0

Информационные технологии в оздоровительной физической культуре

Средние п рофессиональные учебные заведения нашей страны призваны выпускать из своих стен не просто конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, но духовно и физически развитых людей, здоровых и закаленных, способных к производительному труду и защите Родины.

Известно, что современные компьютерные технологии предоставляют возможность на более высоком качественном уровне организовать процесс физического воспитания, позволяют совместить функции накопления, хранения, анализа, систематизации информации и оценки подготовленности студентов, реализовать индивидуальный подход в процессе физического воспитания посредством использования современных компьютерных технологий.

Скачать:

Вложение Размер
informatsionnye_tehnologii_v_fizicheskoy_kulture_ozdorovitelnoy_deyatelnosti_i_obrazovatelnom_protsesse.docx 19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Средние п рофессиональные учебные заведения нашей страны призваны выпускать из своих стен не просто конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, но духовно и физически развитых людей, здоровых и закаленных, способных к производительному труду и защите Родины.

Обучение и всесторонняя подготовка профессионалов нового качества возможны лишь с помощью современных методик, основанных на новейших достижениях информационных технологий.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Компьютер дома, в учебном заведении, в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационных технологийна занятиях физической культуры?

Известно, что современные компьютерные технологии предоставляют возможность на более высоком качественном уровне организовать процесс физического воспитания, позволяют совместить функции накопления, хранения, анализа, систематизации информации и оценки подготовленности студентов, реализовать индивидуальный подход в процессе физического воспитания посредством использования современных компьютерных технологий.

Студенты лучше воспринимают информацию по принципу: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!". Поэтому посмотреть видеофрагмент, фотографию, схему по выполнению упражнения в исполнении профессионального спортсмена очень полезно. Студенты уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию преподавателя делают их быстро.

Когда слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют студентам повысить активность познавательной деятельности, проследить межпредметные связи, практиковаться в поиске нужной информации, формировать умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, способствует развитию коммуникативных способностей, формированию информационной культуры, умению осуществлять обработку информации.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала: многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений.

Использование электронных презентаций решет эту проблему. Для участия в конкурсе наша группа собирала информацию о спортсменке – участнице паралимпийских Игр Олесе Владыкиной (пловчиха без левой руки). Презентация о ней была использована при проведении Паралимпийского урока в техникуме.

В Бутурлинском районе живет уникальный человек, ветеран спорта, ранее работавший в нашем техникуме преподавателем физической культуры Гаврилов Михаил Иванович. О нем, его достижениях мы также подготовили презентацию, показали во всех группах и пригласили Михаила Ивановича в гости. Он р ассказал о своих спортивных успехах и достижениях, показал множество своих медалей, которых у него более 50. Также Михаил Иванович рассказал о других своих увлечениях. Это- лыжи, велосипед, байдарка.Вся жизнь Михаила Михайловича и его семьи связана со спортом и здоровым образом жизни. Он является примером для всех студентов и сотрудников техникума.

Применяя компьютерные технологии, занятие проходит более интересно, наглядно и динамично

Использование тестирующих компьютерных программ на занятиях физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету “физическая культура” позволяет оценить теоретические знания студентов. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даются варианты ответов.

Таким образом, при проведении занятий физической культуры необходимо использование информационных технологий.В данный момент мы ведем дневник Олимпиады, в котором ежедневно обновляем информацию. В холле у спортивного зала оформлены стенды по спортивной тематике. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности студентов, расширять общий кругозор.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Роль информационных технологий в сфере дополнительного образования физкультурно – оздоровительной деятельности.

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясает воображение. Сфера его деятельности пронизывает многие виды деятельности человека.

Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.

В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных технологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.

Читайте также:  Выделить всё в word 2007

Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то у многих возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это прежде всего движение.

Необходимость использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности возникла по мере того, как стала ощущаться сложность осуществления собственного показа двигательных элементов и доведения до учеников информации о технике и методике выполнения физических упражнений в устой форме. Данные технологии используются в целях:

эффективной теоретической подготовки по предмету, например, при изучении вопросов истории развития олимпийского движения, истории возникновения спортивных игр.

Использование информационных технологий не только обогащает содержание образовательного процесса, но и расширяет возможности более качественного преподавания предмета, а также, более эффективного освоения учениками отдельных элементов техники физических упражнений, что, в конечном счёте, позволяет добиваться более высоких результатов, в том числе и спортивных.

Использование информационных технологий на уроке физической культуры позволяет:

обеспечить наглядное восприятие учащимися выполнение техники отдельных элементов или двигательного действия в целом;

осуществлять видеосъемку процесса выполнения физических упражнений, а затем анализировать собственное выполнение, находить ошибки и недочёты;

в курсе теоретической подготовки наглядность позволяет активизировать запоминание материала (задействовано несколько анализаторов и видов памяти), придаёт больше эмоциональности и вносит разнообразие в процесс занятия.

Условиями эффективного использования информационных технологий на уроках физической культуры является наличие:

у учителя навыков владения информационными технологиями и способами моделирования урока физической культуры с их использованием;

соответствующей техники (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, цифровая видеокамера);

банка информационных материалов, позволяющих обеспечить видеонаглядностью различные темы учебной программы;

соблюдение норм использования технических средств при обучении детей разных возрастов.

Результативность использования информационных технологий на уроках физической культуры заключается в следующем:

в повышении уровня наглядности на уроке;

во включении в работу различных органов чувств (анализаторов), что повышает степень запоминания и усвоения учебного материала;

в исключении неточного и некачественного показа учителем сложнокоординационных физических упражнений, за счет возможности использовать видеопоказ выполнения данных двигательных элементов знаменитыми спортсменами или специалистами;

в пропаганде здорового образа жизни посредством показа сюжетов отражающих последствия вредных привычек человека, различных видов зависимостей и др.;

в популяризации различных видов спорта посредством показа фрагментов спортивных соревнований, жизни знаменитых спортсменов и др.;

в расширении знаний учащихся об истории развития физкультуры и спорта и его влиянии на человека;

в качественной наглядного средства при подготовке наиболее одарённых учащихся к соревнованиям различного уровня и олимпиадам;

в возможности использования видеозаписей процесса выполнения учащимися упражнений и последующем их просмотре, анализе и "работе над ошибками" при просмотре видеоматериалов собственных выступлений.

Компьютерные технологии все шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственного общения ученика с живым человеком, учителем, тренером. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность современного и будущего времени.

Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.№1,2 2010г.

Труды конференции. МГОУ, Институт открытого образования. Москва-Дубна, 15-19 октября 2007г.

Роль информационных технологий в сфере дополнительного образования физкультурно – оздоровительной деятельности.

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясает воображение. Сфера его деятельности пронизывает многие виды деятельности человека.

Развитие современной системы образования тесно связано с активным внедрением достижений информационных технологий в процесс обучения.

В настоящее время значительную роль в учреждениях дополнительного образования детей играет использование средств информационных технологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.

Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то у многих возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это прежде всего движение.

Необходимость использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности возникла по мере того, как стала ощущаться сложность осуществления собственного показа двигательных элементов и доведения до учеников информации о технике и методике выполнения физических упражнений в устой форме. Данные технологии используются в целях:

Читайте также:  Защита от перегрузок в сети

– эффективной теоретической подготовки по предмету, например, при изучении вопросов истории развития олимпийского движения, истории возникновения спортивных игр.

Использование информационных технологий не только обогащает содержание образовательного процесса, но и расширяет возможности более качественного преподавания предмета, а также, более эффективного освоения учениками отдельных элементов техники физических упражнений, что, в конечном счёте, позволяет добиваться более высоких результатов, в том числе и спортивных.

Использование информационных технологий на уроке физической культуры позволяет:

– обеспечить наглядное восприятие учащимися выполнение техники отдельных элементов или двигательного действия в целом;

– осуществлять видеосъемку процесса выполнения физических упражнений, а затем анализировать собственное выполнение, находить ошибки и недочёты;

– в курсе теоретической подготовки наглядность позволяет активизировать запоминание материала (задействовано несколько анализаторов и видов памяти), придаёт больше эмоциональности и вносит разнообразие в процесс занятия.

Условиями эффективного использования информационных технологий на уроках физической культуры является наличие:

– у учителя навыков владения информационными технологиями и способами моделирования урока физической культуры с их использованием;

– соответствующей техники (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, цифровая видеокамера);

– банка информационных материалов, позволяющих обеспечить видеонаглядностью различные темы учебной программы;

– соблюдение норм использования технических средств при обучении детей разных возрастов.

Результативность использования информационных технологий на уроках физической культуры заключается в следующем:

– в повышении уровня наглядности на уроке;

– во включении в работу различных органов чувств (анализаторов), что повышает степень запоминания и усвоения учебного материала;

– в исключении неточного и некачественного показа учителем сложнокоординационных физических упражнений, за счет возможности использовать видеопоказ выполнения данных двигательных элементов знаменитыми спортсменами или специалистами;

– в пропаганде здорового образа жизни посредством показа сюжетов отражающих последствия вредных привычек человека, различных видов зависимостей и др.;

– в популяризации различных видов спорта посредством показа фрагментов спортивных соревнований, жизни знаменитых спортсменов и др.;

– в расширении знаний учащихся об истории развития физкультуры и спорта и его влиянии на человека;

– в качественной наглядного средства при подготовке наиболее одарённых учащихся к соревнованиям различного уровня и олимпиадам;

– в возможности использования видеозаписей процесса выполнения учащимися упражнений и последующем их просмотре, анализе и "работе над ошибками" при просмотре видеоматериалов собственных выступлений.

Компьютерные технологии все шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственного общения ученика с живым человеком, учителем, тренером. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность современного и будущего времени.

Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

– Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.№1,2 2010г.

– Труды конференции. МГОУ, Институт открытого образования. Москва-Дубна, 15-19 октября 2007г.

Понятие информационных технологий и их возможности

Новые информационные технологии применяются в образовательном процессе сравнительно часто. В данном контексте речь идет о новаторском действии, которое кардинально изменяет содержание различных видов деятельности [Селевко, с. 114].

В системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту под информационными технологиями понимают совокупность средств и методов, обеспечивающих автоматическую обработку информации и способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности человека. Основу информационных технологий составляют вычислительная техника, программно-методическое обеспечение и развитые средства телекоммуникации [Фёдоров, с. 206].

Проанализировав литературные источники и руководствуясь собственными взглядами, мы под информационной технологией будем понимать «дидактический процесс с применением комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата» [Виленский и др., с. 30].

Информационные технологии в физической культуре и спорте используются в следующих видах деятельности:

  • – делопроизводство педагога, тренера, исследователя;
  • – обслуживание спортивных соревнований;
  • – научно-методическое обеспечение подготовки спортивной тренировки;
  • – научно-методическое обеспечение физического воспитания детей, подростков, учащейся молодежи: методы оценки физического состояния человека, реализация дифференцированного подхода на основе использования информационных технологий;
  • – учебный процесс в вузах физической культуры; научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность [Волков, с. 6].

Например, в учебно-тренировочном процессе в вузах физической культуры применяются следующие информационные технологии:

  • – компьютерные обучающие программы;
  • – дистанционное обучение;
  • – базы данных и базы знаний;
  • – экспертные системы с элементами искусственного интеллекта;
  • – имитационное моделирование процессов и явлений (разработаны модели изменения физической, технической подготовленности, состояния здоровья студента в зависимости от его двигательных нагрузок, на основе которых создаются модельные базы данных);
  • – компьютеризированный контроль знаний, физических состояний;
  • – диагностические комплексы оценки и мониторинга состояния спортсменов [Ямалетдинова, с. 17, в].
Читайте также:  Где на ноутбуке леново кнопка вай фай

По мнению ряда авторов, использование информационных технологий в образовании дает следующие новые возможности:

  • – совершенствовать стратегию отбора содержания образовательных программ, методов и организационных форм обучения в соответствии с задачами развития личности;
  • – расширять виды учебной деятельности при условии реализации современных технологий обучения (компьютеризированные курсы обучения, информационные справочные и экспертные системы, автоматизированные обучающие системы и др.);
  • – переходить от авторитарного иллюстративно-объяснительного обучения к проблемному, творческому, что предусматривает овладение учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания, используя технологии информационного взаимодействия с имитационными моделями объектов, процессов и явлений [Роберт, с. 64].

Теоретический анализ позволяет классифицировать возможности информационных технологий в следующем виде:

В технологическом аспекте — определяется большими вычислительными ресурсными, а также мультимедийными возможностями и интерактивностью информационных технологий.

В организационном аспекте — способствует обеспечению доступности обучения, повышения его качества, персонализации познавательной деятельности.

В управленческом аспекте — способствует повышению эффективности управления процессом, облегчает оценку и мониторинг качества обучения, возможность выбора индивидуальной траектории обучения.

В методическом аспекте — содействует применению новых форм, средств и методов обучения, технологизации процесса обучения, созданию информационно-образовательной среды, моделированию предметной среды, накоплению индивидуального опыта и методики преподавания.

В психолого-педагогическом аспекте — помогает реализации индивидуального и дифференцированного подхода; активизации познавательной деятельности; развитию творческих способностей; формированию умений самоуправления познавательной деятельностью.

В экономическом аспекте — способствует снижению материальных затрат на организацию обучения, повышение квалификации, переподготовку специалистов, освоение новых сегментов рынка образовательных физкультурно-оздоровительных услуг.

Для обеспечения учебной и внеучебной работы студентов нами были разработаны различные виды функционально обособленных программ (информационных, диагностических и рекомендательных и нр.), которые могут использоваться самостоятельно. Из этих программ создавались автоматизированные технологии.

Автоматизированные системы — это компьютерные программы разных типов, объединенные основной задачей [Ямалет- динова, с. 17, в].

Рассмотрим специальные требования к созданию автоматизированной системы.

Структура. Автоматизированные системы — это сложный дидактический комплекс, функционирование которого обеспечивает познавательный процесс на основе использования информационных технологий и компьютерной техники. Например, к общей структуре обучающей компьютерной программы мы относим следующие блоки (примеры конкретных программ):

  • – информационно-содержательный блок, включающий теоретические основы учебного материала, основы методики обучения двигательным действиям и развитию физических качеств, рекомендации по организации здорового образа жизни, условия функционирования организма и безопасности жизнедеятельности;
  • – контрольно-коммуникативный блок (система тестирования с реализацией обратной связи с предоставлением показателей и критериев освоения учебной программы, а также справочный материал);
  • – блок справочного материала (нормативно-справочная информация, терминологический словарь, библиографический указатель, визуализация справочной информации);
  • – коррекционно-обобщающий блок (предназначен для сбора и хранения результатов педагогического мониторинга образовательного процесса, результатов диагностики студента о своей учебно-познавательной деятельности, аналитических сведений о результатах различных видов контроля. На базе этих данных функционирует автоматическая информационная система, которая обеспечивает управление и совершенствование учебного процесса).

Содержание. Автоматизированные системы должны обеспечивать достаточный объем материала, его актуальность, новизну, культурологическую ценность, системность и целостность; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, с помощью которого стратегия и темп освоения материала задаются самим студентом.

Разработанные программы обеспечивают работу студента в нескольких режимах: обучение, самодиагностика, самоконтроль, самокоррскция. Материал представлен в виде гипертекстового документа со вставками диагностических модулей. Студент изучает материал с учетом особенностей своего физического состояния, в произвольном удобном для него темпе. Также студенту предоставляется возможность возврата по уже пройденным блокам дидактического материала.

В тексте разработана система гиперссылок к словарю базовых терминов. Доступ к полному тексту словаря осуществляется через меню программ. После завершения работы с обучающим и диагностическим модулем студент должен выполнить задания контрольного блока.

Каждый программный комплекс и система контроля выполняют свою конкретную задачу.

Основными требованиями к техническому исполнению являются требования, предъявляемые к компьютеру; корректность автоматической установки; качество программной реализации; удобный пользовательский интерфейс; эргономичность; дизайн; гипертекстовые возможности, интерактивность.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *