0

Информационно коммуникационная компетентность это

Дата публикации: 20.11.2015 2015-11-20

Статья просмотрена: 3367 раз

Библиографическое описание:

Клименко Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 816-818. — URL https://moluch.ru/archive/102/22425/ (дата обращения: 21.11.2019).

Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках, оставляя в памяти самое значимое, а также умением находить недостающую информацию. Кроме того, профессионализм характеризуется опытом применения полученных знаний и умений, как по образцу, так и в новой, нестандартной ситуации. При этом имеется в виду, как личностное развитие специалиста, так и формирование таких его качеств, как умение договариваться с коллегами или взаимодействовать с окружающими. Все это указывает на необходимость овладения ключевыми компетентностями и как следствие, информационно — коммуникативной компетентностью.

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе. Иными словами, информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации. (Круглякова, 2007) То есть, информационно-коммуникативная компетентность — это интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного за счет актуализации приобретенного социокультурного опыта сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств в условиях ценностно-смыслового существования в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства. Опираясь на данное определение, можно выделить восемь компонентов в структуре ИКК:

1) информационный — способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы

2) коммуникативный — построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде

3) личностный — умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей; чувства ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации

4) аксиологический (духовно-нравственный) — способность регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность); оперирование различными понятиями и смыслами

5) технологический — способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности

6) лингвистический — умение грамматически правильно строить предложения, формировать осмысленные высказывания, соотносить выражения с соответствующей социокультурной ситуацией

7) профессиональный — способность оперировать профильными знаниями в условиях трудовой деятельности

8) межкультурный — возможность реализовать все указанные выше компоненты ИКК в разных социокультурных системах и пространствах

Информационно-коммуникативная компетенция, обладая свойственными общей компетенции характеристиками, имеет специфические показатели, такие как:

 знания и концептуальные понятия, позволяющие свободно ориентироваться в профессиональном информационном пространстве с применением средств, приемов и методов самоорганизации, саморазвития и профессионального самовыражения;

 умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения целенаправленного продуцирования обработанной информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере;

 способности к целенаправленной информационной деятельности и продуктивной коммуникации на межкультурном уровне, способности к профессиональному прогнозированию и рефлексии;

 инициатива, которая выражается в креативном применении усвоенных знаний, умений и навыков, активная гражданская позиция специалиста, направленная на развитие и укрепление общества и государства.

Весь процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассматривается как система, характеризующаяся открытостью, динамичностью, концептуальностью.

  1. Открытость системы формирования информационно-коммуникативной компетентности обусловлена информационной и коммуникативной открытостью образовательной среды. Под информационной открытостью подразумевается открытость будущему и связь с концепцией опережающего «ноосферного» образования. Коммуникативная открытость подразумевает целенаправленную интеграцию всех способов взаимодействия субъектов образовательного процесса как внутри среды, так и за её пределами.
  2. Динамичность системы означает: а) поэтапное развитие совокупности знаний, умений и навыков; б) изменение состояния системы во времени на протяжении последовательных этапов; в) тенденцию к развитию, которая характеризуется появлением качественных новообразований; г) приложение профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков к квазипрофессиональной информационно-коммуникативной деятельности.
  3. Концептуальность системы определяется личностным и деятельностным подходами, раскрывающими свою сущность через основополагающие принципы: а) актуализации потенциала образовательного процесса в контексте формирования информационно-коммуникативной компетентности; б) развития личности в деятельности; в) преемственности.
Читайте также:  Все про оперативную память

Информационно-коммуникативная компетентность концентрирует в себе всю совокупность качественно новых знаний, умений и навыков:

 знания об информации в целом и о видах ее поиска, сбора и хранения, систематизации, обработки, о способах представления информации и ее переход в знания; знания о коммуникации в целом и об элементах коммуникативного процесса; знания об интеграции информации и коммуникации и ее ключевой роли в создании условий для процесса профессионально-педагогического взаимодействия

 умения ориентироваться в информационных потоках, то есть в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию; умения ее обрабатывать и интегрировать согласно уровню понимания участников коммуникационного процесса; умения использовать современные технологии для презентации информационных продуктов и умения защищать данный продукт индуктивно-дедуктивными методами аргументации

 навыка как опыта применения всех полученных знаний, умений в деятельности или по образцу, или в новой, нестандартной ситуации.

То есть, информационно-коммуникативная компетентность — педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста. Она характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности. Она является интегральной характеристикой профессиональных, личностных и деловых качеств специалиста и предусматривает сформированность умений активного информационного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает умения эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и трансляции информации при осуществлении коммуникативных актов в профессиональной сфере. Она рассматривается как структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.

Просмотр содержимого документа
««Информационно-коммуникационная компетентность педагогов»»

«Информационно-коммуникационная компетентность педагогов»

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность специалистов.

Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную компетентность педагога и значительно расширяют сферу его деятельности, поэтому данная тема, актуальна и значима.

Исследуя информационную компетентность, мы убедимся, что данное понятие многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (к примеру, выбор значимой для педагога информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Значит, необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них.

(ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании, это:

– способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

– его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

– особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

Следует помнить, что ИКТ-компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде (ИОС), принципиальное отличие которой от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Ведь интеграция ИКТ в образовательный процесс любого образовательного учреждения сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы.

Но для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Являясь участником единой ИОС, образовательной среды ОУ, преподаватель сам должен уметь формировать локальную образовательную среду на своем учебном занятии.

Под информационной образовательной средой учебного занятия обычно понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в педагогическую систему учебного занятия с целью построения личностно ориентированной педагогической системы.

Причем, анализ показывает, что понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассматривают с разных сторон, и как составляющую профессиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности.

знание информатики как предмета,

использование компьютера как необходимого технического средства,

выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства,

совокупность знаний, умений и навыков по поиску,

анализу и использованию информации.

Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности выделяются три уровня владения ИКТ-компетенциями :

Читайте также:  Была создана на основе

Базовый – на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью;

применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);

2. Технологический – (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);

3. Практический(профессиональный) – на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции

у преподавателя можно выделить:

базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю для решения образовательных задач средствами

ИК-технологий общего назначения;

– предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

– педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

Информационно-коммуникативная компетенция. Горяйнов М.А., г. Мирный, Архангельская область, Россия.

Аннотация: в статье рассматривается понятие информационно-коммуникативной компетенции, ее компоненты.

Ключевые слова: коммуникация, компетенция, информационно-коммуникативная компетенция.

Современная коммуникация представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [1]. Несомненно, ее эффективность зависит от того, насколько правильно участниками процесса общения будет сделан выбор средств коммуникации, насколько точно будут определены тактики и стратегии общения.

Анализируя различные аспекты коммуникации, следует отметить, что процесс обмена информацией в современном мировом пространстве кардинально изменился. В рамках информационного общества происходит увеличение роли информационных технологий, возрастает число людей, занятых информационными коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг.

Современный этап развития общества характеризуется нарастанием информатизации с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей и их доступ к мировым информационным ресурсам [2].

Все это наделяет современный процесс коммуникации особой спецификой, объяснить которую можно, прежде всего, наличием большого количества каналов передачи информации. Фактор канала коммуникации предполагает определенное кодирование информации. В этом случае выбор средств общения, то есть выбор коммуникативных кодов, которые будут наиболее эффективны в данном коммуникативном акте, зависит от того, какой канал используется при передаче информации.

Обычно информация кодируется в виде текста, где текст характеризуется как совокупность любых упорядоченных знаков (а не только буквенных или звуковых), объединенных с целью передачи того или иного знания или смысла. Сегодня особенности движения информационных потоков в коммуникативном пространстве требуют от индивида, вступающего в процесс общения, развития умений, связанных с использованием символов и текстов в интерактивном режиме; знаний и информации в интерактивном режиме; технологий передачи знаний и информации в интерактивном режиме.

В подходах современных ученых к дефиниции данного феномена нет единства во мнениях. Так, Г.И. Попова определяет информационно — коммуникационную компетентность как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [3].

По мнению Е.Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетентность — это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ; использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающее увеличение производительности труда [2].

По нашему мнению, информационно-коммуникационная компетентность — это явление высшего порядка, примерно так же соотносящееся с информационно-коммуникационной грамотностью, как устойчивые профессиональные навыки в интеллектуально емкой профессии соотносятся с элементарной грамотностью.

Информационно-коммуникативная компетентность личности рассматривается нами в качестве части социокультурной компетентности человека, позволяющей ему существовать в мире культуры — мире символов и знаков, социальных кодов и паттернов поведения и общения.

Только достаточный уровень развития данных умений и навыков поможет обеспечить человеку активный диалог с миром.

Читайте также:  Видеоредактор для слабого компьютера

Информационно-коммуникативная компетентность, как и любой другой вид профессиональной компетентности, имеет свою структуру. Нам структура информационно-коммуникативной компетентности служащих государственных и муниципальных организаций представляется в виде следующих взаимосвязанных компонентов:

  • когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов, а именно, анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;
  • ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению государственного служащего в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений государственного служащего, влияющих на его отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом;
  • коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
  • рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции государственного служащего, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении собственным поведением, а также в расширении самосознания, самореализации на государственной службе;
  • технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает в себя понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий) [40].

Информационно-коммуникативная компетентность государственных и муниципальных служащих не статична, она социодинамична. «Важно осознать, что наряду со статическим, профессиональная компетентность нуждается в динамическом измерении, которое способно определить не только ее изменяющиеся характеристики, формы и уровни проявления, но и ее сущность»[5, с. 31-32]. Именно поэтому необходимо обратить внимание на развитие компетентности.

Общий критерий развития информационно-коммуникативной компетентности государственных и муниципальных служащих можно выразить в следующих показателях:

  • система информационных и коммуникативных знаний, умений и навыков в необходимом объеме, ее постоянное обновление, эффективное использование информационно-коммуникативных технологий и налаженная коммуникация;
  • наличие мотивации к применению в профессиональной деятельности информационно-коммуникативных технологий;
  • личностная и деятельностная рефлексивность.

На наш взгляд содержание информационно-коммуникативной компетенции коррелирует с информационном менеджментом как содержательно, так и с позиции управления (формирования) компетенции. При этом под коммуникационным менеджментом понимаем совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на содержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями [6].

Однако особенностью коммуникационного менеджмента является то, он не рассматривает систему управления информационным (коммуникативным) процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор.

Приемы и методы коммуникационного менеджмента могут быть использованы при решении задач управления информационно-­коммуникативной компетенцией организации.

Ссылки на источники
  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 1998.
  2. Темербекова А.А. Информационное общество и информационная компетентность личности. URL: http://info-alt.ru/
  3. Попова Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Краснодар, 2006.
  4. Пьяных Е.Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Томск, 2007.
  5. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: дис. . д-ра пед. наук. М., 2006.
  6. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Электронная версия, Пенза. Изд. ПГУ . 2003

Участник I Международных научно-методических социальных чтений «Социальное обслуживание населения: традиции и инновации». Рабочая секция: разное.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *