0

Знаю и соответствующим образом поступаю

Относительно вопроса о бессмертии души Аристотель придерживался следующего мнения (выберите из перечисленного).
Бессмертной является лишь разумная часть души.

Согласно Аристотелю, "дианоэтическая" добродетель – это . (Выберите из перечисленного)
чистое познание (мудрость)

Человеческое благо по Аристотелю – это . (Выберите из перечисленного)
деятельность души сообразно добродетели

Укажите из перечисленного ниже, как называется этическая доктрина, согласно которой высшим благом признается счастье.
эвдемонизм

Кому из перечисленных ниже философов принадлежат такие слова: "Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений".
Эпикур

Определите соответствие между установками, выражающими отношение человека к миру, и античными философами (философскими школами), которые эти установки разработали.
"Знать и соответствующим образом поступать"-Сократ
"Знать и подчиняться"-стоики
"Знать и уклоняться"-Эпикур
"Не знать, но жить сообразно традиции и здравому смыслу"-скептики

Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть выражена следующим принципом: "Не знаю, но живу сообразно традиции, обычаю или здравому смыслу".

Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть резюмирована следующим принципом: "Знаю и уклоняюсь".

Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть резюмирована следующим принципом: "Знаю и подчиняюсь".

Укажите, что согласно стоикам, является главным источником страданий или несчастий человека.
V

Назовите античного философа, который говорил, что чувственной природе человека соответствуют "этические добродетели", выражаемые правилом "золотой средины".
V

Укажите, какой из перечисленных видов деятельности, согласно Аристотелю, является наилучшим и доставляет человеку наибольшее счастье и удовольствие.
интеллектуальное созерцание

Укажите, кто из античных философов определял душу следующим образом: "Душа – это форма естественного тела, обладающего в возможности жизнью".
V

Назовите философскую школу античности представители которой считали, что основанием свободы человека является спонтанное, самопроизвольное отклонение атомов от прямолинейного пути.

В философии Аристотеля проблема свободы – это, прежде всего, . .(Укажите ответ из перечисленного ниже)
проблема свободы выбора добра и зла

Укажите из перечисленного причину, согласно которой, как полагают стоики, мудрец свободен как божество.
Свобода и необходимость для мудреца совпадают.

Укажите из перечисленного ниже, как понимался моральный закон мыслителями Средневековья.
Моральный закон – это беспрекословное подчинение Божественной воле.

Укажите, какие из перечисленных положений впервые формулируются в средневековой антропологии и принципиально отличают ее от античного понимания человека.
Воля – это самостоятельная, независимая от других, часть души.

Каждый человек изначально порочен, поскольку он является носителем первородного греха.

Относительно проблемы свободы воли Фома Аквинский придерживался следующей точки зрения. (Выберите правильный ответ из перечисленных ниже)
Воля человека свободна в той степени, в какой она движется к цели не внешними предметами, а самим Богом. Но Бог движет волю не необходимым образом.

Относительно проблемы происхождения зла в мире Августин Аврелий придерживался следующей точки зрения. (Выберите правильный ответ из перечисленных ниже)
Зло не является субстанциальным. Оно – недостаток добра в мире, причина которого нынешняя удаленность человека от Бога.

Укажите, кто из христианских мыслителей эпохи патристики написал свою "Исповедь", впервые осуществив в европейской философской литературе личностный самоанализ.
Аврелий Августин

Укажите, что из перечисленного определяет богоподобие человека в философии Возрождения?
разум

Свободная воля

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Завершающий этап античной философии приходится на III в. до н. э. — III–IV вв. н. э. Это эпоха эллинизма и римских завоеваний: от начала походов Александра Македонского до завоевания Римом Греции, Египта и других государств и вплоть до падения самого Рима.

Классическое рабовладение, пережившее века аристократического подъема и кратковременного расцвета, рабовладельческой демократии (V–IV вв.), вступает в полосу заката и упадка, всеобщего кризиса античного мира. Римская же философия не составила собой самостоятельной эпохи. Древний Рим после завоевания Греции усвоил ее культурные ценности, систематизировал и популяризировал сложившиеся философские учения.

Истоки кризиса и гибели могущественных рабовладельческих государств кроются не только в безликих производительных силах, не получающих импульсов к своему развитию (раб — говорящее орудие, не заинтересованное в труде).

Грозные симптомы и болезненные проявления кризиса проступают в недрах общественных отношений — в отношениях собственности, социально-классовом антагонизме, неустойчивости институтов власти и управления.

Но главное все же заключается в духовно-нравственном надломе, в коренном изменении при жизни двух-трех поколений духовной ситуации античного полиса, постепенным замещением активной жизненной и философской позиций индивидуализмом, уходом в себя, этику и морализаторством. В эпоху эллинизма снижается теоретический уровень разработки философских проблем, усиливаются тенденции к агностицизму, скептицизму, индивидуализму.

Духовную суть кризисной поры эллинизма наиболее полно выразили такие философские течения, как эпикурейство (основатель — Эпикур (342–271 гг. до н. э.), стоицизм (основатель — Зенон из Китона, 336–264 гг. до н. э.; систематизатор — Хрисипп из Сол, 280–207 гг. до н. э.); кинизм(основатель — Диоген Синопский); скептицизм (основатель — Пиррон из Элиды, 360–270); эклектицизм (наиболее известные представители — Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200 — ок. 250)).

Читайте также:  Как войти в меню загрузки windows 7

В этот же период продолжалась деятельность академической философской школы Платона и Аристотелевской (перипатетической) школы, закрытых указом императора Юстиниана только в 529 г. Эти школы продолжали и развивали идеи своих великих основателей, занимались популяризацией их учений, готовили философски образованных людей. С введением христианства как государственной религии они были запрещены, ибо рассматривались как рассадники возрождения язычества.

Названные течения, их философско-мировоззренческие ориентации не канули в Лету вместе с их создателями. Они не только данность давно ушедшей эпохи, но и сохраняют свое значение и поныне, модифицируясь в сознании современного человека. Ведь вопросы о смысле жизни, назначении человека, его судьбе, поставленные в учениях эллинистической философии, вряд ли когда перестанут волновать людей.

Общая направленность стоицизма и эпикурейства — этико-антропологическая. Это практическая философия, учение о руководстве жизнью, достижении блага и счастья. Так, главное назначение философии Эпикур видел в том, чтобы обеспечить человеку безмятежное состояние духа, освободив его от страха перед смертью, явлениями природы, от богов, загробной жизни. Такое существование достигается познанием природы, просвещением человека, освобождение его от связи с богами. Этические проблемы, стоявшие на первом плане у всех мыслителей данного периода эллинистической эпохи, получают у Эпикура общефилософское обоснование на основе атомистической теории Демокрита.

Он дополняет учение своего предшественника идеями свободы и наличия случайности в мире атомов под воздействием их тяжести, само отклонения. Атомизм Демокрита переносится на социальную жизнь, дает обоснование индивидуализму. Спецификой онтологических воззрений Эпикура является признание им того, что душа — это тончайшая материя, похожая на ветер и рассеянная по всему организму. А это ведет к отрицанию идеи бессмертия и к атеизму. Поэтому смерть, по Эпикуру, не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, смерти нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Боги же есть как принципы мироздания. Они существуют где-то между мирами, но в жизнь людей не вмешиваются.

Этика Эпикура зиждется на индивидуализме. Отдельный человек (как и атом) первичен. Все общественные связи вторичны и обеспечивают индивидуальные желания человека. Люди создают общество для своего личного благополучия. Источник наших познаний — объективный внешний мир, который мы воспринимаем органами чувств.

Целью жизни человека является разумное наслаждение, удовольствие и уклонение от страданий — вот тот идеал, к которому Эпикур призывает человека (гедонизм). Главная категория эпикурейской этики — атараксия, т. е. безмятежность духа, самоустранение от тревог и забот, от государственных и общественных дел, пассивная созерцательность и внутренняя невозмутимость. «Величайший плод справедливости — безмятежность». Добродетель для него неотделима от личного удовольствия. Гедонизм Эпикура не является этикой наслаждения во что бы то ни стало или этикой погони за удовольствиями. Нет ничего более далекого от истины, как представлять эпикурейство неким сплошным застольем и празднеством. Сам Эпикур писал: Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог.[63] Его идеал — в свободе от печали, умеренности чувств, связи с законами природы, полагающими всему пределы, и в спокойствии души.

Параллельно с эпикурейством возникло и существовало киническое учениеДиогена из Синопа. Оно вошло в историю философии своеобразным вызовом общественному мнению и добропорядочной морали, эпатажностью форм своего самоутверждения. Киники (циники) для достижения спокойствия пропагандировали полный отказ от земных благ и вообще цивилизованных форм жизни. По легендам, Диоген жил в бочке, обходился самым элементарным. Видя мальчика, пьющего воду из пригоршней, он отдал ему свою кружку: «Оказывается, есть люди, которые еще беднее меня». Молва о Диогене широко шагнула за пределы его родного города. Сам великий Александр Македонский пришел на встречу с философом. «Отойди, не загораживай мне свет», — сказал ему Диоген. Достижение внутренней свободы личности и ее независимости от внешних обстоятельств, материальных интересов и забот— вот главное в учении Диогена. Идеал человека, стремление быть внутренне свободным человеком выражают пафос его изречений. «Ищу человека!» — изрекал Диоген, шествуя, как говорится, днем с огнем по улицам, площадям солнечного Синопа. Когда он начинал серьезный разговор об идеале и назначении человека, люди постепенно расходились. Тогда он закричал по-птичьи. Народ вновь собрался. Диоген посетовал с укоризной: Когда вам говоришь по-человечески, вы не слушаете. А закричишь по-петушиному, вы — все внимание. Рассказывают, что он временами даже продавал себя в рабство («ищу хозяина»). Чувство зависимости от внешних обстоятельств он считал свойством рабов. Можно оставаться независимым и свободным даже в рабстве. Главное — внутренняя свобода.

Наиболее широкое распространение получила стоическая философия. В 300 г. до н. э. Зеноном была основана собственная школа. Воззрения стоиков отвечали духовному состоянию позднеантичного общества и имели влияние на значительную часть просвещенных людей. Необычайную популярность стоицизм приобрел в Риме. Его одним из наиболее видных последователей был Эпиктет (50–138) — бывший раб, не имевший даже полноценных гражданских прав. Стоиком был Сенека (4–65), сенатор, воспитатель императора Нерона, человек, не располагавший реальной властью, но владеющий огромными богатствами. А Марк Аврелий(121–180), бывший римским императором, безраздельно распоряжавшимся богатством, властью и судьбами людей, не только разделял взгляды стоической философии, но и сам был ее выдающимся представителем. Он хорошо осознавал эфемерность и власти, и богатства, и даже самой жизни.

Читайте также:  Для чего нужна filezilla

Стоицизм — фаталистическая философия.В мире господствует рок, судьба, фатум как основной закон. И он вершит свое дело непоколебимо, никакие мольбы его не остановят. Остается одно — понять и принять этот вызов. Сенека выразил мысль о соотношении необходимости (судьбы) и случайности в жизни человека словами: «Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит». Но во власти человека если даже и не изменить обстоятельства, необходимость, то хотя бы понять их, дать оценку, справиться как бы внутри себя. Не просто раболепное подчинение обстоятельствам, а гордый отказ от них, т. е. отрешенное возвышение над превратностями судьбы.

Высшая ценность жизни — не удовольствие, а самосохранение, беспристрастие — апатия к внешнему миру и невозмутимость — атараксия, безучастное терпение. Основная цель человека — жить согласно природе, в полном согласии с разумной, богом наполненной природой, т. е. в соответствии с разумом. Добродетель и означает жизнь по разуму. Центром и носителем познания является душа. Она понимается как нечто тонко телесное, пневма (соединение воздуха и огня). Ее основная часть локализуется в сердце. Стоики являются материалистами в понимании природы. Для них физика (природа) — это плодоносная почва, логика же — это ограда, а этика — плоды. Знание — лишь средство приобретения мудрости, умение жить сообразно природе, в свободе от страстей (аффектов), в спокойствии духа и равнодушии, так как в жизни все предопределено судьбой. Счастье в том, чтобы не желать никакого счастья. Поистине, стоическая философия могла родиться, по замечанию Гегеля, только в «эпоху всеобщего рабства», хотя по своему внутреннему содержанию и духовно-нравственной ориентации она шагнула через века и в современность.

Скептицизм, как уже понятно из самой этимологии слова, философско-гносеологическое направление, доказывающее невозможность истинности всякого познания. Свои возражения против достоверности любого знания скептики объединили в пятнадцать тезисов — доказательств (trop). Философской заслугой Пиррона является его акцент на сомнении, трудностях и противоречивости процесса познания. Но это положение было доведено до полного субъективизма, произвола, отрицания в познании объективного содержания. Мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от каких-либо определенных суждений о вещах, окончательной и твердо установленной истины вообще не существует. А невозмутимость есть высшая степень доступного философу счастья. Так, во время бури Пиррон, находясь на корабле вместе с учениками, поставил им в пример. свинью, которая в это время спокойно пожирала свой корм.

Секст Эмпирик (ок. 200 — ок. 250), систематизировавший идеи скептицизма, утверждал, что ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности. Но в таком случае под подобную оценку подпадает и сам скептицизм.

Эклектицизм как соединение различных, нередко противоположных философских позиций и оценок возникает к началу II в. до н. э. Создание этого направления свидетельствовало об упадке уровня философского мышления, о беспринципности выбора и некритического объединения (лучше сказать, смешения) в единое целое отдельных частей различных философских учений. Если скептицизм уравнивает между собой все школы и направления, то эклектицизм рекомендует брать и использовать из различных философских течений то, что представляется интересным и наиболее ценным. Так, например, Цицерон склонялся к выводу о необходимости слияния монархического, аристократического и демократического начал в деятельности государства.

«Знаю и соответствующим образом поступаю», — так можно выразить, во всяком случае в идеале, жизненную позицию личности грека в период расцвета античной демократии и классической поры философии.

«Знаю и уклоняюсь», — провозгласил свой девиз эллинизм устами эпикурейца.

«Знаю и подчиняюсь», — утверждает стоицизм.

Скептицизм сформулировал логическое завершение этого ряда своим суждением: «Не знаю, а потому живу, как живется, воздерживаясь от суждений и следуя опыту или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту».

И даже эклектическая философия поучительного заимствования мудрых мыслей с «различных берегов» философского познания не умаляет удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Неоплатонизмкак философская система сложилась в III–V вв. н. э. Его основоположник — Плотин (205–270), а главными представителями были Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.). Сочинения великого философа-неоплатоника систематизированы и изданы его учеником Порфирием в виде эннеад, т. е. по девять трактатов в каждой из шести частей. Первая эннеада посвящена этическим вопросам, вторая — проблемам физики, третья — космосу в целом, четвертая — душе, пятая — уму, а шестая — Единому.

Для неоплатонизма характерно противопоставление христианству трактовки Бога. Бог впервые становится в их учениях только идеей, безличным божеством. Он понимается Плотином как некое Единое, имманентное, т. е. внутренне присущее самому миру, а не вынесенное за пределы мироздания.

Читайте также:  Зарядное устройство для нескольких телефонов одновременно

Различные формы бытия и состояния мира предстают у неоплатоников как своеобразные способы проникновения, истечения, по-латински — эманации Бога в мире. Бог как бы растворен в мире, внутренне присущ миру, а не возвышается и не противостоит ему: . Ничего просто так не смогло бы возникнуть, а все так и осталось бы в материи, если бы не было формирующего ее начала.[64]

Бог — безличное существо, пронизывающее мир, оно бестелесно, духовно, идеально. Следовательно, он становится предметом философии, а философия становится подлинной теологией. Для неоплатонизма характерны:

1)культ духа в противоположность телу;

2)путь бессмертной души из чувственного мира к его сверхчувственному истоку.

Плотин испытывал стыд от того, что жил в телесном виде. Материя, по Плотину, — это украшенный труп, в котором нет проблеском божественного света. Душа должна сосредоточиться на самой себе, вглядываться в свои собственные глубины. Отвлечься от такого самосозерцания — значит привязаться к миру зла и чувственного безобразия. Характеризуя иерархию форм бытия, Плотин выделяет «Ум как образ Единого, Душу как образ Ума и Космос как образ Души и Мира».[65]

Душа человека есть отражение мировой души. Плотин различает дискурсивный ум, который лежит в основе рассуждений, и чистый ум, являющийся основой для рассуждений: «Невозможно, чтобы ум порождало то, что ума лишено». «Старайтесь возвести божество в вас — к божественному во всем» — было предсмертное наставление Плотина.

Античной мыслью был создан образ идеального и совершенного, проложена дорога к Храму, к идее Бога, к восприятию Божества.

Античная философия в главных направлениях и персоналиях может быть представлена в следующем виде:

Ионийская философия:

семь первых мудрецов — Биант, Клеобул, Периандр, Питтак, Солон, Хилон, Фалес (625–547).

Фисиологи:

Анаксимандр (610–546); Анаксимен (588–525); Гераклит (544–460); Анаксагор (500–428).

Италийская философия:

Пифагор (ок. 570–497/496); Ксенофан (ок. 565–473 (?)); Парменид (ок. 540 — ок. 470); Зенон (ок. 490 — ок. 430); Эмпедокл (ок. 490-430).

Атомистика:

Левкипп (ок. 500–440); Демокрит (460–370).

Софистика:

Протагор (ок. 481–411); Горгий (ок. 483–375); Гиппий; Продик; Антифонт.

Классика:

Сократ (470–399); Платон (427–347); Аристотель (384–322).

Эллинизм:

Кинизм

Антисфен (ок.444-368); Диоген (? — ок. 323);

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Этика – система моральных правил.

Стоики. Человек должен жить мужественно, героически и бесстрасно. Главное этическое требование – «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира – логосом. В этике главная проблематика – научить человечество счастливо жить. Метод (принцип «пассивного героизма») – принцип безразличия к превратностям судьбы. Нужно жить энергично и выполнять аккуратно все то, что тебе начертано (свыше, императором). Принцип долга – делай, что должен, а не то, что хочется. От человека мало что заависит. Он нас зависит лишь то, что мы можем это осознать – в этом свобода. Познай, что ты винтик в колесе и успокойся. «Свобода как познанная необходимость».

Добpодетель сама по себе. За это вознаграждения быть не должно. Это и только это зависит от человека, а все остальное предопределено. Веpа в фатум, рок, судьбу, логос. Это то, что правит миром. Поэтому человек должен воспринимать все отстpаненно. Атаpксия – самодостаточность человека и независимость от внешних обстоятельств. Человек изначально рожден свободным. А как же раб? Есть два пути. Первое: рабов не должно быть. Только обстоятельства могут сложиться так, что человек станет рабом. Худшее из рабств – по собственному желанию (когда ты преклоняешься перед человеком из-за боязни). Втоpое: ты раб, но внутренне ты свободен. Фактически у человека нет никакой родины – он человек мира. Смеpти не надо бояться – она абсолютно предопределена.

Школа Эпикура. Атарксия – главный принцип этики Эпикура. Эпикуp отмежевывается от понятия Бога, участвующего в делах человека. Смысл жизни в самой жизни да и только. Жизнь нужна только сейчас, потом атомы. Смысл жизни – удовольствия. Принцип эпикуpизма: «проживи незаметно». Лучше быть не связанным с семьей. (В обществе тебе кто-то что-то обязательно испортит). Как решать проблему со смертью? Религия нагнетает страх перед смертью – с ней надо бороться – богов в междумиpье. Пока человек живет – смерти нет, а затем ему уже все равно. Из неких метафизических конструкций следуют определенные этические выводы; классический грек: «Я знаю и поступаю соответствующим образом» (активная позиция), стоики: «Я знаю и подчиняюсь», эпикурейцы: «Я знаю и уклоняюсь» (хорошо проживет тот человек, кто хорошо спрячется).

Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедонизм). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Удовольствия: естественные (отсутствие страданий) и пустые (пресыщение чувственными наслаждениями). Все должны занимаотся философией (философия и счастье неразделимы).

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *