Содержание
- 1 Содержание
- 2 Разновидности цифровых аудиоформатов [ править | править код ]
- 3 Некоторые виды цифрового звука в сравнении [ править | править код ]
- 4 Таблица сравнения [ править | править код ]
- 5 Список цифровых аудиоформатов [ править | править код ]
- 6 В каком формате музыка звучит наиболее качественно
- 7 Какой самый лучший формат музыки по качеству
Цифровой аудиоформат — формат представления звуковых данных, используемый при цифровой звукозаписи, а также для дальнейшего хранения записанного материала на компьютере и других электронных носителях информации, так называемых звуковых носителях.
Аудиофайл (файл, содержащий звукозапись) — компьютерный файл, состоящий из информации об амплитуде и частоте звука, сохранённой для дальнейшего воспроизведения на компьютере или проигрывателе.
Содержание
Разновидности цифровых аудиоформатов [ править | править код ]
Существуют различные понятия звукового формата.
Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП). В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены два вида квантования:
Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).
Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК. Для устранения избыточности аудиоданных используются аудиокодеки, при помощи которых производится сжатие аудиоданных. Выделяют три группы звуковых форматов файлов:
- аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF
- аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)
- аудиоформаты со сжатием с потерями (MP3, Ogg)
Особняком стоят модульные музыкальные форматы файлов. Созданные синтетически или из семплов заранее записанных живых инструментов, они в основном служат для создания современной электронной музыки (MOD). Также сюда можно отнести формат MIDI, который не является звукозаписью, но с помощью секвенсора позволяет записывать и воспроизводить музыку, используя определённый набор команд в текстовом виде.
Форматы носителей цифрового звука применяют как для массового распространения звуковых записей (CD, SACD), так и в профессиональной звукозаписи (DAT, минидиск).
Для систем пространственного звучания также можно выделить форматы звука, в основном являющиеся звуковым многоканальным сопровождением к кинофильмам. Такие системы имеют целые семейства форматов от двух крупных конкурирующих компаний — Digital Theater Systems Inc. (DTS) и Dolby Laboratories Inc. (Dolby Digital).
Также форматом называют количество каналов в системах многоканального звука (5.1; 7.1). Изначально такая система была разработана для кинотеатров, но впоследствии была расширена для систем домашнего кинотеатра.
Некоторые виды цифрового звука в сравнении [ править | править код ]
Название формата | Разрядность, бит | Частота дискретизации, кГц | Число каналов | Скорость потока данных с диска, кбит/с | Степень и тип сжатия |
---|---|---|---|---|---|
CD | 16 | 44,1 | 2 | 1411,2 | 1:1 без потерь |
Dolby Digital (AC3) | 16-24 | 48 | 6 | до 640 | |
DTS | 20-24 | 48; 96 | до 8 | до 1536 | 3:1 с потерями |
DVD-Audio | 16; 20; 24 | 44,1; 48; 88,2; 96 | 6 | 6912 | 1:1 без потерь |
DVD-Audio | 16; 20; 24 | 176,4; 192 | 2 | 4608 | 1:1 без потерь |
MP3 | 16-24 | до 48 | 2 | до 320 | |
AAC | 16-24 | до 96 | до 48 | до 512 | с потерями |
AAC+ (SBR) | 16-24 | до 48 | 2 | до 320 | с потерями |
Ogg Vorbis | до 32 | до 192 | до 255 | до 500 | с потерями |
WMA | до 24 | до 96 | до 2 | до 768 | 2:1, есть версия без потерь |
Таблица сравнения [ править | править код ]
Возможности | FLAC | WavPack | TAK | Monkey’s Audio | OptimFROG | ALAC | WMA | Shorten | LA | TTA | MPEG-4 ALS | MPEG-4 SLS | Real Lossless |
Кодирование | быстро | очень быстро | очень быстро | быстро | медленно | быстро | средне | очень быстро | очень медленно | быстро | средне | медленно | медленно |
Декодирование | очень быстро | быстро | очень быстро | средне | медленно | быстро | быстро | очень быстро | медленно | быстро | быстро | медленно | очень быстро |
Сжатие* | 55,7 % | 55,7 % | 53,9 % | 53,7 % | 53,2 % | 56,7 % | 57,1 % | 60,9 % | 52,1 % | 55,3 % | 55,1 % | ? | 55,4 % |
Гибкость** | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | плохо | плохо | плохо | средне | плохо | очень хорошо | плохо | плохо |
Обработка ошибок | да | да | да | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | ||
Поиск | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Теги | Vorbis tags | ID3/APE | APEv2 (exp.) | ID3/APE | ID3/APE | iTunes | ASF | нет | ID3v1 | ID3 | да | да | собственные |
Аппаратная поддержка | очень хорошо | ограниченно | нет | ограниченно | нет | хорошо | ограниченно | ограниченно | нет | ограниченно | нет | нет | нет |
Программная поддержка | очень хорошо | хорошо | средне | хорошо | средне | средне | хорошо | очень хорошо | плохо | средне | плохо | плохо | плохо |
Гибрид/lossy (без потерь) | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | да | нет |
ReplayGain | да | да | да | нет | да | отчасти | нет | нет | нет | да | да | да | нет |
RIFF-чанки | да | да | да | да | нет | да | да | нет | |||||
Потоковое воспроизведение | да | да | да | нет | да | да | да | нет | нет | да | да | да | |
Поддержка Pipe | да | да | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | ||
Открытый исходный код | да | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | да | да | нет |
Многоканальность | да | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Высокое разрешение | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Поддержка ОС | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Linux Wine | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux | Кроссплатформенный | Win/Mac | Кроссплатформенный | Win/Linux | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux |
- Коэффициент сжатия вычисляется как отношение размера после сжатия к размеру до сжатия, умноженное на 100 %. Таким образом, чем меньше значение, тем лучше.
Указанные в таблице скорости кодирования и декодирования, а также коэффициент сжатия, получаются при использовании стандартных настроек кодировщика.
- Под гибкостью понимается число доступных пользователю вариантов кодирования (быстро/слабое сжатие, медленно/сильное сжатие и все промежуточные варианты).
Список цифровых аудиоформатов [ править | править код ]
- AA
- AAC
- AC3 (Dolby Digital)
- ADX
- AHX
- AIFF
- APE
- ASF
- AU[en] (SND)
- AUD
- DMF
- DTS
- DXD
- FLAC
- MMF (Yamaha SMAF)
- MOD
- MP1
- MP2
- MP3
- MP4
- MPC
- Ogg Vorbis
- Opus
- RA
- TTA
- VOC
- VOX[en]
- VQF
- WAV
- WMA
- XM
Кодирование без потерь [ править | править код ]
Форматы без сжатия [ править | править код ]
- AIFF
- AU
- CDDA — формат, используемый в аудио-CD
- DSD — формат, используемый в SACD
- DXD — качество цифровой звукозаписи DXD по многим параметрам превосходит не только другие ИКМ-форматы, но и DSD.
- IFF-8SVX — Interchange File Format
- IFF-16SV
- RAW — необработанные («сырые») замеры без какого-либо заголовка или синхронизации
- WAV — Microsoft Wave (Waveform audio format); разработан совместно с IBM
Форматы со сжатием звука без потерь [ править | править код ]
- FLAC (.flac) — свободный кодек из проекта Ogg
- Lossless Audio (.la)
- Lossless Predictive Audio Compression (LPAC; .pac)
- Apple Lossless (.m4a)
- Monkey’s Audio (.ape)
- OptimFROG (.ofr) [1]
- RKAU (.rka) [2]
- Shorten (.shn)
- TTA — True Audio, свободный кодек
- TAK (.tak) — Tom’s lossless Audio Kompressor
- WavPack (.wv)
- Windows Media Audio 9 Lossless (.wma)
- ADX — формат звука с максимальным битрейтом 1 Гбит/с
- PXD (.pxd) – формат компании PXD Media. Один из первых аудиокодеков без потерь (1997). Используется в музыкальных конструкторах EJAY и других.
Кодирование с потерями [ править | править код ]
- MP2 — MPEG-1/2 Layer 2 (Musicam)
- MP3 — MPEG-1/2/2.5 Layer 3
- Vorbis — проект Ogg, свободный, похож по принципам на MP3
- Speex — проект Ogg, свободный, сжатие голоса, низкий битрейт
- Opus — проект Ogg, свободный, передача звука по сети; основан на технологиях кодеков CELT и SILK.
- GSM-FR — GSM Full Rate, изначально для сотовых телефонов
- G.723.1 — один из базовых кодеков речевой IP-телефони
- G.729 — эффективный узкополосный речевой кодек IP-телефони
- Windows Media Audio (WMA)
- AAC (.m4a, .mp4, .m4p, .aac) — Advanced Audio Coding, часто в контейнере MPEG-4
- Musepack — Musepack (MPC)
- TwinVQ — Yamaha TwinVQ (VQF)
- RealAudio (RA, RM)
- OTS Audio File — похож на MP3
- SWA — Macromedia Shockwave Audio; сжатие как в MP3 с дополнительными заголовками для Macromedia Director[3]
Другие форматы [ править | править код ]
- GYM — лог чипа GenesisYM2612
- IMF ( >BGM ) для игр серии Creatures[en] , начиная с Creatures 2[4]
- MOD — модули Soundtracker и Protracker для семплов и мелодии
- MusicXML
- NSF (NES music)
- NIFF
- ORG (Organya) — формат, придуманный разработчиками игры Cave Story
- PSF — PlayStation sound format
- PTB (Power Tab Editortab)
- S3M — модуль ScreamTracker 3, чуть больше эффектов и отдельной колонкой громкости
- SPC — звуковой формат Super Nintendo Entertainment System
- STF — файл проекта StudioFactory, содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
- SYN — файл проекта SynFactory, содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
- VGM (V > Форматы плейлистов [ править | править код ]
Существуют как общепринятые (стандартные) форматы плейлистов, так и разработанные для конкретного медиаплеера. Однако нередко форматы второго типа становятся популярными и стандартными.
Существует три основных типа аудиоцифры:
- формат — без сжатия;
- формат (lossy) — сжатие с потерями;
- формат (lossless) — сжатие без потерь.
Lossy — сжатие с потерями: технология при которой происходит значительное уменьшение кодированного файла в сравнении с исходным оригиналом, за счет изъятия не воспринимаемой человеческим слухом информации.
Минусом данной технологии является тот факт, что сжатый файл никогда не будет идентичен оригинальному.
Список наиболее распространённых lossy-форматов:
- AAC (.m4a, .mp4, .m4p, .aac) — Advanced Audio Coding (часто в контейнере MPEG-4)
- AC3
- DTS
- MP2 (MPEG Layer 2)
- MP3 (MPEG Layer 3)
- MPC (известен как Musepack, прежде носил имена MPEGplus или MP+)
- Ogg Vorbis
- WMA (Windows Media Audio)
Формат | Квантование, бит | Частота дискрети-зации, кГц | Величина потока данных с диска, кбит/с | Степень сжатия/упаковки |
---|---|---|---|---|
DTS | 20-24 | 48; 96 | до 1536 |
3:1 с потерями
Lossless — аудио-форматы с сжатием без потерь, к ним относятся:
- FLAC (Free Lossless Audio Codec)
- APE (Monkey’s Audio)
- WV (WavPack)
Данные форматы способны преобразовать CD в цифровой формат с сохранением качества. Как пример вы можете взять CD, преобразовать его в WAV, далее формат WAV во FLAC, затем обратно из FLAC в WAV, после чего записать на чистый CD диск и у вас получится абсолютно идентичная копия вашего исходника.
В каком формате музыка звучит наиболее качественно
Наиболее популярным является lossless формат FLAC, а одной из самых часто используемых программ для преобразования CD в формат FLAC является EAC (Exact Audio Copy).
Из всех параметров цифрового аудио необходимо обращать внимание в первую очередь на следующие показатели:
частота дискретизации (точность оцифровки аналогового сигнала по времени),
битрейт (количество содержащейся в файле информации в пересчёте на секунду).
Частота дискретизации — это частота, с которой происходит обработка цифрового аудио. Наиболее распространенная частота дискретизации в качественных аудио форматах 44.1 кГц
Принято считать, что высокий битрейт гарантирует лучшее качество — это верно, но только при условии качественного исходного файла. Качественный MP3 должен быть с битрейтом 320 kbps, а вот качественный формат FLAC обычно имеет битрейт от 900 и выше kbps.
Какой самый лучший формат музыки по качеству
Помимо самих форматов аудио, для качественного звучания музыки необходима и качественная аппаратура для воспроизведения: колонки, усилители, наушники. Другими словами используя настольные колонки для пк и бюджетные наушники вам не удастся в полной мере насладиться качественным звуком и раскрыть весь потенциал lossless форматов.
Не вдаваясь глубоко в технические подробности, можно посоветовать следующие форматы:
Для домашнего прослушивания рекомендую на мой взгляд лучший формат FLAC. Для Аудио плеера хорошим решением будет формат MP3 с битрейтом не ниже 320 kbps. Лично я использую на всех устройствах только формат FLAC, благо объемы microSD карт позволяют хранить достаточный объем данных в плеере.
Что касается аппаратуры для качественного воспроизведения музыки, то советую обратить внимание на следующие бренды:
Наушники рекомендую выбирать компаний Sennheiser и AKG, изделия данных производителей хорошо зарекомендовали себя по соотношению цена качество.
Для ПК рекомендую выбирать акустику следующих фирм: Microlab и Sven с одним нюансом акустическая система должна иметь сабвуфер для хорошего воспроизведения низких частот.
Если бюджетная акустика вас не устраивает и вы поклонник качественного звучания (Hi-Fi или Hi-End) аппаратуры, то тут все в ваших руках и ограничено лишь вашим бюджетом, рекомендации давать не буду.
Как показали реальные полевые исследования – хорошая задумка составить рейтинг первой десятки лучших из лучших аудио форматов оказалась задачей в принципе невыполнимой.
Слишком разные условия соревнования для неравных участников. Кроме того, в наше благое дело помочь людям в выборе самого лучшего звукового продукта вмешиваются некие коррупционные схемы или лобби транснациональных корпораций в сфере аудио записи.
Самый популярный в мире формат MP3 попал в лидеры народной любви исключительно из-за многомиллиардных вливаний в промоушн. А если брать по качеству звучания то так себе. И даже в отношении сжатия и экономии дискового пространства тоже не самый высоко-компрессионный.
Поэтому было принято компромиссное решение – разделить подопытных на три группы и уже по группам вести сравнение и выявление лидеров.
Три типа аудио форматов
- Без сжатия.
- Сжатие без потерь.
- Сжатие с потерями.
Форматы записи звука без сжатия демонстрируют все свое лучшее только на высококачественном, профессиональном звуковоспроизводящем оборудовании.
Если у вас в руках бюджетный планшет или смартфон – то в вашем гаджете будет звучать прекрасная музыка, но ее не услышите просто потому, что программно-аппаратный ресурс и динамики либо наушники не способны воспроизводить такого высокого качества звучания.
С другой стороны, если вы запустите звукозапись MP3 через профессиональные стереосистемы и усилители – вы услышите в динамиках такой шум и скрежет, что опять-таки такого рода использование окажется совершенно бессмысленным.
Рейтинг аудио по типу звуковоспроизводящего оборудования
- Для профессионального оборудования – форматы аудио без сжатия.
- Для полу-профессионального оборудования – форматы аудио со сжатием. Но без потерь.
- Для бюджетного оборудования – форматы аудио со сжатие и с потерями.
В первом случае оборудование настолько дорогое, что беспокоиться об экономии денег на носителях просто смешно.
Во втором случае обладатель устройства Apple за тысячу долларов тоже очевидно сможет себе позвонить потратить на пару сотен баксов на объемистую память.
В третьем случае, раз уже денег едва удалось наскрести на дешевенький смартфончик – то экономия на размерах хранимой музыки очень важна. Ну а слушать на телефоне симфонический оркестр в Hi-Fi все равно никто не собирается. Разве что закачать рингтон из классики для прикола, чтобы выглядеть крутым перцем в глазах помидорок.
На этом увертюра заканчивается, приступаем к изложению темы.
Форматы аудио для высокого качества звучания
Сюда относятся несжатые форматы.
- PCM – импульсно кодовая модуляция. Оригинальный аналоговый звук дискретируется “как есть”, без каких либо изменений.
PCM – наиболее распространенный формат записи звука, используемый на CD и DVD дисках. Многоканальное долби, сурраунд, при условии качественных динамиков звучание почти один-в-один с живым исполнением.
Если любите засесть перед домашним кинотеатром и погрузиться с сопереживание главным и второстепенным героям кинофильма – самое то.
Довольно древний формат, разработан аж в 1991 году. Ну, так старые мастера всегда думали о высоком качестве.
Многие считают WAV несжатым форматом. Но на самом деле – это контейнер и там могут содержаться в том числе и сжатые файлы.
В большинстве случаев WAV содержит несжатый звук в формате PCM. Поэтому и качество высокое. Но и на одну минуту записи тратится около 32MB памяти.
Достаточно хорошая совместимость по Windows и Mac.
Аналог WAV от разработчиков Apple. Тоже контейнер и тоже содержит чаще всего звук в формате PCM. Хорошая совместимость с Windows.
Сжатые аудио форматы с потерями
Поистине народные форматы для всех.
По стандарту MPEG-1 Audio Layer 3. Появился еще в 1993 году и мгновенно завоевал всеобщую любовь именно своей экономичностью в потреблении памяти.
- На одном CD можно хранить всю дискографию любимой группы.
- Несколько дисков забросить в бардачок и можешь наслаждаться музыкой на всем пути из Калининграда во Владивосток.
- Можно за это время прослушать все книги всех писателей, достойных чтобы их слушать.
Формат MP3 – это такой звуковой скопец, у которого вырезали все самое нехочу, зато начали проявляться способности к накопительству и экономии. Так и MP3 – ну очень экономичный формат.
Основное преимущество – поддерживается на всем, что только играет и поет.
Продвинутый способ аудио кодирования. Младший, но продвинутый брат MP3. Имеет слегка улучшенные звуковые характеристики и большую степень сжатия.
Применяется на Android, iOS, iTunes, YouTube, Nintendo и последних версиях PlayStation.
Тоже народный формат, но для немного более продвинутого народа. Что и отражено в названии.
В общем, это не формат, а контейнер и, по сути, название OGG ни о чем не говорит в отношении содержащегося в нем звука.
Однако чаше всего содержит кодек Vorbis.
- Значительно улучшено качество звучания относительно других форматов звука с потерями при сжатии.
- Предоставляется возможность при одинаковом качестве звучания записывать файлы с меньшим весом.
Еще более экономичный формат, чем MP3.
Проблема – формат OGG свободный, поэтому никто в его промоушн денег не вкладывает. Так что может поддерживается далеко не везде и могут возникнуть несовместимости.
Тогда придется конвертировать в MP3.
Проприетарный формат от Microsoft, поэтому, хотя является улучшенной версией MP3 и OGG – широкого применения не получил и не поддерживается на большинстве устройств и платформ.
Совет. Если есть возможность использовать WMA вместо MP3 – используйте первый. Экономичнее и приятнее на слух.
Сжатые форматы аудио без потерь
Для обладателей продвинутых, дорогостоящих устройств, брендовых мобильных и настольных компьютеров в комплектации с высококачественными наушниками и динамиками.
Недостатком таких форматов является то, что размеры файлов одинаковой по длительности записи будут примерно в два или три раза больше.
Однако хотя декларируется сжатие без потерь, не путайте с Hi-Fi аудиозаписями. Минимальные, пусть и заметные только для музыкантов потери все же есть.
Свободный аудио кодек без потерь. Его преимущество в широкой популярности, почти что как у MP3.
- Степень сжатия составляет до 60% исходного файла.
- Поддерживается на большинстве программных платформ и устройств.
Может быть выгодной альтернативой при записи CD-дисков. Почти неотличимо по звучанию, но бонус в виде экономии почти половины дискового пространства.
Формат для владельцев устройств бренда Apple, поскольку на других может и не поддерживаться.
Немного менее хорош, чем FLAC в отношении степени сжатия.
Но владельцам Apple просто не остается выбора – бесплатный формат FLAC не поддевается из принципа на iOS и iTunes.
WMA Lossless
Улучшенная версия вышеупомянутого WMA. Незначительно уступает FLAC и ALAC. Обладает существенным преимуществом перед ALAC ,так как WMA хорошо поддерживается на Windows и Mac.
Однако широкого распространения не имеет, поэтому если у вас в пользовании много разных устройств – вероятна несовместимость.
Вердикт
Ну вот, мы рассмотрели все самые известные, распространенные и имеющие лучшие параметры аудио форматы и вкратце рассказали об особенностях их использования.
Так что теперь вы сможете уверенно определиться– в каком случае и в какой формат лучше конвертировать ваши звукозаписи, музыку и аудиокниги.