0

В каких странах работает яндекс навигатор

Содержание

Яндекс.Навигатор

Скриншот интерфейса
Тип Автомобильная навигационная система
Разработчик Яндекс
Операционная система Android, iOS, Windows Phone (старше версии 8), Windows 10 Mobile
Первый выпуск 13 марта 2012 года
Последняя версия
  • Android : 3.12 ( 20 июня2018 )
  • iOS : 3.52 ( 1 декабря2018 )
  • Windows Phone 8 : 1.54.0.0 ( 11 июля2014 )
Сайт navigator.yandex.ru

Яндекс.Навигатор — автомобильное навигационное приложение для мобильных устройств под управлением Android, iOS и мобильных операционных систем семейства Windows, разработанное российской интернет-компанией «Яндекс». Представлено в марте 2012 года. По данным «Яндекса», на август 2018 года «Навигатор» использовали 16 миллионов пользователей в России и более четырёх миллионов в странах СНГ и Турции.

Содержание

История [ править | править код ]

«Яндекс» выпустил навигационное приложение для автомобилей 13 марта 2012 года. «Навигатор» охватывал всю территорию России и Украины (против Москвы и Подмосковья у конкурирующих «Карт Google») и был доступен на устройствах под управлением Andro >[1] . В течение 2012 года в «Навигаторе» появились голосовое управление и офлайн-карты, отсутствие которых технологическая пресса считала его главными недостатками. По итогам года украинский IT-ресурс ITC.UA присвоил ему звание лучшего программного продукта года в категории мобильных карт и навигации [2] . В марте 2013 года «Навигатор» вошёл в подборку 100 лучших iOS-приложений по версии «Техноблога Коммерсантъ», а в ноябре был включён в список 10 приложений с наибольшей суточной аудиторией в Москве по данным исследования TNS Russia [3] . В этом рейтинге приложение «Яндекса» оказалось единственным навигационным приложением [4] . В 2014 году «Навигатор» был удостоен альтернативной Антипремии Рунета в категории «Здоровье и отдых», награда в которой вручается «ярким проектам, связанным с досугом, отдыхом и весёлым образом жизни» [5] .

На август 2018 года «Навигатор» использовали, по данным «Яндекса», 16 миллионов пользователей в России и более четырёх миллионов в странах СНГ и Турции. Компания оценивала, что среди использующих мобильную навигацию 60% выбирают «Навигатор» [6] . Тогда же «Яндекс» выделил геосервисы — «Навигатор», «Карты», мультимедийную платформу для автомобилей «Яндекс.Авто» и технологическую платформу для связанных с транспортом и логистикой бизнесов «Яндекс.Маршрутизация» — в отдельное бизнес-направление [7] .

Функциональность [ править | править код ]

Навигация [ править | править код ]

«Навигатор» выстроен на технологической основе «Яндекс.Карт», поддерживает отображение схематической и спутниковой карт. Обновлённый летом 2018 года интерфейс спроектирован вокруг «принципа контекстности», чтобы показывать водителю только актуальную информацию и минимизировать сложности ориентирования по карте. Так, по ходу движения с экрана пропадают кнопки управления и возвращаются при прикосновению к экрану. Информационная панель, прежде закреплённая в верхней части экрана, была убрана, и её элементы в новом интерфейсе наслаиваются прямо на карту маршрута. Разработчики тестируют механику, когда «Навигатор» изменяет сами карты: скрывая лишние объекты, затемняя ненужные съезды или подсвечивая здания-ориентиры [8] .

Приложение может строить маршруты до конкретного адреса или места назначения из тематических категорий: заведений общественного питания и баров, магазинов и аптек, АЗС и прочих [9] . На 2018 год «Навигатор» поддерживал прокладку автомобильных маршрутов по всему миру, обеспечивая наиболее точное планирование пути по России, Абхазии, Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстану, Киргизии, Молдове, Таджикистану, Турции, Узбекистану и Украине, странам Прибалтики и Сербии [10] .

При планировании маршрута «Навигатор» перебирает различные варианты, и, учитывая пробки и перекрытия, в том числе скорость разных потоков на магистралях, предлагает оптимальный по времени путь, а также ещё пару альтернативных маршрутов. В дальнейшем система постоянно делает переоценку дорожной ситуации, отрисовывает на карте альтернативные маршруты с оценкой времени и предлагает водителю новый маршрут, если экономия времени составляет больше пяти минут [11] [12] В ходе поездки приложение подсказывает водителю предстоящие манёвры, оповещает о превышении предельно допустимой скорости на данном участке, приближении к камерам ГИБДД, дорожным работам и авариям, указывая их ряд [3] [9] [13] .

По умолчанию приложение работает в онлайн-режиме, подгружая необходимые фрагменты карты. Пользователь может заранее загрузить необходимые карты для экономии трафика и для навигации в офлайн-режиме [14] . «Навигатор», как и «Карты», получает информацию о местоположении от мобильного устройства пользователя. Сопоставляя поступающие раз в секунду координаты, встроенный алгоритм привязывает точки к дороге и показывает на экране плавное движение автомобиля [12] .

Оценивать пробки «Яндексу» помогают сами пользователи — «Навигатор» и «Карты» во время использования передают анонимную информацию о перемещениях, которая в дальнейшем централизованно обрабатывается на серверах компании, чтобы получить карту пробок, которая отсылается обратно на устройства. Массивы накопленных данных позволяют не только учитывать текущие пробки, но и благодаря машинному обучению предвидеть развитие дорожной ситуации, опираясь на исторические данные о пробках и их развитии [12] .

Для обмена информацией между участниками дорожного движения в приложении предусмотрены метки, которыми водители могут обозначить аварию или дорожные работы. Для неформального обсуждения дорожной ситуации была введена метка «Разговорчики». Благодаря этой функции во время пробок «Навигатор» работает как своеобразная социальная сеть [15] [16] .

Парковки [ править | править код ]

В октябре 2016 года в «Навигаторе» появилась карта парковок Москвы, основанная на информации официального сайта мэра столицы, собственной базы организаций, «Народной карты» и «Яндекс. Панорам» [17] . К весне 2017 года в приложении появились карты парковок Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Минска, Анкары и Стамбула. С обновлением в апреле 2017 года в «Навигаторе» появился режим поиска парковочных мест, в котором приложение строило маршрут через платные и бесплатные парковки, расположенные в шаговой доступности от места назначения [18] . В феврале 2018 в «Навигаторе» появилась возможность оплатить парковку (на тот момент — в Москве). Тогда же стало известно, что отдельное приложение «Яндекс. Парковки» перестанет существовать и его возможности останутся в «Навигаторе» [19] .

Голосовое управление [ править | править код ]

Голосовое управление было введено в бета-версии «Навигатора» в ноябре 2012 года на уровне голосового ввода места назначения (адреса или названия объекта на карте), выбора предварительно сохранённого адреса и установления меток на карте [20] . В сентябре 2015 года в новой версии «Навигатора» появилась голосовая активация по слову «Яндекс», и приложение научилось понимать сложные команды [21] . В мае 2018 года «Яндекс» внедрил в «Навигатор» виртуального голосового помощника «Алису», благодаря чему возможности голосового управления были существенно расширены. «Алиса» может находить ближайшие магазины, парковки, АЗС и другие объекты, строить маршрут до них, сообщать о дорожной ситуации и прогнозировать продолжительность пробок, искать информацию по запросу водителя, запускать встроенные голосовые игры и общаться с водителем на отвлечённые темы в режиме «болталки» [22] [23] [24] . По данным компании, на август 2018 года голосовое управление используют около половины пользователей «Навигатора» [6] .

Читайте также:  Блок питания cougar cmx 700w обзор

Озвучивание и оформление [ править | править код ]

В настройках «Навигатора» пользователь может выбрать озвучивание стандартными мужским или женским голосом, системным синтезированным голосом, голосом «Алисы» и варианты озвучивания голосами знаменитостей или выдуманных персонажей. Первое альтернативное озвучивание появилось в августе 2016: накануне Летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро «Навигатор» заговорил голосом телекомментатора Василия Уткина [25] . Первым опытом использования озвучивания «Навигатора» для промо-кампании стало сотрудничество с создателями фильма «Притяжение», в рамках которого в приложении в декабре 2016 появилось озвучивание голосом режиссёра киноленты Фёдора Бондарчука [26] . В мае 2017 года накануне премьеры фильма «Трансформеры: Последний рыцарь» в «Навигаторе» появилась возможность заменить стандартное озвучивание на голос Оптимуса Прайма, а иконку автомобиля — на изображение автобота Бамблби [27] . В сентябре того же года появилось озвучивание от рэпера Басты, в октябре для приложения записали голос стэнд-ап комика Гарика Харламова [28] [29] . В ноябре 2017 к премьере «Звёздных войн: Пробуждение силы» в приложении появились озвучивания голосами Магистра Йоды и Дарта Вейдера [30] . Ко Дню защитника Отечества в феврале 2018 года «Яндекс» совместно с компанией Wargaming временно добавил в приложение озвучивание голосом актёра Владимира Машкова и возможность заменить иконку автомобиля на изображение одного из 5 танков: Т-34-85, ИС-3, AMX 50, M41 Walker Bulldog или Churchill 1 [31] . В августе 2018 года в рамках маркетинговой интеграции Российского футбольного союза «Навигатор» получил озвучивание голосом нападающего сборной России по футболу на чемпионате мира 2018 года Артёма Дзюбы [32] .

Коммерческое использование [ править | править код ]

Как и другие навигационные сервисы «Яндекса», «Навигатор» бесплатен для пользователей, но с 2017 года компания экспериментировала с его коммерциализацией для транспортных, курьерских и логистических компаний [33] . В апреле 2017 года «Навигатор» начал учитывать количество переходов по deeplink-ссылкам на маршрут, использование которых характерно для таксистов и курьеров [34] . Позднее в сентябре система маршрутизации была представлена как самостоятельная платформа «Яндекс.Маршрутизация», ориентированная на коммерческих пользователей [35] .

Как алгоритм строит маршрут, откуда берутся данные о пробках и будет ли сервис платным

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой — это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту — большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство — по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, — остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение — тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию — так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог — это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться — мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения, что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. — Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом — была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок — и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, — все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое — это цветовой показатель в приложении, второе — пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик — это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый — ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй — обстановка на дорогах на данную минуту.

Читайте также:  Беспроводные наушники свен как подключить к телефону

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков — получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом — только координаты почему-то находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной — не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал — и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым — получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами — отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки — это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое — начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка — может, они номера бумажками закрыли. Следующее — когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье — при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию — мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку — мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам — строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, — навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы — через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Читайте также:  Инфоурок зайти в личный кабинет

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» — в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, — мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».

Сегодня каждый второй автомобилист пользуется навигатором даже при движении по давно привычному маршруту. 13 миллионов автомобилистов в России давно не представляют своей поездки без внимательных предупреждений от Оксаны или Василия Уткина из Яндекс.Навигатора. Мы выбрали 10 функций любимого приложения, о которых вы могли не знать, но которые точно сделают вашу жизнь лучше.

Голосовое управление

Парковки

Паркуйтесь так, чтобы не искать машину на штрафстоянке! Навигатор самостоятельно в конце каждой поездки предлагает быстрый маршрут (не дольше 15 мин) с экскурсией по ближайшим парковочным местам. При этом место стоянки будет в шаговой доступности до цели вашей поездки, а если парковка платная — приложение сообщит вам об этом отдельно. Места, разрешенные для парковки, будут помечены синим, а запрещенные для стоянки — красным. Такую карту парковок района, в который едете, можно изучить и до поездки из дома.

Ищите в приложении места, которые освободились в течение последних 5 минут. Свободное парковочное место выглядит как зеленый кружок. Если нажмете на точку, узнаете, как давно машина уехала с этого места. Конечно, наличие метки на карте пока не дает 100% гарантии, что это место до сих пор никто не занял. Но шансы припарковаться там точно гораздо выше!

Кнопка «Обзор»

Экономьте время! Чтобы не отвлекать водителя от дороги каждую минуту, Яндекс.Навигатор предлагает изменить маршрут, только если расчетная экономия времени выходит больше 5 минут. Специально для тех, кто не хочет терять ни минуты, в панели быстрого доступа Навигатора есть кнопка «Обзор». С ее помощью водитель может в любую минуту проверить, нет ли маршрута на 2–3 минуты быстрее текущего.

Мои поездки

Ведите статистику! Для тех, кто записывает каждую деталь биографии своего автомобиля или просто хочет вспомнить, каким маршрутом прошлым летом быстро добрался до дачи лучшего друга, в настройках Навигатора есть раздел «Мои поездки». О каждой поездке можно узнать подробности: точный маршрут, время в пути и среднюю скорость. Доступна и сводная статистика — по неделям и по месяцам.

Подъезды

Подъезжайте сразу к заветным дверям! Недавно Яндекс.Навигатор научился подводить к дому со стороны подъездов. Информацию о них компания собирает через «Народную карту». Пока их немного, но вы можете добавить свой, и друзья легко найдут к вам дорогу. Чтобы подъехать сразу к нужному подъезду, введите его номер в строку поиска после основного адреса, например: ул. Лесная, д. 5, п. 2.

Техпомощь на дороге

Не теряйтесь, если что-то пошло не так! Теперь вызвать помощь на дороге можно не выходя из Навигатора. Отправить заявку можно в настройках приложения. Достаточно указать марку и модель машины, сообщить, где она находится и какая помощь вам нужна. Можно, например, вызвать эвакуатор, который доставит автомобиль по нужному адресу, или мастера, который поменяет колесо, заведет машину или даже привезет канистру бензина. В течение 15 минут приложение пришлет предложения нескольких служб, которые готовы принять заказ. Их отбирают по рейтингу, цене и удаленности от машины. Вам останется только выбрать службу и ждать специалистов.

Промежуточная точка пути

Меняйте маршрут, когда захотите! Если по дороге в точку назначения вы вспомнили, что вам нужно заехать, например, в аптеку или вы просто хотите проехать по Воздвиженке и полюбоваться особняком Морозова, можно попросить Навигатор перестроить маршрут через нужную точку. Для этого зайдите в раздел «Обзор», найдите на карте голубой значок «плюса» и перетяните его в промежуточную точку, которую нужно захватить по дороге.

Фоновый режим

Не теряйтесь, если отвлеклись (а лучше не отвлекайтесь!). Навигатор, оказывается, умеет работать и в фоновом режиме. Оксана, Дима и другие любимые герои не бросят вас, даже если вы свернули приложение, чтобы проверить почту или принять важный звонок: приложение продолжит вести вас по маршруту и давать голосовые подсказки.

Более того, подсказки и предупреждения о камерах будут слышны, даже если вы погасите экран телефона. Это бывает необходимо, чтобы, например, сэкономить батарею на телефоне, если под рукой нет зарядки.

Предупреждения о превышении скорости

Настраивайте уведомления о превышениях скорости так, как удобно лично вам! В настройках приложения можно установить порог превышения скорости (от 1 до 60 км/ч), после которого Навигатор будет предупреждать о камерах. Например, если выставить допустимое превышение «19» и поехать по дороге с ограничением 60 км/ч, приложение будет реагировать на камеры только после отметки «79» на спидометре.

С десктопа на телефон в один клик

Как правило, планы на вечер созревают у нас за рабочим компьютером. Мы ищем заветный театр, бар или кино с десктопа, а вечером повторяем тот же квест в мобильном приложении Навигатора. Хватит это терпеть! Просто отправьте маршрут из браузера компьютера в свой навигатор в один клик. Для этого убедитесь, что вы авторизованы в обоих устройствах, выберите точку на карте, в правой описательной панели и нажмите на кнопку «Поделиться». В выпадающем меню вам останется только нажать «Открыть в Яндекс.Навигаторе». После отправки на телефон придет push-уведомление, открыв которое вы увидите пункт назначения и сможете проложить к нему маршрут.

Бонус. Возможна ли навигация без интернета?

Если вы волнуетесь, что в поездке закончится интернет, то карты местности можно скачать заранее. Конечно, для построения маршрута понадобится выход в Сеть. Но, как нам по секрету рассказали в Яндексе, компания уже готовит полностью офлайновую маршрутизацию.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0

В каких странах работает яндекс навигатор

Содержание

Яндекс.Навигатор

Скриншот интерфейса
Тип Автомобильная навигационная система
Разработчик Яндекс
Операционная система Android, iOS, Windows Phone (старше версии 8), Windows 10 Mobile
Первый выпуск 13 марта 2012 года
Последняя версия
  • Android : 3.12 ( 20 июня2018 )
  • iOS : 3.52 ( 1 декабря2018 )
  • Windows Phone 8 : 1.54.0.0 ( 11 июля2014 )
Сайт navigator.yandex.ru

Яндекс.Навигатор — автомобильное навигационное приложение для мобильных устройств под управлением Android, iOS и мобильных операционных систем семейства Windows, разработанное российской интернет-компанией «Яндекс». Представлено в марте 2012 года. По данным «Яндекса», на август 2018 года «Навигатор» использовали 16 миллионов пользователей в России и более четырёх миллионов в странах СНГ и Турции.

Содержание

История [ править | править код ]

«Яндекс» выпустил навигационное приложение для автомобилей 13 марта 2012 года. «Навигатор» охватывал всю территорию России и Украины (против Москвы и Подмосковья у конкурирующих «Карт Google») и был доступен на устройствах под управлением Andro >[1] . В течение 2012 года в «Навигаторе» появились голосовое управление и офлайн-карты, отсутствие которых технологическая пресса считала его главными недостатками. По итогам года украинский IT-ресурс ITC.UA присвоил ему звание лучшего программного продукта года в категории мобильных карт и навигации [2] . В марте 2013 года «Навигатор» вошёл в подборку 100 лучших iOS-приложений по версии «Техноблога Коммерсантъ», а в ноябре был включён в список 10 приложений с наибольшей суточной аудиторией в Москве по данным исследования TNS Russia [3] . В этом рейтинге приложение «Яндекса» оказалось единственным навигационным приложением [4] . В 2014 году «Навигатор» был удостоен альтернативной Антипремии Рунета в категории «Здоровье и отдых», награда в которой вручается «ярким проектам, связанным с досугом, отдыхом и весёлым образом жизни» [5] .

На август 2018 года «Навигатор» использовали, по данным «Яндекса», 16 миллионов пользователей в России и более четырёх миллионов в странах СНГ и Турции. Компания оценивала, что среди использующих мобильную навигацию 60% выбирают «Навигатор» [6] . Тогда же «Яндекс» выделил геосервисы — «Навигатор», «Карты», мультимедийную платформу для автомобилей «Яндекс.Авто» и технологическую платформу для связанных с транспортом и логистикой бизнесов «Яндекс.Маршрутизация» — в отдельное бизнес-направление [7] .

Функциональность [ править | править код ]

Навигация [ править | править код ]

«Навигатор» выстроен на технологической основе «Яндекс.Карт», поддерживает отображение схематической и спутниковой карт. Обновлённый летом 2018 года интерфейс спроектирован вокруг «принципа контекстности», чтобы показывать водителю только актуальную информацию и минимизировать сложности ориентирования по карте. Так, по ходу движения с экрана пропадают кнопки управления и возвращаются при прикосновению к экрану. Информационная панель, прежде закреплённая в верхней части экрана, была убрана, и её элементы в новом интерфейсе наслаиваются прямо на карту маршрута. Разработчики тестируют механику, когда «Навигатор» изменяет сами карты: скрывая лишние объекты, затемняя ненужные съезды или подсвечивая здания-ориентиры [8] .

Приложение может строить маршруты до конкретного адреса или места назначения из тематических категорий: заведений общественного питания и баров, магазинов и аптек, АЗС и прочих [9] . На 2018 год «Навигатор» поддерживал прокладку автомобильных маршрутов по всему миру, обеспечивая наиболее точное планирование пути по России, Абхазии, Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстану, Киргизии, Молдове, Таджикистану, Турции, Узбекистану и Украине, странам Прибалтики и Сербии [10] .

При планировании маршрута «Навигатор» перебирает различные варианты, и, учитывая пробки и перекрытия, в том числе скорость разных потоков на магистралях, предлагает оптимальный по времени путь, а также ещё пару альтернативных маршрутов. В дальнейшем система постоянно делает переоценку дорожной ситуации, отрисовывает на карте альтернативные маршруты с оценкой времени и предлагает водителю новый маршрут, если экономия времени составляет больше пяти минут [11] [12] В ходе поездки приложение подсказывает водителю предстоящие манёвры, оповещает о превышении предельно допустимой скорости на данном участке, приближении к камерам ГИБДД, дорожным работам и авариям, указывая их ряд [3] [9] [13] .

По умолчанию приложение работает в онлайн-режиме, подгружая необходимые фрагменты карты. Пользователь может заранее загрузить необходимые карты для экономии трафика и для навигации в офлайн-режиме [14] . «Навигатор», как и «Карты», получает информацию о местоположении от мобильного устройства пользователя. Сопоставляя поступающие раз в секунду координаты, встроенный алгоритм привязывает точки к дороге и показывает на экране плавное движение автомобиля [12] .

Оценивать пробки «Яндексу» помогают сами пользователи — «Навигатор» и «Карты» во время использования передают анонимную информацию о перемещениях, которая в дальнейшем централизованно обрабатывается на серверах компании, чтобы получить карту пробок, которая отсылается обратно на устройства. Массивы накопленных данных позволяют не только учитывать текущие пробки, но и благодаря машинному обучению предвидеть развитие дорожной ситуации, опираясь на исторические данные о пробках и их развитии [12] .

Для обмена информацией между участниками дорожного движения в приложении предусмотрены метки, которыми водители могут обозначить аварию или дорожные работы. Для неформального обсуждения дорожной ситуации была введена метка «Разговорчики». Благодаря этой функции во время пробок «Навигатор» работает как своеобразная социальная сеть [15] [16] .

Парковки [ править | править код ]

В октябре 2016 года в «Навигаторе» появилась карта парковок Москвы, основанная на информации официального сайта мэра столицы, собственной базы организаций, «Народной карты» и «Яндекс. Панорам» [17] . К весне 2017 года в приложении появились карты парковок Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Минска, Анкары и Стамбула. С обновлением в апреле 2017 года в «Навигаторе» появился режим поиска парковочных мест, в котором приложение строило маршрут через платные и бесплатные парковки, расположенные в шаговой доступности от места назначения [18] . В феврале 2018 в «Навигаторе» появилась возможность оплатить парковку (на тот момент — в Москве). Тогда же стало известно, что отдельное приложение «Яндекс. Парковки» перестанет существовать и его возможности останутся в «Навигаторе» [19] .

Голосовое управление [ править | править код ]

Голосовое управление было введено в бета-версии «Навигатора» в ноябре 2012 года на уровне голосового ввода места назначения (адреса или названия объекта на карте), выбора предварительно сохранённого адреса и установления меток на карте [20] . В сентябре 2015 года в новой версии «Навигатора» появилась голосовая активация по слову «Яндекс», и приложение научилось понимать сложные команды [21] . В мае 2018 года «Яндекс» внедрил в «Навигатор» виртуального голосового помощника «Алису», благодаря чему возможности голосового управления были существенно расширены. «Алиса» может находить ближайшие магазины, парковки, АЗС и другие объекты, строить маршрут до них, сообщать о дорожной ситуации и прогнозировать продолжительность пробок, искать информацию по запросу водителя, запускать встроенные голосовые игры и общаться с водителем на отвлечённые темы в режиме «болталки» [22] [23] [24] . По данным компании, на август 2018 года голосовое управление используют около половины пользователей «Навигатора» [6] .

Читайте также:  Заказ одежды китайский сайт

Озвучивание и оформление [ править | править код ]

В настройках «Навигатора» пользователь может выбрать озвучивание стандартными мужским или женским голосом, системным синтезированным голосом, голосом «Алисы» и варианты озвучивания голосами знаменитостей или выдуманных персонажей. Первое альтернативное озвучивание появилось в августе 2016: накануне Летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро «Навигатор» заговорил голосом телекомментатора Василия Уткина [25] . Первым опытом использования озвучивания «Навигатора» для промо-кампании стало сотрудничество с создателями фильма «Притяжение», в рамках которого в приложении в декабре 2016 появилось озвучивание голосом режиссёра киноленты Фёдора Бондарчука [26] . В мае 2017 года накануне премьеры фильма «Трансформеры: Последний рыцарь» в «Навигаторе» появилась возможность заменить стандартное озвучивание на голос Оптимуса Прайма, а иконку автомобиля — на изображение автобота Бамблби [27] . В сентябре того же года появилось озвучивание от рэпера Басты, в октябре для приложения записали голос стэнд-ап комика Гарика Харламова [28] [29] . В ноябре 2017 к премьере «Звёздных войн: Пробуждение силы» в приложении появились озвучивания голосами Магистра Йоды и Дарта Вейдера [30] . Ко Дню защитника Отечества в феврале 2018 года «Яндекс» совместно с компанией Wargaming временно добавил в приложение озвучивание голосом актёра Владимира Машкова и возможность заменить иконку автомобиля на изображение одного из 5 танков: Т-34-85, ИС-3, AMX 50, M41 Walker Bulldog или Churchill 1 [31] . В августе 2018 года в рамках маркетинговой интеграции Российского футбольного союза «Навигатор» получил озвучивание голосом нападающего сборной России по футболу на чемпионате мира 2018 года Артёма Дзюбы [32] .

Коммерческое использование [ править | править код ]

Как и другие навигационные сервисы «Яндекса», «Навигатор» бесплатен для пользователей, но с 2017 года компания экспериментировала с его коммерциализацией для транспортных, курьерских и логистических компаний [33] . В апреле 2017 года «Навигатор» начал учитывать количество переходов по deeplink-ссылкам на маршрут, использование которых характерно для таксистов и курьеров [34] . Позднее в сентябре система маршрутизации была представлена как самостоятельная платформа «Яндекс.Маршрутизация», ориентированная на коммерческих пользователей [35] .

Как алгоритм строит маршрут, откуда берутся данные о пробках и будет ли сервис платным

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой — это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту — большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство — по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, — остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение — тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию — так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог — это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться — мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения, что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. — Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом — была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок — и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, — все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое — это цветовой показатель в приложении, второе — пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик — это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый — ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй — обстановка на дорогах на данную минуту.

Читайте также:  Инфоурок зайти в личный кабинет

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков — получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом — только координаты почему-то находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной — не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал — и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым — получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами — отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки — это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое — начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка — может, они номера бумажками закрыли. Следующее — когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье — при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию — мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку — мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам — строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, — навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы — через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Читайте также:  Как в экселе просуммировать столбец

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» — в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, — мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».

Сегодня каждый второй автомобилист пользуется навигатором даже при движении по давно привычному маршруту. 13 миллионов автомобилистов в России давно не представляют своей поездки без внимательных предупреждений от Оксаны или Василия Уткина из Яндекс.Навигатора. Мы выбрали 10 функций любимого приложения, о которых вы могли не знать, но которые точно сделают вашу жизнь лучше.

Голосовое управление

Парковки

Паркуйтесь так, чтобы не искать машину на штрафстоянке! Навигатор самостоятельно в конце каждой поездки предлагает быстрый маршрут (не дольше 15 мин) с экскурсией по ближайшим парковочным местам. При этом место стоянки будет в шаговой доступности до цели вашей поездки, а если парковка платная — приложение сообщит вам об этом отдельно. Места, разрешенные для парковки, будут помечены синим, а запрещенные для стоянки — красным. Такую карту парковок района, в который едете, можно изучить и до поездки из дома.

Ищите в приложении места, которые освободились в течение последних 5 минут. Свободное парковочное место выглядит как зеленый кружок. Если нажмете на точку, узнаете, как давно машина уехала с этого места. Конечно, наличие метки на карте пока не дает 100% гарантии, что это место до сих пор никто не занял. Но шансы припарковаться там точно гораздо выше!

Кнопка «Обзор»

Экономьте время! Чтобы не отвлекать водителя от дороги каждую минуту, Яндекс.Навигатор предлагает изменить маршрут, только если расчетная экономия времени выходит больше 5 минут. Специально для тех, кто не хочет терять ни минуты, в панели быстрого доступа Навигатора есть кнопка «Обзор». С ее помощью водитель может в любую минуту проверить, нет ли маршрута на 2–3 минуты быстрее текущего.

Мои поездки

Ведите статистику! Для тех, кто записывает каждую деталь биографии своего автомобиля или просто хочет вспомнить, каким маршрутом прошлым летом быстро добрался до дачи лучшего друга, в настройках Навигатора есть раздел «Мои поездки». О каждой поездке можно узнать подробности: точный маршрут, время в пути и среднюю скорость. Доступна и сводная статистика — по неделям и по месяцам.

Подъезды

Подъезжайте сразу к заветным дверям! Недавно Яндекс.Навигатор научился подводить к дому со стороны подъездов. Информацию о них компания собирает через «Народную карту». Пока их немного, но вы можете добавить свой, и друзья легко найдут к вам дорогу. Чтобы подъехать сразу к нужному подъезду, введите его номер в строку поиска после основного адреса, например: ул. Лесная, д. 5, п. 2.

Техпомощь на дороге

Не теряйтесь, если что-то пошло не так! Теперь вызвать помощь на дороге можно не выходя из Навигатора. Отправить заявку можно в настройках приложения. Достаточно указать марку и модель машины, сообщить, где она находится и какая помощь вам нужна. Можно, например, вызвать эвакуатор, который доставит автомобиль по нужному адресу, или мастера, который поменяет колесо, заведет машину или даже привезет канистру бензина. В течение 15 минут приложение пришлет предложения нескольких служб, которые готовы принять заказ. Их отбирают по рейтингу, цене и удаленности от машины. Вам останется только выбрать службу и ждать специалистов.

Промежуточная точка пути

Меняйте маршрут, когда захотите! Если по дороге в точку назначения вы вспомнили, что вам нужно заехать, например, в аптеку или вы просто хотите проехать по Воздвиженке и полюбоваться особняком Морозова, можно попросить Навигатор перестроить маршрут через нужную точку. Для этого зайдите в раздел «Обзор», найдите на карте голубой значок «плюса» и перетяните его в промежуточную точку, которую нужно захватить по дороге.

Фоновый режим

Не теряйтесь, если отвлеклись (а лучше не отвлекайтесь!). Навигатор, оказывается, умеет работать и в фоновом режиме. Оксана, Дима и другие любимые герои не бросят вас, даже если вы свернули приложение, чтобы проверить почту или принять важный звонок: приложение продолжит вести вас по маршруту и давать голосовые подсказки.

Более того, подсказки и предупреждения о камерах будут слышны, даже если вы погасите экран телефона. Это бывает необходимо, чтобы, например, сэкономить батарею на телефоне, если под рукой нет зарядки.

Предупреждения о превышении скорости

Настраивайте уведомления о превышениях скорости так, как удобно лично вам! В настройках приложения можно установить порог превышения скорости (от 1 до 60 км/ч), после которого Навигатор будет предупреждать о камерах. Например, если выставить допустимое превышение «19» и поехать по дороге с ограничением 60 км/ч, приложение будет реагировать на камеры только после отметки «79» на спидометре.

С десктопа на телефон в один клик

Как правило, планы на вечер созревают у нас за рабочим компьютером. Мы ищем заветный театр, бар или кино с десктопа, а вечером повторяем тот же квест в мобильном приложении Навигатора. Хватит это терпеть! Просто отправьте маршрут из браузера компьютера в свой навигатор в один клик. Для этого убедитесь, что вы авторизованы в обоих устройствах, выберите точку на карте, в правой описательной панели и нажмите на кнопку «Поделиться». В выпадающем меню вам останется только нажать «Открыть в Яндекс.Навигаторе». После отправки на телефон придет push-уведомление, открыв которое вы увидите пункт назначения и сможете проложить к нему маршрут.

Бонус. Возможна ли навигация без интернета?

Если вы волнуетесь, что в поездке закончится интернет, то карты местности можно скачать заранее. Конечно, для построения маршрута понадобится выход в Сеть. Но, как нам по секрету рассказали в Яндексе, компания уже готовит полностью офлайновую маршрутизацию.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *