0

Их лица мне представляются и теперь иногда

В работе раскрыты вопросы:

– Методические рекомендации по русскому языку 9 класс;

– ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложносочиненные предложения»;

– ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения»;

– Вопросы для повторения указанных тем;

– ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения»;

– Вопросы для повторения темы;

– ЗУН в результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи»;

– Тренировочные задания по пройденным темам:

1. Задания для самопроверки по теме: «Сложносочиненные предложения» (тест 1, 2)

2. Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчиненные предложения» (тест 1-3)

3. Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (тест 1, 2)

4. Задания для самопроверки по теме «Бессоюзные предложения» (тест 1, 2)

5. Итоговое повторение.

Методические рекомендации по русскому языку 9 класс

В курсе 9 класса по русскому языку повторяются и углубляются сведения о сложном предложении. Изучаются следующие темы: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с разными видами связи». В конце года повторяется и систематизируется изученное.

В результате изучения темы «Сложносочиненные предложения» учащиеся должны уметь:

1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом И;

2) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

3) расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него).

В результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения» учащиеся должны уметь:

1) находить главное и придаточное предложения;

2) определять место придаточного, средства его связи с главным;

3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными;

4) различать виды придаточных предложений;

5) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

6) составлять схемы предложений с разными придаточными;

7) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;

8) составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением;

9) составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными.

Вопросы для повторения указанных тем:

1. На какие группы делятся сложные предложения?

2. Какие предложения называются сложносочиненными?

3. Как делятся сложносочиненные предложения по союзам и значению? Приведите примеры.

4. Какие предложения называются сложноподчиненными?

5. Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.

6. Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.

7. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

В результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения» учащиеся должны уметь:

1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Вопросы для повторения темы:

Какие сложные предложения называются бессоюзными?

В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие? Тире? Приведите примеры на каждый случай.

В результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи» учащийся должен правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Тренировочные задания по пройденным темам.

Задания для самопроверки по теме: «Сложносочиненные предложения».

Тест №1

1. Найди соответствия.

a) Он то внезапно принимался громко петь, то начинал без­удержно смеяться.

б) Он не решился на эту поезд­ку, и я тоже отказался в ней участвовать.

в) Однако не надо отчаиваться.

г) К счастью, к вечеру подморо­зило, зато в доме стало про­хладнее.

д) Дождь льёт уже второй день, однако мы не теряем надеж­ды на скорое отплытие.

e) Он всегда поступает так же, как и я.

ж) Он также не поехал в экспе­дицию.

1) простое предложение

2) простое предложение с противительным союзом

3) сложносочинённое пред­ложение с противительным союзом

4) сложносочинённое пред­ложение с соединительным союзом

5) сложносочинённое пред­ложение с противительным союзом

6) простое предложение со сравнительным оборотом

7) простое предложение с повторяющимся союзом

2. Определи, перед каким союзом "и" следует поставить запятую.

a) Их лица мне представляются и 1 теперь иногда в шуме и² толпе среди модных дураков и ³ тогда вдруг на меня на­ходит полусон и 4 мерещится былое. (Н. Г.)

б) Она считалась богaтою невестою и 1 многие прочили её за себя или за сыновей. (П.)

в) И волки сыты и ¹ овцы целы. (Пословица)

г) Белые облака и ¹ белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде и 2 временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)

д) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и 1 хорошо берёт хитрая и ² осторожная pыба-плотва. (Пауст.)

3. Сколько пунктуационных ошибок допущено в следующем отрыв­ке из текста?

Мы окружили его и игра началась. Сильвио имел обыкнове­ние за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спо­рил и не объяснялся. Мы это знали, и не мешали ему хозяйни­чать по-своему; но между нами находился офицер недавно к нам переведённый. Он, играя, в рассеянности загнул лиш­ний угол. Сильвио взял мел и уравнял счёт по своему обыкно­вению. Офицер думая, что он oшибся, пустился в объяснения. Он потеряв терпение взял щётку, и стёр то, что казалось ему напрасно написанным. Сильвио взял мел, и записал снова. Офицер, разгорячённый игрою и смехом товарищей, почёл себя обиженным, и, в бешенстве схватив со стола модный шандал, пустил его в Сильвио. (П.)

4. Расставь знаки препинания. Найди предложение(-я), в котором(-ых) запятая(-ые) перед "и" не ставится (не ставятся).

a) Однако ж мало-помалу всё былo забыто и Сильвио снова приобрёл своё прежнее влияние. (П.)

б) Пакеты обыкновенно тут жe распечатывались, новости со­общались и канцелярия представляла картину самую оживлённую. (П.)

в) Уже стемнело и плохо было видно в степи.

г) Во тьме тревожно вспыxивали молнии и гремел гром.

д) И опять в комнате сделалось тихо и только часы стучали.

e) Мы взяли c собой лодку и на рассвете отправились на тусторону озера ловить рыбу.

Тест №2

1. Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические осно­вы.

a) B степи было тихо и светло.

б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пoщады от них.

в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнели всё обильнее лил на степь го­лубоватую мглу.

Читайте также:  Включается и отключается зарядка на ноутбуке

г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.

e) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны o берег бились.

ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свер­нувшись в узел и глядя в море.

з) B лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их. (Из произведений М. Горького.)

2. Укажи предложение c пунктуационной ошибкой и отметь верный вариант объяснения.

a) Белые облака и белые пeсчаные острова отражались в глян­цевитой воде и временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)

б) Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (Пауст.)

в) B чащах стояло безмолвие, и не было ни малeйшего ветер­ка. (Пауст.)

г) Море дремлет и дышит опаловым туманом, и синеватая вода блестит сталью. (M. Г.)

1. Простое предложение c однородными членами, соединён­ными союзом "и".

2. Сложносочинённое предложение с соединительным сою­зом.

3. Сложносочинённое предложение c общим второстепенным членом.

3. Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.

a) Весеннее солнце уже взошло и жар уже наспевал. (П.)

б) B четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежавшее графине Б., но в нём жил только управитель, a графиня посетила своё поместье только однажды. (T.)

в) Марьи Гавриловна была воспитана на французских рома­нах и, следственно, была влюблена. (П.).

г) Толстой был внутренне подготовлен к этой теме и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (Пауст.)

д) Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро, явиться в рощу Акулиною. (П.)

e) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. (П.)

Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Тест №1

1. Определи, чем являются выделенные слова: союзами или союзны­ми словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, каки­ми членами предложения они являются.

a) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. (Ес.)

б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом. (Пауст.)

в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложи­лось на музыку. (Пауст.)

г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не смо­жет зaбыть.

д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. (Пауст.)

e) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань. (Пауст.)

ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что лите­ратура изъята из законов тления. (Пауст.)

2. В роли какого члена предложения выступает союзное слово в предложении: "B это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас"?

a) подлежащее; г) обстоятельство;

б) сказуемое; д) дополнение.

3. Отметь предложение, в котором "что" является союзом.

a) Я спросила, что они собираются делать.

б) Мы не знали, что нас ожидает.

в) Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лек­ции.

г) Мы и предположить не могли, что он уже пришёл.

4. Укажи, сколько грамматических основ в предложении.

Направо темнели холмы которые казалось заслонили собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. (Ч.)

a) 4; б) 5; в) 6; г) 3.

5. Какое из наречий употребляется в роли союзного слова в прида­точном предложении?

a) тогда; б) зачем; в) так; г) потому; д) туда

6. Укажи союзные слова.

a) ибо; г) словно; ж) кто;

б) какой; д) если; з) потому что;

в) чей; e) куда; и) где.

7. Каким членом предложения является указательное слово в пред­ложении?

Не следует просить другого человека о том, что можешь сде­лать сам.

Материал используется с целью проверки знаний по теме "ССП".

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе»

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Укажите номера неверных утверждений.

Союзы: и, зато, или являются соединительными;

Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.

В ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому.

ССП – это сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами

Укажите количество грамматических основ в предложениях.

Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому.

Смотрю на свой каменный дом: ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится.

Всё так и сгорело, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой.

3.Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы) предложения

1)Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

1. День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. К утру ветер ослабел и снег перестал.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Читайте также:  В доме сработала пожарная сигнализация куда звонить

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены)

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья

И темный лес склоняясь дремлет

Под звуки песни соловья.(С.Есенин)

Сложносочинённые предложения часть 2

1. Определи, перед каким союзом "И" следует поставить запятую. ОБРАЗЕЦ: а – 1, 2, 4

а) Их лица мне представляются 1 и теперь иногда в шуме 2 и толпе среди модных дураков 3 и тогда вдруг на меня находит полусон 4 и мерещится былое.

б) Она считалась богатою невестою 1 и многие прочили её за себя или за сыновей.

в) И волки сыты 1 и овцы целы.

г) Белые облака 1 и белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде 2 и временами их было невозможно отличить друг от друга

2. Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены)

а) В степи было тихо и светло.

б) Но не было на лицах их благородства и нельзя было ему ждать пощады, от них.

в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел удаляясь от земли бледнел м всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.

г) Волна потока его охватила и одела в пену умчала в море.

д) Певуче плещут волны на песок и я молчу, глядя в даль моря.

е) Блестело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.

ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.

3.Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.

а) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали лилии, потревоженные весёлою рыбой.

б) Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.

в) Сказал бы словечко да волк недалечко.

г) Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих СНОВ золотых, этой веры глубокой.

д) Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

е) Прошло несколько минут и Силъвио прервал молчание.

ж) Обольщённый моей славою, он стал было искать моего дружества, но я принял его холодно

и он безо всякого сожаления от меня удалился.

4. Выполни синтаксический разбор предложений (подчеркните грам.основы, составьте схемы и охарактеризуйте предложения)

а) Там плыли тени их было много.

б) Никогда я никого не любила а тебя люблю!

в) А лес всё гудел и гудел вторя их крикам и молнии разрывали тьму в клочья.

г) Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.

Отметьте сложносочиненные предложения. Определите смысловые отношения в ССП. Расставьте знаки препинания.

Сибиряк воевал под Москвой а закончил войну он в Берлине.

Могуч и славен человек не саблей а ясной силой сердца и ума.

То ли рассветало то ли тучи на небе рассеялись.

К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться.

Наша лодка ост…вляет (не)исчезающий след на воде от рыбы тоже остается круж..к.

Слуга принёс билет на дилижанс но не отдал сдачу.

Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно.

Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.

Мальчики полезли на скалу покрытую глубокими трещинами девочки же остались у подножия и отдыхали.

Ночью была оттепель а к утру ударил мороз.

Не то пламя пожара зажгло горизонт не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.

Девушка прислушивалась к пению и сама того не замечая стала подпевать.

Ни люди не заходили в безжизненную долину ни звери не забегали.

Командир отряда внимательным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал её.

Кто-то робко постучал в дверь но мы затаились и не открывали.

На веранде горел свет и сидели люди.

То защелкает соловей то заухает старый филин.

Я бродил подолгу и видел много примет осени.

Все быстрее встает туман с лугов и серебрится в солнечном луче а за ним поднимаются с земли кусты.

Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей. Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении. Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождем. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клен, в тени которого разостлан для отдыха ковер; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушеных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряженный вол, лениво лежащий возле него, – все это для меня имеет неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не вижу их и что нам мило все то, с чем мы в разлуке. Как бы то ни было, но даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкатывали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой; самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам. Но более всего мне нравились самые владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу. Их лица мне представляются и теперь иногда в шуме и толпе среди модных фраков, и тогда вдруг на меня находит полусон и мерещится былое. На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь.

Читайте также:  Беспроводные наушники вкладыши xiaomi

Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет, но душа моя полна еще до сих пор жалости, и чувства мои странно сжимаются, когда воображу себе, что приеду со временем опять на их прежнее, ныне опустелое жилище и увижу кучу развалившихся хат, заглохший пруд, заросший ров на том месте, где стоял низенький домик, – и ничего более. Грустно! мне заранее грустно! Но обратимся к рассказу.

Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна Товстогубиха, по выражению окружных мужиков, были те старики, о которых я начал рассказывать. Если бы я был живописец и хотел изобразить на полотне Филемона и Бавкиду, я бы никогда не избрал другого оригинала, кроме их. Афанасию Ивановичу было шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне пятьдесят пять. Афанасий Иванович был высокого роста, ходил всегда в бараньем тулупчике, покрытом камлотом,[1] сидел согнувшись и всегда почти улыбался, хотя бы рассказывал или просто слушал. Пульхерия Ивановна была несколько сурьезна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица. Легкие морщины на их лицах были расположены с такою приятностию, что художник, верно бы, украл их. По ним можно было, казалось, читать всю жизнь их, ясную, спокойную жизнь, которую вели старые национальные, простосердечные и вместе богатые фамилии, всегда составляющие противоположность тем низким малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал и торжественно прибавляют к фамилии своей, оканчивающейся на о, слог въ. Нет, они не были похожи на эти презренные и жалкие творения, так же как и все малороссийские старинные и коренные фамилии.

Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы; вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна. «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» – «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». Они никогда не имели детей, и оттого вся привязанность их сосредоточивалась на них же самих. Когда-то, в молодости, Афанасий Иванович служил в компанейцах,[2] был после секунд-майором, но это уже было очень давно, уже прошло, уже сам Афанасий Иванович почти никогда не вспоминал об этом. Афанасий Иванович женился тридцати лет, когда был молодцом и носил шитый камзол; он даже увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели отдать за него; но и об этом уже он очень мало помнил, по крайней мере, никогда не говорил.

Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе. Или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.

Он всегда слушал с приятною улыбкою гостей, приезжавших к нему, иногда и сам говорил, но больше расспрашивал. Он не принадлежал к числу тех стариков, которые надоедают вечными похвалами старому времени или порицаниями нового. Он, напротив, расспрашивая вас, показывал большое любопытство и участие к обстоятельствам вашей собственной жизни, удачам и неудачам, которыми обыкновенно интересуются все добрые старики, хотя оно несколько похоже на любопытство ребенка, который в то время, когда говорит с вами, рассматривает печатку ваших часов. Тогда лицо его, можно сказать, дышало добротою.

Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. Топки их были все проведены в сени, всегда почти до самого потолка наполненные соломою, которую обыкновенно употребляют в Малороссии вместо дров. Треск этой горящей соломы и освещение делают сени чрезвычайно приятными в зимний вечер, когда пылкая молодежь, прозябнувши от преследования за какой-нибудь смуглянкой, вбегает в них, похлопывая в ладоши. Стены комнат убраны были несколькими картинами и картинками в старинных узеньких рамах. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, и если бы некоторые из них были унесены, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писанных масляными красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачканная мухами. Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь. Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме, лениво подметаемый невыспавшимся господином в ливрее.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *