0

Виртуальное путешествие в стране динозавров

динотест

виртуальная экскурсия

Мезозойская эра

Предпоследний зал Палеонтологического музея посвящен органическому миру второй половины мезозойской эры. Его главная архитектурная особенность заключается в расположении экспозиции на двух уровнях. Обширный проем превращает часть площади зала в балкон, что позволяет установить внизу скелеты крупных рептилий и расширить возможности их обзора. Декоративное оформление состоит из цветного панно с реконструкцией позднемелового ландшафта Южной Гоби (художники М.П. Митурич и В.А. Дувидов) и резьбы по известняковой плитке с изображением меловых рептилий и птиц (скульптор П.А. Степанов) на правой (внутренней) и левой (внешней) стенах зала соответственно. На дальней торцевой стене зала вывешена большая картина с динозаврами завролофами, написанная известным палеонтологом и художником К.К. Флёровым.

В начале мезозойской эры все крупные массивы суши соединялись в единый сверхматерик Пангею, что надолго предопределило сходство наземных фаун и флор разных континентов. В течение мезозоя увеличились акватории континентальных морей, а также Атлантического и Индийского океанов. В юрском периоде Пангея распалась на южный континент Гондвану и северный – Лавразию, которые позднее также разделились на части. В конце мезозоя наиболее крупным участком суши оказалась Палеоазия, соединявшаяся в середине мелового периода с западной частью Северной Америки. Для мезозоя не отмечено оледенений, поскольку средние температуры были значительно выше современных, даже в приполярных областях. В целом климат оставался относительно ровным в течение продолжительного времени и на больших пространствах.
С началом мезозоя на авансцену эволюции выдвинулись голосеменные растения, тогда как преобладавшие ранее плауны, хвощи и папоротники отошли на второй план. Среди животных главными «действующими лицами» стали пресмыкающиеся. В мезозое они, кроме суши, освоили водную и воздушную среды. Расцвет пресмыкающихся связывают с динозаврами. Они появились в конце триаса, а в юрское и меловое время достигли впечатляющего разнообразия видов и жизненных форм. Особенно примечательны примеры гигантизма у самых разных групп динозавров.

Рядом с динозаврами обитали многие другие группы наземных позвоночных животных, некоторые из которых возникли в мезозойскую эру. Например, в середине юрского периода появляются ящерицы, а в начале мелового – змеи. С конца триаса известны крокодилы и черепахи. Тогда же начинается история млекопитающих и, видимо, птиц. Последние две группы стали обычными элементами меловых фаун перед грядущим расцветом в кайнозойскую эру. Конец мезозойской эры ознаменовался новым циклом горообразования, охлаждением вод и падением уровня мирового океана. Прежняя система циркуляции воздушных и водных потоков, определявшая климаты на всей Земле, изменилась. Коренные преобразования ландшафтов совпали с широким распространением покрытосеменных (цветковых) растений. В итоге произошло сокращение территорий, пригодных для обитания крупных рептилий. Вымирание последних динозавров приурочено к окончанию мезозоя около 65 млн. лет назад.
Экспозиция зала открывается разделами, рассказывающими о разнообразии морских ящеров, о сообществах морских и пресноводных водоемов Восточной Европы и Центральной Азии в юрское и меловое время, а также о наиболее обычных представителях этого времени – архозаврах, некоторым из которых (крокодилам и птерозаврам) посвящены отдельные витрины. Далее на пристенном подиуме выставлена большая серия скелетов динозавров. Еще одна скелетная группа этих ящеров смонтирована на подиуме нижнего уровня. Последний расположен центрально, а вокруг него размещены витрины, посвященные разнообразию, биологии и условиям жизни динозавров. Завершается экспозиция зала на верхнем уровне разделом о происхождении и разнообразии древних птиц. Он включает несколько витрин и отдельных скелетов.

1. закреплять знания детей о животных, живших в древности;

2. развивать познавательный интерес, любознательность детей;

3. формировать понятия «настоящее», «прошлое», «будущее»;

4. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в парах.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_spetsialno_organizovannoy_deyatelnosti_puteshestvie_k_dinozavram_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий специально организованной деятельности "Путешествие к динозаврам" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к динозаврам»

Цель: расширение знаний старших дошкольников о древних обитателях нашей планеты.

1. закрепить знания детей о животных, живших в древности;

2. развивать познавательный интерес, любознательность детей;

3. формировать понятия «настоящее», «прошлое», «будущее»;

4. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в парах.

Образовательные области: познавательное развитие, интеграция – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия. Динозавры» «Куда ушли динозавры» Д. Гончарова, «В стране динозавров» под ред. А. М. Битаровой, «Атлас живого мира» Е. Павлова), рассматривание иллюстраций мезозойской эры, динозавров хищных и травоядных.

Материалы: телевизор, ноутбук, игрушечные динозавры, коробки, вырезанные части скелета динозавра, манка, клей ПВА, шарики с наклеенными на них цифрами от 1 до 10, макет вулкана, сода, лимонная кислота, пищевой краситель красного цвета.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил?

Ответы детей: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры.

В.: А хотите побывать там? А как нам туда добраться? Ответы детей: да! Может быть на машине времени?

В.: Правильно, на машине времени мы отправляемся в наше путешествие. (Дети считают до 10 после чего звучит звук машины времени).

Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее хозяевами. Ребята, вы знаете, что означает «Динозавр». Ответы детей: Страшный ящер. Воспитатель: правильно, ребята. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники. Показ слайдов динозавров хищных и травоядных с рассказом о них.

Динозавры существовали как травоядные, так и хищники с острыми зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было? Дети: Для того, чтобы защищаться.

Воспитатель:– Но среди травоядных динозавров тоже были с рогами, шипами, пластинами. Для чего они им были нужны? Ответы детей: для того, чтобы защищаться от хищников, для устрашения других динозавров. Сейчас предлагаю вам разделить наших динозавров на хищных и травоядных (на столе расставлены игрушечные динозавры). На этот стол ставьте травоядных, а на другой – хищных. Посмотрим, все ли правильно (сравнение с плакатом хищных и травоядных динозавров.) А теперь давайте попробуем их описать и поиграем в игру «Опиши динозавра» (дети описывают игрушки, характерные особенности, 3-4 человека).

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами попали в лес, где живут разные динозавры. Как надо себя вести в таком лесу? (ответы детей: тихо, осторожно). – Давайте, с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные» (дети играют в игру малой подвижности).

Читайте также:  Донат во время стрима

Дети становятся вкруг и делятся на две команды – на «Хищников» и «Травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя: «Хищники!» – дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные» приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя: «Травоядные!» – дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм (вытягивают шеи, встают на носочки, иммитируют щипание листьев, травы, а дети «хищники» замирают в позе нападения. Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: – Ребята, уже пришла пора возвращаться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени, начинаем обратный отсчет (дети считают до 10 в обратном порядке), звучит музыка машины времени.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, как люди узнали о динозаврах, если в те времена их не было? Ответы детей: они находили кости, останки, при раскопках. – А как называется профессия, члены которой занимаются раскопками и поиском древностей? Ответы детей: палеонтологи.

Воспитатель: Чтобы представить себя палеонтологами, я предлагаю вам провести раскопки. Для этого присаживайтесь за столы, у каждого из вас есть своя коробка и кисточка (на каждом столе лежит коробка с манкой, под слоем манки закопаны бумажные фрагменты костей динозавров). С помощью кисточки нужно аккуратно найти части скелета динозавра. Найдя все кости, попробуйте из них выложить скелет. В качестве образца можно найти рисунок скелета вашего динозавра под вашей коробкой. Работа детей.

-А теперь ребята, подойти к столу и найдите фигуру динозавра, похожую на собранный вами скелет. Молодцы, а теперь немного отдохнем.

Физминутка «Динозаврик» (проводит ребенок)

Динозаврик встал на лапки

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Оглядел он все вокруг

И быстрей на стульчик плюх.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появлялись динозавры? Ответы детей: из яиц.

Воспитатель: Динозавры строили гнезда из песка и грязи, затем мама откладывала яйца, а папа – самец их высиживал. Самый большой размер яйца, которые нашли ученые – размером с мяч.

Ребят, а наши динозавры растеряли свое будущее потомство (заранее разложены по группе «яйца» динозавров – шарики с цифрами до 10). Поможем, им собрать их все вместе и сложить вот в ту корзину? Ответы детей: поможем. Воспитатель: ну тогда внимательно посмотрите по сторонам и найдите все яйца, на каждом яйце написана цифра, всего их должно быть десять. Работа детей.

– Ребята, а что же случилось с динозаврами? Ответы детей: они вымерли. – А кто знает, почему они вымерли? Ответы детей: метеорит упал.

– Есть несколько версий, и основные из них:- Упал метеорит, образовалось много пыли. Стали гибнуть сначала растения, затем травоядные динозавры потому что им нечего стало кушать, и потом – хищные. Показ видео с падением метеорита.

– Извержение вулкана. Предлагаю пройти в нашу мини-лабораторию, где мы с вами посмотрим, как же происходило это извержение. Так как около вулкана находиться опасно, вы к столу близко не подходите и ничего со стола не берите. Проведение опыта «вулкан». (В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете; насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем 1 ложку красного пищевого красителя; затем смешиваем лимонную кислоту с водой. Осторожно вливаем кислую воду в "кратер". Вулкан просыпается.) Вот так посмотрите, лава из вулкана поглощала все на своем пути, и все живое стало гибнуть из-за огня и жары.

– Ребята, понравилось вам наше путешествие в прошлое? Ответы детей: да! – А что нового вы узнали?

Ответы детей: Мы теперь знаем, что динозавры делились на травоядных и хищников, имели разного рода защиту, вымерли все из-за вулкана или метеорита.

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось, у нас есть целая полка книг и энциклопедий, где мы еще что- то новенькое сможем узнать о жизни динозавров, а сейчас я дарю вам вот такие подарки на память о нашем путешествии (светящиеся фигурки динозавров).

Список использованной литературы

  1. В стране динозавров. / Под ред. А. М. Битаровой. – М.: Улыбка, 2013. – 32 с.
  2. Годен, К. Вулканы / К. Годен. – М.: Махаон, 2016. – 128 с.
  3. Гончарова, Д. Куда ушли динозавры / Д. Гончарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 32 с.
  4. Купер, Дж. Большая книга для любознательных. / Дж. Купер. – М.: «РОСМЭН», 2001. – 234 с.
  5. Малютин, А. Динозавры: большая энциклопедия / А. Малютин. – М.: Эксмо, 2015. – 264 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы.

Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму.

Закрепление знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаков детей старшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай.

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул.

– обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;- способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.- развивать у детей л.

– формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото.

  • познакомить с динозаврами, их образом жизни, местом обитания;
  • выделить отличительные черты в строении зубов травоядных и хищных динозавров;
  • развивать познавательные интересы.
  • презентация «Прогулки с динозаврами» (см. Приложение 1),
  • раздаточный материал.

1. Сообщение темы и целей

– Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами. Для этого вам нужно выполнить задание. Перед вами картинка, разрезанная на несколько частей. Вам нужно собрать её, а так же прочитать слово, которое написано на картинке.

Дети собирают картинку с изображением динозавра и читают слово «Динозавры» (см. Приложение 2).

– О ком мы будем сегодня говорить?

– Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период жизни Земли, когда ещё не было даже первобытного человека, но на суше и в морях существовали странные животные, которых мы называем «древние ящеры».

2. Виртуальная экскурсия «Прогулки с динозаврами».

Презентация «Прогулки с динозаврами»

Возраст нашей Земли – около пяти миллионов лет. Самые древние породы на Земле имеют возраст около 3,9 миллиардов лет, и именно с этого момента палеонтологи ведут счёт времени. Весь этот огромный срок они делят на эры – на периоды. Всего шесть эр. Мы познакомимся с мезозойской эрой. Она делится на три периода – триасовый, юрский и меловой. Именно мезозойская эра – время расцвета рептилий, в том числе и динозавров. [2]

В то время, когда на Земле жили динозавры, то есть от 225 до 65 миллионов лет назад, планета совсем не была похожа на ту, которую мы знаем. На ней еще не существовало современных Гималаев и Альп. В лесах не было цветов – они появились только в мезозойскую эру, а млекопитающие были совсем крошечными. Многие растения и животные того времени вымерли или стали крайне редкими. [3]

Читайте также:  Донован американская история ужасов

– Триас, первый период мезозойской эры, начался около 225-195 млн. лет назад и продолжался около 30 млн. лет. В то время на земле господствовал сухой жаркий климат, не было морозов даже в полярных районах. Именно в пустынях середины триаса появились первые динозавры. Мы рассмотрим двух динозавров этого периода – целофизис и постозух.

Целофизис был хищником. Размер: до 6 метров. Вес: до 35-40 кг. По своей натуре этот динозавр был одиночкой. Но часто целофизисы объединялись в группы для охоты на более крупных динозавров. Среди ученых распространено мнение, что от более поздних потомков этих динозавров произошел класс животных, существующий и поныне – птицы. [1; 2]

Ученик. Постозух. Слово «постозух» значит «подобный крокодилу». Его расцвет пришелся на конец триаса, хотя его потомки, крокодилы, живут на Земле и по сей день. Размер: до 6 метров в длину. Вес: около 1 тонны. Постозухов было немного. Очень вероятно, что они ушли из пустыни в густые заросли. Быстрый бег и в зарослях может пригодиться, но тут нужно опускаться на четыре ноги и ноги иметь покороче, иначе не разбежишься.

К концу триаса на всей планете установился мягкий климат. На Земле наступил долгий период спокойного, постепенного развития. Этот период охватывает конец триаса, весь юрский период и первую половину мелового. Именно в этот период на суше господствовали динозавры, и именно о нём пойдёт наш рассказ дальше. [2]

Юрский период (около 195-136 млн. лет назад). Высоких гор в юре не было. Отсутствие высоких горных хребтов, сравнительно небольшая величина материков, разделённых морями и проливами, обширные мелководные моря – всё это позволяет ветрам и морским течениям свободно гулять по земному шару. Тепло и влага довольно равномерно распределялись по поверхности Земли.

Типичная картина юрского ландшафта – равнина, на которой пологие увалы и цепи холмов чередуются с обширными плоскими долинами. Холмы и увалы покрыты разреженными зарослями невысоких деревьев и кустарников, много растений, напоминающих ананас, увенчанный крупными листьями, цельными и перистыми. По сухим долинам растут высокоствольные «парковые» леса. Много хвойных, часть из которых имеет вполне привычный нам облик сосен и кедров. (см. рис. 1).


Рисунок 1

В середине юры появились знаменитые диплодоки и другие гиганты, достигавшие 30 метров в длину и веса в восемьдесят тонн. [2]

Желудок диплодока мог вместить более полутоны растительности. Существуют гипотезы, что длинный хвост служил не только для обороны от хищников, но и как средство общения с сородичами.

Диплодоки с лёгкостью могли вставать на задние ноги (при этом они могли бы заглянуть в окно на шестом этаже). Шея у них была «облегчённого» строения – шейные позвонки пустотелые, и они могли носить её в горизонтальном положении. (см. рис. 2).


Рисунок 2

Ученик 2. Слово «брахиозавр» значит «рукоящер». Он вырастал до 13 метров в высоту и весил до 70 тонн. Крупный брахиозавр смог бы заглянуть на 4 этаж. Пальцы у него были мощными, короткими, когти напоминали копыта.

Поскольку степей и лугов до середины мелового периода на Земле не было, динозавры не щипали траву, как современные овцы, коровы и антилопы, а объедали листья деревьев и кустарников. Чтобы насытиться, такие динозавры должны были есть почти непрерывно. Растительноядные динозавры жевать не умели. Но у них был мускулистый желудок, и они заглатывали мелкие камни, которые в желудке играли роль зубов – перетирали поглощённую пищу. [2]

Ученик 3.Стегозавры – крупные наземные динозавры, ходившие на четырёх ногах. Они были растительноядными. Судя по строению ног, жили на суше, питались листьями и ветвями деревьев и кустарников. Самой характерной чертой стегозавров были огромные окостеневающие образования на спине и хвосте. Они имели вид пластин и огромных шипов. Хвост, по-видимому, использовался для защиты от нападения хищных динозавров. Плоские пластины на спине стегозавра считались защитными образованиями, препятствующими нападению на него сверху.

Взрослые стегозавры достигали 9 метров в длину. [2]

Ученик 4. Анкилозавр – родственник стегозавра. Как и у стегозавров, задние ноги были длиннее передних, и спина была выгнутая, сгорбленная. Даже некрупные двухметровые анкилозавры весили около полутоны, а среди них и пятиметровые «танки», весившие несколько тонн.

«Танками» их назвали не зря. Ни до анкилозавров, ни после не было на Земле созданий, обладавших таким мощным оборонительным вооружением. Всё тело этих динозавров, включая голову и хвост, было покрыто костяными пластинами. Но самым страшным оружием анкилозавра был хвост. На конце длинного сильного хвоста разрастались особые костяные пластина, образующие тяжёлый шар, который у крупных анкилозавров достигал размера футбольного мяча. (см. рис. 3).


Рисунок 3

Чем питались анкилозавры – неясно до сих пор. Анкилозавры, по предположению учёных, могли разбойничать в гнездовых колониях цератопсов и гадрозавров, поедая яйца и новорождённых детёнышей. [2]

Ученик 5. Аллозавр – один из наиболее известных хищников конца юры. Размер: 12 метров в длину. Вес: 3 тонны.

Мощные задние лапы, челюсти с острыми, как бритва, зубами и передние лапы с похожими на крючья когтями, – всё это позволяло кровожадному убийце преследовать и жестоко расправляться со своими жертвами. Однако существует мнение, что эти крупные хищники долгое время не охотились, а питались останками умерших животных, предпочитая довольствоваться лёгкой добычей, а не тратить энергию на преследование.

Самые грозные хищники тех времен, при случае могли напасть даже на тридцатиметровых диплодоков. [1; 2]

Ученик 6. Существовали динозавры, которые постоянно жили в воде. Они мирно сосуществовали, не мешая друг другу. К началу юры их и осталось-то немного. Некоторые из них: плезиозавры, ихтиозавры, криптоклиды, мезозухии, лиоплевродон и др.

Ихтиозавры внешне были похожи на современных акул или дельфинов: крупная голова на тонкой короткой шее, плавно переходящей в обтекаемое тело, превратившиеся в плавники конечности, серповидный хвостовой плавник и высокий, треугольный спинной.

Охотились ихтиозавры, вероятно, дальше от берега и в более глубоких слоях воды. Это были скоростные пловцы, гонявшиеся за рыбой, подобно современным тунцам. Размеры юрских ихтиозавров – от метра до десяти. [2]

«Лиоплевродон» значит похожий на льва. Он был опасен не только для обитателей океана, но и для наземных животных, подходивших к воде. Охотились эти морские чудовища в одиночку. У них было острое обоняние, поэтому они могли почуять добычу на расстоянии и определить место её нахождения.

Ученик 7. Плезиозавр. Тело морских ящеров плезиозавров было похоже на гигантских черепах. Это сходство было вызвано одинаковым способом плавания – и черепахи и плезиозавры гребут превращенными в ласты ногами как вёслами. Наружного панциря, как у черепах, у плезиозавров не было.

Челюсти были усеяны длинными кривыми зубами с бороздками по бокам. Плезиозавры были хищниками. Питались они рыбой и моллюсками. Большинство плезиозавров были нескольких метров в длину, самые маленькие 1 – 2, самые большие – до 13–18 метров. [1; 2]

Читайте также:  Зарегистрироваться на госуслугах физическому лицу официальный сайт

Меловой период (136-65 млн. лет назад).

Появляются новые разновидности растений, которые постепенно заселяют нашу планету. Появились породы насекомых, специально разыскивающих нектар и перелетающих ради этого с цветка на цветок. В течение каких-то 10 – 20 тысяч лет катастрофическая смена растительности охватила весь земной шар. Особенно преуспели хвойные, папоротники и мхи.

Ученик. Игуанодон. Размер: до 10 метров в длину. Вес: до 5 тонн. Слово «игуанодон» значит «с зубами как у игуаны». Эти типичные растительноядные динозавры могли ходить и на 2 и на 4 конечностях. Они были тяжёлыми и неповоротливыми. Игуанодоны – растительноядные животные. Поднявшись на задние ноги, они объедали нижние ветви деревьев. У этих динозавров нет ни рогов, ни брони, быстро бегать они не могли, и хвост их, хотя и мощный, плохо приспособлен для нанесения ударов. По-видимому, они обитали в местах, где было мало крупных хищников. [1; 2]

Торозавр («ящер-бык»). Самым крупным рогатым динозавром был трицератопс (трёхрог). В длину он достигал 8 метров и по весу вдвое превосходил слона. Тело опиралось на 4 ноги, на огромной голове торчало вперёд 3 рога. Два длинных рога, находившихся над глазами, достигали полутора метров, а на носу один короткий рог. Шею закрывал огромный «воротник». На конце морды был рогатый клюв. [2]

– Некоторые динозавры жили на суше, а некоторые в небе. Как могли подняться в воздух такие огромные существа, как динозавры?

Разумеется, тираннозавр в воздух никогда бы не поднялся! Однако некоторые хищные динозавры, вроде компсогната (см. рис. 4) или орнитолеста, были очень невелики, хрупкого телосложения, с полыми костями, и умели быстро бегать. Возможно, именно они в погоне за мелкими ящерами и насекомыми и стали взмывать в воздух.


Рисунок 4

Ученик. Много времени в небе царствовали длиннохвостые рамфоринхи. Их было множество, самых разных. Первые рамфоринхи были размером с галку. Но позже среди них появились и создания размером с орла и размером с воробья. У самых мелких поздних рамфоринхов короткая морда и широкая пасть с мелкими острыми зубами – это типичные насекомоядные животные. Они ловят насекомых на лету.

Рамфоринхов сменила другая группа птерозавров – птеродактили. Они отличались от рамфоринхов в первую очередь коротким хвостом и более широкими крыльями, которые могли складываться, прижимаясь к телу. Полёт у них был более медленным и тяжёлым, но и более маневренным.

В основном птеродактили – жители морских побережий, и некоторые из них действительно были рыболовами. Некоторые птеродактили сохранили мелкие зубы, но многие их утеряли, и их челюсти превратились в настоящий клюв.

Орнитохейр весил чуть больше человека. Эти птерозавры были широко распространены по всему земному шару. Орнитохейр был хорошим рыбаком. [2]

Ученик. Самой древней птицей является археоптерикс (древнекрыл). Птичьего у археоптерикса только крылья и перья, остальные черты он унаследовал от своих предков. У него были: зубастая пасть, когтистые пальцы на крыльях, длинный хвост из многочисленных позвонков. Археоптерикс был размером с голубя, но казался крупнее из-за длинного хвоста и больших крыльев. Несмотря на большие крылья, он был плохим летуном.

Настоящие птицы появились перед серединой мелового периода около 110 млн. лет назад. К концу мелового периода птицы были уже многочисленны и похожи на современных, хотя некоторые из них ещё имели зубы. [2] (см. рис. 5).


Рисунок 5

Ученик. Тираннозавр считался самым крупным и самым сильным хищником когда-либо обитавшем на суше. Это один из наиболее известных видов динозавров. Однако в мире существует очень мало скелетов этого животного, к тому же в большинстве своём они неполны. Все эти скелеты были найдены в США.

Зубы тираннозавра достигали в длину более 15 сантиметров и были острыми, как ножи. Передние лапы кажутся довольно маленькими, однако, ученые считают, что они были в 3 раза сильнее человеческих рук.

Взрослый тираннозавр достигал 14 метров в длину и почти 6 метров в высоту, весил 5 тонн.

Следы, оставленные тираннозавром, позволяли предположить, что он мог обогнать нападающего носорога, то есть двигаться со скоростью 30 миль в час (см. рис. 6).


Рисунок 6

Это самый крупный и совершенный наземный хищник всех времен. [2]

Почему исчезли динозавры?

Большинство учёных сейчас сходится во мнении, что массовое вымирание динозавров и других организмов было вызвано, в основном, двумя причинами. Во-первых, в то время происходило постепенное переохлаждение климата. Во-вторых, примерно через 4 миллиона лет на Земле произошла какая-то грандиозная катастрофа. Некоторые предполагают, что Земля столкнулась с гигантским метеоритом.

Ударившись о поверхность Земли, огромный метеорит должен был поднять в воздух гигантское облако пыли. Оно могло заслонить Солнце на многие месяцы и даже годы, что неизбежно привело бы к гибели многих растений и животных. Некоторые из них, например, динозавры, полностью вымерли, будучи не в состоянии оправиться от последствий катастрофы. [2]

О чем могут рассказать древние окаменелости?

– Как вы думаете, откуда мы узнаём, как выглядели динозавры, чем они питались, где жили?

Единственный способ узнать что-нибудь о древних динозаврах – изучение их окаменевших останков. Превратившиеся в камень кости тщательно очищаются от грязи, а затем ученые пытаются сложить их в скелет. Иногда по окаменелостям можно воссоздать даже кожу динозавров, хотя о её цвете можно только догадываться.

В наши дни ученые с помощью специальных инструментов научились вырезать из скал окаменелости, возраст которых превышает миллион лет, и точно определять время жизни динозавра. Кости динозавров сохранились в камнях, которым не менее 64 миллионов лет. [3]

3. Практическая работа

Учащиеся получают картинку с изображение динозавра, разрезанную на несколько частей. Им необходимо собрать её, назвать изображённого динозавра и рассказать то, что они запомнили об этом динозавре на уроке (см. Приложение 2).

– Могла ли судьба сложиться иначе? Могли ли динозавры удерживать власть над планетой ещё 100 миллионов лет? Кто сказал, что век рептилий кончился? Невозможно провести такую границу между последним динозавром и первой птицей. Проторозавров сменили их потомки текодонты, текодонты породили динозавров, динозавры – птиц. И хотя вы не можете пообщаться с динозаврами, но можете завязать знакомство с его прямым наследником. В любом городе, в любой деревне, вы встретите если не ястреба или страуса, то уж в любом случае ворону или воробья. Кстати, имейте в виду, что сейчас на планете живёт более девяти тысяч видов птиц. Млекопитающих же известно всего около четырёх тысяч видов. Так что Век Динозавров продолжается…

1. Прогулки с динозаврами : BBC [Мультимедиа]. – М.: Новый диск, 2000.

2. Целариус, А. Ю. Я познаю мир: Динозавры : детская энциклопедия / А. Ю. Целариус. – М.: АСТ : Астрель, 2002. – 379 с.

3. Большая детская энциклопедия [Мультимедиа]. – М.: Новый диск, 2004.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *