Содержание
- 1 BIM-программы
- 2 AutoCAD
- 3 SketchUp
- 4 Grasshopper
- 5 Photoshop
- 6 Набор молодого архитектора
- 7 Какие инструменты осваивать в первую очередь
- 8 Куда двигаться дальше
- 9 Россия и мир: разница в работе
- 10 Как изменились программы
- 11 Новые перспективные направления
- 12 Как жить, когда столько всего нужно уметь
- 13 SketchUp
- 14 Rhino + Grasshopper
- 15 ARCHICAD
- 16 Cinema 4D, Тwinmotion, Lumion, Artlantis
- 17 Пакет Adobe: Photoshop, InDesign, Illustrator
- 18 BIMsight и Solibri Viewer
- 19 Про *dwg
- 20 Вместо послесловия
Рисунок – это язык архитекторов. И в то же время с появлением многочисленных программ-помощников они стали эффективнее и быстрее справляться со своими задачами. Одни считают, что внедрение виртуальных технологий в искусство вредит творческому исследованию. Другие прославляют эру компьютеризации, которая позволяет архитекторам отдать на откуп машинам решение профессиональных проблем.
Стоит ли изобретателям и дальше носить блокнот в кармане? Или пора полностью автоматизировать архитектурный процесс? И в каком случае проектируемые здания станут лучше? Мы считаем, что зона комфорта – не место для художника. Поэтому ему нужно сохранять связь между рукой и разумом, а компьютер использовать лишь для того, чтобы безболезненно справляться с рутинной работой.
BIM-программы
Архитектору следует освоить Revit или ArchiCAD, а лучше и Revit, и ArchiCAD – ведь в BIM-среде можно организовать совместную работу со смежными специалистами. Общая трехмерная модель будущего здания разбивается на рабочие плоскости, каждый элемент которых рассматривается отдельно. База данных таких программ содержит информацию обо всех этапах проекта – от разработки концепции до строительства.
AutoCAD
AutoCAD уже не так актуален, как раньше. Несмотря на довольно широкие возможности, он по-прежнему считается электронным кульманом (особенно на фоне BIM-программ). Инструмент теряет свою популярность и сейчас применяется только для решения промежуточных задач.
SketchUp
Еще одна программа, которая позволяет моделировать лишь несложные объекты. Инструмент отличается способностью «выдвигать» плоскости в сторону, что дает возможность создавать новые боковые стенки.
Grasshopper
Параметрическая архитектура больше не в тренде, а вместе с тем уходят в небытие такие инструменты, как Grasshopper 3D. С его помощью можно проектировать замысловатые модели в среде Rhino 3D – в любом случае вам не помешает знать эту программу хотя бы на базовом уровне. Генеративное моделирование в Grasshopper – это создание алгоритма. То есть достаточно будет внести новые данные, и программа сама изменит весь объект.
Photoshop
С Photoshop знакомы даже ленивые и неискушенные в технологиях люди. В чем польза Photoshop для архитектора? Ему всегда была важна визуальная составляющая проекта. А магические техники Photoshop позволяют подрисовать то, что нужно.
Время чтения: 10 мин
Какие программы должен освоить архитектор, чтобы чувствовать себя свободно и тратить свое время на решение профессиональных задач, а не на борьбу с цифровыми инструментами? Арсений Афонин, идеолог и куратор «Софт Культуры», отвечает на эти вопросы и рассказывает о современных инструментах и неочевидных возможностях, которые дает каждый из них.
Набор молодого архитектора
Какого-то совсем универсального набора базовых программ в данный момент не существует: есть несколько путей, по которым можно пойти, несколько наборов, между которыми можно выбрать. В любом случае архитектору нужен инструмент черчения, инструмент моделирования и набор инструментов для подачи проектов.
Инструментом черчения и моделирования одновременно, как правило, служит любой BIM-инструмент — ArchiCAD или Revit. Но только BIM недостаточно. Работу в BIM-среде удобно комбинировать с базовыми инструментами моделирования, например, со SketchUp или Rhino, потому что делать какие-то быстрые эскизные модели и прикидывать варианты неудобно в BIM: нужен более легковесный и быстрый инструмент.
Для классического 2D-черчения подойдет AutoCAD или 2D-модуль ArchiCAD — что удобнее, потому что там есть и BIM, и 2D, — но, например, не подойдет Revit.
Теперь про подачу. Классический минимум, который нужен для подачи, 一 это Photoshop. Но начиная с какого-то момента нужен еще InDesign: на втором курсе его, возможно, еще рано использовать, но начиная с четвертого работать без него невозможно.
В идеале еще нужен Illustrator, потому что работа с двухмерной графикой, работа с чертежами и схемами и настройка нюансов там намного удобнее, чем в Photoshop — вдобавок получившиеся материалы можно перевести в InDesign в векторном варианте. В общем-то, весь Adobe Suite 一 это лучший друг архитектора на долгие годы.
Все остальные инструменты используются опционально, их выбор зависит от конкретной специализации архитектора.
Какие инструменты осваивать в первую очередь
Я бы сказал, что BIM-инструменты должны появляться в арсенале последними, потому что когда они появляются первыми, особенно если это Revit, человек связан по рукам и ногам 一 он не понимает, что такое классическое черчение и как это работает, и порой не может решить элементарные задачи. Например, бывают ситуации, когда разрез нужно быстро изменить, просто получить красивую картинку, но этого нельзя сделать с помощью Revit — для редактирования необходимо перемоделировать часть здания, но в действительности это задача быстрее решается на уровне черчения, а не моделирования. Именно поэтому ArchiCAD лучше для начала работы — там уход от строгой логики BIM возможен.
В любом случае в наборе инструментов должно быть что-то, что частично повторяет логику ручного черчения: например, AutoCAD сейчас устарел, и нет смысла тратить время на его освоение. Но Rhino вполне может его заменить — и он хорошо дружит с ArchiCAD. Или можно освоить Vectorworks, который позволяет работать еще и с ландшафтными проектами.
Куда двигаться дальше
Если архитектора больше интересуют концептуальное проектирование и первые стадии проектной работы — конкурсы, быстрая прикидка идей, — то, как правило, идеального знания SketchUp и Photoshop вместе с инструментом для черчения ему хватает с головой.
Чтобы самостоятельно делать красивые картинки, молодому архитектору нужно погружаться в ремесло визуализации — но не очень глубоко, чтобы не стать молодым визуализатором. Для такого погружения пригодятся связки Corona + 3ds Max или V-Ray + SketchUp / Rhinoceros. Выбор зависит от программы для моделирования: например, если ты работаешь в Revit, логичнее всего визуализировать проект с помощью Corona, потому что модель можно без лишних усилий импортировать в 3ds Max и быстро настроить материалы и свет — эта связка разработана хорошо. А если ты работаешь в SketchUp или в Rhino, то лучше визуализировать проекты в V-Ray, потому что связка V-Ray + SketchUp / Rhino тоже позволяет делать все быстро и качественно.
Можно освоить и более редкие инструменты визуализации — например, Octane Render : он есть и на Rhino, и на SketchUp, то есть для работы с ним не нужен 3ds Max, зато нужна видеокарта от NVIDIA, которая есть не у всех, а значит, Octane Render нельзя рекомендовать как общее решение.
Если архитектор хочет углубиться в BIM, строительные технологии и в менеджмент проектирования и строительства, BIM-инструменты — бездонный ресурс: можно глубоко копать и осваивать Dynamo — плагин на Revit, — чтобы делать квартирографию и автоматизировать некоторые процессы проектирования .
Для аналитических задач или экспериментов с формой необходимо иметь в арсенале какой-то алгоритмический инструмент. Например, Grasshopper вместе с Rhino. Rhino без Grasshopper — это просто точный инструмент для моделирования. Связка Rhino и ArchiCAD хорошо налажена. С Revit будет больше проблем, если заниматься алгоритмическими экспериментами, потому что швов в рабочем процессе будет больше — но и это возможно.
Если архитектор хочет пойти в урбанистику или градостроительство, ему нужны GIS-инструменты — QGIS, который доступен бесплатно, или платный ArcGIS. Эти инструменты становятся все более важными.
В любом случае «золотого ключика» — одной или двух программ, которые ты можешь выучить и которые тебя во всех случаях жизни спасут, — просто нет. Специфика архитектурной профессии в том, что нужно потратить значительное количество времени и выучить много всего, чтобы потом в этом плавать как рыба в воде и не чувствовать напряжения и каких-то ограничений, связанных с инструментами.
Россия и мир: разница в работе
Рынки сейчас действительно очень разные: там, где инструмент начал развиваться, сфера его влияния обычно растет быстрее всего, он захватывает нишу и долго из нее не выходит. Так случилось с ArchiCAD’ом в Америке, или с Vectorworks в немецкоязычных и дружественных странах 一 Германии, Швейцарии, Голландии.
В Британии популярна Maya как альтернатива 3ds Max. У нас же сначала появился 3ds Max и занял рынок: он абсолютно не приспособлен для архитектуры, но до сих пор существует как атавизм — многие бюро думают, что он им нужен, потому что когда-то руководители команды начинали в нем работать.
Но сейчас картинки можно делать с помощью любого инструмента моделирования и плагинов. Или перейти на режим работы, когда архитекторы правильно работают в SketchUp, а затем корректно импортируют модель в 3ds Max, и дальше к работе уже приступают визуализаторы.
Большинство инструментов похожи, поэтому если ты освоил необходимый набор, но отправляешься на стажировку или в магистратуру в другую страну, ты просто смотришь, куда ты едешь и что там нужно — и быстро подтягиваешь необходимые навыки.
Как изменились программы
Пять лет назад, когда мы основали «Софт Культуру», AutoCAD все еще был в ходу, и быстро, эффективно работать в нем считалось классным. А сейчас я скорее сказал бы, что без BIM-инструмента никуда, а не без AutoCAD. Несколько лет назад InDesign был в новинку, и люди не понимали, зачем он нужен. Сейчас многие бюро делают альбомы и презентации в InDesign, то есть это стало стандартом индустрии — и это здорово.
ArchiCAD тогда существенно проигрывал в гонке с Revit, а сейчас они абсолютно выровнялись : вместо того, чтобы тратить средства на разработку собственного алгоритмического инструмента, ArchiCAD наладил связку с Rhino и с Grasshopper, и с точки зрения индустрии и рабочего процесса это действительно грамотное решение, которое позволяет программе местами быть удобнее, чем Revit.
Новые перспективные направления
GIS-инструменты: их давно пора осваивать серьезно. В архитектурном образовании всегда есть классическая кафедра градостроительства, которая на самом деле сейчас должна называться как-то иначе, потому что города с нуля мы больше не строим — тем не менее есть масштаб, начиная с которого для работы нужен GIS-инструмент, но у студентов обычно нет навыков такой работы. Это важное и эффективное направление.
Еще одно очень интересное направление — все, что связано с виртуальной реальностью, VR. Это действительно сложные инструменты на игровых движках, которые позволяют взаимодействовать с моделью принципиально иначе — оказаться внутри. Пока это скорее игрушка, но в перспективе VR позволит архитектору лучше объясняться с подрядчиками, чтобы показать, что именно нужно сделать и как это должно выглядеть, обсудить узлы и детали. Сейчас многие бюро рассматривают VR как интересный внутренний инструмент: сделав проект и походив по нему, они приглашают заказчика — и все удивляются, как все это устроено.
Существует довольно специфический навык скриптинга, но в России мало людей, которые популяризировали бы его. Возможность писать собственные алгоритмы просто необходима там, где проводятся эксперименты с формообразованием, материалами и конструкциями.
В Европе и США локомотивами чего-то нового и авангардного выступают институты и экспериментальные школы, которые получают деньги на некоммерческие разработки — они исследуют новые поля и возможности, и поэтому навыки скриптинга и программирования там очень нужны. В России таких глобальных разработок нет, поэтому задачи становятся более практическими и прикладными, но они тоже существуют.
Мне кажется, что после того, как все перекочевало в веб, нужно уметь презентовать свои идеи и проекты там. Для исследователя или архитектора коммуникация через веб — важная часть работы, и для этого нужен инструмент. Например, Readymag или, реже, Tilda становятся сейчас почти стандартом индустрии.
Интересно, что все больше людей работает с видео, и можно развивать навыки работы с Adobe Premiere и Final Cut, а вот Adobe After Effects — это уже совсем продвинутый уровень для работы с анимацией.
Как жить, когда столько всего нужно уметь
Я думаю, никакого универсального архитектора нет: нужно четко понимать, что ты хочешь делать в этой профессии. Для каждой задачи нужны свои навыки, поэтому необходимо представлять, в какой роли ты находишься в рабочем процессе — и, глобально, в индустрии вообще. Иначе есть вероятность остаться средним специалистом и не суметь специализироваться. А рынок сейчас требует специализации, он дробится, потому что задачи становятся разными и более сложными: в крупных мировых бюро помимо вакансии Junior Architect и Senior Architect есть и Revit Architect, который еще не BIM-менеджер, но уже не просто архитектор .
В России уже сформировались отдельные профессиональные касты: BIM-специалисты; визуализаторы; архитекторы, которые работают над концепцией и ранними этапами проекта; архитекторы, занимающиеся проектной документацией; архитекторы-исследователи и теоретики; в отдельную сторону отпочковались городские планировщики и урбанисты. Есть специалисты по алгоритмическому проектированию — обычно не больше одного человека в бюро. А еще есть те, кто хочет открыть свое дело, — им требуется совершенно другое: soft skills 1 и навыки менеджмента.
Имеет ли смысл закрепляться в какой-то одной роли или искать смежные задачи? Тут просто чувствуешь, куда тебя тянет, и начинаешь двигаться в этом направлении.
Студентка третьего курса МАРХИ Татьяна Козлова составила свой минимальный набор программ, которые помогают в учебе и конкурсах.