0

Джойстик с обратной связью

Джойстик – игровой манипулятор, необходимый любому виртуальному пилоту. Какие бывают джойстики? Что имеется сейчас на рынке? Эти и другие вопросы раскрываются в данной статье.

На сегодняшний день существует множество различных авиационных симуляторов – игр, имитирующих управление самолетом. Наиболее распространены симуляторы самолетов Второй мировой войны – онлайновые «War Thunder», «World of Warplanes» и «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград / Битва за Москву / Битва за Кубань». До сих пор популярны игры от Олега Медокса и его команды – «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения» и «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию». Существуют также симуляторы современных боевых («DCS», «Lock On») и гражданских («Microsoft Flight Simulator», «X-Plane», «FlightGear») самолетов. Авиасимулятор «Rise of Flight» раскрывает тему забытой Первой мировой.

Игроки, открывшие для себя мир авиасимуляторов, обычно изначально управляют ими при помощи стандартных клавиатуры и мыши. Однако вскоре приходит понимание, что данных средств недостаточно для точного управления воздушной машиной. Особенно актуально это для военных симуляторов, поскольку они требуют от игрока точного прицеливания.

Для решения этой проблемы игроку требуется купить джойстик – игровой контроллер, имитирующий ручку управления реальных самолетов.

Типы джойстиков

Все джойстики можно условно поделить на три вида:

  1. традиционные джойстики – представляют собой подставку с «палкой» (ручкой управления самолетом – РУС), вращающейся вперед-назад и влево-вправо, а в более дорогих моделях – еще и вокруг своей оси (3D Twist), слева на подставке обычно имеется ручка управления двигателем (РУД);
  2. джойстики системы HOTAS (Hands on Throttle and Stick) – в отличие от обычных джойстиков, РУД на них представлена отдельным блоком;
  3. штурвалы – предназначены для управления тяжелыми бомбардировщиками и гражданскими самолетами.

Также можно отдельно купить авиационные педали. Они позволяют управлять рулем направления самолета, а более продвинутые модели – еще и колесными тормозами.

Все представленные в обзоре джойстики имеют один или несколько многопозиционных переключателей, шляпок (hat switch, «хаток»), предназначенных для управления обзором: голова пилота поворачивается в сторону, в которую нажата шляпка. Это позволяет полностью отказаться от использования мыши во время полетов. Если «хаток» несколько, то остальные можно задействовать для иных функций.

Джойстики можно поделить по наличию и типу обратной связи:

  1. отсутствие обратной связи – наиболее распространенный вариант, причем к данной категории относятся как наиболее дешевые, так и самые дорогие контроллеры;
  2. вибрационная обратная связь (Vibration Feedback) – в ручку джойстика встроены вибромоторы, увеличивающие степень погружения в игру, но ни о каком реализме при этом речи быть не может;
  3. полноценная обратная связь (Force Feedback) – на осях джойстика располагаются двигатели, которые могут менять усилие на ручке, создавать различные эффекты, что в теории должно повысить реализм, но на практике лишь усложняет управление и ухудшает точность.

На сегодняшний день джойстики с обратной связью Force Feedback на рынке отсутствуют.

Все современные джойстики подключаются по интерфейсу USB. Игровой порт (Game Port) окончательно ушел в прошлое. Ранее в продаже имелись беспроводные джойстики, однако на сегодняшний день такие модели отсутствуют.

Производители

На сегодняшний день на рынке представлены следующие производители:

Есть также еще некоторые производители, такие как SpeedLink, Trust, DVTech. Однако они мало распространены, не имеют никаких преимуществ над четырьмя вышеназванными брендами, а потому не будут рассмотрены в данной статье.

Saitek

Saitek X52 Flight Control System

Джойстик системы HOTAS от Saitek. Является преемником джойстика Saitek X45. Особенность джойстиков Saitek – центрирование ручки единственной пружиной. При покупке стоит попробовать движение ручки – возможно, вам не понравится такой способ центрирования. Также данный джойстик отличает нелинейность отклика осей крена и тангажа. При желании нелинейность можно убрать, но это потребует внесения изменений в конструкцию.

  • Осей: 7
  • Кнопок: 9
  • Hat switch: 3
  • Переключателей: 4
  • Ориентировочная цена: 9500 руб.

Saitek X52 Pro Flight Control System

Улучшенная версия Saitek X52. Функциональность та же, но джойстик более качественный, надежный и долговечный.

  • Осей: 7
  • Кнопок: 9
  • Hat switch: 3
  • Переключателей: 4
  • Ориентировочная цена: 13300 руб.

Saitek Pro Flight X-56 Rhino H.O.T.A.S. System

Топовый джойстик от Saitek. Выполнен на базе предыдущей модели X-55.

  • Осей: 11
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 5
  • Переключателей: 9
  • Ориентировочная цена: 19600 руб.

Logitech

Logitech Extreme 3D Pro Joystick

Единственная на сегодняшний день модель от Logitech. Типичный середнячок, довольно популярная модель. Игроки отмечают низкую цену при нормальном функционале и качестве.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 2300 руб.

Thrustmaster

Thrustmaster USB Joystick

Самый дешевый джойстик от Thrustmaster. Имеет всего 3 оси, а потому не может рекомендоваться для авиасимуляторов, поскольку у него отсутствует ось управления рулем направления.

  • Осей: 3
  • Кнопок: 4
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 2000 руб.

Thrustmaster T.Flight Stick X

Средний джойстик от Thrustmaster. 4 оси, 12 кнопок, «хатка», «твист» – все как обычно.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 4000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas X

Самая доступная модель системы HOTAS. При этом РУД и РУД можно соединить между собой в единое устройство. Рулем направления можно управлять по желанию игрока как вращением ручки вокруг своей оси (3D Twist), так и специальной «качалкой» на РУД.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 6000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas One

Модель аналогичная предыдущей, но с поддержкой новой консоли Xbox One.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 15
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 7000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas 4

Модель аналогичная T.Flight Hotas X, но с поддержкой игровой приставки PlayStation 4. Отличается синей раскраской, а также дополнительной кнопкой.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 13
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 8400 руб.

Thrustmaster T.16000M FCS HOTAS

Контроллер с раздельными РУС и РУД. Джойстик использует магнитные датчики Холла. На РУД имеется «качалка» управления рулем направления. Таким образом, данная модель не требует обязательной покупки педалей. Отличается хорошим ПО, нелинейность отсутствует – в JoyTester рисует красивые круги. Пружина несколько жесткая, но к ней привыкаешь. Единственный недостаток – механика крена и тангажа: из-за трения она со временем изнашивается, в результате чего появляется люфт.

  • Осей: 9
  • Кнопок: 19
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 11000 руб.

Thrustmaster T.16000M FCS Flight Pack

Комплект из набора РУС и РУД T.16000M FCS HOTAS (см. выше), а также педалей T.Flight Rudder Pedals (см. в конце статьи). Покупка комплектом позволяет экономить 2500 руб.

  • Осей: 12
  • Кнопок: 19
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 16000 руб.

Thrustmaster HOTAS Warthog Flight Stick

Ручка управления от джойстика Thrustmaster HOTAS Warthog (см. ниже). Требует покупки отдельных РУД и педалей.

  • Осей: 2
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 22000 руб.

Thrustmaster HOTAS Warthog

Самый дорогой джойстик в этом обзоре. Построен по системе HOTAS: имеет раздельные РУС и РУД, каждая из которых весит более 3 кг. Является точной копией ручек управления американским самолетом Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (прозвище – «Warthog»). Наиболее интересен при управления в сверхреалистичном симуляторе данного самолета «DCS: A-10C Warthog».

Является наследником Thrustmaster HOTAS Cougar – самого дорогого джойстика первого десятилетия XXI века, который также являлся копией ручек управления реального самолета – американского истребителя F-16.

Не имеет управления рулем направления, поэтому требует покупки отдельных педалей.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 6
  • Переключателей: 13
  • Ориентировочная цена: 34000 руб.

Defender

Defender Cobra R4

Самая дешевая модель от Defender. Единственный джойстик в данном обзоре с вибрационной обратной связью. Имеет очень много негативных отзывов. В основном, игроки жалуются на большие мертвые зоны и люфт ручки.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 2
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 1300 руб.

Defender Cobra M5

Очень популярная модель. Оптимальная по соотношению цена-качество. Имеет бесконтактные магнитные датчики на 2-х осях (движение РУС вперед-назад и влево-вправо). Однако остальные оси (поворот РУС вокруг своей оси и РУД) используют обычные резисторы, причем не очень качественные.

Данная модель имеет тяжелое основание (общий вес джойстика – 1,65 кг), которое к тому же можно прикрутить шурупами к столу (имеются 4 отверстия). Движение ручки достаточно легкое, поэтому джойстик не двигается по столу. Интересной особенностью этой модели является двойной курок: вначале выполняется нажатие на первый курок, а затем – на второй. Если такая функция не требуется, то первый курок можно откинуть назад. Также можно откинуть назад кнопку внизу ручки (под мизинцем). Другая интересная особенность – 3-позиционный переключатель, который можно использовать не только по прямому назначению, но и назначать с его помощью на каждую из кнопок (кроме курка), а также на одну из «хаток» по 3 функции.

Defender Cobra M5 уникален тем, что создавался «вирпилами для вирпилов». Основной идеей было создание РУС, сходной с ручкой современных российских военных самолетов.

Читайте также:  В коробке шесть одинаковых занумерованных кубиков наудачу

На основе этого джойстика ВКБ (Виртуальное Конструкторское Бюро) создало модернизированную модификацию King Cobra Mk.I.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 2
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 3200 руб.

Авиационные педали

Thrustmaster T.Flight Rudder Pedals

Педали поддерживают управление не только рулем направления, но и колесными тормозами. Правая педаль тормозит правое колесо, левая педаль – левое колесо. При управлении рулем направления педали перемещаются, для торможения колес – нажимаются. Имеют механизм автоцентрирования. У педалей металлические направляющие, что положительно скажется на долговечности устройства.

  • Осей: 3
  • Кнопок: 0
  • Hat switch: 0
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 7500 руб.

Saitek Pro Flight Rudder Pedals

Чуть более дорогие педали от Saitek также имеют 3 оси (руль направления и раздельные колесные тормоза). Педали имеют самоцентрирующийся механизм и регулировку жесткости (регулятор расположен между педалями).

  • Осей: 3
  • Кнопок: 0
  • Hat switch: 0
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 8500 руб.

Штурвалы

Saitek Pro Flight Yoke System

Комплект, состоящий из штурвала и блока с 3-мя ручками управления (газом, шагом винта, смесью). Предназначен в первую очередь для управления легкими гражданскими самолетами типа Cessna. Отсутствует управление рулем направления, поэтому требует покупки отдельных авиационных педалей.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 6
  • Ориентировочная цена: 10600 руб.

Заключение

Конечный выбор, безусловно, за игроком, но несколько рекомендаций дать стоит.

Не рекомендуется покупать самые дешевые джойстики (до 2000 руб.), они имеют низкую функциональность или очень низкое качество и принесут лишь разочарование.

При небольшом бюджете стоит обратить внимание на джойстики средней ценовой категории (2000–4000 руб.) – Logitech Extreme 3D Pro Joystick, Defender Cobra M5, Thrustmaster T.Flight Stick X. Все они имеют сходные характеристики – 4 оси, 3D Twist, 5–12 кнопок, 1–2 «хатки». При этом желательно подержать каждый из них в руках, чтобы подобрать наиболее удобный для себя.

Джойстики высокой ценовой категории (6000–20000 руб.) выполнены по системе HOTAS. Модель Thrustmaster T.16000M FCS Flight Pack также имеет в комплекте педали. Рекомендуются увлеченным любителям, проводящим по нескольку часов в день за виртуальным штурвалом самолета.

Джойстик мечты (от 20000 руб.) – в данной категории на сегодняшний день имеется лишь Thrustmaster HOTAS Warthog. Тяжелый металлический джойстик с такой же тяжелой металлической РУД – точные копии реальных ручек американского штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Такой джойстик рекомендуется, в основном, любителям авиасимулятора «DCS: A-10C Warthog». Этот симулятор точно имитирует управление данным самолетом, поэтому джойстик HOTAS Warthog превратит ваш компьютер в настоящий авиатренажер. При этом к нему обязательно требуются педали, что повышает общую стоимость комплекта до запредельной отметки в 41500 тыс. руб. (при условии покупки педалей Thrustmaster T.Flight Rudder Pedals).

Удачных вам полетов!

Благодарность за дополнения: Filin-4

Опубликовано: 23 июля 2018 г.
(обновлено 25 июля 2018 г.)

Джойстик – игровой манипулятор, необходимый любому виртуальному пилоту. Какие бывают джойстики? Что имеется сейчас на рынке? Эти и другие вопросы раскрываются в данной статье.

На сегодняшний день существует множество различных авиационных симуляторов – игр, имитирующих управление самолетом. Наиболее распространены симуляторы самолетов Второй мировой войны – онлайновые «War Thunder», «World of Warplanes» и «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград / Битва за Москву / Битва за Кубань». До сих пор популярны игры от Олега Медокса и его команды – «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения» и «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию». Существуют также симуляторы современных боевых («DCS», «Lock On») и гражданских («Microsoft Flight Simulator», «X-Plane», «FlightGear») самолетов. Авиасимулятор «Rise of Flight» раскрывает тему забытой Первой мировой.

Игроки, открывшие для себя мир авиасимуляторов, обычно изначально управляют ими при помощи стандартных клавиатуры и мыши. Однако вскоре приходит понимание, что данных средств недостаточно для точного управления воздушной машиной. Особенно актуально это для военных симуляторов, поскольку они требуют от игрока точного прицеливания.

Для решения этой проблемы игроку требуется купить джойстик – игровой контроллер, имитирующий ручку управления реальных самолетов.

Типы джойстиков

Все джойстики можно условно поделить на три вида:

  1. традиционные джойстики – представляют собой подставку с «палкой» (ручкой управления самолетом – РУС), вращающейся вперед-назад и влево-вправо, а в более дорогих моделях – еще и вокруг своей оси (3D Twist), слева на подставке обычно имеется ручка управления двигателем (РУД);
  2. джойстики системы HOTAS (Hands on Throttle and Stick) – в отличие от обычных джойстиков, РУД на них представлена отдельным блоком;
  3. штурвалы – предназначены для управления тяжелыми бомбардировщиками и гражданскими самолетами.

Также можно отдельно купить авиационные педали. Они позволяют управлять рулем направления самолета, а более продвинутые модели – еще и колесными тормозами.

Все представленные в обзоре джойстики имеют один или несколько многопозиционных переключателей, шляпок (hat switch, «хаток»), предназначенных для управления обзором: голова пилота поворачивается в сторону, в которую нажата шляпка. Это позволяет полностью отказаться от использования мыши во время полетов. Если «хаток» несколько, то остальные можно задействовать для иных функций.

Джойстики можно поделить по наличию и типу обратной связи:

  1. отсутствие обратной связи – наиболее распространенный вариант, причем к данной категории относятся как наиболее дешевые, так и самые дорогие контроллеры;
  2. вибрационная обратная связь (Vibration Feedback) – в ручку джойстика встроены вибромоторы, увеличивающие степень погружения в игру, но ни о каком реализме при этом речи быть не может;
  3. полноценная обратная связь (Force Feedback) – на осях джойстика располагаются двигатели, которые могут менять усилие на ручке, создавать различные эффекты, что в теории должно повысить реализм, но на практике лишь усложняет управление и ухудшает точность.

На сегодняшний день джойстики с обратной связью Force Feedback на рынке отсутствуют.

Все современные джойстики подключаются по интерфейсу USB. Игровой порт (Game Port) окончательно ушел в прошлое. Ранее в продаже имелись беспроводные джойстики, однако на сегодняшний день такие модели отсутствуют.

Производители

На сегодняшний день на рынке представлены следующие производители:

Есть также еще некоторые производители, такие как SpeedLink, Trust, DVTech. Однако они мало распространены, не имеют никаких преимуществ над четырьмя вышеназванными брендами, а потому не будут рассмотрены в данной статье.

Saitek

Saitek X52 Flight Control System

Джойстик системы HOTAS от Saitek. Является преемником джойстика Saitek X45. Особенность джойстиков Saitek – центрирование ручки единственной пружиной. При покупке стоит попробовать движение ручки – возможно, вам не понравится такой способ центрирования. Также данный джойстик отличает нелинейность отклика осей крена и тангажа. При желании нелинейность можно убрать, но это потребует внесения изменений в конструкцию.

  • Осей: 7
  • Кнопок: 9
  • Hat switch: 3
  • Переключателей: 4
  • Ориентировочная цена: 9500 руб.

Saitek X52 Pro Flight Control System

Улучшенная версия Saitek X52. Функциональность та же, но джойстик более качественный, надежный и долговечный.

  • Осей: 7
  • Кнопок: 9
  • Hat switch: 3
  • Переключателей: 4
  • Ориентировочная цена: 13300 руб.

Saitek Pro Flight X-56 Rhino H.O.T.A.S. System

Топовый джойстик от Saitek. Выполнен на базе предыдущей модели X-55.

  • Осей: 11
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 5
  • Переключателей: 9
  • Ориентировочная цена: 19600 руб.

Logitech

Logitech Extreme 3D Pro Joystick

Единственная на сегодняшний день модель от Logitech. Типичный середнячок, довольно популярная модель. Игроки отмечают низкую цену при нормальном функционале и качестве.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 2300 руб.

Thrustmaster

Thrustmaster USB Joystick

Самый дешевый джойстик от Thrustmaster. Имеет всего 3 оси, а потому не может рекомендоваться для авиасимуляторов, поскольку у него отсутствует ось управления рулем направления.

  • Осей: 3
  • Кнопок: 4
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 2000 руб.

Thrustmaster T.Flight Stick X

Средний джойстик от Thrustmaster. 4 оси, 12 кнопок, «хатка», «твист» – все как обычно.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 4000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas X

Самая доступная модель системы HOTAS. При этом РУД и РУД можно соединить между собой в единое устройство. Рулем направления можно управлять по желанию игрока как вращением ручки вокруг своей оси (3D Twist), так и специальной «качалкой» на РУД.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 12
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 6000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas One

Модель аналогичная предыдущей, но с поддержкой новой консоли Xbox One.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 15
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 7000 руб.

Thrustmaster T.Flight Hotas 4

Модель аналогичная T.Flight Hotas X, но с поддержкой игровой приставки PlayStation 4. Отличается синей раскраской, а также дополнительной кнопкой.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 13
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 8400 руб.

Thrustmaster T.16000M FCS HOTAS

Контроллер с раздельными РУС и РУД. Джойстик использует магнитные датчики Холла. На РУД имеется «качалка» управления рулем направления. Таким образом, данная модель не требует обязательной покупки педалей. Отличается хорошим ПО, нелинейность отсутствует – в JoyTester рисует красивые круги. Пружина несколько жесткая, но к ней привыкаешь. Единственный недостаток – механика крена и тангажа: из-за трения она со временем изнашивается, в результате чего появляется люфт.

  • Осей: 9
  • Кнопок: 19
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 11000 руб.
Читайте также:  Водный навигатор для андроид

Thrustmaster T.16000M FCS Flight Pack

Комплект из набора РУС и РУД T.16000M FCS HOTAS (см. выше), а также педалей T.Flight Rudder Pedals (см. в конце статьи). Покупка комплектом позволяет экономить 2500 руб.

  • Осей: 12
  • Кнопок: 19
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 16000 руб.

Thrustmaster HOTAS Warthog Flight Stick

Ручка управления от джойстика Thrustmaster HOTAS Warthog (см. ниже). Требует покупки отдельных РУД и педалей.

  • Осей: 2
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 4
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 22000 руб.

Thrustmaster HOTAS Warthog

Самый дорогой джойстик в этом обзоре. Построен по системе HOTAS: имеет раздельные РУС и РУД, каждая из которых весит более 3 кг. Является точной копией ручек управления американским самолетом Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (прозвище – «Warthog»). Наиболее интересен при управления в сверхреалистичном симуляторе данного самолета «DCS: A-10C Warthog».

Является наследником Thrustmaster HOTAS Cougar – самого дорогого джойстика первого десятилетия XXI века, который также являлся копией ручек управления реального самолета – американского истребителя F-16.

Не имеет управления рулем направления, поэтому требует покупки отдельных педалей.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 6
  • Переключателей: 13
  • Ориентировочная цена: 34000 руб.

Defender

Defender Cobra R4

Самая дешевая модель от Defender. Единственный джойстик в данном обзоре с вибрационной обратной связью. Имеет очень много негативных отзывов. В основном, игроки жалуются на большие мертвые зоны и люфт ручки.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 8
  • Hat switch: 2
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 1300 руб.

Defender Cobra M5

Очень популярная модель. Оптимальная по соотношению цена-качество. Имеет бесконтактные магнитные датчики на 2-х осях (движение РУС вперед-назад и влево-вправо). Однако остальные оси (поворот РУС вокруг своей оси и РУД) используют обычные резисторы, причем не очень качественные.

Данная модель имеет тяжелое основание (общий вес джойстика – 1,65 кг), которое к тому же можно прикрутить шурупами к столу (имеются 4 отверстия). Движение ручки достаточно легкое, поэтому джойстик не двигается по столу. Интересной особенностью этой модели является двойной курок: вначале выполняется нажатие на первый курок, а затем – на второй. Если такая функция не требуется, то первый курок можно откинуть назад. Также можно откинуть назад кнопку внизу ручки (под мизинцем). Другая интересная особенность – 3-позиционный переключатель, который можно использовать не только по прямому назначению, но и назначать с его помощью на каждую из кнопок (кроме курка), а также на одну из «хаток» по 3 функции.

Defender Cobra M5 уникален тем, что создавался «вирпилами для вирпилов». Основной идеей было создание РУС, сходной с ручкой современных российских военных самолетов.

На основе этого джойстика ВКБ (Виртуальное Конструкторское Бюро) создало модернизированную модификацию King Cobra Mk.I.

  • Осей: 4
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 2
  • Переключателей: 1
  • Ориентировочная цена: 3200 руб.

Авиационные педали

Thrustmaster T.Flight Rudder Pedals

Педали поддерживают управление не только рулем направления, но и колесными тормозами. Правая педаль тормозит правое колесо, левая педаль – левое колесо. При управлении рулем направления педали перемещаются, для торможения колес – нажимаются. Имеют механизм автоцентрирования. У педалей металлические направляющие, что положительно скажется на долговечности устройства.

  • Осей: 3
  • Кнопок: 0
  • Hat switch: 0
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 7500 руб.

Saitek Pro Flight Rudder Pedals

Чуть более дорогие педали от Saitek также имеют 3 оси (руль направления и раздельные колесные тормоза). Педали имеют самоцентрирующийся механизм и регулировку жесткости (регулятор расположен между педалями).

  • Осей: 3
  • Кнопок: 0
  • Hat switch: 0
  • Переключателей: 0
  • Ориентировочная цена: 8500 руб.

Штурвалы

Saitek Pro Flight Yoke System

Комплект, состоящий из штурвала и блока с 3-мя ручками управления (газом, шагом винта, смесью). Предназначен в первую очередь для управления легкими гражданскими самолетами типа Cessna. Отсутствует управление рулем направления, поэтому требует покупки отдельных авиационных педалей.

  • Осей: 5
  • Кнопок: 5
  • Hat switch: 1
  • Переключателей: 6
  • Ориентировочная цена: 10600 руб.

Заключение

Конечный выбор, безусловно, за игроком, но несколько рекомендаций дать стоит.

Не рекомендуется покупать самые дешевые джойстики (до 2000 руб.), они имеют низкую функциональность или очень низкое качество и принесут лишь разочарование.

При небольшом бюджете стоит обратить внимание на джойстики средней ценовой категории (2000–4000 руб.) – Logitech Extreme 3D Pro Joystick, Defender Cobra M5, Thrustmaster T.Flight Stick X. Все они имеют сходные характеристики – 4 оси, 3D Twist, 5–12 кнопок, 1–2 «хатки». При этом желательно подержать каждый из них в руках, чтобы подобрать наиболее удобный для себя.

Джойстики высокой ценовой категории (6000–20000 руб.) выполнены по системе HOTAS. Модель Thrustmaster T.16000M FCS Flight Pack также имеет в комплекте педали. Рекомендуются увлеченным любителям, проводящим по нескольку часов в день за виртуальным штурвалом самолета.

Джойстик мечты (от 20000 руб.) – в данной категории на сегодняшний день имеется лишь Thrustmaster HOTAS Warthog. Тяжелый металлический джойстик с такой же тяжелой металлической РУД – точные копии реальных ручек американского штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Такой джойстик рекомендуется, в основном, любителям авиасимулятора «DCS: A-10C Warthog». Этот симулятор точно имитирует управление данным самолетом, поэтому джойстик HOTAS Warthog превратит ваш компьютер в настоящий авиатренажер. При этом к нему обязательно требуются педали, что повышает общую стоимость комплекта до запредельной отметки в 41500 тыс. руб. (при условии покупки педалей Thrustmaster T.Flight Rudder Pedals).

Удачных вам полетов!

Благодарность за дополнения: Filin-4

Опубликовано: 23 июля 2018 г.
(обновлено 25 июля 2018 г.)

Поводом для этой статьи явился, принесенный мне на ремонт, руль GW21-FB китайского производства. Обычно в устройствах такого происхождения ужасная механика, дешевые электролитические конденсаторы, не качественная пайка и ремонт не вызывает проблем. Иногда выходит из строя контроллер (как правило бескорпусный, залитый компаундом), в этом случае приходится менять всю плату, т.е. создавать ее заново, т.к. купить ее негде. Если руль (джойстик, геймпад) без обратной связи, то схема получается небольшая и что-либо изобретать нет необходимости – примеров реализации таких устройств в сети предостаточно. Например: Mjoy16 , Analog Joystick

В данном случае обратная связь должна быть, и я, походив по Интернету, с удивлением обнаружил, что ни одной реализации с открытым кодом нет! Многие самодельщики (в основном англо- и немецкоязычные) брались за это, но безрезультатно. Ну, что же, попробуем восполнить этот пробел. И попытаемся сделать это дешево, иначе ремонт может стать просто нерентабельным.

Далее последуют нудные разъяснения, кому это скучно, могут сразу перейти в конец статьи и скачать архив с готовыми схемами, платой, исходниками и прошивками.

Итак, для начала, как же работает "обратная связь"или точнее FFB (Force feedback)? Есть два ее вида – Вибрационная и Активная. В первом случае в устройство просто встроен вибромотор, такой же как в сотовом телефоне, только немного помощнее. В определенные моменты игры, например при столкновении, наезде на препятствие, этот мотор включается и руль (джойстик, геймпад) начинает вибрировать.

На этом фото показан вибромотор в ручке джойстика. На ось мотора напрессован груз со смещенным центром тяжести. При вращении груза мотор вместе с ручкой начинает вибрировать. Достоверность тактильных ощущений при этом, естественно, не велика, поэтому чаще ставят два мотора. Они одинаковые, но грузы на них разные, поэтому у одного частота вибрации выше, но амплитуда ниже, у другого наоборот – частота ниже, а амплитуда выше. Кроме того, моторы расположены под углом друг к другу, поэтому и направление вибрации различно. Комбинируя одновременное и раздельное включение моторов можно несколько разнообразить тактильные ощущения.

Однако, частоту, амплитуду и, главное, направление вибраций, при таком подходе, варьировать крайне сложно, поэтому в устройствах более высокого класса применяется Активная система FFB. В рулях это мотор, соединенный с колесом руля зубчатой или ременной передачей:

В джойстиках применяют два мотора – по осям X и Y:

Я не для красоты привожу эти картинки. Возможно кто-то захочет доработать свой "безответный" аппарат системой FFB и они могут послужить наглядным пособием для этого. Как видите, ничего заумно-хитрого здесь нет.

Итак, с механикой все понятно, управление моторами не представляет особой сложности, но нужно знать как и когда их включать/выключать. Требуется получить по шине USB информацию от компьютера. Обычный руль, джойстик, геймпад это HID-устройство, даже не требующее драйвера, они есть в системе, но для FFB все сложнее. Нужно либо представиться системе устройством, способным самостоятельно формировать сигнал управления мотором, получая от компьютера все данные (длина волны, амплитуда, фаза и т.д.), либо использовать драйвер-преобразователь.

В первом случае потребуется постоянно принимать большие объемы информации и иметь контроллер с функциями DSP. Кроме того, нужно глубоко изучить систему формирования сигнала для написания управляющей прошивки при том, что для выставления правильных коэффициентов для DSP потребуется оригинал для сравнения.

Во втором случае можно использовать драйвер готового устройства. Он сам выполнит все нужные преобразования, а нам останется только принимать мгновенные значения силы и направления вращения и подавать их на мотор.

Читайте также:  Вход в виндовс 10 с правами администратора

Собственно изначально задача была недорого и без головной боли отремонтировать (переделать) сабж, поэтому выбираем второй вариант. И без стеснений берем драйвер от фирмы Logitech. К концу повествования мы создадим несколько рулей, но начнем с самой сложной модели – G25:

Модель топовая, имеет три педали и 22 кнопки управления. Точнее говоря, из-за рычага переключения передач их кажется меньше, но информация о его положении передается как отдельные кнопки, а нам для выбора схемы важно знать их максимальное число, поэтому запомним – 22 кнопки + 3 педали.

Вот мы и подошли к схемной реализации. Сначала определимся с контроллером:

В современных рулях, джойстиках применяют высокоскоростной протокол USB 2.0, но мы попробуем обойтись низкоскоростным 1.1. Во первых принимаемый/передаваемый объем информации не столь уж велик, а во вторых микроконтроллеры с аппаратным USB довольно дороги, да и конвертеры USB/RS232 тоже. Попробуем применить "ширпотреб" – ATmega8 с программным вариантом реализации USB.

Прежде чем составить схему управления мотором FFB, требуется выяснить, в каком виде драйвер выдает эту информацию. Естественно, никакой документации на него нигде нет, обращение в службу поддержки завершилось отказом – протокол обмена секрет фирмы. Пришлось создать макет устройства, пытаться передавать драйверу данные и изучать его ответы. После нескольких дней мучений удалось выяснить, что комбинация

11 08 ХХ 80 00 00 00

означает включение мотора FFB, при этом ХХ определяет силу и направление вращения. ХХ принимает значение от 0 до 255, при этом 128 – "начало координат", все, что меньше – вращение влево, больше- вращение вправо. Т.е. данные можно сразу подавать на 8-битный ШИМ с мостовой схемой включения мотора. Комбинация

13 00 00 00 00 00 00

означает выключение мотора. Это тоже важно, т.к. при ШИМ=128 мотор, конечно, не крутится, но ток через него идет и, если уж компьютер разрешает, то лучше ток отключать.

Итак со схемой теперь все понятно:

Чтобы меньше сверлить отверстий в плате, применим SMD резисторы и конденсаторы:

Прошивку контроллера напишем в среде Bascom-AVR . Для программной реализации USB воспользуемся библиотекой SWUSB.LBX . Для удобства работы оформим дескрипторы и константы USB отдельными файлами, соответственно Descriptors.inc и USB_config.inc .

Сразу зададим начальное состояние портов ввода/вывода:

Назначим выводы D+ и D- для USB (D+ должна быть на INT0):

Зададим PID и VID, соответствующие Logitech G25:

В нашем распоряжении всего 8 байт для передачи хосту, а устройство имеет , как мы помним, 22 кнопки, руль и три педали. Плюс к этому нужно еще передать байт "Combined Pedals" – как выяснилось, при активации/деактивации этой опции драйвер не передает никаких управляющих сигналов устройству и даже не пытается скомбинировать этот режим из имеющейся информации о педалях. Оригинального дескриптора достать не удалось, да он нам и не помог бы, ведь настоящий G25 работает в USB 2.0 и не ограничен пространством – может передавать до 64 байт за раз. Поэтому пришлось ограничить разрядность данных для педалей до 7 бит, а для руля до 12 бит, и репорт-дескриптор в финале получился таким:

Т.е. получилась дискретность педалей 0,78% , а руля 0,024% . Не так уж и плохо.

Для составления репорт-дескриптора можно воспользоваться справочником HID Usage Tables или специальной программой HID Descriptor tool.

Дескриптор продукта и изготовителя не важны, можно поставить любые – драйвер все равно вместо них подставит в систему название "Logitech G25".

В основной программе принимаем данные от хоста и по первому байту сортируем: если $11 (dec 17), то включаем мотор и выставляем ШИМ, если $13 (dec 19) – выключаем мотор:

Частоту ШИМ задаем 375кГц (12МГц/32), т.о. частота на выходе будет около1,5кГц (375/256):

Выше частоту выставлять не рекомендую – транзисторы моста начнут греться, т.к. для их раскачки применен самый примитивный вариант (для удешевления конструкции). При этом в близи среднего положения руля мотор воспроизводит частоту 1,5кГц и для борьбы с этим эффектом последовательно с мотором включен дроссель, а параллельно конденсатор. Если имеются в наличии, то лучше для раскачки применить стандартные драйверы верхнего и нижнего плеч CMOS, тогда частоту ШИМ можно повысить до максимума (47кГц), не опасаясь перегрева и исключить дроссель.

АЦП в ATmega8 10-разрядный, поэтому для получения 12-разрядного значения сложим 4 последовательных значения с потенциометра колеса руля, заодно таким образом уменьшив флуктуации сигнала:

Состояние кнопок определим, выставляя поочередно на линиях Row0. Row3 низкий уровень. Резисторы, включенные в линии кнопок, защищают порты контроллера от короткого замыкания при одновременном нажатии двух и более кнопок. Программно для этого так же предусмотрены защитные временные интервалы.

Разъем GEAR дублирует кнопки S1 и S2 – его наличие необязательно.

На вторую ножку разъема кнопок выведен порт С3 – сюда можно будет подключить светодиод (пока не задействовано).

Данные переключателя видов "HAT" перед передачей хосту нужно перевести в градусы. Дискретность – 45°, при этом отжатое состояние соответствует 360°. Кроме того, эти данные нужно вписать в свободный верхний нибл старшего байта колеса руля, т.к. мы так задали в дескрипторе:

Потенциометры педалей опрашиваем аналогично колесу руля, так же 4 раза для снижения флуктуаций, затем делим на 32 (сдвигом на 5 разрядов вправо). В результате получаем данные в масштабе 7 бит. Далее создаем "Combined Pedals" – если не нажата педаль "тормоза", то она равна данным педали "газа". Если нажат "тормоз", то равна его инверсии – так требует драйвер.

Далее следует пересортировать биты данных в соответствии с заданной очередностью в репорт-дескрипторе. Обычно такого делать не требуется, но в данном случае мы вынужденно пошли на такие сложности из-за стесненных условий. Зато мы уместили в пакете большой объем информации. После пересортировки передаем данные хосту:

Программа закончена, можно ее скомпилировать и зашить в контроллер.

Скачиваем драйвер с сайта Logitech, устанавливаем его и подключаем наше устройство. Драйвер определит его как G25, заходим в свойства, здесь можно протестировать поворот руля, нажатие педалей – все сразу отразится на экране. Кроме того, нажимая на кнопки, можно протестировать FFB – "езда по деревянному мосту", "лопнувшая покрышка", "взрыв".

Второй руль, который мы будем создавать – Logitech Driving Force™ Pro:

Это престижная модель с двумя педалями и переключателем передач на встроенной консоли. Передачи переключаются только "вперед/назад". На консоли руля больше кнопок, чем на G25, но их суммарное число меньше – 18. Такая конфигурация очень распространена среди рулей с FFB, поэтому прошивка под нее будет наиболее востребована для ремонта или апгрейда.

Схема остается прежняя, вместо отсутствующей педали сцепления подключим потенциометр чувствительности. С его помощью можно будет, не заходя в настройки, прямо во время игры подстроить силу воздействия FFB:

У нас освободились 11 бит, поэтому мы можем установить на педали разрядность в 8 бит, а на колесо руля – 14. Это повысило точность и плавность управления. Изменения в дескрипторе и программе здесь приводить не буду – их можно посмотреть в прилагаемых исходниках.

Теперь попробуем сделать геймпад. За основу возьмем Logitech Rumblepad 2 :

Здесь FFB вибрационного типа, т.е. установлены два вибромотора, направление вращения которых не регулируется, только скорость. Поэтому вместо мостовой схемы применяются просто ключевые транзисторы и два выхода ШИМ. В ATmega8 два выхода имеет Таймер1, они уже выведены на разъем. Кроме того, для одномоторного случая можно задействовать освободившийся выход Таймера2 и подавать на него мажоритарный уровень левого и правого моторов FFB:

Теперь, не меняя схему и прошивку, можно подключить либо один, либо два мотора, в зависимости от конструкции устройства.

Съем данных с потенциометров и кнопок аналогичен предыдущим. Репорт-дескриптор имеет незначительные изменения.

Пакет для отправки хосту имеет следующий вид:

Последний байт всегда равен 64, таково требование драйвера – это своеобразный пароль.

Вот теперь, собственно, и все. По аналогии с вышеизложенным можно сделать джойстик, самолетный штурвал и проч. В приложении все схемы, пример платы в формате Cadsoft Eagle , исходники и откомпилированные коды. Библиотеку SWUSB.LBX перед компиляцией следует поместить в каталог Lib.

P.S. Использование драйвера не противозаконно, у меня были сомнения на этот счет, поэтому я испросил разрешение у фирмы Logitech и ответ был таков: мы не можем запретить Вам такое использование, однако, в этом случае мы не несем никакой ответственности за . и т.д.

Последнюю версию драйвера можно скачать здесь.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *