0

Информационные технологии для инвалидов по зрению

Программа VII научно-практической конференции
«Информационные технологии для инвалидов по зрению в современном мире».

Регистрация 9:30 – 10:00

Открытие конференции и приветственная часть 10:00-10:30

1. Ваньшин Сергей Николаевич Генеральный директор НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» К.П.Н. Приветственное слово и открытие конференции 10:00-10:10

2. Антонцев Михаил Иванович депутат Московской Городской Думы Приветственное слово участникам 10:10-10:20

3. Неумывакин Александр Яковлевич Президент ВОС Роль Всероссийского Общества слепых в развитии информационных технологий для инвалидов по зрению 10:20-10:30

Первое пленарное заседание Формирование единого информационного пространства как принципиальное условие интеграции инвалидов по зрению в современное общество 10:30-12:00

1. Ваньшин Сергей Николаевич Генеральный директор НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» к.п.н. О нормализации работы в области применения информационных технологий для инвалидов по зрению 10:30-10:50

2. Лапшин Константин Александрович Гл. специалист отдела цифровых технологий Института «Реакомп», К.Э.Н. Деятельность ИПРПП ВОС «Реакомп» по созданию нормативно-методической базы в области информационных технологий для инвалидов по зрению 10:50-11:00

3. Матвеев Валерий Яковлевич зам. Начальника управления по работе с региональными организациями и санаторно-оздоровительными комплексами АУ ВОС, К.И.Н. Репутационный капитал Всероссийского общества слепых в информационном пространстве России 11:00-11:15

4. Клюев Леонид Иванович Менеджер по социальным проектам ООО « Microsoft ” Деятельность компании Microsoft Усилия компании Microsoft по обеспечению доступности своих программных продуктов 11:15-11:30

5. Елфимова Галина Сергеевна Заведующая редакционным отделом Российской государственной библиотеки для слепых, К.Т.Н. Разработка электронных ресурсов с учетом принципов «дизайна для всех» 11:30-11:40

6. Новичков Даниэль Юрьевич Менеджер по социальным проектам компании Usability Lab Доступность Интернет-представительств государственных структур 11:40-11:55

Второе пленарное заседание Современные информационные технологии для инвалидов по зрению – программные и аппаратные решения общего назначения 12:30-14:30

7. Адигезалов Нусрет Зияевич Генеральный директор ООО «Элита Групп», официального представителя Freedom Scientific , ViewPlus и других компаний Деятельность компании «Элита групп» в области развития информационных технологий для инвалидов по зрению 12:30-12:45

8. Шевкун Олег Валерьевич Специалист по продукции компании Freedom Scientific JAWS for Windows 10: новые возможности дистанционного обучения 12:45-13:00

9. Шилов Юрий Валентинович Продукция фирмы BAUM для инвалидов по зрению 13:00-13:15

10. Новиков Сергей Анатольевич Официальный представитель компаний Papenmeier и Merit Продукция компаний «Папенмайер» и «Мерит» для инвалидов по зрению 13:15-13:30

11. Ветров Юрий Дмитриевич Врач-офтальмолог ЗАО “Медицинские услуги”, Центр диагностики и лечения им. Семашко, К.М.Н. Оптические и неоптические цифровые технологии для помощи людям со сниженным или отсутствующим зрением 13:30-13:45

12. Прыхненко Александр Сергеевич Создатель «говорящей» прошивки для телефонов “ Samsung ” Доступный мобильный телефон, или несколько слов о "Слепсунгах" 13:45-14:00

13. Пивень Александр Владимирович Радиоспортсмен Технологии GPS -навигации: новые методы пространственной ориентировки в среде людей с ослабленным зрением 14:00-14:15

14. Базаров Алексей Георгиевич Инженер ИПТК «Логос» ВОС Создание и внедрение цифровых «говорящих» книг на флэш-картах 14:15-14:30

Секция Современные информационные технологии для инвалидов по зрению – специализированные и альтернативные решения 15:30-17:30

1. Фадеева Ксения Алексеевна Бета-тестер Jaws for Windows , автор проекта «Технологии для всех» Jaws for Windows и Window-eyes – развитие современных программ речевого доступа 15:30-15:45

2. Флейтин Сергей Владимирович Специалист технического отдела ООО ИПТК Логос ВОС Краткий обзор средств невизуального доступа для операционных систем на базе LINUX 15:45-16:00

3. Корнев Евгений Сергеевич Научный сотрудник кафедры математического анализа Кемеровского Государственного Университета, К.Ф.М.Н. Использование сред « Maple » и «Л atex » незрячими студентами и учеными 16:00-16:15

4. Горелов Виктор Иванович Независимый программист и музыкант Некоторые практические рекомендации по аранжировке с использованием программ экранного доступа 16:15-16:30

5. Соктуев Саян Анатольевич Программист учебно-реабилитационного предприятия ВОС (г. Улан-Удэ), Координатор проектов Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями зрения «Радужный мир» по изготовлению рельефно-графических пособий Современные технологии изготовления рельефно-графических изображений 16:30-16:45

6. Васильева Лариса Николаевна Заведующая отделом автоматизации Российской государственной библиотеки для слепых Новые технологии и электронные ресурсы в обслуживании читателей библиотеки для слепых 16:45-17:00

7. Иванова Екатерина Александровна Библиограф отдела обслуживания Библиотеки-центра культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению Костромской области Реабилитация лиц с нарушением зрения средствами современных информационных технологий в условиях специальной библиотеки (г. Кострома) 17:00-17:15

8. Порецкий Игорь Борисович Старший инженер лаборатории специальных средств измерения научно-производственной фирмы "Ракурс" Рассуждения о «говорящей книге» и смежных вопросах 17:15-17:30

Секция Организация образовательного процесса: технологии обучения и практика в регионах 15:30-17:30

1. Коковин Владимир Витальевич Главный библиотекарь Удмуртской Республиканской библиотеки для слепых Компьютерные технологии для людей с нарушением зрения 15:30-15:40

2. Соколов Владимир Вячеславович Заведующийлабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения московского психолого-педагогического университета Технология подготовки учебно-методических комплексов для студентов с нарушением зрения по математическим дисциплинам 15:40-15:55

3. Рябов Павел Васильевич Учитель математики и информатики Кисловодской коррекционной школы III и IV видов, преподаватель спецтехнологии Ессентукского реабилитационного центра для детей-инвалидов и молодых инвалидов О проведении профессиональной подготовки незрячих операторов ЭВМ в Ставропольском крае 15:55-16:10

4. Грызунов Александр Викторович Преподаватель компьютерных курсов Обучение информационным технологиям в специализированных компьютерных центрах, залах, классах и точках для инвалидов по зрению в Самарской области 16:10-16:25

5. Довыденков Владимир Николаевич Преподаватель Государственного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» г. Санкт-Петербурга Новации в обучении компьютерным технологиям в ГУ «ЦМСРИЗ» (Санкт-Петербург) 16:25-16:35

6. Зарубина Ирина Николаевна Заведующая Лабораторией профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья отдела непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра общего среднего образования Федерального института развития образования Роль информационных технологий при обучении детей с нарушениями зрения в массовой школе 16:35-16:45

7. Киселёв Анатолий Валентинович Тифлопедагог реабилитационного центра для инвалидов по зрению Тюменской области «Школа активной реабилитации» Курс компьютерной грамотности для инвалидов по зрению Тюменской области на базе Дома-интерната «Пышма» 16:45-17:00

8. Смирнов Андрей Николаевич Техник Областной Калужской библиотеки для слепых и консультант по работе незрячих пользователей на компьютере Работа Калужской специальной библиотеки для слепых в области повышения компьютерной грамотности среди инвалидов по зрению 17:00-17:10

9. Непомнящих Ольга Фёдоровна Председатель Тобольской МО ВОС Тюменской области Развитие информационных технологий в Тюменской области на примере Местной организации города Тобольска 17:10-17:20

10. Третьяков Иван Николаевич Инженер-оператор Центра реабилитации слепых Курской областной организации ВОС Внедрение компьютерных технологий в Курской областной организации ВОС 17:20-17:30

Информационные, культурно-образовательные, социализирующие аспекты библиотечного обслуживания инвалидов по зрению освещены в работах А. Е. Шапошникова [47, 48, 49]. Продолжили эти научные изыскания М. П. Коновалова [22, 23, 24, 25, 26], Д. С. Жарков [14], И. Н. Зарубина [16].

Глобальная информатизация общества, превращение библиотечного дела в одну из отраслей индустрии информации, комплексное внедрение в библиотеки вычислительной техники, активизация использования новейших информационных технологий, доступ библиотек к глобальной сети Internet и возросший вследствие этого информационный потенциал библиотек привели к появлению новых возможностей библиотечно-информационных ресурсов.
Информированность для слепого и слабовидящего человека означает социальную реабилитированность и интеграцию, полноценные образование и профессиональную деятельность, активное участие в жизни общества. В современных условиях этому способствуют информационные технологии, которые активно внедряются в библиотеках, обслуживающих инвалидов по зрению. От того, как они смогут внедрить и использовать новые технологии, а значит, и измениться, зависит их место в будущем информационном мире.
Возможности, которые предоставляют технологии сейчас и будут предоставлять в дальнейшем, дают все основания незрячим верить в то, что они будут иметь доступ к книгам и другим печатным документам наравне со зрячими.

Читайте также:  Давно не пользовался симкой мегафон

Основной целью развития и применения новых информационных и автоматизированных технологий в библиотеках является улучшение обслуживания пользователей.

Библиотеки для слепых, обладающие соответствующими ресурсами и кадрами, строя библиотечное обслуживание незрячих и слабовидящих на основе использования материалов специальных форматов, специфических форм и методов работы со своими читателями, играют исключительную роль в реализации свободного доступа инвалидов по зрению к информации.

В своей статье «Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы» А. Кунанец рассмотрела проблемы библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными возможностями здоровья, решение которых стало возможным благодаря применению новейших информационных технологий и перечислила главные составляющие библиотечной поддержки:

– использование определенных форм представления библиотечно-библиографической информации, от которых зависит специфика соответствующего информационного ресурса;

– формирование технологических алгоритмов дистанционной передачи информационного библиотечного ресурса, созданного для каждой категории пользователей;

– разработка методических рекомендаций библиотечной поддержки и сопровождения учебного процесса лиц с ограниченными возможностями [28, с. 35].

Ниже перечислены информационные технологии в библиотечном обслуживании современной библиотеки.

Эффективное библиотечное обслуживание таких пользователей предполагает создание библиотечных фондов, удовлетворяющих их специфические информационные потребности. Пользователям с недостатками зрения необходимы книги, напечатанные шрифтом Брайля, а также «говорящие» книги, изготовленные с использованием современных цифровых форматов, принятых международным консорциумом ДЭЙЗИ (DAISY).

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей с нарушением слуха в фондах библиотек должны быть документы, в которых информация представлена в форме видеорядов жестовых сообщений.

Для читателей, которые не имеют возможности непосредственно посещать библиотеку, должно быть предусмотрено предоставление информации в виде отсканированных или оцифрованных документов из библиотечного фонда.

Таким образом, пользователь должен иметь возможность получать библиотечные услуги в наиболее удобной для него форме. Поэтому в библиотеке должны быть отдельные автоматизированные рабочие места, проблемно-ориентированные читальные залы, скоростные телекоммуникационные интернет-каналы.

Рабочее место незрячих и слабовидящих читателей должно быть оборудовано специализированными компьютерными устройствами, которые позволяют обрабатывать тексты, представленные шрифтами Брайля, – брайлевскими дисплеями и брайлевскими принтерами, а также цифровыми проигрывателями, которые подают озвученные текстовые материалы в форматах, регламентированных стандартами консорциума ДЭЙЗИ.

Цифровая «говорящая» книга (DTB) – это набор электронных файлов определенной тематики для представления информации с помощью альтернативных средств отображения и воспроизведения информации, а именно – синтезированных речевых текстов, рельефно-точечного алфавита Брайля.

Спецификации цифровых «говорящих» книг предусматривают использование их людьми с полной или частичной потерей зрения, с ограниченной дееспособностью или другими физическими недостатками и регламентируются международным стандартом ANSI/NISO.

Такие книги обеспечивают пользователей информационным контентом, который воспроизводится с помощью определенной системы поддержки.

Форматы свободных электронных книг обеспечивают подачу информации голосовой аудиозаписью, азбукой Брайля, речевым синтезатором. Файлы, сформированные и представленные в DTB в соответствии с указанным стандартом, предоставляют широкие возможности, среди которых: быстрая, гибкая навигация; маркировка и использование закладок, поиск по ключевым словам, поиск слов по звуковому запросу; пользовательский контроль отобранного по запросу контента (например, сноски, номера страниц и т.п.). Контент «говорящих» книг подается с помощью аудиосигналов, комбинации аудио, текста вместе с изображениями или только текста.

Читатели с нарушением слуха должны иметь возможность работать с документами в видеоформате в специализированных читальных залах, оборудование которых позволяет полноценно отбирать, подавать и обрабатывать кино- и видеопродукцию. Подсобный фонд такого читального зала формируется из документов, содержащих информацию в виде видеорядов жестового перевода аудиодокументов. Обязательным компонентом технико-технологического комплекса такого видеочитального зала должны быть компьютерные программно-алгоритмические тренажеры жестового языка. При этом следует использовать полиязычный режим функционирования, который настраивается как на языковую среду оригиналов аудиодокументов, так и на языковые возможности пользователя.

Формируется серия аудиокниг (учебников и пособий) по основам информационных технологий в формате ДЭЙЗИ. Навигация, которая используется при создании «говорящих» книг, позволяет незрячим читателям «листать» книгу, т.е. находить или пропускать отмеченные разделы и страницы, абзацы, отмечать голосовой закладкой необходимую информацию в цифровой аудиозаписи.

Оборудованы специальные компьютеризованные рабочие места для обслуживания слабовидящих. Эти рабочие места укомплектованы брайлевскими тактильними дисплеями, которые позволяют читать электронный текст с помощью рельефно-точечного шрифта, принтером для печати текстов рельефно-точечным шрифтом Брайля, проигрывателями книг в формате ДЭЙЗИ, программами озвучивания информации с экрана, синтезатором речи.

Далее можно привести примеры библиотек России, которые обслуживают читателей-инвалидов новыми технологиями информационными ресурсами.

В. Н. Милькова, заместитель директора «Коми республиканская специальная библиотека для слепых им. Луи Брайля», г. Сыктывкар, Республика Коми рассказывает, какими техническими средствами обслуживает библиотека читателей.

Тифлоинформационные (технические) средства — это средства, позволяющие людям с частично или полностью отсутствующим зрением получать, обрабатывать и передавать информацию. Благодаря им, для таких людей открывается мир чтения, мир информации [33, с. 22].

Приоритетом в своей деятельности коллектив Карельской республиканской библиотеки для слепых им. Луи Брайля видит обеспечение равного доступа к информации инвалидам по зрению с помощью новых тифлотехнологий. В библиотеке организовано компьютерное рабочее место для незрячего пользователя. Оно состоит из компьютера, сканера, программы речевого доступа, принтеров для обычной и рельефно-точечной печати, копировального аппарата, позволяющего при копировании увеличивать изображение, Брайлевского дисплея, электронного увеличивающего устройства, тифломагнитофонов, тифлофлэшплееров. Библиотека предоставляет инвалидам по зрению доступ в Интернет и к электронным документам на различных носителях.

Для людей часто становится откровением тот факт, что незрячий может работать на персональном компьютере. Задача библиотеки – изменить общественное мнение в этом вопросе, ведь компьютер для незрячего становится одним из важнейших средств реабилитации. Доступ к информации для слепого и слабовидящего человека означает социальную интеграцию, получение полноценного образования, профессиональную деятельность, активное участие в жизни общества.

В библиотеке делается всё для создания безбарьерной среды: установлен пандус, оборудованы поручни вдоль пути следования и в местах общего пользования, убраны пороги, созданы рабочие зоны. Остановимся подробнее на ресурсах Карельской республиканской библиотеки для слепых, которые предназначены для самостоятельной работы незрячих пользователей:

1. Универсальный тифломагнитофон для прослушивания «говорящих» книг, записанных на кассеты в стандартном (четырёхдорожечном моно) формате.

2. Тифлофлэшплеер для чтения цифровых «говорящих» книг, записанных на флэшкартах. Библиотека бесплатно предоставляет во временное пользование тифлофлэшплееры молодым пользователям, испытывающим проблемы при чтении печатных изданий.

3. Специальное программное обеспечение, коллекция «Библиотека цифровых «говорящих» книг с криптозащитой», насчитывающая около 700 книг на жёстком диске. Коллекция цифровых книг позволяет с помощью специальной программы осуществлять запись любой книги на флеш-карту читателя.

4. Лицензионная программа экранного доступа Jaws. Благодаря речевому синтезатору информация с экрана считывается вслух. Программа работает под управлением операционных систем Windows, Vista, XP и более ранних; поддерживает самые популярные на сегодняшний день приложения: Microsoft Office, Corel WordPerfect Office. Поддерживает Internet Explorer, включая специальные возможности: список ссылок, таблиц, графических меток и так далее.

5. Брайлевский дисплей «Focus» — наиболее важное устройство, состоящее из 40 брайлевских клеток (ячеек). Дисплей отображает содержание экрана компьютера в виде строки брайлевского текста, то есть обеспечивает тактильный доступ к компьютеру. Каждая ячейка имеет 6 точек, которые поднимаются или опускаются, создавая брайлевское представление символа, отображённого на экране компьютера. Это единственное техническое приспособление такого уровня в Республике Коми.

Читайте также:  Защита в режиме реального времени отключить

С помощью компьютерных тифлотехнологий пользователям с нарушенным зрением открываются новые возможности:

– доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным ресурсам Интернет;

– доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования и распознавания программой экранного доступа Jaws);

– преобразование электронной информации в доступную и удобную материальную форму представления (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным шрифтом);

– самостоятельная подготовка на компьютере различных документов (учебных работ, отчётов и др.);

– запись информации на CD/DVD, Flash-карту и др.;

– использование информационно-поисковых систем, баз данных.

Возможности, которые предоставляют тифлотехнологии, открывают незрячим доступ к книгам и другим печатным документам наравне со зрячими. Это шанс получить образование и повышать свою профессиональную квалификацию, шанс на самостоятельную независимую жизнь.

Тенденции развития библиотечно-информационного обслуживания незрячих пользователей в цифровой среде, пути решения актуальных библиотечных задач и перспективы направления работы Российской государственной библиотеки для слепых в виртуальном информационном пространстве. Об этом говорит Т. Н. Елфимова на Всероссийском библиотечном конгрессе.

Говоря о новых ресурсах, прежде всего, Т. Н. Елфимова имеет в виду цифровые «говорящие» книги с криптозащитой, а также электронные библиотеки и базы данных, содержащие оцифрованные тексты или звуковые файлы различных информационных документов и материалов, приобретаемые или самостоятельно формируемые библиотеками и предоставляемые читателям в режиме локального или удаленного доступа [13, с. 149].

С момента внедрения отечественных флэш технологий фонд изданий на флэш-картах с криптозащитой, поступивших в библиотеки к настоящему времени насчитывает несколько тысяч наименований книг. До недавнего времени это был практически единственный источник пополнения фондов библиотек, равно, как и для проигрывания цифровых книг предназначалась практически одна модель тифлофлэшплеера, разработанная фирмой «Эликжест» совместно с «Логосвос». За последнее время ситуация начала меняться к лучшему: уже расширился выбор проигрывателей и наравне с простыми в управлении, удобными старшему поколению моделями появились модели, интересные по дизайну для молодежи. Возможности российских незрячих пользователей расширяются в выборе информационных ресурсов и услуг за счет того, что в дополнение к отечественной Talking Book Library на российский рынок пришла технология DAISY.

В Российской государственной библиотеке для слепых электронная библиотека «говорящих» книг с криптозащитой Talking Book Lybrary насчитывает уже 13,5 тысяч наименований книг, и объем ее неукоснительно увеличивается, в среднем на 2 тысячи наименований в год. Это самый большой объем по сравнению с другими библиотеками сети.

60 библиотек ведут электронный каталог. Электронный каталог с объемом более 70 тысяч записей выставлен на сайте Российской государственной библиотеки для слепых и доступен в режиме онлайн круглосуточно. Электронный каталог и различные базы данных, размещенные на внешних серверах, обеспечивают выполнения большей части справок пользователей библиотек в виртуальном режиме.

Функционирует корпоративная полнотекстовая база данных по проблемам инвалидов и инвалидности «Виртуальный тифлолог».

Помимо этого, ежегодно Российская государственная библиотека для слепых и ряд других специальных библиотек оформляют подписку на полнотекстовые базы данных периодических изданий фирмы «Ист Вью Пабликейшинз». По согласованию с фирмой паролевый доступ к информации предоставляется не только в помещении читального зала библиотеки, но и на домашний компьютер читателя.

Ведется оцифровка изданий для слепых на аналоговых носителях (рельефно-точечных изданий, аудиозаписей на кассетах и грампластинках). В Российской государственной библиотеке для слепых и ряде региональных установлено рабочее место для сканирования текстов, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, что позволяет обеспечить сохранность редких изданий и создать цифровой архив.

Освоена технология создания рельефно-графических изображений (пособий и иллюстраций) на основе специального комплекта оборудования.

В читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых и в некоторых других библиотеках установлено оборудование для беспроводного доступа в Интернет на базе технологии Wi-Fi, что обеспечивает дополнительные удобства для пользователей.

В целом, выход в Интернет с различными вариантами подключения имеют все 68 специальных библиотек и 4 спецподразделения. В 28 региональных библиотеках функционируют компьютерные Клубы, Интернет-классы, Интернет-центры.

Почти две трети библиотек оснащены программой Интернет телефонии Skype, позволяющей оказывать консультационную и справочную помощь пользователям в удаленном режиме, проводить интерактивные межрегиональные конференции и совещания. Виртуальная аудитория для профессионального общения становится все более привлекательной и доступной.

Это примеры того, как цифровые ресурсы и технологии, как нововведения эпохи информатизации, заняли прочное место в нашей работе. Более того, в целом можно уже говорить о том, что благодаря некоторым из них библиотечное обслуживание незрячих в цифровой среде получило четкие очертания и направление развития.

В статье В. Н. Пантелеевой рассказывается о многогранной работе библиотеки, которая стала настоящим информационным центром для инвалидов по зрению.

В. Н. Пантелеева считает, что степень привлечения читателей в библиотеку зависит от ее ресурсных возможностей в удовлетворении запросов. А это, в свою очередь, требует постоянного укрепления материально-технической базы, увеличения фонда различного рода носителей информации, расширения спектра качественных информационных услуг [36, с. 18].

Например, башкирская республиканская специальная библиотека для слепых обладает значительным информационным потенциалом документов – это издания, изготовленные по системе Брайля, рельефно-графические пособия, «говорящие» книги на магнитной ленте и компакт-дисках, а также обычные печатные и крупно-шрифтовые книги, грампластинки. Развитие компьютерных технологий внесло определенные изменения н процесс комплектования. Библиотека давно и плодотворно сотрудничает с издательствами, специализирующимися на выпуске аудиокниг на электронных носителях. Большое внимание уделяется литературе, связанной с проблемами инвалидности, слепоты, слабовидения. В библиотеку ежегодно поступает от 7 до 10 тысяч книг разных видов изданий: брайлевские книги из Москвы и Санкт-Петербурга, «говорящие» книги от Издательско-полиграфическоro тифлоинформационного комплекса «Логос» Всемирной организации слепых, плоскопечатные книги центральных и местных издательств, книги с укрупненным шрифтом, видеофильмы, СD-ROM.

В традиционный образ библиотеки уверенно вплетаются новые возможности работы с фондами: от нахождения нужной литературы специальных форматов с помощью электронного каталога до создания электронных баз данных по тифлологии, коррекционной педагогике в обеспечения доступа к ним.

Ведутся алфавитный служебный каталог (на все виды поступающей литературы: плоскопечатной, изданной рельефно-точечным шрифтом и «говорящей» – на аудиокассетах и дисках) и систематический каталог (па всю имеющуюся в библиотеке «говорящую» и брайлевскую литературу, который ведется в двух вариантах – традиционном печатном и рельефно-точечным шрифтом).

Благодаря наличию современного компьютерного оборудования – сканера, черно-белого и цветного принтеров, программного обеспечения библиотекари не просто предоставляют читателю информацию, но и преобразовывают ее в нужный для него формат.

В Самарской областной библиотеке для слепых, к сожалению, выпуск брайлевских и «говорящих» книг налажен еще не настолько хорошо, чтобы позволить слепым специалистам любой профессии удовлетворять информационные потребности на должном уровне. Этими наблюдениями поделилась библиограф В. А. Голодяева [9, с. 43].

Анализ 40 читательских формуляров позволил сделать вывод, что большинство специалистов обращаются к библиотекарю за художественной литературой. Очень популярны детективы, историческая и военная проза, часто спрашивается периодика.

Перспективы развития информационных ресурсов библиотек для слепых во многом зависят от процессов информатизации, способности библиотеки воспользоваться информационными ресурсами в регионе, на уровне корпоративных связей в сети специальных библиотек, предоставить собственные ресурсы или стать партнером в их производстве на межрегиональном уровне. В период информатизации библиотек появление новых технологий в производстве информации – открываются беспрецедентные возможности предоставления информации людям с ограничениями в жизнедеятельности. На сегодняшний момент наступает новый этап – кооперации и интеграции деятельности библиотек. Период количественного накопления опыта использования новых технологий должен перейти в следующий – создание в регионе единого сетевого информационного пространства, что сделает возможным создание информационной инфраструктуры реабилитационной сферы. Думается, что ключевая роль в этом вопросе принадлежит научным и методическим центрам, но нельзя недооценивать и роль региональных библиотек, способных взять на себя роль главного координатора в объединении информационных ресурсов.

Читайте также:  Как включить домофон визит

В заключение главы важно отметить, что библиотеки для слепых, какой бы статус они не имели на данный момент — являются элементами сложной инфраструктуры, включающей и специализированные издательства, и научно-методические центры, и систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, профессиональные ассоциации национального и международного уровней и другие учреждения и институты. Для них актуальны все те проблемы и задачи, с которыми сталкивается весь библиотечный мир : отсутствие единых принципов учета и описания электронных ресурсов в библиотечных фондах, сложности с определением надежности хранения информации на электронных носителях, организацией дистанционного обслуживания пользователей в виртуальной среде с соблюдением действующего законодательства, как в отношении авторского права, так и персональных данных.

В настоящее время знания в области информационных технологий являются необходимым условием для качественного образования, а также для трудоустройства специалистов широкого спектра профессий. Существенную роль в приобретении данных знаний играет институт "Реакомп" Всероссийского Общества слепых.

Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского Общества слепых "Реакомп" был создан в 2000 году на базе Главного центра компьютерных технологий ВОС "Реинком" (ГЦКТ ВОС "Реинком") и Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов ВОС (ИПК ВОС). Таким образом Институт аккумулировал опыт обучения незрячих людей информационным технологиям, проводимого с 1983 года.

В настоящее время Институт проводит обучение инвалидов по зрению в области информационных технологий по целому ряду курсов:

  • "Информационные технологии (основной курс для инвалидов по зрению)" – учебный курс для инвалидов по зрению, имеющих начальные навыки работы с компьютерной техникой. Курс направлен на получение устойчивых навыков работы с компьютером на уровне пользователя (84 часа).
  • "Информационные технологии (подготовка преподавателей для обучения инвалидов по зрению основному курсу)". Курс направлен на повышение квалификации преподавателей информационных технологий для инвалидов по зрению в регионах, имеющих право преподавания (90 часов).
  • "Информационные технологии – создание и редактирование текстовых документов". Курс направлен на освоение навыков работы с текстовыми документами на профессиональном уровне (48 часов).
  • "Информационные технологии – использование ресурсов сети Интернет". Цель курса – овладение широким спектром возможностей использования глобальной сети для работы, образования и общения (76 часов).
  • "Информационные технологии – работа с цифровым звуком". В ходе освоения курса изучаются навыки работы с фонограммами и программами обработки информации в аудио-формате (60 часов).
  • "Информационные технологии (основной курс для инвалидов по слуху и зрению)". Цель курса – знакомство инвалидов по слуху и зрению со специальными компьютерными технологиями (152 часа).

Все учебные курсы проводятся в соответствии с лицензией Департамента образования Правительства г. Москвы. Слушатели, успешно освоившие материал курса и сдавшие зачёт, получают свидетельства об освоении соответствующего курса.

Однако понятие "реабилитация инвалидов по зрению с использованием информационных технологий" применяется специалистами Института как системная категория, которая включает не только обучение инвалидов по зрению, но также учебно-методическую, нормативно-методическую, научно-исследовательскую работу в данной предметной области.

Институтом разработан ряд государственных стандартов, регламентирующих доступность технических, программных средств и интернет-ресурсов для инвалидов по зрению, компьютерное специальное рабочее место для инвалида по зрению и порядок его создания, графические обозначения и принципы дизайна для людей с ограничениями здоровья, в частности:

  • ГОСТ Р 51645-2000 – "Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное – Технические требования к оборудованию и к производственной среде". Данный стандарт определяет типовую конфигурацию компьютерного специального рабочего места для инвалида по зрению.
  • ГОСТ Р 52871-2007 – "Специальное рабочее место для инвалидов по зрению. Порядок разработки и сопровождения". Данный стандарт устанавливает требования к организации процесса профессиональной реабилитации инвалидов по зрению в части разработки, создания, сопровождения и модернизации специальных рабочих мест для них.
  • ГОСТ Р 52871-2007 – "Дисплеи для слабовидящих – требования и характеристики". Данный стандарт распространяется на жидкокристаллические дисплеи для слабовидящих и устанавливает требования и характеристики для обеспечения получения визуальной информации с компьютера.
  • ГОСТ Р 52873-2007 – "Синтезаторы речи специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению". Данный стандарт распространяется на синтезаторы речи, применяемые инвалидами по зрению в качестве компонента специального компьютерного рабочего места как средства реабилитации.
  • ГОСТ 52872-2007 – "Интернет-ресурсы: требования доступности для инвалидов по зрению" (разработан совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствиям" (ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ). Данный стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
    В 2011 году разработан проект новой редакции данного стандарта в соответствии с международными рекомендациями по доступности интернет-ресурсов для людей с ограничениями здоровья, а также с учётом возникновения новых видов ресурсов.

Кроме того, в 2011 году подготовлено ещё два проекта государственных стандартов РФ: "Информационные технологии – Обзор графических значков и символов, обеспечивающих доступ к функциональным возможностям продуктов информационных технологий и облегчающих их использование людьми пожилого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья" и "Информационные технологии – Принципы дизайна графических значков и символов, доступных всем пользователям, включая людей пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья".

Наблюдая бурный процесс распространения и внедрения информационных технологий в работу, учебу и в повседневную жизнь членов ВОС, Президент ВОС А. Я. Неумывакин и вице-президент В. С. Вшивцев поручили Институту исследовать этот процесс, а также подготовить и представить на утверждение Президенту "Инструктивные материалы о порядке определения статуса и систематизации компьютерных учреждений, критериев оценки знаний и уровня квалификации незрячих пользователей компьютерной техники, требований к преподавателям и установлению уровней обучения компьютерной грамотности инвалидов по зрению". Порученная работа проделана. Ее результаты помещены в инструктивно-методическом сборнике "Внедрение компьютерных технологий для слепых и слабовидящих" (М.: Реакомп, 2007), с которым сегодня может ознакомиться любой заинтересованный специалист. В данных материалах впервые проведена систематизация компьютерных учреждений для инвалидов по зрению, определены примерные учебные программы для обучения информационным технологиям инвалидов по зрению на различных уровнях подготовки.

Таким образом, следует отметить, что разработанные Институтом нормативные документы формируют информационную базу для создания единого информационного пространства для инвалидов по зрению в Российской Федерации. Деятельность Института в данном направлении продолжается.

На 1 декабря 2011 года в Институте "Реакомп" обучение в области информационных технологий и по программе подготовки кадрового резерва ВОС прошло более 1000 инвалидов по зрению, в том числе более 500 человек – в области информационных технологий.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *