0

Использование аргументов командной строки

Содержание

Аргументы командной строки [ править ]

Программы могут принимать аргументы. Ниже приведен пример программы argv , которая печатает список аргументов, которые были переданы ей в командной строке. Пример ее работы:

Пример 1 [ править ]

Например стандартная программа ‘ls’ в Linux в качестве аргумента принимает имена директорий, содержимое которых нужно вывести в стандартный поток вывода. Команда

выведет содержимое директории ‘/home/user’.

Команда ‘ls’ имеет множество опций, которые можно передавать в командной строке. О них вы можете узнать, запустив команду ‘ls’ с опцией ‘-h’:

Вообще, программа может получать данные из нескольких источников. Наиболее важные источники это:

  • аргументы командной строки;
  • стандартный поток ввода;
  • файлы;
  • средства взаимодействия процессов (signals, sockets, messages, . ).

Научимся использовать первый из них.

Подробнее об аргументах командной строки [ править ]

Основной функцией в программе на языке Си является функция main() . Мы уже познакомились с простейшим способом объявления этой функции:

Для того, чтобы ваша программа могла анализировать параметры, передаваемые ей через командную строку, функцию main() следует описать несколько сложнее:

При такой записи, при вызове вашей программы, параметр argc будет содержать количество параметров командной строки плюс один. Действительные параметры нумеруются с единицы по argc-1 включительно (т.е. всего argc-1 параметров), параметр под номером ноль является служебным — он содержит полный путь и имя исполняемого файла вашей программы.

Для доступа к параметру под номером i следует писать argv[i] . Выражение argv[i] — это строка, передаваемая в соответствии с соглашениями языка Си о строках. С ней можно проделывать все операции, как с обычной строкой (её даже можно модифицировать, но это считается дурным тоном!).

Вот еще один пример программы, работающей со своей командной строкой:

Обновл. 9 Июн 2019 |

В этом уроке мы рассмотрим, что такое аргументы командной строки и как они используются.

Аргументы командной строки

Из урока №3 мы уже знаем, что при компиляции и линкинге, компилятор создаёт исполняемый файл. Когда программа запускается, выполнение начинается из первой строки функции main(). До этого урока мы объявляли main() следующим образом:

Обратите внимание, в этой версии main() никаких параметров нет. Тем не менее, многие программы нуждаются в некоторых входных данных. Например, предположим, что вы пишете программу под названием Picture, которая принимает изображение в качестве входных данных, а затем делает из этого изображения миниатюру (уменьшенная версия изображения). Как функция Picture узнает, какое изображение нужно принять и обработать? Пользователь должен сообщить программе, какой файл следует открыть. Это можно сделать следующим образом:

Тем не менее, здесь есть потенциальная проблема. Каждый раз, при запуске, программа будет ожидать пользовательский ввод. Это не проблема, если вы вручную запускаете программу из командной строки один раз для одного изображения. Но это уже проблема, если вы хотите работать с большим количеством файлов или чтобы другая программа имела возможность запустить эту программу.

Читайте также:  Бесплатные книги в app store

Рассмотрим это детальнее.

Например, вы хотите создать миниатюры для всех файлов-изображений, которые находятся в определённом каталоге. Как это сделать? Вы можете запускать эту программу столько раз, сколько есть изображений в каталоге, введя каждое имя файла вручную. Однако, если есть сотни изображений, такой подход будет, мягко говоря, не очень эффективен! Решением здесь будет написать программу, которая перебирала бы каждое имя файла в каталоге, вызывая каждый раз Picture для каждого файла.

Теперь рассмотрим случай, когда у вас есть веб-сайт, и вы хотите, чтобы он создавал миниатюру каждый раз, когда пользователь загружает изображение на сайт. Эта программа не может принимать входные данные из Интернета и следует логический вопрос: «Как тогда вводить имя файла?». Выход есть: вызов веб-сервером функции Picture автоматически каждый раз после загрузки файла.

В обоих случаях нам нужно, чтобы внешняя программа передавала имя файла в качестве входных данных в нашу программу при её запуске, вместо того, чтобы Picture сам дожидался, пока пользователь вручную введёт имя файла.

Аргументы командной строки — это необязательные строковые аргументы, передаваемые операционной системой в программу при её запуске. Программа может их использовать в качестве входных данных, либо игнорировать. Подобно тому, как параметры одной функции предоставляют данные для параметров другой функции, так и аргументы командной строки предоставляют возможность людям или программам предоставлять входные данные для программы.

Передача аргументов командной строки

Исполняемые программы могут запускаться в командной строке через вызов. Например, для запуска исполняемого файла MyProgram, который находится в корневом каталоге диска C в ОС Windows вам нужно ввести:

Чтобы передать аргументы командной строки в MyProgram, вам нужно будет их просто перечислить после имени исполняемого файла:

Теперь, при запуске MyProgram, SomeContent.txt будет предоставлен в качестве аргумента командной строки. Программа может иметь несколько аргументов командной строки, разделённых пробелами:

C:>MyProgram SomeContent.txt SomeOtherContent.txt

Это также работает и с другими операционными системами, например, с Linux (хотя структура каталогов будет отличаться от структуры каталогов в Windows).

Если вы запускаете свою программу из среды IDE, то ваша IDE должна предоставить способ ввода аргументов командной строки.

Для пользователей Visual Studio: Щёлкните правой кнопкой мыши на нужный проект в Обозревателе Решений, а затем выберите «Свойства»:

Затем «Свойства конфигурации > Отладка». На правой панели будет строка «Аргументы команды». Вы сможете здесь ввести аргументы командной строки, и они будут автоматически переданы вашей программе при её запуске:

Пользователям Code::Blocks нужно выбрать «Project > Set program`s arguments»:

Использование аргументов командной строки

Теперь, когда вы знаете, как передавать аргументы командной строки в программу, следующим шагом будет доступ к ним из программы. Для этого используется уже другая форма функции main(), которая принимает два аргумента ( argc и argv ) следующим образом:

Функциональность интерпретатора Bash позволяет работать не только со статистическими данными, записанными в скриптах. Иногда возникает необходимость добавить сценарию интерактивности, позволяя принимать внешние параметры скрипта для манипуляции ими в коде.

В этой статье будет рассмотрено, как принимать аргументы командной строки bash, способы его обработки, проверка опций, а также известные особенности при работе с ними.

Читайте также:  Буквально на все системы электронного платежа

Параметры скрипта Bash

Интерпретатор Bash присваивает специальным переменным все параметры, введённые в командной строке. В их состав включено название сценария, выполняемого интерпретатором. Такие переменные называются ещё числовыми переменными, так как в их названии содержится число:

  • $0 — название сценария;
  • $1 — первый параметр;
  • .
  • $9 — девятый параметр сценария.

Ниже приведён пример использования одного параметра скрипта Bash:

#!/bin/bash
factorial=1
for (( number = 1; number

Результат работы кода:

Переменная $1 может использоваться в коде точно так же, как и любая другая. Скрипт автоматически присваивает ей значение из параметра командой строки — пользователю не нужно делать это вручную.

Если необходимо ввести дополнительные параметры, их следует разделить в командной строке пробелами.

#!/bin/bash
total=$[ $1 * $2 ]
echo "Первый параметр равен $1."
echo "Второй параметр равен $2."
echo "Произведение параметров равно $total."

Пример работы кода:

Командный интерпретатор присвоил числа 5 и 10 соответствующим переменным — $1 и $2.

Также параметрами могут быть и текстовые строки. Однако, если есть необходимость передать параметр, содержащий пробел (например имя и фамилию), его нужно заключить в одинарные или двойные кавычки, так как по умолчанию пробел служит разделителем параметров командной строки:

#!/bin/bash
echo "Добро пожаловать, $1"

Пример работы кода:

На заметку: кавычки, которые используются при передаче параметров, обозначают начало и конец данных и не являются их частью.

Если необходимо использовать больше 9 параметров для скрипта, то названия переменных немного изменятся. Начиная с десятой переменной, число, стоящее после знака $, необходимо заключать в квадратные скобки (без внутренних пробелов):

#!/bin/bash
total=$[ $ <10>* $ <11>]
echo "Десятый параметр равен $<10>"
echo "Одиннадцатый параметр равен $<11>"
echo "Произведение этих параметров равно $total"

Пример работы кода:

Получение названия скрипта Bash

Как уже упоминалось, имя сценария является самым первым параметром скрипта. Чтобы определить название программы, используется переменная $0. Такая необходимость возникает, например, при написании скрипта, который может выполнять несколько функций. Однако при этом возникает одна особенность, которую нужно учитывать на практике:

#!/bin/bash
echo "Имя сценария: $0"

Пример работы кода:

Как видно, если строкой, фактически переданной в переменную $0, является весь путь к сценарию, то на вывод будет идти весь путь, а не только название программы.

Если нужен скрипт, выполняющий различные функции с учётом того, под каким именем он был вызван из командной строки, придётся проделать дополнительную работу: удалить сведения о пути, который использовался для его вызова.

Для этого специально предусмотрена небольшая команда. Команда basename возвращает только название скрипта без абсолютного или относительного пути к нему:

#!/bin/bash
name=`basename $0`
echo "Имя запущенной программы: $name"

Результат работы кода:

Проверка параметров скрипта

Передача параметров Bash вынуждает соблюдать осторожность. Если сценарий написан с применением параметров, но запускается без них, то возникнут проблемы в работе программы.

Если попробовать запустить написанный ранее скрипт test2 без аргументов, то перед выводом команд echo будет отображена ошибка:

Чтобы предотвращать подобные ситуации, необходимо действовать на упреждение — проверять аргументы скрипта на наличие значений. Это настоятельная рекомендация при использовании параметров в командной строке, и только после ревизии стоит пускать их в дело:

Читайте также:  Браслет xiaomi mi band 3 4pda

#!/bin/bash
if [ -n "$1" ]
then
echo "Добро пожаловать, $1"
else
echo "Простите, вы не представились"
fi

Пример работы кода:

В данном случае использовалась опция -n из предыдущей статьи о сравнении строк в Bash для проверки на наличие значения в переменной, которая считала параметр.

Обработка неизветсного числа параметров

Для начала рассмотрим один из часто используемых инструментов при работе с параметрами Bash — команду shift. Её прямое назначение заключается в сдвиге параметров на одну позицию влево. Таким образом, значение из переменной $3 переместится в $2, а из $2 — в $1. Но из $1 значение просто отбросится и не сместится в $0, так как там неизменно хранится название запущенной программы.

Эта команда является эффективным способом обработки всех параметров, переданных сценарию, особенно, когда нельзя заранее узнать их количество. Достаточно лишь обработать $1, сделать сдвиг и повторить процедуру.

#!/bin/bash
count=1
while [ -n "$1" ]
do
echo "Параметр №$count = $1"
count=$[ $count + 1 ]
shift
done

Пример работы кода:

Этот скрипт выполняет цикл while, в условии которого указана проверка первого параметра на длину. И если она равна нулю, цикл прерывает свою работу. При положительном результате проверки команда shift сдвигает все параметры влево на одну позицию.

Ещё один вариант использование shift — смещать на несколько позиций. Для этого достаточно через пробел указать количество, на которое будет смещён ряд параметров скрипта.

#!/bin/bash
echo "Первый параметр из переданных: $1"
shift 2
echo "Теперь первый параметр: $1"

Пример работы скрипта:

На заметку: при использовании shift нужно быть осторожным, ведь сдвинутые за пределы $1 параметры не восстанавливаются в период работы программы.

Обработка опций в Bash

Помимо параметров скрипт может принимать опции — значения, состоящие из одной буквы, перед которыми пишется дефис. Рассмотрим 3 метода работы с ними в скриптах. Сперва кажется, что при работе с опциями не должно возникать каких-либо сложностей. Они должны быть заданы после имени запускаемой программы, как и параметры. При необходимости можно сделать обработку опций командной строки по такому же принципу, как это делается с параметрами.

По примеру выше можно применять shift для обработки простых опций. С помощью инструкции case можно определять, являются ли аргументы Bash опциями:

#!/bin/bash
while [ -n "$1" ]
do
case "$1" in
-a | -b | -c) echo "Найдена опция $1" ;;
*) echo "$1 не опция" ;;
esac
shift
done

Пример работы программы:

Блок case работает правильно вне зависимости от того, как расположены аргументы командной строки bash.

Выводы

Для того, чтобы сделать свою программу более интерактивной, можно использовать параметры Bash. Встроенные переменные, в названиях которых фигурирует число, обозначают порядок указанных для программы параметров.

Команда basename используется для обрезания пути запущенного сценария, что часто необходимо для создания гибких программ. Использование команды shift позволяет эффективно проходить по переданным скрипту параметрам, особенно когда их количество неизвестно.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *