0

Затруднения в работе с ик технологиями

Использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в педагогической деятельности само по себе новым уже не является, их использует практически каждый педагог, если не постоянно, то эпизодически [1]. Однако, несмотря на повсеместное использование ИКТ в образовательном процессе, освоение их зачастую происходит стихийно и бессистемно. В результате, уровень владения ИКТ у большинства педагогов недостаточный и фрагментарный [2,3]. В большинстве случаев всё сводится к использованию интерактивной доски в качестве экрана, на который выводятся картинки, скачанные из интернета по теме урока или занятия. Дорогостоящее оборудование в этом случае с успехом заменит простая белая доска или ткань. Для максимально широкого использования возможностей «Умных досок», а именно так переводится название фирмы-производителя одного из наиболее часто приобретаемого образовательными организациями оборудования, необходимо выяснить причины, по которым Smart board выполняет всего лишь роль экрана в классе или группе.

Наш центр развития ребенка – детский сад является краевой и муниципальной инновационной площадкой по использованию ИКТ как средства педагогической поддержки всех участников образовательных отношений. Все группы, кроме первой младшей, оборудованы интерактивными досками, ноутбуками и проекторами, старшие имеют в своем арсенале детские компьютеры, планшеты, пульты и интерактивные столы. Однако педагоги не решаются их использовать в ежедневной работе, изредка интерактивное оборудование используют всего несколько человек.

Поэтому диагностика затруднений педагогов при использовании ими ИКТ в своей педагогической деятельности явилась первостепенной нашей задачей, решение которой позволило бы:

– дифференцировать направления работы с педагогами, испытывающими затруднения в работе с ИКТ;

– спрогнозировать результаты работы, направленной на помощь педагогам в решении проблем, возникающих при использовании ими ИКТ;

– способствовать дальнейшему развитию нашей инновационной деятельности.

С целью диагностики проблем и затруднений у педагогов нашего учреждения в освоении ИКТ был разработан диагностический инструментарий по их выявлению и проведен анализ полученных результатов для дальнейшего планирования системной работы по освоению ИКТ. Разработка диагностического инструментария велась в двух направлениях:

  1. Наличие желания у педагога развиваться в данном направлении;
  2. Наличие умения и навыка работы с ИКТ, знания о способах использования ИКТ в своей педагогической деятельности.

Мы предположили, что:

– проблемы и затруднения у педагогов в использовании ИКТ могут быть обусловлены различными факторами: уровнем образования, наличием профессиональных достижений, количеством и составом детей в группе, возрастом педагога и т.д.;

– зная причины затруднений, возникающих при использовании ИКТ, мы сможем устранить их, тем самым ликвидируя само затруднение.

Таким образом, выяснение причин затруднений при использовании педагогами ИКТ в своей педагогической деятельности велось в двух основных направлениях: мотивация и умение использовать ИКТ.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ и статистическая обработка полученных данных.

В центре развития ребенка – детском саду №41 работает 12 педагогов, из них 9 воспитателей и три специалиста: музыкальный руководитель, педагог-психолог и инструктор физкультуры. Средний возраст педагогических работников – 39 лет.

Из 12 педагогов высшее педагогическое образование имеют 6 человек, три учатся в педагогических ВУЗах и 3 человека со средним педагогическим образованием. Молодых педагогов в коллективе 5 человек, педагогов, имеющих богатый опыт в профессии – 7 человек.

Первый этап исследования включал в себя наблюдение за характером использования ИКТ педагогами центра развития. Отмечалась их личная заинтересованность в работе с ИКТ, частота и характер использования ИКТ в ходе обязательной образовательной деятельности (далее – ООД), режимных моментов, подготовке к ООД, наличие или отсутствие вопросов по исследуемой тематике, с которыми они обращались к старшему воспитателю.

Полученные данные мы графически представили в диаграмме 1.

Как видно из диаграммы 1, все педагоги при подготовке к ООД используют ИКТ. В 100% случаев это поиск материалов по определенной тематике в сети Интернет. Полученные данные свидетельствуют о том, что все педагоги умеют пользоваться Интернетом, имеют собственные компьютеры, ноутбуки или планшеты, т.е. минимальный навык использования информационно-коммуникационных технологий присутствует у всех.

В течение всего периода наблюдения, с мая по август 2016 года, обращений к старшему воспитателю за помощью в использовании имеющегося в центре оборудования не поступало, что говорит об отсутствии интереса по его освоению.

Таким образом, первоначальные наблюдения показали, что хотя все педагоги имеют опыт использования ИКТ, большинство не применяют ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности в силу различных затруднений.

Второй этап исследования включал в себя поиск причин отсутствия интереса к освоению и применению имеющегося интерактивного оборудования в своей ежедневной деятельности.

Была разработана анкета (приложение), которая включала в себя максимально возможное количество вероятных причин, прямо или косвенно влияющих на использование ИКТ в педагогической деятельности. В анкетировании участвовали все педагоги. Полученные результаты были оформлены графически в виде диаграмм 2, 3.

На диаграмме 2 отображено соотношение в коллективе человек, умеющих пользоваться стандартными программами Windows. Уровень пользователя: от начинающего до уверенного. Наиболее распространенной в использовании у педагогов является программа Microsoft Office Word, затруднения вызывают программы Power Point, Publisher, Excel. Специализированные программы для работы на интерактивных досках, столах, такие например, как Elite Panaboard, представляют наибольшие затруднения для педагогов нашего центра.

Отображает количество педагогов, желающих изучить и широко использовать возможности имеющегося интерактивного оборудования, овладеть ИКТ.

В ходе детального анализа анкет были обнаружены следующие закономерности:

– широко устоявшееся мнение, что молодые педагоги знают ИКТ лучше и шире применяют их на практике, не подтвердилось. Из пяти молодых педагогов только один знал и использовал их в своей деятельности. Тогда как среди семи опытных педагогов четыре уверенно использовали стандартные программы Windows в своей деятельности;

– интерес и желание научиться использовать ИКТ в своей работе напрямую зависит от первоначального представления, знания о них;

– уровень использования ИКТ не зависит от уровня образования педагога: воспитатели и со средним, и высшим образованием примерно одинаково владели данными технологиями;

– большое количество детей в группе отрицательно сказывается на желании педагога учиться новым технологиям и применять их на практике;

– обнаружена неожиданная корреляция между семейным положением и степенью владения ИКТ: хорошее владение ИКТ обнаружили все педагоги, имеющие вторую половину;

– не подтвердилось предположение о том, что наличие категории, большого педагогического стажа способно повлиять на мотивацию к использованию ИКТ в своей работе: педагоги как с категорией и, так и без оной одинаково стремились узнать и использовать в своей работе ИКТ.

Результаты второго этапа исследования позволили нам найти ответ на вопрос: «Почему имея первоначальные навыки работы с ИКТ, педагоги не стремились широко использовать их в своей педагогической деятельности с детьми?». Обнаруженные взаимосвязи позволили нам выстроить дифференцированную в зависимости от причин затруднений работу, направленную на искоренение этих затруднений:

– отсутствие элементарного знания об информационно-коммуникационных технологиях: их возможностях, способах использования, места в ООД и т.п. Организация регулярного обучения педагогов является способом разрешения обозначенной проблемы. В нашем саду еженедельно по пятницам в тихий час ведутся занятия по обучению воспитателей работе в стандартных программах Windows (Power Point);

– большое количество детей в группе снижает желание педагога, даже хорошо владеющего ИКТ, ежедневно использовать их в своей работе, разделение во время ООД детей на подгруппы способно решить эту проблему;

– наибольшее затруднение вызывали специальные программы, предназначенные для обеспечения работы на интерактивном оборудовании, и дающие широкие возможности использования данного оборудования. При обучении педагогов работе в данных программах, оборудование будет использоваться ими в повседневной деятельности с детьми. Мы пригласили в наш центр развития преподавателей из Армавирского педагогического университета для обучения воспитателей работе на интерактивных досках, столах, планшетах и пультах.

Проведенная диагностическая работа позволила выяснить, что существуют затруднения при использовании ИКТ, на которые мы можем повлиять (знание, умение работать с ИКТ, материально-техническое оснащение, количество детей в группе). Однако есть причины, которые мы должны учитывать, но влиять на них мы не можем (семейное положение).

Читайте также:  Вложенный запрос может использоваться

Анкета по выявлению проблем и затруднений при использовании ИКТ в собственной педагогической деятельности.

1.Биографические данные:

Образование (с указанием ВУЗа и года его окончания)_________________________________________________________

Стаж педагогической работы________________________________________

Стаж работы в данном учреждении _________________________________

Возрастная группа (группы), в которой больше всего нравится работать______

2. Состав и численность Вашей группы

Оптимальное число детей в группе на Ваш взгляд________________________

Фактическое число и возраст детей Вашей группы_______________________

  1. 3.Использование ИКТ в Вашей повседневной практике:

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.

Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод (Рисунок №2), что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие умением проектировать и достигать запланированного результата.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов ДОУ:

1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации (См. Приложение №3).

2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.

3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.

4. Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.

5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.

6. Не все педагоги в своей работе используют TVи DVDплеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.

7. Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его широкому использованию.

8. Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.

9. Недостаточная методическая подготовленность педагога.

10. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

11. Бесплановость, случайность применения ИКТ.

И самое важное, что удалось выявить:

– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний о возможностях ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.

Формы и методы повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива:

1.Дистанционные постоянно действующие курсы или система экспресс-консультаций по ИКТ-грамотности;

2.Организация и постоянное пополнение единого банка ЦОР (информационных образовательных ресурсов) ДОУ, в котором педагоги могут почерпнуть необходимые сведения о методике использования возможностей ИКТ в учебно-воспитательном процессе, и увидеть все возможности ИКТ.

3.В рамках методической работы организация методических конкурсов (фестивалей) разработок занятий с использованием ЦОР, а также проведение различных семинаров и мастер-классов.

4.Активное включение педагогов в разработку учебных материалов с применением ИКТ, участие в конкурсах.

5.Мероприятия по информированию педагогического коллектива о новинках в области ИКТ.

6. Формирование проекта по повышению качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

7. Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

8. Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

9. Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

10. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

11 Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

12. Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

В практику работы старшего воспитателя рекомендуется включить такие формы работы с педагогами, которые направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения ИКТ-компетентности педагогов:

недели педагогического мастерства;

педагогические мастерские и наставничество;

В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих ДОУ.

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.

Скачать:

Вложение Размер
ikk.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Чтобы помочь педагогу сориентироваться в современном информационном пространстве в школе создана творческая группа педагогов, занимающаяся внедрением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебный процесс и внеурочную деятельность. Руководство этой группой педагогов осуществляет учитель информатики Клещунова М.А. Цель: Анализ и структуризация потребностей педагогов в использовании информационных технологий, и поэтапное внедрение информационных технологий в учебный процесс согласно выявленным потребностям. Задачи: 1.Обеспечить повышение квалификации в сфере информационных технологий педагогами Зональненской СОШ без отрыва от производства. 2.Обеспечить, путем рационального распределения времени работы компьютерного класса, проведение уроков с использованием информационных технологий педагогами-предметниками. 3.Обеспечить информационную и техническую поддержку педагогов при подготовке к занятиям и различным видам урочной и внеурочной деятельности. Суть проекта заключается в том, что к повышению квалификации в сфере информационных технологий нужен комплексный подход, который включает в себя не только обучение педагогов, но и обеспечение информационно-технической поддержки при подготовке к занятиям и различным видам урочной и внеурочной деятельности. Проект предполагает, что педагог, не только будет обучаться по предложенным темам, но и сам будет выстраивать свою образовательную траекторию, согласно личным запросам с последующей реализацией полученных знаний на практике с полным набором информационно-технической поддержки. Продуктом проектной деятельности будет являться программа повышения квалификации и учебно-методическое обеспечение к ней.

Читайте также:  Идеи для ютуба что снять список лучших

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников – важнейшей стороне воспитания ребёнка.

Задачи: 1. ОО «Познавательное развитие»-Формирование представлений у детей о П.Д.Д.; формирование и развитие у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды со значением дорожных знаков.-Развит.

Выступление на районном семинаре, где велась дискуссия по использованию сайтов в работе педагога, где освещена не только возможность использования специальных мини-сайтов, но и минигрупп в социальных .

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

В помощь коллегам.

Сообщение для педагогов на тему:«Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста&raquo.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Конц.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович

В статье автор раскрывает проблемы и перспективы сочетания ИК-технологий с традиционными методиками обучения

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Твердынин Николай Михайлович

Текст научной работы на тему «Сочетание ИК-технологий с традиционными методиками обучения: проблемы и перспективы»

16. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] /

Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. -С. 75 – 85.

17. Быкадорова, К.С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / К.С. Быкадорова,

Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. — 2009. – № 3. – С. 85 – 95.

18. Цветанова-Чурукова, Л.З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л.З. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N° 2. -С. 124 – 130.

19. Сафонов, В.И. Системные решения проблемы использования информационных технологий при обучении математике [Текст] / В.И. Сафонов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 121-128.

Твердынин Николай Михайлович

Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой машиноведения Московского городского педагогического университета, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, tveniick@mail.ru, Москва

СОЧЕТАНИЕ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДИКАМИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Tverdynin Nikolai Mikhailovich

Cand.Tech.Sc., Professor, is head of the technology of machines department of the Moscow City Pedagogical University, the Honourable worker of higher professional education of the Russian Federation, tvcmick@mail.ru, Moscow

COMBINATION IC-TECHNOLGY WITH TRADITIONAL TECHNIQUES OF TRAINING: PROBLEMS AND PROSPECTS

При постоянном развитии современных технологий, используемых в обучении, нельзя не отметить, что в последние десятилетия появление удобной в эксплуатации компьютерной техники сделало информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) доминирующими. Без упоминания о них практически не обходится ни одна публикация, посвящённая совершенствованию процесса образования в любом из его сегментов. Цель настоящей статьи рассмотреть граничные возможности ИКТ с учётом их нынешних и перспективных возможностей при использовании этих технологий, как при подготовке будущих учителей, так и в образовательном пространстве в целом.

ИКТ технологии имеют множество положительных сторон. Одна из них – предоставление в доступном для понимания (наглядном) виде максимума информации при относительно низких затратах. Именно это привлекает к ним многих педагогов в условиях того системного кризиса, ко-

торое переживает российское образование. Факторы, влияющие на него, весьма многочисленны и в зависимости от конкретных обстоятельств на первый план в последние два десятилетия выдвигались то экономические, то политические, то социальные моменты. При этом ни одна из этих составляющих не оказывалась абсолютной доминантой, то есть все указанные факторы присутствовали и присутствуют в образовательном пространстве страны, формируя и создавая его в общей динамике социального развития российского общества. Под образовательным пространством здесь имеется в виду, как система учебных заведений различного уровня с работающими в них преподавателями, сотрудниками и учащимися, так и то научное и учебно-методическое обеспечение, благодаря которому происходит передача знаний, их усвоение и обретение обучаемыми соответствующих каждому уровню компетенций [I, с.6].

Однако зададимся вопросом: всегда ли лёгкий доступ к информации автоматически означает и её правильную оценку и тем более её качественное усвоение? По всей вероятности это далеко не так. Каждый педагог хорошо знает, насколько необходима фигура учителя в процессе освоения любых видов знаний и на любом уровне образования (при всех их качественных отличиях), и насколько важно как обучающий любой дисциплине умеет применять имеющийся в его наличии методический арсенал. Потому хотелось бы разобраться относительно того, насколько достижим оптимум в сочетании ИКТ и традиционных технологий и методик в обучении.

Данный вопрос становится особенно актуальным при переходе в системе высшего профессионального образования к двухуровневой системе: бакалавр – магистр. Хорошо известно, что соответствующе образовательные стандарты предусматривают при этом относительно малую долю лекционных занятий и семинаров по сравнению с теми традиционными формами, которые господствовали в нашей стране на протяжении многих десятилетий.

Опыт подготовки учителей технологии и предпринимательства (ныне – бакалавров технологического образования) на факультете дизайна и технологии ГОУ ВПО МГПУ показал, что для успешного внедрение ИКТ технологий в учебный процесс необходимо, чтобы преподаватели при построении учебного процесса достаточно чётко могли ответить на следующие вопросы:

В чем качественное преимущество используемой ИКТ технологий перед традиционной при изучении конкретного вопроса данного учебного курса?

Можно ли при этом совместить ИКТ с традиционными технологиями, не даст ли это ещё больший эффект?

Какие недостатки ИКТ выявляются в процессе обучения при изучении той или иной темы?

Ведь известно, что ИКТ при наличии множества преимуществ обладают целым рядом характеристик, которые ограничивают или затрудняют их применение в учебном процессе [2, с. 281-289]. Например, расхвали-

вая ИКТ, часто игнорируют необходимость учитывать ряд специфических для технознания социально психологических аспектов.[3, с. 79-82].

Попытка добиться оптимального сочетания на нашем факультете привела к ряду значительных достижений. Это, в частности, создание оборудование специализированной лаборатории материаловедения, где студенты могут применить ИКТ как при изучении курсов материаловедения и инженерной экологии, так и при выполнении дипломных работ в рамках специализации «Техника и техническое творчество». При этом студенты не только могут соотнести виртуальное и реальное, но и применить ИКТ в качестве мощного инструмента научного исследования, получая первичные навыки научно-исследовательской деятельности. Одним из результатов этой работы стало получение за последние пять лет более десяти дипломов Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) и золотой медали ВВЦ (2007г.).

Материаловедение является интегративной технической дисциплиной, имеющей развитую естественнонаучную базу. Именно поэтому внедрение ИКТ в учебный процесс интенсивно началось с этого предмета ещё восемь лет назад. В последние годы применение ИКТ затронуло лабораторный практикум по швейному производству, ряд курсов по выбору и дисциплин специализации. При этом успех при внедрении ИКТ в учебный процесс был максимален лишь при нахождении оптимума с имеющимся учебно-лабораторным и методическим оснащением [4 с. 42-43 , 5, с. 21-23].

Постараемся пояснить данное утверждение. Подготовка педагогов по направлению «Технологическое образование» требует достаточно широкого набора сведений, касающихся свойств самых разнообразных материалов. При этом имеющиеся стандарты требуют соблюдения нескольких взаимоисключающих условий, поскольку для понимания и успешного усвоения ряда заявленных дидактических единиц на кометентностном уровне необходимо не только ознакомление студентов с реальными физико-химическими процессами, но и достаточно глубокие знания тех вопросов, которые в курсах физики и химии для педагогов намечены фрагментарно или просто отсутствуют. Соответственно, требуется, как качественно новое материальное оснащение учебного процесса, так и новые методические подходы к подаче учебного материала. И в том, и в другом случае ИК-технологии могут оказать неоценимую услугу.

В качестве примеров можно привести такие темы как термическая и химико-термическая обработка (спорным по нашему мнению является и явно устаревший подход к этим темам лишь при их рассмотрении относительно черных металлов). Созданный в лаборатории материаловедения кафедры машиноведения учебно методический комплекс позволил сочетая информационные и традиционные технологии учебного и демонстрационного лабораторного эксперимента резко активизировать работу студентов. Они стали не только глубже понимать смысл изучаемых процессов и явлений, но и соотносить их с другими материалами и технологиями, стали делать предложения возможности применения этих процессов в

Читайте также:  Зачем нужен драйвер 3d vision

тех или иных случаях, обсуждать реальность своих предложений. Стало возможным нацеливать наиболее талантливых студентов на занятия научной работой применительно к такой специализации как «Техника и техническое творчество», начиная уже со второго курса. Все изложенное свидетельствует о реальном формировании компетенций у студентов в процессе изучения материаловедения с применением ИК-технологий.

Конечно это потребовало значительной работы по модернизации лаборатории и не только в плане оборудования. Именно поэтому была продумана планировка лабораторного помещения с выделением нескольких зон, имеющих различное назначение. При этом студент может свободно перемещаться по лаборатории в процесс проведения занятия. Основными участками являются зона проведения самостоятельных исследований с применением оптических методов. При этом каждый студент проводит исследование за "своим" бинокулярным микроскопом, позволяющим исследовать поверхность самых различных материалов. (Применение этой достаточно традиционной технологии лабораторных исследований дает возможность студенту "ощутить" образец того или иного материала в объеме, аналогичное цифровое оборудование пока, к сожалению, слишком дорого.) Другой основной участок – зона демонстрационного эксперимента. Здесь студенты слушают предварительные обяснения вводного характера. При необходимости преподаватель имеет возможность показать различные макро и микроструктуры материалов в и динамику их изменения, как на экране телемонитора, так и на большой плазменной панели.

Другими зонами являются зоны исследованя физико-механических свойств материалов, физико-химических свойств материалов. Предусмотрено, что здесь самостоятельными исследдованиями могут заниматся как студенты-дипломники, так и члены студенческого научного общества.

Другим примером успешного синтеза в учебном процессе ИК – технологий и традиционных методик обучения стал опыт такой близкой к материаловедению в физико-химическом отношении дисциплины как инженерная экология. Для такого техногенного мегаполиса как Москва представляется особенно важным дать студентам научные представления о тех многофункциональных процессах, которые идут в системе человек окружающая среда. Совмещая учебные лабораторные эксперименты с цифровым оборудованием и компьютерной обработкой полученных результатов, сало возможным формирование у студентов качественно нового отношения к экологической проблематике.

Еще одним положительным примером совместного применения ИК и традиционных технологий стала работа по внедреню среди студентов, обучающихся по специализации "Техника и техническое творчество", элементов робототехники. В последние два года на факультете дизайна и технологии достигнуты значительные успехи в создании студентами роботов, преднозначенных для соревноваий, проводимых в рамках международной программы Евроробот. Трое студентов факультета смогли за-

нять первое место на российском этапе этих соревнований, естественно, что выступали они с робом собственной конструкции, созданным ими самостоятельно м мастерски и лабораториях кафедры машиноведения.

На основании успешной работы по внедрении ИКТ в процесс подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием в области технологии можно сделать вывод о безусловной целесообразности широкого внедрения этих технологий в образовательное пространство в целом. При этом, говоря об эффективности внедрении ИКТ технологий в учебный, процесс следует учитывать несколько моментов.

1. ИКТ технологии превратились в достаточно модный атрибут современного образования. Упоминание об их положительном эффекте при обучении самым разным предметом стало попросту общим местом многочисленных публикаций. При этом большинством авторов просто игнорирует тот факт, что никакое техническое средство не обладает абсолютными показателями по всем параметрам, которые определяют его свойства. (Другими словами невозможно, напргшер, создать автомобиль, который бы одновременно ездил бы быстрее гоночного болида, имел бы грузоподъёмность больше карьерного самосвала и преодолевал бы препятствия лучше внедорожника). Нельзя забывать, что ИКТ технологии это также техническое средство в арсенале других средств, применяемых в процессе обучения в образовательном пространстве. Естественно, что должны существовать ограничения их применению.

2. Для каждой предметной области существуют свои ограничения в применении ИКТ, которые определяются спецификой этой области. Есть также ограничения, связанные с «человеческим фактором», то есть с социально-психологическими характеристиками, как обучаемых, так и обучающих. Например, «вещественностью» самого обучения в технологическом, спортивном, медицинском и ряде других видов образования.

3. Эти ограничения не являются чем-то застывшим. Они динамичны. Чем интенсивнее развиваются сами ИКТ, тем сильнее и совершеннее становится появляющееся учебно-методическое обеспечение, позволяющее во всё большей степени преодолеть

4. Чем лучше мы пойм характеристики ограничения применения ИКТ в каждом конкретном случае, тем лучше это повлияет на процесс обучения.

Проведённое изучение результатов внедрения ИКТ-технологий в учебный процесс показало, что их эффективное использование возможно лишь при тщательной привязке к каждой изучаемой дисциплине. При этом необходим, как предварительный анализ возможности применения ИКТ к конкретному учебному материалу, так и последующиё анализ предварительных результатов и последующая корректировка.

Объективный учёт плюсов и минусов ИКТ не только позволит повысить их возможности как средства обучении, но и более гармонично вписать их в образовательное пространство.

1. Твердынин, Н.М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образовательном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин. М.: Изд. «Социальный проект», 2008.320 с.

2. Твердынин, Н.М., Черемисин А.Г. Привлечение Интернет-технологий в образование: плюсы и минусы [Текст] / Н.М. Твердынин, А.Г. Черемисин // Социальногуманитарные иания. 2008. – №3. – С. 281-289.

3. Твердынин, Н.М., Черемисин А.Г. Приоритеты московского студенчества в интернет-пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин, А.Г. Черемисин // Высшее образование в России. 2008. – №9. – С. 79-82

4. Твердынин, Н.М., Великанов Е.Ю. Новые технологии проведения лабораторного эксперимента [Текст] / Н.М. Твердынин, Е.Ю. Великанов // Профессиональное образование. Столица. 2009. -№1. – С. 42-43.

5. Великанов, Е.Ю., Гринь П.В., Твердынин Н.М. Совершенствование обучения студентов педагогического вуза при внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс [Текст] / Е.Ю. Великанов, П.В. Гринь, Н.М. Твердынин // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 2-х ч. 4.1. Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. Ред. А. А. Богуславский – Коломна: КГПИ, 2007. – С. 21-23.

6. Власова, В.К, Построение объектно-ориентированных и логикоматематических моделей педагогических систем [Текст] / В.К.. Власова, Г.И, Кирилова,

B.Ю. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 66 – 74.

7. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] / Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №3. –

8. Быкадорова, К.С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / К.С. Быкадорова, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 85 – 95.

9. Власов, Д.А. Интеграция информационных и педагогических технологий в системе прикладной математической подготовки будущего специалиста [Текст] / Д.А. Власов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 109 – 117.

10. Лурье, Л.И. Информационные технологии должны дополнять реальное течение жизни, а не противостоять ей [Текст] / Л.И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. – 2009.-№ 1.-С. 89-99.

11. Твердынин, Н.М. Техника и личность: взаимодействие в социокультурном пространстве [Текст] / Н.М. Твердынин // Сибирский педагогический журнал. – 2009. -№ 1. – С. 150-157.

12. Рамазанова, Х.Э. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития информационной подготовки студентов технического вуза [Текст] / Х.Э. Рамазанова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. – № 4. – С. 99 – 106.

13. Зайнутдинова, Л.Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л.Х. Зайнутдинова, В.Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. — 2008. – № 1. – С. 281-287.

14. Сафонов, В.И. Системные решения проблемы использования информационных технологий при обучении математике [Текст] / В.И. Сафонов // Сибирский педагогический журнал. — 2008. – № 4. – С.121-128.

15. Миронова, Л.И. Электронный учебно—методический комплекс дисциплины как средство повышения познавательной активности студентов вуза [Текст] / Л.И. Миронова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 118 – 124.

16. Цветаиова-Чурукова, Л.З. Информационные технологии как важный ресурс интеграции дисциплин начальной школы в общую образовательную систему [Текст] / Л.З. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. – № 2. –

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *