0

Зачем нужна звуковая карта для записи музыки

Содержание

Для домашней звукозаписи этого более чем достаточно.

А теперь : зачем используют какие-то специфические внешние карты:

у них есть инструментальный вход для электрогитары и вход для микрофона.
Для электрогитар и пр. инструментов нужен очень высокоомный вход, у встройки сопр-е входов низкое, качество звука с пассивных звукоснимателей очень сильно ухудшится ( будет мутным и бубнящим из-за индуктивности датчиков) .
Микрофонный вход таких карт так же оснащается своим, более качественным, чем во встройках, предусилителем регулируемым, и так же может быть как опция – фантомное питание (48 вольт) для высококачественных конденсаторных микрофонов.

Еще такие карты для звукозаписи поддерживают режим ASIO . В винде по умолчанию вводом-выводом и обработкой занимается direct sound и пр. драйвер звука, они дают очень большую задержку между входом и выходом звука при обработке программами, и обработка в реальном времени невозможна – будут задержки.

ASIO драйвер работает без виндовых "посредников" и позволяет почти без задержки выводить обработанный сигнал, то есть можно обрабатывать звук различными плагинами эффектов в реальном времени, т. е. использовать софтовые гитарные процессоры в реальном времени .

Если этого не требуется, то встроенной карты будет более чем достаточно.

Если у тебя есть внешний гитарный процессор или ты снимаешь звук с комбика динамическим микрофоном – то и без внешней звуковухи можно обойтись.

Кстати, есть куча плагинов для гитар, для работы с гитарными импульсами. То есть можно писать в линию прям с примочки, и потом сэмулировать любой гитарный кабинет.

Про сведение и мастеринг: для этого не нужна специализированная карта, для этого нужны качественные мониторные наушники, программа – аудиоредактор многодорожечная и все.

Эта статья для тех, кто только решил обзавестись внешней звуковой картой, либо хочет заменить устаревший девайс. Разберемся в характеристиках, на основе которых стоит делать выбор, и рассмотрим основные модели, удобные для домашнего использования

  • 19 июля 2018 13138
  • Артур Кулаков

Популярное

Как это снято: «Девчата»

Как это снято: «Сонная Лощина»

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

«Дракула Брэма Стокера»: создание эффектов без компьютерной графики

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

Во-первых, зачем нужна звуковая карта?

Задача любой звуковой карты — перевод цифровых данных в аналоговый сигнал, который можно вывести на источник воспроизведения, а также перевод аналогового сигнала в цифровые данные для записи. За это отвечают ЦАП и АЦП (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователи).


Фото: Wes Hicks

Ни один из компьютеров не оснащен встроенными 6-миллиметровыми jack- или xlr-разъемами. Звуковая карта, в свою очередь, дает возможность подключить и записать любой музыкальный электроинструмент, микрофон и так далее. Многие модели также оборудованы midi и прочими разъемами, что позволяет через них подключить и другие девайсы.

Почему встроенной в компьютер звуковой карты недостаточно

Работая со встроенной картой, вы обнаружите несколько особенностей:

  • возможна запись только одного источника сигнала единовременно;
  • возможна задержка сигнала, сбои, запись фоновых шумов и наводок (особенно это актуально в системных блоках с шумными кулерами).

Эти два фактора — основные препятствия для создания качественной записи. Если вы с ними столкнулись, пора приступить к выбору внешней звуковой карты.

Внешняя карта поможет разгрузить процессор компьютера.

При работе со звуковой картой, встроенной в компьютер, расходуется ощутимое количество ресурсов не только процессора, но и оперативной памяти. Внешняя звуковая карта берет на себя работу с входящим и исходящим звуком, уменьшает задержку во время записи, позволяет записывать и микшировать несколько источников звука сразу.


Фото: James Baldwin

Уменьшать задержку и увеличивать качество записи на внешних звуковых картах помогает звуковой драйвер ASIO.

ASIO (audio stream input/output) — драйвер ввода и вывода потоковых данных, разработанный компанией Steinberg. ASIO получил широкое распространение, и большая часть внешних звуковых карт использует именно этот протокол передачи данных. При передаче аудиопотока девайс обеспечивает высокую точность работы и низкие уровни задержки звука. ASIO позволяет принимать или воспроизводить звук напрямую через звуковую карту, избегая звуковой подсистемы вашего компьютера.

Основные характеристики внешних звуковых карт

Они могут отличаться по способу подключения. Самый распространенный — USB. Звуковые карты для Mac могут подключаться по thunderbolt/type-C разъемам. Также существуют звуковые карты firewire — высокая скорость передачи данных по этой шине позволяет комфортно работать, но так как данным разъемом компьютеры комплектуются все реже, производители практически перестали выпускать модели звуковых карт с таким способом подключения. На вторичном рынке еще можно найти интересные девайсы с firewire-разъемом, но перед покупкой стоит озадачиться поиском нужного переходника для подключения карты к компьютеру.


Roland Quad-Capture / Фото: Roland

Карты могут отличаться по разрядности ЦАПАЦП. Среднее значение на рынке — 24 bit. Чем выше показатель — тем качественнее может быть запись.

Чем выше частота ЦАП, тем лучшего качества будет запись. Стандарт audio CD (44.1 кГц) уже давно стал рыночным.

Важно соотношение сигналшум:

  • в картах начального уровня оно равно 75-90 дБ;
  • в хороших картах средней и высокой ценовой категории — 90-100 дБ;
  • в картах PRO-уровня для студий звукозаписи — 100-114 дБ.

Еще одна немаловажная характеристика — коэффициент гармонических искажений сигнала ЦАПАЦП. Чем цифра меньше, тем чище звук будет на выходе. Самое оптимальное значение для внешней звуковой карты — 0.001%-0.0009%.

Карты могут различаться по количеству и типу встроенных разъемов.

Если вы планируете использовать конденсаторный микрофон, то нужно обратить внимание на модели, в которых есть не только xlr-вход, но и встроенный предусилитель с фантомным питанием. Для записи музыкальных инструментов (например гитары), вам понадобится девайс, у которого в наличии есть инструментальный вход с высоким сопротивлением — Hi-Z. В некоторых звуковых картах он совмещен с другими и может активироваться нажатием кнопки. Если вы планируете подключать midi-оборудование, то звуковые карты, в которых присутствует midi in/out, — это ваш выбор.


PRESONUS AudioBox iTwo / Фото: PRESONUS

Также стоит сразу решить, в каких условиях производить запись. Помимо технически важных параметров стоит обратить внимание на вес и размер звуковой карты. Это отражается на удобстве транспортировки. Здесь не может быть одного мнения — опирайтесь на ваши личные ощущения. Но помните — более мобильные устройства оснащены меньшим количеством входов и выходов и более простыми ЦАП/АЦП.

Читайте также:  Блютуз гарнитура для телефона как подключить

Переходим к выбору

Так как USB — самый распространенный и универсальный способ подключения (все компьютеры имеют этот разъем или возможность его подключения), рассмотрим именно эти звуковые карты.

В работе они имеют единственный, хотя и весьма условный недостаток — скорость передачи данных. Обычно она не выше 480 мбит/с, так как подключение осуществляется через USB 2.0. Вероятнее всего, вы вряд ли превысите данный порог. А если вы знаете заранее, что вам нужны другие мощности, то стоит рассмотреть звуковые карты, подключающиеся по разъему firewire или thunderbolt/type-C, — правильный выбор интерфейса напрямую зависит от тех задач, которые вы ставите.

Lexicon alpha


Фото: Lexicon

Внешняя звуковая карта начального уровня, которая имеет все необходимые входы и выходы для записи и поддерживает запись — 24-bit/48kHz. Для начинающих или не очень требовательных пользователей — это хороший и практичный вариант. Важно — Lexicon Alpha не работает в операционной системе macOS X El Capitan и новее, так как поддержка устройства со стороны компаний Apple и Lexicon закончилась .

PRESONUS AudioBox iOneiTwo

PRESONUS AudioBox iOne / Фото: PRESONUS

PRESONUS AudioBox iTwo / Фото: PRESONUS

Behringer U-PHORIA UMC204HD


Фото: Behringer

Карта достаточно универсальна в работе, имеет невысокую стоимость. Оснащена фантомным питанием, двумя независимыми выходами и фирменными предусилителями. Из минусов — не самый удобный отклик при регулировке громкости, а при больших нагрузках карта может нуждаться в перезапуске.

Mackie Onyx Blackjack


Фото: Mackie

Карта из серии флагманских продуктов компании. Визуально больше похожа на звукорежиссерский пульт Mackie, тем и привлекает покупателя.. Внутри все тоже весьма интересно — ЦАП/АЦП-преобразователи высокого класса, ди-бокс, фантомное питание и фирменная система мониторинга записи, в которой практически отсутствует задержка.

Focusrite Scarlett solo/2i2/2i4 2nd gen


Фото: Focusrite

Звуковые карты серии Scarlett фирмы Focusrite — одни из самых популярных на рынке. Все благодаря качеству звучания, удобству управления, запоминающемуся дизайну. Музыканты часто используют ее и для живых выступлений. Высокое качество достигается благодаря фирменным микрофонным предусилителям Focusrite. Карта имеет прочный корпус и ее легко взять с собой и записываться где удобно.

Отличаются модели серии Scarlett размерами и количеством входов и выходов. Focusrite предлагает готовые наборы для звукозаписи, основанные на этих звуковых картах. В комплект входят наушники, микрофон и кабель подключения.

Roland UA-55 Quad-Capture


Фото: Roland

Отличные преампы Roland VS Preamps, которые также можно обнаружить и на устройствах премиум-класса. Радует наличие DSP-процессора, который управляет компрессором и преампом каждого канала. В карте есть встроенный ди-бокс: при нажатии кнопки Ground lift он убирает ненужный фон от входящего сигнала.

Компактный и надежный алюминиевый корпус ставит уверенную точку в вопросе качества. Большинство пользователей данного устройства просто не могут выделить его существенных недостатков — возможно их и вправду нет. Это по праву одна из лучших карт для домашней записи.

Steinberg UR22 MK2


Фото: Steinberg

Плод сотрудничества фирм Steinberg и Yamaha. Поддерживает запись стандарта 24 бит/192 кГц, имеет фантомное питание, два XLR/TRS-входа, два выхода, присутствуют порты Midi In/Midi Out. Металлический корпус внушает доверия, а Cubase AI, входящий в комплект поставки, поможет сразу начать работу.

Выше мы рассмотрели самые популярные модели, которые получают массу положительных отзывов и стабильно радуют пользователей своим качеством. Но, если вы еще не нашли тот девайс, который бы отвечал вашим требованиям, также рекомендуем обратить внимание на следующие устройства:

  • Alesis iO2 Express;
  • ESI MAYA44 Xte;
  • M-Audio M-Track Plus II;
  • Tascam MiNiSTUDIO Personal US-32;
  • Yamaha Audiogram 6;
  • M-Audio M-Track 2x2M;
  • Tascam US-2×2;
  • iConnectivity iConnectAudio2+;
  • ESI [email protected] XTe;
  • Native Instruments Komplete Audio 6;
  • AKAI PRO EIE Pro;
  • Arturia AudioFuse;
  • Apogee Duet 2;
  • MOTU 4pre;
  • Avid Mbox 3;
  • Apogee Duet 2;
  • Roland Studio Capture UA-1610;
  • Universal Audio Apollo Twin MKII DUO.

Всегда стоит помнить, что самое главное в выборе карты — ваши требования. В разных ситуациях наиболее подходящими и удобными могут быть совершенно разные модели. Так что приятного вам выбора и отличного звука!

Обложка: PRESONUS AudioBox iTwo / PRESONUS

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.


Блажко Сергей Владимирович , мастер техники и технологии в направлении информатика и вычислительная техника.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто, предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

— Наушники для сведения и мастеринга —

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

Читайте также:  Виктор шин компьютерная помощь отзывы

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

— 5 плагинов, которые увеличат громкость трека без искажений —

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (

20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2

40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (. ) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

— 7 бесплатных плагинов, которые добавят теплоты в трек! —

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Читайте также:  Быстрый сканер для офиса

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.
Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Шутка из области радиотехники: в радиосвязи есть т.н. Q-коды, трёхбуквенные обозначения различных вопросов-ответов, применяющиеся для сокращения числа передаваемых символов. Один из неофициальных кодов «QZZ» расшифровывается как «Это фон 60 Гц или вы храпите?», здесь 60 Гц – это паразитное фоновое излучение частоты переменного тока.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

— Что такое референсные треки? —

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого: первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! -> Цены

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *