0

Выезд с прилегающей территории задним ходом

Данный проект был создан специально как учебное пособие в режиме"автошкола онлайн". Проект в первую очередь предназначен для тех, кто готовится к сдаче экзамена в ГИБДД

Водительские курсы на нашем проекте это новая методика изучения Правил дорожного движения.

Автор, щадя читателя, старался по возможности заменять текст информативными рисунками. Дабы изучение ПДД было более простым, удобным и наглядным.

Движение задним ходом – это нонсенс. Но этот «нонсенс» Правила разрешили, правда, ввели ограничение.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения.

Другими словами, водитель, двигающийся задним ходом – последний человек на дороге. Его статус, как это сегодня принято выражаться, ниже плинтуса. Он обязан уступать дорогу абсолютно всем – и тем, кто просто двигается, и тем, кто совершает другие манёвры. И это при условии, что у водителя есть стопроцентная возможность контролировать события на дороге, даже двигаясь задом наперёд.

Однако если такой возможности нет, самостоятельное движение задним ходом запрещено! В Правилах это требование сформулировано следующим образом:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Вот, например, сейчас, выезжая задним ходом из прилегающей территории, водитель ничего на дороге не видит. Это как раз тот случай, когда он обязан найти себе помощника.

Попытка выехать задним ходом самостоятельно в данном случае – нарушение Правил.

В отличие от разворота, манёвр «движение задним ходом» невозможно запретить разметкой или знаками. Таких знаков или разметки просто не существует. Но места, а точнее, зоны, в которых движение задним ходом запрещено, существуют. И Правила всё эти зоны чётко определили.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение задним ходом запрещается на перекрёстках и в местах, где запрещён разворот согласно пункту 8.11 Правил.

То, что Правила запретили движение задним ходом на перекрёстках, это понятно и логично. Только представьте! – водитель белого автомобиля вдруг вспомнил, что на перекрёстке ему надо было повернуть направо. И что же, разрешить ему сдавать назад через перекрёсток и поворачивать направо по траектории, показанной на рисунке жёлтым цветом!

Нет, такого Правила точно разрешить не могли.

Другое дело, если вы проскочили въезд во двор или в какую-нибудь другую прилегающую к дороге территорию. Как известно, пересечение с выездом из прилегающей территории Правила не считают перекрёстком, и здесь такой манёвр уместен и Правилами не запрещён.

Но только при условии, что не будут созданы помехи другим участникам движения!

На экзамене по этому поводу вам предложат несколько задачек.

Здесь вы частенько делаете ошибку, думая, что на рисунке изображён въезд в прилегающую территорию. Согласен, что, глядя на рисунок, можно так подумать. Но я с самого начала говорил: «Внимательность и ещё раз внимательность – вот основное качество водителя»! Читайте внимательно текст вопроса – там чёрным по белому написано «на перекрёстке»!

Можно ли вам на перекрёстке произвести разворот, двигаясь задним ходом?

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

Водитель случайно проехал нужный въезд во двор. Разрешено ли ему в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо?

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств.

Комментарий к задаче

Ученик. Ну, это-то точно въезд во двор! Так почему же правильный ответ третий?

Учитель. Первый ответ был бы правильным, если бы на вашем пути не было обозначенной остановки маршрутных ТС. Передним ходом через такую остановку можно ездить, а задним запрещено.

Воспроизведём ещё раз пункт 8.12:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение задним ходом запрещается на перекрёстках и в местах, где запрещён разворот согласно пункту 8.11 Правил.

С пунктом 8.11 мы только что познакомились в предыдущей теме «Развороты», и выглядит он так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

– на пешеходных переходах;

– на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

– на железнодорожных переездах;

– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

– в местах остановок маршрутных транспортных средств.

И вот во всех этих местах Правила запретили не только разворот, но ещё и движение задним ходом.

И согласитесь, такие ограничения вполне логичны. Все перечисленные в пункте 8.11 места это концентраторы опасности, и проезжая их, водители должны быть предельно внимательны. Какие уж тут манёвры.

Здесь я должен предостеречь вас от распространенной ошибки.

Многие водители, невнимательно прочитав пункт 8.12, считают, что движение задним ходом запрещено вообще везде, где запрещён разворот.

А, между тем, пункт 8.12 запрещает задний ход не везде, где запрещён разворот, а только в тех местах, которые перечислены в пункте 8.11.

А вот это уже принципиально важно, ибо есть ещё два случая, когда разворот запрещён, но в пункте 8.11 эти случаи не оговорены.

На этом участке дороги разворот запрещён знаком 4.1.1 «Движение прямо». Но этот знак не имеет никакого отношения к движению задним ходом! Этот знак может запрещать только повороты и развороты. И в пункте 8.11 эта ситуация не оговорена, и это как раз тот случай, когда разворот запрещён, а движение задним ходом НЕ запрещено.

Читайте также:  Блокировка кнопок на ноутбуке

Разрешено ли водителю движение задним ходом для посадки пассажира на этом участке дороги?

2. Разрешено, если водитель управляет легковым такси.

Знак 5.5 информирует водителей о том, что это дорога с односторонним движением и, следовательно, разворот запрещён (за это можно лишиться прав).

Но движение задним ходом НЕ запрещено! В пункте 8.11 эта ситуация не оговорена, а само движение задним ходом разрешено пунктом 8.12. Причём просто разрешено, без каких-либо оговорок (как на дорогах с двусторонним движением, так и на дорогах с односторонним движением).

Водитель случайно проехал нужный въезд во двор. Разрешено ли ему в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо?

2. Разрешено, если водитель управляет легковым такси.

И вот тут нам придётся затеять серьёзный разговор.

Дело в том, что с некоторых пор инспекторы ГИБДД начали нещадно наказывать водителей, использующих задний ход на дорогах с односторонним движением. Такое право предоставил инспекторам изменившийся Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП):

КоАП. Глава 12. Статья 12.16. Часть 3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Авторы КоАПа не уточнили, о каком движении идёт речь (передним ходом или задним), а, значит, имеется в виду любое движение во встречном направлении. И, следовательно, за любую попытку сдать назад на дороге с односторонним движением водителя можно штрафовать на 5000 рублей или даже лишить его прав на срок от четырех до шести месяцев.

Но это же противоречит здравому смыслу!

Представьте, что впереди вас кто-то припарковался слишком тесно, и его невозможно объехать, а сдавать назад запрещено даже на миллиметр.

Ну, и что теперь делать?

Именно поэтому Правила и разрешили движение задним ходом и, кстати, в Правилах ничего не изменилось, пункт 8.12 никто не отменял, и он по-прежнему разрешает использовать задний ход, в том числе и на дорогах с односторонним движением.

То есть нововведение в КоАПе не только противоречит здравому смыслу, оно ещё и противоречит Правилам. Как такое могло случиться! Как видим, могло. И объяснение подобным казусам, ставшее в наше время уже классикой, когда-то дал Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Чем оно было вызвано, это нововведение? Водители стали объезжать пробки по параллельным улицам, где заторов не было.

А заторов не было потому, что эти улицы были с односторонним движением в направлении противоположном пробкам.

И как прикажете с этим бороться? Ужесточить наказание, что и было сделано. Только по обыкновению законодатели не захотели ломать голову над точной редакцией нововведения, изложили, как получилось, и на том успокоились.

Но такое противоречие в различных нормативно-правовых актах (НПА) поставило в сложное положение не только водителей, но и мировых судей. Вот, например, как по поводу сложившейся ситуации высказался референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов:

«Действительно, движение по односторонним дорогам задним ходом на протяжении нескольких лет являлось актуальной проблемой в плане квалификации таких действий водителей. К сожалению, единого мнения на этот счет не было, и часто можно было столкнуться с тем, что в одном районе суд лишал права управления за подобные действия, а в соседнем – прекращал производство. А водители все активнее пользовались существующей «лазейкой» и объезжали по односторонним дорогам заторы».

По всей вероятности, под «лазейкой» в данном случае подразумевается пункт 8.12 Правил: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения».

Относительный порядок был наведён только после того, как в сложившуюся ситуацию вмешался Верховный Суд (ВС) и выпустил специальное Постановление, адресованное судьям (чтобы они одинаково судили) в котором говорится буквально следующее:

«Нарушение водителем требований любого дорожного знака, повлекшее движение управляемого им транспортного средства во встречном направлении по дороге с односторонним движением, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ (например, нарушение требований дорожных знаков 3.1 “Въезд запрещен”, 5.5 “Дорога с односторонним движением”, 5.7.1 и 5.7.2 “Выезд на дорогу с односторонним движением”).

При применении этой нормы следует иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 8.12 ПДД, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Нарушение водителем указанных выше условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ. По этой же норме следует квалифицировать действия водителя, выехавшего задним ходом на дорогу с односторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.1 “Въезд запрещен”, а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке – также и по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ».

В переводе на человеческий язык здесь сказано следующее:

1. Нещадно карать водителей за то, что они въезжают с перекрёстка (неважно, задним или передним ходом) на дорогу с односторонним движением и двигаются во встречном направлении.

2. На самой дороге с односторонним движением использование заднего хода НЕ запрещено при условии, что это вызвано объективной необходимостью.

Казалось бы, теперь водители могли вздохнуть свободнее, хотя некоторая неясность всё же осталась. Да, можно использовать задний ход при парковке и при объезде препятствия (это прямо указано в Постановлении ВС), но вот, например, можно ли сдать назад, подъезжая к пассажиру, или если водитель проскочил нужный ему въезд во двор. Кто будет решать, это объективная необходимость или субъективная? Водитель, инспектор, или Суд?

Читайте также:  Будет ли продолжение драгон эйдж

Во всяком случае, в Билетах ГИБДД ничего не изменилось, ни вопросы, ни ответы.

Разрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения?

2. Разрешено, но только до пешеходного перехода.

Комментарий к задаче

Как видим, правильный ответ – второй, несмотря на то, что в тексте вопроса ничего не говорится про «объективную необходимость».

В завершении хочу напомнить вам, что и разворот, и движение задним ходом запрещены на всём протяжении дорог, обозначенных

знаками 5.1 «Автомагистраль» и 5.3 «Дорога для автомобилей».

Но в Правилах об этом говорится не в 8-м разделе, а в 16-м.

Правила маневрирования

Маневрирование – это любые изменения направления движения транспортного средства. К ним относятся:

  • поворот;
  • разворот;
  • перестроение;
  • подъезд/отъезд к/от тротуару(-а);
  • съезд на обочину и выезд с нее на проезжую часть;
  • движение задним ходом.

Движение по закруглению дороги при отсутствующих иных направлениях для поворота маневром не считают.

Водитель вынужден постоянно совершать маневры. Особенно актуально это утверждение для населенных пунктов. Маневры на загородных дорогах осуществляются реже, однако, они более опасные по причине высокой скорости движения. Самым опасным маневром считается обгон. Правила его выполнения описаны в 11-ой главе ПДД.

Согласно требованиям Правил, водитель должен выполнять любой маневр таким образом, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения и обеспечить их безопасность. Прежде чем изменить направление движения, водитель должен уступить дорогу всем транспортным средствам, едущим в направлении, с которым может пересечься его путь. При этом уступать дорогу тем ТС, которые стоят на месте, не обязательно. Водители, отъезжающие от тротуара или начинающие движение с обочины, должны пропустить все движущиеся транспортные средства, включая те, которые уже выполняют маневры.

В некоторых ситуациях ТС, едущее в прямом направлении, обязано уступить дорогу тем, кто совершает маневр. Отдельные пункты Правил оговаривают эти случаи. Всего их пять:

  • проезд перекрестков (глава 13);
  • встречный разъезд на подъемах и спусках (пункт 11.7.);
  • пересечение с трамвайной линией вне перекрестка (пункт 18.1.);
  • отъезд от остановки маршрутного ТС (пункт 18.3.);
  • движение ТС с включенными проблесковыми маячками и сиреной (пункты 3.1., 3.2.).

Во всех остальных случаях, маневрирующий в обязательном порядке должен уступать дорогу.

Чтобы не стать помехой движению других ТС, водитель, собирающийся выполнить маневр, должен сначала посмотреть в зеркало заднего вида. Важно, чтобы зеркала были настроены так, чтобы хорошо отображать все, что происходит сбоку и сзади автомобиля. Убедившись в том, что он не помешает остальным участникам движения, водитель может приступать к исполнению действий, связанных с маневрированием.

Сигналы поворота

Пункт 8.1. ПДД обязывает водителей перед любым маневром, исключая движение задним ходом, подать соответствующий сигнал поворота, прежде чем повернуть руль в ту или иную сторону. Для этого используются специальные световые мигающие указатели, находящиеся спереди, сзади и по бокам ТС. Включаются сигналы поворота в ту сторону, куда должен повернуться руль. В случае неисправности или отсутствия световых указателей о намерении повернуть водитель сообщает при помощи вытянутой в нужном направлении руки. Требования подавать сигналы поворота являются обязательными во всех ситуациях, даже во время маневрирования на автостоянке или во дворе. Сигналы поворота не подаются при движении по закруглению дороги, которое не является маневром. В ситуации, когда имеется несколько направлений для езды, водитель должен оповестить других участников движения о том, в какую сторону он собирается направиться. Невключение сигнала поворота – это обозначение намерения двигаться прямо.

Сигналы поворота помогают внести ясность в дорожную ситуацию. Однако другие водители и пешеходы не обязаны пропускать ТС с включенным указателем поворота. Именно водитель, совершающий маневр, должен уступать дорогу. Подача сигнала поворота не дает ему преимущества в движении.

Привычка предупреждать окружающих о своих предстоящих маневрах во всех ситуациях значительно снижает риск попадания в ДТП.

Пункт 8.2. ПДД гласит, что сигналы поворота должны включаться заблаговременно до начала маневра и выключаться после его окончания. Сигнал рукой при отсутствующих или неисправных световых указателях также подается заблаговременно до начала маневра и прекращается перед его осуществлением по причине необходимости обеспечения безопасности вхождения ТС в поворот.

Пункт 8.2. также говорит о том, что в ситуации, когда намерения водителя могут быть поняты неоднозначно, следует воздержаться от подачи сигнала. Для этого необходимо выбрать правильный момент, когда он будет указывать на одно определенное действие.

Обычно указатели поворота отключаются автоматически по окончании маневра. Однако при небольших поворотах руля самостоятельное отключение может не произойти. Соответственно, водителю следует внимательно следить за тем, чтобы указатели поворота выключились. В этом ему помогут контрольные лампы на приборной панели и специальный звуковой сигнал.

При неисправности или отсутствии внешних световых указателей поворота водитель должен подавать сигналы, информирующие о его маневрах правой или левой (в зависимости от расположения руля) рукой, вытянутой в сторону или согнутой в локте. При неисправности задних тормозных фонарей, стоп-сигналов, при каждом торможении подается сигнал в виде поднятой вверх руки.

Дорога и прилегающая территория

Восьмая глава ПДД также описывает порядок движения в местах выезда с прилегающих территорий на дорогу. Прилегающая территория находиться справа или слева от дороги. Для того, чтобы попасть на нее, необходимо совершить поворот, то есть осуществить маневр. В этой ситуации согласно пункту 8.3. и изложенному в нем общему правилу маневрирования преимущество имеют те участники движения, которые едут прямо. Перед поворотом на прилегающую территорию необходимо уступить дорогу:

  • всем встречным ТС (при повороте налево);
  • пешеходам, движущимся по тротуару или обочине;
  • велосипедистам, едущим по велосипедной дорожке или краю проезжей части во встречном или попутном направлении.
Читайте также:  Вайн в инстаграме что это

Пункт 1.2. Правил содержит определение главной дороги, согласно которому прилегающая территория всегда второстепенна по отношению к дороге. Именно поэтому водитель, выезжая с нее и собираясь влиться в общий транспортный поток, должен пропустить всех других участников движения, включая велосипеды и мопеды, а также пешеходов. Осуществить поворот с прилегающей территории налево всегда сложнее, чем направо. Ведь в такой ситуации необходимо пропустить не только ТС с левой, но и с правой стороны.

Поворот с прилегающей территории или на перекрестке считается безопасным, если дорога на которую совершается поворот свободна от ТС в населенном пункте в пределах 70 метров, вне населенного пункта – в пределах 150 метров. Для того, чтобы не ошибиться и определить расстояние на глаз можно обратить внимание на опоры уличного освещения. Они устанавливаются на расстоянии 35-40 метров друг от друга. Соответственно, в городе безопасным расстоянием считается два промежутка между соседними фонарными столбами, загородом – четыре таких промежутка. При отсутствии уличного освещения на загородной дороге можно ориентироваться на знаки «Пересечение с второстепенной дорогой» или «Примыкание второстепенной дороги». Они устанавливаются на расстоянии до перекрестка не менее 150 метров.


Вышеприведенные ориентиры рассчитаны на то, что приближающееся ТС едет с максимальной разрешенной скоростью. Если его скорость меньше, то повернуть на дорогу можно и на меньшем до него расстоянии. Оценка скорости приближающегося ТС производится следующим образом. На него следует посмотреть как минимум два раза. Если за время, прошедшее между первым и вторым взглядом, положение ТС изменилось незначительно, значит его скорость невелика. Если после первого взгляда ТС стало намного ближе, чем до этого, значит оно едет с большой скоростью.

Правила дорожного движения:

1.2. …«Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий….

Правила дорожного движения:

8.3. При выезде не дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Первый автомобиль проехал въезд во двор и движется задним ходом, чтобы осуществить въезд передом. Второй автомобиль выезжает на дорогу из двора.

Кто должен проехать первым в такой ситуации?

Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора

Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.

Пункт 8.3 ПДД
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.

Термин «Уступить дорогу»
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Если первый автомобиль продолжит движение он вынудит изменить скорость или направление второго автомобиля. Требование «Уступить дорогу» выполнено не будет.

Пока открыт вопрос, распространяется ли требование «Уступить дорогу» по отношению к автомобилю, который едет задним ходом и есть ли у него преимущество?

Требования ПДД для движения задним ходом

Движение задним ходом должно выполнятся в соответсвии с пунктом 8.12 Правил.

Пункт 8.12
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещается разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Движение задним ходом мимо выезда с прилегающей территории не запрещено. Имеет ли преимущество автомобиль движущийся задним ходом?

Из пункта 8.12 видим, чтобы начать двигаться назад должны быть выполнены определенные условия. В противном случае движение задним ходом запрещено.

«Уступить дорогу» против «не создаст помех»

  • «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термин, «не создаст помех» в контексте пункта 8.12 — общее условие в буквальном смысле;
  • «Опасность для движения» — термин, безопасный маневр — общее условие в буквальном смысле.

Правила дорожного движения основаны на Конвенции о дорожном движении. Когда возникают сомнения в толковании всегда можно обратиться к «вышестоящему» документу.

Цитата из Конвенции о дорожном движении
2. Водитель, который намерен выполнить разворот или дать задний ход, должен убедиться в том, что он может выполнить этот маневр, не подвергая опасности других пользователей дороги и не мешая им.

Как видите, никакой связи с терминами, определяющими приоритет при пересечение траекторий нет.

В данной ситуации не стоит вопрос приоритета, то есть когда у одного автомобиля преимущество, у другого требование уступить дорогу. Здесь вопрос разрешено или нет в принципе движение автомобиля задним ходом.

Движение задним ходом никак не должно мешать другим участникам движения.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *