0

Импеданс в колонках что это

Совместимость ресивера и колонок по сопротивлению / импедансу

Общую суть вопроса можно определить следующим образом: сопротивление акустических систем носит комплексный характер и включает в себя как активную составляющую (не зависящую от частоты сигнала), так и реактивную (зависящую от частоты сигнала). Реальный электрический аудио сигнал представляет собой сумму гармоник переменного электрического тока, таким образом, сопротивление (импеданс) акустической системы, сильно зависит от частоты входного сигнала. Значения импеданса указанные в паспортных данных на акустические системы, как правило, указываются усреднено-номинальными или же вообще можно увидеть диапазон импеданса (например, 4-8 Ом). Иными словами сопоставление цифр возможных сопротивлений указанных на ресивере и аналогичных данных на колонках весьма условно, следовательно, логика подбора компонентов, основанная на этом принципе, может привести к тому, что ваша система не будет работать устойчиво, а ассортимент выбираемой продукции будет ограничен несколькими возможно не интересными для вас моделями. Реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному значению, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с ресивером (усилителем).

Низкое значение импеданса колонок требует от усилителя выдавать в нагрузку большое количество электрического тока, а на это способны далеко не все модели. Ресиверы в большинстве своем имеют 2 типа выходных каскадов – собранные на дискретных элементах («дискретники») и собранные на гибридных микросхемах («гибридники»). Такая микросхема, как правило, представляет собой тот же аналоговый многоканальный усилитель, но имеющий массу ограничений, прежде всего по питанию. Схемотехника и элементы такого гибридного усилителя далеки от концепции Natural Sound, это, прежде всего эконом класс, со всеми вытекающими последствиями. В большинстве бюджетных ресиверах применяются микросхемы серии STK433 (фирмы Sanyo):

Обычно используют 3-х канальный усилитель STK433/330 для усиления фронтальных и центрального каналов и 2-х канальный усилитель STK433/130 для усиления тыловых каналов Surround и еще одна такая микросхема для усиления Surround Back каналов в 7.1 ресиверах. На Рисунке 2 показано внутреннее строение микросхемы.
Так как большинство производителей использует аналогичное решение, то нагрузочная способность таких ресиверов идентична. Для таких моделей рекомендуются акустические системы с минимальным импедансом не ниже 6 Ом.

Первый тип ресиверов с дискретным выходным каскадом имеет наибольшую отдачу по току, их выходные каскады собраны на полностью дискретных элементах, многие из которых изготавливаются специально на заказ производителя или проходят более тщательный отбор.
(Фото ресивера RX-V765)


Рис.3 Транзистор

Рис.4 Транзисторы на радиаторе

Рис.5 Термодатчик

Рис.6 Часть платы Main

Рис.7 Трансформатор

Схема усилителя расположена на массивной печатной плате MAIN в основании ресивера. На Рисунке 6 представлена часть такой платы, обратите внимание – витой кабель (красно-синего цвета) подает питание на выходной каскад и имеет сечение для обеспечения высокого тока. Ключевую роль в генерации большого тока играет также силовой трансформатор (Рис.7). Масса трансформатора косвенно говорит о величине обмоток и соответственно о его энергетическом потенциале и в среднем составляет примерно треть от массы самого ресивера.
Как правило, большинство ресиверов собранных на дискретных элементах могут устойчиво работать с низкоомной нагрузкой (4 Ома). Но в отличие от универсальных и однообразных гибридников они подразделяются на несколько уровней. Это связано с многообразием самих дискретных элементов в индустрии электроники и относительным отсутствием границ в творчестве разработчиков. Обобщая нагрузочные и мощностные параметры ресиверов и колонок можно получить следующую итоговую таблицу:

Таблица совместимости ресиверов и акустических систем Yamaha по импедансу

Класс ресивера Гибридники Дискретники
Уровень Уровень 0 Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
Модели 2009 года RX-V365 RX-V465 RX-V565 RX-V665 RX-V765 RX-V1065 RX-V2065 RX-V1900 RX-V3900 DSP-Z7 DSP-Z9/11
Модели 2010 года RX-V367 RX-V467 RX-V567 RX-V667 RX-V767 RX-V1067 RX-V2067 RX-V3067 DSP-Z11
Масса, кг 8 8,5 8,5 8,5 11 11,2 12,4 16 17 20 34
Масса трансформатора, кг 3 3 3 3 4 4 4 6 6 7 9
Мощность/канал, на 8 Омах, Вт 90 90 80 80 130 140 150 160 170 170 185
Мощность/канал, на 6 Омах, Вт 105 105 100 100 165 175 190 200 205 205 230
Емкость силовых конденсаторов, мкФ 6800 6800 6800 6800 6800 10000 12000 12000 18000 18000 27000
Максимальный выходной ток, Ампер 1,5 1,5 1,5 1,5 3 3 3 7 7 7 12
Совместимость с нагрузкой 4 Ома Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да
Рекомендуемые колонки Yamaha NS-F50,
NS-F125,
NS-F210,
NS-8900,
NS-9002,
NS-9502,
NS-555
NS-F50,
NS-F125,
NS-F210,
NS-8900,
NS-9002,
NS-9502,
NS-555
NS-F50,
NS-F125,
NS-F210,
NS-8900,
NS-9002,
NS-9502,
NS-555
NS-F50,
NS-F125,
NS-F210,
NS-8900,
NS-9002,
NS-9502,
NS-555
NS-555,
NS-777,
NS-F500,
NS-F700,
NS-9900
NS-555,
NS-777,
NS-F500,
NS-F700,
NS-9900
NS-555,
NS-777,
NS-F500,
NS-F700,
NS-9900
NS-F700,
Soavo 1,
Soavo 3
NS-F700,
Soavo 1,
Soavo 3
NS-F700,
Soavo 1,
Soavo 3
NS-F700,
Soavo 1,
Soavo 3
Минимальный импеданс колонок 6 6 6 6 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5

Немного теории по данному вопросу.
В основе всей электротехники лежит закон Ома ( I=U/R ) суть его – величина тока прямо пропорциональна приложенному напряжению (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению цепи. В данном случае цепь – это, прежде всего, элементы акустической системы: конденсаторы, индуктивности, резисторы кроссовера и, конечно же, сам динамик. Ресивер (усилитель) в нашем случае выступает источником электрического тока. Как и для любой электрической цепи, в нашем случае также актуальны стандартные правила расчета суммарного сопротивления. Например, для последовательного соединения резисторов: Rsum=R1 +R2+… , а для последовательного соединения резистора, конденсатора и индуктивности это может быть: Z(jω)=R+1/(jωC)+jωL) . Второй вариант помимо активного сопротивления R, включает еще и комплексные слагаемые, в них и содержится зависимость как от номиналов конденсатора (C) и индуктивности (L), так и от частоты сигнала (jω – знак комплексной частотнозависимой величины). Именно такое комплексное выражение сопротивления и принято называть импедансом (принятое обозначение “Z”). Согласно закону Ома уменьшение импеданса пропорционально приводит к увеличению тока и в определенный момент его величина может достигать критического значения для выходного каскада ресивера. Обычно современные модели ресиверов оснащены схемами защиты от перегрузок, которые и вызывают срабатывание автозащиты (ресивер просто выключается). Отношение среднего импеданса колонок к сопротивлению выходного каскада ресивера называется демпинг фактором, и чем он выше, тем лучше. Этот параметр показывает способность системы комфортно работать во всем динамическом диапазоне сигнала и способность ресивера контролировать нагрузку. Таким образом, динамика импеданса акустической системы в сочетании с параметрами выходного каскада ресивера определяет и качество звучания в целом . Ниже приводится типовая электрическая схема акустической системы:

Как видно из рисунка схема кроссовера колонок включает ограниченное количество элементов, но математический расчет импеданса сложен, да и параметры самого динамика, как правило, редко приводятся производителями. Гораздо чаще можно встретить графики зависимости импеданса колонок от частоты, полученные путем измерений специальными приборами и с использованием специальных программ. Специализированные печатные издания такие как “Audio Video Salon” предлагают результаты измерений при тестировании акустических систем. График может иметь примерно такой вид (Yamaha NS-F700), нижняя кривая зеленого цвета – импеданс, верхняя синего цвета – фаза (градация по вертикали 10 Ом):

или такой (характеристика импеданса для Yamaha Soavo 3) градация по вертикали 20 Ом:

Как можно заметить, импеданс имеет несколько характерных подъемов, количество и крутизна которых зависит от количества полос в акустической системе, организации фильтра, параметров динамиков и даже от резонансных свойств корпуса. Показательные участки характеристик располагаются на минимумах графика, именно они определяют минимальные значения импеданса, а значит и опасные участки частотного диапазона . В колонках NS-F700 импеданс снижается до значений 3-4 Ома на участке 150-180 Гц. Относительно ровный (стабильный) участок импеданса (в пределах 4-11 Ом) в колонках Soavo 3 говорит о высоком качестве системы, но в тоже время и о достаточно большой нагрузке для ресивера. Эти акустические системы однозначно требуют ресивера, который может работать с нагрузкой 4 Ома. Другая ситуация с акустическими системами NS-9502, как видно из следующего графика их импеданс не опускается ниже значения 6-7 Ом и они являются значительно более легкой нагрузкой для ресивера.

Существует ряд косвенных признаков, по которым можно приблизительно судить о величине нагрузки. Прежде всего, цена и уровень колонок, как правило, определяют технологичность и сложность применяемых элементов и схем. Чем дороже и габаритней напольные колонки, тем больше вероятность использования более технологичных динамиков, массивных корпусов, фильтров высокого порядка, схем коррекции сигнала. Целевая группа электроники для таких акустических систем – это средние и дорогие модели ресиверов (усилителей), разработчики изначально предполагают комфортные условия – мощные блоки питания, мощные каскады усиления. И наоборот – бюджетные решения, как правило, просты и незамысловаты. Их применение заранее предполагалось с моделями ресиверов бюджетного класса. Ценовая гармония, когда стоимость ресивера сравнима со стоимостью фронтальной пары колонок является основным принципом для правильного подбора системы. Другие сочетания требуют как минимум дополнительного изучения продукта, опыта его использования другими пользователями.

Читайте также:  Игры через которые можно заработать деньги

  • О проекте «Кристальный звук»
  • Сравнительное тестирование 2.1-акустики (ноябрь 2015)
  • Сравнительное тестирование активных стереоколонок (декабрь 2014)
  • Сравнительное тестирование активных стереоколонок (июль 2014)
  • Сравнительное тестирование стереоколонок Edifier и Microlab (апрель 2014)
  • Методика тестирования
  • Оборудование
  • Словарь терминов
  • Измерения
  • Награды
  • Мощность

    Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт — это совсем не громкость звука, издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

    Таким образом, мощность акустической системы — это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом — благодаря высокому уровню искажений, на втором — благодаря нештатному режиму работы колонки.

    Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

    RMS ( Rated Maximum Sinusoidal power — установленная максимальная синусоидальная мощность). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.

    PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Например, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе — активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

    Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

    Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому информативность показателя «мощность акустической системы» — нулевая.

    Читайте также:  Где установить сейф для оружия в квартире

    Чувствительность

    Чувствительность — один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение — уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

    Чувствительность — характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).

    Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. В точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

    Западные производители предпочитают указывать диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц – 16 кГц (±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц – 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).

    Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20 – 20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

    Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц – 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц – 10000 Гц. Сравнивать диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

    Нелинейные искажения, коэффициент гармоник

    Кг — коэффициент гармонических искажений. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.

    Гармонические искажения – это, попросту, такие искажения, которые кратны основному тону сигнала. Паразитные гармоники в спектре придают звучанию новый тембр и ведут к невосполнимым потерям в звуке. Обычно гармонические искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале находят лишние гармоники и определяют их мощность.

    Коэффициент — величина безразмерная. Указывается либо в процентах, либо в децибелах. Формула пересчета: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента гармоник, тем обычно хуже звучание.

    Кг колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по коэффициенту гармоник, не прибегая к прослушиванию аппаратуры. К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30..50%) значение производителями не указывается.

    Полное электрическое сопротивление, импеданс

    Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

    Импеданс (impedans) — это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.

    В целом величина полного электрического сопротивления (импеданс) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

    Корпус колонки, акустическое оформление

    Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление излучающей динамической головки (динамика). При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

    Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

    Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

    Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

    Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.

    Читайте также:  Билайн интернет ошибка 868 как исправить

    Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик, звучание становится утомляющим.

    Оптимальным выбором будут колонки среднего размера с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у недорогих моделей обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания, наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или очень маленьких размеров.

    Сам столкнулся с этой темой давно, но разобраться решил, когда начал серьёзно заниматься акустическими измерениями. Немного покапал в инете, немного пообщался с друзьями и в конце концов нарисовалась данная статья, которая надеюсь поможет в нашем непростом деле.

    Импеданс – это комплексное (полное) сопротивление двухполюсника для гармонического сигнала, которое имеет активную и реактивную составляющие. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом. Импедансом так же называется отношение комплексной амплитуды напряжения гармонического сигнала, прикладываемого к двухполюснику, к комплексной амплитуде тока, протекающего через двухполюсник.

    Пример импеданса акустической системы:

    В отличие от резистора, электрическое сопротивление которого характеризует соотношение напряжения к току на нём, попытка применения термина электрическое сопротивление к реактивным элементам (катушка индуктивности и конденсатор) приводит к тому, что сопротивление идеальной катушки индуктивности стремится к нулю, а сопротивление идеального конденсатора — к бесконечности.

    Сопротивление правильно описывает свойства катушки и конденсатора только на постоянном токе. В случае же переменного тока свойства реактивных элементов существенно иные: напряжение на катушке индуктивности и ток через конденсатор не равны нулю. Такое поведение сопротивлением уже не описывается, поскольку сопротивление предполагает постоянное, не зависящее от времени соотношение тока и напряжения, то есть отсутствие фазовых сдвигов тока и напряжения.

    Было бы удобно иметь некоторую характеристику и для реактивных элементов, которая бы при любых условиях связывала ток и напряжение на них подобно сопротивлению. Такую характеристику можно ввести, если рассмотреть свойства реактивных элементов при гармонических воздействиях на них. В этом случае ток и напряжение оказываются связаны некой стабильной константой (подобной в некотором смысле сопротивлению), которая и получила название электрический импеданс (или просто импеданс). При рассмотрении импеданса используется комплексное представление гармонических сигналов, поскольку именно оно позволяет одновременно учитывать и амплитудные, и фазовые характеристики сигналов и систем.

    В целом величина полного электрического сопротивления (импеданса) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

    Если представить акустическую систему, как четырёхполюсник к входным клеммам которого подключен генератор сигналов, то в зависимости от частоты подаваемого сигнала и состава вашего фильтра + излучатель, импеданс будет изменяться. Изменение носит нелинейный характер и может быть в одной области частот ёмкостным, а в другой – индуктивным. Чем сложнее выполнен фильтр в вашей акустической системе, тем больше изменений в импедансе.

    Сопротивление акустической системы зависит от частоты. Но при использовании усилителя с обратной связью по току – ИТУН (источник тока управляемый напряжением) или полу-ИТУН (в народе широко известен такой усилитель, как например MF 1), такой показатель, как зависимость от частоты, сама собой отпадает . Потому что уже нет зависимости от сопротивления на разных частотах, а это значит что ток, проходящий через катушку, уже не так изменяется. Он и работает только от того, что ток не превышает определённых значений. Но добавлю, что ИТУН и MF1 (полу-ИТУН) это не одно и то же, так как в ИТУНе есть только обратная связь по току, а в MF1 – комбинированная связь по току и по напряжению. Поэтому MF1 можно назвать «полу-ИТУН», так как он сочетает в себе комбинированную обратную связь.

    Хочу обратить внимание на то, что ИТУН имеет небольшой подъём на высоких частотах , а связано это как раз с тем, что ток который проходит через катушку ВЧ динамика уже не «проваливается» и динамик играет как бы ровнее. Точно такой же эффект (поднятие высоких частот) присутствует и в MF1 всё по той же причине, а вот на НЧ уже сказывается меньше, таким образом, MF 1 более универсален в плане АС и комплексной нагрузки, относительно чистого ИТУНа.

    А в случае с ИНУН (источник напряжения управляемый напряжением), которые и являются подавляющее большинство усилителей, может в момент низкого сопротивления создать такой ток, который выведет из строя выходной каскад вследствие перегрузки по току. В другом случае, если сопротивление будет слишком высоким, то будет провал в этой части АЧХ, что вместе с пиком (который возникает от низкого сопротивления) дадут большие искажения , причем в несколько раз.

    Еще раз памятка тем, кто хочет создать самодельные АС или что-то доработать. Как минимум, для получения удовлетворительного результата, нужно иметь под рукой комплекс для этих измерений и хотя бы немного знаний в электротехнике .

    Вывод . При создании, доработке или переделки акустических систем, отдельное внимание нужно уделять импедансу . Измерять его можно с помощью компьютера, несложной коробочке-приставки и такой программы, например как L spL ab, ну или как при замере параметров ТС, но в этом случае нужно иметь калиброванный (20 – 20000 Гц) милливольтметр. А также для уверенности использовать усилитель с обратной связью по току – ИТУН или полу-ИТУН, которым является всеми любимый и известный MF1 от Linkor.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *