0

Единая сеть электросвязи рф

Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена пунктом 1.1 с 1 января 2018 г. – Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

1.1. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 ноября 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ

2. Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:

определяет порядок их взаимодействия;

в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;

устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

устанавливает требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

3. Операторы связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

Персональные инструменты

Содержание

Роль и место ЕСЭ

С 1 января 2004 года вступил в силу новый Федеральный закон «О связи» [1] , который определил начало нового этапа развития связи в России. Это этап развития российских телекоммуникаций – превращения российского общества на базе конвергентного объединения информатизации и телекоммуникации в электронно-цифровое общество. Сетевой основой российских телекоммуникаций определена Единая сеть электросвязи (ЕСЭ), в которую входят все сети электросвязи страны [2] . Отметим роль и место ЕСЭ.

ЕСЭ предназначена для удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности, охраны порядка, а также хозяйствующих субъектов в услугах электросвязи. Устойчивая и качественная работа связи является важнейшим условием деятельности государства и общества.

ЕСЭ является одной из наиболее устойчивых секторов экономики России. В разные годы доля доходов за услуги связи в ВВП России страны составляла порядка 3-5 процентов.

ЕСЭ является катализатором для успешного развития других секторов экономики.

Для ЕСЭ России характерны следующие отличия по сравнению со многими развитыми странами мира:

  • меньший уровень телефонизации и развития современных технологий;
  • большое количество устаревшей аналоговой техники на сетях;
  • большая территория России, значительные расстояния, большая неравномерность плотности населения;
  • развития связи и Интернета по регионам России;
  • ограниченность ресурсов радиочастотного спектра. В свое время в СССР основное внимание уделялось обороне и безопасности, что привело сегодня к необходимости решения сложных проблем конверсии спектра. В России освобождение спектра частот стоит дорого (статья зам. министра связи и массовых коммуникаций РФ Н.С. Мардера в журнале «Электросвязь», №2, 2012 г.);
  • различия в состоянии экономики и в уровне благосостояния населения.

Развитие ЕСЭ в соответствии с новым законом «О связи» должно проходить в следующем направлении:

  • дальнейшая либерализация рынка услуг электросвязи и расширение на нём справедливой конкуренции операторов связи;
  • дальнейшее развитие служб и спроса на них, особенно в части подвижной связи, передачи данных, доступа в Интернет;
  • повышение требований к номенклатуре услуг электросвязи и к их качеству;
  • дальнейшее совершенствование телекоммуникационных и информационных технологий, их конвергенция;
  • усиление роли государственного регулирования в области связи в части взаимодействия сетей, осуществления надзора за деятельностью в области связи и др.

Классификация сетей связи

ЕСЭ Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О связи» состоит из следующих категорий:

  • сеть связи общего пользования (ССОП);
  • выделенные сети связи;
  • технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
  • сети связи специального назначения.
Читайте также:  Загрузочная флешка windows server 2003

Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации. ССОП Российской Федерации имеют присоединение к ССОП иностранных государств.

Примерами такой сети является телефонная сеть связи общего пользования ТфОП (PSTN, Public Switched Telephone Network). В России операторами междугородной и международной связи ТфОП являются ОАО «Ростелеком» и ОАО «МТТ» (Межрегиональный Транзит Телеком). «МТТ» стал с 2006 года первым альтернативным "Ростелекому" оператором дальней связи.

Сеть связи общего пользования, к которой может быть присоединено оборудование разных производителей, требует наличие стандартов. В следующем ниже списке указаны несколько организаций, занимающихся разработкой важных стандартов, и их местоположение в Интернете.

  • Международный союз электросвязи, телекоммуникационный сектор стандартизации МСЭ-Т (ITU-T, International Telecommunications Union-Telecommunication Standardizing Sector). МСЭ-Т финансируется Организацией Объединенных Наций.
  • Европейский институт стандартов по телекоммуникациям (ETSI, European Telecommunications Standards Institute).
  • Совет по архитектуре Интернета (IAB, Internet Architecture Board). Стандарты оформляются в виде технических отчётов RFC (Request for Comments) инженерной группой IETF (Internet Engeneering Task Force), входящей в IAB.
  • Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE, Institute of Electrical and Electronics Engineers). RFC издаются в целях стандартизации и развития протоколов Интернет.
  • Международная организация по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization).
  • Альянс сотрудничества по сетям мобильной беспроводной сети третьего поколения 3GPP (3rd Generation Partnership Project).

Выделенные, технологические, а также сети связи специального назначения образуют группу сетей ограниченного пользователя (ОгП), так как контингент их пользователей ограничен корпоративными клиентами.

Выделенные сети связи – это сети, предназначенные для предоставления услуг ограниченному кругу ОАО "АСВТ" пользователей. Такие сети могут взаимодействовать между собой. Примерами операторов таких сетей являются ЗАО «Петерстар», ЗАО «РОСПАК» и др.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами. Примерами операторов таких статей являются сети связи железнодорожного транспорта «Транстелеком ТТК», «ЕЭС Телеком», сеть «Газпром связь».

Сети связи специального назначения предназначены для обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

По функциональному признаку разделяются на сети доступа и транспортные сети.

Транспортной является та часть сети связи, которая выполняет функции переноса (транспортирования) потоков сообщений от их источников из одной сети доступа к получателям сообщений другой сети доступа путём распределения этих потоков между сетями доступа.

Сетью доступа является та её часть, которая связывает источник (приёмник) сообщений с узлом доступа, являющимся и транспортной сетью.

По типу присоединяемых абонентских терминалов сети ЕСЭ разделяются на:

  • сети фиксированной связи, обеспечивающие присоединение стационарных абонентских терминалов;
  • сети подвижной связи, обеспечивающие присоединение подвижных абонентских терминалов.

Примером сети доступа к транспортным сетям ТфОП и/или Интернет являются сети радиодоступа Wi-Fi, WiMAX и др.

По числу служб электросвязи сети бывают:

  • моносервисные, предназначенные для организации одной службы электросвязи (например, телефония);
  • мультисервисные (мультимедийные), предназначенные для организации нескольких служб (телефония, видео, передача данных).

Сети традиционно разделяются на первичные и вторичные.

Первичные сети представляют собой совокупность каналов и трактов передачи, образованных оборудованием узлов и линий передачи, соединяющих эти узлы. Первичные сети предоставляют каналы передачи во вторичные сети для образования каналов связи.

Вторичная сеть представляет собой совокупность каналов связи, образуемых на базе первичной сети путём их коммутации (маршрутизации) в узлах коммутации и организации связи между абонентскими устройствами пользователей.

Важной ролью в ЕСЭ Российской Федерации является развитие универсальной услуги. Универсальные услуги связи – услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене. В настоящий момент к универсальным услугам относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

При развитии инфокоммуникационных служб ЕСЭ предусматривается необходимость развития универсальной услуги в части расширения со временем её состава, а также координирование с её развитием в Европе.

Иерархический принцип построения ТфОП и GSM России

  1. местные сети, образуемые в пределах административной территории. Местные сети подразделяются на городские и сельские;
  2. зоновые (региональные) сети, образуемые в пределах территории одного или нескольких субъектов Федерации (регионов). Всего в стране 89 зон;
  3. магистральная (междугородная) сеть связывает между собой узлы субъектов Российской Федерации и узлы центра Российской Федерации. Магистральная сеть обеспечивает транзит потоков сообщений между зоновыми сетями с помощью узлов автоматической коммутации (УАК), связанных между собой по схеме «каждый с каждым» (полносвязная схема). В ТфОП Российской Федерации действует восемь УАК, расположенных в городах Екатеринбург, Иркутск, Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Хабаровск. Шлюз между зоновыми сетями и магистральной сетью является автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС). Каждая такая АМТС для надёжности связи соединена не менее, чем с двумя УАК, а также прямыми пучками каналов с АМТС других географических зон при соответствующем взаимном тяготении.
  4. международная сеть общего пользования присоединена к сетям связи иностранных государств через международные центры коммутации (МЦК).

Крупные городские сети ёмкостью до 8 млн. номеров образуют ещё один иерархический уровень с узлами входящего и исходящего сообщений (УИВС). УИВС каждого района города соединён со всеми остальными узлами УИВС города. На такой сети размещается как минимум одна АМТС.

Читайте также:  Блокировка сайтов роскомнадзор как обойти

Такой принцип иерархического построения ТфОП позволяет избежать установления каналов связи между всеми узлами коммутации нижнего уровня, равного числу сочетаний по два числа этих узлов. Для ТфОП Российской Федерации отсутствие транзитного уровня магистральной сети при числе зоновых АМТС n=89 потребовало бы C n 2 = n ⋅ ( n − 1 ) 2 = 89 × 88 2 = 3916 <displaystyle C_^<2>=<frac <2>>=<frac <89 imes 88><2>>=3916> каналов связи между зоновыми АМТС. При использовании магистральной сети потребовалось 28 каналов между всеми восьми УАКами и 178 каналов между АМТС и УАКами.

Сети связи предоставляют одну службу (например, телефонию или передачу данных) или мультисервисные службы (телефон, видео, передача данных).

Федеральная сеть подвижной радиотелефонной связи общего пользования России стандарта GSM также построена по иерархическому принципу. Нижний уровень представляет сети отдельных операторов (одного или нескольких регионов страны) и верхний транзитный уровень, представляющий 7 транзитных центров коммутиации (ТЦК), соединённых по схеме «каждый с каждым». Место размещения ТЦК совпадает с расположением УАКов. Основное назначение транзитной сети – объединение сетей отдельных операторов в федеральную сеть GSM. В составе транзитной сети могут создаваться локальные центры коммутации (ЛЦК), размещённые в некоторых субъектах Федерации. ЛЦК представляют узлы доступа к транзитной сети от узлов субъекта Федерации, а также обеспечивают операторам подвижной и фиксированной связи межсетевое взаимодействие на местном уровне.

Сети связи по типам коммутации подразделяются на коммутацию каналов КК, коммутацию пакетов КП (пакетную коммутацию ПК). Сети ТфОП или глобальная система связи с мобильными объектами GSM (Global System for Mobile communication) являются примерами сети КК.

При КК под соединение двух оконечных пользователей занимается физический канал, который не может использоваться для других соединений в сети в течение сеанса связи независимо от того, ведётся передача в данный момент или нет.

На рисунке 2 приведена диаграмма установления соединения и передачи информации в режиме коммутации каналов.

a_> инициирует установление связи с абонентом a j <displaystyle

a_> . Узел (коммутатор) связи А, используя адрес абонента a j <displaystyle

a_> , выбирает физический канал с промежуточным узлом коммутации узлом B. Процедура повторяется с промежуточным узлом коммутации C и оконечным узлом коммутации D. После получения ответа с узла D устанавливается физическое соединение между узлами a i <displaystyle

a_> , а затем начинается передача данных.

Принцип коммутации пакетов приводится ниже при описании соотвествующих технологий сетей связи.

Актуальность информационной безопасности сетей связи

При развитии ЕСЭ Российской Федерации большое внимание будет уделяться расширению номенклатуры услуг связи, повышению качества обслуживания, включая обеспечение информационной безопасности. Согласно ст. 7 закона «О связи» «операторы связи при эксплуатации сетей и сооружений связи обязаны обеспечить их защиту от НСД (несанкционированного доступа)». Под несанкционированным доступом согласно ГОСТ Р 52448-2005 [3] понимаются определённые критерии безопасности, в частности нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации и услуг. Большое внимание вопросам ИБ в сетях связи вызвано созданием в конце прошлого века нового принципа криптографии — асимметричной криптографии. Это позволило использовать сети связи для защищенного обмена между пользователями и для защищенного документооборота.

Приведем некоторые примеры, показывающие актуальность обеспечения информационной безопасности в ЕСЭ России.

В плане реализации Федеральной Целевой Программы (ФЦП) «Электронная Россия» предусмотрены меры по повышению эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления. Многие проекты этой программы связаны с необходимостью реализации сетевой информационной безопасности [4] [5] [6] .

Решение этих задач неразрывно связано с созданием в Российской Федерации межведомственной системы защищенного электронного документообмена (ЭД). Весьма существенной для такой системы является проблема обеспечения необходимого уровня информационной безопасности. Задача по созданию в Российской Федерации межведомственной системы защищенного ЭД является центральной в рамках создания и развития информационной телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти РФ.

Важность защищенного ЭД отмечается в ФЦП «Электронная Россия» при совершенствовании взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. При этом предусматривается:

  • предоставление налоговой отчётности, таможенной документации;
  • регистрация и ликвидация юридических лиц;
  • получение лицензий и сертификатов;
  • предоставление отчётной документации, предусмотренной законодательством об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг;
  • получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности.

Комплекс мероприятий, позволяющих создать основу для успешного развития электронной торговли (ЭТ) в России является одним из главных направлений ФЦП «Электронная Россия». Первоочередным мероприятием является система ЭТ для государственных нужд.

Внедрение ЭТ позволит уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. Реализация ЭТ для государственных нужд послужит катализатором широкомасштабного развития и использования этих методов в коммерческой деятельности. В первую очередь это касается малого бизнеса. Совершенствование платёжной системы является одним из ключевых элементов ЭТ. Важными требованиями к платёжной системе является защищённость сетей связи.

Другим направлением работ в соответствии с ФЦП «Электронная Россия» является создание системы мониторинга деятельности предприятий. Решением многих задач работы Счётной Палаты России является использование информационно-коммуникационных систем при контрольно-ревизионной деятельности. Обеспечение ИБ сетей связи является необходимым условием выполнения этих функций.

Информационная безопасность в сетях связи должна быть обеспечена также в таких направлениях ФЦП «Электронная Россия», как телемедицина (защита персональных данных), юридические и другие консультационные услуги (защита данных по расчетам).

Особое место занимает сетевая безопасность в электронной коммерции (ЭК) [7] . Под ЭК понимается разновидность коммерческой деятельности электронным способом с использованием сетей связи. Участниками этой деятельности являются покупатель, продавец, банк покупателя, банк продавца. Электронные расчёты, как вид безналичных расчётов, появились во второй половине XX века. Они приобрели принципиально новое качество, когда появились компьютерные сети связи. Качественный скачок выражается в том, что скорость осуществления платежей значительно возросла и появилась возможность их автоматической обработки. В электронной коммерции все документы создаются в цифровом виде и с помощью различных приложений обрабатываются и передаются в сеть связи.

Читайте также:  Восстановить айпад как новый

Компьютерная сеть в качестве посредника между продавцом, покупателем и их банками доступна как для правомерных акций, так и для злоумышленников. Поэтому обеспечение ИБ в сетях связи при совершении финансовых транзакций является необходимым условием реализации ЭК. Приведём описание некоторых областей ЭК, которые требуют обеспечения ИБ сетей связи.

Системы ЭК, ориентированные на массового потребителя, стали широко использоваться с появлением сети Интернет.

Классическим примером системы ЭК, когда все этапы коммерческой транзакции реализуются в электронном виде, является Интернет-магазин по продаже товаров. В банковской сфере активно используются системы обмена платёжными документами, в которых заключение сделка или договора производится в бумажном виде с применением обычных (рукописных) подписей, а реализация услуги, т.е. банковское обслуживание в электронном виде.

В последнее десятилетие в мире произошли революционные изменения в развитии мобильной связи. Это нашло отражение в широком охвате населения услугами сотовой телефонии, а также в развитии и внедрении новых технологий, среди которых выделяется технологии мобильной связи третьего и четвертого поколений. Как следствие этих процессов, уже несколько лет по всему миру продолжается бум мобильной коммерции (m-commerce), которая явилась новым логическим этапом развития электронной коммерции. Сегодня существенную часть рынка мобильной коммерции занимают платёжно-расчётные и финансовые услуги. Эти услуги можно разделить на несколько секторов:

  • банковские операции, включая оплату счетов, предоставление и погашение ссуд и кредитов;
  • платёжные операции с кредитными картами;
  • микроплатежи за услуги и товары.

На ранних стадиях развития рынка мобильных банковских и платёжных услуг владельцам мобильных устройств предлагались главным образом информационные услуги: проверка баланса счёта и совершённых транзакций. Сейчас получили широкое распространение услуги оплаты по счетам, денежные переводы и даже получение кредитов.

В настоящее время центр тяжести мобильных платежей смещается в область микроплатежей за мобильный контент, а также в область платежей торговым автоматам, за билеты, платежи в розничных торговых точках, такси и т.д. Все большую популярность приобретают мобильные платежи за парковку. В некоторых странах покупка билетов и оплата парковки через мобильную связь стали наиболее предпочтительным способом проведения таких операция для потребителей. Благодаря этому компании по управлению общественным транспортом и парковками существенно улучшили свои показатели, значительно сократив расходы на сбор и контроль платежей.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации – это совокупность расположенных на территории Российской Федерации (РФ) сетей электросвязи следующих категорий:

  • сеть связи общего пользования;
  • выделенные сети связи;
  • технологические сети связи;
  • присоединенные к сети связи общего пользования сети связи специального назначения:
  • другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания и имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств. Сеть связи общего пользования составляет основу функциональной подсистемы связи и информирования Минсвязи России и сети связи с интеграцией услуг МЧС России и постоянно используется органами управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в различных режимах ее функционирования.

Выделенные сети связи представляют собой сети электросвязи, предназначенные для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Они не имеют присоединения к сетям связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Операторы выделенных сетей связи оказывают услуги связи органам управления РСЧС во время действия в чрезвычайных ситуациях на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий.

Технологические сети связи — сети электросвязи, предназначенные для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве и при наличии свободных ресурсов, часть технологической сети может быть присоединена к соответствующим технологическими сетям связи иностранных государств. Технологические сети связи также могут быть использованы органами управления РСЧС во время чрезвычайных ситуаций.

Сети связи специального назначения — сети электросвязи, предназначенные для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. По содержанию решаемых задач территориально распределенная сеть связи с интеграцией услуг МЧС России также относится к сети связи специального назначения и является составной частью системы связи РСЧС. Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети связи РФ.

Порядок взаимодействия сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи РФ, определяет федеральный орган исполнительной власти в области связи (Минсвязи России). Этот орган, в предусмотренных законодательством РФ случаях, также определяет порядок централизованного управления сетью связи общего пользования.

Источник: Федеральный закон РФ от 7 июля 2003 года «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. №28. Cт. 2895.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *