0

Выправь текст или исправь текст

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

  • любимые ПРОФЕССОРА
  • НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
  • в ДВУХСТАХ метрах
  • на ИХ территории
  • ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и найдите ошибку, если она есть.

Лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА – существительное (профессор) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно быть ударное окончание . Ошибки нет.

НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил – наречие в превосходной степени сравнения, составная форма: (как?) решительно + наиболее. Ошибки нет.

Читайте также:  Вконтакте компьютерная версия на компьютере полная

В ДВУХ­СТАХ мет­рах – сложное числительное ( двести ) в предложном падеже, при склонении должны изменяться обе части. Ошибки нет.

На ИХ тер­ри­то­рии – притяжательное местоимение в предложном падеже. Формы ихней в русском языке не существует. Ошибки нет.

ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко – страдательное причастие прошедшего времени. Это причастие совершенного вида (яблоко уже обгрызли), значит, оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать?) обгрызть , а не (что делать?) обгрызать (несовершенный вид). В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени перед -НН- сохраняется гласная А(Я), если она стоит перед –ТЬ в неопределённой форме глагола, и гласная Е – в других случаях. Так как в глаголе обгрызть перед -ТЬ нет гласной А(Я), значит, в причастии надо писать букву Е – обгрызенный . В образовании этого слова допущена ошибка. Кор­рект­но: об­гры­зен­ное яб­ло­ко .

Правильный ответ: ОБ­ГРЫ­ЗЕН­НОЕ

В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и найдите ошибку, если она есть.

Боль­ше ШЕ­СТИ­СТА руб­лей – сложное числительное ( шестьсот ) в родительном падеже, при склонении должны изменяться обе части. При образовании формы слова допущена ошибка. Кор­рект­но: более ше­сти­сот руб­лей.

Нет МЕСТ – существительное среднего рода ( место ) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

ПРО­ИГ­РАВ вступ­ле­ние – деепричастие, образованное от глагола совершенного вида ( проиграть ) при помощи суффикса . Ошибки нет.

Скучает по НАС – местоимение ( мы ) в дательном падеже. По нормам русского языка должно оканчиваться на . Ошибки нет.

Вкус­ные ТОРТЫ – существительное ( торт ) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

Правильный ответ: ШЕ­СТИ­СОТ

В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и найдите ошибку, если она есть.

Не­сколь­ко НОЖ­НИЦ – существительное ( ножницы ), имеющее только форму множественного числа, в родительном падеже. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

Читайте также:  Вейвлет преобразование для чайников

Уме­лые ПО­ВА­РА – существительное ( повар ) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь ударное окончание . Ошибки нет.

ДВОЕ по­дру­жек – собирательное числительное в именительном падеже + существительное во множественном числе. Это ошибка, так как такие числительные не употребляются с существительными женского рода ( подружка ). Корректно говорить: две подружки .

В ПО­ЛУ­ТО­РА часах – дробное числительное ( полтора ) в предложном падеже. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, должно иметь форму полутора . Ошибки нет.

Пять БАРЫШЕНЬ – существительное ( барышня ) во множественном числе в родительном падеже. Существительное на -НЯ. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

Правильный ответ: ДВЕ

В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и найдите ошибку, если она есть.

ВЫ­ПРАВЬ текст – повелительная форма глагола выправить . Образован с помощью приставки от глагола править , который в повелительном наклонении имеет форму ПРАВЬ , а не прави . Значит, и в слове выправь сохраняется мягкий знак. Ошибки нет.

Не­сколь­ко ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ – существительное среднего рода ( полотенце ), оканчивающееся на -ЦЕ, во множественном числе в родительном падеже. Должно оканчиваться на -ЕЦ. Ошибки нет.

Пара ТУФ­ЛЕЙ – существительное женского рода ( ту̀фля ) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. В образовании формы слова допущена ошибка, корректно говорить: пара туфель .

Ста­рые ПРО­ПУСКА (документы) – существительное мужского рода ( пропуск ) во множественном числе в именительном падеже. В значении «документы» должно иметь ударное окончание , в отличие от значения «прогулы, пробелы», в котором будет безударное окончание (пропуски уроков). Ошибки нет.

Новые ВЫ­БО­РЫ – существительное мужского рода ( выбор ) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

Правильный ответ: ТУ­ФЕЛЬ

В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

  • ЛЯГТЕ на пол
  • опытные ШОФЁРЫ
  • к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году
  • конфликт БОЛЕЕ ГЛУБОЧАЙШИЙ
  • пара БОТИНОК

Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и найдите ошибку, если она есть.

Читайте также:  Записать образ windows на флешку mac

ЛЯГТЕ на пол – повелительная форма глагола совершенного вида лечь , у которого происходит чередование корня. По нормам русского языка в единственном числе глагол должен иметь форму ты ляг , во множественном числе – вы лягте . (Несовершенный вид: ложиться – ложись – ложитесь .) Ошибки нет.

Опыт­ные ШОФЁРЫ – существительное мужского рода ( шофёр ) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

К ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году – составное числительное, порядковое, в дательном падеже. При склонении подобных числительных изменяется только последнее слово, а часть две тысячи не изменяется, в отличие от количественных числительных, в которых по падежам изменяется каждое слово ( к двум тысячам семнадцати книгам ). Ошибки нет.

Кон­фликт БОЛЕЕ ГЛУ­БО­ЧАЙ­ШИЙ – составная форма сравнительной степени имени прилагательного. Образуется из двух слов: более + начальная форма прилагательного. Допущена ошибка, так как начальная форма прилагательного – глубокий . А слово глубочайший – это простая форма превосходной степени сравнения, которую нельзя смешивать со словом из составной формы. Кор­рект­но говорить: более глу­бо­кий .

Пара БО­ТИ­НОК – существительное, обозначающее парный предмет ( ботинки ), во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

Правильный ответ: БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ

Почему "Выправь текст" является ошибкой и так не говорят и не пишут? Как тогда правильно писать? Или выправь вообще не употребляется со словом текст?

1 ответ 1

ИЗ СЛОВАРЯ: Выправить; что. Внести необходимые исправления, правку во что-н. В. рукопись. В. корректуру. Выправь и выправи; св. что.

В грамматике-80 приводится правило выбора суффикса И/нулевого суффикса при образовании формы повелительного наклонения.

Форма повел. наклонения образуется от основы настоящего времени:

1) если в 1-ом лице ударение падает на окончание, то обычно используется суффикс И: пишу – пиши.

2) если в 1-ом лице ударение падает на основу, то обычно используется нулевой суффикс: читаю- читай, режу – режь. Исключение: а) скопление согласных: помню – помни, морщу – морщи. в) приставка ВЫ: несУ – вЫнесу – вЫнеси, гоню – выгоню – выгони (приставка ВЫ перетягивает на себя ударение,выбор делается для бесприставочного глагола).

3) В некоторых случаях возможны ВАРИАНТЫ, причем нулевой суффикс чаще используется в разговорной речи, а суффикс И – в остальных случаях: выставить – выставлю – выстави/выставь.

1) Править – прАвлю – правь, испрАвить – испрАвлю – исправь.

2) Выправить – выправлю – выправь, нулевой суффикс – это вариант по правилу.

3) Выправи – суффикс И как вариант, И в словаре он занимает ВТОРУЮ позицию.

4) И здесь начинается конфликт двух форм: нулевой суффикс выбран по правилу, но он имеет разговорный характер; суффикс И не соответствует правилу, но при этом не разговорный, а как бы книжный и нейтральный.

ВЫВОД: Можно использовать обе формы, но вариант "выправь" встречается чаще, имеет смысл считать его основным. "Да билетец, билетец-то выправь" (М. Салтыков-Щедрин).

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *