0

Десятки и единицы цифры

Числа от 1 до 100

Предыдущее и последующее число

Предыдущее число – то число, которое при счете следует перед данным числом.

56 , 57

Последующее число – то число, которое при счете называют сразу после данного числа.

56, 57

Однозначные и двузначные числа

Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.

Единицы стоят на первом месте справа.

Десятки стоят на втором месте справа.

Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.

Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.

Самое маленькое однозначное число – .

Самое большое однозначное число – 9.

Самое маленькое двузначное число – 10.

Самое большое двузначное число – 99.

Состав двузначного числа

Всего на рисунке 35 палочкек.

35 = 30 + 5

Состав числа 35 – 3 дес. 5 ед.

Красных палочек 12.

12 = 10 + 2

Состав числа 12 – 1 дес. 2 ед.

Синих палочек всего 23.

23 = 2 дес. 3 ед.

23 = 20 + 3

Состав числа 23 – 2 дес. 3 ед.

Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Какие разряды выделяют в двузначных числах?

В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:

В числе 35 три десятка и 9 единиц:

Сравнение двузначных чисел

Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 – единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 – десятки.

Число 42 24
Количество десятков 4 2
Количество единиц 2 4

1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.

2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.

Круглые числа

Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. – 60, 30, 20.

В разряде единиц у круглого числа – число 0. – 70, 90, 40.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

1 дес. + 4 дес. = 5 дес.

5 дес. = 50, значит,

10 + 40 = 50

Счёт десятками

Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.

Десятками можно считать:

– это 2 десятка – записываю так: 2 дес.

Действия с десятками и единицами

– это 31

Как решить пример 34 + 25?

34 – это 3 дес. и 4 ед.

25 – это 2 дес. и 5 ед.

3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.

Можно записать короче:

Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:

Сначала складываю единицы:

Теперь складываю десятки:

Запись решения выглядит так:

34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59

Десятки складываются с десятками.

Единицы складываются с единицами.

Как решить пример 38 – 16?

Число 38 – можно представить как 3 дес. и 8 ед.

Число 16 – это 1 дес. 6 ед.

3 дес. 8 ед. – 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.

38 – 16 = (30 – 10) + (8 – 6) = 20 + 2 = 22

Можно рассуждать так:

Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.

38 – 16 = 22

Десятки вычитаются из десятков.

Единицы вычитаются из единиц.

Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.

Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ математика 1 класс разряды десятков и единиц.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Урок математики 1 класс

Тема: « Разряды десятков и разряды единиц»

учитель нач. классов

Урок математики 1 класс

Тема: « Разряды десятков и разряды единиц»

Цель – познакомить учащихся с числами второго десятка, их образованием, записью, чтением; провести работу пропедевтического характера к теме « разряд десятков и разряд единиц»

Задачи урока: обучающая: через систему вопросов и заданий подвести учащихся к открытию способа образования, записи и чтения чисел второго десятка;

развивающая: развивать внимание, мышление и память детей;

– воспитывать культуру учебного труда, побуждать детей к взаимопомощи;

Средства обучения: Незнайка, Знайка, наборы чисел от 1 до 10, счетные палочки, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: изучение нового материала

Личностные УУД Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Читайте также:  Баннеры на сайте для чего нужны

(самоопределение) к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д.

У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность .

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и считать.

-Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов и удачи на урок.

– Пожелайте друг другу удачи:

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки).

Начинаем устный счет.

Включаются в учебную деятельность

Дети получают эмоциональный настрой

2.Сообщение темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий.

На доске записаны примеры подберите к ним верные ответы.

(числа с ответами на карточках)

– Расположите ответы в порядке увеличения

– Подумайте и назовите число, которое отличается от всех остальных и объясните почему? ( 10)

– А чем оно отличается от других?( оно двузначное).

– А почему его называют двузначным? ( для его записи требуется 2 цифры).

– А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким двузначным числом! Значит, есть числа и больше, чем 10?

Постановка проблемы: Поднимите руки те, кто умеет считать после 10?

– Кто умеет записывать числа после10?

( На развороте доски записаны числа от 11 до 20).

-Кто прочитает нам эти числа?

– А поднимите руки те, кто знает как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи?

-Назовите тему урока ( Числа от 10 до 20 / помочь сформулировать тему урока/

Мы познакомимся с разрядами десятков и разрядами единиц)

-Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать двузначные числа от 10 до 20, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?»

К нам на урок пришли гости

(Незнайка и Знайка)

– Зачем пришёл Незнайка?

– Зачем пришёл Знайка? (Чтобы объяснить Незнайке как образуются числа от 10 до 20)

– Мы лаборанты-исследователи поможем Знайке. Каждая парта- это ваша минилаборатория, в которой вы парами будете проводить исследование.

Включились в учебную

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

«открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

– Вы заметили, что числа о которых мы будем сегодня говорить состоят из двух частей? И вот как они называются, мы сегодня и узнаем, исследуя их.

Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе.

Дети отвечают на вопросы

и высказывают свое мнение.

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

Поддержание активной работоспособности.

На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

( для активизации внимания)

Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям!

-Вспомним, на какие вопросы мы должны ответить?

Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8 –записано на доске)

-Что нужно сделать, чтобы получить следующее число?

( положить еще одну палочку).

– Каким знаком обозначим это число? ( цифрой 9).

– Как получить следующее число? ( положить еще 1 палочку).

– Как оно называется?

– Каким знаком обозначить это число? (цифрами 1 и 0)

– Положите это число себе на парту! ( учитель приклеивает к доске число 10)

-Как можно по другому назвать число 10? ( 1 десяток). –Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? ( связать их, связывают резинками)

У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом « десяток» (Слайд № 1, 2, 3)

– А как в старину называли 1 десяток? (« ДЦАТЬ»).

– Ребята, сколько у вас десятков?

– А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0)

— А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 – ноль отдельных палочек )

Место в записи , где находится цифра, обозначающая число единиц, называется РАЗРЯДОМ ЕДИНИЦ.

– Что такое разряд единиц?

Место в записи , где находится цифра, обозначающая число десятков, называется РАЗРЯДОМ ДЕСЯТКОВ

-Что такое разряд десятков?

– У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число?

– Достать ещё 1 палочку.

Достаём следующую палочку.

– Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка).

– Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица).

– В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1).

Читайте также:  Восстановление данных с андроид устройств через компьютер

с записью числа 11 )

– А кто знает, как читается это число?

– А почему так? ( обратить внимание на старинное название десятка и медленно продемонстрировать наложение единицы на десяток).

– Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока?

– Как получить следующее число после 10?

– Как записать это число?

– Как прочитать это число?

– Почему оно так называется?

– Проверим свои первые открытия на других числах?

– Но прежде нам нужно немного отдохнуть!

Песенка про дядю Томаса.

Дети работают со счетными палочками

Выкладывают на парте число 10

Работают со счётными палочками

На 10 закрывают 0 единицей, получают число 11

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка

Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем.

Поддержание активной работоспособности.

Проводится работа по образованию других чисел второго десятка (от 11 до 20).

Прочитать числа: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

– Сколько цифр в записи каждого числа?

– Что показывает цифра слева? ( Слайд № 7)

кликнуть – разряд десятков)

– Что показывает цифра справа? ( Слайд № 7 кликнуть – разряд единиц)

Обратить внимание на то, что десяток, как самый «толстый и важный» пишется впереди, а число отдельных «худеньких» единичек на втором месте.

Какие слагаемые пропущены? Преврати записи в верные равенства.

4) Работа с учебником.

– А теперь откроем учебники с 76 и подтвердим полученные результаты нашей работы с тем, что хотел нам рассказать учебник.

После выполнения первой части задания проверить

(Проверка на развороте доски

13 14 16 818 15)

– Что заметили, выполняя это задание?

– Подчеркните десятки красным цветом, единицы синим.

Запишите эти числа в виде суммы десятка и единиц

– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг у друга и оцените работу смайлом.

Исследуют, как образуются и читаются числа второго десятка.

Делают запись в тетради.

Выполняют задание в тетради, по частям с проверкой.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

6.Закрепление изученных знаний. Самостоятельная работа Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Итогом нашего исследования будет самостоятельная по карточкам:

Карточка № 1 (первый уровень)

Напиши числа от 10 до 15

Подчеркни красным цветом разряд десятков, синим разряд единиц

Карточка №2 (второй уровень)

Запиши разряды чисел: 16 17 18 19 20

Карточка № 3 (третий уровень)

Вставь пропущенные слагаемые:

17 = …+ 7 13= 10+…

(Резерв, можно провести при наличии времени)

Запишите число, в котором 1 десяток и 4 единицы.

Запишите число, в котором 1 десяток и 7 единиц.

Запишите число, в котором 1 десяток и 2 единицы.

5 единиц и 1 десяток.

8 единиц и 1 десяток.

5 единиц и 1 десяток.

6 единиц и 1 десяток.

– Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц.

– Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке.

– Вот и подошёл к концу наш урок.

– Кому мы помогали на уроке? (Знайке)

– Удалось научить Незнайку?

– Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются).

– Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц).

– Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё умнее.

Ученики по группам выполняют задания на карточках

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

– Оцените свою работу на уроке.

– Какое у вас настроение? Все ли у вас получилось?

Самостоятельное выполнение в тетради.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

1. Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика» 1 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Читайте также:  В контакте vkontakte вход регистрация

2. Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

4 . Учебник: Математика И. И. Аргинская 1 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Десяток

На данном уроке мы будем использовать палочки. Посчитайте, сколько палочек изображено на рисунке. (рис. 1)

Пронумеруем каждую палочку, чтобы узнать, сколько же всего палочек изображено на рисунке. (рис. 2)

Свяжем эти десять палочек в один пучок, мы получим новую единичку измерения – десяток. На рисунке изображено десять палочек или один десяток. (рис. 3)

Образование чисел второго десятка

У нас получился один десяток. В старину десяток по-другому называли «дцать». И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка.

Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. (рис. 4)

Какое число получилось? Одиннадцать.

Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки. (рис. 5)

Сколько получилось палочек? Двенадцать.

Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки. (рис. 6)

Сколько получилось палочек? Тринадцать.

Положим четыре палочки на десять палочек. (рис. 7)

Сколько получилось палочек? Четырнадцать.

Положим пять палочек на десять палочек. Получим пятнадцать.

Возьмем два десятка палочек. (рис. 8)

У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь? Два десятка – двадцать.

Запишем два ряда чисел. (рис. 9)

В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Сравнение однозначных и двузначных чисел

Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они отличаются друг от друга. В записи чисел первого ряда присутствует только один значок. То есть, если у нас число один, мы записываем его одной цифрой – цифрой 1. Если у нас число два, мы записываем его одной цифрой – цифрой 2. Число пять мы записываем одной цифрой – цифрой 5.

В записи чисел второго ряда присутствуют две цифры.

Десять мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 0.

Двенадцать мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 2.

То есть в записи этих чисел мы используем два значка – две цифры.

Поэтому, числа первого ряда называются однозначные числа, а числа второго ряда называются двузначные числа – в их записи два значка. (рис. 10)

Устное произношение двузначных чисел

Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток – дцать. (рис. 11)

Запись двузначных чисел

Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество свободных единичек, которые мы добавили к десятку. (рис. 12)

То есть на первом месте десятки, на втором месте записи – единички.

Четыре свободных единички и один десяток.

При записи: один десяток, четыре единички.

Один десяток и шесть единичек.

Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых нет свободных единичек, числа, которые состоят только из десятков. Это числа десять и двадцать. (рис. 13)

Круглые числа

При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков.

10 – один десяток, ноль единичек

20 – два десятка, ноль единичек.

В математике такие числа еще называют круглыми числами. (рис. 14)

10 и 20 – круглые числа, они состоят только из десятков.

На уроке мы познакомились с тем, как появились двузначные числа, мы научились записывать двузначные числа, узнали, что двузначные числа – это числа, в которых при записи на первом месте стоит число десятков, на втором месте – число единиц. В записи этих чисел используется две цифры, поэтому эти числа называются двузначными. Рассмотренный материал поможет нам в дальнейшем изучении математики.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Назовите числа по порядку от 10 до 20 и запишите их.

2. Как образуются числа второго порядка? Назовите числа, изображенные на рисунке.

3. Впишите пропущенные числа.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

“>

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *