0

Есть ли у самолета фары

Светотехническое оборудование летательного аппарата — бортовые световые устройства.

Светотехническое оборудование летательного аппарата (ЛА) предназначено для обеспечения работы экипажа ЛА в сложных метеорологических условиях полёта и ночью, для сигнализации, а также для наземной подготовки ЛА в ночных условиях.

В зависимости от назначения (расположения) различают:

  • внешнее светотехническое оборудование;
  • внутреннее светотехническое оборудование.

Внешнее светотехническое оборудование [ править | править код ]

Внешнее устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении и предназначается для предотвращения столкновений в воздухе и на земле, освещения взлётно-посадочной полосы и рулёжной дорожки при взлёте, посадке и рулении по аэродрому. Подразделяется на светосигнальное и осветительное. К светосигнальному оборудованию относятся проблесковые (импульсные) маяки и бортовые аэронавигационные огни (БАНО). Широко распространены светильники типа БАНО-57 с односторонними зеркальными лампами СМЗ28-70, светильники АНО-4А с галогенными лампами КГСМ-27-4с, светильники БАНО-45 с зеркальной лампой СМ-22 (СМ28-28). Хвостовые огни, используемые на летательных аппаратах: ХС-57, ХС-62, ХС-39 и др.

Типовое осветительное оборудование состоит из посадочных, рулёжных и посадочно-рулёжных фар, фар освещения передней кромки крыла, воздухозаборников, фар подсветки опознавательных знаков (эмблем). Фары бывают выдвижными и невыдвижными. Посадочно-рулёжные фары (ПРФ) могут быть выполнены как в едином блоке (лампа-фара) с одной или двумя нитями накаливания, так и в виде самостоятельных изделий (типа рулёжной фары ФР-100 мощностью 70 Вт). Посадочно-рулёжные лампы-фары обычно монтируются в выдвижном каркасе с электроприводом, позволяющим их убирать в полёте в обвод фюзеляжа или крыла и выпускать на строго фиксированный угол при взлёте-посадке. В ряде случаев рулёжные фары фиксированно устанавливаются на стойках шасси или внутри передней кромки крыла.

На отечественных вертолётах нашли применение поисково-посадочные фары типа ФПП-7(М), особенность которых в том, что они могут не только выпускаться в продольной плоскости, но и наклонять лампу-фару в поперечной плоскости, что позволяет освещать места аварийно-спасательных и погрузочно-разгрузочных работ, производимых с вертолёта, отыскивать посадочную площадку в ночное время. Управляется такая фара с помощью специального четырёхконтактного с нейтралью нажимного выключателя (кнюппеля), расположенного на ручке «ШАГ-ГАЗ». В связи со сложностью уборки «в гнездо» такой фары, особенно после многократных перемещений её в разных направлениях, в механизме фары ФПП-7 используется схема автоматической уборки. Источником света в фаре ФПП-7 служит лампа-фара ЛФС-ПС27-450. Механизм выпуска-уборки имеет привод от электромеханизма ПДЗ-8, механизм поворота светооптической системы приводится в действие ещё одним ПДЗ-8.

Аэронавигационные огни обычно состоят из боковых огней на консолях плоскостей: левый — красный, правый — зелёный, а также хвостового белого огня (на пассажирских и некоторых транспортных самолётах также применяются белые габаритные огни на задней части законцовок плоскостей, например отечественные ОГ-57 под лампу СМ-28-80). Расположение светильников и точная фокусировка ламп аэронавигационных огней позволяют стороннему наблюдателю в ночное время определять пространственное положение и направление движения летательного аппарата. Для лучшей заметности в электросхему БАНО часто вводят элементы для получения прерывистого свечения (мигания).

На военных машинах для лучшей ориентации в строю при выполнении групповых полётов ночью применяются огни полёта строем типа ОПС-57, ОПС-69 или ПССО-45, имеющие жёлтые или синие светофильтры соответственно и направленность светового потока назад под углом 45 градусов. Часто применяется расположение строевых огней в виде буквы «Т» на «спине» летательного аппарата.

На ряде самолётов применяются сигнальные огни выпущенного положения шасси — СОВШ, сигнализирующие наземному наблюдателю в ночное время о выходе стоек шасси. Впрочем, и посадочно-рулёжные фары, помимо своей основной функции — освещения в ночное время ВПП и РД, также используются для обозначения взлетающего или находящегося на глиссаде самолёта в дневное время. Самолёт при этом хорошо видно ввиду огромной мощности ламп-фар.

Для подсвета штанги топливоприёмника и конуса самолёта-заправщика при выполнении воздушной дозаправки в тёмное время суток на самолётах в носовой части могут устанавливаться фары подсвета штанги (ФПШ), конструктивно подобные фарам ПРФ, но меньшей мощности. Для обозначения контакта конуса и штанги оператору заправки в передней кромке киля (форкиле) заправляемого самолёта расположен сигнальный огонь «сцепка», белый или зелёный.

На многих воздушных судах для освещения стоянки при выполнении различных технических работ в ночное время используются посадочно-рулёжные фары, включённые на малую мощность, что пагубно отражается на их ресурсе. Более современные ВС имеют специальное нижнее освещение из групп светильников, иногда полностью по контуру машины.

На вертолётах для светового обозначения контура плоскости, ометаемой несущим винтом, используются контурные огни. Внутри концевых обтекателей лопастей устанавливаются специальные малогабаритные лампы типа СЦ-88, закрытые прозрачными обтекателями из оргстекла. Напряжение питания этих ламп составляет 7,5 вольт, которые получают с помощью трансформатора типа ТН-115/7,5. Подвод питания к лопастям производится через кольцевой токосъёмник на втулке несущего винта.

На пассажирских (коммерческих) самолётах в хвостовой части устанавливаются фары подсвета киля, для освещения в ночное время эмблемы авиакомпании — владельца воздушного судна.

Читайте также:  Заедает тачпад на ноутбуке

Также на некоторых типах ЛА могут применяться габаритные, кодовые и сигнальные огни.

Внутреннее светотехническое оборудование [ править | править код ]

Освещение кабины и рабочих мест экипажа на самолётах первоначально выполнялась обычными лампами накаливания. В дальнейшем стали широко применять шкалы приборов и надписи на приборных досках, выполненные светонакопительной массой, с подсветкой приборных досок светильниками ультрафиолетового облучения (УФО). В качестве арматуры применялись стационарно установленные световые приборы с самолётными ртутными люминесцентными лампами УФО-4 с подогревом катода и УФО-4А с автоматическим зажиганием. Отражатель светового прибора закрывается чёрным светофильтром, пропускающем только УФ-лучи. Часть светильников комплектовалась сдвижными светофильтрами, при поворачивании освобождающими сектор отражателя – в этом случае происходит освещение приборной доски слабым белым люминесцентным светом. Мощность лампы составляет максимально 6,4 Вт при введённом омическом сопротивлении 30 Ом, при этом эффективность свечения лампы составляет 135 % от номинала. Все УФ-светильники работают только со специально разработанными для них ползунковыми реостатами, с помощью которых происходит первичный запуск лампы и дальнейшее поддержание необходимого уровня мощности.

Для общего освещения в полёте предназначались различные потолочные плафоны белого или синего света.

Недостатки этого оборудования заставили кардинально изменить систему освещения кабин.

Добавлен чт, 05/01/2017
Источники
Феномены
Версии

В связи с особенностью человеческого зрения, в темное время суток чаще всего замечают светящиеся объекты. При этом даже в наш век большого распространения летательных аппаратов некоторые очевидцы могут не распознать их.
Данная статья содержит общие сведения о внешнем светотехническом оборудовании самолетов и вертолетов гражданской авиации, соответствующем Руководству летной годности. [1]

Светотехническое оборудование летательного аппарата – бортовые световые устройства. Светотехническое оборудование предназначено для обеспечения работы экипажа в сложных метеорологических условиях полета и ночью, для сигнализации, а также для наземной подготовки летательных аппаратов в ночных условиях.

В зависимости от решаемых задач все светотехническое оборудование летательных аппаратов можно условно разделить на три основные группы [2]:

  • Оборудование внутреннего освещения, необходимое для чтения показаний приборов, карт, инструкций, наблюдения за отдельными устройствами.
  • Оборудование внешней и внутренней сигнализации, служащей для обозначения положения летательного аппарата ни земле и воздухе, связи между экипажами летательных аппаратов с землей для получения информации о работе отдельных устройств.
  • Оборудование посадочного и рулежного освещения, обеспечивающее летчику видимость посадочной полосы и рулежных дорожек.

Внутреннее освещение мы рассматривать в рамках данной статьи не будем.

Так выглядит внешнее освещение самолета. Ниже мы рассмотрим его немного подробнее.

Самолеты

Типовое осветительное оборудование состоит из посадочных, рулёжных и посадочно-рулёжных фар, фар освещения передней кромки крыла, воздухозаборников, фар подсветки опознавательных знаков (эмблем). Фары бывают выдвижными и невыдвижными. [4]

Самолеты импортного и многие отечественного производства оснащены постоянным освещением вблизи передней кромки каждого крыла (NAV на рисунке выше). Если смотреть вперед (с точки зрения пилота), то свет на правом крыле зеленый, а на левом крыле красный. Различные цвета позволяют сторонним наблюдателям, таким как пилоты другого самолета, определять направление полета. Наиболее полезными навигационные огни являются ночью, когда судить о направлении полета труднее всего.

В дополнение к красным и зеленым огням, большинство самолетов также оснащены белыми огнями навигации, размещенными в различных местах. В частности, большие самолеты часто имеют такое освещение на задней кромке каждого крыла. Эти огни также иногда располагаются вдоль заднего края горизонтальных элементов хвоста. Другое популярное место их расположения находится в задней части фюзеляжа или в верхней части вертикального элемента хвоста. Установка огней этого типа, расположенных вдоль центральной линии самолета, особенно распространена на небольших и пригородных самолетах. Независимо от расположения, цель этих белых огней – улучшение видимости самолета сзади.

Два маячка устанавливаются на самолет недалеко от центра фюзеляжа (BEACON). Один из них расположен на верхней части фюзеляжа, а другой на его дне. Эти лампы окрашены в красно-оранжевый цвет и вращаются для достижения эффекта мигания. Маяки включаются непосредственно перед запуском двигателей и остаются активными, пока хотя бы один из них работает. Маяки служат предупреждением для наземного персонала, что двигатели находятся в рабочем состоянии.

Проблесковые огни большой мощности, мигающие белым светом, расположены на каждом крыле (STROBE). Большинство маленьких самолетов оснащены только одним из них, находящимся вблизи передней кромки сразу за красным или зеленым освещением навигации. Большие авиалайнеры могут быть также оснащены дополнительным проблесковым огнем на задней кромке. Эти огни очень яркие и предназначены для привлечения внимания во время полета. Иногда они также используются во время руления и на взлетно-посадочной полосе, чтобы сделать самолет более заметным.

Огни подсветки логотипа (LOGO) не являются обязательными, но используются на большинстве коммерческих самолетов. Они, как правило, располагаются на поверхности или на концах горизонтального стабилизатора. Постоянные огни белого цвета, которые используются для освещения логотипа компании, изображаемого на вертикальной части хвоста. Помимо рекламы, основная цель этих огней – повышение безопасности, так как их яркий свет помогает сделать самолет более заметными.

Многие самолеты оснащены огнями вдоль передней кромки крыла (WING), которые применяются для освещения крыла и пилонов двигателей в полете. Эти огни используют, чтобы сделать самолет более заметными во время взлета и посадки, а также для проверки крыльев в полете на наличие повреждений. Пилоты также могут использовать их с целью осмотра крыльев и ребер на предмет обледенения, которое могло образоваться при полете через облака.
Яркие белые лампы рулежных огней (TAXI) расположены на стойке переднего шасси большинства самолетов. Это освещение, как правило, включено всегда, когда воздушное судно находится в движении на земле, для лучшей видимости во время руления, взлета и посадки.

Яркие белые посадочные огни (LANDING), как правило, устанавливаются на большинство самолетов для улучшения видимости при заходе на посадку. Эти огни могут также использоваться для освещения взлетно-посадочной полосы плохо освещенных аэропортов. Они часто требуются для ночных посадок, но также широко используются в дневное время, чтобы сделать самолет более заметным. При том, что использование этих огней является обязательным, их расположение может варьироваться. Посадочные огни могут быть расположены в основании крыла, во внешней части крыла, или где-нибудь вдоль передней части фюзеляжа. Некоторые самолеты оснащены двумя и более комплектами посадочных огней, установленными в нескольких из этих мест.

Посадочно-рулежные фары (RUNWAY TURNOFF) обычно располагаются в передней кромке основания крыла. Эти яркие белые лампы предназначены для обеспечения бокового и переднего освещения при рулении и движении по взлетно-посадочной полосе. Эти огни являются полезными в плохо освещенных аэропортах, но, как правило, ненужными в обычных условиях. Их свет также может быть использован в полете, если требуется увеличить видимость.
Некоторые самолеты оборудуются дополнительными фарами в носовой части. Эти огни предназначены в первую очередь для обеспечения подсветки при проведении наземным персоналом предполетной проверки самолета в ночное время. [3]

Для подсвета штанги топливоприёмника и конуса самолёта-заправщика при выполнении воздушной заправки в тёмное время суток на самолётах в носовой части могут устанавливаться фары подсвета штанги (ФПШ), конструктивно подобные фарам ПРФ, но меньшей мощности. Для обозначения контакта конуса и штанги оператору заправки в передней кромке киля (форкиле) заправляемого самолёта расположен сигнальный огонь «сцепка», белый или зелёный.

На многих воздушных судах для освещения стоянки, при выполнении различных технических работ в ночное время используются посадочно-рулёжные фары, включённые на малую мощность, что пагубно отражается на их ресурсе. Более современные ВС имеют специальное нижнее освещение из групп светильников, иногда полностью по контуру машины.

Вертолеты

Общие сведения
На вертолётах, для светового обозначения контура плоскости, ометаемой несущим винтом, используются контурные огни. Внутри концевых обтекателей лопастей устанавливаются специальные малогабаритные лампы типа СЦ-88, закрытые прозрачными обтекателями из оргстекла. Напряжение питания этих ламп составляет 7,5 вольт, которые получают с помощью трансформатора типа ТН-115/7,5. Подвод питания к лопастям производится через кольцевой токосъемник на втулке несущего винта.

На отечественных вертолётах нашли применение поисково-посадочные фары типа ФПП-7, особенность которых в том, что они могут не только выпускаться в продольной плоскости, но и наклонять лампу-фару в поперечной плоскости, что позволяет освещать места аварийно-спасательных и погрузочно-разгрузочных работ, производимых с вертолёта, отыскивать посадочную площадку в ночное время. Управляется такая фара с помощью специального четырёхконтактного с нейтралью нажимного выключателя (кнюппеля), расположенного на ручке «ШАГ-ГАЗ». В связи со сложностью уборки «в гнездо» такой фары, особенно после многократных перемещений её в разных направлениях, в механизме фары ФПП-7 используется схема автоматической уборки. Источником света в фаре ФПП-7 служит лампа-фара СМФ-28-450. Механизм выпуска-уборки имеет привод от электродвигателя ПДЗ-8, механизм поворота светооптической системы приводится в действие ещё одним электродвигателем ПДЗ-8. [4]

  • Сигнал правого навигационного огня должен быть зеленого цвета.
  • Сигнал левого навигационного огня должен быть красного цвета.
  • Сигнал хвостового навигационного огня должен быть белого цвета.

Сигналы огней предупреждения столкновения должны быть проблесковыми, красного цвета. Эффективная частота проблесков сигнала огней предупреждения столкновения должна быть не менее 40 и не более 100 проблесков в минуту.

Опознавательные огни медицинских вертолетов
Огни должны быть голубыми, а свет должен быть мигающим с эффективной частотой проблесков не менее 40 и не более 100 проблесков в минуту.

Вывод

Мы кратко рассмотрели, какое светотехническое оборудование обычно устанавливается на гражданские самолеты и вертолеты.

Самолеты и вертолеты гражданского и военного назначения могут сильно варьироваться по форме, конструкции и оснащению, однако в целом принципы остаются теми же. Здесь можно лишь добавить, что на военных машинах для лучшей ориентации в строю при выполнении групповых полётов ночью применяются огни полёта строем, имеющие жёлтые или синие светофильтры соответственно и направленность светового потока назад под углом 45 градусов. Также часто применяется расположение строевых огней в виде буквы «Т» на «спине» летательного аппарата.
Приведенные в этой статье данные могут помочь при идентификации летающего объекта очевидцем, определении направления и характера его движения.

Благодарность

  • за консультацию – кандидату технических наук, преподавателю Военной Академии Виктору В.
  • за идею статьи – Максиму Лушину

Друзья сайта

Внимание!

Сайт содержит материалы, не рекомендуемые для просмотра впечатлительным людям.

Полезные ссылки

Информация об авторских правах

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями, мигающими (импульсными) огнями. Это оборудование помогает предотвратить столкновение летательных аппаратов, особенно возле аэропортов, за счет ярко мигающих световых вспышек. Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил.

Функции внешнего светотехнического оборудования самолета:

освещение рулевых дорожек и ВПП;

освещение воздухозаборников и передних кромок крыла;

освещение эмблемы на хвостовом оперении;

обеспечение светового обозначения летательного аппарата в воздухе;

световая сигнализация на дальние расстояния для предотвращения столкновения.

На пассажирских самолетах импульсные огни стараются размещать таким образом, чтобы не было сильного отражения вспышек света на крыльях, которое вызывает у пассажиров версию о пожаре.

Для освещения ВПП во время посадки и взлета спереди фюзеляжа установлены две выдвижные фары, освещающие поворот с ВПП.

За освещение воздухозаборников и передних кромок крыла отвечают две фары, расположенные на фюзеляже. Подсвечивание эмблемы осуществляется за счет двух фар на стабилизаторе.

Белые хвостовые аэронавигационные огни размещаются на задних кромках правой и левой плоскостей. Навигационные огни работают в полете в стандартном режиме правой и левой консолей. На земле в положении выпущенного шасси огни в автоматическом режиме переключаются на свет меньшей мощности.

В аэродромном положении самолета огни работают как стояночные.

В нижней и верхней частях фюзеляжа располагаются световые маяки, которые имеют ступенчатую регулировку силы света и бесцветные светофильтры.

Схема размещения огней на авиалайнерах

Навигационные огни

На передней кромке законцовки крыла правой консоли – зеленый; на передней кромке левой законцовки – зеленый; белый – задняя крайняя точка руддера. Работают в беспрерывном режиме.

Стробы

Расположены на левом крыле, снизу на законцовке, цвет – белый. Работают в следующем режиме: 50 мс горит, 500 мс не горит.

Вращающийся маяк

Находится сверху киля. Режим работы: 70 мс горит, 300 мс не горит.

Taxi-фонарь

Расположен на носу фюзеляжа, подсвечивает нижнее пространство спереди самолета аналогично ближнему автомобильному свету, узконаправленный белый цвет.

Landing-фонари

Расположенные в районе трети размаха крыльевых консолей. Мощность и дальность освещения аналогичны дальнему свету автомобиля. Направленные в одну точку фары белого цвета.

Служат для определения положения самолета в пространстве. Огни, расположенные на законцовках крыльев: левый – красный, правый – зеленый, задний – белый.

Вращающиеся маячки и стробоскопы помогают определить визуально тип самолета по месту расположения и цвету огней. Например, в Ту-134 красные проблески находятся примерно по центру фюзеляжа в верхней и нижней части, на Ту-154 – в задней части фюзеляжа и на киле. На Як-40 проблесковые маячки красного цвета находятся сзади на киле и на нижней части фюзеляжа.

Посадочные фары

К количеству и расположению посадочных фар нет конкретных требований. Они могут быть установлены в носовом обтекателе или выпускаться на передней стойке шасси.

Мощность лампы "Проблеск" для большинства самолетов составляет 1000 Вт. Принцип работы аналогичен фотовспышке. Расположение отличается в разных модификациях самолетов.

Таким образом, строгие требования международными контролирующими организациями выставляются только для бортовых аэронавигационных огней, посадочные фары разрешено устанавливать на усмотрение производителя авиатехники.

Требования к бортовым аэронавигационным огням самолета

Цвет

Огни, предотвращающие столкновения летательных аппаратов в воздухе, должны быть белого или красного цвета.

Передние навигационные огни

Цвет передних аэронавигационных огней – красный или зеленый. Располагаются в передней части летательного аппарата параллельно друг другу таким образом, чтобы самолет занимал нормальное полетное положение. Зеленый огонь – индикатор правой стороны самолета, красный – левой.

Хвостовой (задний) аэронавигационный огонь

Он имеет белый цвет и устанавливается на крайней точке крыла либо на задней законцовке хвостового оперения.

Стояночные огни

Для самолетов-амфибий и гидросамолетов стояночные огни должны:

  • обеспечивать дальность видимости огня белого цвета минимум на 2 мили в темное время суток;
  • создавать круговое свечение огня, когда самолет дрейфует на воде или пришвартован в бухте.

Разрешается применение подвесных наружных огней.

Система огней для предотвращения столкновения

Для ночной эксплуатации самолета сертификация требует установки системы огней для предотвращения столкновения с другими летательными аппаратами, которая должна:

  1. Состоять из огней утвержденного типа, размещенных по такой схеме, чтобы излучаемый свет не влиял на работу экипажа и не уменьшал их видимости.
  2. Соответствовать международным требованиям.

Зона действия

В системе должно работать достаточное количество огней для охвата наиболее важных зон вокруг самолета, учитывая его летные характеристики и конфигурацию. Вертикальный угол действия огней должен составлять от 75° относительно горизонтальной плоскости летательного аппарата. Разрешено затенение огней элементами конструкции на угол до 0,5 стерадиан.

Проблесковые характеристики

Скорость вращения, ширина светового пучка, количество источников цвета и прочие характеристики системы обязаны обеспечивать частоту вспышек на уровне от 40 до 100 вспышек в минуту. В зонах перекрытия источника света допускается превышение частоты проблесков до 180 вспышек в минуту.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *