0

Владимир озеров лишь теперь мне понятно стало

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Лишь теперь мне понятно стало
то, что вместе нам быть не судьба.
На деревьях листва опала
с той поры, как я встретил тебя.

Да и год пролетел незаметно,
– промелькнули короткие дни.
Почему же опять безответными
мои письма к тебе быть должны?

Но понятно мне все до малости,
– не обязана ты отвечать,
ведь нельзя же просто из жалости
постоянно письма писать.

Ведь нельзя же писать без темы
и, когда не знаешь о чем,
-я об этой твоей проблеме
в самом первом письме прочел.

Но, ведь я не могу иначе,
и пишу тебе вновь и вновь.
Я не знаю, что все это значит,
но, наверно, это любовь.

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.

Скачать:

Вложение Размер
олимпиадные задания 93.5 КБ
ответы к олимпиадным заданиям 152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада школьников по литературе

2014-2015 учебный год

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведённом далее стихотворении Вероники Тушновой? Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.

( По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)

1.1. . -перенос значения по смежности.

1.2. . -образное, выразительное определение.

1.3. . -сочетание несочетаемого.

1.4. . -противопоставление, противоположность.

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл- 60 баллов.)

Вот говорят: Россия.

Реченьки да берёзки.

А я твои руки вижу,

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые,-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые.

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно.

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Не говори "не надо",-

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

5. Почему центральной деталью образа стали руки?

6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?

8.Какова авторская позиция?

9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

Представьте, что вы корреспондент местной газеты. Вам необходимо поместить статью "Топ-3 -лучшие стихотворения о любви". Сопоставьте предложенные стихотворения. Вам нужно отобрать одно-два- не более (поэтическая рубрика ограничена по объёму; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений. Ваше выступление, служебная записка, внутренняя рецензия должна/о уложиться примерно в 300- 350 слов. (Максимальный балл- 30 баллов.)

Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало. " В. Озерова.

« Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

"Горящие письма" Н. А. Некрасов

Они горят. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала.

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала.

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой.

(1855 или 1856,9 февраля 1877)

Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба.

На деревьях листва опала

с той поры, как я встретил тебя.

Да и год пролетел незаметно,

-промелькнули короткие дни.

Почему же опять безответными

Мои письма к тебе быть должны?

Но понятно мне всё до малости.

-не обязана ты отвечать,

ведь нельзя же просто из жалости

постоянно письма писать.

Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл.

Но по- прежнему сердце плачет,

вспоминаю тебя вновь и вновь.

Я не знаю, что всё это значит,

но, наверно, это любовь.

4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии)

При написании работы можно опираться на следующие вопросы:

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

4. Как связаны начало и конец стихотворений?

5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?

Читайте также:  Динамическое создание компонентов delphi

6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?

7. В чём разница в названиях стихотворений?

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Итого: максимальный балл- 100 баллов.

Предварительный просмотр:

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

Задание №1. Максимальный балл-10 баллов.

-перенос значения по смежности

Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

-образное, выразительное определение

Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д.

Задание №2. Максимальный балл- 60 баллов.

Примерный текст ответа.

Тема Родины, Росии- одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия. в первой строке и Россия! – в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека- с образом матери (Мать-земля, Родина- мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира- не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины- матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

Метонимический образ- обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

Вот говорят: Россия.

Реченьки да берёзки.

А я твои руки вижу,

жёсткие.
Сторонне- неопределённому "говорят" противопоставлено конкретно- личное "вижу ", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка в пятой строке.

Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально- личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Монолог- оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений- эпитетов рук матери. Их употребление культурно- исторически и причинно- следственно обусловлено. При всей номинативной значимости- "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери- Родины.

Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В. Тушновой руки матери – самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.

Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой- гимн в честь рук человека- созидателя, человека- труженика.

Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

Критерии проверки ответа:

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной четырёхбалльной системе: первая оценка- условная "двойка", вторая- условная "тройка", третья- условная "четвёрка", четвёртая- условная "пятёрка".

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр- оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.

1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок:0-10-20-30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0-5-10-15

3. Владение теоретико- литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Итого: максимальный балл- 60 баллов

Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало. " В. Озерова.

« Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

Задание №1. Максимальный балл-10 баллов.

-перенос значения по смежности

Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

-образное, выразительное определение

Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Читайте также:  Восстановление загрузчика windows 7 без установочного диска

Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д.

Задание №2. Максимальный балл – 60 баллов.

Примерный текст ответа.

Тема Родины, Росии – одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия. в первой строке и Россия!- в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека – с образом матери (Мать-земля, Родина – мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира – не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины – матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

Метонимический образ – обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

Вот говорят: Россия.

Реченьки да берёзки.

А я твои руки вижу,

жёсткие.
Сторонне – неопределённому "говорят" противопоставлено конкретно – личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка в пятой строке.

Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально – личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь – синие, хочешь – красные?

Монолог – оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений – эпитетов рук матери. Их употребление культурно – исторически и причинно – следственно обусловлено. При всей номинативной значимости – "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери – Родины.

Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. ушновой руки матери – самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.

Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой – гимн в честь рук человека – созидателя, человека – труженика.

Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

Критерии проверки ответа:

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной четырёхбалльной системе: первая оценка – условная "двойка", вторая – условная "тройка", третья – условная "четвёрка", четвёртая – условная "пятёрка".

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.

1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок:0-10-20-30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0-5-10-15

3. Владение теоретико – литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5

Итого: максимальный балл – 60 баллов

Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

"Сожжённое письмо" , "Горящие письма" , "Лишь теперь мне понятно стало. " В. Озерова.

«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

"Горящие письма" Н. А. Некрасов

Они горят. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала.

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала.

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой.

(1855 или 1856,9 февраля 1877)

Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба.

На деревьях листва опала

с той поры, как я встретил тебя.

Да и год пролетел незаметно,

-промелькнули короткие дни.

Почему же опять безответными

Мои письма к тебе быть должны?

Но понятно мне всё до малости.

-не обязана ты отвечать,

ведь нельзя же просто из жалости

постоянно письма писать.

Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

Читайте также:  Беспроводной двухдиапазонный usb адаптер

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл.

Но по – прежнему сердце плачет,

вспоминаю тебя вновь и вновь.

Я не знаю, что всё это значит,

но, наверно, это любовь.

4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии)

"Лишь теперь мне понятно стало. " В. Озерова

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека.

Боль утраты, обида на любимую, горечь от того что невозможно ничего изменить.

Грусть, печаль о неразделённой любви, но чувствуется, что ЛГ будет продолжать писать возлюбленной, надеется на взаимность.

2.Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?

Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь.

Сожалеет об утраченной любви.

ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок.

Сожалеет об утраченной любви.

ЛГ пишет письма ". вновь и вновь. ". Объяснение своей настойчивости находит в трепетном чувстве – любви.

Сожалеет о неразделённой любви.

3.Какое из стихотворений гармоничнее, какое – драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

Гармоничнее, т. к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенность ЛГ, что любовь сохранится в его душе.

Драматичнее, т. к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. (". со злобой их сожгла. ", "". Безумный шаг. "). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: "А была ли любовь?"

Гармоничнее, т. к. нет накала эмоций. ЛГ понимает, что ". вместе. быть не судьба. ", но продолжает вспоминать возлюбленную и пишет ей об этом.

4. Как связаны начало и конец стихотворений?

Начинается с образа горящих писем.

В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью ( "Она велела. ", "Готов я. "). В конце – пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем – она жива.

Начинается с образа горящих писем.

В начале ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную ("Уж не горит ли с ними и любовь. "). В конце – любовь ушла из-за "безумного", "рокового" шага любимой.

Начинается с понимания ЛГ того, ". вместе. быть не судьба. ".

В конце стихотворения ЛГ убеждает в том, что любовь, хотя она и безответная, жива в его сердце. Он продолжает вспоминать возлюбленную.

5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?

Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит.

Появляется высшая сила ("О, провиденье!"), которая даровала любовь, и она же её отнимает (". час настал. "). Таким образом, любовь – это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок.

Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит.

Любовь – выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил ("Безумный шаг. быть может, роковой. "). Таким образом, судьба властна над человеком, и она несёт ему лишь горечь.

Судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых строчках " Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба". Сколько бы он ни старался писать, письма остаются безответными.

ЛГ находит объяснение тому, что не получает ответа:" Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл."

6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?

ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её готов следовать указаниям ("Она велела. "), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не горит.

ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека.

ЛГ любит. Любя, испытывает глубокие чувства( ". сердце плачет. "), (". вспоминаю тебя вновь и вновь. ").

7. В чём разница в названиях стихотворений?

1. Законченное действие.

2. Одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве.

1. Незавершённый процесс.

2. Писем много. их горение – финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений.

1. Незавершённый процесс.

2. Писем ЛГ к возлюбленной много, но она не отвечает ему.

8. Можно ли, сравнивая стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Героиня более женственна, она действует не напролом, а мягко, пользуясь своей слабостью.

Эмансипация достигает своей цели Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решение, диктовать свою волю.

Современная женщина – это самодостаточная в себе личность, которая может постоять за себя в любых обстоятельствах. Современная женщина умна, разборчива, найдёт выход из любых сложных ситуаций. В любви ищет родственную душу, излучающую свет, которой нельзя противиться. Радость она видит в том, что живёт в 21 веке и дискриминация давно позади.

Критерии оценки творческого задания.

1. Уместность выбора стихотворений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).

Максимально 15 баллов.

2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно – стилистическому воплощению текста.

Максимально 5 баллов.

3. Знакомство с историко – культурным контекстом, умение вписать выбранные стихотворения в определённый фон, соотнести с литературной традицией ( в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко – литературном материале).

Максимально 5 баллов.

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов.

Итого: максимальный балл за всю работу – 100 баллов.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *