0

Донни дарко сюжет смысл

Анализ фильмов

Вступление

Фильм «Донни Дарко» стал культовым еще до выхода режиссерской версии, а это значит, что театральная версия уже содержит темы, цепляющие зрителя.

Подробные объяснения того, что происходит в фильме вы можете найти на фан-сайте donnie.ru. А в этом видео мы разберемся с тем, как фильм связан с субъективной реальностью зрителя.

Как мы уже знаем, структура мифа о герое содержит два мира – обычный и особый. Именно в особом мире персонаж становится героем. Все истории, в том числе фильмы, построенные на этом классическом принципе, содержат в себе эту смысловую структуру: герой становится героем, проходя через особый мир. Об этом есть ролик в нашей группе в Контакте.

Главное отличие особого мира от обычного состоит в том, что в нем внутреннее и внешнее суть одно и то же. То есть, любой внешний для героя предмет или персонаж имеет смысл, непосредственно связанный с внутренним миром героя. Именно поэтому, проходя через внешние испытания, герой переживает внутреннюю трансформацию.

Таким образом, всё происходящее с Донни, начиная с падения двигателя и заканчивая возвратом в прошлое, – это то самое путешествие героя в особом мире. А значит, каждый образ и персонаж этого мира является отражением внутренней жизни Донни.

В режиссерской версии фильма этот особый мир называется тангенциальной вселенной. Его также можно трактовать как сон, который приснился Донни за минуту до падения двигателя. В любом случае, для нас с вами как зрителей этот особый мир является ничем иным как реальностью психического, миром смысла.

Главный символ, вокруг которого ведется повествование фильма – это дом и его разрушение.

  • Донни был в тюрьме за то, что сжег заброшенный дом. 32:58
  • В Дом Донни попадает самолетная турбина.
  • На уроке учащиеся обсуждают рассказ о разрушении подростками дома.
  • Подвал дома старухи – это последнее место, куда должен попасть Донни.

Дом является символом личности. И разные части дома – чердак, жилые помещения и подвал могут принимать разное символическое значение. Например, могут символизировать уровни сознания по фрейдовской схеме: Сверх-Я, Я и Оно.

И с этой точки зрения интересны такие детали:

В самом начале фильма мы видим мать Донни, читающую книгу Стивена Кинга «Оно», о чудовище, жившем под городом и похищающем детей. Это кинговское «Оно» перекликается с Фрейдовским не только по наименованию, но и по смыслу – это то, что обитает где-то ниже уровня видимости.

Дом семьи Дарко двухэтажный. Мы не знаем, есть ли там подвал. И это можно трактовать в том смысле, что для Донни сфера инстинктов является еще неисследованной. Что логично: ведь он подросток.

Зато роковой подвал имеется в доме Роберты Спэрроу – Бабушки Смерть. Территория Роберты Спэрроу – это область Великой матери, область бессознательного. Это таинственное место, где обитают аффекты и инстинкты, но где также находится мудрость, обозначенная как драгоценности. 54:00

Также части дома символически соотносятся с телом, и с этой точки зрения попадание турбины в верхний этаж дома аналогично, во-первых, сумасшествию (всем известно выражение «снесло крышу»), а во-вторых – попаданию пули в голову. Формы турбины и пули похожи. Так что это может быть намеком на самоубийство Донни.

Возможна и третья трактовка – как проблемы личности со Сверх-Я, подтверждение чему мы увидим далее.

Соответственно, разрушение дома – это разрушение личности.

Разрушение дома

Когда-то Донни сжег заброшенный дом, за что потом сидел в тюрьме. Сжигание заброшенного дома – это может быть и актом ниспровержения кумиров, разрядкой агрессии, но может быть и отражением саморазрушения. Сам же заброшенный дом символизирует одиночество и внутреннюю опустошенность. Которую Донни находит и внутри себя.

Когда Карен с учениками разбирают рассказ Грэма Грина «Разрушители», на доске мы видим цитату:

Только что дом с достоинством стоял на разбомбленной улице как господин в цилиндре, а потом бум, трах, и от него ничего не осталось. Совсем ничего.

Понятно, что это намек на судьбу самого Донни, на его гибель. И появление этой цитаты я понимаю как отражение мысли о самоубийстве, которая уже зародилась где-то глубоко в его душе.

Карен спрашивает, зачем подростки разрушают дом. Ответ на этот вопрос объяснит то, почему Донни стремится к смерти.

Одну из причин Карен озвучивает сама, читая отрывок. 22:14

Попадет в газетные заголовки. Даже взрослые стаи и ребята-лотошники с уважением станут слушать, как был разрушен дом Старого дохляка.

Умереть, чтобы попасть в газетные заголовки и чтобы другие подростки с уважением слушали рассказ о твоей смерти. Одним словом – прославиться, получить порцию внимания.

Очень часто дети, которым не хватает любви, привлекают к себе внимание деструктивными действиями. А суицид – это предельный способ привлечь к себе внимание.

Что говорит на этот счет сам Донни?

Они сказали, что разрушение – это форма творения. 22:58

На самом деле, в рассказе этого нет, это идея самого Донни.

Пусть вас не соблазняет этот красиво звучащий тезис: разрушение – это акт творения. Это то же самое, что сказать «деградация – это развитие».

К сущности творчества относится объединение разрозненного в одно целое. Это создание единства со своей структурой. Напротив, разрушение – это разъединение целого. Это удаление структурных связей. Если в акте творчества возникает упорядоченное единство, в акте разрушения – неупорядоченное множество.

Творить может только тот, чье сознание способно породить идею.

Поэтому правильнее было бы сказать: «Разрушение – это форма самоутверждения». Это утверждение себя за счет отрицания всего иного, что вполне соответствует подростковому сознанию.

Причина деструктивного поведения подростков кроется не только в желании привлечь к себе внимание, но и в особенности той ступени развития, на которой находится их сознание.

Они просто хотели увидеть, что произойдет, когда они раздерут мир на части. Они хотели что-то изменить. 23:10

Донни хочет изменить мир максимально быстро (потому что страдание подстегивает его). А самый простой способ изменить мир – это что-нибудь разрушить (включая себя).

Но Донни всё же пытается заниматься творчеством. Он пишет и рисует в надежде, что его кто-то поймет.

«Может быть, тогда люди меня поймут. И это что-нибудь изменит» 33:23

Однако, судя по всему, этого недостаточно, чтобы разрешить его внутренний конфликт. Этот конфликт вызывает появление Фрэнка.

Фрэнк

Фрэнк – это тень Донни. Та часть его личности, которую он не может проявить в обществе и признать в самом себе. Следующий фрагмент подтверждает, что Донни и Фрэнк – один и тот же субъект.

«Грядет буря, сказал мне Фрэнк. Буря, которая поглотит детей. Но я спасу их из царства боли. Я верну их к дверям их домов. Отправлю монстров обратно под землю. Отправлю туда, где их не увидит никто. Кроме меня. Потому что я Донни Дарко» 44:53

(Интересно, что Донни говорит о том, что после акта спасения он будет продолжать видеть монстров.)

Тень появляется вовне, когда какие-то внутренние побуждения, страхи и прочие психические содержания, уже настолько накопили свою энергию, что прорываются из бессознательного в сознание.

Читайте также:  За моей страницей следит мама

Как говорит д-р Турман,

«Потеря связи с реальностью, агрессивность – из-за неспособности примириться с силами, которые кажутся ему угрожающими» 01:03:15

Думаю, что действие этих сил заронило в Донни мысль о самоубийстве. Одиночество, страх, беспомощность и желание покончить с собой, будучи вытесненными из сознания объединились в фигуре Фрэнка, который становится соответственно воображаемым другом, обладает могуществом, и говорит о самоубийстве как о конце света.

Дата конца света – это дата Хэллоуина. Плакат постоянно был у Донни перед глазами, поэтому он мог бессознательно установить себе этот рубеж собственной жизни.

Но самоубийство от невозможности справиться с трудностями – это акт слабости. А самопожертвование ради других – это акт силы. Донни, ощущающий в себе силы супергероя, не мог бы просто покончить с собой. Поэтому его движение к роковой дате – это одновременно создание истории о конце света и самопожертвовании.

Я должен его слушаться. Он спас мне жизнь. Или останусь один. И тогда я не смогу выяснить, для чего это всё. Я не узнаю его замысел. 01:41:18

Определив для себя дату своей смерти, Донни теперь должен раскрыть «замысел», то, ради чего он расстанется с жизнью.

Женская стихия

Интересно, что по ходу действия Донни приходится иметь дело в основном с женскими персонажами, с женской стихией в различных ее проявлениях.

С позиции аналитической психологии, путь героя в мифах, сказках и историях символически иллюстрирует путь развития сознания, которое должно отделиться от породившей его стихии (которая соответствует архетипу Великой матери). Герою в этом помогает наставник, соответствующий архетипу Великого отца.

Шерита, Гретхен, Карен, д-р Лилиан Турман, Роберта Спэрроу – это те проявления женской стихии, которые разным образом влияют на Донни. Некоторые помогают ему двигаться к свету, т.е. к осознанию, другие же тащат во тьму.

Структура женского начала

На этой диаграмме показана структура женского начала, которое делится на архетип матери и архетип души – аниму. Каждый из архетипов имеет положительный и отрицательный аспект влияния на сознание.

Архетип матери содержит аспект доброй матери, которая помогает рождению и развитию, и аспект ужасной матери, которая стремится заманить, удержать и привести к физической смерти.

Архетип анимы делится соответственно на аниму положительную, принимающую, ведущую к духовной трансформации, способствующую вдохновению, мудрости. И отрицательную — отвергающую, ведущую к бессилию и безумию.

Женщины, влияющие на Донни, довольно органично распределяются по этим категориям.

Шерита

Шерита – явно неслучайный персонаж; на ней часто акцентируется внимание. Она одинока и над ней смеются, но Донни сочувствует ей. Шерита – это воплощение невинности и чистоты. Ее образ связывается с образом ангела, хотя и в ироничной форме.

Это единственный персонаж, который активно участвует в судьбе Донни, но не влияет на его поступки.

Карен

Карен – это позитивная Анима – София, воплощение мудрости. Она побуждает Донни к развитию самосознания.

Как позитивная Анима ведет мужчину к вдохновению, так Карен ведет Донни к творчеству, побуждая его выражать свои переживания в стихах. 44:53

Лилиан Турман

Доктор Лилиан Турман – это Мать в ее позитивном аспекте. Ее функция – способствовать развитию самосознания Донни и его духовному рождению.

Гретхен

Гретхен очень неоднозначный персонаж. Кажется, что она понимает Донни и является его положительной анимой, но видна и ее несамодостаточность. Очевидно, что Донни ей нужен, но неочевидно, может ли она ему дать что-то позитивное. Возникает впечатление, что Гретхен – это лишь вместилище проекций Донни, не имеющее внутри ничего твердого.

Проблемы, которые происходят в жизни Гретхен, становятся проблемами Донни и подталкивают его в направлении саморазрушения. По этой причине можно сказать, что Гретхен играет роль негативной Анимы.

Бабушка-смерть

Роберта Сперроу со своим прозвищем Бабушка Смерть буквально указывает на архетип Ужасной матери.

Если негативная анима ведет к ослаблению сознания, к безумию, то Ужасная мать ведет к физической смерти.

Все события приводят Донни в подвал Роберты, где, согласно ее книге, будет поставлена «ловушка спасения». В этом и состоит функция Ужасной матери – заманить и удержать.

Сомнамбулизм

Символически действие ужасной матери можно отобразить как затягивание в замкнутое пространство.

Противоположный вектор устремления Донни – попытки выйти из замкнутого пространства – выражаются в характере его сомнамбулизма. Во время хождения во сне Донни выходит из замкнутого пространства.

В документах тюрьмы для несовершеннолетних, в которой Донни пребывал после поджога, есть запись о том, как Донни в состоянии сна пытался покинуть территорию тюрьмы и перелезть через забор с колючей проволокой.

И дальнейшие события фильма показывают нам, что выход из замкнутого пространства является для Донни спасительным, а когда он остаётся внутри, то гибнет.

Мужская стихия

Во время погружения в бессознательное герою должен помогать персонаж, олицетворяющий мужской принцип. Это должна быть символическая отцовская фигура – например, наставник.

Мужские фигуры, с которыми взаимодействует Донни – это Джим Каннингем и учитель физики.

Джим Каннингем

Джим Каннингем как духовный учитель предлагает Донни альтернативный путь, путь любви, пойдя по которому, он мог бы спастись.

Тренинги Каннингема направлены на избавление от страха, на них он говорит о видениях любви. По идее, это именно то, что нужно Донни, переживающему видения страха.

Каннингем рассказывает историю про молодого человека по имени Фрэнк, который искал любовь не в том месте и жизнь которого была разрушена инструментами страха. Конечно, речь идет о Донни и он это понимает. 01:06:42

всё, что говорит Каннингем, действительно относится к Донни.

«Этот мальчик боится до смерти» 01:09:42

Однако подход Каннингема вызывает у Донни сопротивление. Советы, которые даёт Каннингем выглядят слишком поверхностными, и Донни прямо говорит ему об этом. Но это может быть проекцией самого Донни, учитывая, что мы находимся в особом мире, тождественном внутреннему миру главного героя. Даже то, что Каннингем оказывается педофилом, может быть лишь фантазией Донни, вызванной его нежеланием принять помощь.

Но как бы то ни было, авторитет Каннингема оказывается слишком слаб, чтобы он мог стать наставником Донни.

Кеннет Моннитоф

Другой мужской персонаж, Кеннет Моннитоф, учитель физики, тоже не является наставником Донни, т.к. по сути он выполняет роль посланника Роберты Спэрроу, укрепляя создаваемую ей ловушку.

Отсутствие отца

Родной отец Донни, несмотря на его внешнюю доброжелательность и привлекательность, оказывается внутренне слабым и неспособным приобщить Донни к силе мужского принципа. Это видно из двух житейских эпизодов: Когда Донни называет мать сукой
и когда предлагает женщине-учителю засунуть карточку себе в анус.

Понятно, что за этими агрессивными выпадами скрывается боль подростка. Но также понятно, что это признак отсутствия самодисциплины. Мужской принцип – это принцип оформления и ограничения. Поэтому самодисциплина как самоограничение – основывается на отцовском архетипе. Именно у отца ребенок учится преодолевать боль, ограничивать себя и достигать определенной цели.

Поэтому мать Донни совершенно права:

Нельзя никакой женщине говорить ….

Одобрительная реакция отца Донни указывает лишь на его бессилие перед женщинами и желание отыграться.

Самый главная идея, которая является реализацией мужского принципа в психике – это идея Бога, который в фильме довольно часто упоминается. Бог как архетип отцовской фигуры, как концентрированный опыт сознания, зафиксированный в коллективных культурных ценностях, мог бы помочь Донни в его борьбе с поглощающей материнской стихией бессознательного.

Но к сожалению, культурные (т.е. отцовские) ценности — то самое Сверх-Я, о котором мы упоминали в начале — эти ценности понимаются Донни лишь как внешнее принуждение, поэтому и Бог для него в итоге – это фигура лишь контролирующая и манипулирующая.

Таким образом, в истории Донни мы обнаруживаем почти полное отсутствие связи с мужским принципом. Возможные наставники либо не обладают авторитетом, либо являются прислужниками женского принципа.

Читайте также:  Как восстановить почту после взлома

Философия путешествий во времени

Мы подошли к тому, чтобы определить значение книги Роберты Спэрроу в заданном нами психологическом контексте.

Надо сказать, что картина, нарисованная в книге «Философия путешествий во времени» добавляет фильму ощутимую порцию мрачности и пессимизма. В самом деле: живые и мертвые люди манипулируют героем, заманивая его в ловушку ради того, чтобы самим спастись от небытия.

«Управляемые живые сделают всё, чтобы спастись из небытия (забвения)»

И всё это происходит вследствие божественного вмешательства. Выглядит удручающе.

Однако, от ощущения мрачности можно избавиться, если трактовать содержимое книги как отражение переживаний самого Донни. Грубо говоря, как его фантазию, объясняющую ему самому то, что с ним происходит.

Напомню, что действие происходит в особом мире, поэтому содержимое книги может быть отражением желания Донни написать книгу. 33:23

Соответственно, в книге выражен его личный опыт.

Донни видит, что его окружение как бы подталкивает его в определенном направлении, и он интерпретирует это так, как будто окружающие манипулируют им. Поэтому в книге говорится о том же самом. 01:05:24

Донни не может противиться, т.к., во-первых, хочет узнать, что будет в конце. (хочется посмотреть, что произойдет!) А во-вторых, не хочет опять столкнуться с одиночеством.

Отсутствие выбора

Донни чувствует, что не свободен выбирать свою судьбу и трактует это так, как будто он находится внутри божественного промысла, канала.

Тезис Донни: Каждый идет по своему пути. Если вы видите свой путь, канал, значит вы видите будущее. Но если Бог контролирует время и вы внутри контролируемого им канала, вы не можете выбирать.

При этом, рассуждая о Боге, который здесь является символом мужского принципа, Донни использует образ воронки и канала, что относится к символизму рождения, а значит, к женскому принципу.

Подведем итог. Фильм «Донни Дарко» – это история о борьбе подростка с силами бессознательного, влекущими его к смерти.

Донни , ощущающий внутри себя энергию сделать что-то значительное, не может просто так признать свое бессилие и отказаться от жизни. «Конец света – это глупо». Точно так же глупо просто погибнуть от упавшего на тебя предмета. Да вообще глупо умереть, не реализовав свой потенциал и ничего не изменив в этом мире. В смерти должен быть смысл. И Донни осмысляет свою смерть как самопожертвование ради спасения мира.

Неслучайно, в фильме его сравнивают с Христом. Но это сравнение лишний раз подчеркивает ту печальную ситуацию, в которой находился Донни. Христос осознавал свою связь с Отцом. Он говорил «Я и Отец – одно».

(я рассуждаю здесь о Боге и Христе в чисто психологическом контексте.)

В ситуации Донни мы, напротив, обнаружили полное отсутствие связи с какой бы то ни было отцовской фигурой. Поэтому и итог самопожертвования этих двух героев разный: Иисуса Христа Бог воскресил из мертвых, а Донни Дарко не смог в одиночку справиться со своей смертью.

Фильм «Донни Дарко» вышел на большие экраны в 2001 году. Однако разговоры о нем не утихают. Эту кинокартину невозможно забыть. Как автору сценария и режиссеру Ричарду Келли удалось поистине культовый фильм? В чем смысл легендарной киноленты «Донни Дарко»?

О чем фильм «Донни Дарко»

1988 год. Октябрь. Небольшой американский городок округа Мидлсекс. Донни Дарко — старшеклассник, проживающий с родителями и двумя сестрами. 2 октябре герой неожиданно проснулся от странного приказа. Фрэнк — человек в образе гигантского кролика со зловещим оскалом — мысленно отдал распоряжение старшекласснику покинуть родительский дом. Через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд, по мнению Фрэнка, случится апокалипсис. Конец света уже близок.

Утром герой проснулся в странном месте — на поле для гольфа. Донни Дарко вернулся в дом и обнаружил, что на его жилище свалился большой самолетный двигатель. Кроме того, этот непонятный агрегат угодил прямо в комнату школьника. Элизабет — старшая сестра героя — сообщила, что странную находку не могут разгадать даже следователи ФАА.

В классе Донни Дарко появляется новенькая — Гретхен Рос. Между героями завязывается дружба. Фрэнка беспокоят перемещения во времени он решил поделиться переживаниями с учителем физики. Преподаватель посоветовал ему изучить книгу по философии на эту тему, автором которой является местный житель этого городка Роберта Спэрроу.

По ночам Донни одолевают видения и кошмары. Под их действием он однажды проник в школу и разрубил топором трубы. Из них хлынула вода. Школа оказалась затопленной. На этом его злодеяния не закончились.

Канун Хэллоуина. Герой и его старшая сестра одни в доме. Они решили устроить вечеринку. Люди в масках заполняют их дом. Донни внезапно увидел на холодильнике странную записку и героя осенило, что сегодня именно тот страшный день, о котором предупреждал Фрэнк. Над маленьким городком нависла буря. Герой спешит к местной писательнице, где встречается с одноклассниками. Из-за личной неприязни между молодыми людьми происходит драка, во время которой Гретхен оказалась на обочине. Юную девушку переехала машина и она погибла. Мать и младшая сестра Донни, возвращаясь с танцевального конкурса, стали жертвами авиакатастрофы. Двигатель от самолета, потерпевшего крушение из-за бури, и оказался на доме героя. Почему время «отматывается» назад и какой вывод сделают все участники событий?

Смысл фильма «Донни Дарко»

Существует несколько точек зрения относительно смысла, который заложен в киноленту. Рассмотрим основные версии.

1. Донни — психически больной человек

Герой, страдающий психическими расстройствами. Все, что происходит на экране — плод его больной фантазии. Этот смысл лежит на поверхности. Гигантский кролик со зловещим оскалом. Видения, подталкивающие Донни совершать неадекватные поступки. Посещения психотерапевта. Мимика героя не совсем обычная. Герой чувствует, что скоро умрет.

История глубокой личной трагедии старшеклассника. Он никогда не станет взрослым самостоятельным человеком, не обзаведется семьей и детьми. Мимо него пройдут этапы становления его сестер как личностей. Пустое бесцельное существование. Но при чем тут тогда неожиданно свалившийся самолетный двигатель? Или это тоже плод воображения психически больного человека?!

2. Миссия Донни — спасение мира

Эта версия кажется наиболее правдивой. В фильме есть упоминания о книге «Философия путешествий во времени». Естественно, в реальности этой работы не существует. Смысл этого произведения в том, что правильный, последовательный временной ход может дать сбой. Причины этого явления до конца не известны. Однако в ходе этого процесса образуется Тангенциальная Вселенная. Эта субстанция нестабильна. Время ее существование — чуть больше 28 дней. Но не только этим коварна Тангенциальная Вселенная. Она образует черную дуру, которая уничтожает все и возвращает Вселенную в начальную точку создания.

Донни — лучик света, который способен спасти мир. На него возложена важная миссия. Только в руках Донни спасение всего сущего. Остальные персонажи — дополнительные помощники, которые подталкиваю Донни к удачному завершению миссии. Кроме того, герой наделен суперспособностями. Донни Дарко понимает, что его ждет неминуемая гибель. Однако ответственность за все живое дарит ему спокойствие и умиротворенность. Герой понимает свое предназначение и соглашается с ним.

Смысл фильма «Донни Дарко» заключается в том, что люди бессильны перед неизбежным. Иногда стоит пожертвовать своими интересами и желаниями ради общего блага. Не стоит зацикливаться исключительно на себе и своей жизни. Оглянитесь вокруг. Возможно, именно в этот момент кому-то жизненно необходима ваша помощь.

Смысл финала фильма «Донни Дарко»

В конце фильма герой понимает, что его смерть спасет многих близких ему людей. Поэтому, зная исход дальнейших событий, он принимает решение и остается в своей комнате. Донни спас мир. Достойный поступок.

Смысл финала в том, что у каждого нашего действия есть своя причина и свои последствия. Нельзя жить исключительно по своим правилам и принципам, не обращая внимания на устои общества. Это не верный путь, который приведет в никуда.

Читайте также:  Записанная флешка не читается

«Донни Дарко» — это фильм, который невозможно забыть, и споры о смысле которого продолжаются по сей день, хотя он вышел в 2001-ом году. Режиссерская версия картины включает в себя немало сцен, открывающих достаточно однозначный взгляд на замысел создателя фильма. Еще некоторое количество полезной информации можно найти на официальном сайте проекта или в многочисленных интервью Ричарда Келли.

К слову, последний снял «Донни Дарко» по собственному сценарию, когда ему было всего 26 лет. Можно относиться к картине по-разному, но такая серьезная работа в таком молодом возрасте все же однозначно заслуживает уважения.

Главного героя в фильме сыграл Джейк Джилленхол в 21-летнем возрасте

Можно без сомнений сказать, что «Донни Дарко» относится к разряду тех фильмов, которые нужно пересмотреть, как минимум, дважды, чтобы сформировать более-менее полноценное мнение. Широко распространенная идея с шизофренией Донни являет собой, по сути, путь наименьшего сопротивления.

В любой неоднозначной кинокартине можно просто заявить, что главный герой – человек с психическим расстройством, а все, что творится на экране – бред, порожденный его больным разумом. Проблема в том, что режиссеры, в большинстве своем, стремятся вложить в свои проекты какой-то более глубокий смысл и более интересный сюжет. Тем не менее, проигнорировать эту версию при разборе смысла «Донни Дарко» мы не можем.

Донни – параноидальный шизофреник

Эта версия как бы лежит на поверхности, для нее даже не надо искать доказательств. Донни разговаривает с огромным кроликом, творит всякие бесчинства вроде поджога дома или затопления школы, посещает психотерапевта и, в конце концов, периодически улыбается какой-то не совсем нормальной улыбкой. Он, очевидно, любит родных, хотя порой позволяет себе обращаться к ним чересчур грубо (впрочем, как и все подростки). Он боится одиночества и предчувствует скорую смерть.

На протяжении всего фильма Донни выполняет указания страшного двухметрового кролика

В таком случае «Донни Дарко» — это история личной трагедии подростка, которому не суждено повзрослеть, насладиться счастьем с любимой девушкой, увидеть, как растет его сестра, получить образование и так далее. Правда, свалившийся на его голову реактивный двигатель самолета в эту концепцию вписывается не очень красиво – но, с другой стороны, чего только не случается. Во всяком случае, в фильмах.

Донни – Живой Проводник, который должен спасти мир

Это именно та идея, которую вложил в свой фильм сам Ричард Келли, и которая делает логичными абсолютно все события, разворачивающиеся на глазах у зрителей. Чтобы понять и прочувствовать ее от начала до конца, нужно посмотреть режиссерскую версию, в которую включены фрагменты книги «Философия путешествий во времени» одной из главных героинь картины – Роберты Спэроу. Книга, естественно, выдумана, как и сама Роберта, но проработана она достаточно детально. Вы даже можете найти ее на официальном сайте «Донни Дарко». Рассмотрим несколько основных моментов, позволяющих вырисовать стройную концепцию.

Тангенциальная Вселенная и Основная Вселенная

Главная теория «Философии путешествий во времени» заключается в том, что по каким-то неведомым, неожиданным и непредсказуемым причинам правильный ход течения времени может быть нарушен. Из-за этого появляется Тангенциальная Вселенная, которая крайне нестабильна и всегда существует очень недолго (в случае с той Тангенциальной Вселенной, в которой оказался Донни Дарко, речь идет о 28 днях). Но это не самая большая опасность – когда Тангенциальная Вселенная, наконец, схлопывается и прекращает свое существование, она образует в Основной Вселенной черную дыру. Эта дыра, в свою очередь, способна уничтожить абсолютно все, что есть в Основной Вселенной, и вернуть ее к исходной точке создания.

«Философия путешествий во времени» — книга, объясняющая события фильма

Живой Проводник и Манипуляторы

Живой Проводник, которым в этой истории оказывается Донни Дарко, является единственной надеждой мира на спасение. Его главная задача – вернуть Артефакт в Основную Вселенную до того, как Тангенциальная Вселенная перестанет существовать. Если эта задача будет выполнена, то все сущее будет спасено. В качестве Артефакта выступает что-то, созданное из металла и всегда появляющееся рядом с эпицентром Тангенциальной Вселенной. В «Донни Дарко» речь идет, конечно же, о реактивном двигателе, свалившемся с неба в Мидлсексе.

Манипуляторы – это практически все остальные персонажи, с которыми мы знакомимся за время нахождения Донни в Тангенциальной Вселенной. Они ведут себя странно, порой иррационально и нереалистично. Но все это необходимо, поскольку они призваны помочь Живому Проводнику исполнить его миссию. Они как бы подталкивают спасителя к его закономерному исходу, ведут его к неизбежному по нитям судьбы, которые Дарко периодически видит в формате капель, следующих из животов персонажей.

Влюбленность в Грэтхен — один из основных мотивов, толкающих Донни к выполнению предначертанного

Мисс Пэмирой косвенным образом способствует знакомству Донни и Грэтхен, миссис Фармер не может сопровождать девочек в поездку после ареста Каннингема и перекладывает эту задачу на плечи матери Донни, вечеринка происходит после отъезда родителей, Грэтхен погибает из-за попытки парочки неудачливых бандитов ограбить Роберту Спэроу, и так далее.

Мертвый Манипулятор Фрэнк

Фрэнк – парень в хэллоуинском костюме кролика, которого Донни убивает, выстрелив ему в глаз – один из самых известных персонажей фильма. И одно из самых любимых доказательств своей правоты у сторонников того, что все это происходит в воображении главного героя. На самом же деле Фрэнк прекрасно вписывается в концепцию «Философии путешествий во времени» как Мертвый Манипулятор.

Донни сам убивает Фрэнка незадолго до схлопывания Тангенциальной Вселенной

Мертвые Манипуляторы – это персонажи из Тангенциальной Вселенной, которые в ней погибают. Если обычные Манипуляторы, в большинстве своем, не догадываются о происходящем (хотя порой и чувствуют атмосферу катастрофы, нависшую над их миром), то Манипуляторы Мертвые уже кое-что знают о предстоящей гибели Вселенной и могут более эффективно помогать Живому Проводнику выполнить его миссию. Кроме того, в рамках Тангенциальной Вселенной они могут перемещаться сквозь время. Поэтому на протяжении всего фильма Фрэнк подсказывает Донни, что он должен делать, чтобы в результате добиться единственного исхода, при котором Основная Вселенная не погибнет.

Спасение мира и гибель Донни

Живой Проводник получает не только миссию, но и суперспособности (а заодно и галлюцинации). В случае с Донни такой суперспособностью становится телекинез, с помощью которого он и отрывает реактивный двигатель от самолета, на котором летят его мать и сестра, и позволяет тому упасть на его дом. Сложно точно сказать, понимает ли парень, что для него все закончится смертью. Впрочем, подбор саундтрека – песни «Mad World» со словами «The dreams in which I’m dying are the best I’ve ever had» можно назвать очком в пользу этой версии. Равно как и истерический смех Донни: он как будто понимает, что ему предстоит умереть, но освобождение от груза ответственности за судьбу мира наконец-то дарит ему успокоение и беззаботность.

Донни смеется, когда ложится спасть, чтобы не проснуться никогда

Тангенциальная Вселенная оставляет некоторые следы в памяти людей, живущих в Основной Вселенной, и может приходить к ним во снах. Поэтому персонажи, проснувшиеся 2 октября в Мидлсексе, выглядят грустными и печальными, а мать Донни машет рукой Грэтхен, хотя они еще не знакомы.

Нужно понимать, что «Донни Дарко» — это не научный и не религиозный фильм. Это фильм со своей хорошо продуманной концепцией, рассказывающий о приближении неизбежного и жертве одного, ради благополучия многих. Каждый может сделать из этой картины свои выводы, но отрицать ее уникальность и глубокий смысл однозначно не стоит.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *