Близкие по духу
Какую оценку «Ордену» ни поставь, найдутся те, кого цифра выведет из себя.
Высокую? «Как вы посмели дать что-то выше восьми баллов кинцу, которое проходится за пять часов? Сколько вам заплатили?!»
Среднюю? «Н-да, выбрали нейтральную позицию, и тем и другим хотят угодить, нет своего мнения!»
Низкую? «Да уж, они ничего не понимают в играх, я уже прошел The Order: 1886, и это пока лучшая игра для PS4! Такая-то графика, такой-то сюжет! Позорище, дорогая редакция!»
Конечно, нам, игровым журналистам, к подобному не привыкать — мы готовы к любой реакции и ставим не ту оценку, что непременно одобрят читатели. Мы ставим оценку, которую считаем справедливой. Но с «Орденом» ситуация обостряется из-за цены игры: 4000 рублей. Четыре тысячи рублей. Понятно, что виновата экономическая ситуация в стране, но восприятие упорно не хочет перестраиваться: раньше за такие деньги можно было купить какое-нибудь коллекционное издание, сейчас — только коробку с игрой. Одиночной игрой, где нет и намека на мультиплеер и реиграбельность.
Учитывая это обстоятельство, надо сразу ответить на два главных вопроса.
Первый звучит так: стоит ли The Order: 1886 своих денег? Ответ неутешителен: нет, не стоит. 4000 рублей — это слишком дорого. Игра проходится не за пять, а за восемь часов, но если бы я покупал ее сам, а не получил на работе, то остался бы недоволен таким приобретением.
Второй вопрос: стоит ли игра вашего времени? Скорее да, чем нет.
Как и в Gears of War, в основу механики здесь положены позиционные перестрелки. Но The Order: 1886 в большей мере сюжетно-ориентированная. По структуре это скорее кино, чем игра. Если Клифф Блежински зачастую сначала придумывал геймплейные сцены, а потом пытался связать их в сюжете, то Ready at Dawn поступают наоборот. Боям здесь отводится роль наполнителя.
Это вовсе не значит, что бои в «Ордене» плохие. Управление не вызывает нареканий — герой послушно прилипает к укрытию как по нажатию кнопки, так и если просто к нему подойдет. Есть оригинальное оружие, вызывающее в памяти серию Resistance: например, термитная винтовка, стреляющая воспламеняющимся порошком, который можно тут же поджечь подствольной ракетницей. Есть возможность включить slo-mo и перестрелять врагов из револьвера, будто Джон Марстон в Red Dead Redemption (хотя я, признаюсь, забыл о ней сразу после обучения). Можно вырубить неприятеля голыми руками — притом в зависимости от контекста герой может задействовать окружение (к примеру, впечатать врага в стену).
Противники свирепые, и, если высунуться из-за укрытия более чем на несколько секунд, велик шанс умереть. Целиться нужно аккуратно, патроны зачастую кончаются в самый неподходящий момент даже на обычной сложности. Некоторые деревянные перегородки простреливаются, а мелкие объекты послушно разлетаются, создавая эффект разрушаемости. Словом, стрельба вас точно не разочарует.
Но и ничего выдающегося вы не увидите — перестрелки довольно банальные. Изредка на вас натравливают «толстокожего» врага в шлеме, способного убить героя парой выстрелов, однако сам он, зараза, не дохнет и от целой обоймы в лицо. Иногда в окнах появляются снайперы, которых нужно вычислить по бликующему прицелу. И. всё. На этом разнообразие заканчивается — дальше предлагают стрелять в десятки одинаковых противников.
Да, еще есть пара эпизодов с рудиментарным стелсом, мини-игры на взлом замков и несколько одинаковых боев с оборотнями, но все это настолько привычно для шутеров последних лет, что даже не замечаешь.
Для сравнения: в первой Gears of War была перестрелка на фуникулерах, снайперские дуэли, перебежки от одного источника света к другому — в постоянном страхе угодить на обед летучим тварям, — этап с автомобилем, и прочая и прочая.
Собственно, в этом заключается самая популярная (и более чем справедливая) претензия игроков и критиков к The Order: мало разнообразия. «Могли лучше». В самом деле, могли — но отчего-то не стали: в Ready at Dawn будто вовсе не заботились о геймплее и просто обеспечили минимальную программу для шутера с укрытиями.
Но в то же время авторы с каким-то дьявольским, просто удивительным усердием подошли к созданию мира и сочинению истории. Викторианский Лондон в исполнении Ready at Dawn в полной мере оправдывает существование этой игры как таковой.
Орден рыцарей Круглого стола, основанный королем Артуром, долгие века сражается с оборотнями — при помощи диковинного оружия и гаджетов от самого Николы Теслы: электропушек, расчленяющих врагов, гранатометов, устройств для взлома, радиопередатчиков, монокуляров и все в таком духе. У каждого рыцаря есть древнее имя, что передается ему от умершего члена ордена, и склянка загадочной черной воды, исцеляющей раны и дарующей долголетие: главному герою сэру Галахаду, к примеру, уже много веков.
Вместе со своим наставником сэром Персивалем, леди Игрейной и маркизом де Лафайетом он пытается выяснить, кто стоит за чередой убийств в печально известном районе Уайтчепел. Преступника, жестоко расправляющегося со своими жертвами, нищие прозвали Джеком Потрошителем. Результаты расследования приводят к череде ожидаемых, но оттого не менее интересных поворотов.
И все это на фоне интриг в совете ордена, с учетом вмешательства полиции и постоянных атак повстанцев и полукровок. Ах да, на дворе — альтернативный Лондон конца XIX века, с его уличным смрадом, ужасающей нищетой, роскошью дворцов и гигантскими дирижаблями, плывущими в сером небе.
Нельзя сказать, что в The Order: 1886 потрясающе проработан сюжет или персонажи, — это просто неплохая, немножко дубовая, но атмосферная фантастика уровня «Другого мира» или «Ван Хельсинга». Однако история свою роль играет честно — держит у экрана. А благодаря правильным заимствованиям из мифологии, культурологическим отсылкам, хорошо переданной игре актеров (показано даже самое незаметное мимическое движение) и фантастическому визуальному ряду создается очень целостная, правдоподобная картина.
Лондон выглядит настолько настоящим, что кажется, будто его можно потрогать. Хотя локации невелики, и всегда есть лишь один маршрут к цели. В паре эпизодов я просто бросал все дела и рассматривал окружение. Резная дубовая мебель, высоченные потолки со сложнейшим узором, мощеные улочки, на которых можно разглядеть каждый камешек, настоящий густой туман. Детализация восхитительная.
При этом окружение так или иначе задействовано в повествовании.
Проходя мимо двери в одной из локаций, можно подслушать разговор, который, если прочитать несколько газет, позволяет сделать вывод, что американцы проиграли Британии войну за независимость.
Из пропаганды Консервативной партии можно узнать, что Ост-Индская компания превратилась в Объединенную Индийскую компанию.
В лаборатории Николы Теслы обнаруживается листовка, сообщающая, что 16 октября состоится «поединок двух величайших умов поколения» — между ним и Томасом Эдисоном. «Американский изобретатель против европейского»! «Только в Кристал-Пэлэс»! Отношение соперников друг к другу выдают подпись на обороте («Пускай выиграет великий! С уважением, твой друг Томас») и шикарные козлиные рога и борода, которые Тесла подрисовал своему «другу».
Подобные мелочи добавляют миру The Order: 1886 столь необходимой ему жизни.
Сюхэй Ёсида, глава Sony World Wide Studios, признался, что они сами не понимают, почему PS4 так хорошо продается, а главное — кто ее покупатели. Для существенной доли владельцев PS4 — первая консоль в жизни. И вот для таких людей The Order: 1886 будет настоящим открытием.
Если же вы давно играете в игры, то, самое малое, останетесь под впечатлением от арт-дирекшена, дизайна костюмов, предметов и окружения. «Орден» — это тот случай, когда потрясающее исполнение неигровых элементов изменяет впечатление, которое оставляет по себе лишенный инноваций геймплей. Сейчас он «всего лишь» не раздражает.
Но не стоит забывать, что The Order: 1886 — лишь начало серии: игра обрывается на полуслове, да и таинственные следы на шее леди Игрейны никак не отражены в сюжете. Uncharted и Gears of War стали по-настоящему первоклассными лишь после того, как обзавелись продолжениями. И если сравнивать игру именно с первыми частями этих сериалов, то «Орден» начинает выглядеть уже вполне конкурентоспособно (ну, и если забыть, что Gears of War вышла без малого десять лет назад).
Актуально для платформы: PS4
Касаться темы The Order: 1886 в Интернете очень опасно — это гарантированно вызывает пожар в комментариях. И цена у игры якобы отвратительная, и продолжительность смешная, и геймплей одноклеточный. В большинстве случаев активные «критики», конечно, не играли (ведь дорого!), но некоторые подслушанные претензии все-таки справедливы. The Order получилась спорной, хвалить и ругать ее можно с одинаковым усердием. Как ставить финальную оценку, когда за время прохождения умудряешься и регулярно поражаться, и разочаровываться?
Другой мир: 1886
Игра начинается, как принято, с конца: главного героя, сэра Галахада, мучают и пытают свои же. Все называют его предателем и ничуть не жалеют, а он кричит, что единственный знает правду. Сцена обрывается в самый интригующий момент, время отматывается назад, и в течение ближайших нескольких часов игроку предстоит узнать, как благородный рыцарь докатился до жизни такой.
Действие разворачивается в ненастоящей викторианской Англии. Одним из самых влиятельных органов в стране является Орден — пафосное средневековое общество, каждый член которого — наполовину бессмертный Джеймс Бонд, обвешанный гаджетами и натренированный убивать людей с помощью монокля.
Все члены Ордена заседают за большим круглым столом, много говорят о политике и громко спорят. Приходится решать проблемы самого разного рода: бороться с повстанцами, очищать город от оборотней, взаимодействовать с полицией и учитывать мнение крупных торговых компаний, которые активно лоббируют свои интересы.
В подвале под Орденом сидит Никола Тесла, выполняя роль местного Q. Молодой человек на удивление прогрессивен: в 1886-м году снабдил агентов разветвленной системой раций, автоматами и устройствами для взлома электрических щитков. Впрочем, это не самый большой фарс, учитывая, что над городом летают дирижабли, с которыми есть постоянная мобильная связь, чтобы прицельно бомбардировать улицы, если нужно разобраться с террористами.
В общем, мир The Order — задорная и яркая псевдоисторическая чушь. Здесь стреляют из гранатометов, а новейшее оружие молниями отрывает людям головы. И все это умудряется выглядеть реалистично благодаря совершенно изумительной проработке города.
Уровни строго линейны, но в них совершенно не чувствуешь себя запертым. Первые несколько эпизодов и напоминают скорее виртуальный театр: в грязных подворотнях кого-то бьют, тут и там гуляют констебли, люди на улочках торгуют апельсинами, а женщины в специфических заведениях обслуживают клиентов. Любой уголок любого уровня, будь то полуразрушенная больница или портовый склад, идеально продуман и превосходно проработан — хочется сравнивать с The Last of Us. Новое поколение делает свое дело: количество объектов вокруг — безумное, и выглядят они шикарно.
Графика превосходит любые ожидания. Раз в десять минут ловишь себя на мысли, что не веришь глазам: картинку такой степени детализации, настолько точную и реалистичную анимацию можно пускать в кинотеатрах, и никто не уйдет обиженным. Никаких заранее записанных роликов в игре нет, а история выстроена так, что красота сцен идет по нарастающей. Сначала — туманные панорамы города, потом — роскошный вид на закат с дирижабля, а после — взрывы, пожары и прочие радости жизни. В кадре постоянно полно народу, бьют упомянутые пушки и гранатометы, а любимый всеми показатель кадров в секунду не проседает совсем.
Я вам песенку спою про пять часов
В комплекте с реалистичной графикой идут две черные полоски — сверху и снизу экрана: The Order пытается предоставить «кинематографичный опыт» (и заодно сэкономить ресурсы консоли). Разработчики экспериментируют и хотят найти свой подход к «игровому кино».
Перестрелка в бедном районе города. Отовсюду лезут революционеры, главные герои прячутся за колоннами. Пока вы беспокоитесь о самосохранении, туповатый союзник оказывается подстрелен ровно посередине улицы. Игрок вынужден подбежать к нему: камера отъезжает из-за спины и меняет ракурс. Герои обмениваются парой фраз, друга подхватывают. Еще один бесшовный разворот камеры — и нужно уже на ходу стрелять по окнам, хромая в сторону какой-то двери.
Эпизод выглядит и ощущается отлично: для боевика это практически идеальный сплав постановки и интерактивности. Ready at Dawn удается срежиссировать ситуации так, что ролики и игра перемешиваются в цельный, единый видеоряд, без разбиения на отдельные кат-сцены и элементы. Разумеется, все это сопровождается градом QTE.
Большие экшен-секции нельзя в чем-то упрекнуть: они выполнены классически. Все на своих местах — наглые противники, которые обходят с флангов и стреляют в спину, несколько видов оружия, по-своему хороших и плохих, и разнообразие ситуаций. Игрока заставляют искать снайпера в окнах, сражаться с гранатометчиком в узких коридорах, прикрывать друзей с балкона.
Отдельные миссии — это стелс, другие — битва с оборотнями. По большому счету, игровой процесс не содержит в себе ничего нового, но он реализован прилично. И тем не менее The Order умудряется бездумно потратить весь заложенный потенциал.
Стремясь повысить «киношность» происходящего, Ready at Dawn сделала огромную ставку на сюжет. Он здесь совершенно голливудский: со смертями, предательствами, внезапными открытиями. Герои очень много разговаривают, подолгу ходят в кадре, спорят за круглым столом. Участвовать в этом игрок, конечно, не может. Нужно смотреть. Смотреть много, по пятнадцать минут кат-сцен с пятиминутными интерактивными вставками. И это не совсем то, чего ждет человек с геймпадом в руках. Неудачный баланс боевика и повествования приводит к тому, что со временем начинаешь зевать.
Но главный грех «Ордена» в том, что авторы, делая акцент на сюжете и уделяя ему совершенно безобразное количество времени, не сделали историю интересной. Волшебная Англия, прекрасный дизайн, действительно приятные перестрелки — все это уже не играет никакой роли, потому что Ready at Dawn решила половину игры отдать скучному и безыдейному повествованию.
Здесь начинаются чисто кинематографические претензии. Нет никакой интриги, нет ничего, что привлекало бы внимание. Диалоги предсказуемы. А главное, огромная часть истории как будто пропущена. Отношения между персонажами развиваются слишком быстро, отдельные эпизоды будто пропадают вовсе.
Положение усугубляет то, что первые несколько глав выдержаны в идеальном ритме: большие уровни, яркие перестрелки, хорошая динамика, ровное повествование, — но в определенный момент тормоза срываются, и эпизоды длятся уже не 40 — 60, а 10 — 15 минут. Роликов становится слишком много, экшена — слишком мало. Рушится вся магия, которая поначалу действительно есть в игре. И тогда уже все равно, сколько ты там потратил на прохождение — пять часов или восемь (я, на самом деле, восемь).
The Order: 1886 — это неудачная игра, которую изо всех сил хочется хвалить и оправдывать. Авторы проделали колоссальную работу: графика изумительна, игровой мир интересен, стиль запоминается, декорации и отдельные эпизоды врезаются в память. Но плохо все, что связано с сюжетом, историей и подачей материала. Чувствуется, что не хватило времени. The Order — это роскошный, дорогой блокбастер, который просто не сложился.
Плюсы: поразительная картинка; отличный дизайн.
Минусы: кат-сцен слишком много, игры слишком мало; история примитивна; наиграться не успеваешь.
03 марта 2015 |
Жанр | Экшен |
Издатель | Sony Computer Entertainment |
Разработчик | Ready at Dawn |
Дата выхода | 20 февраля 2015 года |
Возрастной ценз | от 18 лет |
Платформы | PS4 |
Официальный сайт |
Наше первое знакомство с The Order: 1886 состоялось еще на прошлогодней Е3 — на демонстрационном стенде Sony можно было попробовать один из эпизодов. Уже тогда мы писали, что новый эксклюзив для PS4 оставил смешанные впечатления. Да, визуальный ряд действительно впечатлил, чего нельзя было сказать о самом игровом процессе — в частности, скучноватых перестрелках.
К релизу в этом плане, конечно, ничего не изменилось. Более того, добавились еще несколько факторов, демотивирующих от покупки игры. Во-первых, скромная продолжительность — сюжетный режим можно легко завершить за шесть часов, из которых почти половину составляют видеоролики. Во-вторых, обвал рубля и стоимость в 4 000 рублей — к подобным ценам мы пока просто не привыкли; тем более не очень хочется отдавать такие деньги за сомнительное удовольствие.
⇡#Мрачный другой мир
Рыцари Круглого стола столетиями защищают Англию от различных врагов — от террористов и повстанцев до оборотней и вампиров. Сэру Галахаду предстоит разобраться с очередной угрозой — обычное расследование в итоге приводит главного героя чуть ли не к государственному заговору с участием представителей собственного ордена. История будто бы происходит во вселенной киносерии «Другой мир» — тот же бестиарий существ, бесконечные интриги сильных мира сего, немного похожая общая стилистика. Только данный вариант викторианского Лондона «украшен» технологическими инновациями — элементы стимпанка сюда вписались просто замечательно.
По большому счету, The Order: 1886 — самое настоящее интерактивное кино, маскирующееся под экшен от третьего лица. Переходы между длинными неинтерактивными сценами и самой игрой незаметны; уровень общей детализации такой же, как в первых «больших» CGI-фильмах (вроде полнометражной «Последней фантазии») или даже выше. Подобный опыт давали в свое время Heavy Rain и Beyond: Two Souls, но пропасть между ними и «Орденом» сейчас просто колоссальна.
И вдвойне обидно, что сама история у сценаристов Ready at Dawn вышла плоской и напрочь вторичной. Персонажи не вызывают ничего, кроме равнодушия, сюжет движется от пролога к финалу всего через одну промежуточную точку — общее качество повествования и актерской игры достойны разве что недорогого телепроекта кабельного канала. Очарование необычного антуража тоже быстро развеивается — героев окружают какие-то совсем уж искусственные декорации, а красоты самого Лондона все время остаются где-то за кадром. Нам остается лишь довольствоваться грязными переулками, мрачной промзоной и подземельями.
В какой-то момент привыкаешь и к той самой графике нового поколения. Границы искусственного мира с каждой новой сценой кажутся все более условными, к тому же возникает ощущение, что за некоторые локации отвечали совсем разные люди. Одни, благодаря динамическим эффектам и отличному художественному дизайну, кажутся чуть ли не настоящими; другие словно «забыли» нормально украсить и заполнить пустующие интерьеры. В результате The Order ужасно неровна и как-то неуклюжа — даже отдельные главы-уровни здесь длятся от двух минут до часа. Словом, миру постоянно не хватает глубины и того самого финального штриха, чтобы во все это можно было честно поверить. В этом смысле погружения в необычную эпоху, как это получается в компании любого из «Ассасинов», не вышло.
⇡#Минимальное участие
В последнее время мы сильно привыкли к огромным играм с открытым миром — в этом смысле шестичасовой «Орден» будто бы возвращает нас на несколько лет назад. Небольшая продолжительность не всегда подразумевает скудность контента и возможных эмоций, которые можно получить от игры, — взять хотя бы Uncharted или Halo. И наоборот: количество бессмысленной рутины в свежих Assassin’s Creed и Dragon Age даже в сюжетном режиме выходит за любые нормы приличия. Но The Order: 1886 и в самом деле уж слишком лаконична — по-человечески пострелять тут дают раз в час, а видеовставки, состоящие из тягучих и малосодержательных диалогов, уже к середине истории жутко утомляют.
Сотрудники Ready at Dawn словно не видели серии Gears of War или Uncharted и не в курсе, как создавать увлекательные перестрелки из-за укрытий. В результате получилось в лучшем случае на «сойдет» — непосредственно ощущение от стрельбы приятное, но закрыть глаза на полную статичность сцен (в каждом из боев достаточно занять одну позицию и палить по врагам строго с одного направления) и непроходимую тупость искусственного интеллекта просто не получается. И с арсеналом не вышло удивить: нестандартные пушки вроде «термита» или электроружья эффектны, но не практичны и появляются в считаных случаях за всю игру.
Из прочих развлечений: QTE-сцены, стэлс-эпизоды и битвы с оборотнями. Про первые нечего рассказывать; вторые, опять же, до предела условны и заставляют действовать строго по одному сценарию (иначе Галахада убьет — внимание — видеороликом); третьи неуклюжи и дословно копируют друг друга — одинаковые декорации, одинаковая «тактика» у монстров, логично одинаковое завершение каждой из стычек.
The Order: 1886 легко (и непременно необходимо) критиковать. Это посредственная игра с не слишком увлекательной историей. Тем не менее сейчас она дает крайне необычный пользовательский опыт — интерактивное кино на новом поколении консолей стало еще реалистичнее; это тот самый случай, когда современные технологии по-настоящему удивляют.
И что еще важнее — все это заставляет с интересом смотреть в обозримое будущее. Написать хороший сценарий и придумать занимательное интерактивное действо могут многие — осталось лишь совместить это с таким вот уровнем технического исполнения. Очень ждем Uncharted 4 и, вероятно, сиквел «Ордена» — со второго раза у Ready at Dawn точно получится уже лучше.
Достоинства:
- потрясающая графика;
- ряд эффектных эпизодов;
- возможность получить необычный игровой опыт.
Недостатки:
- непростительная непродолжительность;
- неуклюжая история;
- примитивные перестрелки;
- ужасный стелс.