0

Ис учета успеваемости студентов

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриев В.Л. Информационная система учета успеваемости студентов заочной формы обучения // Современная техника и технологии. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/12/5239 (дата обращения: 07.02.2019).

Необходимость создания информационной системы учета и контроля [3] успеваемости студентов вуза диктуются высокими требованиями к учебному процессу, необходимостью быстрого и эффективного сбора данных об успеваемости студентов в любой отрезок учебного процесса и достижения большей эффективности в работе всей инфраструктуры вузов. Хотя в настоящее время существуют готовые программные решения [1, 4], анализ информационных систем, использующихся в вузах показывает, что каждая такая система учитывает специфику конкретного учебного заведения.

В представленной работе описывается разработанная информационная система, содержащая наиболее часто используемые совокупности сведений об учебном процессе и его участниках, а также учитывающая специфику подготовки рабочих учебных планов направлений и специальностей в пакете GosInsp. Информационная система также предназначена для сбора, обработки и предоставления аналитической информации в целях повышения качества работы профессорско-преподавательского состава и административного персонала высшего учебного заведения по управлению учебно-воспитательным процессом.

Основные возможности разработанной программы включают в себя:

  • формирование сведений о студенте;
  • формирование групп студентов с учетом рабочих учебных планов;
  • гибкий учет изменений в учебных планах направлений или специальностей;
  • учет успеваемости студента в течение сессии;
  • контроль студентов, имеющих задолженности по сессиям;
  • регулирование успеваемости студента в течение срока обучения;
  • учет успеваемости студента по аттестации за сессию;
  • поиск студентов по заданным параметрам;
  • формирование списка студентов, имеющих задолженности (с указанием дисциплины и преподавателя);
  • формирование списка студентов, претендующих на красный диплом;
  • некоторые другие возможности.

Созданная информационная система соответствует уровню современных Windows-приложений, обладает интуитивно-понятным интерфейсом, действия пользователя не сильно отличаются от обычных действий в других приложениях операционной системы Windows. Программа обеспечивает накопление, хранение, извлечение и обновление первичных данных, возможность корректировки выходных данных.

Ниже приведен фрагмент кода программы (при разработке использовалась среда программирования Delphi), содержащий структуры, обеспечивающие работу программы с данными.

Number: Byte; // номер семестра

Mark: String[1]; // оценка: 2,3,4,5, + (зачтено)

Prep_1: String[20]; // фамилия преподавателя

Prep_2: String[20]; // имя преподавателя

Prep_3: String[20]; // отчество преподавателя

Control_Type: String[3]; //тип контроля (Экз, Зач, КОР, КР)

Name: String[100]; // название предмета

Control: array[1..12] of TControl; // семестры и оценки

Type_City: String[7]; // тип населенного пункта (город, село, деревня)

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение

Московский государственный индустриальный университет

«Информационная система учета успеваемости студентов»

Сорокина-, д. п.н., профессор

Информационная система учета успеваемости студентов

Очевидно, что управление таким механизмом, как университет, требует колоссальных ресурсов даже в пределах одного факультета. В основном это определяется сложностью структуры вуза, т. е. количеством входящих в нее подразделений, а также несовершенством механизмов создания трудоемких отчетов и передачи информации руководству.

Предпосылки для использования автоматизированной информационной системы учета успеваемости студентов вуза диктуются высокими требованиями к учебному процессу, необходимостью быстрого и эффективного сбора данных об успеваемости студентов в любой отрезок учебного процесса, уменьшения нагрузки на деканаты и достижения большей эффективности в работе всей инфраструктуры университета.

Дешевых, и тем более свободно распространяемых, автоматизированных систем учета и контроля успеваемости студентов на российском рынке еще не существует. Типичная для большинства отечественных вузов информационная > походит на рваное лоскутное одеяло:

отдельные блоки и программы не только работают в разных средах, с разными форматами данных, но и зачастую вообще не связаны друг с другом. Для того чтобы построить на этой шаткой основе реально действующий инструмент управления, требуется решить целый комплекс задач — от методологических до финансовых. На данный момент существует, пожалуй, только один коммерческий продукт под названием > [1,2,3], который спроектирован и разработан компанией > специально для университетов и вузов. Система > уже апробирована на уровне одного факультета — ВМиК

МГУ, однако, как и любая другая система, она имеет достоинства и

недостатки. Среди недостатков выделим основные.

item Для работы с системой требуются специально подготовленные сотрудники. item Несмотря на функциональность продукта, требуется его дополнительная настройка. Так например, модули, отражающие специфику вуза как объекта управления, разрабатываются программистами > самостоятельно. item Полная конфигурация системы > с учетом затрат на поставку, внедрение и обучение персонала имеет довольно высокую стоимость,

которая по оценкам специалистов > составляет $ тыс.

item Необходимым требованием к оборудованию клиентских станций является то, что на них должна функционировать ОС Windows. При этом

на каждый компьютер необходимо закупать лицензионную версию операционной системы, что требует дополнительных затрат.

В МГИУ пришли к выводу, что разрабатывать систему своими силами дешевле. Это не требует большого разового вложения капитала, дополнительной траты денежных средств на специальную подготовку сотрудников и на закупку лицензионных операционных систем. Компьютерное оборудование МГИУ работает под управлением свободно распространяемой операционной системы Linux, обладающей достаточным количеством базовых средств. В результате центром компьютерных технологий МГИУ был разработан комплекс программ учета успеваемости студентов вуза. В 2000 году ИС была внедрена в университете только на двух факультетах: egin

item автомобильном факультете; item факультете прикладной математики и технической физики. end В течение двух лет продукт эксплуатировался и дорабатывался, после чего был внедрен на остальных факультетах вуза: egin

%Особенностью разработанной системы является учет успеваемости студентов

%на стадии предварительных тестирований и сдачи вступительных экзаменов

%при поступлении в вуз.

Использование информационной системы учета успеваемости студентов вуза позволяет добиться эффективной работы приемной комиссии, уменьшить нагрузку на деканаты вуза, быстро и эффективно собирать данные об успеваемости студентов в любой отрезок учебного процесса, за счет чего повысить качество управления вузом.

В данной статье описаны технологии, использованные при разработке информационной системы, созданной в МГИУ, а также приведено описание ее возможностей.

Построение информационной системы учета успеваемости студентов основано на

применении интернет/интранет технологий. Web-браузеры, поддерживающие

распределенные гипертекстовые структуры, предоставляют удобный и легко

осваиваемый интерфейс. Базовый язык разработки web-страниц HTML в совокупности

с протоколом взаимодействия web-сервера и web-клиента HTTPS обеспечивают,

в частности, возможности заполнения форм на стороне клиента и безопасной

передачи заполненных форм серверу.

В большей части интерфейса информационной системы реализована возможность

доступа к информации, хранящейся в базе данных через интерфейс WWW.

Это было достигнуто путем использования CGI-скриптов, написанных на языке

Perl, на стороне web-сервера.

В остальной части, где представилось невозможным использование языка HTML

из-за его нединамичности, а также недостатка в нем графических форм и объектов,

которые бы позволяли пользователям быстро и эффективно вносить информацию,

Читайте также:  Блютуз трансмиттер для телевизора

используются Tcl/Tk-приложения, выполняемые на стороне клиента.

Структура базы данных реализована в виде реляционных таблиц на языке

SQL/SQL*Plus под управлением СУБД Oracle. Реляционная модель на данный

момент является наиболее распространенной моделью данных. Она имеет

математическое описание и экономна по части базовых понятий.

В базе данных хранится информация о

пройденных студентами дисциплинах за все время обучения. Это позволяет строить

всевозможные отчеты и получать статистические оценки эффективности тех или

Система защиты данных информационной системы от несанкционированного доступа

включает в себя три уровня:

item на уровне операционной системы;

item на уровне приложения;

item на уровне базы данных.

Для восстановления данных в случае их утери в информационной системе

организован процесс резервного копирования. С его помощью вся информация,

находящаяся в базе данных, периодически архивируется и копируется на

Информационная система учета успеваемости студентов полностью описывает

динамику учебного процесса. Ее база данных содержит сведения о студентах,

обучающихся в университете, их распределении по факультетам, специальностям

и группам. Она дает возможность автоматизировать большинство работ,

После привязки к каждой студенческой группе списка предметов система

предлагает набор управляющих программ, позволяющих с кафедр проставлять

аттестацию и в деканатах заполнять электронные ведомости.

Все основные функции и операции доступны пользователям через основное

функциональное меню главного интерфейса. Его элементы выполнены в

виде гиперссылок, при нажатии на которые запускаются вспомогательные

Рис. 1. Функциональное меню

Интерфейсы вспомогательных программ выполнены в виде отдельных

окон, разбитых по необходимости на фреймы с динамически изменяющейся

информацией. Особенности такой компоновки интерфейса позволяют пользователям

избежать большого количества дополнительных операций, увеличивая таким образом

производительность их работы.

Чтобы избежать большого количества ошибок, допущенных при вводе информации,

перед занесением в базу данных информация проверяется на целостность. В

случае обнаружения ошибки в дополнительной части окна отображается соответствующее

сообщение, и пользователю предлагается поправить данные.

Все прикладные программы системы, предназначенные для ввода, редактирования и

удаления информации из базы данных включают в себя поисковые системы, которые

позволяют пользователю быстро находить необходимую ему информацию.

Рис. 2. Интерфейс редактирования списков групп

Одной из важнейших функций информационной системы является создание разнообразных

трудоемких отчетов по успеваемости студентов и обеспечение учебного процесса

направлениями на пересдачу и экзаменационными ведомостями.

В базе данных хранится информация о всех полученных студентом оценках, включающая

даты их получения, что

позволяет получать отчеты на любой момент в прошлом. Вся необходимая отчетная

документация создается либо при помощи издательской системы

LaTeX, либо печатается непосредственно из браузера.

Особенностью информационной системы является учет успеваемости студентов

на стадии предварительных тестирований и сдачи вступительных экзаменов.

Вступительные экзамены начинаются с раздачи абитуриентам билетов,

после чего те пишут работы и сдают их приемной комиссии. В этот момент

экзаменационные работы начинают шифровать, причем шифр ставится как на

обложке работы, так и на вложенных в нее экзаменационных листах. Экзаменационные

листы отправляют на проверку преподавателям, которые выставляют оценку.

По результатам проверки работники приемной комиссии подготавливают два экземпляра

ведомостей. Один экземпляр вывешивается для абитуриентов, а другой остается

в приемной комиссии для внутреннего использования.

С точки зрения автоматизации прием предварительных тестирований и вступительных

экзаменов можно разбить на три этапа: шифрование работ, проверка работ и

выставление оценок, создание экзаменационных ведомостей.

Интерфейс информационной системы приемной комиссии состоит из отдельных,

перекрывающих друг друга окон. В каждом из окон оператор выполняет одну из

стандартных операций. Такая организация работы позволяет быстро и без потерь

переключаться с одного вида работы на другой.

Рис. 3. Ввод шифров работ

Ввод шифров работ и их оценок были осуществляется в двух различных >.

Это было сделано специально, чтобы оператор, вносящий оценку, не знал фамилию, имя и

отчество абитуриента, выполнившего работу.

На стадии предварительных тестирований и вступительных экзаменов

возникает проблема выявления работ написанных абитуриентами-тезками.

Дело в том, что оператор не в состоянии проследить, есть ли среди работ с

одинаковыми фамилиями, именами и отчествами работы абсолютно разных людей.

Как правило, при бумажном учете такие факты выявлялись только на стадии

подачи документов или, может быть, раньше, если поступающий недоволен своей

оценкой и приходит на апелляцию. Программное обеспечение отслеживает

подобные ситуации, используя название учебного заведения, в котором обучался

абитуриент, и выдает предупреждение.

В целях эффективного контроля и управления был создан ряд

вспомогательных программ, позволяющий автоматически создавать ведомости,

просматривать успеваемость отдельных абитуриентов и строить всевозможные выборки.

Рис. 4. Личная карточка абитуриента (печать свидетельств)

Разработанная система автоматизирует следующий перечень работ сотрудников

item[-] прием предварительных тестирований абитуриентов и вступительных

item[-] выдача свидетельств о сдаче экзаменов для поступления в вуз

и обучения на коммерческой основе;

item[-] распределение абитуриентов на бюджетные места по специальностям и

формирование коммерческих групп;

item[-] прием документов, заполнение личной карточки студента и передача

личных дел в деканаты.

Использование информационной системы приемной комиссии дает

возможность руководству понять дальнейшие стратегии работы

с каждым из подшефных заведений, корректировать план подготовки

абитуриентов на подготовительных курсах, прогнозировать количество

абитуриентов, которые будут поступать вуз в текущем году и многое другое.

Автоматизация работ сотрудников вузов — очень важная задача.

Созданная информационная система предназначена для автоматизации

работы приемной комиссии и деканатов, а также для решения ряда

вспомогательных задач. Она постоянно развивается и изменяется. Программный

продукт модифицируется как на уровне структуры базы данных, так и на уровне

графического интерфейса. И, несмотря на то, что он еще далек от совершенства,

необходимо отметить, что в результате исследований накоплено большое количество

полезной информации. Таким образом, сделан большой шаг в понимании

решения задачи информатизации вуза, как объекта достаточно сложной структуры.

М.: ComputerPress No 5, 2000.

<em >приходит в вузы> —

М.: ComputeReview No 3(18), 23 февраля, 2000.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйко Ольга Игоревна, Белозерова Светлана Ивановна

Статья посвящена вопросам разработки информационной системы учета успеваемости и посещаемости студентов с использованием бально-рейтинговой системы на основе облачных технологий . С внедрением в высшей школе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения эта тема становится особенно актуальной. В научной литературе существуют исследования на тему бально-рейтинговой системы , электронных журналов, облачных технологий , но нет исследований, совмещающих в себе все эти компоненты. В ходе исследования проведены: анализ применения электронных журналов в школах, анализ контроля успеваемости и посещаемости студентов в ведущих вузах города Хабаровска; анализ программного обеспечения в области ведения электронных журналов в вузах; анализ популярных облачных сервисов. Результаты исследования представлены в статье. В результате исследования разработана информационная система учета успеваемости и посещаемости студентов на базе облачных технологий , которая позволяет студенту наглядно увидеть количество пропусков, количество защищенных лабораторных или практических работ, баллы за контрольные работы и другие виды работ, оценить свои достижения в учебе, сравнить их с успехами одногруппников и принять меры к исправлению ситуации. Это существенно повышает мотивацию к учебе.

Читайте также:  Во что поиграть вдвоем на андроид

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуйко Ольга Игоревна, Белозерова Светлана Ивановна

Development of information system for monitoring student performance on the basis of cloud technologies

The article is devoted to the development of cloud-based information system of performance progress and attendance of students with score-rating system . With the introduction in higher education federal state educational standard of higher professional education of the third generation of this theme is particularly relevant. In the scientific literature, there are researches on the topic of score-rating system , electronic journals, cloud technology, but there are not any research that combine all these components. In the during the research was conducted: an analysis of the use of electronic journals in the schools, the analysis of monitoring progress and attendance of students at the leading universities of Khabarovsk; analysis software for electronic journals in universities; analysis of popular cloud services. The results are given in the article. As a result, the authors are developed an information system of accounting performance and attendance of students on the basis of cloud computing, which allows the student to visualize the number of non-appearance, the number of protected laboratory and practical works, the scores of the examinations and other work, to evaluate their achievements in learning, compare them with success classmates and take steps to remedy the situation. This significantly increases the motivation to learn.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы учета успеваемости студентов на основе облачных технологий»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/97PVN515.pdf DOI: 10.15862/97PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/97PVN515)

Чуйко Ольга Игоревна

ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»

Россия, г. Хабаровск1

Заведующий кафедрой «Информационные системы и технологии»

Кандидат технических наук E-mail: oskar777@rambler.ru

Белозерова Светлана Ивановна

ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»

Россия, г. Хабаровск

Директор центра по работе с филиалами и дистанционному обучению

Кандидат технических наук Доцент E-mail: si@list.ru

Разработка информационной системы учета успеваемости студентов на основе облачных технологий

1 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки информационной системы учета успеваемости и посещаемости студентов с использованием бально-рейтинговой системы на основе облачных технологий. С внедрением в высшей школе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения эта тема становится особенно актуальной. В научной литературе существуют исследования на тему бально-рейтинговой системы, электронных журналов, облачных технологий, но нет исследований, совмещающих в себе все эти компоненты. В ходе исследования проведены: анализ применения электронных журналов в школах, анализ контроля успеваемости и посещаемости студентов в ведущих вузах города Хабаровска; анализ программного обеспечения в области ведения электронных журналов в вузах; анализ популярных облачных сервисов. Результаты исследования представлены в статье. В результате исследования разработана информационная система учета успеваемости и посещаемости студентов на базе облачных технологий, которая позволяет студенту наглядно увидеть количество пропусков, количество защищенных лабораторных или практических работ, баллы за контрольные работы и другие виды работ, оценить свои достижения в учебе, сравнить их с успехами одногруппников и принять меры к исправлению ситуации. Это существенно повышает мотивацию к учебе.

Ключевые слова: информационная система; электронный журнал; облачные технологии; облачные вычисления; облако; бально-рейтинговая система; контроль успеваемости и посещаемости; высшее образование; Google^TO^ Google Apps; сайт.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Чуйко О.И., Белозерова С.И. Разработка информационной системы учета успеваемости студентов на основе облачных технологий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/97PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/97PVN515

Информационные технологии активно внедряются во все сферы деятельности человека, в том числе и в сферу образования. В школах повсеместно используются электронные школьные журналы и дневники. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде2. Огромное количество программных комплексов и АИС предоставляют возможность ведения школьных журналов и дневников. Однако в большинстве вузов эта практика пока не внедрена, хотя потребность в этом существует.

В сфере высшего образования федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) и его модернизация (ФГОС 3+) требуют наличия в вузе системы оценки качества подготовки студентов. Одной из форм контроля является бально-рейтинговая или модульно-рейтинговая система. В связи с этим тема данной статьи является актуальной и полезной для тех, чья сфера деятельности связана с образованием.

Цель исследования: проанализировать существующие решения в области внедрения электронных журналов контроля успеваемости и посещаемости студентов, в том числе и внедрение бально-рейтинговой системы в других вузах, а также разработать свою информационную систему, представляющую собой электронный журнал учета посещаемости и успеваемости студентов с применением бально-рейтинговой системы на основе облачных технологий.

На первом этапе исследования авторами был проведен анализ существующего программного обеспечения в области ведения школьных электронных журналов и электронных дневников. В ходе исследования рассмотрены результаты опроса педагогических работников из 70 субъектов РФ, проведенного на сайте http://15.pedsovet.org. Лидерами в этой области являются Дневник.ру, NetSchool. Сетевой город, Элжур [1].

Далее был проведен анализ контроля успеваемости и посещаемости студентов в ведущих вузах города Хабаровска, в результате которого установлено, что наиболее детальный учет из существующих – это простановка рейтинга и количества пропусков один раз в две недели. Электронной копии преподавательского журнала ни в одном из рассмотренных вузов не существует [1].

На российском рынке программных продуктов в области электронных журналов контроля успеваемости студентов вузов наиболее распространена система «Магеллан» компании «РУТ АйТи». Но большинство вузов предпочитают разрабатывать свои системы учета успеваемости студентов. На эту тему опубликовано достаточное количество научных статей [2, 3, 4, 5, 6 и др.], где авторы делятся опытом разработки таких систем.

Проанализировав методические рекомендации Министерства образования и науки РФ и накопленный опыт, было принято решение разработать свою информационную систему учета посещаемости и успеваемости студентов. А в качестве среды для разработки решено

2 О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде: письмо Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г. № АП-147/07 // «Администратор образования». – 2012. – №14.

использовать облачные сервисы. Суть концепции облачных технологий заключается в предоставлении конечным пользователям удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет.

Облачные технологии в настоящее время приобретают все большую популярность. Они имеют неоспоримые преимущества и определенные недостатки, которые подробно описаны в работах [7, 8, 9] и многих других.

Авторами облачные технологии выбраны, прежде всего, из-за простоты и удобства их использования. Облачные сервисы SaaS (Software-as-a-Service) предоставляют пользователю программное обеспечение как услугу. При этом опадает необходимость в программировании, что значительно облегчает и ускоряет процесс разработки информационной системы в десятки раз.

Читайте также:  Исчезла панель пуск windows 10

Проанализировав наиболее популярные облачные сервисы [10], для создания электронного журнала был выбран Google^TO^ т.к. в отличие от других, в нем имеется возможность разграничения прав доступа, создания общих папок, создания и редактирования файлов разных форматов через интерфейс.

Сервис Google Apps предоставляет набор из следующих полезных инструментов: Gmail (бесплатная электронная почта); Google Календарь (сервис для планирования событий с привязкой к календарю и отправкой напоминаний по e-mail и через SMS); Диск Google (облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc); Документы Google (бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена); Сайты Google (упрощенный бесплатный хостинг на базе структурированной wiki); Google Сейф (функции архивации и поиска документов в Google Apps).

Разработка информационной системы

Разработка информационной системы началась с создания на диске Google папки ИСТ (кафедра Информационных систем и технологий). На диске были созданы папки с названиями студенческих групп, выпускающихся нашей кафедрой (рис. 1).

Рис. 1. Папки с названиями студенческих групп на Google Диске

Google Диск позволяет в папке создать документы, таблицы, презентации, формы, рисунки, карты, а также подключить другие приложения. Для реализации цели проекта -контроль успеваемости были выбраны Google Таблицы. Для каждой академической группы мы создали таблицы с названиями дисциплин, изучаемых данной группой в этом семестре (рис. 2).

Рис. 2. Список Google Таблиц с названиями изучаемых дисциплин

Первоначально планировалось создать систему в виде электронного журнала учета посещаемости и успеваемости студентов [11, 12] по аналогии с обычным журналом преподавателя, в котором преподаватель отмечает посещаемость и отметки о защите лабораторных работ или выполнения других заданий. При этом, в случае отсутствия студента на занятии ставится буква «н» (рис. 3). В нашем случае система сама считает количество пропусков. Это реализовано через функцию счета заполненных ячеек COUNTA, умноженное на 2, т.к. одно занятие составляет два академических часа. При этом учтено, что в середине семестра проходит аттестация или рубежный контроль. Для этого нужно знать суммарное количество пропусков всех занятий. В нашем журнале учет ведется отдельно по лекциям и лабораторным работам. Далее количество пропусков суммируется в отдельную табличку.

^ ПИЭ-11 – Google Диск

) Математическое обесп У- Q] Интеллектуальные m

€- Я X https://dDC5.google.ee Математическое обеспечение АИС – Google Таблицы

В Математическое обеспечение АИС Выполняется операция. Фаип Правка Flnn RrTafik-a Фприат Ланныр Ингтрумрнтк! Лппппнеш^Щ I Комментарии | lach 12345670g ma il. со iT Г

w ^ т | Р- % M 123 – в I -s- т fe – ш – вд, 1 « m и Y I –

А в С D Е F G H 1 J к L M N 0 p Q R s T 0 v W X Y Z АА AB

Математическое обеспечение АИС (к.т.н., доцент Чуйко О.И.)

3 № п/п ФИО февраль март аттестация апрель май пропуски аттестация

4 11 10 25 4 11 10 25 пропуски 1 В 15 22 29 6 13 25 27 лекций пропуски атт.

5 1 Алесеева А А. 0 0 0 атт.

6 2 Богданов А.А н 2 2 4 атт.

7 3 Васильева В.В. H 2 н А 2 атт.

8 4 Галкина Г.Г. 0 0 2 атт.

9 5 Денисова Д.Д. 0 H 2 0 атт.

10 Б Захаров И.О. 0 H H H 6 0 атт.

11 7 Иванов И.И. H 2 H H H H H H 14 8 н/ат

12 а Петров П.П. н н H H 3 8 16 н/ат

13 9 Сидоров С.С. 0 H 2 0 атт.

14 10 Фомин И.Ф 0 H 2 0 атт.

18 Лабораторные работы

19 № п/п ФИО февраль март аттестация апрель май пропуски

20 14 21 28 7 14 21 20 пропуски 4 11 10 25 16 23 30 лаб

21 1 Алесеева А А. 0 0

22 2 Богданов А.А. н 2 2

23 3 Васильева В.В. 0 н H 4

24 4 Галкина Г.Г. н 2 н H 0

25 5 Денисова ДД. 0 н H H 6

26 В Захаров ИХ. 0 H H H H 8

27 7 Иванов И.И. н н H 6 н H H H H H 10

28 3 Петров П.П. H н н H 3 H 10

29 9 Сидоров С.С. 0 H 2

30 10 Фомин И Ф 0 H H 4 г

Рис. 3. Электронный журнал учета посещаемости студентов

Кроме того, в том же варианте был реализован учет защит лабораторных работ студентами. При этом для наглядности была построена диаграмма «Количество защищенных лабораторных работ», чтобы студент мог увидеть свои достижения по сравнению с одногруппниками [11]. В таком виде журнал был запущен в тестовом режиме для двух академических групп студентов нашей кафедры, и функционировал в течение семестра, по окончании которого был проведен опрос студентов, участвующих в эксперименте. Результаты опроса показали, что необходимо разработать бально-рейтинговую систему, т.к. студенты хотели бы видеть не только количество пропусков и защищенных лабораторных работ, но и количество набранных баллов, чтобы оценить, на какую оценку они претендуют и своевременно принять меры для исправления положения.

Таким образом, было решено дополнить созданный электронный журнал бально-рейтинговой системой по требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) и его модернизации (ФГОС 3+).

Бально-рейтинговая система разработана в следующем виде:

• посещение занятия – от 0 до 1 балла в зависимости от работы студента на занятии;

• защита лабораторных работ – от 1 до 5 баллов в зависимости от качества выполнения работы и ответов на вопросы преподавателя;

• контрольная работа – от 1 до 5 баллов в зависимости от правильности выполнения и ответов на вопросы;

• дополнительные баллы – от 0 до 10 баллов – назначаются за доклад, реферат, статью, презентацию и другие дополнительные задания.

Для реализации бально-рейтинговой системы в каждой таблице было создано по три листа: посещаемость, успеваемость и рейтинг. Лист «посещаемость» остался в первоначальном виде, как показано на рисунке 3.

На листе «успеваемость» созданы таблицы учета защит лабораторных работ и оценок за контрольные работы. Для исключения ошибок и описок при заполнении таблиц было создано ограничение на данные, вводимые в ячейки. Это реализовано с помощью функции «Проверка данных», в диалоговом окне которой выбран вид данных – число, и задан диапазон от 1 до 5, указано действие при вводе неверных данных – показывать предупреждение и при вводе отображать подсказку. Теперь для активной ячейки перед вводом данных высвечивается подсказка системы о допустимом диапазоне данных (рис. 4), а при вводе ошибочных данных высвечивается предупреждение о недопустимом содержании.

Рис. 4. Подсказка системы о диапазоне вводимых данных

Далее в таблице в качестве итога представлены: сумма баллов, средняя оценка за защиту лабораторных работ и количество защищенных работ. Для наглядности по количеству защищенных работ и количеству набранных баллов построены диаграммы, проанализировав которые студент может оценить свои достижения в сравнении с достижениями своих одногруппников, оценить свое положение и объем предстоящих работ (рис. 5).

Рис. 5. Лист «успеваемость» с таблицей и диаграммами

Ниже на этом листе расположена таблица учета оценок за контрольные работы (рис. 6) и таблица учета дополнительных баллов (рис. 7). Дополнительные баллы начисляются за различные дополнительные задания, но не более 2 баллов за каждый вид.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *