0

Бейсик язык программирования для начинающих

Для самостоятельного изучения языка Visual Basic, позволяет без помощи преподавателя, «с нуля» разобраться в основах программирования и научиться создавать полноценные приложения для Windows. Большое количество информации о Visual Basic также даёт возможность использовать книгу и в качестве справочника.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Установка Visual Basic на компьютер пользователя
  • Глава 2. Знакомство с Visual Basic
  • Глава 3. Использование мастеров
  • Глава 4. Операторы и выражения
  • Глава 5. Условные переходы и циклы
  • Глава 6. Процедуры и функции
  • Глава 7. Типы данных, переменные и константы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Евгений Матвеев, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О чЁм эта книга?

Книга представляет собой пошаговый самоучитель по программированию на языке Microsoft Visual Basic версии 6.0, с последовательным изучением всех основных компонентов языка Visual Basic и элементов управления Windows, которые в нём используются.

Она будет также очень полезна и при рассмотрении других версий языка Visual Basic, так как отличия между ними на начальном уровне изучения не приниципиальны.

Доступный стиль изложения, большое количество иллюстраций, реальных примеров исходных текстов программ, полезных советов и обилие справочной информации помогут вам хорошо изучить данный язык программирования «с нуля» в кратчайшие сроки.

Прочитав эту книгу, вы научитесь:

• устанавливать Microsoft Visual Basic 6.0 на свой компьютер,

• пользоваться всеми основными возможностями среды программирования,

• находить нужную информацию в справочной системе,

• оперировать свойствами и методами объектов Windows,

• программировать различные внешние устройства,

• писать сетевые приложения для работы в Интернете,

• проектировать свое собственное приложение,

• разрабатывать его интерфейс,

• создавать исходный текст программы,

• отлаживать программу и находить в ней ошибки,

• компилировать код программы в исполнимый файл,

• создавать инсталляцию готового приложения,

• распространять свои программы через Интернет,

• …и многому другому!

Простой и доступный стиль изложения материала рассчитан на студентов, преподавателей и других лиц, желающих самостоятельно освоить принципы современного визуального проектирования приложений на языке Visual Basic.

Большая часть информации, содержащейся в этой книге, пригодится вам также и в других целях, не связанных напрямую с изучением Visual Basic:

• для лучшего понимания принципов работы операционной системы Microsoft Windows,

• изучения основ программирования вообще,

• написания программ на других диалектах языка Basic.

История появления языка Visual Basic

Почти сразу же после появления электронных вычислительных машин (ЭВМ), в 50-х годах ХХ века были разработаны первые языки программирования для управления вычислительным процессом.

Они были крайне сложны, специализированы для конкретных моделей ЭВМ и предназначались для создания управляющих программ, решающих сложные математические задачи.

По мере распространения ЭВМ возникла необходимость упрощения языка взаимодействия человека с машиной, в результате чего в Dartmouth College был создан язык программирования BASIC. Это название являлось аббревиатурой, а полное наименование этого языка звучало как Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный символьный программный код для начинающих). В то же время слово Basic переводится с английского как «базовый», «основной». Как бы то ни было, прижился именно короткий вариант названия.

Поначалу Basic был очень простым языком программирования, так как предназначался для обучения. Именно из-за своей простоты и компактности он был выбран в качестве языка для первых микрокомпьютеров серии Альтаир (Altair), выпущенных в 1975 году и имеющих всего 4 кб оперативной памяти. Разрабатывали интерпретатор языка основатели корпорации Microsoft – Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen).

Когда появились персональные компьютеры фирмы IBM, был создан интерпретатор Microsoft GW-Basic, работающий под управлением операционной системы DOS. У интерпретатора GW-Basic имелся интерфейс командной строки и занимал он менее 100 кб оперативной памяти компьютера.

Следующим шагом в развитии языка Basic для DOS было появление двух компиляторов: Microsoft QuickBasic и Borland TurboBasic. Они оба отличались более удобным оконным интерфейсом, наличием текстового редактора для написания программ, системы отладки и возможностью генерации выполнимых exe-файлов.

Через несколько лет после появления операционной системы Microsoft Windows, в 1991 году был создан Microsoft Visual Basic for Windows версии 1.0. Это был революционный шаг в развитии языка, так как теперь отпала необходимость в скурпулезном программировании интерфейса приложений – достаточно было нарисовать его.

В дальнейшем развитие языка шло в направлении совершенствования Microsoft Visual Basic for Windows, которое было связано, в основном, с добавлением новых инструментальных средств и расширением поддержки работы с объектами операционной системы Windows, а также прикладными программами, прежде всего – с пакетом Microsoft Office.

Отличительные особенности Visual Basic

Читатели, которые даже немного знакомы хотя бы с одним классическим языком программирования, в котором не предусмотрены визуальные средства проектирования приложений, особенно сильно почувствуют разницу между обычными системами программирования, включая другие диалекты языка Basic, и современным Visual Basic.

Визуальное проектирование в значительной степени ускоряет разработку приложений за счет уменьшения количества кода, который должен написать программист.

Создание объектов интерфейса: окон, кнопок, полей ввода, флажков и т. п., с помощью Visual Basic не представляет большого труда и напоминает рисование в графическом редакторе. После этого остается лишь написать подпрограммы, связанные с этими объектами.

Существенное отличие Visual Basic от QuickBasic, TurboBasic и других диалектов языка Basic для DOS, заключается в том, что в него встроена поддержка работы с объектами Windows, а также предоставлена возможность использования любых функций операционной системы.

Исходный текст программы Visual Basic может считывать и обрабатывать построчно, сразу же выполняя операторы языка, то есть, функционировать как интерпретатор.

Но он же может быть и компилятором, создающим исполняемые файлы, которые работают независимо от самой среды программирования.

Работа в среде Visual Basic очень комфортна, чему способствует наличие большого количества мастеров, многоуровневой справочной системы и удобных средств отладки приложений.

Все это говорит в пользу того, что Visual Basic является мощной средой программирования, с помощью которой можно разрабатывать широкий круг профессиональных приложений для Windows.

Редакции Visual Basic

Фирма Microsoft выпускает Visual Basic 6.0 в нескольких редакциях, которые различаются своими возможностями, поставляемой документацией и, конечно же, своей стоимостью:

Learning Edition (Учебная редакция) – включает основные возможности по созданию приложений и базовый набор элементов управления,

Professional Edition (Профессиональная редакция) – содержит больше инструментов и вспомогательных средств разработки, а также ряд дополнительных элементов управления,

Enterprise Edition (Промышленная редакция) – предназначено для разработчиков корпоративных систем и клиент-серверных приложений, поэтому охватывает все аспекты создания и поддержки больших баз данных, базирующихся на различных технологиях.

Несмотря на имеющиеся отличия, все редакции языка программирования Visual Basic, имеют много общего в среде разработки и совсем не отличаются по своему синтаксису, поэтому практически идентичны между собой для начинающего программиста.

Visual Basic 6.0 Enterprise Edition, какой мы будем рассматривать в этой книге, поставляется не отдельно, как это было в предыдущих версиях, а в составе интегрированного пакета Microsoft Visual Studio 6.0, предназначенного для разработчиков программного обеспечения.

Читайте также:  К какому спутнику подключиться

В этот пакет входит, кроме Microsoft Visual Basic еще и Microsoft Visual C++, Microsoft Visual FoxPro, а также ряд других вспомогательных программ и компонентов.

Теперь рассмотрим основные обозначения, принятые в данной книге, которые помогут вам свободно в ней ориентироваться.

Списки, в которых перечисляются какие-либо понятия, выглядят так:

• элемент списка 1,

• элемент списка 2,

Если вам нужно выполнить практическое действие для получения определенного результата, то это будет выглядеть примерно так:

Сделайте это… На экране появится следующее…

Названия клавиш, которые придется нажимать на клавиатуре, заключены в квадратные скобки и выделены жирным шрифтом, например: [F1]. Комбинации клавиш, нажимаемые одновременно, содержат между собой знак «плюс», например: [Ctrl] + [Break].

Последовательно выбираемые мышью пункты меню разделены знаком «дефис», а в скобках приводится их перевод на русский язык: File – Open… (Файл – Открыть…).

Названия программ в тексте выглядят таким образом: Microsoft Visual Basic.

Исходные тексты программ, которые придется набирать на клавиатуре вручную, отделены от остального текста пустыми строками и выделены жирным шрифтом, например:

Язык Бэйсик (он же Бейсик, он же BASIC) входит в семейство языков программирования высокого уровня.

BASIC – это аббревиатура, которая расшифровывается так: Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный код символических инструкций для начинающих).

Язык программирования Бейсик был разработан в 1964 году. Затея заключалась в том, чтобы создать язык, с помощью которого студенты, не имеющие навыков программирования, могли самостоятельно создавать компьютерные программы для решения своих задач.

Этот язык в своё время был очень популярен и расплодился по миру компьютеров в виде различных диалектов, в основном, как язык для домашних компьютеров.

Бэйсик с момента создания многократно дорабатывался и усложнялся, повинуясь законам современного программирования. По этой причине к настоящему времени он уже утратил (по сравнению с первыми версиями) свою простоту. Хотя, даже с учётом этого, современный Бэйсик всё-равно остаётся относительно простым языком, по сравнению с такими языками, как, например, С++.

Начиная с 1960-х годов компьютеры становились всё более доступными. На компьютерах могли работать уже не только учёные-программисты, но и школьники и студенты, которые не являлись программистами. Однако у этих школьников и студентов уже появились задачи, которые надо было решать с помощью компьютеров.

Готовых программ тогда почти не было. Поэтому под каждую задачу надо было создавать отдельную программу. И делать это на компьютерах тех лет, используя имеющиеся тогда языки программирования, было очень сложно (отчасти поэтому раньше языки программирования создавались для решения конкретных задач, например, ПРОЛОГ был ориентирован на создание систем с искусственным интеллектом, ФОРТРАН – для работы с математическими формулами в научных и инженерных вычислениях и т.п.).

Поэтому неудивительно, что у кого-то появилась мысль создать язык программирования настолько простой, насколько это вообще возможно, чтобы люди, совсем незнакомые с программированием, могли создавать хотя бы простые программы для решения каких-то задач на компьютерах (эта мысль была воплощена в жизнь, хотя потом критики ставили эти особенности в вину Бейсику).

В итоге в 1964 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Курцем был придуман язык Бэйсик, и под их руководством был реализован командой студентов колледжа. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, изначальную реализацию стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был задуман и сделан так, чтобы студенты могли относительно легко создавать свои программы. Бэйсик был ориентирован на пользователей, для которых скорость выполнения программ не была слишком важной, и которым намного более важно было иметь возможность использовать компьютер для решения своих задач в принципе, не имея специальной подготовки (напомню, готовых программ тогда почти не было).

При разработке языка Бэйсик использовались следующие восемь принципов:

  1. Язык должен быть простым в использовании и понятным для начинающих.
  2. Должен быть языком программирования общего назначения (а не специального, как, например, упомянутые выше Фортран и Пролог).
  3. Язык должен предоставлять возможность расширения функциональности, доступную опытным программистам.
  4. Язык должен быть интерактивным, то есть выполнять команды пользователя.
  5. Язык должен предоставлять однозначные и понятные сообщения об ошибках.
  6. Язык должен быстро работать на небольших программах.
  7. Язык не должен быть привязан к “железу” и не должен требовать от программиста понимания работы этого самого “железа”.
  8. Язык должен защищать пользователя от операционной системы (или операционную систему от пользователя – кому как больше нравится))).

При создании Бэйсика за основу были взяты частично Фортран II и частично Алгол 60. Первоначально Бэйсик был реализован на мейнфрейме GE-265 с поддержкой множества терминалов (мейнфрейм – это большой высокопроизводительный отказоустойчивый сервер).

Несмотря на то, что язык уже использовался на нескольких мини-компьютерах, его настоящее распространение началось с внедрения на микрокомпьютере Альтаир 8800.

Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы поместиться в небольшую память, которую пользователи подобных компьютеров могли себе позволить. Для машин с таким медленным носителем информации, как бумажная лента (позднее – магнитофонная кассета), и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык, как Бейсик, был наилучшим решением.

В 1975 году Microsoft (тогда это были лишь двое – Билл Гейтс и Пол Аллен, при участии Монте Давидова), выпустила Altair BASIC. Затем его версии появились на другой платформе под лицензией и скоро в использовании были уже миллионы копий и различных вариантов. Один из вариантов, Applesoft BASIC, стал стандартным языком на Apple II. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, который надолго опередил свое время.

Кстати, Билл Гейтс говорил, что Бэйсик – это его любимый язык программирования.

Наиболее бурно и успешно Бэйсик развивался в течение 1970-х и в начале 1980-х годов. В это время почти все персональные компьютеры имели собственный интерпретатор Бейсика, часто зашиваемый прямо в ПЗУ. В простейших компьютерах он даже выполнял функции операционной системы.

Практически все более мощные компьютеры также имели интерактивные Бейсик-системы. Было создано несколько новых версий Бейсика для платформы IBM PC и совместимых. Microsoft продавала Бейсик для MS-DOS/PC DOS, включая BASICA, GW-BASIC (модификация BASICA, не требующая «прошивки» от IBM) и QuickBASIC.

Компания Borland, получившая широкую известность благодаря Turbo Pascal (с которым она и вышла впервые на рынок) в 1985 году выпустила основанную на той же программной среде систему Turbo Basic 1.0 (его наследники впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC).

К концу 1980-х годов персональные компьютеры стали намного мощнее и предоставляли новые возможности (такие, как графический интерфейс пользователя). Использовать эти новые возможности в Бейсике было уже не так просто и не так удобно. Кроме того, появились недорогие компиляторы более продвинутых языков (таких как Паскаль и Си), которые, к тому же, имели навороченные по тем временам средства разработки и дополнительные библиотеки с готовыми стандартными подпрограммами (например, Borland Pascal с библиотекой Turbo Vision).

Бейсик начал терять популярность, хотя огромное число его версий ещё использовались и продавались. В это же время начался постепенный переход Бэйсика в сторону признанных структурных языков: расширился словарь и набор конструкций языка, появились сложные ветвления, именованные подпрограммы и функции, длинные имена переменных.

Особенности языка Бейсик

Ранние версии Бейсика (такие как BASICA, GW-BASIC) сильно отличаются от современных диалектов и сегодня практически не используются. Причём отличаются настолько сильно, что начинающий программист не каждую программу на старом Бэйсике сможет перевести на современный Бэйсик.

Структура программы на ранних версиях Бейсика во многом формировалась с учётом того, что он предназначался для среды программирования со строчным редактором текста. В таком редакторе пользователь не имел возможности отображать весь текст на экране (в окне), не мог перемещаться по нему в любых направлениях с помощью клавиатуры и/или мыши. В строчных редакторах пользователь для изменения строки текста должен дать команду изменения строки с заданным номером, затем ввести новый текст указанной строки (вот была житуха у программистов))).

Читайте также:  Баннер на сайте что это

Для вставки новой строки нужно дать команду вставки, опять-таки указав номер. Вводимые строки отображаются на экране последовательно (независимо от номеров). Чтобы увидеть сделанные изменения, применяется команда вывода текста, которая выводит строки в правильном порядке (по возрастанию номеров).

Поэтому в старом Бэйсике каждая строка начиналась с номера. При вводе в редактор строка оказывалась в исходном тексте программы на позиции, соответствующей её номеру. Для вставки новой строки нужно было дописать строку с номером, находящимся в диапазоне между номерами двух других строк.

«Раздвинуть» строки было невозможно, если требовалось вставить новую строку между строками с соседними номерами, приходилось повторно вводить эти строки с другими номерами, чтобы обеспечить разрыв в нумерации (либо применять специальную команду RENUM, которая изменяла номера всех уже введённых строк с постоянным шагом).

Как вы понимаете, при создании более-менее сложной программы практически невозможно предугадать, сколько в ней будет строк и в каком порядке они будут следовать.

Поэтому для обеспечения последующего редактирования программы стало принято нумеровать строки с шагом 10 (а иногда и больше). Это позволяло в большинстве случаев без проблем вставлять новые строки без изменения номеров строк, которые были введены ранее.

Пример рассмотрим чуть позже, когда познакомимся с синтаксисом языка Бейсик.

Синтаксис языка Бейсик

Признаком конца оператора служит конец строки. Чтобы на одной строке разместить несколько операторов, нужно поставить между ними двоеточие (это разрешалось не во всех реализациях языка).

Простейшая программа на Бэйсике:

10 PRINT “Hello, WORLD!”

Бэйсик – не чувствительный к регистру язык. То есть для Бэйсика слова PRINT и print – это одно и тоже. Это касается не только ключевых слов, но и имён переменных. Хотя некоторые реализации языка являются чувствительными к регистру полностью или частично (например, Liberty BASIC).

Имена переменных должны начинаться с буквы и могут состоять из латинских букв и цифр. Для создания переменной строкового типа нужно было после имени указать знак доллара ($).

Выражения похожи на выражения в большинстве других процедурных языков программирования, но в первых вариантах Бейсика их было довольно мало. В самых ранних вариантах число ключевых слов было менее 20 (в этом и прелесть Бэйсика))).

Объявлять простые переменные не нужно. Просто в любом месте программы пишем имя переменной, и всё. Правда, массивы надо объявлять.

Ниже перечислены самые основные конструкции языка, которые были реализованы практически в любой Бейсик-системе конца 1970-х годов (многие из этих конструкций поддерживаются и современными реализациями языка Бэйсик):

LIST
Вывод на монитор текста программы в правильной последовательности строк.

RUN
Запуск текущей программы с первого оператора строки с самым маленьким номером.

REM
Комментарий. Текст, находящийся после ключевого слова и до конца строки, является комментарием. Многие интерпретаторы также поддерживают в качестве знака начала комментария одиночную кавычку ‘. Некоторые интерпретаторы допускают использовать слово REM, только если оно находится в самом начале строки.

INPUT
Выводит на монитор текст приглашения и ожидает, пока пользователь введёт значение и нажмёт ENTER.

PRINT
Выводит данные на монитор (текст и значения переменных).

CLS
Очищает экран.

DIM
Описание массива. В отличие от обычных переменных, массивы требуют предварительного объявления.

GOTO Метка
Команда безусловного перехода на Метку.

IF … THEN …
Обычный оператор ветвления. После IF размещается логическое условие, после THEN – оператор, который должен быть выполнен при истинности этого условия.

END
Завершение выполнения программы. Система выходит в интерпретатор и пользователю выдаётся приглашение на ввод команд.

SAVE
Команда интерактивного режима, которая сохраняет текущую программу в файле на внешнем носителе.

LOAD
Команда интерактивного режима, которая загружает в память программу из файла на внешнем носителе. При этом обычно из памяти удаляется ранее загруженная программа и данные.

Пример программы на Бейсике:

Интерпретаторы Бэйсик

Один из наиболее известных интерпретаторов языка Бэйсик – это QBasic от Microsoft. Много лет он бесплатно поставлялся вместе с операционными системами MS-DOS и Windows. QBasic имел неплохие по тем временам графические и звуковые возможности. Поэтому на QBasic создавались даже игры (один мой знакомый это делал – не то, что на картинке, но что-то типа того))).

Бейсик поздних версий (начиная с Turbo Basic и Visual Basic) сильно отличается от ранних реализаций. По сути это новый язык, который уже больше похож на Фортран или Паскаль, чем на исходный Бейсик (хотя многие конструкции поддерживаются).

Вторую жизнь Бейсик получил с появлением Visual Basic от Microsoft. Но, несмотря на популярность, в 2001 году Microsoft отказалась от дальнейшей поддержки Visual Basic (если не ошибаюсь, последняя версия Visual Basic была 6.5) в пользу принципиально нового языка Visual Basic .NET, где язык был снова “перекроен” и “перешит”, ориентирован на кросс-платформенную технологию .NET, и в текущем состоянии практически совпадает по набору возможностей c языком C#. Отличия только в синтаксисе и ключевых словах.

Так Basic перерос из средства для создания программ любителями-непрофессионалами до полноценного средства создания программ.

Помимо написания полноценных программ, Бейсик широко применяется как основа для различных скриптовых языков (например, макросы в пакете Microsoft Office пишутся на диалекте VBA, язык сценариев VBScript используется в SCADA-системах и других подобных программах).

Сколько людей, столько и мнений

Даже в свои лучшие времена (1970. 1980 годы) Бейсик подвергался жёсткой критике (впрочем, как и почти все другие языки программирования – критиковать у нас любят).

Конечно, у Бэйсика было немало недостатков. Но ведь он же таким и был задуман! Да, с недостатками. Но зато простой и доступный для понимания даже гуманитарию.

В основном же профессиональные программисты разносили в пух и прах Бэйсик за то, что его простота и отсутствие структурирования приводят к тому, что начинающие программисты в погоне за сокращением времени на создание программ, напрочь забывают о “правильном” подходе к программированию. Это допустимо при написании простеньких программ, но практически всегда приводит к неудаче при работе над серьёзными крупными проектами.

Многие профессионалы также были категорически против того, чтобы использовать Бэйсик для обучения новичков. Известный в мире программистов авторитет Эдсгер Дейкстра говорил, что студентов, ранее изучавших Бейсик, практически невозможно обучить хорошему программированию. И что как потенциальные программисты они умственно изувечены без надежды на восстановление.

Несмотря на авторитет Дейкстры, я с ним в этом не согласен. То, что приписывают к недостаткам Бэйсика, на самом деле является его достоинствами. Недостатки Бейсика (если иметь в виду ранние диалекты) проявляются при попытке профессиональной разработки на нём сложных и крупных программ и при использовании его как базового языка для обучения программистов, но ни для одного их этих применений данный язык не предназначался. Его основной задачей было предоставить студентам-непрограммистам возможность после минимального обучения самостоятельно писать простейшие программы для собственных нужд, чтобы не отвлекать на эту работу специалистов. Эту задачу язык решает вполне успешно.

Если же говорить о современных диалектах и реализациях Бейсика, то они настолько далеко ушли от первоначальной формы языка, что всё вышесказанное вряд ли можно считать относящимся к ним. Современные диалекты Бейсика являются достаточно структурированными языками, они сопоставимы по возможностям с такими языками, как Си, Паскаль и т.п.

Читайте также:  Глобальные стратегии на пк список

Язык Бэйсик (даже первые его реализации, такие как QBasic), вполне пригоден для обучения, потому что с моей точки зрения нет совершенно никаких проблем, при необходимости, выучить потом другой язык. Может быть в 60-е годы прошлого столетия это и было проблемой – не знаю (я родился в 1969). Но сейчас – нет.

К тому же сегодня и переучиваться особо не потребуется, так как можно создавать свои классные программы, например, на Visual Basic.

При изучении компьютерной грамоты в первую очередь нужно обязательно освоить язык программирования бейсик. Сделать это можно на онлайн и оффлайн-курсах.

Как выбрать курс

Занятия по основам программирования языка visual basic выбрать просто. Нужно внимательно изучить площадку, на которой они преподаются. Основными преимуществами хороших обучающих центров являются:

  • партнеры компании Microsoft;
  • преподаватели имеют сертификаты, подтверждающие их квалификацию, и статус МСТ;
  • по окончании обучения слушателям выдаются документы государственного образца;
  • различные форматы курсов (очные, онлайн, открытые, вечерние);
  • студент может выбрать место и время проведения занятий;
  • все модули соответствуют требованиям профессионального стандарта «Программист»;
  • обучение ведется по новейшим технологиям.

Хорошие курсы предполагают различные программы обучения – для начинающих, продвинутых и для повышения квалификации.

Кому пригодятся курсы

Цикл занятий, обучающий бейсик, пригодится представителям разных профессий. Этот язык используется в:

  • в программном обеспечении somachine;
  • экономике и организации АПК;
  • финансах и кредитовании;
  • бухгалтерском учете, анализе и аудите;
  • программировании;
  • работе в среде Net Framework версии 4.0;
  • дизайне и создании систем пользовательского интерфейса;
  • разработке корпоративных бизнес-программ, клиентских утилит для Виндовс и Web;
  • EV3 BASIC на площадке LEGO.

Специализированные курсы пригодятся новичкам и профессиональным программистам.

Что изучают на курсах

На уроках по изучению языка бейсик даются знания в зависимости от навыков ученика. Желательно перед этим пройти другие подготовительные курсы и иметь следующие знания:

  • программирование на С# с использованием Microsoft.NET Framework 4;
  • хорошее владение английским языком;
  • программирование на Visual С++;
  • Уровень 1, основы программирования;
  • создание Windows приложений в Microsoft Visual Studio.

На занятиях для начинающих ученики получают следующие навыки:

  • введение в язык;
  • применение программных конструкций;
  • объявление и вызов методов;
  • исключительные ситуации;
  • нюансы файловой системы;
  • новые типы;
  • инкапсуляция данных и методов;
  • классы и интерфейсы;
  • циклическое управление и использование;
  • интегрирование кода Visual Basic с динамическими языками и компонентами COM.

Каждый модуль обязательно сопровождается практическими занятиями, включающими в себя лабораторные работы.

Как и где можно применить полученные знания

Назначение бейсик – это быстрая и удобная разработка приложений. Он имеет доступ к Microsoft Office и ОС Windows. Помогает создавать программы в кратчайшие сроки. Он удобен для начинающих, так как обладает простым интерфейсом.

VBA используют для:

  • расчетов – аналогичных, математических, инженерных;
  • изучения программирования;
  • создания бизнес и веб-приложений, подпрограмм;
  • проектирования баз данных;
  • компьютерных игр;
  • создания прикладных программ и макросов (Excel, Word и Visio).

Бейсик – один из самых простых языков программирования, поэтому его используют в школе на уроках информатики.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Чтобы понять, пригодится ли обучение на курсах, можно почитать отзывы тех, кто их закончил.

Алексей Демидов: «Я работаю в финансовом отделе в торговой организации. Пошел на визуал бейсик, чтобы научиться систематизировать документацию. Результатом я остался доволен».

Анна Протасова: «Я – бухгалтер. Мне понадобилось повысить профессиональный уровень, для этого я проучилась на курсах программирования бейсик. Теперь мне хватает знаний, чтобы не обращаться за помощью к опытным коллегам».

Павел Науман: «Руководство компании, в которой я работаю, решило отправить меня на курсы повышения квалификации по программированию. Знания, которые я на них получил, помогли мне подняться по карьерной лестнице».

Книги для изучения бейсик

Литературы для изучения программирования на бейсик много на английском и русском языках. Использовать ее можно для самостоятельного обучения и на специальных курсах.

Доступными для понимания и популярными являются:

  • «Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition»;
  • «Visual Basic 2012 инструкция для начинающих»;
  • «Visual Basic в задачах»;
  • «Введение в программирование на языке Visual Basic. Net».

Каждая из книг издана в печатном и электронном варианте, к некоторым выпускам прилагаются CD и DVD-ROM диски с практическими образцами и упражнениями.

Эволюция visual basic

В мае 1991 года был придуман язык программирования visual basic 1.0. Его основой стал принцип положения графического языка и интерфейса, подготовленный А. Купером.

В сентябре 1992 года он усовершенствован для DOC и функционировал в текстовом режиме.

В ноябре 1992 года вышел вариант 2.0, который проще в применении и действовал шустрее.

Летом 1993 года создана версия вижуал 3.0, где присутствовал движок для взаимодействия с информационной системой Access.

В августе 1995 года появился бейсик 4.0, помогающий разрабатывать программы для Windows 16- и 32-разрядных форматов. Скорость работы программы значительно увеличилась, можно стало писать на классы VB.

В феврале 1997 года вышел вариант 5.0, позволяющий создавать COM-компоненты.

Во второй половине 1998 года появился последний релиз бейсик 6.0., на этом разработка языка в таком виде прекращена. На смену пришел Visual Basic.net., который, несмотря на схожесть в названии с предыдущим языком, кардинально отличается составляющими.

Основные разновидности visual basic

Сегодня функционируют 3 языка класса бейсик, каждый из которых имеет свою направленность:

  1. Предназначен для написания утилит исключительно в Windows. Содержит все необходимые средства: встроенный отладчик и окно, всплывающий подсказчик и другое.
  2. For Applications (VBA), аналог libreoffice basic. Применяется в Microsoft Office (ворд и эксель). Минусом этой версии является недостаточно проработанная система безопасности, что привело к заражению макровирусами.

Последний – Scripting Edition (VBScript). Краткий вариант классического языка. Легкий в освоении, так как обладает упрощенным синтаксисом. Применяется для разработки страниц ASP и сценариев Internet Explorer. Преимущество данной разновидности – быстрое создание приложений.

Особенности языка бейсик

Последняя версия языка бейсик отличается от первых вариантов, которые сейчас не используются. Начинающий программист не переведет старую структуру в новую.

Изначально basic предназначался для создания программ при помощи строчного текстового редактора. В нем пользователь не мог отображать информацию на экране и перемещаться при помощи мышки или клавиатуры.

Каждый раз для новой строки следовало создавать команду с номером. Внести ее в уже написанный текст было невозможно. Поэтому каждый раз приходилось начинать сначала.

В последней версии языка бейсик появилась возможность нумеровать строки шагом от 10 и больше. Теперь, чтобы внести какие-либо изменения в программу, не потребуется делать работу заново.

Достоинства и недостатки

Как и любой инструмент программирования, бейсик имеет достоинства и недостатки. К плюсам относится простой синтаксис, который можно освоить с нуля без особых проблем.

Он является основным инструментом программирования в популярных приложениях Microsoft Office. Широко распространен в сетевых программах. Овладев знаниями курса basic attention token, можно получить средство для взаимодействия рекламодателей, пользователей и издателей. С помощью этого токена привлекается внимание к площадке.

Минус Бейсика в том, что приложения, созданные с его помощью, функционируют гораздо медленнее, чем разработанные другими инструментами.

Известный русский программист А.Л.Пажитнов говорит: «Если вы хотите достичь небывалых высот в программировании, следует начинать с самого простого. В области разработки нет ненужных инструментов и материалов».

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

Бейсик язык программирования для начинающих

Для самостоятельного изучения языка Visual Basic, позволяет без помощи преподавателя, «с нуля» разобраться в основах программирования и научиться создавать полноценные приложения для Windows. Большое количество информации о Visual Basic также даёт возможность использовать книгу и в качестве справочника.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Установка Visual Basic на компьютер пользователя
  • Глава 2. Знакомство с Visual Basic
  • Глава 3. Использование мастеров
  • Глава 4. Операторы и выражения
  • Глава 5. Условные переходы и циклы
  • Глава 6. Процедуры и функции
  • Глава 7. Типы данных, переменные и константы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Евгений Матвеев, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О чЁм эта книга?

Книга представляет собой пошаговый самоучитель по программированию на языке Microsoft Visual Basic версии 6.0, с последовательным изучением всех основных компонентов языка Visual Basic и элементов управления Windows, которые в нём используются.

Она будет также очень полезна и при рассмотрении других версий языка Visual Basic, так как отличия между ними на начальном уровне изучения не приниципиальны.

Доступный стиль изложения, большое количество иллюстраций, реальных примеров исходных текстов программ, полезных советов и обилие справочной информации помогут вам хорошо изучить данный язык программирования «с нуля» в кратчайшие сроки.

Прочитав эту книгу, вы научитесь:

• устанавливать Microsoft Visual Basic 6.0 на свой компьютер,

• пользоваться всеми основными возможностями среды программирования,

• находить нужную информацию в справочной системе,

• оперировать свойствами и методами объектов Windows,

• программировать различные внешние устройства,

• писать сетевые приложения для работы в Интернете,

• проектировать свое собственное приложение,

• разрабатывать его интерфейс,

• создавать исходный текст программы,

• отлаживать программу и находить в ней ошибки,

• компилировать код программы в исполнимый файл,

• создавать инсталляцию готового приложения,

• распространять свои программы через Интернет,

• …и многому другому!

Простой и доступный стиль изложения материала рассчитан на студентов, преподавателей и других лиц, желающих самостоятельно освоить принципы современного визуального проектирования приложений на языке Visual Basic.

Большая часть информации, содержащейся в этой книге, пригодится вам также и в других целях, не связанных напрямую с изучением Visual Basic:

• для лучшего понимания принципов работы операционной системы Microsoft Windows,

• изучения основ программирования вообще,

• написания программ на других диалектах языка Basic.

История появления языка Visual Basic

Почти сразу же после появления электронных вычислительных машин (ЭВМ), в 50-х годах ХХ века были разработаны первые языки программирования для управления вычислительным процессом.

Они были крайне сложны, специализированы для конкретных моделей ЭВМ и предназначались для создания управляющих программ, решающих сложные математические задачи.

По мере распространения ЭВМ возникла необходимость упрощения языка взаимодействия человека с машиной, в результате чего в Dartmouth College был создан язык программирования BASIC. Это название являлось аббревиатурой, а полное наименование этого языка звучало как Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный символьный программный код для начинающих). В то же время слово Basic переводится с английского как «базовый», «основной». Как бы то ни было, прижился именно короткий вариант названия.

Поначалу Basic был очень простым языком программирования, так как предназначался для обучения. Именно из-за своей простоты и компактности он был выбран в качестве языка для первых микрокомпьютеров серии Альтаир (Altair), выпущенных в 1975 году и имеющих всего 4 кб оперативной памяти. Разрабатывали интерпретатор языка основатели корпорации Microsoft – Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen).

Когда появились персональные компьютеры фирмы IBM, был создан интерпретатор Microsoft GW-Basic, работающий под управлением операционной системы DOS. У интерпретатора GW-Basic имелся интерфейс командной строки и занимал он менее 100 кб оперативной памяти компьютера.

Следующим шагом в развитии языка Basic для DOS было появление двух компиляторов: Microsoft QuickBasic и Borland TurboBasic. Они оба отличались более удобным оконным интерфейсом, наличием текстового редактора для написания программ, системы отладки и возможностью генерации выполнимых exe-файлов.

Через несколько лет после появления операционной системы Microsoft Windows, в 1991 году был создан Microsoft Visual Basic for Windows версии 1.0. Это был революционный шаг в развитии языка, так как теперь отпала необходимость в скурпулезном программировании интерфейса приложений – достаточно было нарисовать его.

В дальнейшем развитие языка шло в направлении совершенствования Microsoft Visual Basic for Windows, которое было связано, в основном, с добавлением новых инструментальных средств и расширением поддержки работы с объектами операционной системы Windows, а также прикладными программами, прежде всего – с пакетом Microsoft Office.

Отличительные особенности Visual Basic

Читатели, которые даже немного знакомы хотя бы с одним классическим языком программирования, в котором не предусмотрены визуальные средства проектирования приложений, особенно сильно почувствуют разницу между обычными системами программирования, включая другие диалекты языка Basic, и современным Visual Basic.

Визуальное проектирование в значительной степени ускоряет разработку приложений за счет уменьшения количества кода, который должен написать программист.

Создание объектов интерфейса: окон, кнопок, полей ввода, флажков и т. п., с помощью Visual Basic не представляет большого труда и напоминает рисование в графическом редакторе. После этого остается лишь написать подпрограммы, связанные с этими объектами.

Существенное отличие Visual Basic от QuickBasic, TurboBasic и других диалектов языка Basic для DOS, заключается в том, что в него встроена поддержка работы с объектами Windows, а также предоставлена возможность использования любых функций операционной системы.

Исходный текст программы Visual Basic может считывать и обрабатывать построчно, сразу же выполняя операторы языка, то есть, функционировать как интерпретатор.

Но он же может быть и компилятором, создающим исполняемые файлы, которые работают независимо от самой среды программирования.

Работа в среде Visual Basic очень комфортна, чему способствует наличие большого количества мастеров, многоуровневой справочной системы и удобных средств отладки приложений.

Все это говорит в пользу того, что Visual Basic является мощной средой программирования, с помощью которой можно разрабатывать широкий круг профессиональных приложений для Windows.

Редакции Visual Basic

Фирма Microsoft выпускает Visual Basic 6.0 в нескольких редакциях, которые различаются своими возможностями, поставляемой документацией и, конечно же, своей стоимостью:

Learning Edition (Учебная редакция) – включает основные возможности по созданию приложений и базовый набор элементов управления,

Professional Edition (Профессиональная редакция) – содержит больше инструментов и вспомогательных средств разработки, а также ряд дополнительных элементов управления,

Enterprise Edition (Промышленная редакция) – предназначено для разработчиков корпоративных систем и клиент-серверных приложений, поэтому охватывает все аспекты создания и поддержки больших баз данных, базирующихся на различных технологиях.

Несмотря на имеющиеся отличия, все редакции языка программирования Visual Basic, имеют много общего в среде разработки и совсем не отличаются по своему синтаксису, поэтому практически идентичны между собой для начинающего программиста.

Visual Basic 6.0 Enterprise Edition, какой мы будем рассматривать в этой книге, поставляется не отдельно, как это было в предыдущих версиях, а в составе интегрированного пакета Microsoft Visual Studio 6.0, предназначенного для разработчиков программного обеспечения.

Читайте также:  Глобальные стратегии на пк список

В этот пакет входит, кроме Microsoft Visual Basic еще и Microsoft Visual C++, Microsoft Visual FoxPro, а также ряд других вспомогательных программ и компонентов.

Теперь рассмотрим основные обозначения, принятые в данной книге, которые помогут вам свободно в ней ориентироваться.

Списки, в которых перечисляются какие-либо понятия, выглядят так:

• элемент списка 1,

• элемент списка 2,

Если вам нужно выполнить практическое действие для получения определенного результата, то это будет выглядеть примерно так:

Сделайте это… На экране появится следующее…

Названия клавиш, которые придется нажимать на клавиатуре, заключены в квадратные скобки и выделены жирным шрифтом, например: [F1]. Комбинации клавиш, нажимаемые одновременно, содержат между собой знак «плюс», например: [Ctrl] + [Break].

Последовательно выбираемые мышью пункты меню разделены знаком «дефис», а в скобках приводится их перевод на русский язык: File – Open… (Файл – Открыть…).

Названия программ в тексте выглядят таким образом: Microsoft Visual Basic.

Исходные тексты программ, которые придется набирать на клавиатуре вручную, отделены от остального текста пустыми строками и выделены жирным шрифтом, например:

Язык Бэйсик (он же Бейсик, он же BASIC) входит в семейство языков программирования высокого уровня.

BASIC – это аббревиатура, которая расшифровывается так: Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code – универсальный код символических инструкций для начинающих).

Язык программирования Бейсик был разработан в 1964 году. Затея заключалась в том, чтобы создать язык, с помощью которого студенты, не имеющие навыков программирования, могли самостоятельно создавать компьютерные программы для решения своих задач.

Этот язык в своё время был очень популярен и расплодился по миру компьютеров в виде различных диалектов, в основном, как язык для домашних компьютеров.

Бэйсик с момента создания многократно дорабатывался и усложнялся, повинуясь законам современного программирования. По этой причине к настоящему времени он уже утратил (по сравнению с первыми версиями) свою простоту. Хотя, даже с учётом этого, современный Бэйсик всё-равно остаётся относительно простым языком, по сравнению с такими языками, как, например, С++.

Начиная с 1960-х годов компьютеры становились всё более доступными. На компьютерах могли работать уже не только учёные-программисты, но и школьники и студенты, которые не являлись программистами. Однако у этих школьников и студентов уже появились задачи, которые надо было решать с помощью компьютеров.

Готовых программ тогда почти не было. Поэтому под каждую задачу надо было создавать отдельную программу. И делать это на компьютерах тех лет, используя имеющиеся тогда языки программирования, было очень сложно (отчасти поэтому раньше языки программирования создавались для решения конкретных задач, например, ПРОЛОГ был ориентирован на создание систем с искусственным интеллектом, ФОРТРАН – для работы с математическими формулами в научных и инженерных вычислениях и т.п.).

Поэтому неудивительно, что у кого-то появилась мысль создать язык программирования настолько простой, насколько это вообще возможно, чтобы люди, совсем незнакомые с программированием, могли создавать хотя бы простые программы для решения каких-то задач на компьютерах (эта мысль была воплощена в жизнь, хотя потом критики ставили эти особенности в вину Бейсику).

В итоге в 1964 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Курцем был придуман язык Бэйсик, и под их руководством был реализован командой студентов колледжа. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, изначальную реализацию стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был задуман и сделан так, чтобы студенты могли относительно легко создавать свои программы. Бэйсик был ориентирован на пользователей, для которых скорость выполнения программ не была слишком важной, и которым намного более важно было иметь возможность использовать компьютер для решения своих задач в принципе, не имея специальной подготовки (напомню, готовых программ тогда почти не было).

При разработке языка Бэйсик использовались следующие восемь принципов:

  1. Язык должен быть простым в использовании и понятным для начинающих.
  2. Должен быть языком программирования общего назначения (а не специального, как, например, упомянутые выше Фортран и Пролог).
  3. Язык должен предоставлять возможность расширения функциональности, доступную опытным программистам.
  4. Язык должен быть интерактивным, то есть выполнять команды пользователя.
  5. Язык должен предоставлять однозначные и понятные сообщения об ошибках.
  6. Язык должен быстро работать на небольших программах.
  7. Язык не должен быть привязан к “железу” и не должен требовать от программиста понимания работы этого самого “железа”.
  8. Язык должен защищать пользователя от операционной системы (или операционную систему от пользователя – кому как больше нравится))).

При создании Бэйсика за основу были взяты частично Фортран II и частично Алгол 60. Первоначально Бэйсик был реализован на мейнфрейме GE-265 с поддержкой множества терминалов (мейнфрейм – это большой высокопроизводительный отказоустойчивый сервер).

Несмотря на то, что язык уже использовался на нескольких мини-компьютерах, его настоящее распространение началось с внедрения на микрокомпьютере Альтаир 8800.

Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы поместиться в небольшую память, которую пользователи подобных компьютеров могли себе позволить. Для машин с таким медленным носителем информации, как бумажная лента (позднее – магнитофонная кассета), и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык, как Бейсик, был наилучшим решением.

В 1975 году Microsoft (тогда это были лишь двое – Билл Гейтс и Пол Аллен, при участии Монте Давидова), выпустила Altair BASIC. Затем его версии появились на другой платформе под лицензией и скоро в использовании были уже миллионы копий и различных вариантов. Один из вариантов, Applesoft BASIC, стал стандартным языком на Apple II. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, который надолго опередил свое время.

Кстати, Билл Гейтс говорил, что Бэйсик – это его любимый язык программирования.

Наиболее бурно и успешно Бэйсик развивался в течение 1970-х и в начале 1980-х годов. В это время почти все персональные компьютеры имели собственный интерпретатор Бейсика, часто зашиваемый прямо в ПЗУ. В простейших компьютерах он даже выполнял функции операционной системы.

Практически все более мощные компьютеры также имели интерактивные Бейсик-системы. Было создано несколько новых версий Бейсика для платформы IBM PC и совместимых. Microsoft продавала Бейсик для MS-DOS/PC DOS, включая BASICA, GW-BASIC (модификация BASICA, не требующая «прошивки» от IBM) и QuickBASIC.

Компания Borland, получившая широкую известность благодаря Turbo Pascal (с которым она и вышла впервые на рынок) в 1985 году выпустила основанную на той же программной среде систему Turbo Basic 1.0 (его наследники впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC).

К концу 1980-х годов персональные компьютеры стали намного мощнее и предоставляли новые возможности (такие, как графический интерфейс пользователя). Использовать эти новые возможности в Бейсике было уже не так просто и не так удобно. Кроме того, появились недорогие компиляторы более продвинутых языков (таких как Паскаль и Си), которые, к тому же, имели навороченные по тем временам средства разработки и дополнительные библиотеки с готовыми стандартными подпрограммами (например, Borland Pascal с библиотекой Turbo Vision).

Бейсик начал терять популярность, хотя огромное число его версий ещё использовались и продавались. В это же время начался постепенный переход Бэйсика в сторону признанных структурных языков: расширился словарь и набор конструкций языка, появились сложные ветвления, именованные подпрограммы и функции, длинные имена переменных.

Особенности языка Бейсик

Ранние версии Бейсика (такие как BASICA, GW-BASIC) сильно отличаются от современных диалектов и сегодня практически не используются. Причём отличаются настолько сильно, что начинающий программист не каждую программу на старом Бэйсике сможет перевести на современный Бэйсик.

Структура программы на ранних версиях Бейсика во многом формировалась с учётом того, что он предназначался для среды программирования со строчным редактором текста. В таком редакторе пользователь не имел возможности отображать весь текст на экране (в окне), не мог перемещаться по нему в любых направлениях с помощью клавиатуры и/или мыши. В строчных редакторах пользователь для изменения строки текста должен дать команду изменения строки с заданным номером, затем ввести новый текст указанной строки (вот была житуха у программистов))).

Читайте также:  Баннер на сайте что это

Для вставки новой строки нужно дать команду вставки, опять-таки указав номер. Вводимые строки отображаются на экране последовательно (независимо от номеров). Чтобы увидеть сделанные изменения, применяется команда вывода текста, которая выводит строки в правильном порядке (по возрастанию номеров).

Поэтому в старом Бэйсике каждая строка начиналась с номера. При вводе в редактор строка оказывалась в исходном тексте программы на позиции, соответствующей её номеру. Для вставки новой строки нужно было дописать строку с номером, находящимся в диапазоне между номерами двух других строк.

«Раздвинуть» строки было невозможно, если требовалось вставить новую строку между строками с соседними номерами, приходилось повторно вводить эти строки с другими номерами, чтобы обеспечить разрыв в нумерации (либо применять специальную команду RENUM, которая изменяла номера всех уже введённых строк с постоянным шагом).

Как вы понимаете, при создании более-менее сложной программы практически невозможно предугадать, сколько в ней будет строк и в каком порядке они будут следовать.

Поэтому для обеспечения последующего редактирования программы стало принято нумеровать строки с шагом 10 (а иногда и больше). Это позволяло в большинстве случаев без проблем вставлять новые строки без изменения номеров строк, которые были введены ранее.

Пример рассмотрим чуть позже, когда познакомимся с синтаксисом языка Бейсик.

Синтаксис языка Бейсик

Признаком конца оператора служит конец строки. Чтобы на одной строке разместить несколько операторов, нужно поставить между ними двоеточие (это разрешалось не во всех реализациях языка).

Простейшая программа на Бэйсике:

10 PRINT “Hello, WORLD!”

Бэйсик – не чувствительный к регистру язык. То есть для Бэйсика слова PRINT и print – это одно и тоже. Это касается не только ключевых слов, но и имён переменных. Хотя некоторые реализации языка являются чувствительными к регистру полностью или частично (например, Liberty BASIC).

Имена переменных должны начинаться с буквы и могут состоять из латинских букв и цифр. Для создания переменной строкового типа нужно было после имени указать знак доллара ($).

Выражения похожи на выражения в большинстве других процедурных языков программирования, но в первых вариантах Бейсика их было довольно мало. В самых ранних вариантах число ключевых слов было менее 20 (в этом и прелесть Бэйсика))).

Объявлять простые переменные не нужно. Просто в любом месте программы пишем имя переменной, и всё. Правда, массивы надо объявлять.

Ниже перечислены самые основные конструкции языка, которые были реализованы практически в любой Бейсик-системе конца 1970-х годов (многие из этих конструкций поддерживаются и современными реализациями языка Бэйсик):

LIST
Вывод на монитор текста программы в правильной последовательности строк.

RUN
Запуск текущей программы с первого оператора строки с самым маленьким номером.

REM
Комментарий. Текст, находящийся после ключевого слова и до конца строки, является комментарием. Многие интерпретаторы также поддерживают в качестве знака начала комментария одиночную кавычку ‘. Некоторые интерпретаторы допускают использовать слово REM, только если оно находится в самом начале строки.

INPUT
Выводит на монитор текст приглашения и ожидает, пока пользователь введёт значение и нажмёт ENTER.

PRINT
Выводит данные на монитор (текст и значения переменных).

CLS
Очищает экран.

DIM
Описание массива. В отличие от обычных переменных, массивы требуют предварительного объявления.

GOTO Метка
Команда безусловного перехода на Метку.

IF … THEN …
Обычный оператор ветвления. После IF размещается логическое условие, после THEN – оператор, который должен быть выполнен при истинности этого условия.

END
Завершение выполнения программы. Система выходит в интерпретатор и пользователю выдаётся приглашение на ввод команд.

SAVE
Команда интерактивного режима, которая сохраняет текущую программу в файле на внешнем носителе.

LOAD
Команда интерактивного режима, которая загружает в память программу из файла на внешнем носителе. При этом обычно из памяти удаляется ранее загруженная программа и данные.

Пример программы на Бейсике:

Интерпретаторы Бэйсик

Один из наиболее известных интерпретаторов языка Бэйсик – это QBasic от Microsoft. Много лет он бесплатно поставлялся вместе с операционными системами MS-DOS и Windows. QBasic имел неплохие по тем временам графические и звуковые возможности. Поэтому на QBasic создавались даже игры (один мой знакомый это делал – не то, что на картинке, но что-то типа того))).

Бейсик поздних версий (начиная с Turbo Basic и Visual Basic) сильно отличается от ранних реализаций. По сути это новый язык, который уже больше похож на Фортран или Паскаль, чем на исходный Бейсик (хотя многие конструкции поддерживаются).

Вторую жизнь Бейсик получил с появлением Visual Basic от Microsoft. Но, несмотря на популярность, в 2001 году Microsoft отказалась от дальнейшей поддержки Visual Basic (если не ошибаюсь, последняя версия Visual Basic была 6.5) в пользу принципиально нового языка Visual Basic .NET, где язык был снова “перекроен” и “перешит”, ориентирован на кросс-платформенную технологию .NET, и в текущем состоянии практически совпадает по набору возможностей c языком C#. Отличия только в синтаксисе и ключевых словах.

Так Basic перерос из средства для создания программ любителями-непрофессионалами до полноценного средства создания программ.

Помимо написания полноценных программ, Бейсик широко применяется как основа для различных скриптовых языков (например, макросы в пакете Microsoft Office пишутся на диалекте VBA, язык сценариев VBScript используется в SCADA-системах и других подобных программах).

Сколько людей, столько и мнений

Даже в свои лучшие времена (1970. 1980 годы) Бейсик подвергался жёсткой критике (впрочем, как и почти все другие языки программирования – критиковать у нас любят).

Конечно, у Бэйсика было немало недостатков. Но ведь он же таким и был задуман! Да, с недостатками. Но зато простой и доступный для понимания даже гуманитарию.

В основном же профессиональные программисты разносили в пух и прах Бэйсик за то, что его простота и отсутствие структурирования приводят к тому, что начинающие программисты в погоне за сокращением времени на создание программ, напрочь забывают о “правильном” подходе к программированию. Это допустимо при написании простеньких программ, но практически всегда приводит к неудаче при работе над серьёзными крупными проектами.

Многие профессионалы также были категорически против того, чтобы использовать Бэйсик для обучения новичков. Известный в мире программистов авторитет Эдсгер Дейкстра говорил, что студентов, ранее изучавших Бейсик, практически невозможно обучить хорошему программированию. И что как потенциальные программисты они умственно изувечены без надежды на восстановление.

Несмотря на авторитет Дейкстры, я с ним в этом не согласен. То, что приписывают к недостаткам Бэйсика, на самом деле является его достоинствами. Недостатки Бейсика (если иметь в виду ранние диалекты) проявляются при попытке профессиональной разработки на нём сложных и крупных программ и при использовании его как базового языка для обучения программистов, но ни для одного их этих применений данный язык не предназначался. Его основной задачей было предоставить студентам-непрограммистам возможность после минимального обучения самостоятельно писать простейшие программы для собственных нужд, чтобы не отвлекать на эту работу специалистов. Эту задачу язык решает вполне успешно.

Если же говорить о современных диалектах и реализациях Бейсика, то они настолько далеко ушли от первоначальной формы языка, что всё вышесказанное вряд ли можно считать относящимся к ним. Современные диалекты Бейсика являются достаточно структурированными языками, они сопоставимы по возможностям с такими языками, как Си, Паскаль и т.п.

Читайте также:  В чем измеряются ватты

Язык Бэйсик (даже первые его реализации, такие как QBasic), вполне пригоден для обучения, потому что с моей точки зрения нет совершенно никаких проблем, при необходимости, выучить потом другой язык. Может быть в 60-е годы прошлого столетия это и было проблемой – не знаю (я родился в 1969). Но сейчас – нет.

К тому же сегодня и переучиваться особо не потребуется, так как можно создавать свои классные программы, например, на Visual Basic.

При изучении компьютерной грамоты в первую очередь нужно обязательно освоить язык программирования бейсик. Сделать это можно на онлайн и оффлайн-курсах.

Как выбрать курс

Занятия по основам программирования языка visual basic выбрать просто. Нужно внимательно изучить площадку, на которой они преподаются. Основными преимуществами хороших обучающих центров являются:

  • партнеры компании Microsoft;
  • преподаватели имеют сертификаты, подтверждающие их квалификацию, и статус МСТ;
  • по окончании обучения слушателям выдаются документы государственного образца;
  • различные форматы курсов (очные, онлайн, открытые, вечерние);
  • студент может выбрать место и время проведения занятий;
  • все модули соответствуют требованиям профессионального стандарта «Программист»;
  • обучение ведется по новейшим технологиям.

Хорошие курсы предполагают различные программы обучения – для начинающих, продвинутых и для повышения квалификации.

Кому пригодятся курсы

Цикл занятий, обучающий бейсик, пригодится представителям разных профессий. Этот язык используется в:

  • в программном обеспечении somachine;
  • экономике и организации АПК;
  • финансах и кредитовании;
  • бухгалтерском учете, анализе и аудите;
  • программировании;
  • работе в среде Net Framework версии 4.0;
  • дизайне и создании систем пользовательского интерфейса;
  • разработке корпоративных бизнес-программ, клиентских утилит для Виндовс и Web;
  • EV3 BASIC на площадке LEGO.

Специализированные курсы пригодятся новичкам и профессиональным программистам.

Что изучают на курсах

На уроках по изучению языка бейсик даются знания в зависимости от навыков ученика. Желательно перед этим пройти другие подготовительные курсы и иметь следующие знания:

  • программирование на С# с использованием Microsoft.NET Framework 4;
  • хорошее владение английским языком;
  • программирование на Visual С++;
  • Уровень 1, основы программирования;
  • создание Windows приложений в Microsoft Visual Studio.

На занятиях для начинающих ученики получают следующие навыки:

  • введение в язык;
  • применение программных конструкций;
  • объявление и вызов методов;
  • исключительные ситуации;
  • нюансы файловой системы;
  • новые типы;
  • инкапсуляция данных и методов;
  • классы и интерфейсы;
  • циклическое управление и использование;
  • интегрирование кода Visual Basic с динамическими языками и компонентами COM.

Каждый модуль обязательно сопровождается практическими занятиями, включающими в себя лабораторные работы.

Как и где можно применить полученные знания

Назначение бейсик – это быстрая и удобная разработка приложений. Он имеет доступ к Microsoft Office и ОС Windows. Помогает создавать программы в кратчайшие сроки. Он удобен для начинающих, так как обладает простым интерфейсом.

VBA используют для:

  • расчетов – аналогичных, математических, инженерных;
  • изучения программирования;
  • создания бизнес и веб-приложений, подпрограмм;
  • проектирования баз данных;
  • компьютерных игр;
  • создания прикладных программ и макросов (Excel, Word и Visio).

Бейсик – один из самых простых языков программирования, поэтому его используют в школе на уроках информатики.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Чтобы понять, пригодится ли обучение на курсах, можно почитать отзывы тех, кто их закончил.

Алексей Демидов: «Я работаю в финансовом отделе в торговой организации. Пошел на визуал бейсик, чтобы научиться систематизировать документацию. Результатом я остался доволен».

Анна Протасова: «Я – бухгалтер. Мне понадобилось повысить профессиональный уровень, для этого я проучилась на курсах программирования бейсик. Теперь мне хватает знаний, чтобы не обращаться за помощью к опытным коллегам».

Павел Науман: «Руководство компании, в которой я работаю, решило отправить меня на курсы повышения квалификации по программированию. Знания, которые я на них получил, помогли мне подняться по карьерной лестнице».

Книги для изучения бейсик

Литературы для изучения программирования на бейсик много на английском и русском языках. Использовать ее можно для самостоятельного обучения и на специальных курсах.

Доступными для понимания и популярными являются:

  • «Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition»;
  • «Visual Basic 2012 инструкция для начинающих»;
  • «Visual Basic в задачах»;
  • «Введение в программирование на языке Visual Basic. Net».

Каждая из книг издана в печатном и электронном варианте, к некоторым выпускам прилагаются CD и DVD-ROM диски с практическими образцами и упражнениями.

Эволюция visual basic

В мае 1991 года был придуман язык программирования visual basic 1.0. Его основой стал принцип положения графического языка и интерфейса, подготовленный А. Купером.

В сентябре 1992 года он усовершенствован для DOC и функционировал в текстовом режиме.

В ноябре 1992 года вышел вариант 2.0, который проще в применении и действовал шустрее.

Летом 1993 года создана версия вижуал 3.0, где присутствовал движок для взаимодействия с информационной системой Access.

В августе 1995 года появился бейсик 4.0, помогающий разрабатывать программы для Windows 16- и 32-разрядных форматов. Скорость работы программы значительно увеличилась, можно стало писать на классы VB.

В феврале 1997 года вышел вариант 5.0, позволяющий создавать COM-компоненты.

Во второй половине 1998 года появился последний релиз бейсик 6.0., на этом разработка языка в таком виде прекращена. На смену пришел Visual Basic.net., который, несмотря на схожесть в названии с предыдущим языком, кардинально отличается составляющими.

Основные разновидности visual basic

Сегодня функционируют 3 языка класса бейсик, каждый из которых имеет свою направленность:

  1. Предназначен для написания утилит исключительно в Windows. Содержит все необходимые средства: встроенный отладчик и окно, всплывающий подсказчик и другое.
  2. For Applications (VBA), аналог libreoffice basic. Применяется в Microsoft Office (ворд и эксель). Минусом этой версии является недостаточно проработанная система безопасности, что привело к заражению макровирусами.

Последний – Scripting Edition (VBScript). Краткий вариант классического языка. Легкий в освоении, так как обладает упрощенным синтаксисом. Применяется для разработки страниц ASP и сценариев Internet Explorer. Преимущество данной разновидности – быстрое создание приложений.

Особенности языка бейсик

Последняя версия языка бейсик отличается от первых вариантов, которые сейчас не используются. Начинающий программист не переведет старую структуру в новую.

Изначально basic предназначался для создания программ при помощи строчного текстового редактора. В нем пользователь не мог отображать информацию на экране и перемещаться при помощи мышки или клавиатуры.

Каждый раз для новой строки следовало создавать команду с номером. Внести ее в уже написанный текст было невозможно. Поэтому каждый раз приходилось начинать сначала.

В последней версии языка бейсик появилась возможность нумеровать строки шагом от 10 и больше. Теперь, чтобы внести какие-либо изменения в программу, не потребуется делать работу заново.

Достоинства и недостатки

Как и любой инструмент программирования, бейсик имеет достоинства и недостатки. К плюсам относится простой синтаксис, который можно освоить с нуля без особых проблем.

Он является основным инструментом программирования в популярных приложениях Microsoft Office. Широко распространен в сетевых программах. Овладев знаниями курса basic attention token, можно получить средство для взаимодействия рекламодателей, пользователей и издателей. С помощью этого токена привлекается внимание к площадке.

Минус Бейсика в том, что приложения, созданные с его помощью, функционируют гораздо медленнее, чем разработанные другими инструментами.

Известный русский программист А.Л.Пажитнов говорит: «Если вы хотите достичь небывалых высот в программировании, следует начинать с самого простого. В области разработки нет ненужных инструментов и материалов».

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *