Содержание
Золотой телёнок | |
---|---|
Жанр | комедия |
Основано на | Золотой телёнок |
Сценарист |
|
Режиссёр | Ульяна Шилкина |
В ролях | Олег Меньшиков Никита Татаренков Дмитрий Назаров |
Композитор |
|
Страна | Россия |
Язык | русский |
Количество серий | 8 |
Производство | |
Длительность серии | 52 мин. |
Трансляция | |
Телеканал | Первый канал (Россия) |
На экранах | 2006 |
Ссылки | |
IMDb | ID 0417381 |
«Золотой телёнок» — 8-серийный телесериал, экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова. Сценарий сериала почти не отступает от произведения (за исключением финала). Большая длительность сериала по сравнению с одноимённым фильмом М. Швейцера позволила включить в него ряд отсутствующих в фильме 1968 года эпизодов, например, сцены в психбольнице и «Вороньей слободке».
Содержание
Сюжет [ править | править код ]
Экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова с альтернативным окончанием, взятым из отвергнутого авторами черновика [1] .
В ролях [ править | править код ]
- Олег Меньшиков — Остап Бендер
- Никита Татаренков — Шура Балаганов
- Леонид Окунев — Михаил Паниковский (1—7 серии)
- Дмитрий Назаров — Адам Козлевич
- Алексей Девотченко — Александр Корейко, подпольный миллионер (1—7 серии)
- Ольга Красько — Зося Синицкая (2, 3, 6, 7, 8 серии)
- Александр Семчев — бухгалтер Берлага (3, 5, 6 серии)
- Михаил Ефремов — Васисуалий Лоханкин (4, 6 серии)
- Инга Оболдина — Варвара Лоханкина (4, 6 серии)
- Михаил Светин — зицпредседатель Фунт (4, 5, 6 серии)
- Евгений Стычкин — начальник «Геркулеса» Полыхаев (5 серия)
- Фёдор Добронравов — инженер Птибурдуков (4, 6 серии)
- Михаил Богдасаров — инженерКондрат Талмудовский (1, 4, 7 серии)
- Игорь Дмитриев — монархист Фёдор Хворобьёв (2 серия)
- Екатерина Вуличенко — Дуня (4 серия)
- Кахи Кавсадзе — Гигиенишвили (4 серия)
- Алёна Бабенко — Серна Михайловна (5, 6 серии)
- Андрей Кайков — шурин Берлаги (3 серия)
Съёмочная группа [ править | править код ]
- Автор сценария: Илья Авраменко
- Режиссёр: Ульяна Шилкина
- Оператор: Виктор Новожилов
- Художник: Сергей Агин
- Звукорежиссёр: Александр Феденев
- Музыка: Алексей Паперный
- Монтаж: Олег Моргунов
- Исполнительный продюсер: Пётр Ануров, Дмитрий Добужинский
- Продюсер: Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз, Рубен Дишдишян
Положительные отзывы [ править | править код ]
- Владимир Хотиненко (учитель режиссёра Ульяны Шилкиной) [2] :
Молодым нужно доверять снимать любые вещи. Был рад за Ульяну, когда ей предложили снимать «Телёнка», она мне звонила. Сейчас у нас молодое кино.
- Юрий Мороз (продюсер компании «Централ Партнершип») [2] :
Сериал мне нравится. … Ульяна отличается цепкостью, скоростью, характером. … Шилкина с точки зрения продаж с работой справилась.
Критика [ править | править код ]
- Сергей Юрский (Бендер в первом «Золотом телёнке») плохо отозвался о качестве режиссуры [2] :
Этот фильм … не представляет никакой художественной ценности! Этого фильма просто нету! Пустое место! И актёры тут ни при чём.
- Татьяна Лиознова отметила, что «Меньшиков — худший из Остапов» [2] :
«Золотой телёнок» я смотреть начала, но не стала, потому что не испытываю симпатии к исполнителю роли Бендера. Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишённый мужского начала. Сильнее всех Арчил Гомиашвили, показавший героя, который при своём хамстве и наглости был очень обаятельным…
- Георгий Данелия, кинорежиссёр [2] :
Мне не нравится Остап в новом «Телёнке». Я видел кинопробы многих актёров на эту роль. Лучший Бендер из всех был Никита Михалков.
- Илья Авраменко, кинодраматург, сценарист фильма [3] :
Мне стыдно, что я автор этого фильма. Мы видим чудовищную операторскую работу; безобразную, халтурную — художника-постановщика. На доморощенные декорации невозможно смотреть. Полное отсутствие крупных планов говорит о том, что режиссёр просто не успевал по времени снять весь материал. Из актёров на уровне играет один Дмитрий Назаров (Козлевич). Я считаю — это провал. И мне очень жаль! И я хочу всем людям, которые любят Ильфа и Петрова, как автор сериала, принести свои искренние извинения!
- Марк Захаров, режиссёр фильма «12 стульев» 1976 г. [2] :
В «Золотом телёнке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостаёт в Меньшикове. Он актёр интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остаётся только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте. Непопадание у всех актёров. Режиссура слабенькая.
Фильм Ульяны Шилкиной удостоен премии «Почётная Безграмота» (в рамках национальной ярмарки «Книги России») с формулировкой «за вялую и бессмысленную экранизацию» одного из самых смешных русских романов XX века — «Золотой телёнок» [4] [5] .
В главных ролях:
показать всех »
- Режиссером проекта могли стать Олег Меньшиков и Владимир Машков.
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
- Добавить рецензию.
- Все:31
- Положительные:11
- Отрицательные:6
- Процент:61.4%
- Нейтральные:14
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе©
У меня с советской властью в последний год возникли серьезные разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу!
Я сажусь писать свой отзыв, смотрю на часы: время 4:51 утра 9 ноября. Только что закончился день 8 ноября, который ничем особо не выделяется в череде дней календарного года. Разве что есть люди, знающие, что в этот день именинником становится самый обсуждаемый актер нашего кино Олег Меньшиков. Фигура он неоднозначная, пишут и говорят про него много, на что он отвечает королевским безразличием, мудро полагая, что его работа ответ всему и всем. Но так случалось, да и не один раз, что именно дело его жизни, его лицедейство становилось объектом жесточайшей критики. Так случилось с ролью Остапа Бендера в телевизионном фильме Ульяны Шилковой «Золотой теленок». Зная ОЕ как актера исключительной одаренности, я не могла поверить в то, что он может сыграть отвратительно, что фильм с ним не стоит внимания зрителя. И вот сегодня, вернее, уже вчера я села смотреть экранизацию знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова. Посмотрела и не поняла потока той критики, что обрушился на этот замечательный фильм. Я не боюсь оказаться в меньшинстве среди тех, кто все же смог увидеть в ОМ сына турецкоподданного. Я не могу сравнивать этого Остапа с другим, с Андреем Мироновым. Они словно две части одной сущности, и Бендер Меньшикова лиричная и человечная ее часть. Зато я могу сказать, что теперь к гениальному Миронову, на мой взгляд, идеально воплотившему этот образ, присоединяется актер равного таланта и дарования Олег Меньшиков.
Он душа этого фильма. Даже когда его нет на экране, он незримо здесь. Он поэт и философ, финансист и свободный художник, миллионер и нищий, но все эти роли он играет блестяще. Бендер в «Золотом теленке» словно отходит от своего мальчишества и начинает смотреть на мир другими глазами, изменив призму своего восприятия жизни через аферы и авантюры. В нем появляется глубина и трагизм, которого не было в «12 стульях». И единственный человек, который сделал его таким Олег Евгеньевич. Он окрасил своего героя в те полутона, которых ему так порой не хватало. В его бездонных черных глазах мелькал весь мир и одна единственная душа Великого Комбинатора. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» воскликнет он звучным глубоким голосом, но нет в этом голосе жизни, нет той искры, что могла зажечь кого угодно. ОМ замечательно удается показать того Остапа, что женится на Зосе, женится по-настоящему, просто так, без выгоды и не ради наживы. Знаете, когда я смотрела на него, мне казалось, что это то продолжение «12 стульев» Марка Захарова, что я ждала много лет. Какая-то неуловимая нить соединяет этого Бендера с тем.
Я бы взял частями, но мне нужно сразу
Все в Меньшикове создано для того, чтобы сыграть Коммандора. Он легок, пластичен, невероятно изящен и элегантен. На ком еще даже лохмотья смотрятся платьем принца? Вернее, кто может носить эти лохмотья так, словно они наряд короля? Кто танцует танго с папкой в руках с изяществом Нижинского? Конечно, огрехи в картине есть, но они не касаются исполнителей главных ролей. Наивный Шура Балаганов, простой как медяк Адам Козлевич и скандалист Паниковский по-своему любят Бендера, потому как не любить его нельзя настолько притягательная, магическая он личность.
Прекрасная музыка, операторская работа и стиль делают «Золтого теленка» лично для меня эталонной экранизацией. А Олег Меньшиков еще раз подтверждает свой статус актера мирового уровня.
Я человек завистливый, но тут завидовать нечему
Завидовать нечему, нужно восхищаться.
Я понимаю, что очень мало зрителей разделят мою точку зрения, но мое мнение не претендует на единственность. Я лишь восхищаюсь Бендером Меньшикова
В охоте за жар-птицей мечты и золотым руном фортуны
Я не скрою, смотрела сериал из-за Меньшикова. И очень боялась, что у него не получится. Уж слишком силен налет трагизма-романтизма на его прекраснейшем и талантливейшем челе.
Что нового, своего привнес в образ Бендер-бея Меньшиков?
Во-первых, его Остап улыбчив и прост, дружелюбен и ребячлив, и, что, в общем-то, впервые случилось с Меньшиковым, совсем не похож на мачо. Скорее, Дон Жуан на отдыхе, который в ЗАГС идет не от страсти, а от усталости и отсутствия других перспектив. Во-вторых, его Остап добр, а люди ему интересны не меньше денег. Любое общение с ними, даже самыми мелкими и ничтожными, увлекательно для него в той же мере, что и перманентный флирт с фортуной -денежной феей.
В-третьих, его Остап философ и романтик, поэт в душе и благородный разбойник на практике. В нем странно уживаются такие разные типажи авантюристов и мечтателей, как Дон Кихот, Дон Жуан и все мушкетеры Дюма вместе взятые вечные мужские типы, которых сейчас, увы, нет. Он принц на белом верблюде. Ну а тарелочка с голубой каемочкой не что иное, как его Алые Паруса. Он ее ждет как Ассоль! Отношения с Корейко для Бендера-Меньшикова не узко деловые. Это авантюра и розыгрыш, флирт и роман одновременно. Не случайно иезуитски красиво составленные Остапом телеграммы-послания неизбежно заканчиваются каким-либо интимным намеком, как то: «миллион поцелуев», «мысленно вместе» и т. д. А коммерческий поединок двух комбинаторов настоящий творческий акт, внутри которого конфликт разума и чувства, головы и сердца, поэзии и прозы, льда и пламени бурлит едва ли не с большей интенсивностью, чем в произведениях признанных классиков.
На фоне нашей давно не социалистической действительности Остап Меньшикова скорее напоминает не коварного комбинатора, а безобидного наивного романтика в охоте за жар-птицей мечты и золотым руном фортуны, а не презренным (хоть и золотым) тельцом-теленком. В подтексте его игры таится грустный и в то же время ироничный мессидж, невеселое послание всем нам: «Господа, вы не устали так любить деньги? Так хотеть их. ».
В далеком детстве во время просмотра фильма М. Швейцера «Золотой теленок» я всегда прятала глаза, чтобы не видеть самый «жалобный», как мне казалось, эпизод фильма. Помните, неприкаянный Остап колесит по всей стране в поисках приюта миллионера и во время этих странствий совершает довольно экстравагантную выходку, вытряхивая на вагонный диван целый миллион. «Расползающаяся горка денег» взывает дружное омерзение собравшейся в вагоне советской молодежи. Остап был жалок, имел побитый вид. Ему можно было только посочувствовать фурор не удался.
Представьте, хотя бы на секунду, умозрительно, эту же ситуацию, но произошедшую сегодня. Притяжение или отталкивание вызвали бы у нас та же гора денег и ее обладатель? Не случайно режиссер «Теленка» Ульяна Шилкина убрала данную сцену из фильма. Реакция советских молодых людей на дензнаки могла бы показаться сегодня психологически немотивированной и слишком экстравагантной, еще более чем «полуарестантская» прогулка Остапа в ЗАГС.
Итак, сколько актёров играли Бендера? Я насчитал уже 7: Сергей Юрский, Мел Брукс (американец), Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов, Сергей Крылов, Николай Фоменко и Олег Меньшиков. Меньшиков хороший исполнитель этой роли, хотя не лучший (на мой взгляд лучше всех эту роль сыграл Арчил Гомиашвили в экранизации «12 стульев» Леонида Гайдая 1971 года).
Кстати, меня удивляет, почему ни один из названных мной актёров не играл Бендера и в «12 стульях», и в «Золотом телёнке».
А мне фильм ПОНРАВИЛСЯ! И Остап тут именно таков, какой он должен быть. Юрского и Миронова в роли Остапа сразу смотреть не могла, ну не те это Бендеры. Не улавливается в них настоящих циников романтиков, достоинства и чести, присущих литературному Остапу. Широты в них нет.
У Меньшикова лучший Остап. И фразы, которые в предыдущих фильмах выглядели как позерство, кич и клоунада, в исполнении Меньшиковым наполняются именно тем смыслом, что вложен в них первоначально авторами и раскрывают сущность Остапа, его личность.
Очень меня порадовал тут Паниковский я даже полюбила этого мерзкого старичка. Гердт конечно великий актер, но не смог он так красиво и правдоподобно сыграть этого мелкого, жалкого и подленького человечка. А тут! мои аплодисменты Леониду Окуневу!
Вообще мне нравится, что в этом фильме больше внимания уделяется раскрытию личностей, нежели динамике событий. А ведь авторы смеялись именно над личностями своих героев.
Есть, конечно, смазанные моменты и просто чудовищно пошлый конец. НО, если не придираться к мелким деталям, в целом фильм меня порадовал.
Мне очень понравился фильм! Я считаю, что Олег Меньшиков больше остальных актеров подходит на роль Остапа Бендера. Он обаятелен и комичен мне кажется это и должно быть в Остапе Бендере. И было бы не плохо, если бы сняли «12 стульев» с Меньшиковым
Низкий сорт, нечистая работа
Одна из главных бед современного российского кинематографа то, что экранизации великих романов и ремейки великих фильмов делают люди серые и посредственные. Увы, параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире сняты фильмы «12 стульев» Гайдая и Захарова и «Золотой теленок» Швейцера советский кинематограф вообще не жаловал бездарность, оставляя ей снимать требуху про передовиков производства. Однако маленьким людям удался реванш и в новом, демократическом мире появились новогодний мюзикл «12 стульев» и мини-сериал «Золотой теленок». О последнем и поговорим.
Руководивший тогда компанией «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян спродюссировал великое множество фильмов и сериалов, которые можно условно разделить на «довольно средние» и «полное говно». Несомненно, его благородный нос прекрасно чуял запах прибыли, и упустить такую возможность срубить бабла в легкую на Ильфе и Петрове он ну никак не мог. За авторские права платить никому не нужно, костюмы-интерьеры не шибко затратные, актеров, помимо роли Остапа, можно взять третьей ценовой категории вай, какая хорошая затея! Уж что-что, а экономить и считать денюжку в «ЦП» умели всегда.
В режиссеры позвали некую Ульяну Шилкину, которая ранее снимала только короткометражки. Рассуждали, видимо, очень просто как мышь о Дюймовочке: скромна, послушна, много жрать не просит милости просим! Зицрежиссер. Ходили слухи о том, что куратора фильма Юрия Мороза и Шилкину связывают отнюдь не деловые отношения однако не стоит искать другое объяснение для факта, прекрасно объяснимого банальной жадностью. Конечно, Ульяну Викторовну можно понять такой шанс не каждый день выпадает. Да, она сделала все, чтобы угробить фильм однако злого умысла не было, просто отсутствие опыта, мастерства и таланта, к тому же ответственность за многие ключевые решения лежит отнюдь не на ней. Выбор исполнителя главной роли Шилкиной точно никто не доверил бы.
Столь вопиющего мискастинга сразу и не припомнишь. Народный артист Меньшиков настолько уныл и убог, насколько этого можно было ожидать ибо это абсолютно не его роль: как Шварценеггеру Гамлета играть. Меньшиков вечный Чацкий, умный, честный, влюбленный, интеллигентный Позвать этого юнкера на роль командора нарциссичного циника, чрезвычайно яркого и страстного, порой страдающего и мятущегося, порой жесткого и холодного ребята, вы в своем уме? Что, совсем жажда наживы остатки здравого смысла отбила? Запомните: Меньшиков не умеет играть сильных, волевых, эффектных героев. Что он потом подтвердит, с блеском запоров Фандорина
Да нет, ребята вполне в своем уме. Еще на уровне концепции главного героя было решено размягчить до предела, о чем поведал в интервью «Комсомолке» сценарист Илья Авраменко один из идеологов этого балагана. Фильмом он остался крайне недоволен, но некоторые цитаты выдают как полное непонимание материала, так и просто феерическую наглость:
«В интервью Шилкина сказала: ее интересовал вопрос жестокости Бендера по отношению к Паниковскому. Остап (и в книге, и в сценарии) с любовью и заботой относится и цацкается со всеми своими подопечными (начиная с «Двенадцати стульев»)!
Его действия по отношению к Паниковскому по крайней мере, у меня в сценарии, проявление заботы, попытка его изменить к лучшему, наставить на путь, и делал он это не зло. То, что происходит в фильме, меня лично ужасает.»
«А потом извлек перочинный ножик и разрезал огурец на четыре части. И каждому давал свою долю. И никакого хохота не было и Остап накрывал уснувших Балаганова и Паниковского своим халатом. А Козлевич не спал и Остап ему говорил слова, что я хотя и уеду в Рио-де-Жанейро, но буду вспоминать и эту дорогу и вас и свою родину несчастную. И ни одна креолка меня не утешит. А этого ничего нет. А образ главного героя состоит из таких вещей.»
Занавес. Нужно ли что-то добавлять, господа присяжные заседатели? Вся неоднозначность, двойственность, трагичность легендарного героя-плута были слиты заранее стоит ли удивляться выбору исполнителя? Новый Остап созвучен нынешней эпохе он просто никакой. Бледный, как трепонема, ничтожный, как манишка Паниковского ни воли, ни чувства, ни характера. Такому комбинатору незачем танцевать танго с папкой в пустом кабинете, незачем устраивать театральный процесс из презентации (какое пошлое, менеджерское слово!) биографии Корейко, и даже Рио-де-Жанейро ему не нужен. Купить хату в каком-нибудь Бердичеве да плодить детишков с мадам Грицацуевой предел Бендера-Меньшикова. Какие еще мулаты, о чем вы?
А вот другой выбрык господ авторов. Казалось бы, что может быть проще, чем закадровый голос? Этим нехитрым приемом не брезговали ни Гайдай, ни Захаров. Однако нам лишних голосов не надо лучше мы все фразы «от автора» вложим в уста персонажей. Ничего страшного, что многие мысли не были озвучены. Подумал значит, сказал! Когда уничтоженный Полыхаев бежит за Бендером, пытаясь его разжалобить, он вспоминает своих детей и женщин, но разумно решает не рассказывать Остапу. В книге, естественно. В фильме же он без обиняков кричит командору об этом (и я его понимаю по внешнему виду Полыхаева-Стычкина легко можно подумать, что он предпочитает мальчиков). Пример яркий, но далеко не единичный. А потом сценарист Авраменко еще обижается: дескать, режиссер мало с ним советовалась во время работы над фильмом. Блин, да я у него даже время поостерегся бы спрашивать!
Когда основание проекта выглядит откровенной халтурой как можно создать что-то приличное? Тем более что съемочная группа не дураки и все понимают. Зачем убиваться за копейки на съемках никому не нужной похабщины? Вживаться в образ, страсти изображать всякие Только бисер перед свиньями метать. В результате Балаганов смахивает на Батхеда, упитанный Паниковский на привокзального бомжа. Корейко весь фильм ходит с таким лицом, словно он или собирается уничтожить человечество, или страдает запором уже неделю ей-богу, гестаповец какой-то. Единственный, кто выбивается из слаженного актерского хора Ефремов, великий мастер эпизодических ролей во всякой чепухе. Его Лоханкин настолько ярче, колоритней всех этих комбинаторов и маразматиков, что остается жалеть лишь о второстепенной роли этого интеллигентика в романе. Ну почему его так мало?! Наверное, в этом есть сермяжная правда
А отдуваться за все Шилкиной. Получать издевательскую «Почетную безграмоту», выслушивать заслуженные оскорбления маститых режиссеров (слово «коллег» тут явно неприменимо). И надолго, надолго забыть о серьезном кинематографе. Даже жалко ее как-то.
Не надо оваций. Швейцера из госпожи Шилкиной не вышло. Придется переквалифицироваться в менеджеры.
Серии 1-го сезона
В провинциальный город Арбатов прибывает мошенник и авантюрист Остап Бендер. Назвавшись сыном лейтенанта Шмидта, он приходит к председателю предисполкома в надежде разжиться деньгами. Внезапное появление еще одного сына Шмидта, чуть было не срывает план Остапа. «Новоявленным родственником» оказывается мелкий преступник Шура Балаганов. Остап делится с ним своей заветной мечтой — уехать в Рио-де-Жанейро. Правда, для такого путешествия нужно много денег. Конечно, Бендер может «честно» обобрать какого-нибудь богача, но таких людей в советской России — увы — нет. Подумав, Балаганов сообщает, что знает одного подпольного миллионера.
По дороге в Черноморск Бендер с товарищами оказывается впереди автопробега. Быстро оценив ситуацию, способную принести немало выгод, компания выдает себя за участников состязания. К тому же Бендеру удается продать американским туристам рецепт самогона. На вырученные деньги он экипирует Балаганова, Паниковского и Козлевича. В Черноморске, на улице, Бендер случайно знакомится с очаровательной девушкой Зосей Синицкой.
По дороге в Черноморск Бендер с товарищами оказывается впереди автопробега. Быстро оценив ситуацию, способную принести немало выгод, компания выдает себя за участников состязания. К тому же Бендеру удается продать американским туристам рецепт самогона. На вырученные деньги он экипирует Балаганова, Паниковского и Козлевича. В Черноморске, на улице, Бендер случайно знакомится с очаровательной девушкой Зосей Синицкой.
По дороге в Черноморск Бендер с товарищами оказывается впереди автопробега. Быстро оценив ситуацию, способную принести немало выгод, компания выдает себя за участников состязания. К тому же Бендеру удается продать американским туристам рецепт самогона. На вырученные деньги он экипирует Балаганова, Паниковского и Козлевича. В Черноморске, на улице, Бендер случайно знакомится с очаровательной девушкой Зосей Синицкой.
Содержание конторы «Рога и копыта» и охота на Корейко требуют постоянных финансовых затрат. И, хотя работа по сбору изобличающей подпольного миллионера информации идет полным ходом, Паниковский не готов мириться с тем, что Бендер тратит общие сбережения. Он сообщает Шуре, что раскрыл секрет богатства Корейко, и предлагает бросить Бендера и поделить полученные деньги на двоих.
Бендер приходит к Корейко с объемной папкой документов, в которой подробно изложена вся «тайная» жизнь подпольного миллионера. Остап предлагает Корейко купить папку за миллион рублей. В противном случае компромат незамедлительно окажется в милиции. Корейко соглашается на сделку и ведет Бендера за деньгами. По дороге они попадают в зону учений по гражданской обороне, и Корейко удается ускользнуть.
Оставив Зосю, Бендер отправляется вслед за Корейко на строительство Восточной магистрали. Балаганов и Козлевич отказываются последовать за своим предводителем. Бендер пробирается на поезд, везущий журналистов на открытие смычки. Добравшись до места, он требует у Корейко отдать ему заслуженные деньги. Загнанный в угол Корейко платит миллион за папку с компроматом. Дело сделано, пора возвращаться. Однако удача изменяет Бендеру — на обратный поезд он не попадает.
Бендер в Москве. Он богат, но миллион не приносит радости. Случайно встретив на вокзале Балаганова, Остап щедро делится с ним деньгами. Шура рассказывает о Козлевиче. Вскоре, попавшись на мелкой краже, Балаганов попадает в милицию. Бендер едет в Черноморск повидаться с Козлевичем. В задушевной беседе он признается Адаму, что несчастен. Козлевич советует встретиться с Зосей.