0

Возможен ли полет на марс

Веками люди смотрели на ночное небо и мечтали о путешествиях к другим планетам. Идеей полёта на Марс, посвящали себя фантасты и учёные, правительства стран и простые обыватели. Много раз звучал вопрос: когда же человек полетит на Марс? И сейчас мы готовы назвать приблизительные даты.

Дата запуска – когда запланирован первый полёт людей на Марс

Ещё 50 лет назад казалось, что путешествие на Красную планету состоится в ближайшие годы. Но до сих пор дата первого полёта на Марс конкретно не определена. Совсем недавно назывались 2016, 2018, 2020 года, сейчас год, когда люди полетят на Марс, переносится на середину тридцатых и даже пятидесятые годы. Значит ли это, что извечная мечта человечества отправить людей на Марс отодвигается на неопределённое время. Рассмотрим, что об этом думают правительства и космические агентства разных стран.

Планы России

Несмотря на трудные в экономическом плане времена, Россия остаётся великой космической державой. Роскосмос и политики не раз озвучивали проекты марсианских программ. Отечественная марсианская эпопея началась в 1996 году неудачным запуском автоматической станции «Марс-96». Именно после этой неудачи начали строиться планы пилотируемых полётов к Марсу. Раз русские первыми были в космосе, значит, они и первыми должны полететь к Красной планете.

В 2007 г. стартовала программа «Марс-500» по имитации длительного полёта на другие планеты. Многоэтапное исследование было закончено в 2011. По словам представителей Роскосмоса, были оценены психологические и физиологические факторы риска космонавтов на время полёта.

Стоит отметить, что в настоящее время Роскосмос не определяет конкретной даты пилотируемого полёта

В 2012 г. было объявлено о совместной с Украиной и Казахстаном разработке тяжёлой ракеты-носителя «Содружество». Для новой ракеты предполагается разработать комбинированный ядерно-электрический двигатель. По планам разработчиков именно эта ракета должна была обеспечить полёт людей на Красную планету. Сейчас говорится о создание этой ракеты не ранее 2020-2022 гг.

Сверхтяжёлая ракета носитель Вулкан

В тоже время Роскосмос готовит новый проект сверхтяжелую ракету-носитель, по замыслу она будет летать к Луне и Марсу с 2027 года. Получается, что решение вопроса, когда россияне полетят на Марс, отодвигается на конец двадцатых – начало тридцатых годов.

Планы США

О пилотируемом полёте на Марс в США заговорили ещё до начала космической эры. Ещё в 1948 г. создатель американской ракетной техники Вернер фон Браун предложил подобный проект. Особый интерес к марсианским исследованиям вспыхнул в 1969 г. после успешной экспедиции американских астронавтов на Луну. Тем не менее на официальном уровне марсианская программа была принята только с наступлением XXI века.

Saturn 5

Для полётов на Марс было решено использовать модернизированную ракету-носитель «Сатурн-5». Началась разработка спускаемого модуля. Были оглашены планы запуска не позднее 2018 г. Однако, уже в 2012 г. НАСА объявило о временном прекращении финансирования проекта «Созвездие».

По словам представителей NASA: «Ориентировочная дата полёта человека на Марс состоится в 2037 году»

Стоит заметить, что космические программы в США может реализовывать не только национальное аэрокосмическое агентство, но и частные компании. Эстафету у правительственной организации по реализации пилотируемого марсианского проекта перехватила компания «SpaceX», возглавляемая миллиардером Маском.

Илон Маск определил дату первого полёта людей 2024 годом

В его пользу говорит наличие у компании самой тяжёлой на данный момент в мире ракеты-носителя «Falcon Heavy».

А масштабные полёты планируется запускать на «Big Falcon Rocket» которая ещё в разработке.

Планы Европейского космического агентства

Основной проблемой европейского космического агентства является недостаток финансирования. По этой причине глобальные проекты ему доступны только при взаимодействии с другими организациями.

Тем не менее ЕКА был разработан уникальный проект исследования ближайших окрестностей Солнечной системы, который получил название «Аврора».

По словам пресс-службы ЕКА, люди полетят на Марс в 2033 году

Совместно с НАСА, а затем с Роскосмосом была разработана программа «Экзомарс». Эта программа появилась на свет в 2002 г. в тесном сотрудничестве с НАСА. Она заключалась в предварительной разведке Красной планеты с помощью автоматических станций и марсоходов, а затем создания технических средств, способствующих реализации пилотируемого путешествия на Марс. При этом предварительная дата полёта обозначалась 2020 годом. Программа была заморожена после неудачной высадки спускаемого аппарата в 2016 г.

Планы других стран

Многие страны мира хотят попасть в космический клуб, но не всем это позволяет развитие технологий. Относительно успешные космические запуски провели Индия и Китай.

Индия имеет ракету-носитель собственной разработки, но пока ограничивается беспилотными запусками в ближний космос. Тем не менее у правительства Индии есть проект отправки людей на Марс. В это время он разрабатывается совместно с НАСА.

Первый полёт людей Индии намечен ориентировочно на 2050 год

О китайской космической программе есть очень мало данных. Но Китай успешно завершил свои последние пилотируемые пуски на земную орбиту, начал реализацию лунной программы. Думается, что китайцы также задумываются о Марсе.

Интересную позицию занял ряд арабских стран, в частности, ОАЭ. Правительство категорически запретило своим учёным разрабатывать проекты полётов на другие планеты. Аргумент – это самоубийство, а самоубийство – страшный грех в исламе. Тем не менее имеется план пилотируемых полётов и у арабских стран.

Ориентировочная дата полёта ОАЭ намечена не ранее 2040 год

Необходимо также сказать несколько слов о проекте Нидерланд «Mars One». Это частный проект, сопровождаемый большой рекламной кампанией по всей планете, подразумевал что, когда первые люди улетят на Марс они останутся там на всю жизнь.

Первоначальная дата полёта на Красную планету была определена «Mars One» 2024 годом, затем перенесена на 2027

Из-за небольшого количества привлечённых средств проект был признан банкротом в 2019 г.

Реален ли полёт человека на Марс

Многие приверженцы скорейшей отправки космической экспедиции на Красную планету указывают на успех лунных полётов 1969—1973 гг. Они не учитывают нескольких показателей.

Во-первых, луна находится относительно близко к Земле. Это экономия топлива, прочих ресурсов, отсутствие проблем длительного полёта.

Во-вторых, Луну частично прикрывает мощное земное магнитное поле, чего на пути к Марсу не будет. А значит, космонавтов ждёт губительная радиация. И это только начало проблем.

Воздействие на космонавтов

Путешествие на Марс может занять от семидесяти до трёхсот суток. Это будет зависеть от выбранной траектории полёта и расстояния между планетами. Для сравнения полёт на Луну занимает не более трёх суток. Естественно, в таком длительном путешествии возникает множество проблем.

Во-первых, это возможная нехватка, воды, кислорода и еды. Необходимо продумывать возобновляемые источники, иначе марсианский корабль станет очень тяжёлым, а членов экспедиции может ждать смерть от голода, жажды и удушья.

Во-вторых, необходимо учитывать продолжительность полёта в невесомости, что может повлечь необратимые изменения в опорно-двигательном аппарате космонавтов.

В-третьих, действие космической радиации. Земное магнитное поле в полёте уже не будет защищать членов экспедиции.

В-четвёртых, не стоит забывать и о психологических проблемах. Достаточно сказать, что полёт только к Марсу может длиться до 9 месяцев. Добавьте пребывание на планете, возвращение назад. Сколько вы сможете нормально себя чувствовать, каждый день, видя одни и те же лица. Не стоит забывать и про отсутствие нормальной связи с родной планетой и возрастающее чувство тревоги в космосе.

Читайте также:  Бюджетная игровая видеокарта 2018

Технические возможности

На современном уровне развития науки и техники пилотируемый полёт людей на Марс возможен, но трудноосуществим.

Во-первых, требуется тяжёлая ракета-носитель. На данный момент земляне располагают ракетами, которые способны поднимать на орбиту не более 64 т полезного груза. Необходимо минимум 100 т.

Во-вторых, взлететь с Земли, долететь до Марса, опустится на его поверхность, снова взлететь, долететь до Земли, приземлиться. На всё это требуется более 1600 т современного ракетного топлива. Отсюда следует, что марсианский корабль возможно собрать только на орбите или на Луне, это требует определённой инфраструктуры.

В-третьих, определённой проблемой будет защита от радиации, что существенно утяжелит космический корабль и потребует дополнительного топлива.

Следует признать, правы официальные представители Роскосмоса, которые заявляет о технической невозможности пилотируемого полёта на Марс ранее конца 40-х годов XXI века. А в более далёком будущем появятся технологии для массовых полётов людей к заветной цели.

Выгоды от полёта

Выгодности для страны, которая первой отправит людей на Марс, в современном этапе выглядят довольно иллюзорными. Конечно, с дальнейшим развитием науки и техники возможна и колонизация Марса, и добыча на нём полезных ископаемых.

Но давайте не будем забывать такое слово, как престиж. Люди прежних поколений помнят, как подняли престиж СССР — запустив первый спутник, и отправив в полёт Гагарина; как поднял престиж США — отправив астронавтов на Луну.

Пятьдесят восемь лет назад человек впервые взлетел в космос. Восьмью годами позже впервые прогулялся по поверхности другого небесного тела. Но близкая и таинственная Красная планета до сих пор осталась недоступной. Она ждёт человека, который первый полетит на Марс.

Тайна солнечных затмений раскрыта: как ученые научились их предсказывать

Полет на Марс человека. Мечта или реальность

С чем придется столкнуться

Как ученые, ведущие постоянное наблюдение событий на Марсе, так и обыватели, которые имеют некоторое представление о том, что происходит на «красной планете», схожи в своих мечтах о появлении на Марсе отпечатка от ноги человека. Несомненно, человечество уже добилось определенных успехов на пути к этой цели и беспилотные космические корабли уже способны долететь не только до орбиты, но и приземлится на поверхность планеты. Но с какими же трудностями придется столкнуться астронавтам, которые отважатся принять участие в подобной миссии и возможно ли это технически?

Согласно заявлениям представителей NASA и Роскосмоса, уже создаются ракеты, космические корабли и материалы жизнеобеспечения для полета и пребывания людей на Марсе. Планируется отправить туда астронавтов к середине 2030-х годов, но насколько выполнимы такие обещания, пока не знает никто. Ведь прежде всего нужно выяснить как повлияет на здоровье людей длительное пребывание в условиях невесомости. Для выявления подобных факторов уже проведено немало исследований на Международной Космической Станции. Но здесь немного другая ситуация, ведь астронавты будут находится в полете, а не вращаться по стабильной орбите.

Так, например, Тара Ратли, ученый, участвовавший в создании программы для полета МКС считает, что использование вращающегося космического корабля для воспроизведения искусственной гравитации нецелесообразной и считает полет людей на Марс невозможным, пока ученые полностью не выяснят результат длительного воздействия микрогравитации на организм человека. Именно для этой цели отправились в годовую экспедицию на МКС космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли.

Нельзя исключать и такой фактор как излучение, ведь в глубине космического пространства космонавты будут подвергаться воздействию сильной радиации, которой не наблюдается в магнитосфере Земли. По результатам некоторых исследований, женщины более восприимчивы к радиации, чем мужчины, и согласно этому фактору надежнее будет отобрать мужчин для полета на Марс. Но есть факторы и в пользу женщин — так, например, они меньше едят и имеют более долгий цикл обмена веществ, что предпочтительнее при длительном полете.

Есть еще один фактор, который будет влиять как на женщин, так и на мужчин астронавтов — это психологический фактор. Первопроходцам просто необходимо иметь очень сильную психику для того, чтобы справится со скукой во время полета. А также общим давлением, которое так или иначе будет оказываться социумом перед полетом, и общим грузом ответственности во время полета и после посадки, ведь это будет первый полет и далеко не факт, что им удастся вернуться на Землю.

Смертельной опасности астронавты могут подвергнуться и на самом Марсе. Речь идет о песчаных бурях, которые возникают по причине большого колебания давления и механизмы возникновения которых до сих пор не известны. Марсианская пыль может иметь отрицательное воздействие на здоровье астронавтов при попадании в легкие. Из-за очень малого размера частиц от нее практически невозможно изолироваться, не говоря уже о том, что она содержит 0,2% хрома, а значит есть вероятность присутствия в ней солей хромовой кислоты опасной для человека.

Учитывая все эти данные, если запланировать миссию на 6 или 9 месяцев астронавты должны будут не только привезти с собой еду, воду и другие ресурсы, но и добраться, туда находясь в условиях постоянных нагрузок и длительной невесомости. В глубоком космосе их тела должны быть способны выдерживать не только пониженную гравитацию, но и повышенный уровень радиации. К тому же нужно каким-то образом организовать их безопасность и психологический фон до, во время и после полета.

А стоит ли вообще лететь?

Вышеописанные факторы уже сами по себе ставят под сомнение целесообразность полета на Марс человека, ведь, как оказалось миссия абсолютно небезопасна для самих участников полета, требует тщательного отбора и поиска людей, способных справится с психологическими и гравитационными и прочими нагрузками. Так же не вызывает сомнения тот факт, что подобная экспедиция напрямую связана с риском для жизни первоиспытателей.

Второй вопрос целесообразности — это финансовый вопрос. Даже беспилотные миссии, связанные с изучением «красной планеты», такие как например, Opportunity, Curiosity, MAVEN обошлись NASA в миллиарды долларов, чего говорить пилотируемом полете на Марс. Ведь необходимо не только обеспечить тренировочный процесс, подготовить техническую базу, но и создать все условия для связи и поддержания жизнеобеспечения астронавтов на поверхности Марса.

В-третьих, это собственно причина полета туда. Что собственно такого полезного может принести землянам полет туда именно человека. Человечество получит данные о том, способен ли жить на Марсе человек. Но даже если и способен, то какова выгода такой перспективы. Ведь по данным NASA особо ценных полезных ископаемых на Марсе до сих пор не найдено, несмотря на то, что некоторые источники заявляли о наличии в потоках лавы цветных и драгоценных металлов. Или же космическое агентство что-то скрывает? Такой фактор нельзя исключать, ведь NASA практически монополисты в области покорения «красной планеты».

Единственной причиной, с которой уже сталкивалось человечество еще во время планирования первых полетов на Луну, и которая хоть как-то может объяснить целесообразность полета на Марс человека является на данный момент, как это ни странно, битва ведущих цивилизаций. В пример можно привести времена Холодной Войны между США и СССР, когда наращивание военной мощи уже не приносило плоды, а желание опередить другую цивилизацию было настолько велико, что человеку таки пришлось полететь не только в космос, но и на Луну. Сегодня же, несмотря на заявления политиков, все факты говорят о том, что эта битва продолжилась, только между США и Россией. Возможно, борьба между этими странами, стремление опередить друг друга, опять даст тот или иной результат и человечество все-таки увидит пилотируемый полет человека на Марс и приземление на поверхность «красной планеты» комического корабля с представителями одной из этих стран. Но вот вопрос — нужен ли этот полет человечеству, как результат непрекращающейся борьбы.

Любая миссия на Марс сопровождается массой сложностей, а полет человека на Красную планету пока вообще невозможен. На это имеется ряд причин, о которых мы хотели бы рассказать.

Несмотря на то, что такой полет обошелся бы в невероятно большую сумму, а современные технологии все еще не находятся на достаточном уровне, настанет день, когда полеты к Марсу станут вполне реальными.

Читайте также:  Властелин колец лучший перевод на русский

Но что делать с психологической стороной вопроса? Может ли человек справиться с таким перелетом? Может ли наше тело приспособиться жить где-то на другой планете?

Высокая стоимость полетов на Марс

Программы полетов на Луну в 1960-х и 1970-х годах обошлись американцам в общей сложности в 25 миллиардов долларов, по тем временам это была невероятная сумма. Большая часть этих денег ушла на подготовку миссии корабля Аполлон-11. Именно этот корабль с людьми на борту успешно совершил первую посадку на Луне. После этого все последующие миссии обходились уже куда дешевле.

Полет корабля к Марсу с людьми на борту выйдет дороже, в первую очередь, из-за большого расстояния. При максимальном сближении Земли с Красной планетой расстояние между ними составляет 55,76 миллионов километров, но когда Марс удаляется от нашей планеты, расстояние может быть куда дальше – 401 миллион километров.

Работа со сложнейшим марсоходом "Кьюриосити" незадолго до запуска аппарата на Марс. Он обошелся НАСА в 2,5 миллиарда долларов

Более того, по пути людей могут подстерегать самые разные опасности, которых полно в открытом космосе. Как только человек покидает атмосферу Земли, Вселенная, похоже, делает все возможное, чтобы убить его. Чтобы уберечься от опасностей, также требуются немалые средства.

Зачем нужны деньги в космосе?

Во-первых, деньги нужны для тщательного планирования, разработки средств защиты, топлива. Во-вторых, необходимо предвидеть каждую мелочь, причем не только в космосе, но и на Земле, ведь на управление всем процессом также нужны немалые средства. Более того, многие вещи, о которых пойдет речь ниже, тесным образом связанны именно с этим важными моментом – деньгами.

Земные микробы помешают полетам на Марс

Вас удивляет, почему техники и ученые при работе с космическими кораблями и оборудованием одеваются, как хирурги на операции? Тут нет ничего удивительного: и хирурги, и создатели космических аппаратов делают все, чтобы избежать распространения микробов.

Ни один микроб не должен попасть на Марс

Известно, что некоторые микроорганизмы вполне могут выжить в условиях космоса, где нет ни воздуха, ни воды и где температуры могут быть весьма экстремальны, а солнечная радиация невероятно высока. Возьмем, к примеру, Deinococcus radiodurans – живучую бактерию, которая выдерживает очень высокую радиацию.

Эта бактерия выживает при дозе радиации 10 тысяч Грей. Для сравнения – летальная доза радиации для человека – 5 Грей. Чтобы убить бактерию, необходимо сварить ее, причем, умрет она далеко не сразу, а только через 25 минут.

Живучая бактерия Deinococcus radiodurans, которой радиация ни по чем

Deinococcus можно обнаружить в испорченной пище, в бытовых сточных водах, бытовой пыли и многих других местах. Сложно представить, что будет, если эта бактерия окажется на Марсе. Мы пока еще точно не знаем, есть ли жизнь на Марсе, однако вот-вот марсоход "Кьюриосити" позволит нам ответить на этот вопрос.

Если жизнь на Марсе все-таки есть, скорее всего, она представлена в виде микробов, которые никогда не встречались с земными организмами. Deinococcus не приносит вреда человеку, однако вполне вероятно, что она может стать губительной для инопланетной жизни.

Может быть, марсиане такие?

Именно по этой причине многие критики проектов полета человека к Марсу говорят об этичности и настаивают на том, что нога человека не должна ступать на Красную планету, на которой могут жить уникальные формы жизни.

Двигатель космического корабля для полета на Марс

В настоящее время вся наша деятельность в космосе осуществляется с помощью ракетной техники. Чтобы оторваться от Земли и выйти в открытый космос, необходимо развить нешуточную скорость – 11,2 километра в секунду, то есть 40 тысяч километров в час. Самая быстрая пуля движется со скоростью не более 1 километра в секунду.

Единственный способ, позволяющий оторваться от земли и вырваться за пределы гравитационного поля – это поместить объект (в данном случае летательный космический аппарат) на верхушку мощной бомбы, при взрыве которой он взлетит вверх.

Топливо, которое было необходимо для того, чтобы космический аппарат "Спейс Шаттл" вышел на орбиту земли, весило около 500 тонн для каждого ракетного ускорителя. Большая часть этого топлива состояла из перхлората аммония.

Среди миссий шаттлов было очень мало неудач, однако они все же были, например, катастрофа шаттла "Челленджер", которая унесла жизни семи членов экипажа. Большинство специалистов в области космических технологий убеждены, что ракетная техника – не самое эффективное средство для отправки аппаратов в космос.

В большинстве фантастических литературных произведений и кино выход на орбиту Земли осуществляется с помощью других техник. Впрочем, подробных описаний, как же удается кораблям взлетать, вы встретите редко. Видимо, это связано с тем, что у нас пока что имеется мало представлений о том, каким же еще образом могут взлетать космические корабли, если не с помощью ракет.

Предполагаемый космический корабль будущего

Практически все транспортные средства, включая самолеты, двигаются с помощью двигателей внутреннего сгорания, а для этого нужно топливо. Мы ничего не знаем о том, каким образом корабль может оторваться от земли и взлетать в космос без взрыва на старте. Именно к таким технологиям нам следует стремиться, чтобы попасть на Марс.

Человеческий фактор в миссиях на Марс

Замкнутые пространства, высокие скорости и невозможность ступить на твердую почву могут сыграть злую шутку с любым, даже очень натренированным человеком. Конечно, в космосе космонавты всегда заняты делом и им некогда думать о чем-то постороннем. Однако достаточно длительное путешествие на Марс может сильно влиять на психику.

Сложно представить, что космонавты вынуждены будут лететь около 8 месяцев к Красной планете, затем какое-то время побудут на ней, сделают все необходимые работы и отправятся в обратный путь, который тоже займет 8 месяцев. И все это в тесном помещении, при высоких перегрузках и в постоянном стрессе. Более того, своих коллег придется видеть 24 часа в сутки и при этом нельзя будет отказаться от общения с ними.

На подготовку космонавтов понадобится масса времени, но смогут ли они выдержать полет психологически?

Рекорд Валерия Полякова

Самое длительное пребывание в космосе в изоляции принадлежит Валерию Полякову, российскому космонавту, который находится в космосе рекордное количество времени, а именно 437,7 дней в 1994 и 1995 годах. Конечно, он постоянно был на связи с центром управления полетами, однако 258 дней вынужден был быть физически в полном одиночестве.

Оставаясь на орбите так долго, он смог доказать, что длительные полеты в космосе без вреда человеческой психике вполне возможны. Впрочем, нельзя сказать, что Поляков пережил такое длительное пребывание в космосе без каких-либо последствий. Психологи отметили изменения в его эмоциональном состоянии и общем настроении. После полета он стал мрачноватым и очень быстро раздражался.

Валерий Поляков во время работы

Также следует учесть, что так как расстояние до Марса весьма внушительное, радио сигналы, которые путешествуют со скоростью света, будут добираться до адресата за 20 минут. Даже при самом ближайшем расстоянии до Красной планеты сигналу понадобится 6-7 минут. Нормального живого общения с землянами при таком раскладе быть не может.

Космический скафандр

Самым важным требованием для космического костюма является его герметичность и давление, потому что без этого тело человека раздуется. При малейшей разгерметизации наступит смерть в течение не более 1 минуты. Открытый космос – не та среда, где мы, привыкшие ходить по Земле при колоссальном атмосферном давлении, можем выжить.

Космонавты, которые выходят в открытый космос, нуждаются в особых костюмах. Обычно их пребывание там не длится долго. Современные скафандры очень неуклюжие, объемные, тяжелые и неудобные, они не дают человеку свободы движений.

Первые космическое скафандры можно увидеть в музее

На Луне астронавты поняли, что лучшим способом передвижения в таких костюмах был бег вприпрыжку. На Марсе гравитация составляет две пятых гравитации Земли и передвигаться по его поверхности, скорее всего, проще, чем по поверхности Луны.

Читайте также:  Биометрическая идентификация и аутентификация пользователя

Астронавты могли бы ходить по Марсу почти так же, как по Земле, единственное, что при движении их тело могло бы немного отрываться от поверхности на пару сантиметров, поднимаясь вверх. Подобное невозможно точно сымитировать на нашей планете. Вода, к примеру, делает тело легче, но ограничивает свободу движений.

Для экскурсий по Красной планете нам необходим облегающий костюм в отличие от того, который надувается. Этот костюм должен весить не более килограмма, а не 90 килограмм, как скафандры A7L, в которые облачились Нил Армстронг и Базз Олдрин, первые люди, ступившие на поверхность Луны.

Недостаток обтягивающих костюмов заключается в том, что они могут сильно сдавливать некоторые органы человека, даже если надеть какое-то защитное снаряжение.

Космический костюм нового поколения из эластичных полимеров

Искусственная гравитация

Нулевая гравитация – серьезная проблема для длительных полетов в космосе. Наш организм приспособлен к жизни в условиях сильной земной гравитации. Например, если взять силу гравитации Земли за 1, то на Юпитере эта сила будет составлять 2,528.

В невесомости человеческое тело испытывает серьезные проблемы, особенно происходит атрофия мышц, нарушение остеогенеза, то есть потеря костной массы и плотности.

Чтобы этого избежать, космонавты вынуждены усиленно заниматься спортом в течение 4-5 часов в день, причем занятия спортом не должны включать поднятие тяжестей, так как любые гантели тоже потеряют вес. Используются пружинно-поршневые веса, а также беговые дорожки и велотренажеры, однако и это мало помогает.

Человек в невесомости

Самым хорошо известным примером искусственной гравитации является центробежная сила. Космический корабль должен быть оснащен массивной центрифугой – крутящимся кольцом, которое, вращаясь, притягивает предметы к поверхности. Такие конструкции были довольно часто использованы в фантастических фильмах, например, в фильме "Космическая одиссея 2001 года".

Астронавт способен передвигаться по внутренней поверхности стенок центрифуги, как будто это пол. В настоящее время ни один корабль не оснащен ничем подобным, однако исследования продолжаются.

Эффект вращения центрифуги – вас прижимает к стенкам

Космонавты, которые возвращаются на Землю после 2-месячного пребывания на орбите, не могут стоять на ногах более 5 минут, они передвигаются в кресле, либо их поддерживают во время передвижения до тех пор, пока их тела снова не адаптируются к земным условиям.

Что же будет с ними после того, как они совершат полет к Марсу, который будет длиться минимум 8 месяцев? Последствия могут быть плачевными: человек будет терять около 1 процента костной массы каждый месяц, а сразу после прибытия на Красную планету, должен будет выполнять какие-то физические действия, заниматься научными исследованиями. После этого снова 8-ми месячный перелет.

Еще одним методом создания искусственной гравитации является магнетизм, однако магнитные ботинки приклеятся к полу, но тело и все его органы все равно будут оставаться в невесомости, поэтому атрофия и остеопения никуда не денутся.

Марсианские микробы

Если говорить о загрязнении, то вероятные марсианские организмы могут загрязнить нашу планету так же, как и наши микробы могут загрязнить Марс. Если вы знакомы с произведением Герберта Уэллса "Война миров", вы вспомните, что марсиан убило не оружие, созданное руками человека, а микробы.

Но если мы отправимся на Марс, а затем вернемся домой, вполне вероятно, что мы можем привезти с собой марсианские микробы на поверхности корабля, оборудования или скафандров. Более того, астронавты могут привезти марсиан в своих же собственных телах. Неизвестно, как поведут себя эти формы жизни, появись рядом с ними человек.

Странное образование в марсианском метеорите, напоминающее бактерию. Снимок под микроскопом

На Марсе могут жить микроорганизмы, которых нам следует опасаться. Простейшие формы жизни порой бывают самыми опасными. Чужие организмы опасны в первую очередь тем, что против них у нас может не быть защиты, наш иммунитет будет бессилен.

Один единственный марсианский микроб может вызвать серьезные последствия и уничтожить все на нашей планете. Например, астронавты миссий "Аполлон 11,12 и 14", которые приземлялись на Луне, после полетов находились на карантине в течение 21 дня для того, чтобы ученые убедились, что они не привезли с собой какие-либо микроорганизмы.

Оранжевые минеральные образования в марсианском метеорите. Считается, что они образовались в результате деятельности примитивных бактерий 3,6 миллиардов лет назад

Однако на Луне нет атмосферы, а на Марсе есть, хотя она не такая плотная, как на нашей планете, а также в ее составе совершенно другие комбинации газов.

Космический корабль для полетов на Марс

В настоящее время землянам по силам создать космические корабли, которые могут успешно добраться до Марса и которыми можно было бы управлять с Земли. Однако если на корабле будет присутствовать человек, ответственность возрастает во много раз.

Это должен быть достаточно просторный корабль со всеми удобствами, чтобы человек чувствовал себя в нем комфортно в течение долгих месяцев полета. Корабль также должен выключать массу функций и быть достаточно безопасным, чтобы до него не смогли добраться космический мусор и солнечная радиация.

Фантастический космический корабль. До таких технологий нам еще далеко

Если, к примеру, в корабле будет установлена вращающаяся центрифуга для создания искусственной гравитации, размеры корабля должны быть достаточно большими. Пока современные технологии не позволяют построить такое космическое судно. Должно пройти еще немало времени, чтобы это стало возможным.

Астероиды, кометы, метеориты

Земля сталкивается с невероятным количеством метеоритов, астероидов и комет ежедневно. Большая часть небесных тел не больше песчинки. Но даже если метеорит будет размером с автомобиль, он не долетит до поверхности, а сгорит в атмосфере.

. На Луне атмосферы нет, поэтому ее поверхность постоянно подвергается бомбардировкам самых разных объектов. Достаточно посмотреть на ее изрезанную кратерами поверхность, чтобы понять это.

Астероиды, метеориты и кометы – привычные обитатели космоса

Атмосфера выступает в роли мусоросжигательной печи, однако в далеком космосе такой защиты нет, поэтому космические аппараты подвергаются серьезной опасности.

В пространстве между Марсом и Землей нет ничего, кроме космического мусора самых разных размеров, который движется со скоростью в 50 раз превышающую скорость пули. Если траектории движения комет и астероидов еще можно как-то вычислить, то за мелким мусором проследить практически нереально.

Чтобы противостоять столкновениям, нужно оснастить корабль прочной броней, однако это прибавит ему веса и ему будет сложнее двигаться.

Космическая радиация

Наша атмосфера и электромагнитное поле – это то, что позволяет нам уберечься от губительных солнечных лучей и не поджариться под палящим солнцем. В основном ультрафиолетовые лучи сдерживаются атмосферой, а видимый свет, у которого больше длина волны, проникает сквозь толстый слой атмосферы и добирается до поверхности.

В космосе дело обстоит совершенно иначе. Костюмы космонавтов оснащены защитными фильтрами, которые останавливают вредные солнечные лучи. Также их шлемы имеют защитные экраны от палящего солнца, без которых они могли бы ослепнуть в считанные секунды.

Губительная сила Солнца

В ходе миссий "Аполлона" ультрафиолетовая радиация сдерживалась с помощью алюминиевых модулей, однако во время полета к Луне и обратно астронавты жаловались на неожиданные и мгновенные вспышки яркого синего и белого света. Свет не был виден внутри или за пределами корабля и не мешал команде выполнять все необходимые обязанности, а также не причинял боли.

После того, как астронавты последующих миссий также стали жаловаться на подобные вещи, ученые стали более детально исследовать эти вспышки света и поняли, что они вызываются "космическими лучами", хотя называть их лучами было бы неправильно.

Красивый микромир по представлениям художника

Это не лучи, а субатомные частицы, в основном одиночные протоны, которые двигаются со скоростью, приближенной к скорости света. Они проникают внутрь корабля и технически проделывают в материале микроскопические дыры, однако вреда кораблю это не приносит, так как дыры оказываются слишком малы.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *