0

Все вокруг осталось по прежнему

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 063
  • КНИГИ 583 403
  • СЕРИИ 21 648
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 538 495

Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.

Все вокруг осталось по-прежнему. Все так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Все так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.

Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.

Но, шептал Баумвейс, несмотря на сердечную боль, он рад, что был участником этого случая и испытал волнение, какое редко выпадает на долю старого бедного тапера.

Цели урока:

· отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;

· выработка орфографической зоркости;

· развитие речи учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
slitnye_razdelnye_i_defisnye_napisaniya.doc 184 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Слитные, раздельные и дефисные написания

  • отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;
  • выработка орфографической зоркости;
  • развитие речи учащихся.

1. Вступительное слово учителя

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы .

Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы .

Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны . С этими словами мы будем сегодня работать. Мы продолжим отрабатывать навыки слитного и раздельного написания омонимичных частей речи.

2. Проверка домашнего задания

Придумать предложения с омофонами:

По-новому – по новому.

Решил задачу по-новому. Учимся по новому учебнику.

По-зимнему – по зимнему.

Дети одеты по-зимнему. Мы гуляли по зимнему лесу.

Оттого – от того.

Замерз, оттого и простудился. Лодка отплыла от того берега.

Поэтому – по этому.

Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова. Мы шли по этому берегу.

Сначала мы прошли поле, а затем лес. За тем озером виден лес.

Наверх – на верх.

Мы поднимались наверх. Туристы взошли на верх высокой горы.

Вдали потух огонек. В дали моря виднеется белый парус.

Сначала – с начала.

Сначала накорми. С начала года прошел месяц.

Вовремя – во время.

Прийти нужно вовремя. Во время урока будьте внимательны.

Вкрутую – в крутую.

Сварить яйца вкрутую. Подняться в крутую гору.

3. Работа по теме.

1 . Рассмотреть таблицу, вспомнить основные правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. На основе данной таблицы выполнить задания.

С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео,теле, фото и т. п .( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал).

С соединительной гласное О или Е (землемер, ледокол).

Без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова).

Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с согласной, с первой частью ПОЛУ- (полчаса, полвека, полукеды).

Первая часть – числительное в родительном падеже (пятитомник).

Первая часть – приложение (старик крестьянин, волшебница зима).

Приложение – имя собственное (река Москва, улица Арбат).

Существительные с предлогом (с веток).

Состоящие из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать).

С иноязычными элементамивице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- ( экс-чемпион).

Названия единиц измерения (киловатт-час).

Названия промежуточных сторон света (юго-восток).

Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк).

С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Москвы).

Образованные от сложных существительных (лесостепной).

Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный).

Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа).

Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный).

Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный).

Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки).

Обозначающие сложный цвет (ярко-синий).

Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий).

Оканчивающиеся на –УЮ с приставками В, НА, ЗА (вплотную, зачастую).

Образованные из предлога и местоимения (вовсю), из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы, искл. в пол-лица) , сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо), из предлога с существительным со значением пространства и времени (вниз, вглубь).

Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку) , из сочетания предлогаПО и собирательного числительного (по двое).

Образованные из существительных на –АХ (на рысях, в сердцах).

Сочетание наречия и краткого прилагательного (широко известно).

Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-доброму, по-дружески).

Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксом –ЫХ (-ИХ) (во-первых, в-пятых).

Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть).

Синонимические пары (шито-крыто, подобру-поздорову).

В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ (некто, ничто).

Местоимения с предлогом (предо мной, со мной).

Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и местоимением есть предлог (кое у кого, не с кем).

Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-как, кто-нибудь).

Ряд производных предлогов (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки).

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД.

Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие).

  1. Под диктовку учеником на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:

Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор) , объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной) , историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).

  1. Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.
  1. Диктант- миниатюра с самопроверкой
Читайте также:  Как войти в биос на сони валио

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

Рассмотрите рисунки. Догадайтесь, какое наречие «зашифровано» в каждом из них. Почему стало возможным юмористическое осмысление слов?

Сначала отгадайте слова, затем к каждому из них подберите однокоренные наречия с дефисным написанием.

1.По очереди (проходить), (стоять) на часах, из-под мышек.

2.Европа( по-европейски), работа (по- рабочему), спартанец ( по-спартански), утка (по-утиному).

I. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные запятые.

1. Конечно мне уже теперь двадцатый год пошел: (в) течени. семи лет я сделал значительные успехи (Т.). 2. (В)следстви. какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.). 3. Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гонч.). 4. Обыкнове…ые смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего (Ч.). 5. Впрочем (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). 6. Выезжаю пахать – моя полоса лежит (в) виду озера (Пришв.).

II. Подчеркните сочетания существительных с предлогами одной чертой, а предлоги – двумя чертами.

1. (В) виду недостатка в продовольстви. сокращение пути теперь было особенно важно (Арс.). 2. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели. 3. Наблюдать изменения (в)течени… реки. 4. Болеть (в)продолжени… месяца. 5. Читать о судьбе героя (в)продолжени… романа. 6. Не пойти на прогулку (в)следстви… дождя. 7. Уехать, но (в)последстви… вернуться в родной город. 8. Кого же он имел (в)виду? 9. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились. 10. У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Будущие космонавты готовятся к полётам (в)течени… долгого времени.

2. (Не)смотря на трудности эта профе…ия пр…лекает смелых мужестве(н,нн)ых людей стремящихся познать непозна(н,нн)ое.

3. (В)течени. сибирских рек встречаются пороги.

4. (В)продолжени… книги «Белеет парус одинокий» мы встречаемся со знакомыми героями Петей Гавриком Мотей.

5. В гололёд опасно идти по улице (не)смотря себе под ноги.

6. Поступления (на)счёт в банке.

7. Что(то) (в)роде дерева или кустарника высилось в(дали).

8. Иметь (в)виду совет друга.

9. (Не)смотря (на)лево и (на)право.

10. Договорились (на)счёт экскурсии.

11. Идти (в)течени… суток.

12. Ушёл (не)смотря на предупреждение.

13. Поступил в институт (по)окончани… школы.

14. (В)продолжени… романа встретились старые герои.

15. (В)следстви… засухи река обмелела.

16. (В)следстви… по делу о хищении обнаружена ошибка.

17. Декабристы находились в заключени… в Петропавловской крепости.

18. В заключени… обсуждения статьи были подведены итоги.

19. Соорудили что-то вроде (на)подобие плота.

20. Согласовать (в)роде, числе и падеже.

Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогом. Запишите предложения в исправленном виде.

Благодаря удачи я попал в театральное училище.

Это было сделано вопреки приказа командира.

По прибытию на место я сразу отправился в лес.

Поезд прибыл согласно расписания.

Спишите, раскройте скобки .

1. Эти подробности вообще должны казаться приторными; (и) так, я пропущу их. (П.)

2. Что же матушка? (За) чем же стало? В Москву, на ярмарку невест!

3. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то) же. (Г.)

4. Правду говоря, та Щука ни (при) чем! Она сюда не заплывала, (Мих.)

5. Вдруг говорят государю императору по прямому проводу, что, мол, так (и) так, народ в Петербурге бунтует. (А. Н. Т.)

6. Что это за дорога, можно судить хотя бы (по) тому, что ездили по ней только в морозную пору. (Мел.)

7. Все вокруг осталось по-прежнему, все (так) же шумели во время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.)

8. Через неделю умерла Галя. Без мамы она не могла прожить даже несколько дней. (От) чего она умерла, никто не знал. (Пауст.)

9. Как (будто) все говорит (за) то, что Якушев убежденный монархист, (при) том превосходный организатор, мастер конспирации. (Никул.)

10. Организаторы взрыва сделали все от них зависящее, (что) бы придать взрыву максимальную разрушительную силу. (Никул.)

11. Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, (то) есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.)

12. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по (тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.)

13. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от (того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся еще страшнее: на нем плакали и праведники и грешники. (Стельм.)

14. Селькин шел, (как) будто никого в коридоре не было. (Од.)

15. В деревне весну ждут не по (тому) только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.)

16. Я стараюсь делать всё быстро и в срок, при(чем) делать это хорошо.

17. При (том) заявлении приложены и (не)обходимые документы.

18. Я это знаю так(же), как и вы.

19. Я упал и(так) ушиб ногу!

20. Надо было дождаться мулов (во) (что)(бы)(то) (ни) (стало).

21. Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер весенний развеял.

22. Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.

23. У этого зверя отличный нюх, за(то) зрение слабовато.

24. Берись за(то), чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец.

25. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к третейскому суду, при(том) старались перекричать друг друга.

26. От(того), на(сколько) точно даны координаты, будет зависеть и конечный результат.

27. Небо было затянуто бледными тучами, (от) того и вода казалась серой. (Коптел.)

Спишите, обозначьте слитное или раздельное написание слов.

1. В _ дали виден лес.

2. В _ дали голубой скрылся пароход.

3. В _ высь небесную взлетел голубь.

Читайте также:  Бот для звонков на телефон

4. В _ высь поднимается дым.

5. В _ конец разобиделся.

6. Убежать в _ конец переулка.

7. Подняться на _ верх.

8. Взобраться на _ верх горы.

9. В _ пору тяжких испытаний.

10. Костюм тебе в _ пору.

11. В _ тайне готовить подарок.

12. В_тайне необходимо разобраться.

13. Перенести совещание на _ завтра.

14. На _ завтра будет веселье.

15. Одеться в _ накидку из парчи.

16. Носить пальто в _ накидку.

17. Прийти во _ время.

18. Во _ время летнего отпуска.

19. В _ начале путешествия Остап веселился от души.

20. И радостно было с крыльца глядеть, как трепещут листвою, как тянутся в _ высь деревца.

21. Тропинка, ведущая на Большое седло, в _ начале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула в _ верх.

22. Война на _ век связала нас.

23. Маленькая рыбка пошла в _ глубь реки.

24. Дым выходит в отверстие, сделанное в _верху кибитки.

25. Мальков так много в воде, что от удара вёсел впереди часто выскакивает на _верх целая стайка.

26. Ночью развели огромный костёр на _верху горы, и все ходили по берегу с огнём.

27. Крепко не полюбилось Герасиму с _начала его новое житьё.

28. Раз, в _начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле.

29. Купить материал на _ двое брюк.

30. Увеличить в _ трое.

31. Идти по _ двое.

32. Сдача объекта задерживается на _ трое суток.

33. Листы бумаги сложили в _ шестеро.

34. Любить, во _ первых, фрукты, во _ вторых, мороженое и, в _ третьих, шоколад.

35. Мы сели в кибитку в _ троём: Марья Ивановна с Палашкой и я.

36. Отец схватил сына в_охапку.

37. В_охапку ромашек добавились теперь и лютики.

38. Провели время в_пустую.

39. Войти в_пустую комнату.

40. Во_истину так: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

41. Говорить в_полголоса.

42. Я сегодня много работала и в_конец устала.

43. Поместите этот абзац в_конец текста.

44. Не_смотря на уговоры, он не остался.

45. Надув губы и не_смотря на мать, он вышел из комнаты.

46. Детвора бросилась в_рассыпную от собак.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:1. Познакомиться с орфограммой «Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных»;2. Учиться применять полученные знания на практике.

русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново.

Цельэтой работы: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических зада.

Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме.

Урок предназначен для формирования знаний у учащихся о правильном написании слов.

Урок применения знаний, умений и навыков на практике.При подготовке к уроку учтены требования основных нормативных документов: ФГОС, рабочей программы по дисциплине, календарно-тематического плана, ме.

Опорный конспект и задания для закрепления знаний.

Судьба одного наполеоновского маршала — не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, — заслуживает того, чтобы рассказать ее вам, сетующим на скудость человеческих чувств.

Маршал этот был еще молод. Легкая седина и шрам на щеке придавали особую привлекательность его лицу. Оно потемнело от лишений и походов.

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. Он часто спал в поле у костра, закутавшись в плащ, и просыпался от хриплого крика трубы. Он пил с солдатами из одной манерки и носил потертый мундир, покрытый пылью.

Он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений. Ему никогда не приходило в голову нагнуться с седла и запросто спросить у крестьянина, как называется трава, которую топтал его конь, или узнать, чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни.

Однажды зимой конный корпус маршала, стоявший в Ломбардии, получил приказ немедленно выступить в Германию и присоединиться к «большой армии».

На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина он сел у камина в маленьком зале и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напоминало ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

Огонь вызывает у людей оцепенение. Маршал, не спуская глаз с поленьев, пылавших в камине, не заметил, как в зал вошел пожилой человек с худым, птичьим лицом. На незнакомце был синий заштопанный фрак. Незнакомец подошел к камину и начал греть озябшие руки. Маршал поднял голову и недовольно спросил:

— Кто вы, сударь? Почему вы появились здесь так неслышно?

— Я музыкант Баумвейс, — ответил незнакомец. — Я вошел осторожно потому, что в эту зимнюю ночь невольно хочется двигаться без всякого шума.

Лицо и голос музыканта располагали к себе, и маршал, подумав, сказал:

— Садитесь к огню, сударь. Признаться, мне в жизни редко перепадают такие спокойные вечера, и я рад побеседовать с вами.

— Благодарю вас, — ответил музыкант, — но, если вы позволите, я лучше сяду к роялю и сыграю. Вот уже два часа как меня преследует одна музыкальная тема. Мне надо ее проиграть, а наверху, в моей комнате, нет рояля,

— Хорошо… — ответил маршал, — хотя тишина этой ночи несравненно приятнее самых божественных звуков.

Баумвейс подсел к роялю и заиграл едва слышно. Маршалу показалось, что вокруг городка звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега, и звенит даже огонь в камине.

Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил, что звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.

— Мне уже мерещится всякая чертовщина, — сказал маршал. — Вы, должно быть, великолепный музыкант?

— Нет, — ответил Баумвейс и перестал играть, — я играю на свадьбах и праздничных вечерах у маленьких князей и именитых людей.

Читайте также:  Два винчестера на одном компьютере

Около крыльца послышался скрип полозьев. Заржали лошади.

— Ну вот, — Баумвейс встал, — за мной приехали. Позвольте попрощаться с вами.

— Куда вы? — спросил маршал.

— В горах, в двух лье отсюда живет лесничий, — ответил Баумвейс. — В его доме гостит сейчас наша прелестная певица Мария Черни. Она скрывается здесь от превратностей войны. Сегодня Марии Черни исполнилось двадцать три года, и она устраивает небольшой праздник. А какой праздник может обойтись без старого тапера Баумвейса?!

Маршал поднялся с кресла.

— Сударь, — сказал он, — мой корпус выступает отсюда завтра утром. Не будет ли неучтиво с моей стороны, если я присоединюсь к вам и проведу эту ночь в доме лесничего?

— Как вам будет угодно, — ответил Баумвейс и сдержанно поклонился, но было заметно, что он удивлен словами маршала.

— Но, — сказал маршал, — никому ни слова об этом. Я выйду через черное крыльцо и сяду в сани около колодца.

— Как вам будет угодно, — повторил Баумвейс, снова поклонился и вышел.

Маршал засмеялся. В этот вечер он не пил вина, но беспечное опьянение охватило его с необычайной силой.

— В зиму! — сказал он самому себе. — К черту, в лес, в ночные горы! Прекрасно!

Он накинул плащ и незаметно вышел из гостиницы через сад. Около колодца стояли сани — Баумвейс уже ждал маршала. Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы. Часовой привычно, хотя и с опозданием, вскинул ружье к плечу и отдал маршалу честь. Он долго слушал, как болтают, удаляясь, бубенцы, и покачал головой:

— Какая ночь! Эх, только бы один глоток горячего вина!

Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Снег таял на их горячих мордах. Леса заколдовала стужа. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз. Он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой.

Лошади пили из ручья. Что-то пронеслось в воде под их копытами блестящей струей. Они шарахнулись и рванулись вскачь по узкой дороге.

— Форель, — сказал возница. — Веселая рыба!

Маршал улыбнулся. Опьянение не проходило. Оно не прошло и тогда, когда лошади вынесли сани на поляну в горах, к старому дому с высокой крышей.

Окна были освещены. Возница соскочил и откинул полость.

Дверь распахнулась, и маршал об руку с Баумвейсом вошел, сбросив плащ, в низкую комнату, освещенную свечами, и остановился у порога. В комнате было несколько нарядных женщин и мужчин.

Одна из женщин встала. Маршал взглянул на нее и догадался, что это была Мария Черни.

— Простите меня, — сказал маршал и слегка покраснел. — Простите за непрошеное вторжение. Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни праздников, ни мирного веселья. Позвольте же мне немного погреться у вашего огня.

Старый лесничий поклонился маршалу, а Мария Черни быстро подошла, взглянула маршалу в глаза и протянула руку. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка. Все молчали.

Мария Черни осторожно дотронулась до щеки маршала, провела пальцем по глубокому шраму и спросила:

— Это было очень больно?

— Да, — ответил, смешавшись, маршал, — это был крепкий сабельный удар.

Тогда она взяла его под руку и подвела к гостям. Она знакомила его с ними, смущенная и сияющая, как будто представляла им своего жениха. Шепот недоумения пробежал среди гостей.

Не знаю, нужно ли вам, читатель, описывать наружность Марии Черни? Если вы, как и я, были ее современником, то, наверное, слышали о светлой красоте этой женщины, о ее легкой походке, капризном, но пленительном нраве. Не было ни одного мужчины, который посмел бы надеяться на любовь Марии Черни. Быть может, только такие люди, как Шиллер, могли быть достойны ее любви.

Что было дальше? Маршал провел в доме лесничего два дня. Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех и пение и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах у Марии Черни. Кто знает? Может быть, это обнаженная рука на жестком эполете, пальцы, гладящие холодные волосы, заштопанный фрак Баумвейса. Это мужские слезы о том, чего никогда не ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает? И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Мария Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей той комнаты, что была свидетелем ее любви. И, может быть, наконец, это крик и беспамятство женщины, когда за окнами, в дыму факелов, при резких выкриках команды наполеоновские жандармы соскакивают с седел и входят в дом, чтобы арестовать маршала по личному приказу императора.

Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.

Все вокруг осталось по-прежнему. Все так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Все так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.

Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.

Но, шептал Баумвейс, несмотря на сердечную боль, он рад, что был участником этого случая и испытал волнение, какое редко выпадает на долю старого бедного тапера.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *