0

Замена аккумулятора в бесперебойнике

Содержание

Тел.: (495) 600-07-68
(495) 671-50-13
(495) 797-56-24

Последние изменения на сайте сделаны 16.09.2019 г.

UPS и жизнь

В ИБП, аккумуляторы – расходный материал. Рано или поздно они выходят из строя. Раньше, если UPS работает при повышенной температуре, часто переключается на работу от батареи или просто неисправен. Позже, если условия эксплуатации ИБП и его аккумуляторов идеальны.

С овременные ИБП должны сообщать своим владельцам о выходе аккумуляторной батареи из строя. Они это и делают. Часто даже до того, как произошел тот роковой сбой электрической сети, во время которого аккумуляторы отказались работать. При получении сигнала о замене аккумулятора, у владельца ИБП два варианта действий: заменить аккумуляторы ИБП самому или обратиться за услугой в специализированную фирму.

В ы не умелец? Нет проблем – привозите ваш UPS профессионалам. Замена аккумулятора в UPS – наша специальность. Все будет быстро и качественно. Но если вы хотите самотстоятельно заменить батарею ИБП – вот несколько советов.

В источниках бесперебойного питания применяются герметичные свинцовые кислотные аккумуляторы. Они не требуют обслуживания, продаются в розницу и (при условии исправности UPS) не выделяют опасных газов. Для безопасной эксплуатации, аккумуляторы снабжены предохранительными клапанами, поэтому даже в случае выхода ИБП из строя их корпуса не разрываются и не выводят из строя сам ИБП. По всем этим причинам, замена аккумулятора в UPS не самая сложная операция, и ее вполне может произвести домашний умелец. К тому же, производители большинства ИБП небольшой мощности декларируют возможность самостоятельной замены аккумуляторов. Почему бы не сэкономить деньги, а может быть и время?

О сновные шаги и некоторые трудности, поджидающие умельцев на тернистом пути замены аккумулятора в источнике бесперебойного питания, перечислены ниже.

Менять или не менять ?

С ледует убедиться, что аккумуляторы нужно менять. Самый простой способ – проверить аккумулятор профессиональным тестером емкости аккумуляторов "Кулон" – в течение нескольких секунд вы будете знать об аккумуляторе достаточно, чтобы принять решение о его замене. Вы не профессионал и у вас нет прибора? Попробуйте подключить к заряженному аккумулятору нагрузку – при токе нагрузки, который в амперах численно равен емкости аккумулятора в ампер-часах, аккумулятор должен иметь напряжение не менее 11.4 В (для 12-вольтового аккумулятора) в течение как минимум 5 минут.

В ы можете использовать сам ИБП в качестве средства проверки. Оставьте ИБП подключенным к сети и без нагрузки на 10 часов. После этого выключите ИБП, отключите его от сети и отключите аккумулятор от ИБП. Проверьте напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть 13-14 В (для 12-вольтового аккумулятора). Если это не так, в ваших проблемах, вероятно, виновно зарядное устройство ИБП. Если напряжение в норме, подключите аккумулятор, включите ИБП, подключите к нему нагрузку и отключите ИБП от сети. ИБП, нагруженный примерно на треть своей номинальной мощности должен держать нагрузку, не отключаясь, в течение, по крайней мере, нескольких минут. Вы можете узнать время работы ИБП с вашей нагрузкой более точно, если обратитесь к описанию ИБП.

Как выбрать аккумулятор для замены в ИБП?

С амый простой вариант – купить "комплект аккумуляторов для замены в ИБП ХХХ". Такие комплекты по различными названиями (например, "батарейный картридж") продают некоторые производители ИБП.

П реимуществ у такого решения два: а) гарантированная совместимость (если аккумуляторы не подойдут, вы сможете вернуть их поставщику); б)в комплект могут входить разъемы и предохранители, которые в других вариантах вам придется отсоединять от старых аккумуляторов.

О сновные недостатки такого решения: а) такие комплекты намного дороже аккумуляторов, покупаемых отдельно (разница может достигать 5-7 раз для аккумуляторов сопоставимого качества); б)комплекты обычно лежат на складах дольше продаваемых отдельно аккумуляторов и поэтому, возможно, проработают не так долго.

Д альнейшее, по понятным причинам, относится к случаю приобретения аккумулятора отдельно. Вам будет спокойнее, если вы сможете купить точно такой аккумулятор, как и ваш старый (та же марка, та же фирма). Если это не получилось (иногда это невозможно из-за снятия аккумулятора с производства, изменения его параметров или того, что название аккумулятора было заклеено наклейкой производителя ИБП), то можно использовать любой герметичный свинцовый аккумулятор, подходящий по следующим критериям (в порядке важности): номинальное напряжение, размеры корпуса аккумулятора (без клемм и с выступающими клеммами), размеры и расположение клемм.

Е мкость аккумулятора тоже конечно важна, но вы можете смело использовать вместо аккумулятора номинальной емкостью 7 А*час аккумуляторы емкостью 6.5 или 7.2 А*часа. Реальная емкость аккумулятора обычно отличается от заявленной номинальной. Поэтому, покупая аккумулятор с надписью 17 А*час, вы не можете быть на 100% уверены, что его емкость больше, чем емкость аккумулятора с надписью 16 А*час, стоящего на соседней полке.

О бычно герметичные аккумуляторы рассчитаны на 3-5 лет жизни. Они стареют – независимо от того, работают они или нет. Аккумулятор, стоящий на полке, может стареть даже быстрее, чем при нормальном заряде. Поэтому важна дата производства аккумулятора, приобретаемого для замены. Нужно покупать как можно более "свежий" аккумулятор. Но ставьте реальные цели: не стремитесь купить аккумулятор, выпущенный вчера (их возят по морю и через множество складов). Аккумулятора годовой давности вполне достаточно.

В ажен также правильный выбор производителя аккумулятора, а иногда – и конкретного завода. За 15 лет лет торговли герметичными аккумуляторами, проводя 100% входной контроль всех продаваемых батарей, мы отказались от поставок продукции нескольких фирм, в продукции которых был замечен большой процент брака. Нашим основным поставщиком герметичных аккумуляторов является сейчас CSB. Брак в партиях этих аккумуляторов составляет менее 0.1% и не зависит от завода.

Е сть еще одна причина, по которой нужно тщательно выбирать производителя. Некоторые фирмы в некоторых своих ИБП пытаются эксплуатировать аккумулятор на пределе (а то и за пределами) его номинальных характеристик. Например в ИБП Smart-UPS 700 фирмы APC максимальный ток заряда аккумуляторов (12 В, 7 А*час) может превышать 3.5 А. Фирмы – производители аккумуляторов устанавливают разные максимальные токи заряда. Например CSB – 2.1 А, а Coslight – 1.4 А. Поэтому в Smart-UPS лучше устанавливать аккумуляторы CSB.

В последние годы многие производители аккумуляторов начали выпуск новых моделей, специально ориентированных на короткие разряды. Аккумуляторы эти обычно обозначаются, как "high rate" (HR). Номинальная емкость таких аккумуляторов часто не указывается производителем. Для них указывают, как правило, американское обозначение энергии аккумулятора (ватты на элемент при 15-минутном разряде). Если сравнить два аккумулятора одинакового веса: обычный и аккумулятор для коротких разрядов, то при больших токах разряда последний будет иметь заметно большую емкость, чем традиционные герметичные аккумуляторы. На небольших разрядных токах (больших временах разряда) аккумуляторы HR преимуществ не имеют. Если батарея вашего ИБП будет работать (на имеющуюся нагрузку) до 20 минут, то есть смысл подумать о покупке такого (несколько более дорогого) аккумулятора.

Чем аккумуляторы, которые мы продаем, лучше других?

Г лавная причина – контроль. Мы производим тестеры аккумуляторов, и хорошо знаем, как проверять свинцовые аккумуляторы. Несмотря на наше доверие производителю, мы проверяем 100% продаваемых аккумуляторов. Это требует времени и стоит денег. Зато мы и наши клиенты уверены в каждом аккумуляторе. Приобретая аккумулятор, убедитесь, что на его верхней поверхности имеется наклейка, свидетельствующая о проведении проверки. Наклейка является гарантией того, что в момент продажи аккумулятор полностью исправен и при правильной эксплуатации прослужит многие годы.

В торая причина является следствием первой – за более чем 15 лет поставок аккумуляторов мы отсеяли производителей, имеющих большой процент брака и не поставляем их продукцию.

И , наконец, третье, но тоже важное – у нас вы сможете узнать дату производства аккумулятора до покупки, а не после нее.

Н о что же это мы все о своем. Хотите ближе к делу? Не торопитесь. Сначала. техника безопасности.

Техника безопасности

Т ехника безопасности при замене аккумулятора в ИБП очень важна по меньшей мере по двум причинам. Дело в том, что у аккумуляторов не бывает выключателей. Поэтому на его клеммах всегда есть напряжение. При коротком замыкании даже небольшого аккумулятора возникает большой ток (аккумулятором емкостью 7 А*час можно завести автомобиль), который может вызвать выход из строя аккумулятора, инструмента, которым было произведено замыкание, а то и серьезный ожог.

Читайте также:  В какой папке хранятся драйвера windows 10

В нутри ИБП есть инвертор, который специально сделан для получения переменного тока напряжением 220 или 380 В. Даже если ИБП не подключен к сети, внутри него могут быть опасные напряжения. Поэтому к замене аккумулятора в ИБП, не имеющем полностью изолированного батарейного отсека, могут быть допущены только лица, имеющие разрешение работать с электроустановками напряжением до 1000 В.

П одача на аккумулятор большого напряжения может привести к открыванию предохранительного клапана и выделению пожароопасного водорода и очень опасной для кожи и глаз серной кислоты. Не курите (это опасно и вредно для вас и окружающих). Всегда имейте под рукой запас питьевой соды для нейтрализации кислоты.

ИБП с одним аккумулятором – меняем аккумулятор запросто

Е сли в вашем ИБП установлен один аккумулятор, то все довольно просто.

  • Выключите ИБП, отключите его от сети и нагрузки.
  • Разберите ИБП достаточно для того, чтобы отключить аккумулятор от ИБП (не начиная демонтаж аккумулятора). На небольших ИБП для этого достаточно бывает открыть крышку.
  • Отключите провода от клемм аккумулятора.
  • Пометьте старый аккумулятор, чтобы не спутать его с новыми.
  • Выньте аккумулятор из ИБП (иногда для этого нужно разобрать почти весь ИБП).
  • Установите новый аккумулятор в ИБП и подключите к нему один из проводов. При подключении второго провода скорее всего начнут заряжаться конденсаторы, установленные в ИБП. При этом может возникнуть искра. Вообще говоря, она не опасна (особенно, если в вашем ИБП нет микропроцессора – – если такие еще остались), но ее можно (и желательно) избежать, подключив на секунду второй провод к аккумулятору через резистор в 10 Ом (или около того). После этого подключите второй провод непосредственно к аккумулятору. Очень важен хороший контакт аккумулятора с ИБП. Если клеммы болтаются, подожмите их.
  • Проверьте работу зарядного устройства (см. ниже).
  • Соберите ИБП и проверьте его общую работоспособность: включение, выключение, работу от сети и от батареи, работу на байпасе (если он есть).

Особенные ИБП

В 1990-е все, даже небольшие, ИБП были рассчитаны на профессиональную эксплуатацию. В том числе и на замену аккумуляторов обученным специалистом. Менять аккумуляторы в таких ИБП не слишком просто. Например, некоторые ИБП хранят в памяти информацию об своем аккумуляторе. Если аккумулятор заменить, то его параметры могут не совпасть с информацией, хранящейся в памяти ИБП. В этом случае ИБП может начать пищать, а то и откажется работать. Для предотвращения этого нужно провести так называемую калибровку ИБП. С помощью специальной программы (имеющейся в сервисных центрах) ИБП настраивается на работу с новым аккумулятором. Если такой программы нет, а ИБП начал пищать, можно попробовать провести несколько циклов разряд-заряд на новых аккумуляторах. Для этого не нужно вынимать аккумулятор из ИБП – просто включите ИБП, отключите сеть и дайте аккумулятору ИБП разрядиться на 50-70%. После этого снова включите сеть. Иногда достаточно одного такого цикла, и ИБП снова "здоров". Сейчас производители небольших ИБП, как правило, декларируют возможность самостоятельной замены аккумулятора ИБП пользователем. Значит ли это это, что калибровка не нужна? Да, в большинстве случаев. Если вам не повезло – вас, вероятно, спасет цикл разряд-заряд.

Е сть ИБП (опять же, из старых), за замену аккумуляторов в которых лучше не браться самостоятельно. Их конструкция настолько неудобна для замены аккумуляторов, что для безопасного проведения этой операции нужны специальные приемы, а лучше – еще и специальный инструмент. Среди "неудобных" ИБП (список, конечно, не полон): Smart-UPS 600, Smart-UPS 900.

Проверка зарядного устройства

П равильная работа зарядного устройства (ЗУ) ИБП – залог длительной работы вашего нового аккумулятора. Поэтому не поленитесь тщательно проверить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор не перезаряжался. Очень хорошо, если ток заряда (в амперах) не превышает 0.2-0.3 (в зависимости от типа аккумулятора) от номинальной емкости аккумулятора, а напряжение заряда не превышает 2.3 В/элемент (13.8 В для 12-вольтового аккумулятора). К сожалению, не все производители ИБП соблюдают эти простые правила. Но в любом случае, ток не должен превышать приведенную величину более, чем вдвое, а напряжение не должно быть больше 14 В для 12-вольтового аккумулятора.

В некоторых ИБП применяются нетрадиционные методы заряда. Для них эти правила могут не действовать

Как проверить максимальный ток заряда.

О хватите токовыми клещами постоянного тока провод, идущий к аккумулятору. Включите ИБП и отключите его от сети. Дайте ИБП поработать от батареи 30-40 секунд (за это время аккумулятор чуть-чуть разрядится). Снова включите вилку ИБП в сеть и измерьте ток заряда в течение первых 2-х секунд работы ИБП от сети. Этот ток не должен превышать приведенной выше величины.

Как проверить максимальное напряжение заряда.

Д айте ИБП поработать от сети достаточно долго, чтобы аккумулятор зарядился полностью или почти полностью. Если аккумулятор сильно разряжен, это может занять несколько часов. Измерьте напряжение на аккумуляторе, не отключая ИБП от сети. Напряжение не должно превышать приведенной выше величины.

ИБП с несколькими аккумуляторами

Е сли в вашем ИБП установлены несколько аккумуляторов, соединенных последовательно, то возможно вышли из строя не все аккумуляторы. Вам нужно принять решение: заменять только неисправный или все. Понятно, что лучше все. Но если после последней замены аккумулятора прошло не более года, и один из аккумуляторов вышел из строя, а остальные еще могут работать, то вероятно, при прошлой замене аккумуляторов был использован бракованный аккумулятор, или процедура замены была проведена неправильно. В этом случае можно рискнуть (но лучше не рисковать) и заменить один аккумулятор, но в следующий раз все равно придется менять все аккумуляторы. Если после предыдущей замены аккумуляторов прошло 3-4 года, один аккумулятор точно неисправен, а остальные кажутся вам нормальными, все равно нужно менять все – это тот случай, когда скупой точно заплатит дважды.

П ро профессиональное обслуживание аккумуляторных батарей последовательно соединенных аккумуляторов лучше почитать методику эксплуатации батарей свинцовых аккумуляторов. Для небольших ИБП с несколькими аккумуляторами достаточно нескольких простых рекомендаций, следующих ниже.

П одготовленные к установке в ИБП аккумуляторы должны быть одинаковыми, насколько возможно (одного типа, одного производителя, из одной партии, одинаково заряженные и одинаковой емкости). В условиях специализированной фирмы достаточно проверить аккумуляторы из одной партии тестером аккумуляторов, и подобрать аккумуляторы с одинаковыми напряжением и емкостью. Если прибора нет, можно, надеясь на производителя и продавца, взять аккумуляторы из одной партии. Если есть сомнения в "одинаковости" аккумуляторов, можно соединить их параллельно на сутки (или, если есть оборудование для заряда и разряда, сделать на параллельно соединенных аккумуляторах 2 цикла разряд-заряд).

Тел.: (495) 600-07-68
(495) 671-50-13
(495) 797-56-24

Последние изменения на сайте сделаны 16.09.2019 г.

UPS и жизнь

В ИБП, аккумуляторы – расходный материал. Рано или поздно они выходят из строя. Раньше, если UPS работает при повышенной температуре, часто переключается на работу от батареи или просто неисправен. Позже, если условия эксплуатации ИБП и его аккумуляторов идеальны.

С овременные ИБП должны сообщать своим владельцам о выходе аккумуляторной батареи из строя. Они это и делают. Часто даже до того, как произошел тот роковой сбой электрической сети, во время которого аккумуляторы отказались работать. При получении сигнала о замене аккумулятора, у владельца ИБП два варианта действий: заменить аккумуляторы ИБП самому или обратиться за услугой в специализированную фирму.

В ы не умелец? Нет проблем – привозите ваш UPS профессионалам. Замена аккумулятора в UPS – наша специальность. Все будет быстро и качественно. Но если вы хотите самотстоятельно заменить батарею ИБП – вот несколько советов.

В источниках бесперебойного питания применяются герметичные свинцовые кислотные аккумуляторы. Они не требуют обслуживания, продаются в розницу и (при условии исправности UPS) не выделяют опасных газов. Для безопасной эксплуатации, аккумуляторы снабжены предохранительными клапанами, поэтому даже в случае выхода ИБП из строя их корпуса не разрываются и не выводят из строя сам ИБП. По всем этим причинам, замена аккумулятора в UPS не самая сложная операция, и ее вполне может произвести домашний умелец. К тому же, производители большинства ИБП небольшой мощности декларируют возможность самостоятельной замены аккумуляторов. Почему бы не сэкономить деньги, а может быть и время?

О сновные шаги и некоторые трудности, поджидающие умельцев на тернистом пути замены аккумулятора в источнике бесперебойного питания, перечислены ниже.

Менять или не менять ?

С ледует убедиться, что аккумуляторы нужно менять. Самый простой способ – проверить аккумулятор профессиональным тестером емкости аккумуляторов "Кулон" – в течение нескольких секунд вы будете знать об аккумуляторе достаточно, чтобы принять решение о его замене. Вы не профессионал и у вас нет прибора? Попробуйте подключить к заряженному аккумулятору нагрузку – при токе нагрузки, который в амперах численно равен емкости аккумулятора в ампер-часах, аккумулятор должен иметь напряжение не менее 11.4 В (для 12-вольтового аккумулятора) в течение как минимум 5 минут.

Читайте также:  Вентилятор на ноутбуке стал сильно шуметь

В ы можете использовать сам ИБП в качестве средства проверки. Оставьте ИБП подключенным к сети и без нагрузки на 10 часов. После этого выключите ИБП, отключите его от сети и отключите аккумулятор от ИБП. Проверьте напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть 13-14 В (для 12-вольтового аккумулятора). Если это не так, в ваших проблемах, вероятно, виновно зарядное устройство ИБП. Если напряжение в норме, подключите аккумулятор, включите ИБП, подключите к нему нагрузку и отключите ИБП от сети. ИБП, нагруженный примерно на треть своей номинальной мощности должен держать нагрузку, не отключаясь, в течение, по крайней мере, нескольких минут. Вы можете узнать время работы ИБП с вашей нагрузкой более точно, если обратитесь к описанию ИБП.

Как выбрать аккумулятор для замены в ИБП?

С амый простой вариант – купить "комплект аккумуляторов для замены в ИБП ХХХ". Такие комплекты по различными названиями (например, "батарейный картридж") продают некоторые производители ИБП.

П реимуществ у такого решения два: а) гарантированная совместимость (если аккумуляторы не подойдут, вы сможете вернуть их поставщику); б)в комплект могут входить разъемы и предохранители, которые в других вариантах вам придется отсоединять от старых аккумуляторов.

О сновные недостатки такого решения: а) такие комплекты намного дороже аккумуляторов, покупаемых отдельно (разница может достигать 5-7 раз для аккумуляторов сопоставимого качества); б)комплекты обычно лежат на складах дольше продаваемых отдельно аккумуляторов и поэтому, возможно, проработают не так долго.

Д альнейшее, по понятным причинам, относится к случаю приобретения аккумулятора отдельно. Вам будет спокойнее, если вы сможете купить точно такой аккумулятор, как и ваш старый (та же марка, та же фирма). Если это не получилось (иногда это невозможно из-за снятия аккумулятора с производства, изменения его параметров или того, что название аккумулятора было заклеено наклейкой производителя ИБП), то можно использовать любой герметичный свинцовый аккумулятор, подходящий по следующим критериям (в порядке важности): номинальное напряжение, размеры корпуса аккумулятора (без клемм и с выступающими клеммами), размеры и расположение клемм.

Е мкость аккумулятора тоже конечно важна, но вы можете смело использовать вместо аккумулятора номинальной емкостью 7 А*час аккумуляторы емкостью 6.5 или 7.2 А*часа. Реальная емкость аккумулятора обычно отличается от заявленной номинальной. Поэтому, покупая аккумулятор с надписью 17 А*час, вы не можете быть на 100% уверены, что его емкость больше, чем емкость аккумулятора с надписью 16 А*час, стоящего на соседней полке.

О бычно герметичные аккумуляторы рассчитаны на 3-5 лет жизни. Они стареют – независимо от того, работают они или нет. Аккумулятор, стоящий на полке, может стареть даже быстрее, чем при нормальном заряде. Поэтому важна дата производства аккумулятора, приобретаемого для замены. Нужно покупать как можно более "свежий" аккумулятор. Но ставьте реальные цели: не стремитесь купить аккумулятор, выпущенный вчера (их возят по морю и через множество складов). Аккумулятора годовой давности вполне достаточно.

В ажен также правильный выбор производителя аккумулятора, а иногда – и конкретного завода. За 15 лет лет торговли герметичными аккумуляторами, проводя 100% входной контроль всех продаваемых батарей, мы отказались от поставок продукции нескольких фирм, в продукции которых был замечен большой процент брака. Нашим основным поставщиком герметичных аккумуляторов является сейчас CSB. Брак в партиях этих аккумуляторов составляет менее 0.1% и не зависит от завода.

Е сть еще одна причина, по которой нужно тщательно выбирать производителя. Некоторые фирмы в некоторых своих ИБП пытаются эксплуатировать аккумулятор на пределе (а то и за пределами) его номинальных характеристик. Например в ИБП Smart-UPS 700 фирмы APC максимальный ток заряда аккумуляторов (12 В, 7 А*час) может превышать 3.5 А. Фирмы – производители аккумуляторов устанавливают разные максимальные токи заряда. Например CSB – 2.1 А, а Coslight – 1.4 А. Поэтому в Smart-UPS лучше устанавливать аккумуляторы CSB.

В последние годы многие производители аккумуляторов начали выпуск новых моделей, специально ориентированных на короткие разряды. Аккумуляторы эти обычно обозначаются, как "high rate" (HR). Номинальная емкость таких аккумуляторов часто не указывается производителем. Для них указывают, как правило, американское обозначение энергии аккумулятора (ватты на элемент при 15-минутном разряде). Если сравнить два аккумулятора одинакового веса: обычный и аккумулятор для коротких разрядов, то при больших токах разряда последний будет иметь заметно большую емкость, чем традиционные герметичные аккумуляторы. На небольших разрядных токах (больших временах разряда) аккумуляторы HR преимуществ не имеют. Если батарея вашего ИБП будет работать (на имеющуюся нагрузку) до 20 минут, то есть смысл подумать о покупке такого (несколько более дорогого) аккумулятора.

Чем аккумуляторы, которые мы продаем, лучше других?

Г лавная причина – контроль. Мы производим тестеры аккумуляторов, и хорошо знаем, как проверять свинцовые аккумуляторы. Несмотря на наше доверие производителю, мы проверяем 100% продаваемых аккумуляторов. Это требует времени и стоит денег. Зато мы и наши клиенты уверены в каждом аккумуляторе. Приобретая аккумулятор, убедитесь, что на его верхней поверхности имеется наклейка, свидетельствующая о проведении проверки. Наклейка является гарантией того, что в момент продажи аккумулятор полностью исправен и при правильной эксплуатации прослужит многие годы.

В торая причина является следствием первой – за более чем 15 лет поставок аккумуляторов мы отсеяли производителей, имеющих большой процент брака и не поставляем их продукцию.

И , наконец, третье, но тоже важное – у нас вы сможете узнать дату производства аккумулятора до покупки, а не после нее.

Н о что же это мы все о своем. Хотите ближе к делу? Не торопитесь. Сначала. техника безопасности.

Техника безопасности

Т ехника безопасности при замене аккумулятора в ИБП очень важна по меньшей мере по двум причинам. Дело в том, что у аккумуляторов не бывает выключателей. Поэтому на его клеммах всегда есть напряжение. При коротком замыкании даже небольшого аккумулятора возникает большой ток (аккумулятором емкостью 7 А*час можно завести автомобиль), который может вызвать выход из строя аккумулятора, инструмента, которым было произведено замыкание, а то и серьезный ожог.

В нутри ИБП есть инвертор, который специально сделан для получения переменного тока напряжением 220 или 380 В. Даже если ИБП не подключен к сети, внутри него могут быть опасные напряжения. Поэтому к замене аккумулятора в ИБП, не имеющем полностью изолированного батарейного отсека, могут быть допущены только лица, имеющие разрешение работать с электроустановками напряжением до 1000 В.

П одача на аккумулятор большого напряжения может привести к открыванию предохранительного клапана и выделению пожароопасного водорода и очень опасной для кожи и глаз серной кислоты. Не курите (это опасно и вредно для вас и окружающих). Всегда имейте под рукой запас питьевой соды для нейтрализации кислоты.

ИБП с одним аккумулятором – меняем аккумулятор запросто

Е сли в вашем ИБП установлен один аккумулятор, то все довольно просто.

  • Выключите ИБП, отключите его от сети и нагрузки.
  • Разберите ИБП достаточно для того, чтобы отключить аккумулятор от ИБП (не начиная демонтаж аккумулятора). На небольших ИБП для этого достаточно бывает открыть крышку.
  • Отключите провода от клемм аккумулятора.
  • Пометьте старый аккумулятор, чтобы не спутать его с новыми.
  • Выньте аккумулятор из ИБП (иногда для этого нужно разобрать почти весь ИБП).
  • Установите новый аккумулятор в ИБП и подключите к нему один из проводов. При подключении второго провода скорее всего начнут заряжаться конденсаторы, установленные в ИБП. При этом может возникнуть искра. Вообще говоря, она не опасна (особенно, если в вашем ИБП нет микропроцессора – – если такие еще остались), но ее можно (и желательно) избежать, подключив на секунду второй провод к аккумулятору через резистор в 10 Ом (или около того). После этого подключите второй провод непосредственно к аккумулятору. Очень важен хороший контакт аккумулятора с ИБП. Если клеммы болтаются, подожмите их.
  • Проверьте работу зарядного устройства (см. ниже).
  • Соберите ИБП и проверьте его общую работоспособность: включение, выключение, работу от сети и от батареи, работу на байпасе (если он есть).

Особенные ИБП

В 1990-е все, даже небольшие, ИБП были рассчитаны на профессиональную эксплуатацию. В том числе и на замену аккумуляторов обученным специалистом. Менять аккумуляторы в таких ИБП не слишком просто. Например, некоторые ИБП хранят в памяти информацию об своем аккумуляторе. Если аккумулятор заменить, то его параметры могут не совпасть с информацией, хранящейся в памяти ИБП. В этом случае ИБП может начать пищать, а то и откажется работать. Для предотвращения этого нужно провести так называемую калибровку ИБП. С помощью специальной программы (имеющейся в сервисных центрах) ИБП настраивается на работу с новым аккумулятором. Если такой программы нет, а ИБП начал пищать, можно попробовать провести несколько циклов разряд-заряд на новых аккумуляторах. Для этого не нужно вынимать аккумулятор из ИБП – просто включите ИБП, отключите сеть и дайте аккумулятору ИБП разрядиться на 50-70%. После этого снова включите сеть. Иногда достаточно одного такого цикла, и ИБП снова "здоров". Сейчас производители небольших ИБП, как правило, декларируют возможность самостоятельной замены аккумулятора ИБП пользователем. Значит ли это это, что калибровка не нужна? Да, в большинстве случаев. Если вам не повезло – вас, вероятно, спасет цикл разряд-заряд.

Читайте также:  Все windows по порядку

Е сть ИБП (опять же, из старых), за замену аккумуляторов в которых лучше не браться самостоятельно. Их конструкция настолько неудобна для замены аккумуляторов, что для безопасного проведения этой операции нужны специальные приемы, а лучше – еще и специальный инструмент. Среди "неудобных" ИБП (список, конечно, не полон): Smart-UPS 600, Smart-UPS 900.

Проверка зарядного устройства

П равильная работа зарядного устройства (ЗУ) ИБП – залог длительной работы вашего нового аккумулятора. Поэтому не поленитесь тщательно проверить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор не перезаряжался. Очень хорошо, если ток заряда (в амперах) не превышает 0.2-0.3 (в зависимости от типа аккумулятора) от номинальной емкости аккумулятора, а напряжение заряда не превышает 2.3 В/элемент (13.8 В для 12-вольтового аккумулятора). К сожалению, не все производители ИБП соблюдают эти простые правила. Но в любом случае, ток не должен превышать приведенную величину более, чем вдвое, а напряжение не должно быть больше 14 В для 12-вольтового аккумулятора.

В некоторых ИБП применяются нетрадиционные методы заряда. Для них эти правила могут не действовать

Как проверить максимальный ток заряда.

О хватите токовыми клещами постоянного тока провод, идущий к аккумулятору. Включите ИБП и отключите его от сети. Дайте ИБП поработать от батареи 30-40 секунд (за это время аккумулятор чуть-чуть разрядится). Снова включите вилку ИБП в сеть и измерьте ток заряда в течение первых 2-х секунд работы ИБП от сети. Этот ток не должен превышать приведенной выше величины.

Как проверить максимальное напряжение заряда.

Д айте ИБП поработать от сети достаточно долго, чтобы аккумулятор зарядился полностью или почти полностью. Если аккумулятор сильно разряжен, это может занять несколько часов. Измерьте напряжение на аккумуляторе, не отключая ИБП от сети. Напряжение не должно превышать приведенной выше величины.

ИБП с несколькими аккумуляторами

Е сли в вашем ИБП установлены несколько аккумуляторов, соединенных последовательно, то возможно вышли из строя не все аккумуляторы. Вам нужно принять решение: заменять только неисправный или все. Понятно, что лучше все. Но если после последней замены аккумулятора прошло не более года, и один из аккумуляторов вышел из строя, а остальные еще могут работать, то вероятно, при прошлой замене аккумуляторов был использован бракованный аккумулятор, или процедура замены была проведена неправильно. В этом случае можно рискнуть (но лучше не рисковать) и заменить один аккумулятор, но в следующий раз все равно придется менять все аккумуляторы. Если после предыдущей замены аккумуляторов прошло 3-4 года, один аккумулятор точно неисправен, а остальные кажутся вам нормальными, все равно нужно менять все – это тот случай, когда скупой точно заплатит дважды.

П ро профессиональное обслуживание аккумуляторных батарей последовательно соединенных аккумуляторов лучше почитать методику эксплуатации батарей свинцовых аккумуляторов. Для небольших ИБП с несколькими аккумуляторами достаточно нескольких простых рекомендаций, следующих ниже.

П одготовленные к установке в ИБП аккумуляторы должны быть одинаковыми, насколько возможно (одного типа, одного производителя, из одной партии, одинаково заряженные и одинаковой емкости). В условиях специализированной фирмы достаточно проверить аккумуляторы из одной партии тестером аккумуляторов, и подобрать аккумуляторы с одинаковыми напряжением и емкостью. Если прибора нет, можно, надеясь на производителя и продавца, взять аккумуляторы из одной партии. Если есть сомнения в "одинаковости" аккумуляторов, можно соединить их параллельно на сутки (или, если есть оборудование для заряда и разряда, сделать на параллельно соединенных аккумуляторах 2 цикла разряд-заряд).

Аккумуляторная батарея в ИБП — это расходный материал, о чём производители не торопятся сообщать — ведь продать новый UPS выгоднее, чем просто дать клиенту заменить «сдохшую» батарею в бесперебойнике.

Когда пора менять аккумулятор в ИБП?

Срок службы ИБП, источника бесперебойного питания, всего 2−3 года, хорошие модели могут протянуть 4−5 лет, но к концу срока службы станут совсем плохими. Когда бесперебойник держит только несколько минут, увеличивается срок до полной зарядки — это сигнал к замене блока питания, или аккумуляторной батареи. В моём случае трёхлетний Ippon работал меньше минуты, а заряжался после этого пол дня.

Замена аккумулятора в ИБП нужна не только для реанимации работающего несколько минут ИБП, но и для безопасности. Полностью разряженная свинцовая батарея вздувается и может повредить как сам UPS, так и его владельца.

Перейдём к подбору аккумулятора.

Параметры аккумуляторов в ИБП

Вернёмся к параметрам, по которым подбираются аккумуляторы. Основных параметров у заменяемых батарей для UPS два:

  1. Напряжение, для которого они рассчитаны. Это основной параметр для замены. При зарядке и разрядке батареи контроллер ИБП устанавливает через трансформатор рабочее напряжение. При зарядке оно превышает номинал, для 12 В это 14−15 В, а при разрядке — старается уменьшить, т.к. чем «спокойнее» происходит процесс разряда, тем дольше будет работать батарея.
  2. Ёмкость батареи. От неё зависит, сколько минут проработает ИБП после отключения питания. Этот параметр может варьироваться — многие бесперебойники используют меньгие по ёмкости аккумуляторы, а небольшая модификация управляющей платы позволяет UPS’у использовать аккумуляторы ёмкостью 40−50 Ампер/часов (автомобильные).

Например, в Ippon Back Power Pro 800 устанавливаются батареи Yuasa NPW45−12 или CSB1234W. Их рабочее напряжение 12 В, а ёмкость — 9 Ампер*часов. При этом на сайте производителя рекомендуется для замены батарея Ippon IP12−7,0 с ёмкостью 7 Ач. Это подтверждает, что в ИБП замена аккумулятора на меньшей ёмкости продукцию вполне корректна даже по мнению производителя.

Аккумуляторная батарея CSB HR1234W

Размеры

Отдельным параметром можно считать размеры. В отличие от автомобильных посадочных мест, в UPS единый стандарт хоть и выработан, но трактуется очень свободно. вполне возможно купить батарею, которая просто «не сядет» во внутрь вашего UPS.

Размеры посадочного места для аккумулятора минимальны

Многие компании, продающие элементы питания, заботятся о своих клиентах и размещают информацию о батареях, подходящих для замены аккумулятора конкретного UPS. Например, мне очень помогла страница на о батареях для UPS Ippon сайте компании «АЛАС Energy», на которой собрано множество альтернативных батарей для Ippon Back Power Pro 800. Кроме корректных размеров, они все соответствуют параметрам 12В/9Ач, а вот рекомендации на сайте производителя (Ippon) указывают на модель 12В/7Ач.

Дата производства

Кроме базовых параметров, при покупке сменного аккумулятора для ИБП следует обратить внимание на его возраст. Срок службы батарей — 2−3 года, и он истекает даже если бесперебойником не пользуются. Все производители маркируют свои изделия датой производства — её следует проверить при покупке и отказаться, если аккумулятор старше одного года.

Общей рекомендацией будет покупать популярные акб и в магазинах с большим оборотом — чем чаще на складах заканчивается товар, тем активнее его возят от поставщика. К примеру, в небольшом ларьке запчасть для ИБП может простоять несколько лет, ожидая своего покупателя, а в крупном интернет-магазине их завозят каждую неделю.

Производители

Производителей сменных батарей для бесперебойников огромное количество. Всех производителей следует разделить на две группы:

  1. Компании, специализирующиеся на производстве батарей. Рынок этот высококонкурентный, и откровенно плохие модели найти сложно. Есть множество отзывов, историй использования, описаний возможностей для восстановления и опасные модели, их изучение позволит не нарваться на откровенно провальную модель. В остальном, качество вполне пропорционально стоимости. Представителями этого «блока» являются CSB, Fiamm, B.B.Battery, Ventura, Sonnenschein, Coslight, AQQU.
  2. Компании, производящие UPS. Если видите бренд батареи, совпадающий с брендом ИБП (SVEN, Ippon, 3Cott) — это повод внимательно изучить отзывы и форумы. Часто производители бесперебойников просто покупают недорогие модели и «брендируют» их под себя. Особняком стоят «гиганты», такие, как APC — их производство и рынок превосходит большинство производителей компонентов.

Заключение

Сделать правильный выбор продукта для замены аккумулятора ИБП очень важно. Однако, для бытового использования источника бесперебойного питания именитый производитель совершенно не важен. При редких отключениях и перепадах напряжения деградация ячеек аккумуляторной батареи происходит в основном за счёт естественного старения аккумулятора, а не за счёт нагрузки, на которые затачиваются именитые бренды и их высокопроизводительные модели.

Поэтому для домашнего использования следует выбирать наиболее свежие аккумуляторы без большого числа негативных отзывов. Основным же параметром должна стать цена — ведь эту батарею тоже придётся менять через 2−4 года.

Для себя я выбрал вместо именитых производителей стандартный аккумулятор от Ippon IP12−9. Пошаговая замена аккумулятора в ИБП Ippon Back Power Pro 800 описана в отдельной статье.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *