсмена).

2. В работу научного кружка вовлечено около (полтора десятка, полутора десятков) студентов.

3. Аптека находится совсем близко, в (полтораста шагов, полутораста шагах) отсюда.

4. В каждой группе занималось по (шесть, шести) человек.

5. На счетах хранилось по (миллиард, миллиарду) рублей.

6. Каждый ученик должен получить по (десять, десяти) учебников.

7. В каждом ряду по (пятьдесят, пятидесяти) мест.

8. Интересную книгу мы готовы читать по (несколько, нескольку) раз.

9. Эти события датируются (тысячей двухсотым, тысяча двухсотым) годом.

10. С тех пор прошло более (два десятилетия, двух десятилетий).

11. Ярко горели два (крайние, крайних) окна.

12. У (обоих, тех и у других) часов сломалась пружина.

Стилистическое использование глагола.

Упражнение 177. Образуйте форму повелительного наклонения следующих глаголов:

1. Ехать, лечь, ложиться, махать, напоить, чистить, пойти, лазить, накрыть, лазать.

2. Класть, положить, высыпать, выстроить, завлечь, брать, взять, дать, давать, прийти.

Упражнение 178. От приведенных глаголов образуйте (если возможно) формы 1-го лица единственного числа.

1. Затмить, блестеть, ваксить, жать (руку), жать (пшеницу), капать, жаждать, брести, уступить, смутить.

2. Галдеть, дудеть, басить, дерзить, победить, чудить, очутиться, убедить, разъяснить.

Упражнение 179. Раскройте скобки, выбирая один из предложенных глаголов. При наличии вариантов объясните свой выбор.

А)

1. Этот спортсмен хорошо (бежит – бегает) на короткие дистанции.

2. На этот раз, поднимаясь в горы, тяжелые вещи мы (везли – возили) на
лошадях.

3. В темноте трудно было угадать, куда (ведет – водит) нас наш проводник.

4. Опытный шофер превосходно (ведет – водит) машину.

5. Этот молодой человек хорошо (едет – ездит) на мотоцикле.

6. Каждый год во время каникул я (ехал – ездил) к своим родным.

7. Улитка (ползет – ползает) непостижимо медленно.

8. (Идите – ходите) быстрее, чтобы не опоздать на поезд.

Б)

1. Мяч низко (летит – летает) над сеткой и попадает прямо в руки
волейболиста.

2. На работу я обычно (еду – езжу) автобусом.

3. Кто-то неслышно (подошел – подходил) к двери.

4. Два года назад к нам (приехали – приезжали) родственники из Петербурга.

5. Какие-то люди (шли – ходили) по аллеям парка.

6. Высоко в небе, подгоняемые ветром, быстро (плывут – плавают) белые
облака.

7. Уже издалека было видно, что из трубы (шел – ходил) дым.

8. Весь день мальчишки (бежали – бегали) по двору и (гнали – гоняли) мяч.

Упражнение 180. Раскройте скобки, вместо инфинитива выберите подходящую глагольную форму; укажите возможные синонимические варианты, дайте их стилистическую оценку.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. И. Мы были довольны тем, что (избежать) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 14. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

Тема 4.4. Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании.

Упражнение 181. Укажите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.

1. Оценка знаний абитуриентов должна быть гибче, чем сейчас. 2. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми по отношению к детям. 3. Писатель показывает, как человек с самыми человеческими задатками теряет их. 4. Решение этой проблемы является наиболее важнейшей задачей. 5. Наши наблюдения показали, что все это требует наиболее серьезного подхода к делу. 6. Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 7.Пушкин сыграл очень выдающуюся роль в развитии русской литературы. 8. Моя сестра была бойчее меня. 9. Герой Шолохова не согласный с новой жизнью. 10. Герой повести всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

Упражнение 182. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм прилагательных.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

2. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

3. Есть основания предполагать, что и ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

Читайте также:  Бесплатный диктофон для записи звонков на айфоне

4. В истории фигурного катания эта пара сыграла выдающуюся роль.

5. Разработка этого месторождения сейчас является наиболее важнейшей задачей.

6. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочным и легким.

7. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

8. Манера чтения этого актера неудачная, несовременная.

9. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.

10. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.

Упражнение 183. В каких предложениях допущены ошибки, связанные с неудачным употреблением местоимений?

  1. Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец, собралась и отправилась в Ригу.
  2. Она спокойно обходилась без книг, без которых иные не мыслят своего
    существования.
  3. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.
  4. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!
  5. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать.
  6. – Что же я буду делать без ее! – сказал он с горечью. – Ради ее я был готов на все.
  7. Несмотря на разницу в возрасте, сестра казалась моложе него.
  8. Нину Ивановну невозможно представить без какого-либо занятия.
  9. Навстречу ему шло двое рабочих, один из их спросил: «Вас видел кто-нибудь на берегу озера?».
  10. Научный руководитель предложил студентам составить список своих работ.
  11. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
  12. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

Упражнение 184. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Устраните ошибки.

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем в отснятых по ним восемнадцати фильмах сериала. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 5. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 6. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 7. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они подлежат уничтожению. 8. Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из них покончить (Из ученических сочинений).

Упражнение 185. Прочитайте примеры. Укажите ошибки в выборе и употреблении числительных, существительных и исправьте их.

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 2. Спутник вращался вокруг Земли 93 суток. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате. 4. В холле трое продолжают спорить, подойдем к этим троим абитуриентам. 5. Пароход опаздывал на пару часов, но двое женщин не уходили с причала, 6. Доходы в двух тысячи первом году не превысили 10,4 триллиона. 7. Учительницу надо поздравить с 8 Мартом. 8. К первому апрелю мы готовим веселую программу для вечера.

Упражнение 186. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением числительных.

1. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.

2. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания.

3. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.

4. Для урока труда нужно купить 34 ножниц.

5. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней.

6. 274 суток провели американцы на дрейфующей льдине.

7. У обоих ворот поломался замок.

8. Заключен контракт на поставку товара общей стоимостью тысячу
восемьсот долларов.

9. В тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году в Минске открылась первая линия метро протяженностью 8,6 километров.

10. В исторических свидетельствах Минск впервые упоминается более
девятьсот лет тому назад.

11. Расходы исчисляются далеко не одой тысячей рублей.

12. Несколько лет назад он мог бы приехать в город всего лишь с тысячей
рублями.

13. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не
превышает триста тысяч рублей.

14. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина па первое место вышла спортсменка с результатом 125.55 баллов.

Упражнение187. Исправьте предложения, укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредотачивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Поступавшие с мест сведения систематически использовывались для составления общих сводок. 10. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 11. Легкий морозец приятно щипет лицо и руки. 12. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диетический стол.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 70 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю. 4. К 1 апрелю тысяча девятьсот восемьдесят восьмому году Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 7.Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 9. У обоих часов сломалась пружина. 10. Декан вызвал к себе двадцать трех студентов, чтобы выяснить, почему большая половина из них выполняет курсовые работы с отставанием от графика. 11. При доигрывании партии выяснилось, что было три и более вариантов ее продолжения. 12. Летаргический сон продолжался 34 суток. 13. До начала весенних экзаменов осталось всего полтора учебного месяца. 14. Среди 21 студентов группы было 5 отличников. 15. В 24 секциях спортивного общества занимается около 4,6 тысяч молодёжи. 16. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четыреста восемьдесят пятью книгами. 17. В смене работает 56 швей; семеро из них выполняют две нормы в день. 18. За последний месяц в молодежные строительные бригады включилось 243 юношей и девушек. 19. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 20. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 21. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 22. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 23. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 24. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 25. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 26. Время существования в космосе второго спутника — 93 суток. 27. Неизвестный отстреливался с обоих рук, бросил бомбу, но был сражен подскочившим на мотоцикле начальником уголовного розыска Трепаловым. 28. По сравнению с тысяча сто сорока шестью трудными в орфографическом отношении словами, включенными в сборник диктантов, остальные представляются легкими. 29. Брошюра издана двадцать одна тысячным тиражом. 30. Кто читал роман, знает, что он сложен и многопланов, а время действия его протекает на протяжении 40 лет. 31. При задании пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда — почти половину объема его производства на личных пасеках жителей района. 32. Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 33. В 1995 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая. 34. Отдел сбыта в этот день погрузил и отправил два вагона и девять тонн молочных смесей «Малыш» и «Малютка». 35. Она ждала его полтора года и три месяца, а потом вышла замуж. 36. В семье старого якута было (3; сын); все (3) прекрасные охотники. 37. Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (3) приедет мать. 38. При барине неотлучно находились (2; слуга). 39. Их (4), все они ученицы балетной школы. 40. Так и обманули злого волка (3; поросёнок). 41. Метель не утихала в течение (3) суток. 42. Семинарские занятия вели (2; доцент). 43. Вторая мировая война началась в (1939) году. 44. (Пол-половину) школьного двора занимает площадка для игр; по (обоим-обеим) сторонам посажены деревья. 45. Все (17) с половиной километровое расстояние мы прошли за 4,5 (часов – часа). 46. (Пройдет – пройдут) еще пара месяцев, и начнется долгожданная весна. 47. (Последнюю полсотню метров – последние полсотни метров) спринтеры пробежали с молниеносной быстротой. 48. Издательство выпускает (дву- – двух-) и (тре- – трёх-) язычные словари. 49. Год приблизительно равен 365 и ¼ (суткам – суток). 50. В начале учебного года ученикам было дано по (10 тетрадей), по (5 цветных карандашей), по (6 ластиков). 51. Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг). 52. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 53. Разность между (87) и (58) составляет двадцать девять. 54. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 55. Вес искусственного спутника Земли был равен (1327 кг). 56. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба-обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 57. В эту суровую зиму стае волков пришлось по (много-многу) дней бродить в поисках пищи. 58. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 59. На дорогу у нас ушло (полтора-полторы) суток. 60. В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов. 61. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей). 62. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 63. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю всех своих (24 однокурсника). 64. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 65. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 66. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие (22 саней) и (три розвальни). 67. Больная мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (4; сирота).

Читайте также:  Высокоскоростной жесткий диск для компьютера

Форма творительного падежа числительного 898

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *