0

Все произведения рахманинова список

О музыке и музыкальном образовании

Главная – Композиторы – Список произведений С.В. Рахманинова

Сочинения Сергея Васильевича Рахманинова по опусам с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Произведение Тональность Номер опуса Дата создания Жанр/исп. состав Комментарий
Концерт №1 для фортепиано с оркестром op. 1 1891 Посвящено А. И. Зилоти
Две пьесы для виолончели и фортепиано op. 2 1892 1. Прелюдия. 2. Восточный танец. Посв. А. А. Брандукову
Пять пьес-фантазий op. 3 1892 Для фортепиано 1. Элегия. 2. Прелюдия. 3, Мелодия. 4. Полишинель. 5. Серенада. Посвящено А. С. Аренскому
Шесть романсов op. 4 1889—1893 Для голоса с фортепиано 1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посвящено А. А. Лодыженской. 2. «Утро» (Янов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посвящено В. Д. Скалон. 4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посвящено Н. А. Сатиной. 5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посвящено Е. Н. Лысиковой. 6. «Давно ли, друг мой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено О. А. Голенищевой-Кутузовой
Фантазия (Картины). Сюита № 1 op. 5 1893 Для 2-х фортепиано в 4 руки 1. Баркарола. 2. И ночь, и любовь, 3. Слезы. 4. Светлый праздник. Посвящено П. И. Чайковскому.
Две пьесы для скрипки и фортепиано op. 6 1893 1. Романс. 2. Венгерский танец. Посвящено Ю. Конюсу
Фантазия («Утес») op. 7 1893 Для симфонического оркестра
Шесть романсов op. 8 1893 Для голоса с фортепиано 1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посвящено А. А. Ярошевскому. 2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев—из Гейне). Посвящено М. А. Слонову. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено Л. Г. Яковлеву. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено М. В. Олферьевой. 5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посвящено Н. Д. Скалон. 6. «Молитва» (Плещеев — изГете). Посвящено М. А. Дейша-Сионицкой
Элегическое трио op. 9 1893 Для скрипки, виолончели и фортепиано Памяти великого художника [П. И. Чайковского].
Семь салонных пьес op. 10 1894 Для фортепиано 1. Ноктюрн. 2. Вальс. 3. Баркарола. 4. Мелодия. 5. Юмореска. 6. Романс. 7. Мазурка. Посвящено П. А. Пабсту
Шесть пьес op. 11 1894 Для фортепиано в 4 руки 1. Баркарола. 2. Скерцо. 3. Русская песня. 4. Вальс. 5. Романс. 6. Слава.
Каприччио на цыганские темы op. 12 1894 Для симфонического оркестра Посвящено П. Лодыженскому.
Симфония № 1 op. 13 1895 Для симфонического оркестра Посвящено А. Л.
Двенадцать романсов op. 14 1896 Для голоса с фортепиано 1. «Я жду тебя» (Давидова). Посвящено Л. Д. Скалон. 2. «Островок» (Бальмонт). Посвящено С. А. Сатиной. 3. «Давно в любви» (Фет). Посвящено 3. А. Поибытковой. 4. «Я был у ней» (Кольцов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посвящено М. И. Гутхейль. 6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посвящено А. Н. Ивановскому. 7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посвящено А. Г. Клокачевой. 8. «О, не грусти» (Апухтин). Посвящено Н. А. Александровой. 9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 10. «В моей душе» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 11. «Весенние воды» (Тютчев). Посвящено А. Д. Орнатской. 12. «Пора» (Надсон).
Шесть хоров op. 15 1895 Для женских или детских голосов с фортепиано 1.«Славься» (Некрасов). 2. «Ночка» (Лодыженский).3. «Сосна» (Лермонтов). 4. «Задремали волны» (К. Р.).5. «Неволя» (Цыганов). 6. «Ангел» (Лермонтов)
Шесть музыкальных моментов op. 16 1896 Для фортепиано Посвящено А. Затаевичу
Сюита № 2 op. 17 1901 Для 2-х фортепиано в 4 руки 1. Вступление.2.Вальс. 3. Романс. 4. Тарантелла. Посвящено А. Б. Гольденвейзеру
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром op. 18 1901 Посвящено Н. Далю
Соната для виолончели и фортепиано op. 19 1901 Посвящено А. Брандукову
Кантата «Весна» op. 20 1902 Для баритона соло, хора и оркестра Слова Некрасова. Посвящено Н. С. Морозову
Двенадцать романсов op. 21 1900—1902 Для голоса с фортепиано 1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 2. «Над свежей могилой» (Надсон). 3. «Сумерки» (Гюйо). Посвящено Н. И. Забеле-Врубель. 4. «Они отвечали» (Мей — из Гюго). Посвящено Е. Ю. Крейцер. 5. «Сирень» (Бекетова). 6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посвящено А. А. Ливен. 7. «Здесь хорошо» (Галина). 8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посвящено О. А. Трубниковой. 9. «Мелодия» (Надсон). Посвящено Н. Лантинг. 10. «Перед иконой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено М. А. Ивановой. 11. «Я не пророк» (Круглов). 12. «Как мне больно» (Галина). Посвящено В. А. Сатину
Вариации на тему Шопена op. 22 1903 Для фортепиано Посвящено И. Лешетицкому
Десять прелюдий op. 23 1903 Для фортепиано Посвящено А. Зилоти
«Скупой рыцарь» op. 24 1905 Опера в 3-х картинах Текст А. С. Пушкина
«Франческа да Римини» op. 25 1905 Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Либретто М. И. Чайковского
Пятнадцать романсов op. 26 1906 Для голоса с фортепиано Посвящено М. С. и А. М. Керзиным. 1. «Есть много звуков» (А. Толстой). 2. «Все отнял у меня» (Тютчев). 3. «Мы отдохнем» (Чехов). 4. «Два прощания» (Кольцов). 5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов). 6. «Христос воскрес» (Мережковский). 7. «К детям» (Хомяков). 8. «Пощады я молю» (Мережковский). 9. «Я опять одинок» (Бунин—из Шевченко). 10. «У моего окна» (Галина). 11. «Фонтан» (Тютчев). 12. «Ночь печальна» (Бунин). 13. «Вчера мы встретились» (Полонский). 14. «Кольцо» (Кольцов). 15. «Проходит все» (Ратгауз).
Симфония № 2 op. 27 1907 Для симфонического оркестра Посвящено С. И. Танееву
Соната № 1 op. 28 1907 Для фортепиано
«Остров мертвых» op. 29 1909 Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра К картине Бёклина. Посвящено Н. Струве.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром op. 30 1909 Посвящено И. Гофману
Литургия св. Иоанна Златоуста op. 31 1910 Для смешанного хора
Тринадцать прелюдий op. 32 1910 Для фортепиано
Шесть этюдов-картин op. 33 1911 Для фортепиано
Четырнадцать романсов op. 34 1910—1915 Для голоса с фортепиано 1. «Муза» (Пушкин). Посвящено Re. 2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 3. «Буря» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. «Ветер перелетный» (Бальмонт). Посвящено Л. В. Собинову. «Арион» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. 6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 7. «Не может быть» (Майков). Посвящено памяти В. Ф. Комиссаржевской. 8. «Музыка» (Полонский). Посвящено П. Ч. 9. «Ты знал его» (Тютчев). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посвящено Л. В. Собинову. 11. «Оброчник» (Фет). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 12. «Какое счастье» (Фет). Посвящено Л. В. Собинову. 13. «Диссонанс» (Полонский). Посвящено Ф. Литвин. 14. «Вокализ». Посвящено А. Неждановой
«Колокола» op. 35 1913 Поэма для оркестра, хора и солистов Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посвящено Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме
Соната № 2 op. 36 1913 Для фортепиано Посвящено М. Пресману
Всенощная op. 37 1915 Для смешанного хора Посвящено памяти С. В. Смоленского
Шесть стихотворений op. 38 1916 Для голоса с фортепиано Посвящено Н. П. Кошиц. 1. «Ночью в саду у меня» (Блок). 2. «К ней» (А. Белый). 3. «Маргаритки» (Игорь Северянин). 4. «Крысолов» (Брюсов). 5. «Сон» (Сологуб). 6. «Ау» (Бальмонт)
Девять этюдов-картин op. 39 1916—1917 Для фортепиано
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром op. 40 1926 Посвящено Н. Метнеру
Три русские песни op. 41 1926 Для оркестра и хора Посвящено Л. Стоковскому
Вариации на тему Корелли op. 42 1931 Для фортепиано Посвящено Ф. Крейслеру
Рапсодия на тему Паганини op. 43 1934 Для фортепиано и симфонического оркестра
Симфония № 3 op. 44 1936 Для симфонического оркестра
«Симфонические танцы» op. 45 1940 Для симфонического оркестра Посвящено Е. Орманди
«Алеко» без op. 1892 Опера в 1 действии Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы».
Скерцо без op. Для симфонического оркестра
Юношеская симфония (1-я часть) без op. 1891 Для симфонического оркестра
«Князь Ростислав» без op. 1891 Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра На стихотворение А. Толстого. Посвящено А. С. Аренскому
Струнный квартет без op. 1889 Две части: 1. Романс. 2. Скерцо.
Три ноктюрна без op. 1887—1888 Для фортепиано
Четыре пьесы без op. 1888 Для фортепиано 1. Романс. 2. Прелюдия. 3. Мелодия. 4. Гавот
«Русская рапсодия» без op. 1891 Для фортепиано в 4 руки
Прелюдия без op. 1891 Для фортепиано
Две пьесы для фортепиано в 6 рук без op. 1890—1891 1. Вальс. 2. Романс
Романс без op. Для фортепиано в 4 руки
Канон без op. Для фортепиано
Пьеса-фантазия без op. 1899 Для фортепиано
Фугетта без op. Для фортепиано
Итальянская полька без op. Для фортепиано в 4 руки Посвящено С. И. Зилоти
«Полька В. Р.» без op. 1911 Для фортепиано Посвящено Л. Годовскому
Восточный эскиз без op. 1938 Для фортепиано
«У врат обители святой» без op. 1890 Для голоса с фортепиано Слова Лермонтова
«Я тебе ничего не скажу» без op. 1890 Для голоса с фортепиано Слова Фета
«Апрель» без op. 1891 Для голоса с фортепиано
«Смеркалось» без op. 1891 Для голоса с фортепиано Слова А. Толстого
«Икалось ли тебе» без op. 1899 Для голоса с фортепиано Слова Вяземского
«Песня разочарованного» без op. Для голоса с фортепиано Слова Ратгауза
«Опять встрепенулось ты, сердце» без op. Для голоса с фортепиано Слова Грекова
«Увял цветок» без op. Для голоса с фортепиано Слова Ратгауза
«Ты помнишь ли вечер» без op. Для голоса с фортепиано Слова А. Толстого
Монолог Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова без op. Для голоса с фортепиано
Бурлацкая песня без op. 1891 Для голоса с фортепиано
«Ночь» без op. Для голоса с фортепиано Слова Ратгауза
«Письмо к К. С. Станиславскому» без op. 1908 Для голоса с фортепиано К юбилею Художественного театра
Ариозо Бориса из «Бориса Годунова» А. Пушкина без op. Для голоса с фортепиано
Монолог Пимена из «Бориса Годунова» А. Пушкина без op. Для голоса с фортепиано
Вокальный квартет из «Мазепы» без op. Для голоса с фортепиано
Хор духов из поэмы «Дон Жуан» без op. Для хора
Духовный концерт без op. 1893 Для смешанного хора без сопровождения
«Deus meus» без op. 1892 Для смешанного хора без сопровождения
«Чоботы». Украинская песня без op. 1899 Для смешанного хора без сопровождения
«Пантелей целитель» без op. 1901 Для смешанного хора без сопровождения Слова А. Толстого
Обработка: Чайковский. «Колыбельная» без op. Для фортепиано
Обработка: Мусоргский. «Гопак» без op. Для фортепиано
Обработка: Римский-Корсаков. «Полет шмеля» без op. Для фортепиано
Обработка: Рахманинов. «Сирень» без op. Для фортепиано
Обработка: Рахманинов. «Маргаритки» без op. Для фортепиано
Обработка: Бизе. Менуэт из «Арлезианки» без op. Для фортепиано
Обработка: Крейслер. «Радость любви» без op. Для фортепиано
Обработка: Мендельсон. Скерцо из «Сна в летнюю ночь» без op. Для фортепиано
Обработка: Шуберт. «Ручеек» без op. Для фортепиано
Обработка: Бах. 3 пьесы из скрипичной сонаты E-dur. 1. Прелюдия. 2. Гавот. 3. Жига без op. Для фортепиано
Обработка: Мусоргский «Гопак» без op. Для скрипки и фортепиано
Читайте также:  Как включить wps на роутере tp link

Ряд произведений имеется в более поздних редакциях: 1-й концерт, 2-я соната, 4-й концерт, трио op. 9, «Мелодия», «Серенада», «Юмореска» и др.

Помимо обработок Рахманиновым сделан ряд переложений для фортепиано в большинстве случаев собственных произведений: опер, симфоний, концертов и др.

Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, выходец из дворянской фамилии, стал одним из самых ярких символов российского музыкального наследия во всем мире.

После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.

Давайте вспомним 10 известных произведений Рахманинова – одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.

10. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»

Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» – это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. “Полишинель” входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.

Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.

Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.

В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.

9. Этюд соль минор, соч.33 №8

Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.

Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.

8. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»

В первый раз на большой сцене сцене произведение Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия» прозвучало в 1892 году, и сразу же стало невероятно популярным. Даже через много лет, когда Рахманинов уже эмигрировал в Штаты, прелюдия оставалась актуальной и очень известной.

Читайте также:  Жутко тормозит ноутбук windows 10

Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.

7. Симфония №1


Произведение Симфония №1 для самого авторы было чем-то вроде второй попытки попробовать свои силы в этом жанре. В 1890—1891 гг., в его завершающий год обучения в консерватории, Рахманинову было предложено одним из преподавателей сочинить симфонию.

Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.

Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.

К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.

Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.

Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.

Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.

6. Фортепианный концерт №3


Фортепианный концерт №3 – это знаменитейшее произведение автора было закончено в 1909 году. По сей день оно считается одним из самых часто исполняемых сочинений Рахманинова.

Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.

Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.

5. Вокализ, соч.34 №14


Вокализ, соч.34 №14 – это сочинение Рахманинова увидело свет в 1912 году в качестве заключительной из его “Четырнадцати песен, опус 34”. Созданная специально для голоса, она не содержит слов, а исполняется на одном только гласном звуке. Произведение автором посвящалось Антонине Неждановой.

В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.

За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.

4. Симфонические танцы


Сочинение Симфонические танцы создавалось композитором в очень непростой период его жизни, можно сказать, на очередном жизненном изломе.

За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.

Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.

Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.

3. Симфония №2


Рахманинов очень хотел поразить российскую публику еще своей Первой симфонией, написанной им в 1895 году, поэтому ее оглушительный провал стал причиной депрессий и дли­долгого творческого упадка.

Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.

2. Рапсодия на темы Паганини


Композитор работал над произведением Рапсодия на темы Паганини на вилле Сенар (Швейцария) летом 1934 года. Премьера сочинения состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе уже 7 ноября того же года.

В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной “дьявольщиной”. Не зря Рахманинов добавил в неё мотив “Dies irae”.

1. Фортепианный концерт №2


Сочинением Фортепианный концерт №2, написанным в самом начале XX века, и другими произведениями, созданными в этот период, Рахманинов навсегда вписал свое имя в ряд величайших мастеров мировой музыки. Эра творческих исканий осталась позади, начался период продуктивной работы.

Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.

Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.

Великий русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов является автором огромного количества произведений разнообразных жанров – от этюдов до опер. Его гениальную музыку знают во всём мире. Известные произведения Рахманинова и сегодня звучат в разных уголках земли. Заниматься музыкой композитор начал в 5 лет, а когда ему было 13, он был представлен П.И.Чайковскому, который высоко оценил его дарование.

Произведения Рахманинова пропитаны романтикой и лирикой, энергией и свободой. Особое воплощение в его музыке находит тема Родины.

Произведения Рахманинова – список

Приведем список произведений, которые подарил миру композитор:

  • четыре концерта для фортепиано с оркестром;
  • три симфонии;
  • три оперы;
  • сюита «Симфонические танцы»;
  • вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, посвящённый оперной певице Антонине Неждановой;
  • 3 поэмы («Князь Ростислав», «Колокола» и «Остров мёртвых»);
  • 2 симфонии
  • пять пьес-фантазий для фортепиано;
  • 2 сонаты для фортепиано;
  • соната и две пьесы для виолончели с фортепиано;
  • каприччио на цыганские темы;
  • две пьесы для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна»;
  • шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • 2 произведения для хора акапелла;
  • вантазия «Утёс».

А также прелюдии, этюды, романсы, русские песни и так далее.

Студенческие годы композитора

В 1882 году Сергей Васильевич поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге, а с 1885 г. продолжил своё дальнейшее обучение уже в Московской консерватории сразу на двух отделениях – фортепиано и композиции. В 1981 году Рахманинов с золотой медалью окончил отделение фортепиано, а через год завершил обучение и как композитор.

Читайте также:  Как включить телевизор самсунг смарт тв

Произведения Рахманинова (список), которые были им написаны в его студенческие годы:

  • концерт для фортепиано с оркестром №1;
  • Юношеская симфония;
  • симфоническая поэма «Князь Ростислав», написанная по произведению А. Толстого, которая впервые была исполнена для публики уже после смерти автора;
  • опера «Алеко», сюжетом для которой послужила поэма А.С. Пушкина, стала дипломной работой Рахманинова на отделении композиции.

Произведения, написанные в 1893-1899 годах

В 1893 году Рахманинов написал Элегическое трио под названием «Памяти великого художника», которое посвящено Петру Ильичу Чайковскому и создано по случаю его смерти. В этом произведении слышится скорбь утраты и вместе с тем светлые воспоминания о великом человеке, а также и философские рассуждения о том, как быстротечна жизнь. Другие произведения Рахманинова, которые он написал в период с 1893 по 1899 годы: симфоническая фантазия «Утёс», Музыкальные моменты для фортепиано, прелюдия для фортепиано до-диез минор. Год 1895 ознаменовался написанием Симфонии №1, премьера которой состоялась лишь через два года после ее создания. Симфония провалилась, композитор воспринял себя творчески несостоятельным и несколько лет выступал исключительно в качестве пианиста и дирижёра, написанием музыки не занимался.

1900-е годы в творческой жизни композитора

В это время композитор преодолевает творческий кризис и вновь начинает писать. С этих пор начинается самый плодотворный период в его деятельности. Музыкальные произведения Рахманинова, созданные в эти годы:

  • второй концерт для фортепиано с оркестром;
  • соната для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна», которая создана на стихи Н. А. Некрасова;
  • симфония №2;
  • концерт №3 для фортепиано с оркестром;
  • мрачная симфоническая поэма «Остров мёртвых», на которую композитора вдохновила чёрно-белая копия мистической картины Арнольда Беклина.

В период с 1904 по 1906 годы Сергей Васильевич написал две одноактных оперы: «Франческа да Римини» по Данте и «Скупой рыцарь» по произведению А. С. Пушкина. В 1906 году обе оперы были поставлены в Большом театре, но широкой популярности не получили. В то же время Рахманинов работал над оперой «Монна Ванна» (на сюжет пьесы М. Метерлинка), но она осталась незавершённой.

В 1910 году композитор обратился к хоровой музыке и написал Литургию Святого Иоанна Златоуста, в 1913 году – поэму «Колокола», а в 1915 году – богослужебную композицию «Всенощное бдение». Были созданы две тетради прелюдий для фортепиано и столько же тетрадей «Этюдов-картин».

В 1917 году композитор уехал на гастроли и обратно в Россию не вернулся. До самой смерти он жил в США. В первые девять лет жизни в эмиграции Сергей Васильевич не писал музыку. По прошествии этих девяти лет он написал Концерт №4 для фортепиано и оркестра (не слишком известное произведение, при жизни автора не имевшее успеха и несколько раз переправленное им самим), «Три русские песни» (трагическое произведение, в которое вложена тоска по России), Вариации на тему Корелли (которые имеют необычную для этого жанра музыки форму), знаменитую Рапсодию на тему Паганини, Симфонию №3, «Симфонические танцы» для оркестра. Последние произведения Рахманинова пронизаны тоской по Родине.

Романсы

Завершают историю русского классического романса дореволюционной эпохи вокальные произведения Рахманинова. Список романсов, написанных Сергеем Васильевичем в разные годы:

  • «У врат обители» на стихи М. Ю. Лермонтова;
  • «В молчаньи ночи» на слова А. Фета;
  • «Ты помнишь ли вечер» на стихи А.К. Толстого;
  • «Апрель» на перевод с француского В. Тушновой;
  • «Не пой, красавица» на стихи А. С. Пушкина;
  • «Речная лилия» на слова А. Плешнёва из Г.Гейне;
  • «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева;
  • «О, не грусти» на слова А. Апухтина;
  • «Они отвечали» на перевод стихов Виктора Гюго;
  • «Ночью в саду» на слова Александра Блока;
  • «Ау» на слова Бальмонта.

Самые известные произведения С. Рахманинова

Огромное наследие оставил потомкам один из величайших русских композиторов – Рахманинов. Самые известные произведения Сергея Васильевича: это три его оперы, концерты для фортепиано, рапсодия на тему Паганини, сюита «Симфонические танцы», вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, поэма «Колокола», романсы.

Знаменитый «Вокализ» написан для тенора либо сопрано, но всё-таки чаще его исполняют обладательницы сопрано. Вокализ поётся без слов, на одном (любом) гласном звуке. Произведение также аранжировано для исполнения в сопровождении оркестра, для хора с оркестром, для оркестра без вокалиста, для солиста-инструменталиста, существует много интерпретаций этого произведения.

Сюита «Симфонические танцы» была написана в эмиграции в 1940 году и стала последним произведением Сергея Васильевича, он создал её за три года до смерти. Эта музыка вся пронизана тревогой за судьбы людей, на долю которых выпала Вторая мировая война.

Опера «Франческа да Римини» – сюжет её взят из Божественной комедии Данте. Автором либретто к этой опере стал М. И. Чайковский.

Поэма «Колокола»

Пожалуй, самое известное произведение Рахманинова – это симфоническая поэма «Колокола». Она написана для трёх солистов (баритон, тенор, сопрано), хора и симфонического оркестра. Одноимённое стихотворение Эдгара По послужило основой этого произведения. Поэма состоит из четырёх частей различных по характеру, которые раскрывают различные этапы человеческой жизни. Части 1 и 2 (свадебный перезвон и бубенцы) выражают безмятежное счастье, части 3 и 4 – это уже набат, похоронный звон, который звучит трагически. В первой части Allegro солирует тенор; во второй части Lento солирует сопрано – звучит свадебный звон, и музыка рассказывает о любви; третью часть Presto исполняет хор и оркестр – звучит набат, музыка выражает страх; в четвёртой части солирует баритон – здесь звучит похоронный звон и музыка – есть выражение смерти. По словам самого Рахманинова, именно это своё сочинение он любил больше всех других и именно его творил он особенно увлечённо.

Опера «Алеко»

Оперные произведения Рахманинова немногочисленны. Самая первая его опера, которую он написал будучи студентом консерватории, – «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Это была дипломная работа композитора. Автор либретто В. И. Немирович-Данченко. Премьера оперы состоялась через год в Большом театре и имела большой успех. В большом восторге от оперы был великий Пётр Ильич Чайковский. По сюжету красавица цыганка Земфира изменяет своему мужу Алеко с молодым цыганом, которого полюбила. Алеко в гневе убивает любовника Земфиры и её саму. Цыгане не смиряются с жестоким поступком Алеко и уходят, оставив его наедине с его тоской.

Рапсодия на тему Паганини

Произведения Сергея Рахманинова для фортепиано и оркестра являются также одними из самых известных его работ. Рапсодия на тему Паганини входит в их число. Написано произведение уже в эмиграции. В него входят 24 вариации на тему одного из знаменитейших Каприсов Николо Паганини – Каприса №24. Это одно из популярнейших творений Рахманинова по сей день, его можно услышать в качестве саундтрека ко многим иностранным фильмам.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *