Читайте также:
- II. Этапы развития информационных технологий
- VI. Правовое обеспечение
- Автоматизированное проектирование технологических процессов
- Анализ процессов управления качеством
- Аппаратура ионообменных процессов
- Аппаратура процессов выщелачивания
- Аппаратурные решения процессов бездежевого и непрерывного тестоприготовления на хлебопекарных предприятиях
- Базы данных в структуре информационных систем
- Банковское регулирование и банковский надзор. Продолжение.
- Бухгалтерский учет хозяйственных процессов
- Бюджетное регулирование, его формы и методы в современных условиях.
- Бюджетное регулирование, его формы и методы в современных условиях.
Вопросы правового регулирования в сфере информационных технологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:
♦ Конституция Российской Федерации;
♦ Гражданский кодекс Российской Федерации;
♦ Уголовный кодекс Российской Федерации;
♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации;
♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
♦ Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;
♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;
♦ Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;
♦ Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
♦ Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;
♦ Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;
♦ Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;
♦ Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».
Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:
♦ систематизация и кодификация действующей нормативной базы;
♦ создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;
♦ устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;
♦ разработка нормативной базы для работы с персональными данными;
♦ разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;
♦ разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям:
♦ взаимодействие с гражданами и предприятиями;
♦ внутренняя работа учреждения;
♦ взаимодействия органов власти между собой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени Государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых поступлений обеспечит как минимум 50 %-ное сокращение трудозатрат.
Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.
Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут [20].
На основе информационных и телекоммуникационных технологий возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.
Прямой экономический эффект от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий связан:
♦ с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
♦ с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
♦ с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).
В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд руб. в год [20].
Федеральная целевая программа "Электронная Россия"
Проект ФЦП " Электронная Россия" был одобрен на заседании Правительства РФ 5 июля 2001.
Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Негативными факторами, сдерживающими этот процесс являются:
• несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
• недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления;
• отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
• недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
• барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;
• высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Также она должна сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.
Реализация программы позволит:
– эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
– обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
– преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
– обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Направления реализации программы:
¨ сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ), регулирующую, в том числе, вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
¨ повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
¨ обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
¨ повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
¨ содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
¨ содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
¨ сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;
¨ сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Таким образом, в результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики России.
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1957 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Информационные процессы — это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде.
Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:
– общества в целом;
– больших социальных групп и социальных общностей;
– малых социальных групп и трудовых коллективов;
– отдельной личности и ее индивидуального сознания.
Конституция РФ делит информационный процесс на пять этапов: поиск, получение, передача, производство и распространение информации (ч. 4 ст. 29).
Информационные процессы в правоприменительной деятельности непосредственно связаны с процедурами юридического доказывания.
Юридическое доказывание состоит из дискретных актов поиска и оценки различных видов информации. Проблема юридического доказывания в правоприменительной деятельности наиболее детально разработана в науке уголовного судопроизводства и в криминалистике как науке о технике, тактике и методике собирания доказательств по уголовным делам. В процессе расследования уголовных дел совершаются многочисленные акты применения права, принятия решений, основанных на получении, анализе и синтезе информации.
В последние два десятилетия во всем мире, включая Россию, набирает все большую силу процесс информатизации всей системы общественных отношений.
Информатизация — это всесторонний социально-экономический и технологический процесс производства и внедрения в деятельность общественных и государственных структур новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, создания информационных центров, экспертных и консультационных систем.
Этот процесс реализуется на основе широкого использования современных ЭВМ и других информационных технологий.
Процесс информатизации охватывает также сферу деятельности юридических органов и учреждений. Во всех ведомствах юридического профиля разработаны и приняты концепции и программы информатизации. Такие документы подготовлены и приняты в Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде. Законодательные и представительные органы оснащаются современными ЭВМ и иными средствами электронно-вычислительной техники, что способствует повышению эффективности правотворческих решений.
Применение ЭВМ в работе каждого юриста, на его рабочем месте ставит перед юридическим образованием новые задачи. Знание основ информатики, вычислительной техники и математики, овладение техникой работы на компьютере становятся необходимыми элементами профессиональной подготовки юриста XXI в.
Государственная политика информатизации правовой системы России (понятие, задачи, методы).
В середине XX в. во всех странах начался стремительный рост объема правовой информации. Число нормативных правовых актов перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов правовой информации, а по существу, к информационному кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т. е. до соответствующих субъектов права.
Выход из создавшегося кризисного положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах.
В настоящее время во всех странах ЭВМ активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации.
В Российской Федерации информатизация в правовой сфере поднята до уровня государственной политики. Государственная политика информатизации правовой сферы России— это целенаправленный комплекс проводимых государством (при участии негосударственных структур) мер по внедрению в деятельность органов власти и управления, всех юридических органов и отдельных должностных лиц новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, по созданию автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультативных систем.
Термин "информатизация" получил законодательное закрепление. Согласно ст. 2 Закона об информации, информатизации и защите информации, информатизация — это "организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".
Термин "государственная политика информатизации правовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ "О концепции правовой информатизации России" от 28 июня 1993 г. № 9962 и "О президентских программах правовой информатизации" от 4 августа 1995 г. № 8083, утвердивший Президентскую программу «Правовая информатизация органов государственной власти РФ», где излагаются основные направления государственной политики информатизации.
Государственная политика информатизации правовой сферы общества имеет своей конечной целью создание в России общенациональной системы правовой информации. Эта система будет представлять собой автоматизированную информационную систему. Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления.
Основные направления государственной политики информатизации правовой системы России определены в ряде указов Президента РФ и называются следующие основные направления информатизации:
– правовое образование и воспитание,
– формирование правовой базы процесса информатизации.
Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи:
– информатизация правовой сферы – с одной стороны,
– обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации – с другой.
Основные задачи правовой информатизации:
1. развитие индустрии правовой информатизации
2. координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов РФ
3. организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы
4. обеспечение информационной безопасности, права на информацию
5. обеспечение сертификации и лицензирования информационных услуг в правовой сфере
6. обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве
7. создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий
8. подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации
9. организация и осуществление международного сотрудничества в области информационных технологий.
В соответствии с требованиями международного информационного права Конституция РФ включила право на информацию в число основных прав и свобод человека и гражданина.
Важную роль в рассматриваемой сфере играет уже неоднократно упоминавшийся Закон об информации. Это фундаментальный, базовый акт, заложивший основу правового регулирования всей системы информационных отношений. Он является комплексным актом, в котором применяются понятия разных отраслей права — таких, как информация, информатизация, государственная политика информатизации, государственные информационные ресурсы, проекты и программы информатизации, рынок информационных ресурсов и услуг, собственность на информационные ресурсы, владение и пользование информационными ресурсами.
Система информационного законодательства:
– информационно-правовые нормы Конституции РФ
– законодательство об интеллектуальной собственности (Закон РФ «Об авторских и смежных правах, «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных» и др.)
– законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др.)
– законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене» и др.)
– законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации (Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций)
– законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения (Закон «О связи», «О сертификации продукции и услуг»)
– законодательство об информационной безопасности (Закон «О безопасности», «О государственной тайне», «О федеральных органах правительственной связи и информации»)
– основные информационно-правовые нормы в составе актов российского законодательства (ст. ст. УК, ГК, КоАП)
– международное информационное право.
Основными целями развития законодательства России об информации и информатизации являются:
– создание полной системы нормативных правовых актов;
– повышение эффективности действующих информационных норм;
– создание новых направлений правового регулирования (информатизация политических отношений).
Тема 3. Информационные системы в юридической деятельности и их классификация.
Система – совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды.
Система (в кибернетическом смысле) – какой-либо предмет, явление или процесс как качественно определенная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой элементов, образующих единое целое, функции которого не сводятся к функциям его элементов, при этом каждый элемент обладает самостоятельностью и может рассматриваться как определенная система более низкого уровня.
Информационная система (по Закону об информации) – организационно- упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная система – средства, обеспечивающие коммуникацию между людьми в виде вопросов-ответов, преодолевая при этом барьеры времени и пространства за счет передачи, обработки и хранения информации.
– социальная система – возникает и функционирует в общественной среде (системы экономические, политические, научно-технические, управленческие и т.д.)
– нормативные системы (подвид) – это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право.
– кибернетическая система – объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элементов живой и неживой природы, действия которых служат достижению поставленной цели, причем оптимальным образом.
Информационные системы классифицируются:
1. По степени автоматизации
2. По сфере применения
– управления ТП (текстовым процессором)
– система автоматизированных плановых расчетов (САПР)
3. По характеру применения
Современные информационные системы имеют высокое быстродействие, большую память. Каждая из них может работать со значительным числом местных и удаленных терминалов. благодаря этому информационная система осуществляет:
– автоматизацию различного рода работ
– контроль и устранение ошибок в информации, находящейся в системе
– постоянное обновление информации, хранящейся в системе
– быстрое выполнение заданий пользователей
– обращение к информационным ресурсам.
Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.
Правовые информационные системы обладают следующими свойствами:
– качественные характеристики правовой информационной системы зависят от качественных характеристик составляющих ее элементов
– между элементами системы существует тесная связь, при этом она часто ограничена, что изменение одного компонента обязательно приводит к изменению другого или всей системы в целом
– систему характеризует упорядоченность входящих в нее элементов
– системы не могут существовать изолированно, вне связи с внешней средой, что проявляется во взаимодействии между этими системами на основе информационных связей друг с другом
Кроме этих свойств правовые информационные системы имеют особенности:
– каждая создаваемая система является целесообразной, т.е. создается для достижения конкретной цели
– большинство систем имеют сложную структуру и организацию.
Все существующие правовые информационные системы могут быть классифицированы:
1. По происхождению:
2. По форме реализации:
3. По отношению к причинно-следственной связи:
– Детерминированные – система, у которой составляющие элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известно начальное состояние системы и программа перехода ее в другое состояние, то всегда можно точно просчитать каким будет новое состояние (например, работа ЭВМ).
4. По отношению к взаимодействию с окружающей средой:
5. По функциональному назначению:
– системы управления (АСУ)
– обучающие системы (АОС).
6. По видам информационной деятельности:
– информационные системы в правоприменительной деятельности
– ИС в правотворчестве
– ИС в правоохранительной деятельности
– ИС в правовом образовании и воспитании.
7. По видам правовой деятельности:
– ИС следователя и т.д.
Переход системы из одного состояния в другое называется процессом. Перевод системы путем воздействия на ее параметры из одного состояния в другое называется управлением.
Управление системой – переход из одного состояния в другое путем воздействия на параметры составляющих элементов.
Под управлениемв кибернетике понимается целенаправленное систематическое воздействие на управляемый объект (сложную динамическую систему взаимодействующих элементов) в целях сохранения всех наиболее существенных характеристик данной системы (регулирование в узком смысле слова), наилучшего приспособления данной системы к условиям внешней и внутренней среды, ее постепенного изменения, эволюционного развития всех элементов.
Правовая кибернетика в дальнейшем должна сосредоточить свои усилия на всесторонней разработке понятия "управление" (и близкого ему понятия "регулирование"). Действующее право России не отказалось от термина "управление". Прежде всего он используется в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Тема 4. Автоматизированные системы в правовой сфере
В настоящее время в рамках реализации задач государственной политики информатизации правовой системы России создаются следующие автоматизированные информационные системы (АИС):
1. Российская государственная автоматизированная система правовой информации.
Эта система будет представлять собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс, имеющий конечной целью создание развитого механизма всестороннего и беспрепятственного обеспечения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, иных физических и юридических лиц нормативной правовой информацией.
2. Информационно-коммуникационная система Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации).
· информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;
· систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подключенных к центральной базе данных.
3. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов.
Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах Федерации и носят всероссийский характер. В составе информационной системы МВД уже функционирует около 100 региональных информационных центров.
4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции. Центральным ее звеном является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ.
5. Государственная автоматизированная система "Выборы". Система предназначена для решения задач автоматизации сбора, обработки, обобщения и представления государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру входят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеется региональный информационный центр.
Автоматизированная информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.
Структура АИС может быть представлена следующим образом:
1. базы данных, реализуемые на машинных носителях информации
2. лица, обслуживающие систему
3. технические средства ввода, хранения, обработки информации и вывода и отображения создаваемых или запрашиваемых у машины данных
4. языки запросов и ответов
5. пользователь системы
Условия, которым должна отвечать АИС:
– частота встречаемости и сложность планируемых задач, ограниченность срока их выполнения
– разработка АИС должна осуществляться группой специалистов (Специалисты по АИС, юридической деятельности, по организации машинной обработки информации)
– АИС должна обеспечивать ее использование без глубоких познаний в вычислительной техники
– АИС должна быть организована так, чтобы исключить несанкционированный доступ к ней
– Язык описания в АИС должен быть точным, емким и несложным для пользователя
– диалоговые (вопрос-ответ между человеком и машиной)
– экспертные (АИС способна оперировать специальными данными)
– обучающие (использование в учебном процессе)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10424 – | 7910 – или читать все.
78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основные цели и задачи государственной политики в информационной сфере, а также пути и способы их достижения определяются в Стратегии развития информационного общества в РФ’, Концепции правовой информатизации России [1] [2] , Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. [3] и других актах долгосрочного государственного прогнозирования и планирования.
Разработка и реализация государственных программ развития информационных технологий в РФ, а также формирование правовых основ информационного развития российского общества являются важнейшими направлениями государственного регулирования в информационной сфере. В числе других направлений можно назвать сертификацию и лицензирование, контроль за соблюдением требований, установленных законодательством, и др.
В РФ осуществляется сертификация средств защиты информационных систем, баз и банков данных, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций, в порядке, установленном ФЗ от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4] . Обязательной сертификации подлежат информационные системы государственных органов и организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом.
Государство обеспечивает лицензирование отдельных видов деятельности в области информации, информационных технологий и защиты информации [5] .
Функции государственного регулирования и контроля в информационной сфере реализуют различные федеральные органы исполнительной власти: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в ведении которого находятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная агентство связи, Федеральная агентство по печати и массовым коммуникациям), Федеральное архивное агентство (в ведении Министерства культуры РФ), Федеральная служба государственной статистики (под руководством Правительства РФ) и др.
Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, а также по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства и др. 1