0

Внешний микрофон для записи звука

Содержание

Качественно записанный звук — залог хорошего фильма. Рассказываем, как собрать минимальный набор звукооператора

  • 1 ноября 2018 6288
  • Павел Новиков

Популярное

Как это снято: «Девчата»

Приемы: Правило 30 градусов

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

«Дракула Брэма Стокера»: создание эффектов без компьютерной графики

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Снимая фильм, легко погрузиться в визуальную составляющую, отодвинув звук на второй план. Зачастую эта ошибка приводит к огромным сложностям, ведь кино — это аудиовизуальное произведение и без хорошего звука тут не обойтись. Порой звук становится даже более важным компонентом, нежели видео, влияя на подсознание через контрапункты и звуковые фактуры. Настоящее погружение в кино происходит именно в результате удачного синтеза аудио и видео.


Фото: Kal Loftus

Конечно, на звуковом постпродакшне и сведении происходит множество «магических трюков», но ничто не заменит хорошо записанный на площадке звук. К примеру, помехи мобильного телефона будет практически невозможно вырезать, а значит бюджет проекта вырастет из-за перезаписи речи в студии.

Возможно, вы подумаете, что у вас банально не хватит денег, чтобы купить все необходимое оборудование, но на самом деле на это не надо так уж много денег.

Минимальный набор

Звук на площадке можно писать и на встроенный микрофон в камере, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Лучше взять накамерную «пушку». Один из достойных вариантов — Rode VideoMic Pro.


Rode VideoMic Pro / Фото: Rode

Это направленный микрофон, который устанавливается прямо на камеру. Из особенностей можно выделить неплохое соотношение сигнал/шум и внутреннюю систему подавления внешних шумов. Ветрозащита поможет избежать проблем с «задуванием».

К сожалению, для серьезных съемок этот набор не подойдет: записать диалог, отделив голос одного актера от другого, попросту нельзя. Сетап подойдет лишь для записи каких-либо фоновых шумов или монолога, при этом камера должна стоять достаточно близко, чтобы сигнал вышел качественным. Дабы не быть в буквальном смысле привязанным кабелем к камере, лучше использовать внешние рекордеры.

Минимальный набор можно считать «экстренным», когда выбирать уже не приходится. Рассмотрим, что же входит в полноценный комплект, с которым можно работать на серьезных съемках:

  • рекордер;
  • петличный микрофон;
  • «пушка»;
  • наушники.

Рекордеры

Рекордеры — это внешние устройства, к которым можно подключать внешние микрофоны. Их огромный плюс — вы сможете записывать звук независимо от положения камеры, а значит — записывать сигнал с удобной позиции.

Из минусов стоит отметить необходимость синхронизации на постпродакшне, однако профессиональные программы монтажа делают это достаточно быстро и автоматически.

До сих пор самые распространенные рекордеры среди начинающих звукооператоров — устройства компании Zoom.

Модель H4n имеет 2 входа XLR/TRS, что позволяет подключить два внешних микрофона, а встроенный стерео-микрофон XY поможет вам качественно записать атмосферу локации.

Не менее качественные рекордеры производит компания Tascam.


Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam

«Пушки»

Микрофоны типа «пушки» (‘shotguns’) широко используются в кинопроизводстве. «Пушки» — именно те микрофоны, которые сохраняют атмосферу и акустику пространства на записи. Порой на стадии сведения предпочтение отдают именно записям, сделанным на микрофон этого типа.

Вот несколько моделей из разных ценовых категорий.

Недорогой вариант микрофона-пушки — Audio-Technica ATR6550.


Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica

Более качественные (и дорогие) аналоги — микрофоны MKE-600 от компании Sennheiser и NTG2 от Rode:

Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Петличные микрофоны

«Петлички» — самые популярные микрофоны для записи диалогов. Они достаточно легко фиксируются на одежде (в кино — часто под ней) и записывают качественный сигнал, с которым можно работать.

Помните, что фоновые шумы вы сможете перезаписать или добавить их из библиотеки, а вот заново вызвать актеров и заставить их точно также сыграть роль вряд ли выйдет.

Наушники

Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Сейчас можно собрать сетап для записи с практически любым бюджетом — от 100$ до 10000$. Не стоит паниковать, если вы не можете купить или взять в аренду все устройства, которые вы планировали. Помните, что работа звукооператора начинается еще до съемок, когда у вас есть время верно подобрать оборудование и продумать запасные варианты.

Все большее количество людей в мире занимается видеосъемкой, и львиная доля этой работы делается с записью речи. Качество звука, при этом, хоть и достигается меньшими материальными затратами и усилиями, не менее важно, чем качество самой картинки. Какие же простейшие способы звукозаписи можно применить в случае видеосъемки собственными силами?

Читайте также:  Безопасный режим через командную строку windows 10

Первый вариант – отвести для этого звуковой рекордер – устройство со встроенным микрофоном хорошего качества, сохраняющее запись на свою память в том или ином формате.


Аудиорекордер

Второй вариант – использовать внешний микрофон, который можно подключить к камере или другому устройству записи звука.


Внешний микрофона на камере

Если требуется записать речь человека, может использоваться индивидуальный, либо петличный микрофон.

Рассмотрим эти варианты подробнее.

Микрофоны

Начнем рассмотрение устройств звукозаписи с микрофонов, так как они входят и в состав рекордеров.

Итак, микрофон, представляющий из себя отдельное устройство, часто называют внешним, в отличие от внутреннего, то есть, встроенного в камеру.

Самый распространенный вариант внешнего микрофона – накамерный, который, как правило, ставится на горячий башмак.

Основная характеристика микрофонов подобного типа – их направленность. По этой характеристике можно выделить несколько разновидностей микрофонов:

Направленный микрофон-пушка

Предположим, мы находимся на выступлении какого-то артиста, который стоит на сцене и произносит некую речь. Нам необходимо записать только его, причем сделать это со значительного расстояния. В то же время, остальные источники звука являются ненужными, во всяком случае, для данной звуковой дорожки. Для такой ситуации микрофон должен обладать максимальной направленностью, регистрируя звук в максимально узком секторе и отсеивая все, что происходит вне его.


Диаграмма направленности микрофона-пушки

Максимально направленный микрофон ещё называется “пушкой”. Он, соответственно, “нацеливается” на важный источник звука.

Ненаправленный микрофон

Противоположностью микрофону-пушки является ненаправленный микрофон. Он записывает звук с одним уровнем со всех направлений. В идеале, например, его можно поставить между двумя людьми или в центре группы, и он записывать речь всех этих людей. То есть, он, например, является универсальным микрофоном для студийных интервью.

Кардиоидный микрофон

Среднее между направленным и ненаправленным микрофоном – так называемый кардиоидный микрофон. Он записывает звук в широком секторе, но ощутимо меньшем, чем 360 градусов. Здесь для объяснения проще всего привести рисунок диаграммы направленности кардиоидного микрофона.


Диаграмма направленности кардиоидного микрофона

Как мы видим, она по форме напоминает сердце, от чего и происходит название данного микрофона.

Более направленные микрофоны, в свою очередь, называют суперкардиоидными, так как они имеют уменьшенный сектор записи, по сравнению с кардиоидными.


Диаграмма направленности суперкардиоидного микрофона

Бинаправленный микрофон

Последняя разновидность направленности – бинаправленные микрофоны. Как можно понять из названия, они записывают звук “с двух сторон”, подходя для тех случаев когда записывают два источника звука на один микрофон.


Диаграмма направленности бинаправленного микрофона

Кроме характеристик направленности микрофона, важны его технические характеристики, которые и отвечают за качество звука, получаемого при его использовании.

Пожалуй, самая важная характеристика микрофона – чувствительность. Чувствительность микрофона показывает напряжение на выходе при заданном звуковом давлении и частоте. Фирма Zoom, например, указывает чувствительность в децибелах при 1Гц (единица измерения частоты) и 1Па (единица измерения давления), причем значения здесь отрицательные, и чем выше значение, тем меньше чувствительность.

Также, у микрофона может присутствовать фильтр верхних частот, который отсеивает звук ниже определенной частоты. Он помогает улучшить звучание получаемой записи, убирая лишний “гул”.

Немаловажным является источник питания. В зависимости от его типа, можно выделить две разновидности микрофонов:

    Использующие отдельный сменный элемент питания.


Rode Stereo VideoMic Pro Rycote

С питанием по основному аудиокабелю. Такие микрофоны подходят для меньшего количества устройств, и не усиливают сигнал.


Rode VideoMicro

Стоит отметить, что внешние микрофоны не крепятся жестко, а имеют упругий подвес в том или ином исполнении, гасящий вибрацию камеры.

Итак, микрофоны сами по себе сильно отличаются технически, и поэтому при их выборе нужно быть внимательным.

Все описываемые типы микрофонов предназначались для того, чтобы записывать с некоторого расстояния. А что, если нам необходимо записать речь одного человека, и есть возможность работать с ним индивидуально? В таком случае лучшее решение – петличный микрофон.


Петличная радиосистема Boya BY-WM5

Петличный микрофон имеет компактные размеры, но несмотря на это, гарантирует хороший уровень звука, благодаря расположению близко к его источнику.

Рекордеры

Как говорилось, современный рекордер имеет встроенный микрофон и может кодировать запись в тот или иной формат с сохранением на флеш-память. Рекордер является “старшим братом” такого всем известного устройства как диктофон (предназначенного, по большей части, для более простых задач).

Однако, заглянув каталог какого-либо подходящего магазина, мы видим, что рекордеры существенно отличаются друг от друга по цене. В чем же между ними разница? Рассмотрим характеристики, которые отличают рекордеры между собой.

Количество каналов

Первая такая характеристика – количество каналов аудиозаписи. В младших моделях их два, в старших – четыре или шесть.


Двухканальный рекордер Zoom H1


Шестиканальный рекордер Zoom H6

Большое количество каналов позволяет, например, подключить несколько внешних микрофонов к рекордеру, записывая одновременно звук с петлички, окружающий звук и так далее.

Сменные микрофонные капсюли

Второе отличие – возможность менять микрофонный модуль – так называемый капсюль. Эта функция присутствует на дорогих моделях и позволяет использовать различные типы микрофонов.

Например, у модели Zoom H6 могут использоваться:

    Разнонаправленный микрофонный капсюль типа X/Y.

Такой вариант хорош для тех случаев, когда требуется некоторый охват записи звука по ширине, но требуется сохранить максимальное качество источника в центре Например, данный капсюль будет удачным решением для записи концерта.

Микрофонный капсюль типа M >

Этот модуль состоит из кардиоидного и бинаправленного микрофона и обладает широким охватом, близким к 360 градусам. Он годится для тех случаев, когда присутствует несколько источников звука. Например, он идеально подходит для формата интервью, позволяя записать голоса нескольких человек.

Это максимально направленный микрофон, предназначенный для конференций, лекций и тому подобных задач.

Разъемы

При выборе рекордера стоит обратить внимание на его разъемы. На простых моделях присутствуют линейные вход и выход, для подключения микрофона и наушников, соответственно.

Если рекордер предназначен для использования с различными профессиональными внешними микрофонами, на нем присутствуют так называемые XLR/TLR разъемы, рассчитанные на большее сопротивление. В частности, на топовой модели Zoom H6 четыре таких разъема, что позволяет подключить, соответственно, четыре внешних источника.

Читайте также:  Греется полотно беговой дорожки

Прочие характеристики

Также, при выборе стоит обратить внимание на совокупность пользовательских качеств – размеры, вес, источник питания и так далее.

Технические данные рекордеров

Что касается технических характеристик, то наиболее важными для аудиорекордера являются:

  1. Чувствительность микрофона – данная характеристика описывалась выше в данной статье.
  2. Усиление – указывается отдельно для каждого микрофона рекордера и каждого микрофонного входа. Чем выше, усиление, тем лучше, так как оно расширяет возможности рекордера.
  3. Максимальный уровень звукового давления – опять измеряется в децибелах. По-простому можно сказать, что чем оно выше, тем более громкий звук может “воспринимать” микрофон.
  4. Характеристики формата записи. Рекордеры могут кодировать аудио в формате MP3, но большие возможности предоставляет формат WAV. Здесь необходимо обратить внимание на две характеристики:
    • частота дискретизации (сэмплирования) – фактически, “разрешение” звукового сигнала, то есть количество моментов измерения характеристик звука на единицу времени. Измеряется в Герцах, на топовых моделях рекордеров доходит до 96 кГц;
    • битрейт – количество бит информации о звуковом сигнале для WAV, или объем секунды записи для MP3.

    В целом, необходимо отметить, что рекордеры имеют сбалансированный набор характеристик, все их электронные компоненты взаимодействуют идеально, в то время как у внешних микрофонов, при подключении их к камере и записи звука в основной видеопоток, качество будет ощутимо хуже.

    Надо сказать, что в теме звукозаписи существует множество нюансов, которым можно посвятить отдельные материалы, наша статья, пожалуй, является вводной и предназначена для тех, кто еще только начинает определяться с тем, что ему нужно.

    Запись голоса – процесс сам по себе не очень сложный, а базовое оборудование не требует больших вложений. И все же, качество звука напрямую зависит от звукозаписывающего оборудования и методов его использования.

    Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.

    Оборудование первой необходимости:

    • Микрофон: именно он нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
    • Наушники: необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
    • Микрофонная стойка: на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
    • Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
    • Поп-фильтр: зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа "Б" и "П", которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
    • Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.

    Какой микрофон нужен для записи?

    Существует несколько типов микрофонов:

    • USB микрофон. Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
    • Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
    • Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и верхние частоты.

    Достоинства и недостатки USB микрофонов

    • USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
    • Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
    • Сравнительно невысокая стоимость
    • Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
    • В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.

    Достоинства и недостатки динамического микрофона для бродкастинга

    • В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
    • Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).
    • Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
    • Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
    • При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.

    Достоинства и недостатки конденсаторного микрофона с большой мембраной

    • Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
    • С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.
    • Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
    • Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
    • Требуется фантомное питание для работы.

    Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?

    Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.

    Как подключить к компьютеру микрофон без USB интерфейса?

    Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.

    Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?

    Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.

    Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?

    Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.

    Читайте также:  Бесплатные мессенджеры для андроид

    Что такое де-эссер и зачем он нужен?

    Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.

    Поп-фильтр – что это?

    Микрофоны для записи очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.

    Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.

    Какая стойка необходима для записи?

    Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки. Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.

    Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.

    Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?

    Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.

    Как организовать помещение?

    Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.

    Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.

    Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей. Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.

    Зачем мне использовать наушники?

    При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.

    Какой тип наушников мне нужен?

    Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.

    Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?

    Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.

    Как мониторить звук без наушников?

    Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.

    Какой использовать софт?

    Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.

    Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.

    Как плагины влияют на звучание?

    При микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.

    Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.

    Зачем нужно использовать эффекты?

    Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.

    Есть ли какой-либо другой способ записи?

    Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер. Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *