0

Зачем трут петуха на площади революции

Скульптуре петуха на станции московского метрополитена «Площадь революции» неизвестные начали приносить «дары» — за головой бронзовой птицы оказалась горсть изюма. Об этом на своей странице в Facebook написал Алексей Цветков, который и заметил необычное явление.

Вчера по дороге с работы домой ожидал поезда на станции «Площадь революции» и, любопытствуя, заглянул за голову бронзового петуха, заласканного людьми до блеска. К моему удивлению, я обнаружил там горсть свежего изюма. Петуха то есть не только гладят, загадывая желание, но и кормят изюмом, чтобы повернее сбылось

Мужчина проверил всех четырех петухов, у каждого из них оказалась за головой оказался изюм. «Есть в этом евразийское — кормить сладким сушеным виноградом бессмертного идола. Но одновременно и имперское, римское — приносить безобидную жертву в пантеоне конкретному клюющему духу», — добавил он.

Фото: Алексей Цветков / Facebook

На станции «Площадь революции» 76 скульптур, и изваяние петуха является самым загадочным. По некоторым поверьям, трогать ни одного из них (всего их на станции четыре) ни в коем случае нельзя — обязательно «придет беда». Другие считают, что трогать не стоит только одну из бронзовых птиц, однако какую именно — неизвестно.

По мнению краеведа Артема Задикяна, в Москве много подобных мест, которые по тем или иным причинам становятся «сакральными» для определенной группы людей.

Можно привести много примеров сакральных мест в парках и на площадях в Москве. Этот петух тоже в некотором смысле является местом поклонения. Вдруг у одного все получилось, и он сразу рассказал об этом другим

Это не единственная скульптура на станции, от которой люди ждут благословения или проклятия. Так, туфельку бронзовой девушки советуют потереть тем, кто собирается на свидание — она сулит успех в любовных делах. Нос собаки пограничника приносит удачу студентам во время экзаменов. А если коснуться рано утром флажка сигнальщика — день должен быть хорошим.

Публикация от MOoK

(@mookcharrun) Окт 24 2017 в 3:36 PDT

Не все относятся спокойно к тому, что скульптуры на станции пользуются популярностью. Так, например, краевед Александр Можаев в 2014 году обратился к руководству метрополитена с просьбой спасти собаку от варваров и взять бронзовую скульптуру под охрану. Делать это отказались, однако пообещали, что нос собаки покроют специальным составом, который не будет стираться от частых прикосновений.

Станция «Площадь революции» была открыта в 1938 году. Проект станции сделал архитектор Алексей Душкин. Изначально скульптур было 80, они были сделаны из гипса. Позже четыре памятника убрали из соображений безопасности. Всего на станции 20 различных образов, все они представляют советского человека — от моряка до пионера.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию. Их вернули обратно в 1944 году. Во время эвакуации монументы сильно пострадали — от некоторых остались только разрозненные части. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, их удалось полностью восстановить.

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Читайте также:  Бюджетный синтезатор для начинающих

Таблица примет

Флажки матроса

Петух

Гребень петуха

Клюв петуха

Нос собаки

Лапа собаки

Туфля студентки

Маузер чекиста/наган матроса

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».

Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

— А время возникновения этой практики можно установить?

— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».

— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

Читайте также:  Герои меча и магии маги

— А что дали данные гугл-опроса?

— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).

— Откуда взялась история про несчастливого петуха?

— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

Перепощу у себя, чтобы на всякий случай сохранилось 🙂

Волшебная площадь.
Приметы – это всегда интересно. Интересно, откуда они появляются и во что развиваются.
Каждый раз, выходя на станции "Площадь революции", я обращала внимание, как люди трут нос собаке на одной из скульптур, украшающих арки. Прогулявшись по станции, я обратила внимание, что на многих скульптурах натерты до блеска выступающие части. И тогда мне стало интересно, какие приметы люди связывают с этими скульптурами?
Итак, путеводитель для ищущих удачи.

Для начала немного информации о самих скульптурах.

В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Итак, собственно скульптуры, описания, фотографии и связанные с ними поверья. Для некоторых скульптур есть поверья, некоторые трут просто так за компанию, но интересно посмотреть на все.

Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.

Рабочий с винтовкой – первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.

Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей – с гранаты.

Революционный солдат с винтовкой.

Солдат – вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.

Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.

Революционный матрос с наганом.

Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:

Читайте также:  Есть ли сейчас мегалодон

Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится.
Наган и гранаты поближе:

Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик – очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта – не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!

Пограничник с собакой.

Без сомнения, эта – самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра.
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка – та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе – определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:

Стахановец с отбойным молотком.

Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит – возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.

Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.

Птичница с курицей и петухом.

Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи – несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.

А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.

Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.

Студентка с книгой.

А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:

По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.

А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.

Отец с ребёнком.

И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.

Мать с ребёнком.

Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.

Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.

У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.

А вот девочки, как всегда, остались в тени.

Ну и бонусом – натертая обувь некоторых скульптур:

Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу 🙂

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *